Образ идеального рыцаря, представленный в 'Песне о Роланде'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образ идеального рыцаря, представленный в 'Песне о Роланде'

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"









МОДУЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: Образ идеального рыцаря, представленный в «Песне о Роланде»


Студент группы № 102ф

Филин Роман Сергеевич

Научный руководитель

Марей А.В.




Москва, 2012 г.

Введение

Пожалуй, каждый современный человек имеет некое представление об образе рыцаря. Для многих это, прежде всего благородный воин, закованный в тяжелые доспехи, совершающий различные подвиги во имя короны и во имя своей дамы сердца. И, конечно же, идеал мужчины, как поборника чести и справедливости, защитника слабых, бедных и безоружных. Множество писателей были вдохновлены рыцарской романтикой, но помимо литературных произведений на эту тему существуют и эпические произведения, как раз одним из которых и является «Песнь о Роланде».

Это французская героическая эпопея, относящаяся к циклу поэм «Королевской жесты». Самая ранняя дошедшая до нас редакция - Оксфордская, 1170г. Исторической основой поэмы послужил эпизод разгрома в Ронсевальском ущелье (778г.) отрядами басков отступающего из Испании арьергарда войска Карла Великого, под предводительством Роланда. Однако же, по описанию феодального общества, в частности рыцарства, события были перенесены в 10-12 век, а баски заменены мусульманами-язычниками. Основной темой поэмы является противостояние христианского мира миру мусульманскому и две эти реалии тесно накладываются друг на друга, порой замещая реальные факты некоторой общей системой образов, сложившихся в сознании авторов. Так, например мусульмане молятся богу - демону Балигану и носят на знаменах драконов. Ярким пятном поэмы также является система гиперболических преувеличений, особенно четко прописанных в описании битв. Как утверждает В. А. Луков, праведные французы наделены невероятной физической силой и духовной плотностью, язычники сарацины же, будто полые внутри, поэтому французы наносят им колоссальные повреждения, разрубая одним ударом всадника вместе с конем.

Однако, несмотря на такие фактические неточности и явные преувеличения, «Песнь о Роланде» является отличным источником для изучения образа рыцаря и рыцарства образца 11-12 веков, если следовать теории развития рыцарства, выдвинутой французским медиевистом Жаном Флори. И целью данной работы является рассмотреть реальный образ рыцаря в глазах его современников, выделив рыцарскую идеологию и место рыцаря в средневековой картине мира, обязанности, права, внешний облик и духовный образ профессионального воина - аристократа, именуемого рыцарем.

песнь роладн рыцарь

Внешний вид и вооружение рыцаря

Песнь о Роланде опровергает привычную для нас картину рыцаря облаченного в тяжелый кованый доспех и так называемый шлем - ведро. И действительно, это облачение более поздней эпохи, рыцарь же 12 века носит на себе кольчугу, порой именуемую панцирем, а не латы, которая состоит из стальных плотных колечек, и покрывает кольчуга воина с шеи до бедер. На голове, сужающийся кверху конусом легкий шлем без забрала - шишак. И неотъемлемая часть защитного вооружения рыцаря - деревянный щит, обшитый кожей или железом, который так лихо одним ударом разрубают герои поэмы. В описании французского и сарацинского оборонительного вооружения практически отсутствуют различия, только некоторые сарацинские шишаки были оснащены забралами.

Из наступательного вооружения,представленного в «Песне о Роланде» рыцарь имел при себе боевое копье. Копья делались из прямого легкого дерева - сосны, липы, вяза и т.д. Примечательно, что французы используют свои копья исключительно для прямых, как утверждает Луков, благородных ударов, в то время как язычники используют еще и метательные копья и луки, для ударов на расстоянии, подлых ударов.И конечно же, самым главным оружием рыцаря является стальной меч. Традиционным для того времени было давать своему мечу меч, для того, чтобы он всегда приносил только удачу и победу. Меч рыцаря был не просто оружием, он был продолжением руки, собственно буквально на кончике меча держалась вся жизнь война, на нем была сосредоточена философия сражения. Чтобы меч не был безликим куском железа, рыцарь давал ему имя, вдыхая тем самым в него живой дух. Мечи всех главных героев поэмы имеют имена. Роланд получает во время присяги от короля Карла Великого меч Дюрандаль Выкован он был кузнецом Галаном из того же железа, что и меч короля Жуаез. В рукояти оружия хранились мощи Божьих угодников - кровь святого Василия, зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского и фрагмент ризы Девы Марии. Меч проходит вместе со своим владельцем все тяготы битв и сражений и настолько закаляется боевым духом, что не получает ни малейших повреждений при ударах об монолитную скалу, когда чувствующий близкий конец Роланд пытается разбить свой верный меч, чтобы он не достался врагу.

Однако оружием рыцаря является не только оружие материальное, но и духовное, как сила воли и праведность, уверенность в своих убеждениях. Именно это позволяет французам наносить невероятной мощи удары и побеждать превосходящего противника. Собственно поэтому авторы не делают различия в вооружении сторон, чтобы показать, что не так важно, чем именно сражается воин, а важно то, во что он верит. Именно поэтому слабые в своей вере язычники, которые в момент поражения отрекаются от всех своих божеств и терпят сокрушительное поражение, а стойкие французы сражаются за свою веру и своего короля до последнего вздоха.

Права и обязанности рыцаря

Король во всем опирается на своих баронов, и они обязаны принимать участие не только в войне, но и в совете и судебных разбирательствах.Как французский, так и испанский правители опираются на своих графов и вельмож в государственных делах и используют рыцарей для дипломатической миссии. И для судебного процесса над предателемГанелоном, обрекшим на смерть Роланда, Карл собирает всех своих баронов для своеобразного суда присяжных. Самым страшным преступлением для рыцаря было предать своего господина, что и совершил Ганелон, в чем обвинили, и за что он собственно поплатился. Это преступление против рыцарской чести, против всей системы феодального мира, который строится на подчинении и слове чести.

Рыцарь - это опора короля и королевства, как в делах военных, так и в делах политических. Это святая и главная обязанность аристократа и профессионального воина, коим является рыцарь.

Рыцарская идеология и место рыцаря в средневековой модели мира

Для мира, представленного в «Песне о Роланде» главным является земля и честь. Все общество держится на феодализме, системе вассально-сеньориальных отношений. И рыцарство само собой неотъемлемая часть этой системы. Рыцарь является ленником, или вассалом, который получает от своего сюзерена право собирать налоги с определенного участка земли. Именно за это он платит своим воинским искусством. А стержнем всей системы этих отношений является клятва, или договор, именуемый оммаж. Все сознание рыцарства сосредоточенно именно на этой клятве, это краеугольный камень средневекового мира. Верность своему слову, клятве, священному ритуалу оммажа - это гарант устойчивости мира. В песне о Роланда ярко представлены разные виды заключения такого договора. Оммаж в руках, когда Марсилий готов вложить свои руки в руки эмира и принести ему клятву верности. Так же, эпизод с Ганелоном, который скрепляет свои договоры с сарацинами поцелуем. Заключивший договор рыцарь должен быть верен ему до смерти или до момента расторжения договора. Так и возникает представление о непоколебимой чести рыцаря, которую он блюдет, соблюдая договор. Однако же, не только с сюзереном заключает договор рыцарь, но и с небесным владыкой, вассалом которого является каждый христианин. Так Роланд, понимая, что он умрет, радуется, что он переходит во владения своего более высокого господина, чем даже любимый им король Карл и для него смерть не является чем-то страшным, скорее наоборот становится благом. Французские рыцари оказываются гораздо сильнее своих противников именно по причине их подчинения истинному Богу, а не демоническим богам язычников, как сарацины, которых не спасает даже невиданное численное превосходство, по причине верности клятве, принесенной Богу, до самого последнего вздоха. Это лишний раз подчеркивает, насколько свят договор и его соблюдение договора. Верный воин не останется не вознагражденным за свою верность даже после смерти.

Рыцарский мир чрезвычайно символичен. Огромную роль в нем играют сакральные символы, своего рода артефакты и обычай. Так помимо упомянутого выше обычая давать имя рыцарскому мечу, широко распространен обычай подарка. Подарок является символом расположения, символом награды за верность. Отправляясь послом, Ганелон просит у Карла перчатку, а Роланд просит у Карла его лук, отправляясь прикрывать отход своего короля. Для них подарок господина вещь сакральная, гарант их силы и гарант того, что господин придет на помощь и вознаградит за верную службу. Жан Флори считает, что этот ритуал связан с ритуалом коронации короля и подчеркивает важность рыцарского сословия для жизни государства, так как рыцарь является опорой правителя.

Заключение

Сведя воедино все вышесказанное, мы получим образ рыцаря 12го века. Это доблестный профессиональный воин, защита и опора для своего короля, верный вассал, поборник чести и глубоко верующий в своего бога и убеждения человек. Важнее земного господина для рыцаря может быть только господин небесный, как воплощение высшего блага. Вся жизнь рыцаря построена на клятве верности и на символичности всех жизненных событий и ритуалов.

Если же говорить о рыцаре идеальном, то во многом ему соответствует образ Роланда, однако же его боевое безрассудство, жажда доказать свою верность любой ценой затмила для него одну важную для рыцаря, как сюзерена цель и обязанность. Сохранить жизнь подчиненному войску, прийти на помощь в трудный момент, наградить достойно за проявленную верность. Являясь гарантом мира для всего королевства, рыцарь должен в то же время быть гарантом мира и жизни для своего ленника или вассала, который хоть и живет войной, но все же не очень хочет погибать из-за стремления сюзерена к славе.

И, конечно же, пожалуй, самое главное для средневекового мира, что содержит в себе образ рыцаря - это его репутация как защитника слабых и безоружных. И прежде всего под этим подразумевается Церковь, которая не может вести войну с противником из крови и плоти и поэтому нуждается в верном рыцарском мече, который убережет веру от экспансии язычников и еретиков. И выполняя эту миссию, рыцарь достигнет в итоге своей высшей цели - пожалования ему лена в лучшем из царств. В небесном Царстве.

Список литературы:

1.Песнь о Роланде, М.- Л., 1964

2.Флори Ж. Идеология меча - СПБ: Евразия, 1999

.Луков В. А. Эпический мир «Песни о Роланде»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 6 (ноябрь - декабрь)

.История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946

Интернет - ресурс:

1.Modern Crusaders.http://moderncrusaders.ru/index.php/component/content/article/121-2011-06-26-22-32-23

b.http://moderncrusaders.ru/index.php/component/content/article/120-2011-06-26-22-32-23

Похожие работы на - Образ идеального рыцаря, представленный в 'Песне о Роланде'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!