Анализ работы С. Франка 'Смысл жизни'
Введение
Место человека в мире, его предназначение, духовные основы его существования и деятельности - все это вечные вопросы философии, которые решались по-разному в различные эпохи и в разных философских системах.
Для русской философии особенно характерен акцент на проблеме духовного смысла жизни человека, его предназначения на Земле. Для русских религиозных философов была важно не проблема местопребывания души в теле или взаимоотношения души и тела, но важно определение духовных качеств человека. Духовность определяется как основа творческой деятельности и жизни в целом.
С. Франк является ярким представителем русской философии начала XX века. Его работы посвящены многим философским проблемам: онтологии, гносеологии и др.
Наиболее ясно и последовательно свои этические взгляды С. Франк изложил именно в работе «Смысл жизни», изданной в 1926 году. Эта книга стала продолжением одной из самых известных его философско-публицистических работ «Крушение кумиров» (1924 г.). Позже этой же теме он посвятил еще две книги «С нами Бог», «Свет во тьме».
Во всех этих произведениях в соответствии с одним из главных принципов своей философской системы Франк пытается построить этику с помощью онтологии (точно также как он поступал в Предмете знания при построении гносеологии).
Многие исследователи указывают не некоторую логическую непоследовательность этического учения Франка. Однако надо заметить, что будучи поставленным перед выбором - либо логическая последовательность метафизических выводов, либо реальный анализ эмпирической действительности, Франк сделал выбор в пользу анализа существующей реальной действительности.
Это приводит к тому, что вся книга «Смысл жизни» распадается на две существенно различных и явно несовместимых по своим принципам части. В первой из них Франк развивает точку зрения, типичную для традиции «отвлеченных начал» с ее ключевыми абстракциями абсолютного блага, абсолютной истины, абсолютного смысла. Во второй происходит незаметная подмена исходных метафизических принципов, и Абсолют понимается как своего рода «бытие-возможность», «становящееся» абсолютное бытие, то есть приобретает характер идеала, необходимого в качестве опоры и цели человеческой деятельности в мире.
По мнению многих ученых существенной влияние на данную трансформацию оказала книга И. Ильина «О сопротивлении злу силою», изданная в 1925 году в Берлине и вызвавшая бурные дискуссии в среде русской эмиграции.
1.Почему жизнь человека не может быть самоцелью?
Согласно этическим взглядам Франка в случае. Если жизнь будет самоцелью, то есть жизнью для жизни, жизнью, разменянной на какие-то мелкие эмпирические, повседневные ценности, она потеряет свой смысл. В основе этого смысла - абсолютная осмысленность, высшая цель жизни человека. «Чтобы быть осмысленной, наша жизнь вопреки уверениям поклонников «жизни для жизни» и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу», - пишет С. Франк.
2.Что означает положение автора «жизнь осмысленна»?
Автор считает, что любые попытки обосновать смысл жизни, то есть абсолютную ценность человеческой жизни, через какие-либо частные принципы, связанные с эмпирическим бытием, обречены на провал, поскольку дают только относительное основание и относительный смысл. «Одно из двух, - пишет Франк, - или жизнь в целом имеет смысл - тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и дл каждого живого человека, сейчас, теперь же, совершенно независимо от всех возможных ее изменений и предполагаемого ее совершенствования в будущем, поскольку это будущее есть только будущее и вся прошлая и настоящая жизнь в нем не участвует; или же этого нет, и жизнь, наша нынешняя жизнь бессмысленна - и тогда нет спасения об бессмысленности, и все грядущее блаженство мира не искупает и не в силах искупить ее; а потому от нее не спасает и наша собственная устремленность на это будущее, наше мысленное предвкушение его и действительное соучастие в его осуществлении… мировой смысл, смысл жизни, никогда не может быть ни осуществлен во времени, ни вообще приурочен к какому-либо времени. Он или есть - раз навсегда! Или же его нет - и тогда тоже - раз навсегда!».
Чтобы быть осмысленной жизнь должна основываться на основании, которое не может вызывать никаких сомнений, в отношении его абсолютной реальности и полноты.
3.Как понимать мысль Франка, что «высшее благо» есть «живое благо»?
Данная мысль как раз относится к более поздним поправкам этической концепции Франка. В первой части книги он обосновывает концепцию абсолютного, высшего смысла жизни и отстраненности от несовершенного земного мира ради мира божественного. Во второй части он резко меняет подход к проблематике. Он пытается доказать единство и взаимодополнительность двух форм «делания»: внутреннего, направленного на достижение человеком единения с самим добром, субстационально присутствующим в реальности, и высшего, необходимого для обуздания разгула зла в мире. Естественно, что первое он рассматривает как главное и определяющее, а второе как подчиненное, «ведомое» тем «божественным светом», который открывается человеку через внутреннее приобщение к Богу.
«Поэтому, - пишет Франк, - молитвенный и аскетический подвиг есть не бесплодное занятие, ненужное для жизни и основанное на забвении жизни, оно есть в духовной сфере единственное производительное дело, единственное подлинное созидание или добывание того питания, без которого все мы обречены на голодную смерть. Здесь не праздная созерцательность, - здесь тяжкий, но плодотворный труд, здесь совершается накопление богатства и это и есть потому первое производительное дело, без которого останавливаются все остальные человеческие дела».
Тем не менее автор признает, что возможности полного обособления первого делания от второго возможно лишь для святых, для подвижников, которые своими духовными свершениями способны дать всем нам опору для осмысления и освящения жизни.
То есть указанные слова Франка можно понять как попытку связать «абсолютную» и «земную жизнь» с ее целями.
4.Что является главным условием обладания смыслом жизни?
«Абсолютное начало есть вечная жизнь, абсолютное благо, полное совершенство и высшая истина; именно соучастие в таком абсолютном начале, то есть причастность Богу, делает жизнь человека осмысленной».
5.В чем заключается смысл жизни?
Человек во всех стадиях своего бытия, во всех исторических формах своего существования есть как бы медиум, проводник высших начал и ценностей, которым он служит и которые он воплощает, - правда, - медиум не пассивный, а активно соучаствующий в творческом осуществлении этих начал».
Таким образом, смысл жизни человека заключается не только в пассивном осознавании смысла существования или в бессмысленном повседневном существовании, но в посильной помощи в реализации абсолютного добра. Самым главным фактором реализации абсолютного добра является героический подвиг каждого человека, борьба его со злом и за добро в мире. Только мирские цели не должны затмевать духовные.
6.Какова роль знаний в поиске смысла жизни?
Утверждая абсолютное начало как основу смысла жизни человека, Франк не делает однозначного вывода о его непознаваемости.
Однако автор утверждает, что смысл существования человека и общества невозможно постичь традиционными естественно-научными эмпирическими способами. Франк решительно отвергает как совершенно ошибочные все попытки понять сущность бытия человека и общества через конкретные эмпирические механизмы его функционирования и через анализ его исторического развития. Человека и общество нельзя объяснить через анализ его исторического развития. Общество нельзя объяснить ни через процесс материального производства и связанные с ним отношения собственности (Маркс), ни через стихийно складывающиеся закономерности психического взаимодействия отдельных индивидов (Зиммель), ни через органическую взаимосвязь и единство индивидов, подобно единству органов в живом организме (Спенсер) - его истинная сущность возвышается над всеми этими частными проявлениями и обусловливает их, подобно тому как все конечное эмпирическое бытие нашего природного мира обусловлено абсолютным бытием.
7.Что нам нужно для обретения подлинного смысла жизни?
Человек должен стремиться к обретению подлинного смысла жизни. Пути для этого Франк указывает различные - это духовный подвиг - молитва, доступный немногим святым, праведника. Также есть путь героического подвига - человек должен всеми силами стремиться к преображению эмпирического мира, к устранению в нем зла, ради воплощения абсолютного добра.
В любом случае обретение настоящего смысла жизни возможно лишь через тяжелую работу души.
франк этический жизнь смысл
Задача
К. Маркс заметил: «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразование в ней».
. Как соотносятся между собой идеальное и материальное?
. Является ли идеальное особой субстанцией?
. О каком преобразовании идет речь? В форме чего существует это преобразование?
Решение
1.Согласно философии марксизма материальное первично, оно и есть суть мира и процессов, происходящих в нем. Идеальное - это, что человеческий разум «собрал», объединил, классифицировал, исходя из материального, чувственного опыта.
2.Идеальное не является особой субстанцией. По мысли Ф. Энгельса идеальное - это отражение материального.
.Преобразование в данном случае - это деятельность человека - мыслительная деятельность, которая не оторвана от материальной действительности, а продиктована ею.
1.Мареева Е. В. С. Франк как зеркало русской религиозной философии // Вопросы философии. 2005. №6. С. 117-130
2.Русская религиозная философия. - М.: Приор, 1999. - 650 с.
.Франк С. Л. Смысл жизни. - М.: Наука, 1992. 370 с.