Проблема сохранения памяти защитников Отечества на примере Приднестровья

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,31 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема сохранения памяти защитников Отечества на примере Приднестровья















Реферат

Проблема сохранения памяти защитников отечества на примере Приднестровья

Устоявшееся словосочетание «защитник Отечества» является категорией нравственной, исторической, политической. В нашем сознании оно неразрывно связано, прежде всего, с понятием Родины, служением ей, патриотизмом. Несомненно, что для гражданина одного государства понятие Отчизны и ее защиты будет отличаться от установленного в другом государстве понятия, а также практики применения. Кроме того, эти установки, безусловно, претерпевают изменения в течение определенного времени, зависят от политики государства на том или ином этапе его развития.

Для нас, приднестровцев, понятие «Отечество» связано, прежде всего, с определением «Большой Родины», с отнесением своей идентичности к славянской, православной цивилизации, нашедшей свое отражение в образе «Великая Россия». Наше Отечество определено становлением российской государственности, жизнь «за царя и Отечество», за православную веру являлась основным мерилом оценки человеческой личности.

Накануне Полтавского сражения 1709 г. Петр I ярко выразил идею служения Отечеству: «А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние»[1]. Великий М.В. Ломоносов в своих трудах сблизил понятие «патриот» и «гражданин», давая им одинаковые характеристики, утверждая, что потребность жить «для пользы Отечества» должна быть мерилом жизненного смысла[2].

В XIX в. понятие «Отечество» связывалось с приоритетом национальных, духовных категорий: религиозно-нравственный идеал, духовная мудрость, соборность, закон любви к Богу и ближнему сочетались с народностью - патриотизмом, с любовью к русской истории и культуре[3].

Государство являлось важнейшим институтом Отечества, его главной функцией определялось «вести народ всеми народными способами к тому, чтобы он всегда и неизменно стремился к бесконечному нравственному совершенствованию, создавать для такого совершенствования материальные и духовные условия, побеждать пороки людей и укреплять, защищать добродетель, выяснять народу высшие идеалы и всячески бороться из-за этих идеалов»; для государства «более полезные такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить Отечеству свои силы и даже жизнь»[4].

Благоденствие государства, по мнению российских педагогов конца XIX - начала XX в., напрямую зависело от умения служить Отечеству, которое формируется силой примера старших, под влиянием рассказов о замечательных деятелях России и их доблестных подвигах, проникнутых искренним патриотическим чувством самого наставника, под влиянием поэтических произведений, патриотических песен, творческого празднования дней, имеющих особое значение в жизни Отечества; большое значение имело присутствие на церковном богослужении и вознесение молитвы «За царя и за Отечество!».[5]

В советское время формируется понятие «социалистическое Отечество», которое понимается как «многонациональное государство, в котором воспитывается советский патриот на основе пролетарского интернационализма и верности марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, а также подчинения отдельной личности интересам коллектива, общества, государства».

Понятие «Отечество» рассматривалось, прежде всего, с классовых позиций. Новый советский патриотизм вдохновлял граждан Советского Союза на трудовые и боевые подвиги, благодаря ему, во многом, состоялась победа над фашистской Германией, произошло восстановление страны. Однако патриотизм, основанный на атеистическом мировоззрении, лишал человека духовных национальных ценностей, разрушая преемственность, нравственность, духовные традиции [6].

В последние десятилетия понятие «Отечество», подходы к его трактовке вызывают особый интерес. С разрушением СССР, становлением суверенных, независимых государств отмечается возрастающее внимание к идее национальной самобытности, национальной культуры, национального характера.

Одновременно появились новые подходы, которые определяют личность как часть цивилизации, человечества.

При этом, с одной стороны, ценность Отечества понимается как принадлежность к обществу, к определенной культуре, восприятие себя в качестве неотъемлемого звена в исторической цепочке культуры и государства. С другой стороны, Отечество определяется как начало диалога, пути к Человечеству, еще более широкой общности [7].

В определении понятия «Отечество» непременно присутствует определение «Большой» и «малой» Родины. В процессе понимания и постижения понятия «Отечество» человек проходит несколько стадий: Я и мои близкие (семья), Я и мой регион (малая родина), Я и моя страна (Большая Родина). Кроме того, содержание понятия «Отечество» следует рассматривать в узком и широком смыслах: Отечество - это место рождения человека, связь с его родом, прошлым и поколениями (малая родина); это страна, обладающая государственным суверенитетом, определенными духовными, культурными ценностями, языковой общностью, принадлежащими данному народу (Большая Родина)[8].

Приднестровская Молдавская Республика - уникальное государственное образование. Феномен Приднестровья привлекает внимание международных экспертов, политологов, историков, журналистов.

Что есть «Отечество» для приднестровцев?

Актуальность определения содержания такого ключевого понятия, как «Отечество», связана не только со становлением приднестровской государственности, но и с различными аспектами духовно-нравственного воспитания, исторического образования.

ПМР - государство, территория которого состоит из правобережной территории (часть Бессарабии) и Левобережья Днестра, вошедшего в состав Российской империи в конце XVIII в. «Дикое поле» было обустроено благодаря российской государственности, активной колонизационной политике.

Богатейшая история, конфессиональная и национальная терпимость, уважительное отношение к культуре и самобытности проживающих совместно народов послужили основой для формирования особого менталитета приднестровцев, на протяжении веков проживающих в условиях пограничья, вынужденных защищать себя и свое Отечество.

Защита Отечества - это основа безопасности Родины, укрепление ее могущества и постоянная готовность к отражению угрозы. Защитник Отечества, защитник Родины - это патриот, готовый «постоять за свое Отечество, не жалея живота своего».

В основу Целевой президентской программы были положены следующие принципы:

  1. Приднестровье, осознавая себя частью славянского, православного сообщества, избрав путь воссоединения с Россией, сохраняя историческую преемственность, соотносит понятие своего Отечества и его защиты с отстаиванием интересов российской государственности с эпохи ее утверждения на Приднестровской земле.
  2. Работа по увековечению памяти защитников Отечества отнесена к важнейшей составляющей внешнеполитической и внутриполитической деятельности Приднестровской Молдавской Республики [10].
  3. Любовь к Родине, патриотизм, гражданское самосознание, бережное сохранение и уважение исторического прошлого нашего Отечества выступают как основные ценностные категории в формировании целостного образовательного и воспитательного пространства Приднестровской Молдавской Республики [11].
  4. Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества является священным долгом всех граждан Приднестровской Молдавской Республики [12].

В Приднестровской Молдавской Республике к категории защитников Отечества, чья память подлежит увековечению, отнесены: погибшие при защите Отечества или его интересов при исполнении служебных обязанностей по защите Отечества; умершие от ран или заболеваний, полученных при защите Отечества; без вести пропавшие в ходе военных действий или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; погибшие, умершие в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утратившие своей чести и достоинства, не изменившие Родине.

К особой категории защитников Отечества были отнесены уроженцы Приднестровья или захороненные на территории Приднестровья Герои Советского Союза, полные кавалеры Ордена Славы в период Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., погибшие при выполнении Советским Союзом интернационального долга на территории других государств, в период агрессии Молдовы против Приднестровья в 1990-1992 гг. [13]

Согласно концепции Целевой президентской программы, подлежит увековечению память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народа [14].

С 2009 г. в Приднестровье развернулась комплексная, масштабная работа по восстановлению и ремонту памятников воинской славы. Увековечение памяти защитников Отечества стало не только важнейшей частью государственной политики, ее приоритетом, но и по-настоящему общенародным делом, в том числе и для молодого поколения приднестровцев.

защитник отечество приднестровье память

Похожие работы на - Проблема сохранения памяти защитников Отечества на примере Приднестровья

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!