Управление здравоохранением. Здоровье и наследственность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    623,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление здравоохранением. Здоровье и наследственность

Содержание

Введение

. Управление здравоохранением

. Здоровье и наследственность

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Актуальность темы работы исходит из того, что здоровое население является необходимым условием для устойчивого экономического роста как страны в целом, так и отдельного территориального формирования. В настоящее время показатели состояния здоровья населения свидетельствуют об его ухудшении, что не отвечает потребностям общества и вызывает необходимость принятия безотлагательных мер по кардинальному улучшению здоровья населения. Поэтому совершенствование управления услугами здравоохранения населению является актуальной научно-практической задачей, требующей своего решения.

Длительное время управление системой отечественного здравоохранения основывалась преимущественно на прямом администрировании. Роль экономических регуляторов практически игнорировалась. Финансирование отрасли традиционно основывалось на показателях ресурсного обеспечения (коечный фонд, число медицинских работников и проч.), а не конечных результатах деятельности системы здравоохранения. Организации здравоохранения ориентировались только на систему нормативов, доводимых органами управления здравоохранением, и были лишены экономических стимулов к расширению объема деятельности и повышению качества медицинской помощи. Господство административных методов управления в сочетании с финансированием на основании ресурсных показателей длительное время было основой экстенсивного развития здравоохранения.

С началом перехода России на рельсы рыночной экономики коренным образом изменились условия деятельности здравоохранения. Изменились формы собственности.

Разрушилась складывающаяся годами вертикаль управления в здравоохранении. Система финансирования здравоохранения претерпела радикальные перемены. Была создана система обязательного медицинского страхования, призванная не содержать медицинские учреждения, а финансировать медицинские услуги застрахованным гражданам.

Реализуемый с 2006 года Национальный проект «Здоровье» улучшил финансовую ситуацию в системе здравоохранения. Однако следует отчетливо понимать, что только вливанием финансовых средств не решить основную проблему здравоохранения - проблему рационального управления медицинской помощью. Мы бедные не только по причине нехватки финансовых средств, но по причине их нерационального использования. Многие проблемы возникают в здравоохранении из-за неэффективности используемых технологий управления трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами при оказании медицинских услуг.

Поэтому в условиях разграничения полномочий федерального, регионального и местного уровней власти в области здравоохранения разработка и внедрение новых организационных форм и ресурсосберегающих технологий управления медицинскими услугами населению является одним из путей разрешения проблем, возникших в российском здравоохранении.

Цель работы состоит в разработке научно-методических основ управления услугами здравоохранения населению городских территориальных формирований. Для достижения цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

1.   исследовать специфические особенности услуг здравоохранения в условиях рынка;

2.       исследовать организационно-экономические проблемы управления услугами здравоохранения населению муниципальных образований;

.        исследовать состояние и методы управления услугами здравоохранения населению муниципальных образований.

1. Управление здравоохранением


Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий медицинского характера: предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечения и отдыха в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды и тому подобные меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В соответствии со ст. 41 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями), в которых определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения, Правительством 1 декабря 2004 г. утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Меры социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим указанными заболеваниями, с 1 января 2005 г. устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ и соответствующие органы на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медтехники и др.

Муниципальная система здравоохранения объединяет муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно - профилактические, аптечные и другие учреждения и предприятия.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), согласно Положению о нем, утверждённым постановлением Правительства от 30 июня 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Минздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, на которую возложены функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Свою деятельность она реализует непосредственно и через свои территориальные органы. Положение о ней утверждено постановлением Правительства от 30 июня 2004 г.

Служба осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения. Кроме того, она осуществляет контроль и надзор за соблюдением стандартов социального обслуживания; контроль за порядком производства медицинской экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов, осуществлением судебно-медицинских и судебных психиатрических экспертиз.

Федеральное медико-биологическое агентство образовано в соответствии с Указом Президента от 11 октября 2004 г. в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также при выполнении пилотируемых космических полетов.

Все медицинские учреждения делятся на:

лечебно-профилактические

санитарно-противоэпидемические

Лечебно-профилактические подразделяются на:

. Амбулаторно-поликлинические

. Стационарные

. Специализированные

Первичную медико-социальную помощь населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения. Это очень широкая и наиболее массовая сеть учреждений (например, в нашей стране их свыше 38 тыс.). 80% больных начинают и заканчивают лечение в этой сети. Всего участковых врачей в поликлиниках занято 96 тыс. - это говорит о массовости.

Амбулаторно-поликлиническая сеть работает по принципам нашего российского здравоохранения.

Принципы:

·        обязательность медицинского страхования всех граждан, проживающих на территории России

·        общедоступность первичной медикосоциальной помощи

·        единство лечебных и профилактических мероприятий

·        принцип участковости

·        диспансерный метод работы

Номенклатура амбулаторно-поликлинических учреждений относит следующие поликлинические учреждения:

.        территориальная городская поликлиника для взрослого населения

.        амбулаторная

.        здравпункт/

Кроме того по амбулаторно-клиническому типу работают учреждения охраны материнства и детства (детская поликлиника, женская консультация), учреждения медицинского обслуживания рабочих промышленных предприятий (медико-санитарная часть, здравпункт на территории предприятия), специализированные поликлиники, где находятся диагностические центры, поликлинические отделения диспансеров.

Участковость - это обслуживание какой-то группы населения одним врачом - участковым. Участки бывают:

·        территориальные

·        цеховые

·        участок врача общей практики

·        семейный

·        гинекологический

·        педиатрический

·        сельский.

Рассмотрим распределение основных ресурсов здравоохранения Российской Федерации в соответствии с уровнем подчиненности медицинских учреждений. Большая часть медицинских учреждений сейчас находится в собственности муниципальных образований. Преобладает число амбулаторно-поликлинических учреждений (таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели ресурсов здравоохранения Российской Федерации

Наименование

Всего

Федерального подчинения

Подчинения субъекта федерации

Муниципального подчинения

Число медицинских учреждений

16009

291

2941

12772

- в том числе больниц

8859

241

1172

6422

Численность коечного фонда (включая дневные стационары)

1394245

67764

492630

Средняя занятость койки (дней)

318

272

319

316

Средняя длительность пребывания больного в стационаре(дней)

13,8

16,7

18,2

12,1

Число амбулаторно-поликлинических учреждений (самостоятельные и входящие)

16531

59

2627

13635

- из них: самостоятельные стоматологические

 5854 887

 3 915

 859 183

 4951 689


Существуют четыре уровня управления услугами здравоохранения крупного города: уровень управления медицинскими услугами всего населения города, уровень головного ведомства по здравоохранению города, уровень городских территориальных формирований, уровень организаций здравоохранения, что показано на рисунке 1.

Рис. 1 Организационно-экономический механизм управления услугами здравоохранения населению в крупном городе

Соотношение объема полномочий, материально-технических и финансовых потенциалов, возможности и ограничения участия и контроля органов управления здравоохранением Москвы, Санкт-Петербурга и других городов различно и определяется законодательными актами органов власти различных уровней управления.

На рисунке 2 показано количество пациентов, замеченных в очередях в течение дня в амбулаторно-поликлинических учреждениях Санкт-Петербурга.

Распределение пациентов, замеченных в очередях во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях, по лечебно-диагностическим и врачебным кабинетам представлено на рисунке 3.

Рис. 2 Количество пациентов, замеченных в очередях в течение дня в амбулаторно-поликлинических учреждениях Санкт-Петербурга

Рис. 3 Распределение пациентов, замеченных в очередях в амбулаторно-поликлинических учреждениях Санкт - Петербурга по лечебно-диагностическим и врачебным кабинетам

 

2. Здоровье и наследственность

здравоохранение управление медицинский биосубстрат

Биологический потенциал человека представлен генетически заданным биосубстратом человека. Биосубстрат человека выполняет как бы две функции: он образует имманентно сам потенциал человека, и он служит в свою очередь, основанием для функционального потенциала биологии человека. Все морфологические (субстратные) органы человеческого организма обладают потенциями функционального характера. На базе субстрата организма человека формируются и генетически и индивидуально в процессе онтогенеза возможности жизнедеятельного функционирования. В функциях организма реализуется его субстратный потенциал. Но эта реализация одного (базового) потенциала сама является основанием для социальной деятельности человека, т.е. является биологическим потенциалом иных, именно духовных функций.

К факторам, нарушающим здоровье, относятся инфекции, переохлаждение и перегревание организма, неправильное питание и недостаток движения, травмы, употребление алкоголя и курение, отравления, различные виды облучения, особенно ультрафиолетовыми и рентгеновскими лучами. В высоких дозах эти лучи убивают или повреждают клетки, нарушая их наследственный аппарат - молекулы ДНК. Кроме того, облучения могут способствовать развитию новообразований, в том числе злокачественных опухолей, нарушать нормальное течение беременности. Причиной нарушения здоровья человека может быть умственное и физическое перенапряжение, избыточный производственный и бытовой шум, недостаточный сон и неполноценный отдых.

Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, поэтому он, генетически уникален. Свойства человека во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности.

Здоровье поддерживается защитно-приспособительными реакциями организма, направленными на сохранение постоянства его внутренней среды и адаптацию к условиям существования.

Анализ тенденций показателей здоровья населения России показывает, что оно остается неблагополучным. По важнейшим показателям здоровья населения Россия уступает многим странам. По ожидаемой продолжительности жизни мужчин Россия занимает 136-е место, а женщин - 91-е место из всех 192 стран членов ООН (таблица 2).

Таблица 2. Отставание России от развитых стран по ожидаемой продолжительности жизни в начале ХХ и начале XXI вв. (на число лет)

Год

От США

От Франции

От Швеции

От Японии

Мужчины

1900

15,9

12,7

20,3

14,5

1965

2,3

3,0

7,2

3,2

2011

15,7

17,0

19,0

19,5

Женщины

1900

16,2

14,1

20,8

13,1

1965

0,5

1,4

2,8

- 0,5

2011

10,7

10,1

13,1


Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в разрезе регионов страны различна (таблица 3).

Подушевое финансирование программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи имеет существенные региональные различия (от 23 тыс. руб. на одного жителя Чукотского Автономного округа до 1200 в республике Ингушетия).

Анализ заболеваемости населения Санкт-Петербурга показал существенные различия в уровне заболеваемости жителей отдельных районов, что показано на рисунке 4. Это требует дифференцированного подхода к организации и оказанию медицинских услуг населению городских территориальных формирований.

Расходы на здравоохранение в городских территориальных формированиях в 2010-2011 гг. увеличились, в том числе за счет финансирования в рамках национального проекта «Здоровье». Половина расходов по национальному проекту была направлена на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу, оказывающему первичную медико-санитарную помощь, оснащение диагностическим оборудованием, оказание высоко технологичной медицинской помощи на основе государственного заказа, капитальное строительство и оплату медицинской помощи, оказанной женщинам во время беременности и родов.

Рис. 4 Уровень общей заболеваемости взрослых (на 1000 человек населения) в административных районах Санкт-Петербурга

Таблица 3. Регионы со средней (выше 66,5 года) и с очень низкой (ниже 62 лет) ожидаемой продолжительностью жизни при рождении в 2011 г.

Регионы со средней (свыше 66,5 года) ожидаемой продолжительностью жизни

Регионы с очень низкой (ниже 62 лет) ожидаемой продолжительностью жизни

Российская Федерация - 65,3 (58,9)*

Республика Ингушетия

75,64 (72,17)

Корякский А. О.

51,25 (45,34)

Республика Дагестан

73,29 (69,12)

Республика Тыва

56,01 (50,73)

Чеченская Республика

72,85 (68,16)

Эвенский А. О.

57,56 (52,70)

г. Москва

71,36 (66,68)

Чукотский А. О.

58,09 (34,06)

Республика Северная Осетия - Алания

69,62 (63,29)

Усть-Ордынский Бурятский АО

58,88 (52,41)

Кабардино-Балкарская Республика

69,30 (63,27)

Читинская область

59,27 (52,90)

Карачаево-Черкесская Республика

69,23 (63,09)

Еврейская автономная область

59,34 (53,94)

Белгородская область

68,42 (62,19)

Псковская область

60,18 (53,73)

Ямало-Ненецкая А. О.

68,21 (62,63)

Амурская область

60,34 (54,10)

Республика Адыгея

68,05 (61,91)

Республика Алтай

60,42 (54,22)

Республика Татарстан

67,95 (61,33)

Иркутская область

60,43 (53,40)

Ханты-Мансийский А.О.

67,92 (62,25)

Сахалинская область

60,58 (54,50)

г. Санкт-Петербург

67,76 (61,47)

Республика Бурятия

60,90 (54,32)

Ставропольский край

67,72 (61,85)

Республика Хакасия

61,20 (55,07)

Краснодарский край

Тверская область

61,40 (54,34)

Волгоградская область

67,02 (60,75)

Калининградская обл.

61,49 (54,99)

Республика Калмыкия

66,97 (60,86)

Кемеровская область

61,56 (55,11)

Ростовская область

66,91 (61,00)

Новгородская область

61,65 (54,59)

Тюменская область

66,76 (60,74)

Хабаровский край

61,89 (55,52)

Республика Мордовия

66,58 (59,96)

Ленинградская область

61,96 (55,23)

Республика Башкортостан

66,54 (60,31)

Смоленская область

61,97 (54,83)

*В скобках указана ожидаемая продолжительность жизни мужчин.

 

Заключение


В работе анализ основных концепций, связанных со здоровьем населения, показывает, что, с одной стороны, здравоохранение удовлетворяет потребности населения через предоставление услуг, с другой стороны, в силу своей специфики оно должно выполнять функции по поддержанию определенного уровня общественного здоровья, которое находит отражение в ряде важнейших показателей (критериев). К их числу можно отнести увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности, а также максимальное продление активной творческой жизни человека. По прогнозным данным Всемирной организации здравоохранения, смертность в России вследствие болезней до 2015 года может составить 4 млн. жизней наших граждан и принести государству потери в 300 млрд. долларов. Россия находится на 134-м месте в мире по продолжительности жизни мужчин, граждане Российской Федерации живут почти на 20 лет меньше, чем американцы, французы или японцы. Россия должна сосредоточиться на охране здоровья в широком смысле этого слова и последовательно осуществлять переход к развитию лечебно-профилактической деятельности, направленной в первую очередь на предотвращение инфекционных заболеваний; затем - к профилактической медицине, задачей которой является предотвращение неинфекционных и дегенеративных заболеваний, а в перспективе основной задачей здравоохранения станет помощь здоровым людям в поддержании и улучшении здоровья.

Формирование системы здравоохранения необходимо осуществлять на основе приоритетов в охране здоровья, отражающих демографические аспекты и структуру заболеваемости, а также с учетом потребностей в услугах системы здравоохранения. Результатом функционирования системы здравоохранения является улучшение показателей здоровья; к числу важнейших можно отнести совокупность данных, отражающих сложившийся уровень заболеваемости и смертности.

Другие показатели, характеризующие в совокупности состояние здоровья населения, определяются как система общественного здоровья населения, а система здравоохранения и управление ею должны обеспечивать позитивные тенденции в развитии общественного здоровья. Выявляются критерии развития общественного здравоохранения в связи с повышением уровня общественного здоровья от внешних причин смертности к инфекционным заболеваниям, от инфекционных заболеваний к дегенеративным и профессиональным заболеваниям, снижение смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, новообразований, замедление старения. Необходимо учитывать демографические и половозрастные характеристики при определении уровня общественного здоровья, а также ставить и решать конкретные задачи по его формированию.

Региональная и муниципальная система здравоохранения, с одной стороны, является составной частью национальной системы здравоохранения, с другой - имеет свои особенности, вытекающие из специфики состояния и уровня общественного здоровья населения региона, а также соотношения внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ее функционирование. Под региональной и муниципальной системой здравоохранения понимается общественная, функциональная система, включающая весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья каждого человека и всего населения, все элементы окружающей природной и социальной среды, в том числе и системы непосредственного жизнеобеспечения, а также образ и условия жизни населения, уровень его образования и культуры - все то, что способствует жизни и здоровью, максимальному продлению активной, творческой жизни человека.

 

Список использованной литературы


1.   Архангельская Е.Ф., Демидов Н.А. Образ жизни и здоровье населения // Здравоохранение РФ, 2004. - №7. - С. 22-25.

2.       Борисенко Н.Ф., Бородюк Т.М., Саенко Ю.И. Современные принципы разработки моделей здорового образа жизни // Врачебное дело, 2004. - №2. - С.115-119.

.        Гомончук М.Н. Искусство быть здоровым: Принципы здорового образа жизни. - М.: Воениздат, 2003. - 72 с.

.        Дробат Е.М. Простые истины о питании и здоровье: Домашний справочник. - М.: Книжный дом, 2004. - 607 c.

.        Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-A, 1999. - 560 с.

.        Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья // Школа здоровья, 2005. - №3. - 7-19 С.

.        Ларин А. Оптимальный образ жизни // Будь здоров, 2004. - №2. - С. 70-73.

.        Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - 320 c.

.        Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 416 c.

Похожие работы на - Управление здравоохранением. Здоровье и наследственность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!