Предпосылки, ход и результаты 'Великой пролетарской культурной революции' в КНР

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпосылки, ход и результаты 'Великой пролетарской культурной революции' в КНР

Содержание

Введение. Предпосылки «культурной революции»

.1 Курс «трех красных знамен»

.2 Мао Цзэдун - Великий Кормчий. Периоды «культурной революции

.1 Первый этап - начало «культурных» преобразований

.1.1 Хунвейбины выходят на сцену

.2 Второй этап - Школы кадров 7 мая. Последний полет наследного принца

.3 Третий этап - разгром «контрреволюционной» «банды четырех»

.4 Итоги «культурной революции»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

«Культурная революция» - термин, обозначающий политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 года в истории КНР.[1]

Любое историческое событие состоит, как из положительных, так и из отрицательных моментов. Современное состояние страны складывается из предшествующих политических событий. И «культурная революция» в Китае, по-моему, очень важный момент в истории становления страны, потому что в этот период произошли коренные изменения в жизни китайского общества. «Культурная революция» сломала все старые общественные отношения в Китае, расчистив место, для становления новых.

Но нельзя утверждать, что «культурная революция» понесла за собой только положительные моменты. Не зря многие современные ученые- историки с негативом относятся к событиям «культурной революции».

В любом случае, «культурная революция» захватывает из жизни страны период протяженностью в десять лет, и следовательно, никак не может остаться бесследным. Именно поэтому, эта тема представляется мне актуальной.

Целью данной работы является изучение предпосылок, сам ход и результаты «Великой пролетарской культурной революции» в КНР на основе работ ученых, посвященных этой теме, источников, непосредственно касающихся ее и научных статей журналов. И в конце, мы попытаемся сложить собственное мнение о данной проблеме.

Задачи курсовой работы: изучение предпосылок «культурной революции». Провал курса «трех красных знамен», который повлек за собой борьбу внутри партии и повлиял на дальнейший поворот событий.

Мао Цзэдун - Великий Кормчий, стоявший «у руля» страны в этот период и руководивший, как позже будут говорить, хаосом «культурной революции». Но до того, как прийти к власти, Великому Кормчему пришлось преодолеть длинный и трудный путь, во время которого, он учился, получал образование, сформировал свои основные политические идей, в последующем, ставшими идеологией всей страны. Также именно в период своего становления Мао Цзэдун сформировал свое окружение и получил авторитет и популярность среди народа.

Далее, будет исследован непосредственно ход «культурной революции», которая делится на три этапа:этап продолжается с ноября 1965 года по 1969 год. Начало этому периоду революции положило написание статьи, критикующей пьесу «Разжалование Хай Жуя» пекинского партийца У Ханя.

После этого началась «чистка кадров», по стране, в частности среди общества интеллигенции, и по государственному аппарату, прокатилась волна репрессий, против тех, кто «был против Мао Цзэдуна», а по сути просто имевших самостоятельное мнение о положении страны.

Также к этому периоду относятся и бесчинства хунвейбинов, «Красной гвардии», которые получив благословения сверху, стали преследовать интеллигенцию, уничтожать культурное наследие страны, и, в целом, стали для страны кошмаром наяву.этап захватывает период с мая 1969 года, когда в стране начали создаваться школы кадров 7 мая, по 1973 год. В этот период произошел новый кризис внутри правящей партии, связанный в неудачным «государственным переворотом » «наследного принца» Линь Бяо, погибшего позже при странных обстоятельствах в авиакатастрофе над Монголией.этап- это этап завершения революции, длившийся с 1973 по 1976 год, собственно до кончины Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года. Этот период характеризуется правлением «банды четырех», состоявшей из Цзян Цин, Яо Вэньюань, Чжан Чуньцяо и Ван Хунвэнь.

В качестве источников были использованы выступления Мао Цзэдуна на съездах и заседаниях партии, его письма и указания, решения съездов КПК, а также статьи и данные из газеты «Жэньминь Жибао».

Работы была сделана на основе работ и монографий различных ученых, посвященных данной проблеме, такие как Шевелев В.Н. «Мао Цзэдун - Великий Кормчий», Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния и др. Также была задействована статья из журнала «Вокруг света» «Мао на войне с культурой».

Структура работы:

.Во введение рассмотрены вопросы актуальности темы, сформулированы цели и задачи, дана краткая характеристика источников и историографии.

.В первом разделе изучены предпосылки революции, социально-экономическое состояние страны на период революции, идеология правящих кругов, личность Мао Цзэдуна.

.Во втором разделе поэтапно исследован ход проведения революции, роль молодежи в ней, репрессии, политическая борьба в этот период, и результаты «культурной революции».

.В заключении подведен итог курсовой работы и «культурной революции» в целом.

I. Предпосылки «культурной революции»

.1 Курс «трех красных знамен»

К началу 60-х годов XX века стал выявляться провал курса «трех красных знамен».

Целью курса «трех красных знамен» был переход к коммунизму в кратчайшие сроки.

В мае 1958 года II сессия VIII съезда КПК приняла новую генеральную линию, а именно: «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее».[1]

·Следующий шаг на пути формирования этого курса был сделан на заседании Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхе в августе 1958 года с участием первых секретарей провинциальных комитетов КПК. Мао Цзэдун выступил на нем с изложением своего представления об идеальной организации общества[1]: «В течение месяца надо отдыхать два дня, в полмесяца - один день. В страдную пору надо отдыхать поменьше, в нестрадную - побольше.

·Придерживаться системы бесплатного снабжения, вести коммунистический образ жизни - значит противопоставить марксистский стиль буржуазному стилю.

·Возврат к системе бесплатного снабжения выглядит словно бы «отступлением», а на самом же деле такое «отступление» - это продвижение вперёд, потому что, когда мы вступили в города, мы отступили.

·Отказ от системы заработной платы имеет преимущества. Во-первых, питание обеспечено, и человек не умрёт с голоду, во-вторых, сохраняется здоровье человека.

·Я не верю, что осуществление системы бесплатного снабжения приведёт к тому, что люди разленятся, сократится рационализаторская и изобретательская деятельность, снизится активность.

·[В Китае] зерновая проблема в основном решена. …Благодаря обильному урожаю… …зерна у нас теперь много…

·…Сельское хозяйство наладили, сельское хозяйство поставлено на рельсы, а промышленность ещё на рельсы не поставлена…

·Когда вы возвратитесь к себе на места, оставьте все дела и в течение нескольких месяцев занимайтесь исключительно промышленностью… Мы должны во что бы то ни стало в 3-5-7 лет превратить нашу страну в индустриальную державу.

·Надо изменить взгляд на проблему роста населения. Раньше речь шла о 800 миллионах населения, а теперь даже миллиард и несколько сот миллионов населения не составляет проблемы.

·На мой взгляд, «деревенский» стиль, партизанские привычки - это всё же хорошо… Надо восстановить военные традиции, традиции Красной армии, 8-й армии и Народно-освободительной армии. Я просил товарища Чэнь Бо-да лично подготовить к изданию книгу «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин об армии». Я прочитал оттуда одну-две статьи и наткнулся на мысль, что с древних времён многие начинания осуществлялись прежде всего в армии.

·Именно в городах и надо распространять «деревенский» стиль и партизанские привычки.»[2]

По сути, эта политика сводилась к «казарменному социализму», который опирался и оправдывался идеологией маоизма, созданной Мао Цзэдуном.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, «Маоизм, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистическое течение в Коммунистической партии Китая. Маоизм представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистического движения. Маоизм призван обосновывать авантюристическую политику «казарменного коммунизма». Краеугольным камнем Маоизм является антисоветизм.

В виде самостоятельной платформы Маоизм сложился в конце 50-х годов 20 века. Возникновение Маоизм непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэдуна. На 9-м съезде КПК (1969) Маоизм, именуемый официально в Китае «идеи Мао Цзэдуна», был объявлен «теоретической основой, определяющей идеи КПК», и провозглашен «марксизмом-ленинизмом современной эпохи»...»[3]

После заседания в Бэйдайхе было ускоренно создание коммун, в результате чего 720 тыс. сельскохозяйственных производственных кооператива были объединены в 26 тыс. коммун.

В коммунах обобществлялся труд, основные средства производства и даже вся собственность крестьян - приусадебные участки становились собственностью коммуны. Было введено уравнительное распределение доходов, бесплатное, хотя скорее безденежное, питание в столовых.

В коммунах должно было развиваться не только сельское хозяйство, но также и промышленность, такая как плавка металла, изготовление сельскохозяйственного инвентаря, транспортных средств и др.

Не только труд, но даже быт военизировались. В целом положение трудящихся было тяжелым, но рабочие трудились с энтузиазмом, не покладая рук, следуя лозунгу «Три года напряженного труда- десять тысяч лет счастья!», который собирал огромные массы народа: заниматься физическим трудом обязаны были не только рабочие и крестьяне, но и представители партии, служащие государственного аппарата. [см. там же с. 48] Об этом нам прямо говорит следующий фрагмент из выступления Мао Цзэдуна на заседании в Бэйдайхе: «Надо делать упор на деревенский стиль работы, на партизанские привычки, надо один месяц в году уделять физическому труду, поочередно отправляться в село для участия в сельскохозяйственных работах.»[4]

Но что за личностью был Мао Цзэдун, стоящий во главе партии и правящий страной в этот период? Попробуем в этом разобраться.

1.2 Мао Цзэдун - Великий Кормчий

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в деревне Шаошань провинции Хунань, расположенной на юге страны. По китайскому календарю это 19 день 11 луны 19 года императорского правления под девизом Гуансюй.

В возрасте восьми лет мальчик пошел учиться в деревенскую школу. Вскоре он пристрастился к чтению. Его любимыми героями были древний император Цинь Шихуанди, разбойники из романа Речные заводи, государственные деятели и военачальники эпохи Хань в романе Троецарствие, позднее - многие деятели мировой истории - Наполеон, Петр Великий и другие.

В 17 лет Мао поступает в школу в Дуншане. Учителя отмечали его способности, знание китайских классиков, канонических конфуцианских книг.

Мао было 18 лет, когда пала династия Цин. Большую роль в подготовке Синьхайской революции сыграл Тунмынхой (Объединенный союз), созданный Сунь Ятсеном в 1905 году. В основу его деятельности были положены три принципа: национализм (свержение маньчжурской династии Цин), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (уравнение прав на землю). В августе 1912 года была создана Национальная партия - Гоминьдан, и Тунмынхой вошел в ее состав.

В 1913 году двадцатилетний Мао переезжает в город Чанша - столицу провинции Хунань и поступает учиться в педагогическое училище. Именно здесь он впервые услышал о Сунь Ятсене и программе союза Тунмынхой. Позднее Мао Цзэдун скажет, что именно тогда его политические идеи начали принимать отчетливую форму. В апреле 1917 года он опубликовал свою первую статью в журнале Новая молодежь, главным редактором которого был Чэнь Дусю, будущий генеральный секретарь Коммунистической партии Китая. В этой статье Мао на первое место ставил проблему возрождения национального величия Китая.

Переехав в 1918 году в Пекин, Мао поступает на работу в библиотеку Пекинского университета, которой заведовал Ли Дачжао, один из создателей Коммунистической партии Китая в 1921 году. Вскоре он начинает участвовать в работе марксистского кружка, созданного в 1919 году Ли Дачжао. Позднее Мао возвращается в Чанша и становится в 1920 году директором начальной школы.

Летом 1921 рода в городе Шанхае состоялся учредительный съезд Коммунистической партии Китая. На нем присутствовали 13 человек, представлявших шесть коммунистических кружков. Мао Цзэдун на съезде представлял хунаньскую организацию. Так начиналось становление Коммунистической партии Китая и ее будущего вождя.

Первым шагом в партийной карьере Мао Цзэдуна стало избрание его членом ЦК в 1923 году на III съезде партии. Он становится заметной фигурой и после установления сотрудничества между компартией с гоминьданом избирается также кандидатом в члены исполкома этой партии. В середине 20-х годов Мао Цзэдун приобретает также известность как теоретик коммунистической партии. Главная его заслуга заключается в том, что он сумел приспособить систему понятий марксизма к китайскому образу мышления, передать философию марксизма в духе китайской культурной традиции.

После того, как Чан Кайши разорвал союз с коммунистами в 1927 году, в стране началась гражданская война. Коммунистическая партия берет курс на вооруженную борьбу с контрреволюционным гоминьданом. На чрезвычайном совещании ЦК КПК в августе того же года Мао Цзэдун выдвинул идею о том, что политическая власть должна быть захвачена с помощью революционных вооруженных сил. Тогда же он был избран кандидатом в члены политбюро. Осенью начинается волна вооруженных выступлений против гоминдановского режима Чан Кайши. Мао руководил восстанием в родной провинции Хунань. Как и все другие, это восстание было также подавлено. Мао и остатки мятежников бежали в горы, где хозяйничали две банды, главари которых примкнули к Мао и стали командирами полков в Красной армии, которой командовал сам Мао.

В апреле 1928 года партизаны маоцзэдуновской армии соединились с отрядом другого коммуниста, Чжу Дэ и был сформирован 4-й корпус Красной армии. Когда летом того же года состоялся VI съезд КПК, то он выдвинул перед коммунистами три задачи - проведение аграрной революции, формирование Красной армии и создание революционных баз. Именно этой работой и занимался Мао Цзэдун, как и другие коммунисты - Чжу Дэ, Пэн Дэхуай, Линь Бяо.

Успехи коммунистических повстанцев во многом объяснялись проведением разумной аграрной политики в освобожденных районах. Большую роль играло и то, что в отрядах Красной армии соблюдалась строгая дисциплина, не допускались привычные поборы с населения. Обязанности военнослужащего содержались в трех основных положениях и восьми пунктах - солдаты заучивали их наизусть и даже пели. Быстрое выполнение приказов; никаких реквизиций у беднейшего крестьянства; имущество, изъятое у помещиков, поставляется непосредственно правительству - вот три основных положения.

Авторитет Мао Цзэдуна рос, но одновременно с этим обострялась борьба между ним и высшим руководством партии - Ли Лисянем, затем - Ван Мином. Впрочем, постоянные склоки, взаимные обвинения, фракционная борьба - это все было присуще китайской компартии, как и другим партиям нового типа. Мао раньше других сумел понять, что необходимо иметь свою группировку в ЦК партии, и сделал все, чтобы решить эту задачу.

Выступая на VI съезде КПК, Чжоу Эньлай говорил, что руководящие партийные работники устраивают склоки, в основе которых - личные интересы, а не политические вопросы. В партии нет демократии, партийные комитеты не избираются. Другие делегаты говорили, что в партии действует принцип: Если кто со мной согласен, тот может жить, а кто со мной не согласен, тот должен умереть. Один из делегатов так оценивал ситуацию: Фракции возникают не из-за разногласий, а происходит привычная интеллигентская склока за первенство. Стремление быть вождем - это сидит у многих членов партии.

В эти годы политическую карьеру Мао отмечали взлеты и падения, дело доходило даже до исключения его из руководящего состава. Апогеем его борьбы за власть становится совещание в городе Цзуньи в январе 1935 года. То было очень трудное для китайских коммунистов время. В боях с правительственными войсками Красная армия терпела одно поражение за другим. В октябре 1934 года начинается Великий поход, когда около 100 тысяч человек под руководством Чжу Дэ и Чжоу Эньлая начали прорыв из окружения. Это было отступление с жестокими арьергардными боями, в ходе которого погибло до 60 процентов отступающих армий.

Именно в ходе этого тяжелейшего отступления состоялось расширенное совещание ЦК КПК в Цзуньи. Темой его было определение причин неудач партии и Красной армии в противостоянии Чан Кайши, глубинной сутью - борьба за контроль над армией и партией. Генеральный секретарь партии Бо Гу и Чжоу Эньлай отмечали, что политическое и военное руководство, несмотря на отдельные ошибки, в основном было верным. Чан Кайши, получая военно-финансовую помощь от империалистов, имел большое превосходство в силах, и партия вынуждена была отступить, чтобы сберечь силы и кадры. Однако Мао Цзэдун резко на это возразил, утверждая, что отступление - это следствие серьезных ошибок руководства. Итогом этого совещания был стремительный рост влияния Мао Цзэдуна в Красной армии. Ему удалось противостоять вызову соперничавших сил. Став членом постоянного комитета политбюро, он укрепил свое влияние и в высшем партийном руководстве.

Однако отступление Красной армии продолжилось. Бойцы постоянно подвергались бомбардировке с воздуха и атакам преследующих их гоминдановских войск. Только осенью 1936 года был завершен Великий поход и остатки войск, а также партийное руководство обосновались в Яньани. К этому времени Мао Цзэдун стал уже общепризнанным авторитетом. Известный американский журналист Эдгар Сноу, ставший первым биографом Мао, после первой встречи с ним в 1936 году писал так:

В конце 30-х - начале 40-х годов окончательно оформилась группировка Мао Цзэдуна: Чжоу Эньлай, бывший соперник, ставший союзником; Пэн Дэхуай, талантливый военачальник, впоследствии герой корейской войны; Линь Бяо, белый лист, на котором Мао мог писать все, что угодно; Кан Шэн, шеф органов безопасности; Лю Шаоци, будущий глава республики. Мао внимательно следил за взаимоотношениями в группе своих сподвижников.

В апреле - июне 1945 года в Яньани проходила работа VII съезда коммунистической партии. Мао Цзэдун председательствовал на нем и выступил с Отчетом ЦК, который был озаглавлен О коалиционном правительстве. С докладом о новом уставе партии выступил Лю Шаоци, который заявил:

"Идеи Мао Цзэдуна представляют единство марксистской теории с практикой китайской революции, это китайский коммунизм, китайский марксизм. Идеи Мао Цзэдуна - это дальнейшее развитие марксизма в национально-демократической революции в колониальных, полуколониальных и полуфеодальных странах в современную эпоху, это превосходный пример национального марксизма. В итоге в новом уставе было сказано, что Коммунистическая партия Китая во всей своей работе руководствуется идеями Мао Цзэдуна.

На первом пленуме ЦК КПК седьмого созыва Мао Цзэдун был избран председателем ЦК партии.[6]

II. Периоды «культурной революции

2.1 Первый этап - начало «культурных» преобразований

Первые признаки надвигающейся «культурной революции» появились в стране задолго до ее официального начала.

Еще в 1962 году Мао Цзэдун стал вдруг проявлять беспокойство о том, что в Китае ослабевает и затухает классовая борьба. Но, видимо, из-за того, что эта установка не отвечала сложившемуся у других руководителей КПК представлению о внутреннем положении в стране, она натолкнулась на скрытое противодействие. Отсюда видно, что после провала второй пятилетки, репутация Мао Цзэдуна покачнулась, и эта ситуация усугубилась усилившимися в партии противоречиями, что и привело к началу «культурной революции», связанной, в главной мере, с желанием Мао Цзэдуна укрепить свою единоличную власть в стране. [1]

В 1963 году в Китае проводилась кампания по пересмотру театрального репертуара в сторону его «революционизации» в духе идей Мао Цзэдуна.

Сейчас эта кампания считается «фактическим началом великой пролетарской культурной революции». [см. там же с. 5]

Инициатором театральной реформы выступили Мао Цзэдун и его супруга Цзян Цин.

Сигналом, возвестившим начало «культурной революции», начавшейся с театральной реформы китайская печать считает статью Яо Вэньюаня, опубликованную в ноябре1965 года в шанхайской газете «Вэньхуэй бао».[см. там же с. 6]

«Долой историческую постановку «Хай Жуй»».

«Разжалование Хай Жуя».

В этой пьесе автор рисовал образ высокопоставленного чиновника, жившего в XVI веке, в эпоху династии Мин. Хай Жуй был не согласен с крайне жестокой политикой императора в отношении народных масс, осуждал ее и выступал за ослабление гнета, в защиту крестьян. В частности, обращаясь к императору, Хай Жуй говорил: «Раньше ты еще делал кое-что хорошее, а что ты делаешь теперь? Исправь ошибки, дай народу жить в счастье. Ты совершил слишком много ошибок, а считаешь, что во всем прав и потому отвергаешь критику».[ см. там же с. 4]

Для героя пьесы правдоискательство закончилось печально - он лишился должности. Автору пьесы, которым являлся партийный деятель У Хань, тоже не поздоровилось, после того как бдительный критик «разглядел» под маской Хай Жуя бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, который на партконференции 1959 года смело обрушился на Мао, призывая власти вернуть крестьянам землю, коллективизированную во времена кампании «Трех красных знамен», - фактически речь шла о частичном восстановлении частной собственности. Естественно, маршал Пэн немедленно распрощался тогда с большой политикой и всеми званиями.[2]

Начиная с весны 1966 года центральный орган армии -газета «Цзефанцзюнь бао»- стал выступать со статьями, носящими директивный характер, оттесняя на задний план партийный орган - газету «Жэньминь жибао». В начале мая 1966 года эта газета прямо указала, что «большая полемика, которая ныне развернулась на культурном фронте, - это отнюдь не вопрос о нескольких статьях, пьесах или кинофильмах и не какая-нибудь научная дискуссия, а исключительно острая классовая борьба, борьба большого принципиального значения в защиту идей Мао Цзэдуна... Это ключевой вопрос углубления и развития социалистической революции в нашей стране на данном этапе, вопрос, связанный с ситуацией в целом, это - первостепенное дело, касающееся судьбы и будущего нашей партии и государства, а также первостепенное дело, касающееся мировой революции».[3]

Инициаторы и руководители «культурной революции», среди которых были министр обороны КНР Линь Бяо, Чжан Чуньцяо и «красная императрица» Цзян Цин, не ограничивались критикой и осуждением идейных противников Мао Цзэдуна. Летом 1966 года в газетах появились обращения к учащейся молодежи, наиболее просто манипулируемой части общества, не оставаться в стороне от «культурной революции».

2.1.1 Хунвейбины выходят на сцену

Хунвейбины - «Красная гвардия» - впервые заявили о себе в конце мая 1966 года в Пекине, в обычной средней школе при университете Цинхуа, где был оглашен специальный «Манифест»: «Мы клянемся, что ради защиты ЦК и великого вождя Председателя Мао, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию». [4]

Ниже представлен ответ Мао Цзэдуна хунвейбинам средней школы при Университете Цинхуа.

«Товарищи хунвейбины из средней школы при Университете Цинхуа!

Получил ваши две дацзыбао, посланные мне 28 июля, а также письмо с просьбой ответить. В ваших дацзыбао от 24 июня и 4 июля выражается негодование и осуждение в связи с тем, что помещики, буржуазия, империалисты, ревизионисты и их приспешники эксплуатируют и подавляют рабочих, крестьян, революционную интеллигенцию и революционные партии и группы, и объясняется, что ваш бунт против них правомерен.

Я горячо поддерживаю вас. Одновременно я выражаю горячую поддержку дацзыбао боевой группы «Хунци» средней школы при Университете Цинхуа, в которой говорится о том, что бунт против реакционеров правомерен, и очень хорошему выступлению товарища Пэн Сяомэна от имени боевой группы «Хунци» 25 июля на общем собрании преподавателей и студентов Пекинского университета. Здесь я должен сказать, что я и мои революционные соратники стоим на таких же позициях. В равной мере мы горячо поддерживаем всех, кто стоит на одинаковых с вами позициях в движении культурной революции как в Пекине, так и во всей стране. Мы вас поддерживаем и в то же время требуем, чтобы вы обратили внимание на сплочение всех, кого можно сплотить, а тем, кто совершил серьёзные ошибки, надо, указав на их ошибки, дать возможность работать и исправить их и стать новыми людьми.

Маркс говорил: «Пролетариат не только должен освободить самого себя, но и должен освободить всё человечество. Если он не сможет освободить всё человечество, то и сам пролетариат не сможет по-настоящему добиться освобождения».

Прошу товарищей также обратить внимание на эту истину.

(1 августа 1966 г.)»[5]

Хунвейбины стали опорой «культурной революции». Получив одобрение «сверху», они принялись за массовые бесчинства.

Занятия в школах и ВУЗах были прекращены, «Красная гвардия» начала преследования интеллигенции: профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства - всех тех, «кто выступает против Мао Цзэдуна», а по сути тех, кто имел самостоятельные суждения о положении в стране.[6]

Главными врагами хунвейбинов стали Лю Шао-ци, который был объявлен «ревизионистским черным командующим», и Дэн Сяопин - «главарь номер два».[7]

В августе 1966 года был созван XXI пленум ЦК КПК, в работе которого не участвовали многие члены ЦК, ставшие жертвами репрессий. Во время работы пленума партийные руководители в центре и на местах были обвинены в том, что они «осуществляют диктатуру буржуазии». Мао Цзэдун призвал к разгрому партийных органов. Пленум выступил за ликвидацию части парторганизаций и смену руководства других. Из пяти заместителей председателя ЦК был оставлен один министр обороны Линь Бяо. [8]

После пленума бесчинства хунвейбинов, руководимых «группой по делам культурной революции» приняли еще более массовый характер. В 1966-м году в одном лишь Пекине за месяц (с конца августа до конца сентября) красные гвардейцы убили 1 722 человека, изгнали из столицы более 85 000. К началу октября - уже около 400 тысяч буржуазных ревизионистов и прочих «чертей» отправились из городов в ссылку. Мао всё хуже и хуже контролировал основную массу «генералов культурной революции», хоть главные направления развития хаоса оставались под его контролем. [ см. там же с. 52]

Осенью 1967 года Мао применил армию против хунвейбинов, которых он теперь изобличал как «некомпетентных» и «политически незрелых». Иногда хунвейбины оказывали сопротивление армии. Так, 19 августа 1967 года в город Гуйлинь после долгой позиционной войны вошли 30 тысяч солдат и бойцов народной крестьянской милиции. В течение шести дней в городе истребили почти всех хунвейбинов. Мао угрожал, что если хунвейбины будут драться с армией, убивать людей, разрушать транспортные средства или жечь костры, то они будут уничтожены. В сентябре 1967 года отряды и организации хунвейбинов самораспустились. Пятеро главарей хунвейбинов вскоре были высланы работать на свиноферму в глубокой провинции. 27 апреля 1968 года нескольких руководителей «бунтарей» в Шанхае приговорили к смерти и публично расстреляли. Осенью 1967 года миллион молодых людей (а в 1970 году 5,4 миллиона) были сосланы в отдаленные районы, многие пробыли там более десяти лет.[9]

2.2 Второй этап - Школы кадров 7 мая. Последний полет наследного принца

Второй этап "культурной революции" - от IX до Х съезда КПК - начался в мае 1969 г. и завершился в августе 1973 г.

Школы кадров 7 мая. Первые школы кадров 7 мая появились ближе к концу 1968 года. Такое название они получили от «Замечаний…» Мао Цзэдуна, сделанных 7 мая 1966 года, в которых он предлагал создать школы, в которых кадры и интеллектуалы проходили бы трудовое обучение с практическими занятиями полезным физическим трудом:

« Если не вспыхнет мировая война, то армия должна стать большой школой. И даже в условиях третьей мировой войны армия, вполне возможно, станет такой большой школой. Кроме боев, она может вести разные виды работы. Разве такой практики не было во всех антияпонских опорных базах в течение нескольких лет второй мировой войны? (В соответствующем произведении в англ. 9-томном собрании сочинений Мао сказано: «In the eight years…», т.е. «…в течение восьми лет…».) В этой школе нужно изучать политику, военное дело, культуру, можно также наладить подсобное сельскохозяйственное производство, можно создавать средние и мелкие предприятия, производить на них продукцию для собственных нужд и продукцию для эквивалентного обмена с государством. Военные могут ещё и вести работу в массах, участвовать в движении за социалистическое воспитание на заводах и в деревнях. А когда движение за социалистическое воспитание закончится, то всегда найдется работа среди масс, которую нужно будет выполнять, с тем чтобы народ и армия были навечно сплочены воедино. Нужно также постоянно принимать участие в битвах в ходе культурной революции, которая призвана осудить буржуазию.» [10]

Кроме того в 1970-1971 годах произошли события отразившие новый кризис внутри китайского руководства.

После IX съезда КПК с апреля 1969 года Линь Бяо официально становится единственным заместителем председателя ЦК партии и определяется как «преемник» Мао Цзэдуна. Выступая на том же IX съезде КПК, Линь Бяо поддерживает политику Мао Цзэдуна, с жаром призывает продолжать борьбу с ревизионистами и уклонистами: «В борьбе с врагом необходимо проводить в жизнь неизменную политику Председателя Мао Цзэдуна - «использовать противоречия, завоёвывать большинство, бороться против меньшинства, разбивать противников поодиночке». «Надо делать упор на доказательства, на расследование и изучение. Строго воспрещается вынуждать признание и верить таким признаниям». Необходимо претворять в жизнь политику Председателя Мао Цзэдуна - «к признавшим свою вину подходить снисходительно, а к сопротивляющимся - строго» и «давать выход».[11] Мы осуществляем диктатуру над врагами, опираясь, главным образом, на широкие народные массы. В отношении вредных и подозрительных элементов, выявленных в ходе движения за чистку классовых рядов, - помимо действующих контрреволюционеров, которые совершили такие преступления, как убийство, поджог, отравление, виновность которых доказана и которых следует карать по закону, - необходимо придерживаться политики «ни одного не казнить, большинство не арестовывать». А в 1971 году обвиняется в заговоре против него. "Линь Бяо и его сторонники попытались создать на II пленуме ЦК общественное мнение, способствующее захвату ими власти, - пишут китайские историки. - Потерпев неудачу, они разработали план государственного переворота. Однако Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай разгромили этот заговор". Вслед за этим была проведена чистка в армии, в результате которой были репрессированы десятки тысяч офицеров. Сам Линь Бяо, по сообщению китайской стороны, погибает 13 сентября 1971 г. в авиационной катастрофе вблизи Ундэрхана на территории МНР, пытаясь после неудавшегося "переворота" удрать за границу. За повседневную работу Военного совета ЦК КПК с октября 1971 г. стал отвечать маршал Е Цзяньин. В стране была развернута кампания "критики Линь Бяо и упорядочения стиля".[12]

Некоторые руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. По их инициативе с начала 70-х гг. стали осторожно вводиться элементы планирования, распределения по труду, материального стимулирования. Были также приняты меры по улучшению управления народным хозяйством, организации производства.

В марте 1973 г. ЦК КПК принял решение о реабилитации бывшего Генерального секретаря ЦК Дэн Сяопина и восстановлении его в должности заместителя премьера Госсовета. Активизировался процесс восстановления деятельности комсомола, профсоюзов, федерации женщин, начатый в 1972 г. Были проведены провинциальные съезды КСМК.

Произошли некоторые изменения и в политике в области культуры, хотя жесткий контроль над культурной жизнью по-прежнему сохранился.

2.3 Третий этап - разгром «контрреволюционной» «банды четырех»

маоизм хунвейбин репрессия культурная революция

Третий этап "культурной революции" продолжался с сентября 1973 г. до октября 1976 г., т. е. от Х съезда КПК до разгрома "контрреволюционной" "банды четырех" во главе с Цзян Цин, ознаменовавшего собой конец "культурной революции".

Несмотря на достигнутый на Х съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974 г. по предложению Цзян Цин, Ван Хунвэня и их сторонников, одобренному Мао Цзэдуном, была развернута новая общенациональная политико-идеологическая кампания "критики Линь Бяо и Конфуция". Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к историческим аналогиям, к аргументам из области китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических и политических проблем. Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма - древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуанди - правителе царства Цинь (246- 221), императоре Китая (221-210), основателе династии Цинь. [13]

Несколько слов об учении легистов. В центре внимания сторонников этого учения стоит деспот, чья власть ни чем не ограничена. Правитель для достижения своих целей издаёт законы (по латыни закон - lex, отсюда и название учения), перед которыми все подданные равны. Правитель в своей деятельности опирается на простой народ, борясь с зажравшейся наследственной бюрократией и аристократией, он продвигает талантливых выходцев из народа. Провинившиеся и недовольные выявляются с помощью тщательно разработанной системы слежки, наказания для них должны быть максимально жестокими. Главная цель правителя - сосредоточить все мысли народа на Едином - земледелии и войне, причём именно война всячески превозносится. Если страна бедна и в то же время направляет свои усилия на войну… она несомненно станет могущественной, - сказано в Книге правителя области Шан. Всё, что мешало такому сосредоточению - т.н. шесть паразитов - подлежало вытеснению из сознания людей. К числу этих шести паразитов относились человеколюбие, сыновняя почтительность, братская любовь и прочая ерунда, которой пичкали народ тогдашние китайские либералы и гуманисты вроде Конфуция и Лао-Цзы.[14]

В январе 1975 г. после 10-летнего перерыва была созвана 1-я сессия ВСНП 4-го созыва, принявшая новую Конституцию КНР. Конституция представляла собой результат компромисса: с одной стороны, в нее были включены установки 1966-1969гг. (в том числе и призывы "готовиться на случай войны"), с другой - она закрепляла право членов "коммун" на приусадебные участки, не признавала производственную бригаду основной хозрасчетной единицей, предусматривала необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

Сессия ВСНП сформировала высшие государственные органы власти КНР. В Постоянный комитет ВСНП вошли председатель - Чжу Дэ и 22 его заместителя, в большинстве своем старейшие кадровые работники (Дун Биу, Лю Бочэн, Не Жунчжэнь, Сюй Сянцянь, Сун Цинлин, Чэнь Юнь, Тань Чжэньлинь). В то же время в состав правительства вошли и сторонники Цзян Цин (Каи Шэн, У Дэ). Высшие посты в армии также были распределены между представителями соперничавших группировок в китайском руководстве.

Вскоре после завершения работы сессии ВСНП выдвиженцы "культурной революции" предприняли очередную попытку упрочить свои позиции. С этой целью по инициативе Мао Цзэдуна на рубеже 1974-1975 гг. была развернута кампания под лозунгом борьбы "за изучение теории диктатуры пролетариата". Важной задачей этой кампании являлась борьба против тех представителей руководства КПК (Чжоу Эньлай, Чэнь Юнь, Дэн Сяопин), которые отстаивали необходимость повышения внимания к развитию экономики, применению более рациональных методов управления народным хозяйством.

В ходе новой политической кампании распределение по труду, право на приусадебные участки, товарно-денежные отношения объявлялись "буржуазным правом", которое необходимо "ограничивать", т. е. вводить уравниловку. Под прикрытием новой кампании на многих промышленных предприятиях и в "коммунах" ущемлялись экономические интересы трудящихся. В ряде случаев отменялись меры материального поощрения, практиковалась работа в сверхурочные часы, ликвидировались приусадебные участки. Все это вызывало массовое недовольство трудящихся, забастовки рабочих, волнения крестьян.

После тяжелой болезни в январе 1976 г. умер премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай. В апреле того же года во время церемонии, посвященной его памяти, произошли массовые выступления на главной площади Пекина - Тяньаньмэнь. Участники выступлений осудили деятельность Цзян Цин и других членов Группы по делам культурной революции и потребовали их отстранения. Позднее, оценивая эти события, Дэн Сяопин указывал, что массовые выступления на площади Тяньаньмэнь, хотя и носили стихийный характер, все же представляли собой движение, которое твердо поддерживало партийное руководство и выступало против "четверки".

После этих событий прокатилась новая волна репрессий, Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания "борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции", острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с "лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути". После выступлений на площади Тяньаньмэнь газета "Жэньминь жибао" писала: "Инцидент еще более убедительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии. Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути - это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре пролетариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это".

сентября 1976 г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестом и устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти "четверки" - Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, явились важным рубежом в истории Китая. Они поставили точку на крупнейшей политической кампании в КНР, продолжавшейся 10 лет и принесшей столько горя и жертв китайскому народу, - "культурной революции". Начался новый этап развития страны.[15]

2.4 Итоги «культурной революции»

Большинство источников даёт цифру в 100 миллионов пострадавших. Впервые эта цифра появилась в газете «Жэньминь Жибао» 26 октября 1979 года. Ж.-Л. Марголен (франц.) пишет, что погибших было миллион человек. Только в провинции Гуанси во время «культурной революции» погибло свыше 67 тыс. чел., а в провинции Гуандун - 40 тыс.

В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн. членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн. чел. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн. человек, то есть в 1970-1973 годах в КПК было принято около 10-12 млн. человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» - фанатичных последователей культа личности.[16]

В эту эпоху Китай добровольно и осознанно отошел от формального высшего образования, объявленного «системой культивирования ревизионистской рассады», стоила стране не меньше миллиона несостоявшихся выпускников и ста тысяч гипотетических аспирантов.

Хунвейбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т.д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».

И все же, как ни удивительно, научная мысль умудрилась не остановиться: за кровавое десятилетие мудрецы из Поднебесной успели синтезировать биологически активный инсулин и транспортную рибонуклеиновую кислоту, испытали водородную бомбу, запустили несколько искусственных спутников, которые благополучно вернулись на Землю.

«Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом, в каком бы то ни было смысле… она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу. /Из решения ЦК КПК (1981)\

Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

Заключение

В данной работе были исследованы предпосылки начала «Культурной революции». Также был изучен сам ход событий.

О результатах «культурной революции» судить сложно.

С одной стороны, Мао Цзэдун достиг тех целей, которые ставил перед собой в ходе революции: ему удалось добиться устранения тех фигур в высшем партийном руководстве, которые оказывали ему наибольшее противодействие. Лю Шаоци, Пэн Дэхуай, как и сотни тысяч других членов партии, погибли в заключении, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, как и миллионы других, были репрессированы. Всего за годы «культурной революции» репрессиям подверглись около 5 млн. членов партии и многие миллионы беспартийных. Мао Цзэдуну удалось сокрушить прежний и установить новый политический механизм в стране, более соответствовавший его представлениям о сути «китайской модели коммунизма».

Экономические результаты Культурной революции удавалось сохранить вплоть до 1978 года. В промышленности, сельском хозяйстве и торговле ещё существует доля частной собственности; социалистическая общественная собственность ещё не является полностью общенародной.

С другой стороны, выдохшейся и обескровленной стране предстояло зализывать раны и оправляться от десяти лет сплошного кошмара. Ей предстояло построить одну из мощнейших экономик в мире и заполонить магазины Лондона, Сан-Франциско и Москвы товарами с маркой «Сделано в Китае». Китайцы с облегчением устремили взгляды туда, куда неизменно устремляли их в трудную минуту, - к Золотому веку мифических императоров древности, правивших мудро и справедливо. Конфуций любил приводить этот век в пример живущим. [1]

Список использованной литературы

1 Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния. М., Политиздат, 1973 г.

Воеводин С.А., Гудошников Л.М. Идейно-политическая сущность маоизма. - М.: «Наука», 1977 г. //library.maoism.ru/

Материалы XXIV съезда КПСС, Маоизм. - 1971 г. //bse.sci-lib.com/

Маоизм без прикрас. - М., «Прогресс», 1980 г. //library.maoism.ru/

6 Шевелев В.Н. Мао Цзэдун- Великий Кормчий. - М.,2009 г.

7 Делюсин Л. П. «Культурная революция» в Китае. - М., 1967 г.

Дубровская Д. Мао на войне с культурой. //Вокруг света. #"justify">9 Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой. - М., «Прогресс», 1976 г.

Усов В.Н. КНР: от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг.). М., 1998 г. //ru.wikipedia.org/

Доклад Линь Бяо на IX съезде партии в 1963 г. //maoism.ru/

Усов В.Н. «Культурная революция» в Китае. Китай: история в лицах и событиях. - М., 1991 г. //ru.wikipedia.org/

Переломов, Л. С. Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае (221-202 гг. до н. э.) // Академия наук СССР. Институт народов Азии. - М., Изд-во восточ. лит., 1962 г.

Материалы с сайта //www.nb-info.ru/

15 Dittmer L. Chinas Continuous Revolution: The Post-Liberation Epoch, 1949-1981.

Похожие работы на - Предпосылки, ход и результаты 'Великой пролетарской культурной революции' в КНР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!