Разработка модели деятельности сети аптечных учреждений
Введение
Современные технологии в области баз данных являются одним из
определяющих факторов успеха в любой отрасли бизнеса. Сегодня различным
компаниям и учреждениям почти невозможно обойтись без каких-либо
автоматизированных систем, не говоря уже о компаниях, чьи филиалы имеют
обширную географию.
Цель данной курсовой работы - разработка модели деятельности сети
аптечных учреждений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
а) проанализировать и описать предметную область;
б) построить модели процессов предметной области в стандартах IDEF0, IDEF3;
в) построить диаграммы потоков данных для некоторых процессов;
г) построить модель «сущность-связь» в стандарте IDEF1X;
д) провести функционально-стоимостной анализ.
Для выполнения данных задач применялся,в основном, анализ работы
существующих сетей аптечных учреждений.
1. Анализ
предметной области сети аптечных учреждений
В данной курсовой работе предметной областью является деятельность
компании, представляющей собой сеть аптечных учреждений.
Такая компания несет на себе немалый груз ответственности, так как она
имеет дело с лекарствами - товаром жизненной необходимости. Задачи генерального
директора такой компании не очень сильно отличаются от задач директора любой
другой компании, так как основными задачами генерального директора является
контроль за всеми бизнес-процессами в компании, а также контроль за ее
финансовыми потоками.
Вся специфичность фармацевтического бизнеса заключается в том, что должны
быть четко отработанные взаимодействия различных отделов внутри компании и ее
многочисленных филиалов - аптечных пунктов, а также в том, что такой бизнес
основан на обороте лекарственных средств, что влечет за собой дополнительную
ответственность как за сам товар, так и за процесс его реализации.
Любая фармацевтическая компания имеет свою бухгалтерию ответственную за
работу с финансами компании и свой отдел кадров, который несет ответственность
за штат сотрудников компании, их прием и увольнение, а также их социальное
обеспечение. Также компания должна иметь свои филиалы - аптечные пункты.
Аптечные пункты являются точками реализации товара и, по сути, основным
источником дохода компании. Каждым аптечным пунктом должен руководить
заведующий, выполняющий управленческие функции. Также в аптечном пункте должны
быть сотрудники со специальным высшим образованием - провизора, ответственные
за реализацию лекарственных средств, и сотрудники со специальным средним
образованием - фармацевты, ответственные за прием лекарственных средств от
поставщиков, и выполняющие вспомогательные функции.
2. Построение контекстной диаграммы процессов предметной
области и ее декомпозиция в стандарте IDEF0 в процессе организации деятельности
сети аптечных учреждений
Цель разработки модели - определить основные процессы и их структуру в
деятельности сети аптечных учреждений.
В ходе построения модели необходимо ответить на следующие вопросы:
как функционирует отдел бухгалтерии в компании;
как функционирует отдел кадров в компании;
как функционирует филиал аптечной сети.
Основные точки зрения: генеральный директор, главный бухгалтер,
специалист отдела кадров, заведующий аптекой, фармацевт.
Границы модели: рассматривается процесс деятельности аптечной сети с
момента поступления товара от поставщиков до его реализации, с момента
поступления заявления о приеме на работу соискателя до присвоения ему оклада, а
также с момента расчета средств на закупку товара до формирования полного
финансового отчета.
А-0 - контекстная диаграмма. Представляет собой основной процесс
предметной области - процесс деятельности сети аптечных учреждений. Процесс
включает в себя процессы деятельности бухгалтерии, деятельности отдела кадров и
деятельности филиала аптеки.
Контекстная диаграмма представлена на рисунке 1, декомпозиция контекстной
диаграммы - на рисунке 2.
Рисунок 1 - Контекстная диаграмма А -
0
Рисунок 2 - Декомпозиция контекстной
диаграммы А0
Все процессы на диаграмме А0 также, в свою очередь, декомпозированы. На
диаграмме А0 можно увидеть, что на вход подаются информация о стартовом
капитале, а также специалистах, нуждающихся в устройстве на работу. Выходной
информацией является информация о финансовом балансе компании, а также
информация об уволенных сотрудниках. Управлением являются рыночный ассортимент
лекарств, налоговое законодательство, трудовое законодательство, штат специалистов
компании и положение минздрава о фармдеятельности. Механизмами являются:
генеральный директор, главный бухгалтер, специалист отдела кадров, заведующий
аптекой и фармацевты.
Декомпозиция процесса «Деятельность бухгалтерии» изображена на рисунке 3,
процесса «Деятельность отдела кадров» - на рисунке 4, процесса «Деятельность
филиала аптеки» - на рисунке 5.
Рисунок 3 - Декомпозиция процесса
«Деятельность бухгалтерии»
Рисунок 4 - Декомпозиция процесса
«Деятельность отдела кадров»
Рисунок 5 - Декомпозиция процесса
«Деятельность филиала аптеки»
На диаграмме процесса «Деятельность бухгалтерии» входными данными
являются доход аптеки за месяц, оклад сотрудников и стартовый капитал. Выходные
данные - финансовый баланс и денежные средства на акупку товара. Управлением
являются рыночный ассортимент, счета сотрудников в банке и налоговое
законодательство. Механизмы: главный бухгалтер и генеральный директор.
На диаграмме процесса «Деятельность отдела кадров» входной информацией
является информация о специалистах, нуждающихся в устройстве на работу.
Выходные данные - отказ в приеме на работу или, другими словами, увольнение
сотрудника и оклад сотрудника. Управлением являются штат специалистов и
трудовое законодательство. Механизмы: специалист отдела кадров и генеральный
директор.
На диаграмме процесса «Деятельность филиала аптеки» входной информацией
является информация о денежных средствах, выделенных на закупку товара.
Выходные данные - доход аптечного филиала. Управлением являются рыночный
ассортимент и положения минздрава о фармдеятельности. Механизмы: заведующий
аптекой и фармацевты.
3. Построение диаграмм описания рабочих процессов в стандарте
IDEF3 в процессе организации деятельности
сети аптечных учреждений
аптечный сеть база данные
Процесс формирования финансового отчета описан с помощью диаграммы
стандарта IDEF3 и показан на рисунке 7. После
запроса о сотрудниках следует расчет их зарплаты. Информация после расчета
зарплат отправляется в процесс формирования финансового отчета и в процесс
уплаты налогов. После процесса расчета средств на закупку товара, информация
так же отправляется в процесс уплаты налогов и в процесс формирования
финансового отчета. Для формирования финансового отчета необходима информация
об уплаченныз налогах, средствах на закупку товара и средствах,выделенных на
зарплату. После выполнения всех этих процессов формируется финансовый отчет.
Процесс реализации товара описан с помощью диаграммы стандарта IDEF3 и показан на рисунке 8. Сначала
выполняется процерка наличия товара. Затем выполняется либо закупка товара,
либо его реализация. После выполнения закупки товара должен выполнить процесс
его расценки. И только после этого, расцененный товар подвергается процессу
реализации. После реализации выполняется проверка наличия товара и все процессы
повторяются снова.
Рисунок 6 - Диаграмма процесса «Прием
сотрудника на работу»
Рисунок 7 - Диаграмма процесса
«Формирование финансового отчета»
Рисунок 8 - Диаграмма процесса
«Реализация товара»
4. Построение диаграммы потоков данных в стандарте DFD в
процессе моделирования деятельности сети аптечных учреждений
Диаграмма «Прием специалиста на работу» показана на рисунке 9. Процесс
приема на работу начинается с того, что соискатель подает свое заявление о
приеме на работу. Затем происходит рассмотрение заявления заведующим аптекой. В
случае несоответствия выполняется отказ в приеме на работу, в противном случае
осуществляется процесс приема на работу. Этот процесс подразумевает в себе
собеседования, анкетирование и прочее. Если заведующий аптекой принимает
решение о приеме на работу, то формируется приказ о приеме на работу,
нуждающийся в подписи, в противном случае, если заведующий решает не принимать
соискателя, то выполняется отказ в приеме на работу. На основании подписанного
приказа, новый сотрудник вносится в общий штат сотрудников, и затем, в
соответствии с тарификационной ведомостью и его должностью, ему начисляется
оклад, в соответствии с трудовым законодательством.
Диаграмма «Реализация товара» показана на рисунке 10. Общий процесс начинается
с того, что выполняется закупка товара в соответствии с тем, что есть в наличии
у поставщиков. Закупленный товар отправляется на расценку, во время которой,
информация о расцененном товаре поступает в базу данных аптеки. После этого
осуществляется реализация товара - процесс, во время которого также должно
осуществляться внесение информации о реализованном товаре в базу данных аптеки.
Диаграмма «Формирование финансового отчета» показана на рисунке 11. Общий
процесс начинается с того, что главный бухгалтер должен выполнить расчет
средств на закупку товара и отправить запрос в БД сотрудников, для получения
полного списка сотрудников компании. После расчета средств, информация о них
поступает в процесс формирования финансового отчета, а после получения запроса
из БД сотрудников, должен выполниться расчет заработной платы сотрудников, в
соответствии с трудовым законодательством. Информация о средствах на заработную
плату отправляется в процесс уплаты налогов, а также для формирования
финансового отчета. После процесса уплаты налогов в соответствии с налоговым
законодательством, информация о средствах, затраченных на уплату налогов также
необходима для формирования отчета. Процесс формирования отчета является
завершающим, и по его завершении появляется финансовый отчет.
Рисунок 9 - Диаграмма процесса «Прием
специалиста на работу»
Рисунок 10 - Диаграмма процесса
«Реализация товара»
Рисунок 11 - Диаграмма процесса
«Деятельность бухгалтерии»
5. Концептуальная схема модели деятельности сети аптечных
учреждений
Концептуальная схема состоит из 6 сущностей: аптечный филиал,
ассортимент, препарат, специалист, заработная плата, финансовый отчет и
приходная накладная. Аптечный филиал - сущность, идентифицирующая аптечный
филиал. Ключевым полем является номер аптеки. Второстепенными полями являются
адрес и ФИО заведующего аптекой.
Заработная плата - сущность, идентифицирующая количество денежных
средств, ежемесячно получаемых сотрудником компании. Ключевое поле - номер диплома
сотрудника. Второстепенными являются поля: оклад, коэффициент трудового
участия, премия, количество трудовых дней. Приходная накладная - сущность,
идентифицирующая документ, который прилагается к поставляемому товару. Ключевые
поля - номер и дата поставки товара. Второстепенные поля - фирма-поставщик,
наименование товара, количество, цена и номер аптеки, в которую была
осуществлена поставка. Финансовый отчет - сущность, идентифицирующая документ,
содержащий в себе все финансовые показатели филиала аптеки за месяц. Ключевые
поля - дата и номер аптеки. Второстепенные поля: прибыль, расход на закупку
товара и прочие расходы. Ассортимент - сущность, идентифицирующая перечень
лекарств, имеющихся в наличии в аптеке. Ключевым полем является номер аптеки. Второстепенные
поля: наименование, количество в 1 стандарте и дозировка. Препарат - сущность,
идентифицирующая лекарственный препарат. Ключевые поля - наименование
препарата, количество в 1 стандарте и дозировка. Второстепенные поля: срок
годности, производитель и серия.
Концептуальная схема изображена на рисунке 12.
Рисунок 12 - Концептуальная схема
сети аптечных учреждений
. Проведение функционально-стоимостного анализа деятельности
сети аптечных учреждений
ФСА (функционально-стоимостный анализ) - метод технико-экономического
исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их
потребительскими свойствами (качество функций) и затратами на достижения этих
свойств.
Основные приблизительные ежемесячные затраты были рассчитаны с помощью
функционально-стоимостного анализа:
расчет средств на закупку товара - 2000 руб.
расчет зарплаты - 3000 руб.
уплата налогов - 3000 руб.
расчет деятельности за месяц - 5000 руб.
Все эти значения в совокупности определяют зарплату бухгалтера,
выполняющего все вышеперечисленные действия.
оформление приказа о приеме на работу - 3000 руб.
внесение в штат - 2000 руб.
определение оклада - 5000 руб.
Все эти значения в совокупности определяют зарплату специалиста отдела кадров,
выполняющего все вышеперечисленные действия.
закупка товара - 8000 руб.
проверка наличия товара - 2000 руб.
расценка товара - 9000 руб.
реализация товара - 14000 руб.
В итоге, на деятельность бухгалтерии ежемесячно тратится сумма, равная
13000 руб., на деятельность отдела кадров - 10000 руб., и на каждый аптечный
филиал - 31000 руб.
Всему процессу деятельности сети аптек ежемесячно необходимо 54000 руб.,
что по современному уровню является относительно средней суммой.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
проанализирована и описана предметная область;
построена модель процессов предметной области в стандартах IDEF0, IDEF3;
построены диаграммы потоков данных для основных процессов;
построена концептуальная схема в стандарте IDEFX;
проведен функционально-стоимостный анализ.
Таким образом, цель работы, состоящая в разработке модели деятельности
сети аптечных учреждений, была достигнута.