Создание информационной системы управления заказами туристической фирмы ООО 'Акварели'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,27 Мб
  • Опубликовано:
    2012-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Создание информационной системы управления заказами туристической фирмы ООО 'Акварели'

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

.1 Роль автоматизированных систем в туристической сфере

.2 Программное обеспечение для автоматизации туристической фирмы

.3 Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Access

. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ В ТУРИСТИЧЕСКУЮ ФИРМУ

.1 Проектирование и планирование в Microsoft Project

.2 Проектирование разработки и внедрения базы данных в туристическую фирму

.3 Расчет экономической эффективности использования программного продукта

. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «АКВАРЕЛИ»

.1 Проектирование базы данных

.2 Реализация базы данных ООО «АКВАРЕЛИ» в Microsoft Access

.3 Создание запросов, форм и отчетов

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Для целого ряда стран и регионов туризм служит источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест, расширению международных контактов и т.д. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Все это полностью объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

По сравнению со значением туризма для развитых стран его важность для национальной экономики Украины пока не столь велика, что объясняется отсутствием в нашей стране организованной на должном уровне индустрии туризма как единой системы, способствующей деятельности на международном туристском рынке, влияющей на формирование туристских потоков и позволяющей осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов. В настоящее время отечественная индустрия туризма, в которой были использованы «лежащие на поверхности» резервы развития, нуждается в методах управления, которые дадут ей возможность выжить в конкурентной борьбе на мировом туристском рынке.

Один из путей преодоления проблемы - использование современных информационных технологий управления.

База данных - это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определенной теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой ее части. Кроме данных база данных может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей оперировать только теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.

Целью данной работы является автоматизация работы туристической фирмы ООО «Акварели» по выдаче туров.

Объектом исследования является ООО «Акварели» в городе Одесса.

Основной задачей данной работы является создание базы данных, позволяющей вести электронное управление заказами туристической фирмы, который будет содержать информацию о клиентах, бронировании путевок и их продаже. При проектировании информационной системы были поставлены также задачи: разработать ее для клиента туристической фирмы. ИС должна быть проста в использовании и предельно понятна для сотрудников. Клиент не может вносить изменения в структуру таблиц и схему данных.

ИС «Туристическая фирма ООО «Акварель»» должна обеспечивать выполнение следующих основных функций:

·        Ведение справочников номенклатуры услуг, туров, стран, заказов, клиентов, транспорта, отелей;

·        Вывод информации о стоимости туров;

·        Вывод информации о турах в определенные страны с определенной длительностью пребывания;

·        Ведение истории заказов клиентов.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что разработка и внедрение автоматизированной системы работы с клиентами турфирмы предопределит успешную реализацию качественного туристского продукта потребителю и явится одним из основных источников существования туристического предприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ


1.1 Роль автоматизированных систем в туристической сфере


Туризм, как отрасль народного хозяйства страны, может быть производительным и очень прибыльным при решении комплекса вопросов, удовлетворяющих, с одной стороны интересы регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода, и с другой стороны - интересы конечных потребителей услуг - туристов из всех стран мира. Именно из-за высокой доходности туризма, особенно международного, правительства многих стран активно участвуют в создании туристской инфраструктуры.

Туризм, кроме того, ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса, городского хозяйства и других.

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества туристского продукта, невозможного без внедрения в туристических компаниях современных систем автоматизации деятельности.

Как и многие другие отрасли экономики, туризм изначально базировался на договорённостях людей между собой и не был автоматизирован. Но со временем количество путешествующих несоизмеримо выросло, и постепенно появилась потребность в автоматизации различных процессов, происходящих в туризме. Туризм, как и другие сферы бизнеса, весьма сложен и состоит из целого ряда разнородных процессов, происходящих одновременно и иногда связанных весьма неоднозначными закономерностями.

Автоматизация и широкое применение электронной техники становятся одной из актуальнейших задач в отрасли туризма. Создание мощных компьютерных систем бронирования средств размещения и транспорта, экскурсионного и культурно-оздоровительного обслуживания, внедрение новейшей технологии в сферу туризма, информация о наличии и доступности тех или иных видов поездок, маршрутов, туристского потенциала стран и регионов -весь комплекс этих вопросов с учетом развития интеграционных процессов ставится в повестку дня текущей и будущей деятельности Всемирной туристской организации.

Сейчас в нашей стране сложилась благоприятная ситуация для автоматизации туристской деятельности по сравнению с ситуацией, которая наблюдалась в 80-е годы XX в.:

·        Украина стала полноправным участником мирового рынка информационных технологий, поэтому в любом проекте можно использовать весь спектр имеющихся в мире разработок, ограничением является лишь стоимость той или иной продукции;

·        практически нет ограничений со стороны технического обеспечения. Вычислительные возможности, возможности хранения и передачи (обмена) информации, построения дружественного интерфейса столь велики, что качество и технологичность разработок зависят в основном от квалификации разработчика;

·        рынок технических средств перенасыщен, поэтому есть возможность выбора оборудования с любыми параметрами, как по функциональным возможностям, так и по качеству, цене, дизайну и пр.;

·        расширение рынка комплексных типовых информационных технологий и отдельных элементов этих технологий, снижение их средней цены, расширение спектра решаемых ими задач позволяет строить информационные технологии с использованием типовых элементов, добиваясь эффективных результатов при ограниченных инвестициях.

В украинской отрасли разработка информационных технологий, как правило, ограничивается формированием программных продуктов по оформлению документов, их систематизации на уровне секретарской работы и, в лучшем случае, автоматизацией рутинных процессов и созданием локальных баз данных для удовлетворения узких практических потребностей. Создание сквозной информационной технологии, позволяющей объединить работу всех звеньев организации, сформировать архивы с быстрым и гибким доступом к информационным ресурсам, является для многих турфирм лишь перспективой из-за того, что эффект от внедрения таких или аналогичных ИТУ несопоставим с затраченными инвестициями.

Однако мировой опыт показывает, что пренебрежение к совершенствованию технологий информационных процессов губительно для любой организации

1.2 Программное обеспечение для автоматизации туристической фирмы


Внутренние процессы каждой турфирмы своеобразны и обычно решаются целым комплексом средств, индивидуальным для каждой конкретной компании. Обычно компании имеют внутренние сети, в которых функционируют определённые службы, помогающие сотрудникам оперативно получать нужную информацию и реагировать на неё.

Итак, почти все сферы деятельности туристической компании имеют средства автоматизации, позволяющие улучшить, ускорить работу и сделать её более качественной. Исключением из этих автоматизированных областей является последний этап в жизни турпродукта - продажа его частному клиенту.

Индустрия туризма за последнее десятилетие подверглась сильному влиянию компьютерных технологий. В настоящее время даже небольшие турфирмы в состоянии использовать компьютеры для автоматизации как основных, так и вспомогательных функций.

Туристская индустрия идеально приспособлена для внедрения компьютерных технологий. Для нее требуются системы, в кратчайшие сроки, предоставляющие сведения о доступности транспортных средств и возможностях номерного фонда гостиниц, обеспечивающие быстрое резервирование и внесение корректив, а также автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг: формирование таких документов, как билеты, счета, путеводители, обеспечение справочной информацией и т.д.

В украинской туристской отрасли разработка информационных технологий, как правило, ограничивается формированием программных продуктов по оформлению документов, их систематизацией на уровне секретарской работы и в лучшем случае автоматизацией рутинных процессов и созданием локальных баз данных для удовлетворения узких практических потребностей.

Однако мировой опыт показывает, что пренебрежение к совершенствованию технологии информационных процессов губительно для любой организации.

Все информационные технологии управления, используемые в туристской индустрии, можно подразделить на классы (Рис. 1.1).

Рис. 1.1 Информационные технологии управления в туризме

Основные задачи автоматизации туристической фирмы:

·        существенное уменьшение времени принятия решений, связанных с обработкой больших массивов данных;

·        упрощение процессов подготовки материалов, содержащих разноплановую информацию, поступающую из разных источников и разных баз данных;

·        накопление данных в единой информационно-технологической среде

·        преемственность технологических приемов при смене персонала.

Современный процесс внедрения вычислительной техники идет от автоматизации отдельных функций, выполняемых персоналом организации, к охвату всей сферы ее деятельности и далее к системной автоматизации.

Выбор турфирмами программных продуктов и специфика их использования зависят от ряда факторов, в частности:

·        от направления деятельности турфирмы, совокупности решаемых задач, исходной технологии, принятой на турфирме, суммарного объема продаж, финансового состояния турфирмы;

·        от осведомленности руководства турфирмы о программном обеспечении, существующем на рынке информационных технологий управления в туризме, о его достоинствах и недостатках;

·        от режима работы компьютеров (автономный или сетевой).

В настоящее время сформировались следующие направления развития информационных технологий в туризме:

·        внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

·        использование систем управления базами данных;

·        внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;

·        внедрение мультимедийных маркетинговых систем;

·        использование Интернета.

Разработка и внедрение новых достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий в туризме происходят с учетом следующих основных принципов:

·        наиболее современные разработки выполнены (или проектируются) в режиме online по принципу «без бумажного офиса»;

·        основной идеологией систем является замкнутый технологический цикл «клиент - турагент - туроператор - услуга - анализ»;

·        на рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и для конкретной фирмы по ее заказу - специальные системы;

·        многие предлагаемые системы совместимы друг с другом и выполнены в виде автоматизированного конкретного рабочего места или локальных внутриофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в Интернет;

·        повсеместно используются новые интерактивные возможности лазерных мультимедийных технологий на CD-ROM;

·        все предлагаемые технологии для автоматизации туристского офиса обеспечены сервисным обслуживанием, включая обновление, консалтинг, обучение персонала, гарантийное обслуживание;

·        интенсивно обновляются программные продукты для работы в среде Windows;

·        локальные прикладные программы и локальные системы бронирования и резервирования объединяются в национальные и затем интегрируются в международные сети;

·        наиболее быстрыми темпами идет использование Интернета для формирования, продвижения и реализации туристского продукта.

Мировой опыт свидетельствует, что фактором, определяющим успех деятельности любой организации индустрии туризма на туристском рынке, является время обслуживания клиентов. Выигрывает тот, кто в состоянии предоставить клиенту весь комплекс услуг в режиме реального времени. Возможность ведения бизнеса в подобном режиме напрямую связана с тем, каким образом и с помощью каких информационных технологий организован обмен информацией между туроператором и поставщиками услуг, между туроператором и турагентами.

 

.3 Основные принципы проектирования баз данных в Microsoft Access


Необходимость автоматизации процессов управления в турфирме уже стала аксиомой, но проблемными по-прежнему остаются методика и обстоятельства перехода на новые технологии.

Любая автоматизация турфирмы предполагает внедрение в ее деятельность автоматизированных рабочих мест, благодаря которым будет реализован комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий, способствующих выполнению тех или иных задач управления. Целью автоматизации турфирмы является информационная поддержка формирования и принятия решений менеджментом.

В большинстве случаев автоматизация турфирмы касается лишь подготовки информации для изучения ситуации, на основе анализа которой сотрудник может принять решение. Таким образом, информационные технологии управления турфирмами предназначены для автоматизации деятельности туроператоров и турагентов по формированию и реализации турпродукта потребителю.

Специализированный комплекс программного обеспечения и оборудования для автоматизации туристической фирмы на порядок расширяет возможности управления туристической фирмой:

·   существенное уменьшение времени принятия решений, связанных с обработкой больших массивов данных;

·        упрощение процессов подготовки материалов, содержащих разноплановую информацию, поступающую из разных источников и разных баз данных;

·        накопление данных в единой информационно-технологической среде

Очевидны неоспоримые преимущества автоматизированной туристической фирмы перед другими подобными фирмами:

·      высокое качество сервиса и скорость обслуживания клиентов;

·      абсолютный контроль всех процессов от момента приема заказа до его исполнения.

Задача системного анализа предметной области (Рис. 1.2) заключается в определении целей создания системы, изучении предметной области и определении требований пользователей.

Рис.1.2 Системный анализ предметной области

Определяются границы предметной области, отбрасываются несущественные части. Накапливаются знания о предметной области. Описание обычно делается на естественном языке. Задача инфологического этапа проектирования - получение семантических (смысловых) моделей, отражающих информационное содержание предметной области. Главными элементами концептуальной модели являются объекты и их отношения. На этом этапе определяются объекты, т. е. те вещи, которые пользователи считают особенно важными, их свойства и связи между ними.

Затем составляется инфологическая концептуальная модель в соответствии с требованиями пользователей. Описывается информация, требуемая каждому конкретному пользователю, то есть запросы к базе данных. Формируются описания внешних инфологических моделей, их взаимная увязка с инфологической концептуальной моделью. Полученные описания отражают составляющие предметной области, связи между ними. Эти описания не должны зависеть от методов представления данных и от конкретной СУБД. Концептуальная инфологическая модель должна обеспечивать прочную и долговременную работу всей системы, выдерживать замену одной СУБД на другую.

Развитие информационных технологий привело к созданию компьютерных баз данных. Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами - системами управления базами данных (СУБД). Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных, и системы управления базами данных (СУБД) - программы, управляющие хранением и обработкой данных.

В настоящее время среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью пользуется реляционная СУБД ACCESS, входящая в состав пакета Microsoft Office 2003. Дружественный интерфейс и простота настройки, эффективные средства создания таблиц, форм, запросов, интеграция с другими приложениями пакета, средства организации работы с базами данных и защита информации - вот далеко не полный перечень достоинств этого приложения.

Основные функции СУБД - это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными.

База данных - это единое, вместительное хранилище разнообразных данных и описаний их структур, которое после своего определения, осуществляемого отдельно и независимо от приложений, используется одновременно многими приложениями. Кроме данных база данных может содержать средства, позволяющие каждому из пользователей оперировать только теми данными, которые входят в его компетенцию.

Любая СУБД позволяет выполнять четыре простейшие операции с данными:

·        добавить в таблицу одну или несколько записей;

·        удалить из таблицы одну или несколько записей;

·        обновить значения некоторых полей в одной или нескольких записях;

·        найти одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию.

Для выполнения этих операций используется механизм запросов. Результатом выполнения запросов является либо отобранное по определённым критериям множество записей, либо изменение в таблицах.

Можно создавать формы для ввода, просмотра и обновления данных, а также использовать Access для создания как простых, так и сложных отчетов. Формы и отчеты ''наследуют'' свойства базовой таблицы или запроса.

В Microsoft Access для обработки данных базовых таблиц используется мощный язык SQL (структурированный язык запросов). Используя SQL можно выделить из одной или нескольких таблиц необходимую для решения конкретной задачи информацию. Access значительно упрощает задачу обработки данных. Совсем не обязательно знать язык SQL. При любой обработке данных из нескольких таблиц Access использует однажды заданные связи между таблицами.

Система управления базами данных Microsoft Access является одним из самых популярных приложений в семействе настольных СУБД. Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и предоставление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. Начиная с версии Access 2000, появились также Web-страницы доступа к данным, которые пользователь может просматривать с помощью программы Internet Explorer. Помимо этого, Access позволяет использовать электронные таблицы и таблицы из других настольных и серверных баз данных для хранения информации, необходимой приложению. Присоединив внешние таблицы, пользователь Access будет работать с базами данных в этих таблицах так, как если бы это были таблицы Access. При этом и другие пользователи могут продолжать работать с этими данными в той среде, в которой они были созданы.

Практически все существующие СУБД имеют средства разработки приложений, которые могут, использованы программистами или квалифицированными пользователями при создании процедур для автоматизации управления и обработки данных.

2. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ БАЗЫ ДАННЫХ В ТУРИСТИЧЕСКУЮ ФИРМУ


2.1 Проектирование и планирование в Microsoft Project


Управление проектами заключается в составлении плана и отслеживании хода работ по нему. Соответственно, чем лучше план проекта, чем более аккуратно он составлен, тем легче потом выполнять проектные работы и удачно завершить проект.

Чтобы хорошо планировать, нужно, в первую очередь, хорошо представлять себе, что такое проект и из каких элементов состоит его план.

Составление плана проекта в общем виде заключается в описании задач проекта, доступных ресурсов и определении взаимосвязей между ними с помощью назначений. Но при составлении плана проекта в MS Project количество операций несколько увеличивается.

Планирование начинается с определения проекта, то есть описания его ключевых характеристик. Затем составляется список фаз и задач и список необходимых для их выполнения ресурсов. После этого в план вносится дополнительная информация о задачах и ресурсах, которая будет использоваться при определении назначений и в дальнейшем при проведении работ по плану (отслеживании плана). Наконец, осуществляются назначения, после чего проект оптимизируется, если длительность или бюджет оказываются больше ожидаемых.

При создании плана вы можете столкнуться с тем, что план не удовлетворяет ожиданиям, например, проект заканчивается слишком поздно или его стоимость превышает допустимые пределы. В таком случае план нужно оптимизировать, чтобы привести его в соответствие с ожиданиями.

Управление проектом - задача трудная, совмещающая сразу несколько областей - финансовые возможности и потребности нескольких лиц, психологические и знания каждого работника и наконец, бизнес-план, и технические требования самого проекта.

Управление проектом в MS Project основывается на четырёх "видах" - Resources, Tasks, Tracking и Reports. Каждый раздел имеет множество своих диаграмм и настроек, но именно в этом порядке идёт процесс планирования.это в основном люди, хотя могут быть и другие ресурсы, которые ограничены временем и деньгами (аренда лимузина, расходные материалы). Под каждого человека можно настроить свою оплату, общий процент занятости, график работы.это список логических задач для выполнения проекта. Обычно, следуя итеративной методике (waterfall) да и в нашем случае OpenUP, итерации это Анализ, Дизайн, Программирование и небольшое тестирование. Каждый этап проходит проверку на соответствие планам и имеет свою конкретную дату сдачи (milestone).полезны своими календарями. Сразу видно кто, чем когда должен заниматься. В этом вся мощь MS Project'а и состоит - он очень громоздкий, но времена заданий разбивает достаточно удобно, особенно в больших проектах.

Закладка tracking, пожалуй, самая нужная, когда дело переходит из планирования в реальную жизнь. При начальном планировании проекта, всё сохраняется как "костяк" - Baseline, а в процессе реальной работы задания естественным образом сдвигаются, удлиняются и укорачиваются, и получается различие между планом и действительностью. Диаграмма View-Tracking Gantt наглядно показывает насколько успешны дела - сколько процентов сделано и куда сдвинулись строки.

Деятельность любой организации заключается в выполнении операций и проектов. Те и другие имеют много общего, например, выполняются людьми, для чего выделяются ограниченные ресурсы.

Главное отличие операций от проектов заключается в том, что операции выполняются постоянно и повторяются, тогда как проекты временны и уникальны. Исходя из этого, проект определяется как временное усилие, предпринятое для создания уникального продукта или услуги.

Проект всегда имеет определенную цель, для достижения этой цели необходимо выполнить ряд промежуточных задач, получить ряд промежуточных результатов. При составлении плана проекта очень важно правильно определить задачи, необходимые для достижения поставленной цели. Корректный список задач должен учитывать все работы, которые требуются для успешного завершения проекта.

Управление содержанием проекта включает в себя процессы, обеспечивающие включение в проект всех тех и только тех работ, которые необходимы для успешного выполнения проекта.

Содержание проекта - работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу или результат с указанными характеристиками и функциями.

Для эффективного управления проектом список работ должен быть структурирован. Методы структуризации проекта принципиально сводятся к двум основным типам:

·        метод «сверху-вниз» - сначала определяются общие задачи, которые затем детализируются. Этот метод реализует принцип планирования от общего к частному.

·        метод «снизу-вверх» - сначала определяются частные задачи, которые затем обобщаются. Этот метод реализует принцип планирования от частного к общему.

Проект позволяет достичь определенного результата в определенные сроки и за определенные деньги. План проекта составляется для того, чтобы определить, с помощью каких работ будет достигаться результат проекта, какие люди и оборудование нужны для исполнения этих работ, в какое время эти люди и оборудование будут заняты работой по проекту.

У каждого проекта есть четко определенные начало и окончание. Проект заканчивается вместе с достижением всех его целей или наоборот, когда становится ясно, что эти цели не могут быть достигнуты. Временность не означает краткосрочность проекта - многие проекты могут продолжаться несколько лет. В любом случае, проект конечен и не может состоять из постоянно продолжающихся действий.

 

2.2 Проектирование разработки и внедрения базы данных в туристическую фирму


Общество с ограниченной ответственностью «Акварели» было создано 12.05.2006г.

Юридический адрес предприятия: г.Одесса, пр. Победы , 49.

Предприятие занимает помещение площадью 20 м2 .

ООО «Акварели», являясь юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, которым оно отвечает по своим обязательствам. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Учредителем ООО «Акварели» является физическое лицо, из вклада которого образован уставный капитал предприятия размером 10 000 дол.

ООО «Акварели» имеет лицензию на право осуществления турагентской деятельности, выданную Правительством Одесской области 14 августа 2006 г., а также, сертификат соответствия на услуги туроператора по организации внутреннего туризма - тур оздоровительный и тур познавательный, услуги туроператора по организации въездного туризма - тур познавательный.

Основными видами деятельности ООО «Акварели» являются:

·        программы по индивидуальному и групповому отдыху;

·        детский и юношеский отдых;

·        образовательные программы;

·        санаторное лечение, курортный отдых, спортивные, оздоровительные и реабилитационные программы;

·        авиа и железнодорожные билеты по Украине и другим странам мира;

·        транспортное обслуживание;

·        визовая поддержка;

·        организация деловых поездок;

·        бронирование гостиниц и курортов по всему миру;

Объектом анализа является разработка программного продукта базы данных для туристической фирмы ООО «Акварели». Для компании состоит задача разработать проект разработки и внедрения программного продукта с помощью пакета Microsoft Project.

Основной задачей проекта создание базы данных, позволяющей вести электронное управление заказами туристической фирмы, который будет содержать информацию о клиентах, бронировании путевок и их продаже.

Для анализа затрат на разработку базы данных для туристической фирмы необходимо проанализировать все этапы ее создания, определить затраты на выполнение каждого этапа, определить сроки выполнение поставленного задания а также бюджет проекта

Этапы создания базы данных:

1.   Согласование разработки базы данных. На этом этапе обсуждается общие требование к функциональности базы данных, ее функциональности, гибкости, масштабируемости.

.     Подписание соглашения. На этом этапе, после уточнения всех деталей, подписывается договор на создание информационного продукта.

.     Согласование оплаты за работу.

.     Анализ предприятия. Для того, чтобы начать разрабатывать базу данных, необходимо выяснить, чем занимается предприятия, какая отчетность действует, какую информацию необходимо внесли в базу данных.

5.       Проектирование инфологической модели предметной области. Обдумывается концепция и детали данного проекта, руководству предоставляются возможные варианты технического воплощения данного продукта. Выбирается наиболее подходящий вариант.

.        Создание таблиц. Происходит наполнение базы данных имеющейся и необходимой информацией.

.        Создание запросов. Создаются запросы, обеспечивающие более легкий и быстрый способ просмотра и использования информации.

.        Создание форм. Упрощается доступ к необходимым данным посредством форм базы данных.

.        Графическое оформление БД. Создается дружественный интерфейс для дальнейшей эксплуатации пользователями.

.        Проверка соблюдения стандартов и технического задания. На данном этапе происходит сопоставление полученного продукта с выработанными пожеланиями заказчика и техническим заданием.

.        Тестирование приложения. Имеющаяся база данных тестируется разработчиком, выявляются неполадки.

.        Обучение персонала. Разработчик базы данных на этом этапе обучает персонал предприятия работе с MS Access в целом, и с разработанным продуктом в частности.

.        Проведение взаиморасчета покупателя с заказчиком.

На рисунке 2.1 представлена последовательность работ, которые будут проведены для разработки и внедрения базы данных в туристической фирме:

Рис. 2.1 План проекта внедрения программного продукта

Дата начала реализации проекта - 07 мая 2012 года. Все работы выполняются поочерёдно и в указанный срок.

Для наглядного представления задач в зависимости от их длительности в MS Project используется диаграмма Ганта. Также приведены ресурсы, с помощью которых будут реализовываться пункты плана. Ресурсами данном случае выступают люди, рабочие. Для составления базы данных ООО «Акварели» была составлена данная диаграмма (Рис. 2.2).

Рис. 2.2 Диаграмма Ганта

Каждая работа выполняется определённое количество дней. Это определено в связи со сложностью поставленной задачи. Проект должен быть окончен 30 мая 2012 года. Т.е. длительность реализации всего проекта будет составлять 24 дня.

2.3 Расчет экономической эффективности использования программного продукта


В Таблице 2.1 указано движение денежных средств в течение всего периода разработки базы данных. Указаны затраты на каждом периоде с учетом используемых ресурсов.

Таблица 2.1

Движение затрат

Этап создания базы данных

07.05.2012

08.052012

09.052012

10.05.2012

11.052012

14.05.2012

15.05.2012

16.05.2012

17.05.2012

18.052012

21.052012

22.052012

23.05.2012

24.05.2012

25.05.2012

28.05.2012

29.052012

30.05. 2012

Согласование разработки базы данных

100


















Подписание соглашения


100

















Согласование оплаты за работу


100

















Анализ предприятия



100

100















Проектирование инфологической модели предметной области





200

150













Создание таблиц







175

175











Создание запросов









150

150









Создание форм











200








Графическое оформление БД












175







Проверка соблюдения стандартов и технического задания













100






Презентация БД заказчику














100





Тестирование приложения















100




Обучение персонала
















175

175


Проведение взаиморасчета покупателя с заказчиком


















200

Итого

100

200

100

200

150

175

175

150

150

200

175

100

100

100

175

175

200



Таким образом, наибольший удельный вес затрат связан с разработкой таблиц, запросов, а также анализом фирмы. Это обусловлено большой трудоемкостью данных работ.

В проекте задействовано 4 исполнителя: генеральный разработчик, аналитик, директор и бухгалтер. Это трудовые ресурсы. Затраты на них осуществляются по окончании работы. Анализируя их нагрузку можно определить совокупную стоимость проекта - 2725 грн. Плюс канцелярский затраты - итого: 3000 грн.

Всего потрачено на проект 19 рабочих дней. Наиболее затратные дни - это дни связанные с разработкой таблиц, форм, запросов, а также обучение персонала.

Стоимость проекта составляет 3000 грн. Необходимо обосновать экономический эффект от внедрения базы. Для начала проанализируем текующую деятельность предприятия:

.        Затраты на бумажные носители в год - 1700 грн.;

.        Данные о деятельности предприятия на бумажном носителе занимают площадь около 2 м2;

.        Поиск нужной информации может занять длительное время;

.        Отсутствует возможность проведения быстрых расчетов;

.        У директора нет возможности напрямую ознакомиться с деятельностью предприятия - для этого необходимо связаться с бухгалтером;

.        У бухгалтера отнимает много времени работа, связанная с сортировкой поступивших данных;

.        На предприятии существует должность посыльного. Затраты на оплату труда посыльного составляют в среднем 800 грн. в год.

Таким образом, совокупные затраты по управлению информационными потоками составляют 800 + 1700 = 2500 грн. в год. Учитывая небольшой размер предприятия, данные затраты существенны. С внедрением базы данных эти статьи расходов исчезнут. Можно рассчитать срок окупаемости проекта, как отношение капиталовложения к годовой экономии.

Токупаемости = 3000/2500 = 1,2 - в течение 1 года и 2 месяцев данный проект покроет затраты.

3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ООО «АКВАРЕЛИ»


3.1 Проектирование базы данных


Современные автоматизированные системы предназначены для использования менеджерами турагентств для работы с клиентами и поставщиками: оформление туров, подготовка заявок туристов, выписка путевок, подготовка отчетов туроператорам; бухгалтерами, ведущими полный финансовый учет взаиморасчетов с клиентами и поставщиками (полный бухгалтерский налоговый учет и отчетность); руководителями, которые нуждаются в системе управления предприятием, полной и достоверной аналитической информации.

Разработка и внедрение автоматизированной системы работы с клиентами турфирмы предопределяет успешную реализацию качественного туристского продукта потребителю и явится одним из основных источников существования туристического предприятия.

Система управления базами данных Microsoft Access является одним из самых популярных приложений в семействе СУБД. Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и предоставление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. Основу базы данных составляют хранящиеся в ней данные. Кроме того, в базе данных Access есть другие важные компоненты, которые называются объектами. Объектами Access являются:

·        Таблицы - содержат данные;

·        Запросы - позволяют задавать условия для отбора данных и вносить изменения в данные;

·        Формы - позволяют просматривать и редактировать информацию;

·        Отчеты - позволяют обобщать и распечатывать информацию;

·        Макросы - выполняют одну или несколько операций автоматически.

Объектом исследования является ООО «Акварели» в городе Одесса.

В проделанной работе была создана база данных, позволяющая вести электронное управление заказами туристической фирмы, который будет содержать информацию о клиентах, бронировании путевок и их продаже.

База данных «Туристическая фирма ООО «Акварель»» должна обеспечивает выполнение следующих основных функций:

·        Ведение справочников номенклатуры услуг, туров, стран, заказов, клиентов, транспорта, отелей;

·        Вывод информации о стоимости туров;

·        Вывод информации о турах в определенные страны с определенной длительностью пребывания;

·        Ведение истории заказов клиентов и другое.

Исходя из поставленных задач, была разработана концептуальная модель (Рис. 3.1).

Рис. 3.1 Концептуальная модель базы данных

Сетевая модель данных (СМД) представляет собой модель, в которой связи между объектами информации отображаются в виде ориентированного графа. Для описания взаимодействий используются понятия запись и связь. Запись потомок может иметь сколько угодно родителей. Ограничения на связь не накладываются.

СМД для данной предметной области изображена на рисунке 3.2.

Рис.3.2 Сетевая модель данных

Среди достоинств СМД можно выделить эффективную реализацию с точки зрения затрат памяти и времени, а также возможность создания произвольных связей. Основные недостатки - это сложность и жесткость структуры схемы, сложность обеспечения контроля целостности данных.

Реляционная модель данных (РМД) представляет данные в виде набора связанных отношений (таблиц). Таким образом, информация в такой модели не связана со способом представления ее в памяти ЭВМ, что значительно упрощает работу пользователя с данными. Кроме того, РМД позволяет использовать при создании БД реляционную алгебру.

Главным достоинством РМД является простота и удобство физической реализации. Благодаря этому, а также возможности применять операторы реляционной алгебры и математической логики, данная модель данных является наиболее популярной в настоящее время и составляет основу большинства современных СУБД.

Как и любая другая модель данных РМД имеет ряд недостатков, среди которых следует выделить отсутствие стандартных средств идентификации отдельных записей, а также сложность описания сетевых и иерархических связей.

РМД для заданной предметной области приведена на рисунке 3.3:

Рис.3.3 Реляционная модель данных

Данная модель данных наиболее просто и наглядно отображает структуру предметной области. Кроме того, описанные выше преимущества РМД являются более существенными для реализации данной БД, чем недостатки такой модели.

Схема данных, для данной предметной области была реализована на основе реляционной модели (Рис. 3.4) данных потому что:

·        реляционная модель является более простой, чем сетевая или иерархическая (представление данных в виде таблиц является очень наглядным);

·        схема данных позволяет представить структуру в виде таблиц (после некоторых преобразований);

·        возможны все логические отношения между данными, происходит логический доступ к данным, не зависящий от физической реализации;

·        возможно изменение логических связей без потери данных.

Рис. 3.4 Схема базы данных для туристической фирмы ООО «Акварели»

база данные access запрос

Между таблицами созданы связи 1 ко ∞. Это обусловлено тем, что один клиент может купить много путевок; одна путевка может быть продана многим клиентам.

Во всех связях присутствует обеспечение целостности данных.

 

.2 Реализация базы данных ООО «АКВАРЕЛИ» в Microsoft Access


Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания. Данные следует сохранять в таблицах, причем каждая таблица должна содержать информацию одного типа, например, сведения о поставщиках. Тогда достаточно будет обновить конкретные данные, такие как адрес, только в одном месте, чтобы обновленная информация отображалась во всей базе данных.

Одним из наиболее сложных этапов в процессе проектирования базы данных является разработка таблиц, так как результаты, которые должна выдавать база данных (отчеты, выходные формы и др.) не всегда дают полное представление о структуре таблицы.

В таблицах данные распределяются по столбцам (которые называют полями) и строкам (которые называют записями). Все данные, содержащиеся в поле таблицы, должны иметь один и тот же тип. Каждое поле таблицы характеризуется наименованием, типом и шириной поля. При задании типа данных поля можно также указать размер, формат и другие параметры, влияющие на отображение значения поля и точность числовых данных. Основные типы данных:

·        МЕМО. Поле этого типа предназначено для хранения небольших текстовых данных (до 64000 символов). Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.

·        Числовой. Этот тип данных содержит множество подтипов. От выбора подтипа (размера) зависит точность вычислений.

·        Счётчик. Уникальные, последовательно возрастающие числа, автоматически вводящиеся при добавлении новой записи в таблицу.

·        Логический. Логические значения, а так же поля, которые могут содержать одно из двух возможных значений.

·        Денежный. Денежные значения и числовые данные, используемые в математических вычислениях.

·        Дата/Время. Дата и время хранятся в специальном фиксированном формате.

·        Поле объекта OLE. Включает звукозапись, рисунок и прочие типы данных. Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.

·        Гиперсвязь. Содержит адреса Web-страниц.

Создание таблиц, как и других объектов баз данных, начинается с активации окна базы данных. В этом окне выбирается элемент управления «Таблицы», после чего на правой панели окна будет представлен список таблиц, уже входящих в состав БД. Если в базе нет таблиц, то на правую панель окна выводится только три элемента управления для создания новой таблицы: Создание таблицы в режиме конструктора, Создание таблицы с помощью мастера и Создание таблицы путём ввода данных.

Выбираем элемент управления «Создание таблицы в режиме конструктора». Заполнили «Имена полей» и выбрали «Типы данных». По окончании заполнения через меню «Файл→Сохранить как…», сохраняем полученную таблицу с требуемым именем. На рисунках 3.5, 3.6, 3.7 можно увидеть таблицы для БД туристической фирмы в режиме конструктора.

Рис. 3.5 Таблица «Инфо клиента» в режиме конструктора

Рис. 3.6 Таблица «Продажи» в режиме конструктора

Рис. 3.7 Таблица «Путевки» в режиме конструктора

В проделанной работе с помощью конструктора были созданы 3 таблицы: «Путевки», «Продажи» и «Инфо клиента».

Таблица «Путевки» (Рис. 3.8) содержит информацию о зарезервированных путевках. Содержит такие поля: «Код», «Страна», «Стоимость путевки», «Количество ночей», «Отель», «Транспорт».

Рис. 3.8 Таблица «Путевки»

Таблица «Продажи» (Рис. 3.9) содержит информацию о продажах путевок, и включает такие поля, как «Код», «Код клиента», «Дата тура», «Код путевки», «Скидка».

Рис. 3.9 Таблица «Продажи»

Таблица «Инфо клиента» (Рис. 3.10) содержит информацию и клиентах, и содержит такие поля: Ф И О клиента, Домашний адрес, Домашний телефон, Сотовый телефон, Код клиента, Паспорт.

Рис. 3.10 Таблица «Инфо клиента»

Таким образом, база данных для туристической фирмы ООО «Акварели» представляет собой систему, главное назначение которой вести учёт по продаже путевок, а также хранить информацию о клиентах.

 

.3 Создание запросов, форм и отчетов


Для комфортной работы с базой данных MS Access необходимо создать запросы, формы и отчеты.

Запрос - это средство выбора необходимой информации из базы данных. Вопрос, сформированный по отношению к базе данных, и есть запрос.

Для базы данных туристической фирмы ООО «Акварели» в режиме конструктора были созданы 6 запросов (Рис. 3.11).

Рис. 3.11 Запросы

Запрос «Расчет стоимости со скидкой» (Рис. 3.12) создан для того чтобы рассчитать стоимость путевки со скидкой. Для этого необходимо: добавить все три таблицы, двойным щелчком перенести все поля таблиц (кроме Код_клиента, код и Код_путевки) в запрос. В свободный столбец запроса ввели выражение: правой кнопкой мыши вызвали меню и выбрали «Построить». Сохранили изменения при выходе.

Рис. 3.12 Запрос «Расчет стоимости со скидкой» в режиме конструктора

Нажав на запрос «Расчет стоимости со скидкой» открывается таблица, в которой указаны информация о клиентах, продажах путевок стоимость путевок без скидок и со скидкой (Рис. 3.13).

Рис. 3.13 Запрос «Расчет стоимости со скидкой» в режиме таблицы

Запрос «Стоимость путевки по стране» показывает данные о купленных путевках по определенной стране и данные о клиентах, которые купили эти путевки. Для этого были выполнены следующие действия: в режиме конструктора были добавлены таблицы «Инфо клиента», «Продажи», «Путевки». Из этих таблицы были выбраны поля: «Фамилия имя отчество», «Код_клиента», «Транспорт», «Отель», «Стоимость путевки», «Страна» и «Дата тура». В поле «Страна» указали условие отбора [введите страну] (Рис. 3.14).

Рис. 3.14 Запрос «Стоимость путевки по стране» в режиме конструктора

Для выполнения запроса «Стоимость путевки по стране», нажимаем двойным щелчком на запросе, при этом вылетает окошко, в к котором необходимо ввести страну (Рис.3.15) , затем нажимаем «ОК» и открывается таблица (Рис.3.16).

Рис. 3.15 Запрос «Стоимость путевки по стране»

Рис. 3.16 Результат запроса «Стоимость путевки по стране»

Запрос «По дате с расчетом размера оплаты» показывает сумму купленных путевок по каждому клиенту на определенную дату. Для этого необходимо: добавить запрос «расчет стоимости со скидкой», из него двойным щелчком выбрать поля «Дата тура», «Ф И О клиента» и «выражение 1». Затем правой кнопкой вызывать всплывающее меню и выбрать «групповые операции», в котором ввели значение Sum и установили условие отбора [введите дату] (Рис.3.17).

Рис. 3.17 Запрос «По дате с расчетом размера оплаты» в режиме конструктора

Результат запроса «По дате с расчетом размера оплаты» можно увидеть на Рис. 3.18 и Рис. 3.19.

Рис. 3.18 Запрос «По дате с расчетом размера оплаты»

Рис. 3.19 Результат запроса «По дате с расчетом размера оплаты»

Запрос «Доходы с одного маршрута» показывает сумму доходов по продажам путевок на одну дату, по одной стране (Рис. 3.20). Для этого выполнили следующие действия: добавили запрос «Расчет стоимости со скидкой», из него двойным щелчком выбрали поля «выражение 1», «Страна» и «Дата». Затем добавили группировку. В полях «страна» и «дата» указали условие отбора [страна?] и [дата?] (Рис 3.21).

Рис. 3.21 Запрос «Доходы с одного маршрута» в режиме конструктора

Рис. 3.22 Результат запроса «Доходы с одного маршрута»

Запросы «Доход по месяцам» и «Доход по годам» идентичны. Сделаны с помощью мастера (Рис. 3.23, Рис.3.24, Рис. 3.25). Показывают, каковы доходы от продаж путевок по месяцам/годам (Рис. 3.26, Рис.3.27).

Рис. 3.23 Запрос «Доход по месяцам/годам» с помощью мастера

Рис. 3.24 Запрос «Доход по месяцам/годам» с помощью мастера

Рис. 3.25 Запрос «Доход по месяцам/годам» с помощью мастера

Рис. 3.26 Результат запроса «Доход по месяцам»

Рис. 3.27 Результат запроса «Доход по годам»

Формы позволяют вводить данные в таблицы базы без непосредственного доступа к самим таблицам.

Таким образом, можно сделать вывод, что формы служат для ввода и просмотра данных в удобном для пользователя виде, который соответствует привычному для него документу. При выводе данных с помощью форм можно также применять специальные средства оформления (рисунок, цвет фона, цвет, размер, насыщенность шрифта и т.д.).

Отчет - это гибкое и эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. В отчете можно получить результаты сложных расчетов, статистических сравнений, а также поместить в него рисунки и диаграммы.

В проделанной работе были созданы с помощью мастера три отчёта по главным таблицам: «Инфо клиента», «Путевки», «Продажи».

Отчет «Инфо клиента» (Рис. 3.39) содержит информацию о клиентах фирмы. В отчеты выделены такие поля, как «Ф И О клиента», «Сотовый телефон» и «Паспорт».

Рис. 3.39 Отчёт «Инфо клиента»

Отчёт «Продажи» (Рис. 3.40) показывает информацию о проданных путевках, и включает такие поля: «Код_клиента», «Код», «Дата тура», «Код путевки» и «Скидка».

Рис. 3.40 Отчёт «Продажи»

Отчёт «Путевки» (Рис. 3.41) содержит информацию о путевках, а именно: «Страна», «Стоимость путевки», «Количество ночей», «Отель» и «Транспорт»

Рис. 3.42 Отчёт «Путевки»

Также были сделаны отчёты по нескольким запросам, а именно «Доход по годам» (Рис. 3.43).

Рис. 3.43 Отчет «Доход по годам»

Таким образом, была создана база данных, которая удовлетворяет всем требованиям и поставленным задачам. Также разработанная база данных значительно сокращает время поиска информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.

ВЫВОДЫ


База данных - это совокупность структурированных и взаимосвязанных данных и методов, обеспечивающих добавление выборку и отображение данных. Microsoft Access позволяет управлять всеми сведениями из одного файла базы данных. В рамках этого файла используются следующие объекты:

·          таблицы для сохранения данных;

·          запросы для поиска и извлечения только требуемых данных;

·          формы для просмотра, добавления и изменения данных в таблицах;

·          отчеты для анализа и печати данных в определенном формате;

Удачная разработка базы данных обеспечивает простоту ее поддержания.

В данной курсовой работе была создана база данных ООО «АКВАРЕЛИ».

Разработанная в данном курсовом проекте база данных для решения задач документооборота в туристической фирме, позволяет автоматизировать весь документооборот, что позволяет разгрузить отчетный документооборот, и сократить ошибки в документации. При появлении новых производственных задач разработчик может в кратчайшие сроки реализовать их в базе данных, путем добавления строк, столбцов и целых таблиц.

Описанная в этом курсовом проекте база данных должна быть полезна при работе в данной области.

База данных ООО «АКВАРЕЛИ» проста в использовании и содержит удобный интерфейс: даже неопытный пользователь сможет легко разобраться, как с ней работать.

В дальнейшем возможно расширение функциональных возможностей и усовершенствование данной БД (создать дополнительные отчеты, запросы, макросы).

Таким образом, программные средства серии Microsoft позволяют предприятиям, чей бюджет не позволяет себе более мощные программные продукты, автоматизировать процесс управления информацией с последующей выгодой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.       Ахмадеев И. А Базы данных. Учебное пособие / И. А. Ахмадеев., Хайруллин А.Х, Юрасов С.Ю. - Н. Челны.: КГПИ, 2004. - 224 с.

2.       Богданов В.С.. Иллюстрированный самоучитель по Microsoft Project/ <http://www.taurion.ru/project>

.        Гончаров А. Ю. Access 2003. Самоучитель с примерами., Москва, 2004г.

.        Жукова М.А., Чудновский А.Д.. Информационные технологии управления в туризме. Учебное пособие. - М: КНОРУС, 2006 - 104 с.

.        Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2004

.        Конюховский К. Экономическая информатика. - СПб.: Питер, 2004

.        Кациель С.В.. Мировая экономика. Учебное пособие. , 2007, с. 148

.        Кузнецов С.А.. Введение в информационные системы СУБД, 2/1997; <http://www.nsc.ru/win/docs/db/sql/83.htm>

.        Мюллер-Штевенс Г., Ашванден С. Информационная технология и управление предприятием. //Проблемы теории и практики управления, - 2005. - № 1

.        Муромцев Д.Ю., Муромцев Ю.Л., Тютюнник В.М., Белоусов О.А. - Экономическая эффективность и конкурентоспособность: Учебное пособие., 2006, с. 223

.        Інформаційні системи і технології в економіці. Посібник за редакцією д. е. н. Пономаренка В.С.- Київ, видавничий центр '' Академія'', 2002 р.

.        Платон Н. Управление туристическим бизнесом. Учебное пособие/ Кишинэу-2010, с. 648

.        Автоматизовані системи опрацювання економічної інформації.Підручник для Вузів по пец.”Бух.урахування й аналіз хоз.діяльності” під ред. Рожнова В.С.- М.,Фінанси і статистика, 1986 р.

14.     Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 293 с.

15.     Тихомирова В.П., Хорошилова А.В. Введение в информационный бизнес - М.: Финансы и статистика, 2007

16.     Широкова А.Ю. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом //Вестник СП6ГУ. Сер. 5, 1995, вып.З (№ 19)

17.     Харрингтон Д. Л Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно / Д. Л. Харрингтон. - М.: ЛОРИ, 2000. - 277 с.

18.     Хомоненко А. Д., Цыганкова В. М., Мальцев М. Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. А. Д. Хомоненко. - Издание второе, дополненное и переработанное - СПб.: КОРОНА принт, 2002.

.         Шевченко Н.А. - Access 2003. Искусство создания базы данных. Издательство: НТ Пресс, М.; 2007 - 160 с. (Просто о сложном).

Похожие работы на - Создание информационной системы управления заказами туристической фирмы ООО 'Акварели'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!