Категории диалектики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Категории диалектики

Содержание

Введение

Глава 1. Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи бытия

.1 Категории диалектики

.2 Часть - целое. Системность. Структурность

.3 Содержание и форма

Глава 2. Категории, выражающие преимущественно изменчивость бытия

.1 Сущность и явления

.2 Причина и следствие

.3 Необходимость и случайность

.4 Возможность и действительность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Диалектика (греч. − искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий [6,12].

Платон называл диалектику как логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектике дурной оттенок, называя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное [2,23], мегарцы диалектику называли искусство спора. Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эвристические. В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл как особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении логика, а иногда под ней подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой [5,66].

По Гегелю, диалектика - это своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике.[3,.70]. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка[3, 11].

Цель: рассмотреть понятие категории, изучить категории диалектики.

Задачами написания работы является рассмотрение следующих вопросов:

. Часть - целое

.Форма и содержание

. Причины и следствия

. Необходимость и случайность

. Сущность и явления

. Возможность и действия

Глава 1. Категории, выражающие преимущественно всеобщие связи бытия

.1 Категории диалектики

философский диалектика системность случайность

Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания − она раскрывает существенные связи объективного мира, как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия, как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме [18].

Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. Философские категории - это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах диалектики [1,524].

Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные законы диалектики, мы видим, что они представляют в сущности отношение, связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в качественные выражает определенную связь категорий количества и качества. Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта людей, их трудовой деятельности и познания.

Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким образом, категории представляют результат практической и познавательной деятельности человека, являются ступеньками познания человеком окружающего мира.

Являясь итогом практики и познания, категории материалистической диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.

Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего, подчеркивает их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Одной важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие - причиной, необходимость становится случайностью, а случайность - необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий, использовать их как орудие научного познания и практической деятельности. В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать их научное и практическое значение.

При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи.

Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть, так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.

1.2 Часть - целое. Системность. Структурность

Долгое время под частями понимали то, что в своей совокупности образует более сложные предметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета, как сумма своих частей. Вместе с тем, начиная с Аристотеля, утверждался взгляд, что целое больше суммы его частей. Нельзя противоречить части, не противореча целому

Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура», «система».

Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Элементарность выступает не в форме первичного объекта и события, а как их аспект, который можно понять лишь в его отношении к исходному целому.

Все существующие в мире совокупности подразделяются на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации и связи частей носят нестабильный характер (например, в различных конгломератах - куче камней, случайном скоплении людей), и такие, в которых явственно выражены системные связи.

Типы связей образуют структуру системы, обеспечивают ее упорядоченность, организованность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность. Широкое распространение структурных методов в различных сферах знания выразилось в структурно-функциональном подходе. Последний преувеличивает значение самоинтеграции системы, адаптации человека к ней в ущерб новаторству индивидов, их преобразовательной деятельности, социальной статики в противовес социальной динамике.

Поступательное развитие объекта осуществляется в рамках системности. Так, системный подход потенциально способен принести успех преобразованию нашего общества. Суть концепции обновления - борьба за утверждение и расширение прав и свобод человека в единстве с ответственностью, экономической и политической демократии в связке с дисциплиной, устранение всех видов угнетения вместе с развитием конкурентности за эффективность деятельности, рост экономической отдачи наряду с утверждением социальной защищенности, расширение коллективистской солидарности и в то же время развитие индивидуализации. Здесь системность предстает как единство взаимодополняющих противоположностей, выступающих в парной обособленности. Системность выражается также в целом через совокупность звеньев. Так, в комплекс направлений обновления нашего общества входят: научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформирование отношений собственности и выход на смешанную экономику, приведение в действие эффективных видов мотивации труда; формирование правового государства. В совокупности эти звенья обеспечивают естественность развертывания процессов в сочетании с упорядоченностью, динамичную стабильность функционирования нашего общества. Здесь имеет место системный плюрализм, существенно отличающийся от эклектизма. В рассматриваемом конкретном случае системный плюрализм характеризует глубинную суть одного явления - обновление нашего общества через указание на взаимодополняющие звенья единого процесса.

1.3 Содержание и форма

Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. «Элементарные» частицы и процессы, связанные с их движением, представляют содержание атома химического элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы обмена веществ, раздражимости, сокращаем ости и другие, а также органы, ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание исторически определенного способа производства. Производственные отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их отношении к этим орудиям) составляют его форму.

Диалектический материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще, есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание. Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда содержательна, она предполагает наличие определенного содержания, структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в процессе развития предметов.

Содержание отличается большой активностью. В силу присущих ему противоречий оно постоянно развивается, движется, а затем в зависимости от изменения содержания изменяется и форма. Содержание определяет форму. Например, стремясь получить возможно больше материальных благ, люди постоянно совершенствуют орудия производства, повышают свою квалификацию. А это неизбежно приводит и к изменению формы общественного производства - производственных отношений. Хотя форма и порождается содержанием, она не остается пассивной по отношению к нему. Она активно воздействует на содержание, способствует или тормозит его развитие. Новая, соответствующая своему содержанию, форма способствует его развитию, движению вперед. Старая же форма, не соответствующая своему содержанию, тормозит его развитие. Если мы вернемся в этой связи к вопросу о развитии общественного производства, то убедимся, что его форма - производственные отношения - не только зависит от содержания, но и сама играет, активную роль в его развитии. Анализируя взаимодействие формы и содержания, следует иметь в виду и то, что в зависимости от условий одно и то же содержание может развиваться в различных формах.

Глава 2. Категории, выражающие преимущественно изменчивость бытия

.1 Сущность и явления

Понятие сущности родственно понятию содержание. Если содержание представляет совокупность всех элементов и процессов, образующих данный предмет, то сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.

Как указывает Энгельс, из обмена веществ, представляющего существенную функцию белка, вытекают все прочие факторы жизни: раздражимость, сокращаемость, способность к росту, внутреннее движение. В общественных явлениях сущность также выражает внутреннюю, главную сторону процессов. Например, сущностью социалистического общества являлось господство социалистической собственности и плановый характер экономики, отсутствие эксплуатации, содружество и взаимопомощь между членами общества, наиболее полное обеспечение материальных и культурных потребностей членов общества посредством развития и совершенствования производства на основе высшей техники. А что же такое явление? Явление - это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Обмен веществ, как сущность всего живого, обнаруживается в самых разнообразных явлениях. Она проявляется почти в 500 тысячах видов растений и около 1,5 миллиона видов животных. Все они отличаются друг от друга по внешнему виду, степени развития, по-разному питаются, растут и размножаются.

Например, сущность социализма выражалась в явлениях нашей повседневной советской действительности:

в грандиозном строительстве новых заводов и фабрик, мощных электростанций, бурном техническом прогрессе, осуществляемом в самых различных отраслях народного хозяйства;

невиданных темпах строительства жилых домов и учреждений культуры;

сокращении рабочего дня трудящихся;

снижении розничных цен на товары народного потребления и т.п.

Диалектический материализм, обобщая достижения науки, и практической деятельности, утверждает единство сущности и явления. Сущность и явление взаимосвязаны, неразрывны. Явление - это та же сущность, но взятая со стороны проявления ее в непосредственной действительности. Внешняя, поверхностная сторона действительности, отдельные свойства, моменты, стороны вещей и составляют явление. Сущность - это те же явления, те же многообразные моменты, стороны, но взятые в их наиболее устойчивом, глубоком, общем виде.

Сущность и явление не только едины, но и противоположны, они никогда не совпадают полностью. Противоположность их есть выражение внутренней противоречивости самих предметов действительности. Сущность не видна на поверхности, она скрыта, недоступна непосредственному наблюдению. Она может быть раскрыта только в процессе длительного всестороннего изучения предмета. Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, писал Маркс, то всякая наука была бы излишня. Задача науки в том и состоит, чтобы за множеством явлений, внешних сторон, черт действительности отыскивать сущность - внутренние, глубинные процессы, лежащие в их основе.

2.2 Причина и следствие

Причина зависимость между двумя явлениями имеет место лишь тогда, когда одно из них не только предшествует другому, но и с неизбежностью порождает другое.

2.3 Необходимость и случайность

Чтобы легче понять, что такое необходимость и случайность, ответим сначала на такой вопрос: все ли события в данных условиях обязательны, все ли они в этих условиях должны протекать именно так, а не иначе? То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его - во внешних условиях и обстоятельствах.

Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно - необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается объективная необходимость, закономерность. Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

2.4 Возможность и действительность

Новое, развивающееся необходимо, но оно возникает не сразу. Сначала создаются лишь определенные предпосылки, факторы для его возникновения, затем эти предпосылки зреют, развиваются, и в силу действия объективных законов вырастает новый предмет и явление. Эти предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем, и получили название возможности. Так, всякий зародыш обладает возможностью развития, превращения во взрослый организм. Взрослый же организм, развившийся из зародыша, - это уже действительность. Действительность представляет осуществленную, реализованную возможность. Возможности вытекают из объективных закономерностей, порождаются ими. Так, закон единства организма и окружающей среды создает возможность посредством изменения внешним условий целенаправленно воздействовать на организм, создавать новые виды растений и животных. Поскольку предметы и явления мира противоречивы, противоречивы и возможности.

Следует различать прогрессивные (положительные) и реакционные (отрицательные) возможности. Как и все в мире, возможности развиваются, движутся: одни из них растут, расширяются, другие сокращаются, свертываются.

Заключение

. Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Т.е. как форма знания - она раскрывает существенные связи объективного мира, как форма познания - она отражает не только связи объективного мира, но и субъекта и процесса их взаимодействия, как форма мышления - она раскрывает связи мыслительных форм субъекта. Категории объективны по содержанию, но субъективны по форме.

. Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура», «система».

Система - общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Структура - это совокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность.

. Содержание - это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем - то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща.

. Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Так, сущностью живого организма является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений, составляет внутреннюю природу всякого живого тела.

Явление - это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления

. Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующая другому и вызывающая его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины.

. То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его - во внешних условиях и обстоятельствах.

. Новое, развивающееся необходимо, но оно возникает не сразу. Сначала создаются лишь определенные предпосылки, факторы для его возникновения, затем эти предпосылки зреют, развиваются, и в силу действия объективных законов вырастает новый предмет и явление. Эти предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем, и получили название возможности. Так, всякий зародыш обладает возможностью развития, превращения во взрослый организм. Взрослый же организм, развившийся из зародыша, - это уже действительность. Действительность представляет осуществленную, реализованную возможность.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 1998.

. Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), 3. Гегель Г.В.Ф. Соч. М - Л., 1929.

. Кант И. Критика чистого разума. − П., 1915.

. Ксенофонт Афинский. Сократические соч. − М.,1935. − С. 167.

. Молчанов К.В. Что делать? - 3. − М., 2003.

. Молчанов К.В. Философия сама и в непосредственности бытия // Философские исследования. − 2005. − №2.

. Молчанов К.В. Сферы и этапы развития философии в бытии. // Новейшая философия // Философские исследования. − 2006. − №3-4.

. Молчанов К.В. Современная экономическая философия и обоснование нового модернизационного проекта развития России. − М., 2006.

. Молчанов К.В. Философия сама. Диалектическая философия. Новейшая философия // Философские исследования. − 2007. − №1.

. Молчанов К.В. К вопросу о структурности методов диалектической философии // Философские исследования. − 2007. − №3-4.

. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. − С.21., 1957.

. Наш современник. − 1991. − №12. − С.169.

. Спирин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999.

. Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2001.

. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. − М., 1957.

Похожие работы на - Категории диалектики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!