разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Компетентность внутреннего аудитора
Внутренний аудитор должен обладать необходимыми знаниями, мастерством (умением, опытом) и дисциплиной для надлежащего выполнения своих функций. Главный внутренний аудитор (начальник отдела) при согласовании с руководством организации должен установить критерии образования и практических навыков, необходимых для каждой должности, связанной с внутренним аудитом. Внутренний аудитор должен своевременно распознать и достаточно точно оценить отклонения (в том числе потенциальные проблемы), уметь успешно применить знания в кризисных ситуациях (столкновение интересов и т.д.) и стремиться выйти из них без привлечения дополнительной помощи. Когда внутренний аудитор подозревает неправильные действия, соответствующие должностные лица организации должны быть своевременно проинформированы. Также внутренний аудитор должен соблюдать профессиональную осторожность, т.е. избегать неправильных действий, ошибок, упущений, неэффективности, расточительства и конфликта интересов.
Ответственность внутреннего аудитора
Руководитель службы внутреннего аудита несёт ответственность перед аудиторским комитетом и высшим руководством Компании за организацию работы службы внутреннего аудита и выполнение поставленных задач.
Внутренний аудитор несет ответственность:
. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Отчетность внутреннего аудитора
По результатам аудиторской проверки составляется отчетный документ, который может иметь разные документальные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.
Отчет службы внутреннего аудита должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудитора, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита.
Помимо этого отчет должен содержать раздел посвященный анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также прогнозной оценке её финансового состояния на будущее.
Отчет составляется в трех экземплярах (первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив) и подписывается руководителем службы внутреннего аудита, при этом все экземпляры являются первыми.
В соответствии с аудиторским стандартом аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.
Задание
На сегодняшний день нет ни одного специального законодательного акта и нормативного документа по вопросам внутреннего аудита. В законодательных актах общего применения - Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержится четкого определения внутреннего аудита, не раскрываются его сущность, место и роль в управлении организациями, в том числе банками.
Регулированию деятельности ревизионных комиссий (ревизоров) посвящено несколько статей в федеральных законах об организациях соответствующих организационно-правовых форм - об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и др., однако это не позволяет говорить о том, что деятельность данных органов строится на единых принципах. О внутренних контрольных органах в законодательстве вообще практически ничего не говорится, за исключением законодательства о банковской деятельности, где сделана попытка урегулировать данную деятельность.
В ст.85 Федерального закона "Об акционерных обществах" определено, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества должна осуществлять ревизионная комиссия (ревизор), избранная общим собранием акционеров. Сфера компетенции данной комиссии должна определяться уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) определяется внутренними документами общества, которые, в свою очередь, также должны быть утверждены общим собранием акционеров.
Федеральный закон от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" содержит лишь общее определение понятия аудиторской деятельности, суть которого сводится к "независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей". В законе отсутствует понятие внешнего аудита, а о внутреннем аудите даже не упоминается, что является серьезным упущением, поскольку именно в законе федерального уровня должны быть определены понятие аудита, его виды, раскрыты цели и назначение внешнего и внутреннего аудита.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
При рассмотрении вопроса правового обеспечения внутреннего контроля и внутреннего аудита необходимо обратиться к правилам (стандартам) аудиторской деятельности, призванным в определенной степени обозначить правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны для регламентации аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и являются обязательными лишь для аудиторских фирм. Вместе с тем для целей внутреннего контроля и внутреннего аудита они также имеют важное методологическое значение, поскольку определяют требования к организации внутреннего контроля и внутреннего аудита, проведению проверок в тех или иных условиях, составу документов и т.п.
Задание
"ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА"
ОАО "
Утверждено Советом директоров
ОАО "______________________"
сентября 2011 г.
Протокол №____
Положение о Службе Внутреннего Аудита
Статья 1. Общие положения
.1 Настоящее Положение о Службе внутреннего аудита Общества, является локальным нормативным документом, определяющим правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность Службы внутреннего аудита. Положение также определяет конкретные трудовые функции начальника Службы внутреннего аудита по организации выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита в пределах предоставленных прав и установленной ответственности в соответствии с заключенным с начальником Службы внутреннего аудита трудовым договором.
.3 Результатом деятельности Службы внутреннего аудита является объективная и независимая оценка (мнение аудитора) по вопросам, относящимся к компетенции внутреннего аудита, выраженная в форме отчетов, актов проверок, аналитических справок, в частности:
об эффективности системы внутреннего контроля, корпоративного управления, информации и коммуникаций, управления рисками;
об эффективности деятельности подразделений Общества, с точки зрения достижения поставленных задач;
о степени и характере рисков, сопутствующих реализуемым проектам;
о сохранности и ликвидности имущества и иных активов;
о достоверности предоставляемой отчетности;
об эффективности бизнеса;
о состоянии имиджа Общества и т.д.
.4 Потребителями результатов деятельности внутреннего аудита являются:
Совет директоров Общества, Комитеты Совета директоров Общества;
высший менеджмент, менеджмент среднего звена и сотрудники Общества (в части получения консультаций);
внешние аудиторы (в части информации, необходимой при проведении аудита либо снижающей объем аудиторских процедур).
.5 Служба внутреннего аудита является структурным подразделением Общества.
.6. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется:
действующим законодательством РФ;
Уставом Общества;
решениями Совета директоров Общества;
Положением о системе внутреннего контроля;
настоящим Положением;
решениями Правления Общества, приказами и распоряжениями Генерального директора в части, не противоречащей настоящему Положению;
стандартами профессиональной деятельности Института внутренних аудиторов, Кодексом этики внутренних аудиторов, иными регулирующими и нормативными актами, лучшей мировой практикой в области внутреннего аудита (в части, не противоречащей настоящему Положению);
стандартами системы управления качеством, разработанными Международной организацией по стандартизации.
.7 Служба внутреннего аудита имеет план работы и бюджет, утверждаемый Комитетом по аудиту.
.8 Службу внутреннего аудита возглавляет Руководитель Службы внутреннего аудита (далее по тексту - "Руководитель СВА").
.9 На время отсутствия Руководителя СВА его функции исполняет лицо, назначаемое Руководителем СВА из числа сотрудников Отдела.
.10 В целях обеспечения объективности и независимости своей деятельности Руководитель СВА функционально подчиняется Комитету по аудиту, административно - Генеральному директору Общества.
.11 Функциональная подчиненность Руководителя СВА Комитету по аудиту является главным основанием его независимости и полномочий. При этом функциональная подотчетность означает, что Комитет по аудиту:
одобряет Положение о Службе внутреннего аудита, изменения и дополнения к нему и выносит его на утверждение Совета директоров Общества;
одобряет организационную структуру, годовой план работы и бюджет Отдела, систему оплаты труда персонала Отдела и выносит их на утверждение Совета директоров Общества;
получает отчеты от Руководителя СВА по результатам деятельности Отдела, включая встречи с Руководителем СВА в конфиденциальном формате без присутствия менеджмента Общества;
одобряет кандидатуру Руководителя СВА, условия трудового соглашения (контракта) с ними выносит на утверждение Совета директоров Общества;
формирует предложения о поощрении (взысканиях) Руководителя СВА для рассмотрения на Совете директоров Общества;
выносит на рассмотрение Совета директоров Общества предложение о прекращении полномочий Руководителя СВА;
осуществляет необходимые коммуникации с менеджментом Общества и Руководителем СВА, чтобы определить, имеются ли препятствия или бюджетные ограничения, которые ограничивают возможности Службы выполнять свои функции.
.12 Административная подчиненность Руководителя СВА Генеральному директору Общества имеет целью обеспечение текущей деятельности Отдела. Административная подчиненность включает в себя:
обеспечение исполнения бюджета Службы и ведение управленческого учета;
обеспечение выполнения административных операций по управлению персоналом Службы;
обеспечение Службы необходимыми внутренними коммуникациями и информационным обслуживанием;
обеспечение необходимых условий труда для сотрудников Службы.
.13. Руководитель Службы внутреннего аудита обязан иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
.14. Подбор сотрудников в Службу внутреннего аудита проводит руководитель Службы внутреннего аудита, согласно утвержденной структуре и штату Службы внутреннего аудита.
.15. Руководители структурных подразделений Службы внутреннего аудита обязаны иметь высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование.
.16. Специалистам Службы внутреннего аудита рекомендуется иметь высшее образование или опыт работы в области аудиторской деятельности 5-6 лет.
Статья 2. Задачи и функции Службы внутреннего аудита
.1 Основными задачами и функциями Службы внутреннего аудита являются:
.1.1 контроль за соответствием совершенных в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях финансовых и хозяйственных операций интересам Общества с целью защиты активов Общества;
.1.2 проверка бухгалтерской и оперативной информации, предоставляемой подразделениями исполнительного аппарата, филиалами и представительствами Общества, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составление на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
.1.3 проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества Общества, включая оценку организации процессов учета, эффективности использования, исполнения решений органов управления Общества, в отношении использования активов, оценку текущей ликвидности активов;
.1.4 независимая оценка и анализ финансового состояния Общества в целом, его филиалов и структурных подразделений;
.1.5 контроль за сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и крупными сделками;
.1.6. контроль за исполнением процедур внутреннего контроля и анализ эффективности системы внутреннего контроля в целом, а также и эффективности контроля отдельных стратегических проектов и направлений деятельности Общества;
.1.7 Оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества;
.1.8 разработка методологий по организации системы внутреннего контроля в Обществе, его филиалах и структурных подразделениях и оказание консультаций по их внедрению;
.1.9 Активное содействие Совету директоров Общества, Комитету по аудиту и менеджменту Общества, путем оказания соответствующих консультаций:
в совершенствовании системы корпоративного управления до уровня соответствия лучшим мировым практикам;
в повышении эффективности системы внутреннего контроля;
в создании в Обществе эффективно системы управления рисками;
в проведении внешнего аудита Общества по российским стандартам бухгалтерского учета и международным стандартам финансовой отчетности;
в создании эффективной системы управления и оценки активов и инвестиций;
в создании эффективной информационной среды и системы информационной безопасности;
в создании эффективной системы управления качеством в соответствии со стандартами ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18000, разработанными Международной организацией по стандартизации.
.1.10 выявление, классификация и анализ рисков в сфере финансово-экономической деятельности в ходе внутренних аудиторских проверок, разработка предложений по их снижению;
.1.11 оценка адекватности уровня рисков деятельности Общества, а также отдельных проектов, процессов, решений и сделок целям деятельности и требованиям нормативной базы Общества;
.1.12 взаимодействие с Ревизионной комиссией Общества и внешними аудиторами, осуществляемое при посредстве Комитета по аудиту Общества;
.1.13. обеспечение достаточной уверенности в отношении достоверности финансовой отчетности Общества и соблюдения процедур ее подготовки, а также соблюдения требований ведения бухгалтерского учета в Обществе;
.1.14. своевременное информирование Комитета по аудиту и генерального директора о выявленных отклонениях и нарушениях в деятельности Общества, а также представление предложений по устранению выявленных в ходе проведения проверок и мониторинга нарушений, недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
.1.15. анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности и результативности бизнес-процессов Общества, оценка применяемости стандартов, регламентов и методик, утвержденных и действующих в Обществе;
.1.16. Оценка соответствия действий сотрудников Общества, принятым нормам корпоративной и деловой этики, стратегическим целям Общества, интересам акционеров;
.1.17. подтверждение достоверности данных финансовой отчетности, входящих в состав информации, которая подлежит раскрытию Обществом;
.1.18. осуществление внутреннего контроля в дочерних и зависимых компаниях (Д3О) Общества через избранных в состав Ревизионных комиссий Д3О представителей Общества;
.1.20. Оказание консультаций менеджменту Общества, по вопросам, входящим в компетенцию внутреннего аудита, при условии сохранения независимости и объективности внутреннего аудита;
Статья З. Процедуры внутреннего контроля
.1 Для осуществления возложенных функций Служба внутреннего аудита проводит следующие процедуры внутреннего контроля:
.1.1 организует и проводит проверки и служебные расследования по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;
.1.2 анализирует и обобщает результаты проверок и служебных расследований по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности Общества;
.1.3 анализирует эффективность требований, предъявляемых к деятельности структурных подразделений Общества, готовит предложения по их совершенствованию;
.1.4 координирует работу структурных подразделений Общества при проведении внутренних контрольных мероприятий;
.1.5 осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в результате проверок и служебных расследований;
.1.6. анализирует результаты аудиторских проверок Общества, осуществляет контроль за разработкой и выполнением планов мероприятий, по устранению нарушений, выявленных в ходе аудиторских проверок;
.1.7 анализирует внутренние и иные документы Общества, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность Общества, разрабатывает предложения по совершенствованию указанных документов;
.1.8 по поручению Комитета по аудиту или единоличного исполнительного органа рассматривает проекты решений органов управления на предмет их соответствия финансово-хозяйственным интересам Общества;
Статья 4. Права, обязанности и ответственность руководителя отдела
.1 Общая организация работы Службы внутреннего аудита в Обществе возлагается на руководителя Службы внутреннего аудита.
.2 Руководитель Службы внутреннего аудита действует в соответствии с заключенным с ним договором, условия которого определяются Комитетом по Аудиту. Договор от имени Общества с руководителем Службы внутреннего аудита подписывается Генеральным директором Общества.
.3 Руководитель Службы внутреннего аудита Общества имеет право:
.3.1 вносить предложения Комитету по аудиту при Совете директоров Общества об основных направлениях работы Службы внутреннего аудита на текущий период и на перспективу;
.3.2 контролировать исполнение приказов Генерального директора, решений Совета директоров Общества, рекомендаций и методических указаний аудитора Общества и Комитета по аудиту при Совете директоров Общества;
.3.3 представлять в Комитет по аудиту предложения о поощрении сотрудников Службы внутреннего аудита или о наложении взыскания за упущения в работе;
.3.4 вести переписку с дочерними организациями Общества по вопросам, входящим в функции отдела;
.3.5 вносить предложения в Комитет по аудиту о назначении, перемещении и увольнении работников Службы;
.3.6 запрашивать и получать в установленном корпоративном порядке от руководителей отделов или отделов Общества, его филиалов или структурных подразделений информацию, документы и иные сведения, необходимые для выполнения возложенных на Службу функций и задач;
.3.7 обращаться к Председателю Комитета по аудиту Совета Директоров Общества с предложением рассмотреть любой вопрос, относящийся к компетенции Комитета;
.3.8 присутствовать на заседаниях Правления Общества без права голоса;
.3.9 представлять интересы Общества на основании доверенности, выданной Генеральным директором.
.4 Руководитель Службы внутреннего аудита Общества обязан:
.4.1 принимать достаточные меры, чтобы иметь уверенность в том, что члены Комитета по аудиту имеют полную и объективную информацию о финансовом состоянии Общества, рисках системы корпоративного управления, внутреннего контроля и информационной безопасности. С этой целью Руководитель ОВА:
Периодически информирует членов Комитета по аудиту в форме письменных и устных сообщений обо всех существенных вопросах, являющихся объектами рассмотрения Службы;
Выступает инициатором заседаний Комитета по аудиту для обсуждения вопросов, находящихся в компетенции внутреннего аудита;
Регулярно предоставляет Комитету по аудиту отчет о проделанной работе и выявленных рисках и нарушениях.
.4.2 представлять 1 (один) раз в квартал информацию (отчет) о деятельности СВА в Комитет по аудиту при Совете директоров Общества. При проведении Службой внутреннего аудита проверки, отчет о результатах проверки направляется Генеральному директору Общества и Комитету по аудиту при Совете директоров Общества. Вся представляемая Обществом в Комитет по аудиту при Совете директоров информация (в том числе отчеты) носит строго конфиденциальный характер и является коммерческой тайной;
.4.3 анализировать общие результаты деятельности Службы внутреннего аудита и обеспечивать разработку мер по совершенствованию системы внутреннего контроля в Обществе;
.4.4 содействовать повышению профессионального уровня специалистов Службы внутреннего аудита;
.4.5 осуществлять иные функции в рамках своих полномочий и в соответствии с настоящим Положением.
.5 По условиям оплаты труда, медицинского и социально-бытового обслуживания должность руководителя Службы внутреннего аудита приравнивается к должности заместителя Генерального директора.
.6 Руководитель Службы внутреннего аудита несет ответственность за:
Составление годового сводного заключения, а также промежуточных отчетов по результатам проверок и контроля за рисками, мониторинга финансово-хозяйственной деятельности и о состоянии системы внутреннего контроля в Обществе;
качество и своевременность выполнения задач и функций Службы внутреннего аудита;
выполнение утвержденных планов;
сохранность служебной информации.
Статья 5. Права, обязанности и ответственность работников Службы Внутреннего аудита
.1 В соответствии с настоящим Положением работники Службы внутреннего аудита пользуются правами и несут обязанности, вытекающие из задач, функций Службы внутреннего аудита и должностных инструкций.
.2 Работники Службы внутреннего аудита участвуют в проведении проверок, осуществлении мониторинга и контроля финансово-хозяйственной деятельности Общества, его филиалов и структурных подразделений по направлениям, определяемым задачами Службы внутреннего аудита.
.3 Работники Службы внутреннего аудита имеют право:
беспрепятственного допуска в служебные помещения проверяемых объектов;
опечатывания предоставленных им служебных помещений проверяемых объектов для обеспечения сохранности находящихся в них документов;
беспрепятственного доступа к необходимой информации, которой располагает Общество, его филиалы, включая компьютерные системы, для осуществления функций Службы внутреннего аудита. Данное право в отношении информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;
беспрепятственного доступа к документам, относящимся к предмету проверки. Данное право в отношении документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;
получения отчетов о результатах аудиторской проверки внешних аудиторов, заключений Ревизионной комиссии, актов налоговых проверок Общества;
расширения круга вопросов (участков) проверки, если выявляется необходимость в таком расширении при выполнении программы проверки;
получения копий документов, подписанных соответствующим лицом и заверенных печатью;
копирования отдельных документов, в том числе получения копий файлов, любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также получения расшифровки этих записей. Данное право в отношении информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, может быть реализовано в порядке, установленном для работы с документами, составляющими государственную тайну;
требования по согласованию с руководителем проверки проведения (или проведения лично с участием привлеченных лиц) полной или частичной инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и соответствия данным бухгалтерского учета;
получения от работников проверяемых участков устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки.
.4 О случаях предоставления недостоверных документов, отказа в предоставлении информации или письменных обоснований, создания иных препятствий проведению проверки сотрудники Службы внутреннего аудита докладывают руководителю Службы внутреннего аудита, который обращается к исполнительному органу Общества, с требованием о принятии мер ответственности к лицам, виновным в создании препятствий проведению проверки.
.5 Работникам Службы внутреннего аудита компенсируются все подтвержденные расходы, связанные с осуществлением контрольных мероприятий в рамках утвержденного бюджета.
.6 Работники Службы внутреннего аудита обязаны:
придерживаться этических принципов внутреннего аудита. К таким принципам относятся независимость, объективность, ответственность, конфиденциальность;
соблюдать установленные в Обществе требования по защите инсайдерской информации и информации, относящейся к коммерческой тайне;
руководствоваться в своей работе действующим законодательством, настоящим Положением, внутренними документами Общества;
соблюдать трудовую дисциплину;
обеспечивать надлежащее документирование процесса внутреннего аудита в соответствии с требованиями внутренних документов, регулирующих деятельность Службы внутреннего аудита.
.7 Работники Службы внутреннего аудита несут ответственность:
за ущерб, причиненный Обществу в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих функций, разглашения конфиденциальной информации и информации, составляющей коммерческую тайну, или иные действия, противоречащие действующему законодательству, Уставу Общества, настоящему Положению;
искажение либо сокрытие существенных нарушений, которые могут повлечь за собой или повлекли материальный ущерб Обществу;
использование служебного положения в корыстных целях;
недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
.8 За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно-распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА;
.9 Сотрудники Службы внутреннего аудита не несут ответственности за невыполнение своих рекомендаций по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок, мониторинга и контроля финансово-хозяйственной деятельности Общества.
.10. Начальник и сотрудники Службы внутреннего аудита не имеет права осуществлять какие-либо действия, которые могут привести к потере его независимости и объективности, а именно:
.10.1. участвовать в разработке и внедрении систем и контрольных процедур, или брать под свою ответственность какую-либо управляющую функцию в Обществе;
.10.3. участвовать в проверках областей деятельности, за которые они несли ответственность в течение последних двух лет (за исключением случаев принятия отдельного решения Комитетом по аудиту либо Генеральным директором Общества);
.10.4. принимать любые управленческие решения, инициировать или утверждать операции, не относящиеся непосредственно к деятельности СВА;
.10.5. голосовать с правом решающего голоса при обсуждении любых вопросов стратегии и оперативного управления, быть согласующим лицом в процессах принятия решений (за исключением решений, связанных с организацией работы внутреннего аудита);
.10.6. принимать решения о наложении взысканий на сотрудников Общества, за исключением сотрудников Службы;
.10.7. отдавать какие-либо распоряжения и указания, регламентирующие действия сотрудников Общества, за исключением указаний по вопросам, связанным с организацией деятельности внутреннего аудита;
.10.8. разрабатывать организационно-распорядительные и нормативные документы, за исключением документов, регламентирующих деятельность Службы;
.10.9. требовать от менеджмента Общества исполнения своих рекомендаций.
Статья 6. Организация работы Службы внутреннего аудита
.1 Служба внутреннего аудита выполняет свою работу на основе плана, который должен включать в себя:
перечень (график) проводимых проверок в Обществе;
мероприятия по контролю за рисками;
мероприятия по оценке существенных элементов системы внутреннего контроля.
.2 План работы Службы внутреннего аудита формирует руководитель Службы внутреннего аудита на основании собственных предложений, предложений Совета директоров Общества (в лице Комитета по аудиту при Совете директоров Общества), исполнительного органа Общества и Ревизионной комиссии Общества. План работы Службы внутреннего аудита утверждается Комитетом по аудиту Общества.
.3 Корректировки в утвержденный годовой план работы могут вноситься на основании предложений Исполнительного органа Общества, Комитета по аудиту при Совете директоров Общества.
.4 Порядок проведения проверок:
.4.1 план проведения проверок в Обществе определяет срок проведения проверки и должностное лицо, ответственное за организацию проведения проверки;
.4.2 общий порядок и методика проведения проверок регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита, согласованными с Комитетом по аудиту при Совете директоров Общества, утвержденными Исполнительным органом Общества;
.4.3 в соответствии с графиком проводимых проверок за 5 дней до начала запланированной проверки Руководителем СВА издается Указание по Службе о проведении проверки;
.4.4 руководитель проверки подготавливает программу конкретной проверки, утверждаемую руководителем Службы внутреннего аудита, в которой уточняются круг филиалов и структурных подразделений Общества, охватываемый проверкой; бизнес-процессы и области аудита проверяемого объекта, подлежащие проверке; порядок и сроки проведения проверки; состав аудиторской команды;
.4.5 проверки могут осуществляться специалистами Службы внутреннего аудита с привлечением, при необходимости, специалистов других департаментов и отделов Общества, его филиалов и структурных подразделений (экспертов). Привлечение экспертов осуществляется по инициативе руководителя Службы внутреннего аудита и согласовывается с Комитетом по аудиту и Исполнительным органом Общества;
.4.6 проверки проводятся путем сбора и анализа информации, относящейся к проверяемому участку деятельности ревизуемого объекта. Специалисты Службы внутреннего аудита и привлеченные к проверке эксперты в ходе проверки выявляют ошибки, неточности и незаконные действия при выполнении соответствующих финансово-хозяйственных операций;
.4.7 организационное обеспечение и представление необходимых документов для проведения проверок осуществляется руководителями подразделений исполнительного аппарата Общества по запросам Службы внутреннего аудита в трехдневный срок;
.4.8 по завершении проверки, в срок не позднее десяти дней, составляется акт (отчет) проверки, в котором должно содержаться исчерпывающее мнение принимающих участие в проведении проверки специалистов, о соответствии представленной финансовой и иной информации объекта действительному положению дел, а также рекомендации и предложения по устранению выявленных в ходе проверки недостатков и нарушений;
.4.9 акт проверки направляется для комментариев руководителям подразделений Общества, деятельность которых проверялась. В случае отказа руководителя подразделения Общества, деятельность которого проверялась, дать комментарии к выявленным в ходе проверке рискам, сотрудниками департамента внутреннего аудита делается в акте проверки соответствующая отметка. К акту прилагаются объяснения по изложенным в нем фактам, а также копии необходимых документов за подписью руководителя проверяемого подразделения Общества;
.4.10. акт проверки предназначен для служебного пользования. Акт проверки предоставляется Комитету по аудиту, Генеральному директору Общества, руководству проверяемого объекта. Экземпляр акта проверки подлежит хранению в Службе внутреннего аудита в течение 5-тилет со дня окончания проверки и предоставляется по требованию действующему составу Совета директоров Общества.
.4.11. В случае выявления в ходе аудита обстоятельств, создающих существенную угрозу безопасности Общества, либо ущерб интересам акционеров, Руководитель СВА обязан немедленно, не ожидая окончания аудита, поставить в известность о возникновении указанных обстоятельств Генерального директора Общества и Комитет по аудиту.
.4.12. Служба внутреннего аудита уведомляется о плане мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием ответственных лиц, который составляется на проверенном объекте. По ходатайству Службы внутреннего аудита Исполнительным органом Общества может быть назначена повторная проверка объекта для контроля за выполнением вышеуказанного плана.
.4.13. руководители и иные должностные лица проверяемого объекта обязаны:
а) создавать проверяющим условия, обеспечивающие эффективное проведение проверки, предоставлять транспорт (по необходимости), всю необходимую документацию, а также давать по их запросу (устному или письменному) разъяснения в устной или письменной форме;
б) не допускать каких-либо действий, направленных на ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении проверки. Виновные в этом должностные лица проверяемых объектов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
.5 Порядок контроля за рисками:
.5.1 общий порядок и методика контроля за рисками регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита;
.5.2 по результатам работы по контролю за рисками Службой внутреннего аудита составляются квартальные и полугодовые отчеты, содержащие следующие сведения:
обзор оперативных, финансовых, стратегических и других рисков Общества;
оценка и анализ выявленных рисков;
контроль за функционированием системы риск - менеджмента в Обществе.
.5.3 Квартальные отчеты представляются на рассмотрение Исполнительному органу Общества.
.6 Порядок оценки существенных элементов системы внутреннего контроля:
.6.1 общий порядок и методика оценки существенных элементов системы внутреннего контроля регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита;
.6.2 по результатам работы по оценке существенных элементов системы внутреннего контроля составляется квартальные и годовой отчеты, содержащие следующие сведения:
описание системы внутреннего контроля оцениваемого бизнес-процесса и методов, используемых для оценки ее эффективности;
оценку эффективности системы внутреннего контроля оцениваемого бизнес-процесса;
мероприятия по повышению эффективности оцениваемого бизнес-процесса.
.6.3 оперативные результаты проводимого мониторинга финансово - хозяйственной деятельности компании доводятся до сведения Комитета по аудиту, Исполнительного органа Общества в форме и в сроки, установленные документами, регламентирующими порядок и методику проведения мониторинга.
.6.4 Квартальные отчеты представляются на рассмотрение Комитета по аудиту, Генерального директора, Правления Общества.
.6.5 Годовые отчеты представляются на рассмотрение Комитета по аудиту при Совете директоров Общества, Совету директоров Общества.
.7 Порядок проведения мониторинга ФХД:
.7.1 общий порядок и методика проведения мониторинга финансово-хозяйственной деятельности регламентируются отдельными документами, подготовленными руководителем Службы внутреннего аудита;
.7.2 мониторинг финансово-хозяйственной деятельности включает процедуры, позволяющие своевременно выявлять любые отклонения в финансово - хозяйственной деятельности путем реализации следующих основных функций:
проверка исполнения контрольных показателей бюджетов (ежеквартальных и годовых) и иных финансово-экономических планов Общества;
ежеквартальный контроль ликвидности предприятия, его платежеспособности, оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности.
.7.3 оперативные результаты проводимого мониторинга финансово - хозяйственной деятельности компании доводятся до сведения Комитета по аудиту и Исполнительного органа Общества в форме и в сроки, установленные документами, регламентирующими порядок и методику проведения мониторинга.
.7.4 в случае выявления существенного отклонения контролируемых показателей финансово-хозяйственной деятельности Общества, руководитель Службы внутреннего аудита доводит до сведения Комитета по аудиту и Исполнительного органа Общества информацию об изменении контрольных показателей с указанием возможных причин отклонения в течение 2 рабочих дней с момента обнаружения;
.7.5 Служба внутреннего аудита составляет отчет о результатах мониторинга финансово-хозяйственной деятельности Общества и представляет его на рассмотрение Комитета по аудиту, Генеральному директору и Правлению Общества;
Статья 7. Организация труда и ответственность сотрудников внутреннего аудита
.1 Порядок оплаты труда и мотивации сотрудников СВА определяется "Положением об оплате труда персонала Службы внутреннего аудита", утверждаемым Комитетом по аудиту.
.2 Порядок организации работы сотрудников СВА определяется организационно-распорядительными документами Общества, внутренними документами Службы и указаниями Руководителя СВА.
.3 Сотрудники Службы страхуются за счет Общества на случай смерти и потери трудоспособности в результате несчастных случаев.
.4 Сотруднику СВА запрещается, без согласования с Руководителем СВА, разглашать любую информацию, которая стала ему известна в результате проведения проверок и исполнения иных служебных обязанностей.
.5 Сотрудник СВА несет дисциплинарную и иную установленную Законодательством и внутренними документами Общества ответственность за:
умышленное сокрытие фактов нарушений и рисков, выявленных при проведении аудита;
недостоверность предоставляемой информации, некачественное и несвоевременное исполнение возложенных на него задач;
разглашение информации, способное нанести ущерб интересам Общества;
иные нарушения, в соответствии с действующими внутренними документами Общества.
.11. За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей и другие нарушения действующих в Обществе норм и правил на сотрудника СВА может быть наложено взыскание в форме, определяемой действующими организационно-распорядительными документами Общества и Трудовым Кодексом Российской Федерации. Взыскание налагается приказом Генерального директора Общества на основе представления Руководителя СВА.
Задание
Должностная инструкция внутреннего аудитора
ОАО
Утверждено Советом директоров
ОАО "______________________"
Должностная инструкция внутреннего аудитора
I. Общие положения
. Внутренний аудитор относится к категории специалистов.
2. На должность внутреннего аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее (2 лет; 3 лет; др.) в том числе в качестве аудитора не менее. (1 года; 2 лет; др.)
. Внутренний аудитор должен знать:
.1 Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
.2 Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.
.3 Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.
.4 Аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты внутреннего аудита.
.5 Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.
.6 Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
.7 Правила проведения проверок и документальных ревизий.
.8 Денежное обращение, кредит, порядок ценообразования.
.9 Правила организации и ведения бизнеса.
.10. Основы налоговой системы, порядок исчисления налогов.
.11. Трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство.
.12. Основы маркетинга, основы администрирования.
.13. Этику делового общения.
.14. Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.
.15. Экономику и организацию производства, труда и управления.
.16. Основы трудового законодательства.
.17. Правила и нормы охраны труда.
. Назначение на должность внутреннего аудитора и освобождение от должности производятся приказом руководителя предприятия.
5. Внутренний аудитор подчиняется непосредственно (руководителю предприятия; первому заместителю руководителя предприятия)
. На время отсутствия внутреннего аудитора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Внутренний аудитор:
. Осуществляет проверку финансовой и управленческой отчетности предприятия, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.
. Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.
. Подготавливает и представляет для утверждения руководству предприятия план аудиторских работ, бюджет аудиторских работ.
. Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях предприятия в соответствии с утвержденным планом.
. Осуществляет контроль за выполнением бюджета предприятия.
. Осуществляет проверку сохранности и эффективности использования активов предприятия, контролирует доступ работников предприятия к активам и финансовой информации.
. Осуществляет экспертную оценку проектов контрактов, контролирует своевременность и полноту отражения в учетных документах совершаемых сделок (заключаемых договоров) и их результатов.
. Выявляет внутренние резервы предприятия и определяет пути их эффективного использования.
. Проводит мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам, осуществляет анализ доходов и расходов предприятия, оптимизацию и планирование налогов.
. Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, осуществляет контроль за выполнением предприятием и его контрагентами своих обязательств, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.
. Разрабатывает рекомендации и план действий по устранению выявленных отклонений от планов; рекомендации, позволяющие снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.
. Определяет и анализирует возможные внешние и внутренние риски при разработке и внедрении новых проектов на предприятии.
. Осуществляет надзор за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции, определяет соответствие распределения обязанностей требованиям производственного, управленческого и финансового процесса, осуществляет разграничение полномочий, вносит предложения менеджеру по персоналу по внесению объективных изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции.
. Разрабатывает финансовые регламенты для финансовой политики предприятия в целом, отдельных процедур, инструкций и иной документации.
. Принимает участие в формировании сводной и консолидированной отчетности.
. Осуществляет подготовку предприятия к внешнему аудиту.
. Выполняет временные или постоянные обязанности, не связанные с внутренним аудитом, по распоряжению руководителя предприятия (поддержка бухгалтерского отдела, анализ инвестиционных проектов, проведение сверки с поставщиками и т.д.).
. Консультирует руководство предприятия по вопросам аудита.
. Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения, др.
III. Права
Внутренний аудитор имеет право:
. На доступ во все подразделения предприятия, к любой информации предприятия, необходимой для проведения аудита.
. Давать обязательные к исполнению указания персоналу по приведению отчетной документации в соответствие с внутренними документами и законодательством, по исправлению ошибок и неточностей, принятию мер в связи с выявленными недостатками.
. Получать от ответственных работников объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита.
. Давать распоряжения персоналу по подготовке предприятия к внешнему аудиту.
. Давать рекомендации руководству по изменению системы контроля на предприятии, а также изменению управленческой политики на предприятии.
. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
IV. Ответственность
Внутренний аудитор несет ответственность:
. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Список использованной литературы
Кодексы, законы, положения, приказы
.Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая;
2.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая
.Федеральный закон № 307 "Об аудиторской деятельности" от 30.12.08
.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ от 21.11.1996 г. (с изменениями и дополнениями);
.Постановление № 696 Правительства РФ "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" от 23.09.02
Учебники и учебные пособия
1.Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2010 г. - М.: МЦРСБУ, 2010.
.Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. - М.: Финстатинформ
Справочные поисковые системы
.СПС "Консультант Плюс"
Интернет-ресурсы
1.www.iia-ru.ru - сайт российского филиала Института внутренних аудиторов