Наука и ее функции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,34 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Наука и ее функции

Наука и ее функции

1. Наука как сфера человеческой деятельности

наука познание социальная функция

Наука - это динамическая система объективных знаний о связях действительности, получаемых и развиваемых в результате особой формы человеческой деятельности и превращаемых в результате их применения в непосредственную практическую силу общества (Я).

Исходя из этого определения, науку можно рассматривать с трех сторон:

с теоретической - как особую систему знаний и форму общественного сознания;

как специфическую сферу человеческой деятельности - систему научных исследований, проводимых по особым правилам и удовлетворяющих особым критериям;

с практической - как прикладное применение результатов научной деятельности.

Наука как форма человеческого познания не существует вечно. Научное познание зародилось в недрах и на основе обыденного сознания. Возникновение науки связано с выделением познавательной деятельности в особую социальную функцию некой группы людей. Постепенно наука для многих представителей этой группы превращается из вспомогательного, сопутствующего вида деятельности в основной, т.е. наукой начинают заниматься профессионально, она превращается общественный институт.

Наука исторически изменяется и развивается, поэтому современная наука существенно отличается от той науки, которая существовала столетие назад.

В истории науки можно выделить два этапа ее развития:

преднаучный - этап зарождения науки;

научный - этап развития собственно науки;

На преднаучном этапе познание отражало преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивается в своей повседневной жизни и деятельности. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в сознании как идеальные объекты, замещающие объекты реального мира. Соединяя исходные идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования ранняя наука создавала модели изменений предметов, которые могли быть осуществлены практике. Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, где накапливались эмпирические знания о природе и обществе.

Научный этап развития познания начался после того, как познание, отказалось от жесткой связи с наличной практикой и приступило к прогнозированию способов изменения объектов, которые в принципе могла бы освоить цивилизация в будущем. Только на этом этапе сформировался особый тип научного знания - теория. Науку можно рассматривать как неизбежное следствие общественного разделения труда: она возникла вслед за отделением умственного труда от труда физического. Таким образом, собственно наука начала складываться в 16-17 вв.

Несмотря на то, что научный этап развития познания начался достаточно давно, на преимущества научного познания, в настоящее время по-прежнему продолжают существовать как научная, так и ненаучная (обыденная или повседневная) формы познания. Современному специалисту, да и просто человеку в условиях постоянного роста объема получаемой информации, необходимости ее адекватной оценки для более эффективной деятельности важно различать эти две формы познания.

Структуру научного знания можно представить в виде двух уровней знания - эмпирического и теоретического. Эмпирический и теоретический уровни знания изучают одну и ту же действительность, но ее разные срезы, поэтому они различаются по предмету, средствам и методам исследования.

2. Основные отличия науки от обыденного познания

Наука отличается от обыденного познания, прежде всего тем, что, во-первых, научное знание всегда носит предметный и объективный характер; во-вторых, научные знания выходят за рамки повседневного опыта, наука изучает объекты независимо от того, имеются ли в данный момент возможности их практического освоения.

Выделим еще ряд признаков, позволяющих отличить науку от повседневной познавательной деятельности.

Наука использует специальный язык. Специфика объектов науки не позволяет ей использовать только естественный язык. Понятия обыденного языка нечетки и многозначны, наука же стремится, как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, входящих в повседневную практику человека, наука же выходит за рамки этой практики. Таким образом, выработка, использование и дальнейшее развитие наукой специального языка является необходимым условием проведения научного исследования.

Наука использует специальную аппаратуру. Наряду с использованием специального языка, при проведении научного исследования может использоваться специальная аппаратура: различные измерительные приборы, инструменты. Непосредственное воздействие научной аппаратуры на изучаемый объект позволяет выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Именно специальная аппаратура позволяют науке экспериментально изучать новые тины объектов.

Научные знания как продукт научной деятельности имеют свои особенности. От продуктов обыденной познавательной деятельности людей научные знания отличают обоснованность и системность. Для доказательства истинности научных знаний недостаточно их применения на практике. Наука обосновывает истинность своего знания, используя специальные способы: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Выводимость одних знаний из других делают их связанными между собой, организованными в систему.

Научные исследования требуют особой подготовки проводящего их субъекта. В ходе нее субъект осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам их использования. Кроме того, включение субъекта в научную деятельность предполагает усвоение определенной системы ценностных ориентации и целевых установок, присущих науки. К числу таких установок следует отнести, прежде всего, установки ученого на поиск объективной истины как высшую ценность науки, на постоянное стремление к получению нового знания. Потребность в особой подготовке субъекта, проводящего научные исследования, привела к появлению особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение и предсказание процессов и явлений. Этот результат может быть выражен в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. В качестве конкретных результатов научной деятельности могут выступать: единичный научный факт, научное описание, эмпирическое обобщение, закон, теория.

Научный факт (от лат. factum - сделанное, совершившиеся) - это отражение объективного факта, т.е. некоторого единичного события, явления, фрагмента реальности в человеческом сознании, его описание.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование) - система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

3. Основные социальные функции науки и их характеристика

Значение науки в современных условиях обусловлено ее основными социальными функциями: культурно-мировоззренческой, производительной и социальной силы.

Культурно-мировоззренческие функции науки. В период своего становления как социального института (начиная с эпохи Возрождения) наука лишила теологию монополии на формирование мировоззрения. С этого момента начался процесс вхождения научного знания и научного познания в сферу мировоззрения человека и общества. Постепенно научные знания стали составными частями образования и культуры людей.

Функции науки как непосредственной производительной силы. До середины 19 века научные знания в промышленности, сельском хозяйстве применялись эпизодически, а не системно и осознано. Потребности общества в непрерывном развитии производительных сил, техническом прогрессе привели к осознанию необходимости устойчивых, перманентных связей производства и науки. Какое-то время наука находилась как бы в подчинении у материального производства, но впоследствии наука начала играть роль самостоятельной силы, способной существенно менять сам облик и характер производства.

Функции науки как социальной силы. Современная наука принимает активное участие в социальном развитии. Это участие реализуется посредством разработки программ и планов социального и экономического развития. Как социальная сила наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, затрагивая техническое и экономическое развитие, социальное управление, формирование общественного мировоззрения.

Таким образом, основное предназначение науки, т.е. ее основная общая функция - быть основой целесообразной и наиболее эффективной деятельности людей.

Похожие работы на - Наука и ее функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!