Проектирование и сооружение перехода через водную преграду

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование и сооружение перехода через водную преграду

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Атырауский институт нефти и газа

Факультет: Механический

Кафедра: «Технологические машины и оборудование»





Курсовой проект

по дисциплине:

Сооружение подводных нефтегазопроводов

На тему:

Проектирование и сооружение перехода через водную преграду



Выполнил: ст. гр. МТТ-09к/о

Данкенов М.Г.

Проверил: доц. Абишев М.Н.





Атырау 2012

Содержание

Введение

. Задание на курсовое проектирование

. Расчет толщины стенки трубопровода

. Проверка толщины стенки трубопровода

.1 Проверка на прочность трубопровода в продольном направлении

.2 Проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода

. Расчет устойчивости трубопровода на водном переходе

. Расчет тягового усилия, подбор троса и тягового механизма

5.1 Первый этап расчета предельного сопротивления трубопровода

.2 Второй этап расчета предельного сопротивления трубопровода

.3 Третий этап расчета предельного сопротивления трубопровода

Заключение

Список литературы

Введение

Магистральные трубопроводы пересекают, как правило, большое число препятствий двух видов: естественные и искусственные.

Под естественными понимают препятствия, сформировавшиеся на земной поверхности без участия человека; под искусственными понимают препятствия, появившиеся в результате деятельности человека.

К естественным препятствиям относятся: реки, озера, болота, пруды, ручьи, овраги и т.п.; к искусственным - населенные пункты, каналы, искусственные водохранилища, железные и автомобильные дороги и т.п.

При решении вопроса о способе преодоления препятствий, как правило, приходится решать не только конструкторские и технологические, но и экономические вопросы. Так, при необходимости пересечь трубопроводом реку можно применить подземную схему.

Подводные переходы трубопроводов через водные преграды следует проектировать на основании данных гидрологических, инженерно-геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районе строительства ранее построенных подводных переходов, существующих и проектируемых гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте перехода, перспективных дноуглубительных и выправительных работ в заданном районе пересечения трубопроводом водной преграды и требований по охране рыбных ресурсов.

В данном курсовом проекте ставится цель - расширение и закрепление материала полученного при изучении дисциплины «Сооружение и ремонт магистральных газонефтепроводов».

Основная задача - изучение методики расчета на устойчивость трубопровода на водном переходе через реку, а так же расчета тягового усилия необходимого для протаскивания трубопровода.

Данный курсовой проект состоит из шести глав. Вторая и третья главы посвящены расчету толщины стенки трубопровода и проверки на прочность трубопровода в продольном направлении, а также сделана проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода.

При проектировании подводного перехода через водные преграды обязательно должен выполняться расчет против всплытия трубопровода. Данный вопрос раскрывается в четвертой глава курсового проекта.

При прокладке подводных трубопроводов наиболее распространенный способ является способ протаскивание его по дну с помощью заранее уложенного троса. В пятой главе определяется тяговое усилие троса и подбор тягового средства.

Одним из способов строительства переходов трубопроводов через водные преграды является способ наклонно-направленного бурения (ННБ). Шестая глава курсового проекта рассматривает этот метод.

1. Задание на курсовое проектирование


Рассчитать устойчивость трубопровода на водном переходе через реку. Рассчитать тяговое усилие, подобрать трос и тяговый механизм.

Исходные данные для расчета:

-  наружный диаметр трубопровода Dн = 820мм;

-       давление в трубопроводе Р= 5,5 МПа;

-       средняя скорость течения воды Vср= 0,75 м/с;

-       длина перехода Lтр= 75 м;

-       грунт - глина rгр= 1800 кг/м3;

-       ;

-       ;

-       плотность бетона rбет= 2400 кг/м3;

-       плотность чугуна rчуг= 7500 кг/м3;

-       плотность битума rбит= 1040 кг/м3;

-       плотность воды rв= 1075 кг/м3;

-       плотность футеровки rфут= 650 кг/м3.

2. Расчет толщины стенки трубопровода


Методика определения толщины стенки труб магистрального трубопровода, основана на принципе предельных состояний.

За предельное состояние, при котором трубопровод перестает удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, принимается состояние разрушения. Поэтому расчетное сопротивление определяется, исходя из временного сопротивления материала труб.

Данные курсовой работы:

Dн = 820 мм;

Рв = 5,5МПа.

Выберем трубы стальные электросварные прямошовные диаметром 530-1020 мм. Для стенки трубы выбираем материал - сталь ТУ 14-3-1270-84 марки 17ГС (Челябинский трубный завод) со следующими характеристиками: временное сопротивление разрыву sв=510 МПа, предел текучести sт=353 МПа, коэффициент надежности по металлу трубы к1=1,47.

) При отсутствии продольных осевых сжимающих напряжений толщина стенки определяется по формуле:

 мм (2.1)

где - коэффициент надежности по нагрузке от внутреннего давления, определим np = 1,0

р - внутреннее давление в трубопроводе, МПа;

- наружный диаметр трубопровода, мм;

R1 - расчетное сопротивление материала трубы, МПа.

R1 рассчитаем по формуле:

 (2.2)

где - нормативное сопротивление материала, зависящее от марки стали, и в расчетах принимаем =sв=510 МПа

m - коэффициент условий работы трубопровода, согласно для второй категории трубопроводов m=0,75.

к1 - коэффициент надежности по металлу, для данной марки стали к1=1,47;


 МПа

Тогда расчетная номинальная толщина стенки равна:


Принимаем δ=8,5мм.

) При наличии продольных осевых сжимающих напряжений толщину стенки следует определять по формуле:

 (2.3)

где y1 - коэффициент двухосного напряженного состояния металла труб и определяемый по формуле:

 (2.4)

где - продольное осевое сжимающее напряжение, МПа, определяемое от расчетных нагрузок и воздействий с учетом упругопластической работы металла труб в зависимости от принятых конструктивных решений.

 (2.5)

где at - коэффициент линейного расширения металла, at=1,2×10-5 1/0С

Е - модуль Юнга, Е=2,06×105 МПа;

Dt - расчетный перепад температур;

m - коэффициент Пуассона, m=0,3;

DВН - внутренний диаметр трубопровода.

мм

Предельно допускаемый перепад температур вычислим по формулам:

Положительный

0С,

Отрицательный

0С.

Найдем значение sпр.N - при δ = 8,5мм:


Рассчитаем значение коэффициента двухосного напряженного состояния для sпр N(+)<0 (при sпр N(-)>0 y1=1 и этот случай уже рассчитан):


Тогда при наличии продольных осевых сжимающих напряжений толщину стенки будет равна:


Окончательно принимаем толщину стенки δ = 8,5мм.

3. Проверка толщины стенки трубопровода

Подземные и наземные (в насыпи) трубопроводы проверяют на прочность и деформацию в продольном направлении

 

.1 Проверка на прочность трубопровода в продольном направлении


Проверку на прочность подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов в продольном направлении следует производить из условия

 (3.1.1)

где sпр.N - продольное осевое напряжение от расчетных нагрузок и воздействий, МПа, определяемое согласно (3.1.1)

ψ2 - коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб, при растягивающих осевых продольных напряжениях (sпр.N ³ 0) принимаемый равным единице, при сжимающих (sпр.N < 0) определяемый по формуле

 (3.1.2)

sкц - кольцевые напряжения от расчетного внутреннего давления, МПа, определяемые по формуле:

 (3.1.3)

Итак


Тогда:

, при sпр.N < 0

 при sпр.N ³ 0

Как видно из последних неравенств условия проверки трубопровода на прочность в продольном направлении выполняются.

 

.2 Проверка недопустимых пластических деформаций трубопровода


Для предотвращения недопустимых пластических деформаций подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов проверку необходимо производить по двум условиям:

 (3.2.1)

 (3.2.2)

где  - максимальные (фибровые) суммарные продольные напряжения в трубопроводе от нормативных нагрузок и воздействий, определяемые согласно (3.2.2)

y3 - коэффициент, учитывающий двухосное напряженное состояние металла труб; при растягивающих продольных напряжениях  принимаемый равным единице, при сжимающих  - определяемый по формуле:

 (3.2.3)

где m - коэффициент условий работы трубопровода, согласно второй категории трубопроводов m=0,75;

кн - коэффициент надежности по назначению, для трубопровода с условным диаметром 820 мм и внутренним давлением от 5,4 до 7,5 МПа кн=1

- нормативное сопротивление материала, зависящее от марки стали, в расчетах принимается =sт=353 МПа (3.2.4)

 - кольцевые напряжения от нормативного (рабочего) давления, МПа, вычислено выше

Проверим выполнение первого условия:

, условие выполняется.

Теперь проверим выполнение второго условия, для этого найдем ψ3:

Определим максимальные суммарные продольные напряжения в трубопроводе по формуле:

 (3.2.5)

где ρ- минимальный радиус упругого изгиба оси трубопровода,

Тогда максимальные суммарные продольные напряжения в трубопроводе для:

-  положительного перепада температур:


-  отрицательного перепада температур:


Проверим выполнения условия:

при <0,

 

, выполняются оба условия

при >0,


, выполняются оба условия.

трубопровод тяговый устойчивость деформация


4. Расчет устойчивости трубопровода на водном переходе


Уравнение устойчивости подводного трубопровода согласно СНиП 2.05.06-85* имеет следующий вид

 (4.1)

где nб - коэффициент надежности по материалу балластировки, nб=0,9 для железобетонных пригрузов;

кн.в - коэффициент надежности против всплытия, кн.в=1,1 для русловых участков переходов при ширине реки до 200 м;

qизг - расчетная нагрузка, обеспечивающая упругий изгиб трубопровода соответственно рельефу дна траншеи.

qв - расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод;

qверт - величина пригруза, необходимая для компенсации вертикальной составляющей Ру воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода,

qверт = Ру;

qг - величина пригруза, необходимая для компенсации горизонтальной Рх составляющей воздействия гидродинамического потока на единицу длины трубопровода, qгх /к;

к - коэффициент трения трубы о грунт при поперечных перемещениях, к=0,4;

qдоп - нагрузка от веса перекачиваемого продукта, qдоп=0 т.к. рассчитывается крайний случай - трубопровод без продукта;

qтр - расчетная нагрузка от собственного веса трубопровода;

Расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод

 (4.2)

где Dн.ф. - наружный диаметр футерованного трубопровода.

На подводном переходе применяется двойная изоляция, т.е. два слоя изоляционной ленты и два слоя обертки. Для изоляции трубопровода выбираем изоляционную ленту «Поликен» толщиной δи.л.=0,635 мм, плотностью ρи.л.=1046 кг/м3 и обертку «Поликен» толщиной δоб.=0,635 мм, плотностью ρоб.=1028 кг/м3 .


Горизонтальная составляющая гидродинамического воздействия потока

 (4.3)

Сх-гидродинамический коэффициент лобового сопротивления, зависящий от числа Рейнольдса и характера внешней поверхности трубопровода.

 (4.4)

где Vср - средняя скорость течения реки, Vср=0,75 м/с

νв - вязкость воды,

νв =1,31 10-6 м2


Для офутерованного трубопровода и 105<Re<107 коэффициент Сх=1,0.


Вертикальная составляющая гидродинамического воздействия потока

 (4.5)

Су - коэффициент подъемной силы, Су=0,55


Расчетную нагрузку от собственного веса трубопровода рассчитаем по следующей формуле

qтр = nсв (qмн + qизн+qфутн) (4.6)

где nсв - коэффициент надежности по нагрузкам от действия собственного веса, nсв=0,95

qмн - нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы;

qизн -нормативная нагрузка от собственного веса изоляции;

qфутн - нормативная нагрузка от собственного веса футеровки.

Нормативная нагрузка от собственного веса металла трубы

 (4.7)

gм - удельный вес металла, из которого изготовлены трубы (для стали gм=78500 Н/м3

DН - наружный диаметр трубопровода, м;

DВН - внутренний диаметр трубопровода, м;


Нормативная нагрузка от собственного веса изоляции

 (4.8)

qи.л.н - нормативная нагрузка от собственного веса изоляционной ленты;

qобн - нормативная нагрузка от собственного веса обертки.

qи.л.низ×p×DН×g×dи.л.×rи.л. (4.9)

qобниз×p×DН×g×dоб×rоб (4.10)

киз - коэффициент, учитывающий величину нахлеста, при двухслойной изоляции (обертки), киз=2,3 [2].

qи.л.н =2,3×3,14×0,820×9,81×0,635×10-3×1046=38,59 Н/м

qобн =2,3×3,14×0,82×9,81×0,635×10-3×1028=37,92 Н/м

Тогда


Нормативная нагрузка от собственного веса футеровки

 (4.11)

где rфут - плотность деревянной футеровки;

Dн.ф - наружный диаметр офутерованного трубопровода;

Dн.и - наружный диаметр изолированного трубопровода;

н.и=DН+4×dи.п+4×dоб=820+4×0,635+4×0,635=825,08 мм.


qтр = 0,95∙(1701+76,51+425,69)=2093,04 Н/м.

Теперь определим дополнительную выталкивающую силу за счет изгиба трубопровода

 (4.12)

Где

 (4.13)

J- осевой момент инерции поперечного сечения трубы


Таким образом, величина пригрузки трубопровода в воде, равна:


Определим расстояние между пригрузами и их число.

Для балластировки трубопровода выбираем железобетонные кольцевые пригрузы, марка УТК 1020-24-2 массой 4048 кг, объемом 1,76 м3 , толщина груза =0,200м, ширина груза 2,4м, наружный диаметр  =1,50м

Расстояние между пригрузами

 (4.14)

где Qг - масса груза;

Vг - объем груза;


Число пригрузов


Принимаем количество пригрузов Nг=21 шт.

 


5. Расчет тягового усилия, подбор троса и тягового механизма


Расчет тягового усилия ведем из условия

 (5)

где Тр - расчетное тяговое усилие;

mтяг - коэффициент условий работы тягового устройства, mтяг=1,1 при протаскивании лебедкой;

Тпр - предельное сопротивление трубопровода на сдвиг.

Расчет предельного сопротивления трубопровода на сдвиг можно разбить на три этапа.

5.1     Первый этап расчета предельного сопротивления трубопровода

Трогание трубопровода с места на берегу.

Усилие протаскивания определим по формуле:

Tпр=qi ×f × L + C + Eпас (5.1.1)

где qi - вес полностью снаряженного трубопровода единичной длины в воздухе (металл трубы, изоляция, футеровка, балластировка);

f - коэффициент трения трубопровода о грунт при продольных перемещениях, который можно в первом приближении принять равным тангенсу угла внутреннего трения грунта, для глин tg jгр=0,287;

С - сопротивление трубопровода сдвигу, обусловленное сцеплением грунта;

Епас - пассивный отпор грунта.

qi =nсв (qмн +qизн + qфутн) +nб qбалн. (5.1.2)

Рассчитаем нормативный вес балластировки в воздухе

 (5.1.3)

ρб - плотность материала пригрузки (бетон), ρб=2400 кг/м3;


Вес единицы длины трубопровода в воздухе

qi= 0,95×( 1701+76,51+425,69)+0,9×11218 = 12189,24 Н/м.

Теперь определим сопротивление трубопровода сдвигу по формуле

С=L×cгр×iтр, (5.1.4)

cгр - сцепление грунта, для глин cгр=19,5 кПа;

iтр - длина части окружности трубы, врезавшейся в грунт,

iтр= 0,3×Dн.ф = 0,3×0,875 = 0,2625 м.

С = 60×19500×0,2625 = 307125 Н.

Пассивный отпор грунта врезающимися в него неровностями на поверхности трубы:

 (5.1.5)

где Nг - число выступающих элементов на поверхности трубы

iг - длина хорды той части пригруза, которая погружена в грунт;

ρгр - плотность грунта rгр= 1800 кг/м3;

tг - толщина пригруза =0,200м;

jгр - угол внутреннего трения грунта, для суглинка принимаем jгр=160 [2].

 (5.1.6)

Dн.г - наружный диаметр груза, Dн.г=1,50 м.


Усилие протаскивания

Тпр=12189,24 ×0,287×75+307125+276734,61= 846233,001 Н.

5.2     Второй этап расчета предельного сопротивления трубопровода

а) по берегу:

Тпр=qi×f×L (5.2.1)

Тпр=12189,24 ×0,287×75= 262373,391 Н

б) в воде по дну траншеи:

Тпр=qiв× fв×L (5.2.2)

где fв - коэффициент трения трубопровода о грунт в воде, ориентировочно fв=0,8×tg jгр=0,8×tg 160=0,229;

qiв - вес единицы длины протаскиваемого трубопровода в воде.

qiв=qм +qиз +qфут +qбал.в-qв=qi - qв

Тпр= 5846,74 ×0,229×75 = 100417,76 Н

5.3     Третий этап расчета предельного сопротивления трубопровода

Третья стадия - трогание трубопровода с места, после вынужденной (более одного часа) остановки протаскивания.

Определяем усилие протаскивания при балластировке одиночными грузами:

Тпр= qiв× fв ×L +Епас.в+qпс×Sпс (5.3.1)

где Епас.в - пассивный отпор грунта в воде;

qпс - интенсивность «присоса» трубопровода ко дну подводной траншеи, в суглинках qпс=0,3 кН/м2;

Sпс - площадь поверхности контакта трубопровода и пригрузов с грунтом.

 (5.3.2)

гдесгр.в - сцепление грунта в воде, для футерованного трубопровода.

сгр.в=0,1× сгр=0,1×19,5= 1,95кПа

Sпс=iтр×L=0,2625×75=19,69 м2

Тпр=5846,74 ×0,229×75+34284,065+300× 19,69 = 140608,82 Н.

Наибольшее предельное сопротивление трубопровода на сдвиг наблюдается при трогании с места на берегу, поэтому для определения расчетного тягового усилия будем использовать Тпр=872588,673 Н.

Определим расчетное тяговое усилие Тр

Тр=mтяг×Тпр (5.3.3)

где mтяг - коэффициент условий работы при протаскивании лебедкой, mтяг =1,1.

Тр=1,1×872588,673 = 959847,54 Н =959,8 кН

Данное тяговое усилие обеспечивает лебёдка ЛП - 151 с тяговым усилием 1500 кН. Диаметр троса лебедки 60,5 мм. Проверим трос на разрыв. Условие проверки

 (5.3.4)

где mт - коэффициент условий работы, mт=1,1

nт - коэффициент надежности по нагрузке от тягового усилия, nт=2

kод - коэффициент однородности троса, kод=1 (трос новый)

tт.с - коэффициент тросового соединения, tт.с=0,7 (через крюк)

 кН

Трос диаметром 60,5 мм данное тяговое усилие не обеспечивает.

Принимаем протаскивание через блок, усилие делится пополам.

По табл.14 выбираем трос диаметром 60,5 мм для которого Rтр=1895 кН.

Rпр= 2Rтр =2×1895=3790 кН >3110,8 кН

Условие выполняется.

 


Заключение


Все проектные и монтажные работы должны выполняться согласно нормативным документам, таким как:

-  Магистральные трубопроводы - СниП 2.05.06-85*

-       Сооружение подводных переходов - СП 108-34-96

-       Балластировка, обеспечение устойчивости положения газопроводов на проектных отметках - СП 107-34-96

-       Организация строительства. - СП 102-34-96

-       Подготовка строительной полосы. - СП 103-34-96

-       Производство земляных работ - СП 104-34-96

-       Производство сварочных работ и контроль качества сварных соединений - СП 105-34-96 и многими другими.

В результате проделанной работы, была достигнута цель, был увеличен информационный объем знаний в изучаемой дисциплине. Был изучен и разобран расчет перехода трубопровода через водную преграду.

Список литературы


1. Айнбиндер А.Б., Камерштейн А.Г. Расчет магистральных трубопроводов на прочность и устойчивость. Справочное пособие. М., Недра, 1982, 341с.

. Бабин Л.А., Быков Л.И., Волохов В.Я. Типовые расчеты по сооружению трубопроводов. М., «Недра», 1979, 176с.

. Бородавкин П.П., Березкин В.Л. Сооружение магистральных трубопроводов: Учебник для вузов. - 2-е издание, перераб. И доп. - М.: Недра, 1987. - 471с.

.   ГОСТ 25100-95 Классификация грунтов.

Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов (ВНТП 2 - 86).

.   СНиП 2.05.06 - 85 Магистральные газопроводы

.   СНиП 2.01.07 - 87 Нагрузки и воздействия.

7.       СНиП 2.04.12 - 86 Расчет на прочность стальных трубопроводов.

.        Тугунов П.И., Новоселов В.Ф. и др., Типовые расчеты при проектирование и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов. Учебное пособие для ВУЗов. - Уфа: «Дизайн-ПолиграфСервис», 2002. - 658с.

.        ВН 39 - 1.9 - 004 - 98 Инструкция по проведению гидравлических испытаний трубопроводов повышенным давлением.

.        СП 108-34-97 Сооружение подводных переходов.

Похожие работы на - Проектирование и сооружение перехода через водную преграду

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!