Порядок составления бухгалтерского баланса: обеспечение достоверности и реальности его статей (оценка всех статей)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок составления бухгалтерского баланса: обеспечение достоверности и реальности его статей (оценка всех статей)

Министерство образования и науки РФ

НОУ ВПО Восточно - Сибирский институт экономики и права

Кафедра финансов и бухгалтерского учета








ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Порядок составления бухгалтерского баланса: обеспечение достоверности и реальности его статей (оценка всех статей)

Разработал студент

Зарукина М.Г. (группа БЗ-10-3-1)

Руководитель

Хохлова Г.И., к.э.н., доцент






Иркутск 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Баланс означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.
Балансовое обобщение информации широко применяется в учёте, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике.
Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обобщением информации.
Двойственный характер отражения заключается в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от вида баланса. В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Например, объём производства должен быть увязан с объёмом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей. Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Применение её в теории и практике воспроизводства совокупного общественного продукта определяет содержание балансового метода.

Актуальность данной темы заключается в том, что баланс в современном бухгалтерском учете занимает центральное место в отчетности предприятия. В нем содержится информация о финансовом положении предприятия на данный момент времени, что посредством финансового анализа позволяет руководству (как и другим пользователям отчетности) объективно оценить финансовое состояние предприятия и принимать верные и эффективные управленческие решения.

Объект дипломной работы - ЗАО «ПАРАПЕТ». Предмет исследования порядок составления и аналитические возможности бухгалтерского баланса предприятия.

Целью дипломной работы является рассмотрение сущности и основных требований по составлению бухгалтерского баланса предприятия и выявлении путей повышения его финансовой устойчивости.

Задачи дипломной работы заключаются в:

. рассмотрении сущности и содержания бухгалтерского баланса; исследовании бухгалтерского баланса ЗАО «ПАРАПЕТ»;

. проведении анализа и оценке финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерского баланса;

. выявлении особенностей автоматизации бухгалтерского учета на предприятии.

Теоретической основой написания дипломной работы стали нормативные и законодательные акты, учебная литература, а также научные публикации литературы, раскрывающие проблемные вопросы, касающиеся выбранной темы.



1. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ЕГО СТАТЕЙ

1.1.Сущность и значение бухгалтерского баланса

Баланс (франц. Balance - весы) - система показателей сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную работу. В основе своей термин «баланс» латинского происхождения. Буквально: bis - дважды, lans - чаша весов [18, с. 78].

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двойное значение:

равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.

наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.

Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.

Бухгалтерский баланс является наиболее важной формой отчетности. Он представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату [18, с. 102].

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой - по источникам формирования. Первая часть баланса называется активом, а вторая - пассивом.

Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса, которые сгруппированы в разделы.

В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.

Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности (подвижности имущества), т. Е. в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает денежную форму. В отечественной практике актив строится в порядке возрастающей ликвидности.

Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы. Статьи пассива баланса группируются и располагаются по возрастанию степени срочности погашения обязательств. В рыночной экономике баланс в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы).

Правильно построенный бухгалтерский баланс означает:

во-первых, полный охват хозяйственных процессов организации;

во-вторых, надлежащую группировку хозяйственных явлений;

в- третьих, изучение связей между явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволяет анализировать финансово хозяйственную деятельность и движение имущественных средств организации.

В рыночной экономике балансовое уравнение имеет вид:

Активы == Капитал + Обязательства

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса, которая отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами.

Таким образом, в бухгалтерском балансе показывают состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. Эти средства квалифицируются по составу, источникам формирования, размещению и т.д. Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние организации. Бухгалтерский баланс - это способ отражения хозяйственных средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату.

1.2.Классификация бухгалтерского баланса

В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских балансов. Можно выделить следующие признаки классификации: время составления; источники составления; объем информации; характер деятельности; форма собственности; объект отражения; способ очистки.

По времени составления балансы подразделяются на: вступительные, текущие, ликвидационные, разделительные, объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. В нем определяется та сумма ценностей, с которой организация начинает свою деятельность.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они делятся на начальные, промежуточные и заключительные. Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец отчетного года. Заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Они отличаются от заключительных балансов тем, что к ним прилагается меньше отчетных форм, и тем, что промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета. А перед составлением заключительного баланса должна проводиться полная инвентаризация всех статей баланса.

Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Они составляются в течение всего периода ликвидации и делятся на вступительные, промежуточные и заключительные ликвидационные балансы.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц.

Объединительный баланс формируется при объединении нескольких организаций в одну, либо при присоединении неких структурных единиц.

По источникам составления балансы делятся на: инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные балансы составляют только на основе описи средств. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы. Книжный баланс составляется на основе книжных записей без предварительной проверки их при помощи инвентаризации. Генеральный баланс составляется при помощи анализа учетных записей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы бывают единичные и сводные. Единичный баланс отражает деятельность одной организации. Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных организаций, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех организаций в целом. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

По характеру деятельности балансы могут делиться на балансы основной и неосновной деятельности. Основной является деятельность, соответствующая уставу и курсу организации. Все остальные виды деятельности - неосновные. Отделы организаций, которые занимаются неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Средства подразделения, занимающегося неосновной деятельностью, отражаются на тех статьях баланса, где отражаются средства по основной деятельности.

По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются по источникам образования средств.

По объектам отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют организации, которые являются юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организации.

По способу аннулирования балансы делятся на балансы - брутто и балансы - нетто. Баланс - брутто включает в себя регулирующие статьи. «Регулирующими называют статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Баланс - нетто - баланс из которого исключаются регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой». В балансе-брутто сумма амортизации основных средств, как источник формирования хозяйственных средств будет отражена в 3-м разделе пассива «Капитал и резервы» и соответственно будет учтена в валюте баланса. В балансе-нетто на сумму амортизации основных средств уменьшат 3-й раздел пассива (соответственно по этой статье здесь будет отражен ноль и отражать ее не надо), и соответственно уменьшат 1-й раздел актива «Внеоборотные активы» (статью «Основные средства» будут отражать не по первоначальной стоимости, как в балансе-брутто, а по остаточной стоимости). Таким образом, итоги баланса-брутто и нетто не будут совпадать. Современный баланс как форма отчетности является балансом-нетто (то есть очищенным от регулирующих статей), что позволяет осуществлять финансовый анализ без дополнительных расчетов.

.3 Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу и правила оценки его статей

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Статьи формы бухгалтерского баланса предприятия и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат составлению и раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Для составления бухгалтерского баланса предприятия отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. В форме бухгалтерского баланса предприятия активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

В соответствии с порядком заполнения бухгалтерский баланс предприятия составляется в тыс. рублей. Округления производятся по каждой строке, т.е. сначала просчитывается сумма соответствующих остатков по счетам, а потом происходит деление на 1000. В результате округлений возможны расхождения между данными актива-пассива баланса на 1-2 тыс. рублей. Дата составления бухгалтерского баланс предприятия = дате, следующей за последней датой периода, указанного в сведениях об организации.

Бухгалтерский баланс имеет большое практическое значение: его данные используются для анализа финансового положения предприятия и контроля правильности отражения в учете хозяйственных операций.
На этом основании к бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:
. Требование уместности подразумевает, что данные баланса должны учитываться пользователем и способны повлиять на оценку положения предприятия и процесс принятия решений. Для реализации этого требования пользователь должен получать значимую и своевременную информацию. Значительными признаются сведения, исключения или вуализация которых способна нанести вред пользователю. Разумеется, для различных категорий пользователей значимость тех или иных данных различны, однако, существуют обобщенные сигнальные показатели для предварительной оценки финансового состояния предприятия, данные для их вычисления, будут значимы для всех. Если со значимостью сведений баланса затруднений не возникает, то о факторе своевременности этого не скажешь.

. Своевременность, т.е. представление данных пользователю в тот момент, когда ими еще можно воспользоваться в полной мере, является фактором весьма и весьма условным. Например, предприятие поставщик рассматривает баланс своего делового партнера с целью определить перспективы своих отношений с ним. В процессе этого исследования особую значимость приобретает информация о денежных средствах, краткосрочных вложениях и других ликвидных активах. Однако за время между составлением баланса и окончанием отчетного периода эти статьи актива могут претерпеть значительные изменения. Разумеется, общая оценка финансового состояния предприятия, его деловой активности в меньшей степени подвержена воздействию фактора своевременности, но динамика этих характеристик может быть искажена.

. Достоверность балансовых данных является понятием еще более емким. Для обеспечения достоверности к балансу предъявляют ряд требований, неукоснительное соблюдение которых позволяет рассчитывать на получение приемлемых для работы данных. Перечень требований включает в себя следующие положения: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

Требование правдивости является также понятием собирательным. Оно подразумевает, что достоверный баланс должен быть обоснован документально. Все факты хозяйственной жизни предприятия отражаются в соответствующих документах, которые выступают в дальнейшем как информационная база баланса.

Считается, что баланс не отражает действительного положения предприятия, если нет первоначальных носителей информации - документов, а также в том случае, если оформлены они ненадлежащим образом, так как соблюдению правдивости баланса должны удовлетворять не только полнота, но и качество фундаментальной массы. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

Требование единства баланса состоит в его построении на единых правилах учета и оценки. Выполнение этого требования дает возможность сравнивать между собой балансы различных предприятий и их структурных подразделений, что даст дополнительные удобства в процессе анализа положения предприятия среди других, сходных с ним предприятий. Это требование служит и гарантией того, что правдивость и реальность баланса будут распространены повсеместно.

Требование преемственности подразумевает сравнимость балансов предприятия разных временных периодов и связь между предыдущим и последующим балансом. На практике это выражается в том, что заключительный баланс отчетного года является вступительным для следующего за отчетным годом. Кроме того, преемственность формы №1 основана на неизменности методов её составления, т.е. на единообразии учетной политики предприятия, которая оформляется приказом руководителя организации. На протяжении нескольких лет организация должна следовать принятой учетной политике. Если есть необходимость ее изменить, то это возможно только с начала нового отчетного года, причем причины изменения и его суть указывается в пояснительной записке. Реализация требования преемственности дает возможность динамического анализа и построения тренда, т.е. графика, определяющего тенденцию развития предприятия, благодаря преемственности становится возможным горизонтальный анализ баланса.

Содержание требования нейтральности заключается в не избирательности формы №1 в предоставлении информации различным пользователям. Информация должна быть минимально эффективна вне зависимости от того, кому предоставляется.

Похожие работы на - Порядок составления бухгалтерского баланса: обеспечение достоверности и реальности его статей (оценка всех статей)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!