Сибирское областничество

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сибирское областничество















Тема 28. Сибирское областничество

Содержание

Введение

. Причины формирования областничества, его идеология и деятели

. Взгляды областников на пути развития Сибири, ее место в Российском государстве

. Практическая деятельность и судьба областников

Заключение

Список литературы

Введение

Сибирское областничество - это система взглядов части местной интеллигенции второй половины XIX - начала XX вв. на прошлое, настоящее и будущее Сибири, как специфической области (территории) в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение, пытавшееся пропагандировать и реализовывать на практике эти идеи. Областничество проделало длительную эволюцию, развивая концепцию территориальной самостоятельности Сибири во главе с областным (региональным) органом управления - Сибирской областной думой, наделенной комплексом полномочий аналогичных компетенции штата в федеральной системе США. Однако неоднократные попытки областнического актива перейти к практическим действиям и создать соответствующую общесибирскую организацию успеха не имели. Вместе с тем, это движение более полувека оказывало свое благотворное влияние на самые разные стороны жизни Сибири. Многие положительные перемены в экономической, политической, научной и культурной жизни края, произошедшие во второй половине ХIХ - начале ХХ вв., были связанные с идеями и трудами Н.М. Ядринцева, Г.Н. Потанина, М.В. Загоскина, С.С. Шашкова и других представителей областничества.

В советское время деятельность областников во многом замалчивалась, они представлялись контрреволюционерами и сепаратистами. Однако на современном этапе стало возможным объективно рассмотреть эту важную страницу в развитии общественного движения России и Сибири.

1. Причины формирования областничества, его идеология и деятели

Лидером и одним из главных теоретиков сибирского областничества был выдающийся путешественник, географ, этнограф, ботаник, специалист по восточному эпосу, почетный гражданин Сибири Потанин Григорий Николаевич (1835 - 1920). Ядринцев Николай Михайлович (1842 - 1894) - Известный публицист и общественный деятель, один из главных теоретиков сибирского областничества.

Вплоть до революции 1917 г. правительство по отношению к Сибири проводило политику «государственного феодализма», составными элементами которой являлось:

Во-первых, монополия на землю и природные богатства региона, эксплуатация которых считалась исключительным правом государства или Кабинета его императорского величества. Сибирь практически не знала частной собственности на землю.

Во-вторых, преимущественно «штрафная» колонизация и ограничение вольно народной вплоть до начала ХХ в. По данным Н.М. Ядринцева в 70-е гг. Х1Х в. на 4 млн. местных жителей приходилось 0,5 млн. каторжан и ссыльнопоселенцев. Подавляющую их часть составляли этапированные по приговорам сельских обществ «за порочное поведение».

В-третьих, аграрно-сырьевой характер развития экономики, слабо включенной в рыночные отношения. Неэквивалентный характер обмена товарами. По данным на 1884 г. торговый оборот крупнейшей для региона Ирбитской ярмарки выглядел следующим образом. Продано товаров европейских, в основном мануфактуры на 41932 тыс. рублей, сибирских (пушнина, кожи, сало, жир, щетина, мед, воск, масло, орех кедровый и т.д.) на 11836 тыс. рублей и транзитного китайского чая еще на 7553 тыс. рублей. И даже в начале ХХ в. мероприятия царизма не шли дальше увеличения доходности сельского хозяйства и простейшей переработки сырья, вывоз которого вплоть до 1911 г. искусственно сдерживался Челябинским тарифным переломом.

В-четвертых, слабое развитие рыночных отношений порождало специфическое положение местной буржуазии, компрадорской по своей сути, нажившей капитал благодаря монополии и кабале, вызванными произволом местной администрации и неэквивалентным обменом («сибирский торговец - агент мануфактуриста»).

В-пятых, произвол административных структур, формируемых выходцами из Европейской России, не связанных с интересами населения и рассматривающих «сибирскую службу» как способ личного обогащения. В-шестых, слабое развитие образования, науки и культуры, вызывающее массовый отток молодежи в вузы Европейской части страны и тормозящей формирование местной интеллигенции. Данные обстоятельства дополнялись неравенством населения региона в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний. Судебная реформа распространяется на Сибирь только в 1897 г., а земские учреждения оставались предметом мечтаний сибиряков вплоть до 1917 г.

Колоссальные размеры и многонациональный характер Российской империи обусловили, с одной стороны, формирование концепции отечественного федерализма (регионализма), а, с другой, - дали толчок попыткам ее реализации. Родоначальником сибирского сепаратизма традиционно считается первый местный губернатор князь М.П. Гагарин, повешенный в 1721 г. по приказу Петра I «как взяточник и разоритель народа». На самом деле «до царя дошли слухи о намерении Гагарина сделаться в Сибири независимым от России властителем». Жупел сепаратизма еще долго был головной болью для петербургских властей. В частности, в 1831 г. архиепископ Иркутский Ириней Нестерович со слов чиновника Воинова доносил, что председатель местного губернского правления ссыльный декабрист А.Н. Муравьев «хочет быть сибирским принцем». Слухи остались слухами, однако в 1863 г. С.С. Попов, С.С. Шашков и Н.М. Ядринцев в рукописных прокламациях «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири» призвали сибиряков восстать с целью образования «республики сибирских соединенных штатов», за что поплатились высылкой в Вологодскую и Архангельскую губернии. Тем самым было положено начало сибирскому областничеству. Тем не менее, и власть, и сами сторонники движения отрицали даже потенциальную перспективу развития сепаратистских настроений в регионе.

Значительное влияние на формирование и эволюцию взглядов областников оказала история западноевропейских колоний, политические и экономические теорий того времени. Западные идеи и колониальный опыт в значительной мере стали для будущих областников толчком к осознанию колониального положения Сибири в составе Российской империи. Интерес к западным идеям диктовался прежде всего необходимостью дать научное обоснование так называемых «сибирских вопросов». В перечне тем, интересовавших областников, безусловно, на первом месте стоял вопрос колониальный. В 80-е годы XIX в. областники активно пропагандировали достижения западной колониальной науки на страницах своего печатного органа - в газете «Восточное обозрение».

. Взгляды областничества на пути развития Сибири

Будущее Сибири областники неразрывно связывали с ее промышленным развитием. Только развитие собственной промышленности повысит ценность труда и позволит Сибири сбросить «мануфактурное иго» Москвы. Поэтому областники были готовы мириться с капитализмом во имя промышленного подъема Сибири. «Итак, мануфактуры и мануфактуры, - взывал Ядринцев - хоть бы при капиталистическом хозяйстве, вот средство поднять страну». Не стоит замыкаться только на изображении «темных сторон фабричного труда» и забывать о его культурном значении, под его воздействием складывается и новое миросозерцание, и более цивилизованные общественные отношения.

В Сибири не нужно бояться буржуазии, важно привлечь ее к ыполнению регионально-значимых задач. «Ее роль, - добавлял Ядринцев, - будет собрать народ, устроить учреждение мануфактуры, а лучшая организация впоследствии зародится уже в этом учреждении, как новая потребность». Пока же важно соединить организационные и финансовые возможности буржуазии с народными потребностями. «Сила в единении!», - провозглашал он. Час войны с буржуазией в Сибири еще не пробил. У нас буржуазные инстинкты значительно слабее западноевропейских, к тому же они должны приносить пользу «молодым странам, отождествляясь с мотивом предприимчивости». Задача областнически настроенной интеллигенции на этот период: содействовать и указывать буржуазии на ее культурную миссию - образование промышленности. Демократическая интеллигенция вместе с народом в Сибири не допустит образования денежной аристократии. Ведь сибирское общество, демократическое по своей сути, объяснял Ядринцев, походит на Северо-Американские Штаты. Только тогда, когда промышленность будет создана, следует взяться за ограничение буржуазии и «начать эмансипацию городского рабочего».

Важным инструментом становления экономической самостоятельности Сибири должна стать тарифная политика. Критикуя протекционизм, приносящий пользу только метрополии, областники осторожно относятся и к принципу свободной торговли. Сибирь, не имеющая своей промышленности, полагал Ядринцев, нуждается в большем, чем просто протекционизм, ей необходим «промышленный патронаж». Даже протекционистскую систему Г.Ч. Кэри Ядринцев находил узкой и несовершенной. Он требовал от правительства государственной опеки во имя экономического освоения Сибири. Эта политика должна быть направлена, во-первых, на ускоренную колонизацию края; во-вторых, на развитие технического образования и, в-третьих, на «содействие основанию заводской промышленности нравственным влиянием, путем технических съездов и обществ, литературы и т.п.».

Однако западный опыт, прежде всего Америки, отвращал областников от абсолютизации многих теоретических положений. Они понимали, что любая страна как естественный организм должна пройти определенные стадии развития. Поэтому вопросы, поднимаемые в Сибири, представляются им не только чисто территориальными, вызванными природными и прочими условиями, они приобретают общеисторический характер. Чрезмерная децентрализация должна умеряться централизованными мерами (к этому уже пришли в США), так же как развитие промышленности выдвигает на первый план социальные проблемы. Но Сибирь еще не доросла до этого, не успела воспользоваться ни плодами децентрализации, ни выгодами промышленности. В этой связи Ядринцев остроумно заметил, что всякое блюдо за столом подается в определенной последовательности. Европейцы и американцы уже отобедали и пьют кофе, и поэтому предлагать им снова селедку было бы неразумно. «Мне кажется, - замечает он в письме к Потанину, - что наш промышленный вопрос - тоже селедка. Не развивайте своих мануфактур, не ешьте селедки, от нее стошнит. - Да, хорошо вам, милостивый государь, это говорить, когда вы уже покушали, а я еще не отобедал, да и не закусывал».

Ядринцев определял цель своих теоретических поисков в колониальном вопросе следующим образом: «Из всех отрицательных сторон европейской колонизации я составил положительный идеал колонии и начал отыскивать ее». Его явно не устраивают некоторые тенденции в английской колониальной политике. Он решительно возражает против продажи земли большими участками, что приведет к обезземеливанию массы колонистов и необходимо потребует создания если не рабов, то батраков. Да и принцип свободы торговли, провозглашенный Англией, полагал Ядринцев, «в руках буржуазов то же, что железная дорога и машины для эксплуатации рабочего».

Социальное значение этим теоретическим построениям придавало изучение разного типа общин в России и на Западе. По мнению Потанина, прямые аналогии Сибири и Северо-Американских Штатов не всегда корректны. Они отличаются не только в отношении связи с метрополией, но и самим духом. Залог будущего развития Сибири он видел в общинном, артельном начале. Для него было чрезвычайно важно указать на ту разницу, которая существовала между сибирской и американской колонизацией. Если в Северной Америке, доказывает Потанин, земля была объявлена собственностью «папы или государства», то Сибирь народ заселял «на доисторический манер». Поэтому в Сибири и должна была необходимо сложиться община - ведь земля осталась «свободною, незакрепощенною ни за собственниками, ни за государством».

В Центральной же России община искорежена крепостничеством, ее разрушает все усиливающийся индивидуализм. «Известно, что колонии, - подводит под свои рассуждения Потанин теоретическую основу, - всегда развивают те начала, которые зародились в метрополии, но не могли найти достаточно широкого применения. Закон этот подтверждается на тех же Северо-Американских Штатах… Ежели Американские Штаты явились осуществлением лучших принципов, выработанных наукою XVIII века, то Сибирь как новейшая колония может усвоить лучшие передовые результаты науки XIX века». Для областников община представлялась клеткой, которая «решает судьбу народов». По словам Ядринцева, «областной вопрос не потерял своего значения, он приобрел еще большее, точно так же, как и общинный, вопросы общин и кантонов, как семя государственной жизни». Эта фраза напрямую перекликается с выводом Алексиса де Токвиля о том, что община - «это основа основ управления обществом». Именно в ней, полагает Токвиль, американский гражданин приобщается к управлению, привыкает к установившемуся порядку, получает ясное представление о природе своих обязанностей и объеме своих прав. Именно из общины органически вырос и сам принцип федерализма. При помощи общины, считал Ядринцев, можно решить целый комплекс проблем - от колониальных до социальных. Нужно поэтому не только сохранять общину от разрушающего индивидуализма, но важно придать ей новое направление в развитии. Она должна при благоприятных обстоятельствах предоставить возможность более удобного перехода к новым формам цивилизации. Разрушительные тенденции затронули сибирскую общину в меньшей степени, чем российскую. Община должна сделать шаг от общинного земледелия к общинному хозяйству. Именно Сибирь, полагал Потанин, должна совершить этот переход, в этом ее мировое значение. «Не понимаю, - писал по этому поводу Потанин, - почему мы должны проходить тот же путь с Европой? Почему старый кирпич не может пригодиться в новом здании?… Я так думаю, что этот кирпич можно рекомендовать вставить в алюминиевый дворец». В этом же можно усмотреть влияние Прудона с его идеями синтеза общности и собственности, идеализацией мелкой собственности и организацией свободных ассоциаций. «В ассоциативном движении, как в море ключи, находят свой конец все социальные вопросы: и рабочий, и женский, и педагогический, и колониальный». При этом Потанин называет еще одного западного пророка: «Сен-Симон - это Прометей будущего».

От общинной организации жизни областники шли к выяснению социальной и хозяйственной роли кооперации. Следует отметить, что теории кооперации были весьма популярны в то время благодаря Чернышевскому, западноевропейским социалистам, особенно Луи Блану. Но в отличие от них областники стремились применить кооперативные формы организации труда к делу колонизации окраин. Поэтому они так настойчиво собирают и изучают опыт кооперации в английских колониях в Канаде и Новой Зеландии.

Напряженный теоретический поиск у областников перманентно окрашен особым чувством сибирского патриотизма. Образно характеризуя период западного ученичества русской интеллигенции, Ядринцев вспоминает сказку о мальчике Карыме, у которого было много учителей и которого учили разным наукам, но он все же не знал, что делать. Но появился еще один учитель, научивший его немногому: любви. И только тогда его знания получили практическое приложение. Поэтому Ядринцев выступал против забвения патриотизма, который на Западе отодвинут стремлением к «эмансипации труда». Его раздражало повальное увлечение русской молодежи этой «религией передовой Европы». С явным неудовольствием он отмечал, что молодежь излишне европеизировалась и «безусловно слушает каждое слово учителей Запада и повинуется». Патриотическая и национальная идея областникам кажется для Сибири более актуальной, чем «борьба с капиталом», потому что она содержит часть идеала человеческого развития - автономию. Отсюда совершенно понятно восторженное отношение Потанина к национальным чувствам швейцарцев: «Такой колоссальный патриотизм у такого маленького общества».

Для идеологов областничества было важно отыскать формулу соединения сибирского патриотизма с общечеловеческим стремлением к свободе и справедливости. Но в этой теоретической конструкции все же именно патриотизм был той почвой, на которую только и можно переносить современные идеалы. Областники одинаково противостояли унифицирующей централизации как царской бюрократии, так и «космополитов-идеалистов» из революционного и либеральных лагерей. Луи Блана, одного из западных апостолов российских социалистов, они считали безнадежно устаревшим.

На примере областников отчетливо видно, что российские общественные деятели весьма утилитарно обращались с западными идеями, и когда они их не устраивали вполне, без колебаний надстраивали над ними свои теории, применяясь к российской действительности. Областническая идеология представляла собой ориентированный на Сибирь сложный сплав российских социально-мессианских надежд с западными социальными доктринами. Из многообразия западных учений шел целенаправленный отбор только того, что соответствовало идейным ожиданиям областников. Это была еще и попытка не только воспринять западные идеи и опыт, но и стремление развить свое, во многом оригинальное, учение о путях развития Сибири. Потанин так формулировал свое отношение к западной науке: «Нужно переводить с иностранного не на язык, этого недостаточно, а на формы русской жизни, на формы русского чувства». В этом заключается еще один аспект проблемы «Россия и Запад».

. Практическая деятельность и судьба областников

Короткое время (1863 год) сторонники движения считали, что разрешить проблему можно путем отделения и сибирской государственности по типу США, а затем предоставления региону автономии. Преодоление колониальной зависимости Сибири представлялось возможным за счет широкой общинной предприимчивости», стимулирования свободного переселения, ликвидации уголовной ссылки, «учреждения покровительства сибирской торговле и Ценности», развития образования. Изъятие в 1865 г. у областников прокламаций «Сибирским патриотам» и «Патриотам Сибири» и последующий их арест привели к созданию в Омске специальной следственной комиссии. Установить авторов не удалось, и лишь «откровенное признание» послужило основанием для обвинения областников в подготовке отделения от Российской империи. Следствие закончилось в ноябре 1865 года, но лишь в 1868-го Сенат заочно вынес приговор.

В 1870-90-е годы XIX века областники, и прежде всего Н. М. Ядринцев, продолжали наработку программы движения. Они считали, что в Сибири нет даже зачатков капиталистических отношений и были убеждены в возможности перешагнуть к более справедливому прогрессивному общественному строю с помощью общины, кустарного, артельного производства, в и начала XX века - посредством кооперации.

В рамках либерального народничества идеологи движения намеревались осуществить свою программу с помощью реформ (введение земства, гласного суда, свободы переселений) и просветительской деятельности. Параллельно с этим делались попытки обосновать специфику Сибири в географическом, социально-экономическом, этнографическом отношении, позволяющие выделить ее в отдельную область (регион) Российского государства, а следовательно, обосновать право на самоуправление и автономию. Одним из «кирпичиков» движения становится положение о формировании в Сибири особого этнографического типа русского населения. В то же время Ядринцев высказал мысль о том, что в основе областничества должен лежать не этнографический признак, а экономический фактор. А Потанин в 1873-1876 годах попытался связать понятие «область» с развитием общины в духе теории Прудона. Образец такой гигантской общины, включающей в себя целую область, он видел в Уральском казачьем войске.

Для пропаганды областнических идей в 70-90-е годы XIX века создаются собственные общесибирские периодические издания - «Сибирь», «Сибирская газета», «Восточное обозрение», «Сибирский сборник». К началу XX века лидером и единоличным идеологом движения становится Г.Н. Потанин (1835-1920). Вокруг него сгруппировались единомышленники (А.В. Адрианов, Д.М. и П.М. Головачевы, В.И. Анучин, П.В. Вологодский, Вл.М. Крутовский, Н.Н. Козьмин и др.). Для большей части областнического актива характерной была неопределенность политических взглядов. Так, осенью 1905 года Д.И. Копылов отмечал, «что з Тобольской губернии четкого разграничения между буржуазным либерализмом и революционной демократией не произошло. Либеральные и революционно-демократические элементы выступали совместно... На арену политической жизни выдвинулись деятели неопределенно-революционного типа».

С конца XIX века характерным для областников становится идеализация традиционного крестьянского уклада, утверждение, что «Сибирь - это рай мужиков» (Потанин). Развивая данное положение, сторонники неонароднического направления продолжали смотреть на капитализм как на явление, искусственно насаждаемое правительством. Предпочтение отдавалось кустарному производству и кооперации. К этому времени у областников окончательно сложилось представление о Сибири как об экономической и политической колонии. Дальнейшая разработка вопроса о специфике региона привела их к выводу о существовании здесь особого историко-этнографического типа русских, сформировавшегося в результате взаимодействия с аборигенным населением, влияния процесса колонизации и природно-климатических условий. На основании этого регион выделялся в отдельную область России, автономия которой «есть необходимое, логическое следствие конституционного строя». В период революций 1905-1917 годов географическая и этнографическая мотивация отодвигаются на второй план, а на первое место ставится экономический фактор.

28-29 августа 1905 года в Томске прошел съезд Сибирского областного союза. Главной его целью стало объединение основных политических группировок региона под областническими лозунгами. В принятом документе «Основные положения Сибирского областного союза» подчеркивалось: «Составляя нераздельную часть России, участвуя наравне с другими частями России в общей системе государственного управления на началах народного представительства, Сибирь, как по своим историко-географическим, этнографическим и общественно-экономическим условиям, так и по чисто местным торгово-промышленным и сельскохозяйственным интересам, представляет обособленную область. Исходя из положения, что каждая область должна иметь право на самоуправление, мы заявляем, что Сибирь, в силу указанных условий и интересов, нуждается в организации областного самоуправления в форме Сибирской областной думы, самостоятельно решающей все местные нужды и вопросы хозяйственные, социально-экономические и просветительные». В ведение думы предлагалось передать: «а) местное бюджетное право; б) народное образование; в) общественную безопасность; г) местные пути сообщения и тариф; д) народное здравие; е) распоряжение всеми землями области, составляющими часть» дарственного фонда с лесами, водами и недрами; ж) составление порядка землепользования в связи с переселенческим вопросом; з) инородческий вопрос».

На короткое время (осень 1905 года) в Сибири оформляется блок объединений, увязанный областническими лозунгами: развалившийся после опубликования манифеста 17 октября. Попытка эсеров (социалистов-революционеров) собственными силами продолжить деятельность Сибирского областного союза провалилась. Но вместе с тем за союз с областниками выступили кадеты, и в решении совместного заседания бюро - томского отдела конституционно-демократической партии и Сибирского областного союза - подчеркивалось: «Сибирский союз может явиться объединяющим центром всех прогрессивных партий Сибири при предстоящей избирательной кампании». К областникам явно тяготела определенная часть социал-демократов.

В межреволюционный период (1907 - февраль 1917 гг.) усилия сторонников движения сосредоточились на деятельности в отделах «Общества изучения Сибири и улучи быта». Областники использовали в своих интересах периодическую печать, прежде всего томскую: «Сибирская жизнь» и красноярский журнал «Сибирские записки». В целом к 1917 году областничество объединяло сравнительно небольшую группу интеллигенции в Красноярске, Иркутске и ряде других городов и не пользовалось популярностью в Сибири.

После Февральской революции 1917 года возникли организаций областников-автономистов (Иркутск, Красноярск, Томск, Омск, Петроград, Новониколаевск и т. д.). В целях разработки вопроса о будущем автономном ус Сибири, - писал летом 1917 года И.И. Серебреннику необходимо положить начало внепартийному объединению демократических сил Сибири, что может быть осуществлено учреждение Сибирского Союза или Сибирской лиги обществ-автономистов».

Осуществить данный замысел областникам не удалось. Сил для создания самостоятельного регионального объединенияения у них было явно недостаточно. К тому же население не поддержало областнические идеи. Наглядно «рейтинг» движения показали итоги выборов в Учредительное собрание по Сибири (ноябрь-декабрь 1917). Отдельным списком областники выступили лишь в одной Енисейской, собравшей 0,7% голосов. В Томской и Иркутской губерниях они объединились с народными социалистами 123,2 тысячи голосов избирателей или 0,86%. Областникам не удалось четко сформулировать программу. Единственным их коньком оставалась идея об автономии. К тому же состоявшийся в октябре 1917 года в Томске областной съезд показал, что и по этому вопросу у его делегатов нет единства взглядов, так как сторонники автономии разбились на автономистов и федералистов, на признающих Сибирь в качестве одной области и на ратующих за ее разделение на ряд областей.

В течение 1917 года под областническими лозунгами произошло объединение эсеров, кооператоров, земцев, меньшевиков, собственно областников под руководством эсеров, которые и руководили последующими мероприятиями, связанными с разработкой и реализацией на практике концепции автономии. Первый Сибирский областной съезд в Томске в 1917 г. принципиально высказался за автономию и избрал Сибирский областной совет, которому было поручено «изъявлять волю народа и действовать как власть в перерывах между съездами». Состоявшийся в конце 1917 г. чрезвычайный областной съезд принял решение создать Сибирское Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права».

На нелегальном заседании Сибирской областной думы в январе 1918 года избирается Временное правительство автономной Сибири (ВПАС) во главе с эсером П.Я. Дербером. Созданное для развертывания антисоветской деятельности, оно ничего сделало, а сразу же после своего избрания бежало Восток. На месте остались шесть министров, выдвинутых в его состав областниками, - П.В. Вологодский, 'В,Вл.М. Крутовский, Г.Б. Патушинский, М.Б. Шатилов, И. Серебренников, по всей видимости не разделявшие программу ВПАС.

Непосредственно в Западной Сибири под руководством эсеров весной 1918 года развернулась подготовка антибольшевистского переворота. Во главе подполья встали уполномоченные (комиссары) ВПАС Б.Д. Марков, П.Я, Михайлов, В.А. Сизиков, образовавшие так называемый Западно-сибирский комиссариат. К нему после антисоветского мятежа, начавшегося в Новониколаевске в ночь на 26 мая 1918 г. перешла власть в регионе. Уже в первом своем обращении «Ко всему населению Западной Сибири» от 1 июня 1918 года члены Комиссариата в духе эсеровских идей «народоправства» пообещали «восстановить нарушенный большевиками правильный товарообмен и дружеские отношения с союзными державами», «созвать Сибирское Учредительное собрание» и «содействовать скорейшему возобновлению работы Всероссийского Учредительного собрания, которое одно может спасти страну путем объединения всех сил революционной демократии для разрешения выдвинутых революцией политических и социальных задач».

С момента выхода Западно-Сибирского комиссариата из подполья вокруг него разгорелась острая борьба, в которую оказались втянуты областники. Часть из них во главе с Потаниным и А.В. Адриановым вместе с кадетами выступила против насаждения «народоправства» в Сибири. В результате мощного давления справа 30 июня 1918 года в Омске Комиссариат передал власть уже упомянутой выше шестерке министров, составившей Совет Министров Временного Сибирского Правительства (ВСП). Очень быстро они добились ликвидации «породившего» их Временного правительства автономной Сибири, собрали, а затем временно приостановили работу Сибирской областной думы, которой формально были подотчетны.

июля 1918 года Временное Сибирское Правительство приняло «Декларацию о государственной самостоятельности Сибири», в которой провозглашалось, что «Временное Сибирское Правительство торжественно объявляет, что оно одно вместе с Сибирской областной думой является ответственным за судьбу Сибири, провозглашая полную свободу независимых отношений с иностранными державами». Далее правительство обещало в ближайшем будущем собрать Все сибирское Учредительное собрание. В заключение декларировалось, что ВСП не считает Сибирь навсегда оторвавшейся от России и тех территорий, «которые в совокупности составляют Державу Российскую, и полагает, что все его усилия должны быть направлены к воссоединению Российской государственности». После Уфимского государственного совещания (сентябрь 1918) данное государственное образование перестало быть сибирским и трансформировалось во всероссийский Совет Министров при Директории, а затем при А.В. Колчаке.

Во всех этих событиях областники принимали активное участие, разбившись на сторонников «народоправства» и военно-бюрократической диктатуры. С приходом к власти Колчака все разговоры об автономии Сибири прекратились. К середине 1919 года сторонники движения сошли с политической арены. В последующем их лозунг автономии в различных модификациях (Земский собор, Сибирское Учредительное собрание, Сибирское народное собрание, Сибирская крестьянская советская республика и т. д.) был использован в антисоветской борьбе 1920-1922 годов.

областничество сибирь

Заключение

С завершением Гражданской войны завершается и история сибирского областничества. Впрочем, свою деятельность сторонники движения продолжили в эмиграции. Но теперь проблему автономии Сибири они разрабатывали с учетом опыта советского строительства. Причем во всех известных разработках категорически отвергались сепаратистские идеи. «Мы, сибирки, - подчеркивал Окулич, - неоднократно указывали, что ни о каком отделении от России мы не думаем, считаем себя русскими людьми, самостийничеству не сочувствуем, но определенно желаем быть хозяевами у себя на родине - в Сибири».

Сибирское областничество - это система взглядов части местной интеллигенции второй половины XIX - начала XX вв. на прошлое, настоящее и будущее Сибири, как специфической области (территории) в составе российского государства, а также общественно-политическое и культурное движение, пытавшееся пропагандировать и реализовывать на практике эти идеи.

Областничество было вызвано к жизни с одной стороны общественно-политическим подъемом, охватившим всю страну в результате Великих реформ Александра II (1860-1870-е гг.). С другой было обусловлено политикой царского правительства, которое вплоть до революции 1917 г. по отношению к Сибири проводило политику «государственного феодализма».

Областническая идеология представляла собой ориентированный на Сибирь сложный сплав российских социально-мессианских надежд с западными социальными доктринами.

Оценивать результаты деятельности сибирских областников достаточно сложно. Основной период их деятельности - вторая половина XIX в. и начало XX. Временем наибольшей их активности стали годы российских революций. Безусловно, областники многое сделали для социально-экономического и особенно культурного развития Сибири. Однако в условиях революций 1905-1907, 1817 гг. и Гражданской войны они оказались не способны стать объединяющей силой в Сибири, не смогли донести свои идеи до масс, что и предопределило их поражение.

Список литературы

1.Горюшин Л. Сибирские областники: история и современность. // Наука в Сибири. 1992. № 40-41.

2.Зверев В.А. История Сибири: в 3 ч. Ч. 2. Новосибирск, 1999.

.Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895 - 1917 гг. Томск, 1994. Вып. 1.

.Октябрь и гражданская война в Сибири. История. Историография. Источниковедение. Томск, 1993.

.Политическая ссылка и революционное движение в России. Новосибирск, 1988.

.Сесюнина М.Г. Г.Н.Потанин и Н.М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества (к вопросу оклассовой сущности сибирского областничества во второй половине XIX в.). Томск, 1974.

.Шиловский М.В. К вопросу о колониальном положении Сибири в составе русского государства // Европейские исследования в Сибири. Томск, 2001. Вып. 3.

.Шиловский М.В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины Х1Х - начала ХХ века. Областники. Новосибирск, 1995.

.Шиловский М.В. Сибирские областники в общественно-политическом движении в конце 50-х - 60-х годах Х1Х века. Новосибирск, 1989.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!