Логика в лицах: Васубандху, Дигнага Дхармакирти, Дхармоттара, Гангеша
МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА
РЕФЕРАТ
"Логика в лицах: Васубандху,
Дигнага Дхармакирти, Дхармоттара, Гангеша"
по логике
выполнила студентка 2-го курса
факультета государственного управления
Панина Анастасия Сергеевна
Преподаватель
Панов Михаил Иванович
Москва 2012 г
Буддийская
логика
Под буддийской логикой понимается система логики и
эпистемологии, созданная в Индии в VI-VII веке н.э. двумя великими светилами буддийской
науки - учителями Дигнагой и Дхармакирти. К этому же разряду текстов следует
отнести крайне недостаточно известную буддийскую логическую литературу,
подготовившую появление трудов этих выдающихся мыслителей, и необъятную
литературу комментариев, написанную на их труды во всех странах северного
буддизма. Эта литература содержит прежде всего учение о формах силлогизма и уже
по одной этой причине заслуживает названия логической. Естественным следствием
теории силлогизма в Индии, как и в Европе, являются теории сущности суждения,
значения имён и вывода.
Но логика буддистов содержит нечто большее. Она включает
также теорию чувственного восприятия, или, более точно, теорию роли чистого
ощущения во всем содержании нашего знания, теорию достоверности нашего знания и
реальности внешнего мира, познаваемого нами в ощущениях и образах. Эти проблемы
обычно рассматриваются как проблемы эпистемологии. Поэтому Щербатской называет
буддийскую систему системой эпистемологической логики. Она начинается с теории
ощущения как наиболее несомненного свидетельства существования внешнего мира.
Затем она переходит к теории координации между этим внешним миром и его
репрезентацией, как она конструируется нашим разумом в образах и понятиях.
После этого следует теория суждения, вывода и силлогизма. И, наконец, система
включает теорию искусства ведения публичных философских диспутов. Таким
образом, буддийская логика охватывает всю сферу человеческого познания, начиная
с элементарного ощущения и кончая сложным аппаратом публичного диспута.
буддийская логика чувственное восприятие
Сами буддисты называют эту свою науку учением о логических
основаниях, или учением об источниках истинного знания, или просто
исследованием истинного знания. Это - учение об истине и заблуждении.
Логическая система, по замыслу её создателей, по-видимому, не
имела специальной связи с буддизмом как религией, т.е. как с учением о
"пути к спасению". Она претендует на роль естественной и общей логики
человеческого разума. Вместе с тем она претендует также и на критичность. Те
сущности, существование которых недостаточно гарантируется законами логики,
безжалостно отвергаются, и в этом отношении буддийская логика только сохраняет
верность тем идеям, с которых буддизм и начинался. Таким образом, эта логика
отрицала бога, отрицала душу, отрицала вечность. Она не принимала ничего, кроме
изменчивого потока преходящих явлений и их конечного вечного успокоения в
нирване. Согласно буддистам, реальность является динамичной, а не статичной,
но, с другой стороны, реальность в логике представляется как нечто,
стабилизированное в понятиях и именах. Конечная цель буддийской логики -
объяснение отношений между динамичной реальностью и статичными конструкциями
мысли. Она противопоставляет себя логике реалистов, логике школ ньяи, вайшешики
и мимансы, для которых реальность является статичной и адекватной понятиям нашего
мышления. Представители всех других официальных религий Индии обычно считали
буддистов самонадеянными нигилистами, а те, в свою очередь, называли своих
оппонентов "чужаками" и "язычниками". И только в этом
смысле логическое учение, созданное буддистами, является буддийской логикой.
Место логики
в истории буддизма
В истории буддизма в Индии, как и в общей истории индийской
логики и философии, буддийская логика занимает своё особое место. В широкой
сфере буддийской логики она составляет промежуточный буддийский период, в
области же буддийской философии логика представляет замечательную особенность
третьей, заключительной фазы индийского буддизма.
История буддизма в Индии может быть разделена и разделяется
самими буддистами на три периода, которые они называют тремя "поворотами
Колеса Закона". Сконцентрируем наше внимание на третьем периоде. В конце
первого тысячелетия истории буддизма в Индии, в его философской ориентации
произошли важные изменения. Этот период развития буддизма совпал с золотым
веком развития индийской цивилизации, когда большая часть страны была
объединена в условиях процветающего правления династии Гуптов. Бурно
развивались искусства и науки, и в их возрождении буддисты сыграли выдающуюся
роль. Окончательно новое направление буддийской философии было придано двумя
выдающимися людьми, уроженцами Пешавара, - святым Асангой и его братом,
учителем Васубандху. В полном соответствии с духом нового времени было
отброшено прежнее осуждение всякой логики, и буддисты начали проявлять живой
интерес к логическим проблемам. Острый интерес к логике, который к концу этого
периода стал подавляющим и практически вытеснил другие аспекты теории буддизма,
и является первой характерной особенностью третьего периода истории буддийской
философии.
Исходным пунктом нового направления представляется нечто
вроде индийского варианта "Cogito, ergo sum"." Мы не можем отрицать достоверность
интроспекции, - заявляли теперь буддисты, возражая школе, отстаивающей
концепцию всеобщей иллюзорности, - потому что, если мы отвергнем интроспекцию,
мы должны будем отвергнуть и само сознание, но в таком случае вся вселенная
будет приведена к состоянию абсолютного хаоса". "Если мы
действительно не знаем, что мы познаём лоскут синего цвета, то мы никогда не
познаем и самой синевы. Поэтому интроспекция должна быть допущена в качестве
достоверного источника познания". Теория интроспекции и представляла
вторую характерную особенность буддийской философии третьего периода.
Важной особенностью нового буддизма является его теория
"сознания-сокровищницы", теория, которая господствовала в первой
половине этого периода и практически потеряла всякое значение к его концу.
Согласно этой теории, поскольку не существует внешнего мира и постигающего его
познания, а есть только интроспективное познание, которое постигает, так
сказать, самое себя, то вся вселенная, реальный мир представляются состоящими
из бесконечного множества возможных идей, которые находятся как бы в
"дремлющем" состоянии в сокровищнице сознания. Реальность в таком
случае превращается в возможность рефлексии, а вселенная есть лишь максимум
возможной реальности. Необходимым дополнением к этому "накопленному
сознанию" выступает концепция безначальной "жизненной силы",
силы, которая стимулирует действенное существование многочисленных рядов
факторов, составляющих действительную реальность.
Васубандху
ВАСУБАНДХУ (санскр. Vasubandhu), индийский философ,
один из ведущих теоретиков йогачары-виджнянавады. Датировка творчества
Васубандху может быть определена ориентировочно в границах 4 в. Единственная
полная биография Васубандху (Жизнь Васубандху) была переведена на
китайский язык, а возможно, и составлена Пармартхой (6 в.); ее сведения
восполняются фрагментарной информацией Сюань-цзана (7 в.) и отчасти тибетских
историков буддизма.
Заключительный этап биографии Васубандху связан с его
обращением в махаяну. Гордый своими успехами Васубандху отказывается вначале
признать, что именно "великая колесница" является подлинным учением
Будды. Притворившись больным, Асанта вызывает Васубандху в Пурушапуру, где тот
вопрошает его о махаянском учении, после чего немедля постигает его
превосходство над традиционным буддизмом. Освоив очень быстро это учение,
Васубандху раскаивается в своих прежних "грехах" против махаяны и
едва не решается отрезать себе за них язык, но Асанга предлагает ему более
эффективный способ "покаяния" - использовать свой орган речи на
пользу "великой колеснице". Васубандху принимает этот совет и после
смерти Асанги пишет комментарии ко многим махаянским сутрам и собственные
философские трактаты. Васубандху завершает свои дни в Айодхье в возрасте 80
лет. Сюань-цзан "уточняет" повествование Парамартхи: Абхидхармакоша
была составлена не в Айодхье, а в Пурушапуре, тогда как обращение Васубандху
его братом Асантой состоялось, напротив, не в Пурушапуре, а в Айодхье; прежним
учителем Васубандху был не Буддхамитра, но как раз Маноратха; наконец, смерть
Васубандху произошла не после смерти Асанги, а до нее.
Всего буддийской традицией Васубандху (как великому
бодхисаттве) приписывается авторство 500 произведений в русле классического
буддизма и 500 махаянских. В настоящее время за ним признается 23: собственные
трактаты (с автокомментариями), комментарии к сочинениям Асанги и комментарии к
махаянским сутрам. Большинство из них не сохранилось на санскрите и дошло в
китайском и тибетском переводах.
Абхидхармакоша, которая дошла до нас во всех трех
языковых версиях, содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим
автокомментарием в девяти разделах. Раздел I посвящен классификации
точечно-динамических "атомов" бытия дхарм по типу 18 дхату
("элементы") - 6 познавательных способностей (помимо пяти органов
чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер плюс 6 соответствующих им
"сознаний", - но включает также более экономные классификации: 5
групп-скандх ("слои" телесности, ощущений, представлений,
установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6
"сознаний"). Во II разделе рассматриваются способности чувств
(индрии), ментальные феномены (чайтта), ментальные абстракции и различные виды
причинно-следственных связей. III раздел посвящен космографии, мировым регионам
(лока), населяющим их живым существам и их судьбам, IV - действиям (карма),
многообразию их благих и дурных разновидностей и их "плодам".
Аффектам и их "следам" (анушая) посвящен V раздел, а следующий - пути
к "освобождению" и классам тех "совершенных", которые ему
следуют. Раздел VII описывает разновидности познания, их особенности и
результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной
сосредоточенности (самапатти) и медитативные упражнения. Раздел IX посвящен
опровержению учения буддийских "еретиков"-пудгалавадинов, вводивших
наряду со скандхами квази-персону (пудгала). Здесь Васубандху следует не только
сарвастиваде, но и тхераваде.
К основным виджнянавадинским трактатам Васубандху относится Кармасиддхи-пракарана
(Малый трактат о демонстрации действия), где предпринимается попытка
совместить буддийское учение о мгновенности сущего с допущением воздаяния за
действия не только в близком, но и в отдаленном будущем, и где Васубандху
обращается к концепции "аккумулированного сознания" (алаявиджняна).
Три малых стихотворных трактата образуют своеобразную "философскую
трилогию" Васубандху В двух из них - двадцатистишье и тридцатистишьеВиджняпти-матрата-сиддхи
(Установление учения о том, что существует только познание) -
разрабатывается основной тезис буддийского идеализма о презентации объектов в
сознании как единственной реальности и отрицании "объективности"
внешнего мира. Мир подобен сновидению, в котором являются феномены сознания, не
имеющие независимой "опоры"; само происхождение
"иллюзорной" дихотомии субъекта и объекта объясняется
закономерностями в трансформациях сознания. В Трисвабхаванирдеше (Экспозиция
трех природ) первый уровень реальности - "воображаемый" -
соответствует объектам опыта, второй - "зависимый" - субъектам,
третий - "совершенный" - "аккумулированному сознанию"
(алаявиджняна). Все три имеют признаки и сущего и не-сущего: первый уровень
онтологически неопределим; второй существует не так, как является; третий
является не-сущим по отношению к любой дуальности.
На трактаты Васубандху опирались три школы йогачары в Китае,
в их числе и Фасян-цзун, основанная в 7 в. учеником Сюань-цзана Куй-цзи, на его
комментарии к махаянским сутрам - школа "Чистой земли" в Китае и
Японии.
Дигнага
ДИГНАГА (санскр. <#"577315.files/image002.gif"> <#"577315.files/image003.gif"> <http://www.krugosvet.ru/images/1007031_image002.gif>),
основатель школы навья-ньяя (новая ньяя), которую считают высшим достижением
индийской логики. Гангеша, творивший в 13 в., родился близ Дарбханги, столицы
североиндийского государства Митхилы (совр. Тирхут). Основное сочинение - Таттвачинтамани
(Жемчужина истины) - трактат в четырех разделах (кханды). Каждый из них
посвящен одному из четырех признаваемых в ньяе источников знания: восприятию
(пратьякша), включающему и то, что можно назвать интеллектуальной интуицией;
умозаключению (анумана) - дедукции в силлогистической и других формах
логического следования; сравнению (упамана) и словесному свидетельству (шабда).
Важнейшим является второй раздел, где за общими положениями следует теория
вьяпти (букв. "заполнение", "проникновение") - самогó механизма выведения, а именно одной из
основных логических проблем наяиков и их оппонентов: на каком основании мы
констатируем, что наличие на холме дыма "обеспечивает" наличие там и
огня? Гангеша последовательно опровергает 21 концепцию вьяпти, предлагая
собственную дефиницию. Предыдущие определения вьяпти базировались, по Гангеше,
на ее отождествлении с "неотклонением" (авьябхичара) и оперировали
терминами "обоснование" (садхана) и "обосновываемое"
(садхья), что приводило к логическому кругу. Выведение осмысляется Гангешей в
рамках общих моделей причинности - как результат "взаимодействия" инструментальной
причины выводного знания: "Дым, "проникаемый" огнем"
(аналогичной причиной горшка будет гончарный стержень) и оперативной: "Вот
гора, обладающая дымом, "проникаемым" огнем" (в случае с горшком
таковой будет контакт стержня с глиной). Окончательное определение вьяпти у
Гангеши: "проникновение" есть общность места, солокальность двух
терминов умозаключения (саманадхикарана). В приведенном примере общее суждение
"Везде, где есть дым, есть огонь" преобразуется вначале в эквавалентное
отрицательное суждение "Никакой случай дыма не встречается в месте,
которое не есть место огня", а затем в суждение типа: "Постоянное
отсутствие, противоположность которого ограничена дымностью, в месте
постоянного отсутствия, противоположность которого ограничена огненностью".
В Таттвачинтамани исследуются и такие проблемы, как, например,
доказательство бытия Бога.
Гангеша написал и другие сочинения, из которых известныЛакшанаманджари
(Гирлянда определений) и Лакшанататтва (Истина определений).
Критическое и систематическое исследование вьяпти означало новую
ступень в истории индийской логики, так как предыдущая ньяя осмысляла механизм
логического следования преимущественно эмпирически, индуктивно. Среди других
важнейших достижений Гангеши - новый уровень работы с абстракциями,
переосмысление концепции небытия, использование символического (хотя и не
искусственного) языка.
Половину всех сочинений последующей навья-ньяи составляли
комментарии к основному труду Гангеши: полностью его комментировал Рагхунатха
Широмани (15-16 вв.), частично - Джагадиша и Гададхара (17 в.), отдельные
"сутры" - множество других логиков. Его концепции были переосмыслены
Матхуранатхой (17 в.) - крупнейшим представителем школы после Гангеши.
Список
литературы
1. Щербатской
Ф.И. "Избранные труды по буддизму"
2. <http://www.krugosvet.ru/>
. http://ru.
wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0>
. http://triratna.
narod.ru/Geshe_Jampa_Tinley_Buddhist_logic_1999_XI_dosl. htm
<http://triratna.narod.ru/Geshe_Jampa_Tinley_Buddhist_logic_1999_XI_dosl.htm>