В индоиранской мифологии ему соответствует образ Парджаньи, обрушивающего на землю, его потоки - семя, которое он вкладывает во все живое. В своем объяснении культа быка З.П. Марина ссылается в основном на индоиранскую интерпретацию, связывая его с текстами Ригведы. На отождествление солнца с быком указывает также и ряд изображений последнего на сосудах в центре спирали, то есть на месте обычного помещения солярного знака, а орнаментация керамики знаками в форме букраниев должна рассматриваться, как отражение небесной и земной сфер.
Рассматривая культ быка в религиозно - мифологических представлениях Р.С. Липец прослеживает связь образа тура с солнечным культом, свидетельством чему служит «золотое обличье» туров. На примере «ильинских» (приуроченных ко дню Ильи-Пророка-Громовика, заместителя языческого Перуна) общественных жертвоприношений скота крестьянами бывшей Новгородской губернии о вере в «утроении» охотничьей добычи «костью ильинского быка». «Обетный» бык выкармливался общиной, и хотя мясо его освещалось церковью, пиршество совершалось по языческим обрядам.
Поддерживая точку зрения Р.С. Липеца, И.Ф. Ковалева связывает образ тура с евразийскими мифами, рассматривая их в связи с авестийскими мифами о первородном скоте. С диким быком - туром связывает древнейшие и культурные представления, отголоски которых сохранились в славянском фольклоре. И.Ф. Ковалева особенно большое значение в скотоводческой обрядности видит в жертвоприношениях животных, наделяя их ритуальной и социально - престижной сущностью. В культурах позднего энеолита - раннего бронзового века предстепья на первом месте находятся жертвоприношения крупного рогатого скота.
Существование культа быка И.Ф. Ковалевой подтверждается обнаружением черепов и других частей скелета в 20,5% погребений по материалам Левобережной Украины.
По мнению Ковалевой, образ быка занимал важное место в искусстве степных культур энеолита - бронзового века Украины, в частности в скульптуре, приобретая предельно стилизованное выражение в молоточковидных и рогатковидных булавках и более реалистическое - в каменных скипетрах в виде стилизованной головы быка, происходящих из погребений социально - выделенных лиц, рассмотренных в статье А.И. Куйбышева и А.л. Нечитайло «Кремневый скипетр Васильевского кургана»
Культ коня
Роль коня в истории цивилизации Старого Света вполне оценена в науке. Исследователь по доместикации животных, венгерский ученый С. Бокони, отмечает революционную роль коня в развитии транспорта. Благодаря приручению коня практически стала возможной кочевая форма животноводства.
Еще В.О. Виттом была высказана мысль, что ритуальным животным становится в первую очередь то, которое играет определяющую роль в экономике. Это нашло подтверждение в данных Г. Беренса, выяснившего, что 90% ритуальных захоронений животных в Старом Свете приходится на долю домашних особей. Поэтому сложение культа коня в эпоху энеолита было закономерно связано с той ролью, которую коневодство играло в скотоводческом хозяйстве носителей ямной культуры. Значение коневодства у древних народов Средней Азии нашло яркое отражение в мифологии, фольклоре и изобразительном искусстве. Среди исследователей фольклора и мифологии распространено мнение, что миф появляется как объяснение ранее возникших в обществе обрядов и ритуальных церемоний. Поэтому при реконструкции мифа и попытке установления времени его возникновения интересно проследить археологические свидетельства зарождения ритуала, истолкование которого находит отражение в мифе. Это в первую очередь относится к ритуалам, связанным с головой коня, поскольку голова коня играет важную роль в мифологии и фольклоре всех индоевропейских народов.
Систематизировал ранее существующие мнения о культе коня А.М. Беленицкий, выделив несколько теорий происхождения культа коня.
Некоторые исследователи пришли к заключению, что погребение вместе с покойником коня является отголоском, реликтом древнейшей тотемической идеологии. Следы весьма определенных тотемических представлений, связанных с конем, обнаруживают исследователи фольклора и этнографии народов Средней Азии и соседних областей.
Однако в целом тотемическая теория встретила веские возражения. Так, по мнению М.И. Артамонова, лошадь символизировала иные идеологические, культовые представления. М.П. Грязнов относит тотемические представления к глубокой древности, когда животные представлялись «родоначальниками и представителями времени».
Параллельно с тотемической теорией выдвинута так называемая хтоническая теория, согласно которой конь в погребальном ритуале, а так же на многих памятниках изобразительного искусства олицетворял божество подземного царства, потустороннего мира.
О связи образа коня с хтоническими божествами подробно писал Е.Г. Кагаров. Этой точки зрения придерживается и Бокони. По его словам, на протяжении всех веков от неолита до принятия христианства обычай помещать коня вместе с покойником в могилу связан с хтоническими представлениями.
По мнению А.М. Белицкого хтонические божества воспринимались в древности не только как персонажи подземного мира, связанные с умершим. В них видели божества от которых зависело и благополучие оставшихся в живых. Образ коня исследователь связывает с космогонической идеологией и в первую очередь с солярным культом. Представления о древней колеснице, символизирующей дневное светило, связаны с коневодческими степными племенами и развитиеи колесног транспорта.
Большой вклад в историю изучения культа коня сделала Е.Е. Кузьмина, которая также связывает образ коня с солярным культом и привязывает его к территории южнорусских степей, где было обнаружено древнейшее в Старом Свете ритуальное захоронение коня на поселении Дериивка.
Проанализировав состав стада и топографию памятников ямной культуры, многие из которых расположены в открытой степи, Е.Е. Кузьмина приходит к выводу, что некоторые группы ямных племен вели подвижный образ жизни и коневодство было у них высоко развито.
Для Е.Е. Кузьминой археологическим свидетельством зарождения культа коня служат находки захоронений коня или только его черепа и изображений коня или его головы в памятниках искусства. Убедительно интерпретировать значение костей коня, находимых при раскопках, возможно только с учетом мифологии и этнографических материалов. Наиболее полное описание жертвоприношений коня содержится в индийских источниках.
По мнению Е.Е. Кузьминой жертвоприношение коня сопровождало важнейшие церемонии. Жертвоприношение белого коня является общеиндоевропейским ритуалом в честь бога неба, сопровождающимся возжиганием священного огня и возлиянием крови жертвенного животного. Обряд совершается с целью вызвать плодородные силы природы и передать их царю как носителю этих сил.
Общие у разных индоевропейских народов детали ритуала (украшение коня, отделение головы, ног и хвоста) и многие ритуальные термины являются показательными для Е.Е. Кузьминой в определении возникновения этого обряда в древнейшую эпоху контактов носителей индоевропейских диалектов.
Е.Е. Кузьмина, рассмотревшая многочисленные мифологические этнографические материалы, пришла к выводу, что «с развитием общества происходило усложнение идеологии, развивалась религия - конь стал, с одной стороны, воплощением богини матери-земли и двух ее спутников-близнецов, олицетворяющих жизнь и смерть, с другой - инкарнацией богов неба и солнца, так как для индоевропейцев солнце и небо были не только подателями плодородия, но и вечным пастбищем, куда отправлялись умершие предки».
З.П. Марина так же культ коня связывает с культом небесного светила, посредством анализа расположения костей коня в могиле. Практически во всех известных случаях ритуальные захоронения черепов и костей ног лошади располагались в непосредственной близости от могилы - на заплечиках, в насыпи над ямой и пр. В отличие от них в Орельско - Самарском междуречье исследован курган (Новоподкряж. 1/3), в кольцевом ровике которого лежали, чередуясь, черепа лошади, быка и собаки. В их расположение в ровике, выступающим в качестве солярного символа, З.П. Марина подчеркивает связь коня и небесного светила. Она связывает культ коня с мифологией индоиранских племен, где конь является инкарнацией бога молнии, грома, солнца. Приводя примеры из Ригведы («Погребальный гимн коню»), исследователь показывает посредническую роль между миром живых и царством предков.
Выводы
История изучения культа животных в ямной АК не занимает долговременное пространство, так как к сожалению эта тема, возможно из-за некоторых предубеждений, не вызывает научный интерес у широкого массива исследователей.
Основные проблемы в историографии вопроса о культах быка - коня в ямной АК определены индивидуальностью подходов разных исследователей к данной тематике.
Еще В.О. Виттом была высказана мысль, что ритуальным животным становится в первую очередь то, которое играет определяющую роль в экономике. Это нашло подтверждение в данных Г. Беренса, выяснившего, что 90% ритуальных захоронений животных в Старом Свете приходится на долю домашних особей.
М.Я. Марр проанализировал лингвистические материалы касательно группы животных, которые в то или иное время использовались как способ передвижения. Ученый доказал, что при изменении одного тяглового животного другим на последнего переносятся не только транспортные функции предыдущего, а также его родовое имя, а значит, и связанные с ним идеологические представления.
Историография о происхождении и столь широком распространении культа быка заслуживает отдельного исследования. На ряду с мнением В.Н. Даниленко, что изображение быка «с недостаточно раскрытыми религиозно - мифологическими сюжетами, возможно связаны с попытками осознания путей и фаз движения солнца…», в современной литературе получило развитие астрально - зодиакальная теория Н.А. Чмыхова, связывающая изображение с созвездием Тельца, «широкое распространение которого объясняется главенством в зодиаке в 4400-1710 гг. этого созвездия».
На основании широкого круга этнографических данных В.А. Шнирельман пришел к выводу о тесной связи промысловых культов с теми животными, которые играли ведущую роль в жизнеобеспечении коллективов, а увеличение значимости домашних животных определило расширение их культовых функций.
Роль коня в истории цивилизации Старого Света вполне оценена в науке. Исследователь по доместикации животных, венгерский ученый С. Бокони, отмечает революционную роль коня в развитии транспорта. Благодаря приручению коня практически стала возможной кочевая форма животноводства.
Систематизировал ранее существующие мнения о культе коня А.М. Беленицкий, выделив несколько теорий происхождения культа коня.
Большой вклад в историю изучения культа коня сделала Е.Е. Кузьмина, которая также связывает образ коня с солярным культом и привязывает его к территории южнорусских степей, где было обнаружено древнейшее в Старом Свете ритуальное захоронение коня на поселении Дериивка.
Проанализировав состав стада и топографию памятников ямной культуры, многие из которых расположены в открытой степи, Е.Е. Кузьмина приходит к выводу, что некоторые группы ямных племен вели подвижный образ жизни и коневодство было у них высоко развито.
Общие у разных индоевропейских народов детали ритуала (украшение коня, отделение головы, ног и хвоста) и многие ритуальные термины являются показательными для Е.Е. Кузьминой в определении возникновения этого обряда в древнейшую эпоху контактов носителей индоевропейских диалектов.
Список использованной литературы
1.Хлопин И.Н. Образ быка у первобытных земледельцев Средней Азии // Древний Восток и мировая культура. М., 1981.
2.Марина З.П. Некоторые аспекты социальной структуры и идеологии древнеямного общества // Степное Поднепровье в бронзовом и раннем железном веках. Дн-ск., 1981.
.Даниленко В.Н. Неолит Украины. К., 1969.
.Даниленко В.Н. Энеолит Украины. К., 1974.
.Чмыхов Н.А. Кургани як явище давньоЇ культури. К., 1993.
.Липец Р.С. Образ тура и отголоски его культа в былинах // Славянский фольклор. М., 1972.
.Ковалева И.Ф. Социальная и духовная культура племен бронзового века (по материалам Левобережной Украины). Дн-ск., 1989
.Беленицкий А.М. Конь в культах и идеалогических представлениях народов Средней Азии и евразийских степей в древности и раннем средневековье. КСИА АН, вып. 154., М., 1978.
.Грязнов М.П. Древнее искусство Алтая. Л., 1958
.Самойленко Л.Г. Курганы ямной культуры в бассейне р. Базавлук в днепровском степном Правобережье // Новые памятники ямной культуры степной зоны Украины. - Киев: Наукова думка, - 1988, С. 77.
.Тесленко Д.Л. К вопросу о культе быка в культурах неолита - бронзового века Евразии. // Проблемы археологии Поднепровья., Дн-ск., 1995.
.А.И. Куйбышева и А.Л. Нечитайло «Кремневый скипетр Васильевского кургана» // Новые памятники ямной культуры степной зоны Украины. К., 1988., С. 107-117.
.Шнирельман В.А. Доместкация животных и религия // Исследования по общей этнографии. М., 1979
.Рыбаков Б.А. Космогония и мифология земледельцев энеолита // СА., 1965, №1, 2.
.Кузьмина Е.Е. Колесный транспорт в этнической и социальной истории южнорусских степей. - ВДИ, №4, 1974.
.Ковалева И.Ф. погребальный обряд и идеология ранних скотоводов (по материалам культур бронзового века Левобережной Украины) Дн-ск., 1983.