Логика в лицах: Васубандху, Дигнага Дхармакирти, Дхармоттара, Гангеша

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,16 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Логика в лицах: Васубандху, Дигнага Дхармакирти, Дхармоттара, Гангеша

МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА









РЕФЕРАТ

"Логика в лицах: Васубандху, Дигнага Дхармакирти, Дхармоттара, Гангеша"

по логике


выполнила студентка 2-го курса

факультета государственного управления

Панина Анастасия Сергеевна

Преподаватель

Панов Михаил Иванович





Москва 2012 г

Буддийская логика


Под буддийской логикой понимается система логики и эпистемологии, созданная в Индии в VI-VII веке н.э. двумя великими светилами буддийской науки - учителями Дигнагой и Дхармакирти. К этому же разряду текстов следует отнести крайне недостаточно известную буддийскую логическую литературу, подготовившую появление трудов этих выдающихся мыслителей, и необъятную литературу комментариев, написанную на их труды во всех странах северного буддизма. Эта литература содержит прежде всего учение о формах силлогизма и уже по одной этой причине заслуживает названия логической. Естественным следствием теории силлогизма в Индии, как и в Европе, являются теории сущности суждения, значения имён и вывода.

Но логика буддистов содержит нечто большее. Она включает также теорию чувственного восприятия, или, более точно, теорию роли чистого ощущения во всем содержании нашего знания, теорию достоверности нашего знания и реальности внешнего мира, познаваемого нами в ощущениях и образах. Эти проблемы обычно рассматриваются как проблемы эпистемологии. Поэтому Щербатской называет буддийскую систему системой эпистемологической логики. Она начинается с теории ощущения как наиболее несомненного свидетельства существования внешнего мира. Затем она переходит к теории координации между этим внешним миром и его репрезентацией, как она конструируется нашим разумом в образах и понятиях. После этого следует теория суждения, вывода и силлогизма. И, наконец, система включает теорию искусства ведения публичных философских диспутов. Таким образом, буддийская логика охватывает всю сферу человеческого познания, начиная с элементарного ощущения и кончая сложным аппаратом публичного диспута.

буддийская логика чувственное восприятие

Сами буддисты называют эту свою науку учением о логических основаниях, или учением об источниках истинного знания, или просто исследованием истинного знания. Это - учение об истине и заблуждении.

Логическая система, по замыслу её создателей, по-видимому, не имела специальной связи с буддизмом как религией, т.е. как с учением о "пути к спасению". Она претендует на роль естественной и общей логики человеческого разума. Вместе с тем она претендует также и на критичность. Те сущности, существование которых недостаточно гарантируется законами логики, безжалостно отвергаются, и в этом отношении буддийская логика только сохраняет верность тем идеям, с которых буддизм и начинался. Таким образом, эта логика отрицала бога, отрицала душу, отрицала вечность. Она не принимала ничего, кроме изменчивого потока преходящих явлений и их конечного вечного успокоения в нирване. Согласно буддистам, реальность является динамичной, а не статичной, но, с другой стороны, реальность в логике представляется как нечто, стабилизированное в понятиях и именах. Конечная цель буддийской логики - объяснение отношений между динамичной реальностью и статичными конструкциями мысли. Она противопоставляет себя логике реалистов, логике школ ньяи, вайшешики и мимансы, для которых реальность является статичной и адекватной понятиям нашего мышления. Представители всех других официальных религий Индии обычно считали буддистов самонадеянными нигилистами, а те, в свою очередь, называли своих оппонентов "чужаками" и "язычниками". И только в этом смысле логическое учение, созданное буддистами, является буддийской логикой.

Место логики в истории буддизма


В истории буддизма в Индии, как и в общей истории индийской логики и философии, буддийская логика занимает своё особое место. В широкой сфере буддийской логики она составляет промежуточный буддийский период, в области же буддийской философии логика представляет замечательную особенность третьей, заключительной фазы индийского буддизма.

История буддизма в Индии может быть разделена и разделяется самими буддистами на три периода, которые они называют тремя "поворотами Колеса Закона". Сконцентрируем наше внимание на третьем периоде. В конце первого тысячелетия истории буддизма в Индии, в его философской ориентации произошли важные изменения. Этот период развития буддизма совпал с золотым веком развития индийской цивилизации, когда большая часть страны была объединена в условиях процветающего правления династии Гуптов. Бурно развивались искусства и науки, и в их возрождении буддисты сыграли выдающуюся роль. Окончательно новое направление буддийской философии было придано двумя выдающимися людьми, уроженцами Пешавара, - святым Асангой и его братом, учителем Васубандху. В полном соответствии с духом нового времени было отброшено прежнее осуждение всякой логики, и буддисты начали проявлять живой интерес к логическим проблемам. Острый интерес к логике, который к концу этого периода стал подавляющим и практически вытеснил другие аспекты теории буддизма, и является первой характерной особенностью третьего периода истории буддийской философии.

Исходным пунктом нового направления представляется нечто вроде индийского варианта "Cogito, ergo sum"." Мы не можем отрицать достоверность интроспекции, - заявляли теперь буддисты, возражая школе, отстаивающей концепцию всеобщей иллюзорности, - потому что, если мы отвергнем интроспекцию, мы должны будем отвергнуть и само сознание, но в таком случае вся вселенная будет приведена к состоянию абсолютного хаоса". "Если мы действительно не знаем, что мы познаём лоскут синего цвета, то мы никогда не познаем и самой синевы. Поэтому интроспекция должна быть допущена в качестве достоверного источника познания". Теория интроспекции и представляла вторую характерную особенность буддийской философии третьего периода.

Важной особенностью нового буддизма является его теория "сознания-сокровищницы", теория, которая господствовала в первой половине этого периода и практически потеряла всякое значение к его концу. Согласно этой теории, поскольку не существует внешнего мира и постигающего его познания, а есть только интроспективное познание, которое постигает, так сказать, самое себя, то вся вселенная, реальный мир представляются состоящими из бесконечного множества возможных идей, которые находятся как бы в "дремлющем" состоянии в сокровищнице сознания. Реальность в таком случае превращается в возможность рефлексии, а вселенная есть лишь максимум возможной реальности. Необходимым дополнением к этому "накопленному сознанию" выступает концепция безначальной "жизненной силы", силы, которая стимулирует действенное существование многочисленных рядов факторов, составляющих действительную реальность.

Васубандху


ВАСУБАНДХУ (санскр. Vasubandhu), индийский философ, один из ведущих теоретиков йогачары-виджнянавады. Датировка творчества Васубандху может быть определена ориентировочно в границах 4 в. Единственная полная биография Васубандху (Жизнь Васубандху) была переведена на китайский язык, а возможно, и составлена Пармартхой (6 в.); ее сведения восполняются фрагментарной информацией Сюань-цзана (7 в.) и отчасти тибетских историков буддизма.

Заключительный этап биографии Васубандху связан с его обращением в махаяну. Гордый своими успехами Васубандху отказывается вначале признать, что именно "великая колесница" является подлинным учением Будды. Притворившись больным, Асанта вызывает Васубандху в Пурушапуру, где тот вопрошает его о махаянском учении, после чего немедля постигает его превосходство над традиционным буддизмом. Освоив очень быстро это учение, Васубандху раскаивается в своих прежних "грехах" против махаяны и едва не решается отрезать себе за них язык, но Асанга предлагает ему более эффективный способ "покаяния" - использовать свой орган речи на пользу "великой колеснице". Васубандху принимает этот совет и после смерти Асанги пишет комментарии ко многим махаянским сутрам и собственные философские трактаты. Васубандху завершает свои дни в Айодхье в возрасте 80 лет. Сюань-цзан "уточняет" повествование Парамартхи: Абхидхармакоша была составлена не в Айодхье, а в Пурушапуре, тогда как обращение Васубандху его братом Асантой состоялось, напротив, не в Пурушапуре, а в Айодхье; прежним учителем Васубандху был не Буддхамитра, но как раз Маноратха; наконец, смерть Васубандху произошла не после смерти Асанги, а до нее.

Всего буддийской традицией Васубандху (как великому бодхисаттве) приписывается авторство 500 произведений в русле классического буддизма и 500 махаянских. В настоящее время за ним признается 23: собственные трактаты (с автокомментариями), комментарии к сочинениям Асанги и комментарии к махаянским сутрам. Большинство из них не сохранилось на санскрите и дошло в китайском и тибетском переводах.

Абхидхармакоша, которая дошла до нас во всех трех языковых версиях, содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим автокомментарием в девяти разделах. Раздел I посвящен классификации точечно-динамических "атомов" бытия дхарм по типу 18 дхату ("элементы") - 6 познавательных способностей (помимо пяти органов чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер плюс 6 соответствующих им "сознаний", - но включает также более экономные классификации: 5 групп-скандх ("слои" телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6 "сознаний"). Во II разделе рассматриваются способности чувств (индрии), ментальные феномены (чайтта), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. III раздел посвящен космографии, мировым регионам (лока), населяющим их живым существам и их судьбам, IV - действиям (карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их "плодам". Аффектам и их "следам" (анушая) посвящен V раздел, а следующий - пути к "освобождению" и классам тех "совершенных", которые ему следуют. Раздел VII описывает разновидности познания, их особенности и результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности (самапатти) и медитативные упражнения. Раздел IX посвящен опровержению учения буддийских "еретиков"-пудгалавадинов, вводивших наряду со скандхами квази-персону (пудгала). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.

К основным виджнянавадинским трактатам Васубандху относится Кармасиддхи-пракарана (Малый трактат о демонстрации действия), где предпринимается попытка совместить буддийское учение о мгновенности сущего с допущением воздаяния за действия не только в близком, но и в отдаленном будущем, и где Васубандху обращается к концепции "аккумулированного сознания" (алаявиджняна). Три малых стихотворных трактата образуют своеобразную "философскую трилогию" Васубандху В двух из них - двадцатистишье и тридцатистишьеВиджняпти-матрата-сиддхи (Установление учения о том, что существует только познание) - разрабатывается основной тезис буддийского идеализма о презентации объектов в сознании как единственной реальности и отрицании "объективности" внешнего мира. Мир подобен сновидению, в котором являются феномены сознания, не имеющие независимой "опоры"; само происхождение "иллюзорной" дихотомии субъекта и объекта объясняется закономерностями в трансформациях сознания. В Трисвабхаванирдеше (Экспозиция трех природ) первый уровень реальности - "воображаемый" - соответствует объектам опыта, второй - "зависимый" - субъектам, третий - "совершенный" - "аккумулированному сознанию" (алаявиджняна). Все три имеют признаки и сущего и не-сущего: первый уровень онтологически неопределим; второй существует не так, как является; третий является не-сущим по отношению к любой дуальности.

На трактаты Васубандху опирались три школы йогачары в Китае, в их числе и Фасян-цзун, основанная в 7 в. учеником Сюань-цзана Куй-цзи, на его комментарии к махаянским сутрам - школа "Чистой земли" в Китае и Японии.

Дигнага


ДИГНАГА (санскр.  <#"577315.files/image002.gif"> <#"577315.files/image003.gif"> <http://www.krugosvet.ru/images/1007031_image002.gif>), основатель школы навья-ньяя (новая ньяя), которую считают высшим достижением индийской логики. Гангеша, творивший в 13 в., родился близ Дарбханги, столицы североиндийского государства Митхилы (совр. Тирхут). Основное сочинение - Таттвачинтамани (Жемчужина истины) - трактат в четырех разделах (кханды). Каждый из них посвящен одному из четырех признаваемых в ньяе источников знания: восприятию (пратьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией; умозаключению (анумана) - дедукции в силлогистической и других формах логического следования; сравнению (упамана) и словесному свидетельству (шабда). Важнейшим является второй раздел, где за общими положениями следует теория вьяпти (букв. "заполнение", "проникновение") - самогó механизма выведения, а именно одной из основных логических проблем наяиков и их оппонентов: на каком основании мы констатируем, что наличие на холме дыма "обеспечивает" наличие там и огня? Гангеша последовательно опровергает 21 концепцию вьяпти, предлагая собственную дефиницию. Предыдущие определения вьяпти базировались, по Гангеше, на ее отождествлении с "неотклонением" (авьябхичара) и оперировали терминами "обоснование" (садхана) и "обосновываемое" (садхья), что приводило к логическому кругу. Выведение осмысляется Гангешей в рамках общих моделей причинности - как результат "взаимодействия" инструментальной причины выводного знания: "Дым, "проникаемый" огнем" (аналогичной причиной горшка будет гончарный стержень) и оперативной: "Вот гора, обладающая дымом, "проникаемым" огнем" (в случае с горшком таковой будет контакт стержня с глиной). Окончательное определение вьяпти у Гангеши: "проникновение" есть общность места, солокальность двух терминов умозаключения (саманадхикарана). В приведенном примере общее суждение "Везде, где есть дым, есть огонь" преобразуется вначале в эквавалентное отрицательное суждение "Никакой случай дыма не встречается в месте, которое не есть место огня", а затем в суждение типа: "Постоянное отсутствие, противоположность которого ограничена дымностью, в месте постоянного отсутствия, противоположность которого ограничена огненностью". В Таттвачинтамани исследуются и такие проблемы, как, например, доказательство бытия Бога.

Гангеша написал и другие сочинения, из которых известныЛакшанаманджари (Гирлянда определений) и Лакшанататтва (Истина определений).

Критическое и систематическое исследование вьяпти означало новую ступень в истории индийской логики, так как предыдущая ньяя осмысляла механизм логического следования преимущественно эмпирически, индуктивно. Среди других важнейших достижений Гангеши - новый уровень работы с абстракциями, переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не искусственного) языка.

Половину всех сочинений последующей навья-ньяи составляли комментарии к основному труду Гангеши: полностью его комментировал Рагхунатха Широмани (15-16 вв.), частично - Джагадиша и Гададхара (17 в.), отдельные "сутры" - множество других логиков. Его концепции были переосмыслены Матхуранатхой (17 в.) - крупнейшим представителем школы после Гангеши.

Список литературы


1.       Щербатской Ф.И. "Избранные труды по буддизму"

2.       <http://www.krugosvet.ru/>

.        http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0>

.        http://triratna. narod.ru/Geshe_Jampa_Tinley_Buddhist_logic_1999_XI_dosl. htm <http://triratna.narod.ru/Geshe_Jampa_Tinley_Buddhist_logic_1999_XI_dosl.htm>

Похожие работы на - Логика в лицах: Васубандху, Дигнага Дхармакирти, Дхармоттара, Гангеша

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!