Категории эстетических отношений

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,8 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Категории эстетических отношений

Содержание

Введение

1. Категории эстетических отношений

1.1 Прекрасное и безобразное

1.2 Возвышенное и низменное

1.3 Трагическое и комическое

1.4 Ужасное

Заключение

Библиографический список

Введение

Тема контрольной работы "Категории эстетических отношений".

Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру и т.д.

Сами эстетические категории, будучи важным инструментом познания и практического освоения действительности, есть следствие длительного исторического процесса эстетического взаимодействия человека с миром, его очеловечивания, создания мира "второй природы", т.е. культуры. Эстетические категории - узловые понятия в истории освоения человеком действительности по "законам красоты". В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира.

Целью контрольной работы является изучение категорий эстетических отношений.

Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:

.Рассмотреть такие эстетические категории как прекрасное и безобразное.

2.Охарактеризовать возвышенное и низменное.

.Раскрыть понятие категорий трагическое и комическое.

.Рассмотреть эстетическую категорию ужасное.

Объектом контрольной работы является эстетика.

эстетическая категория трагическое комическое

Теоретической базой для написания контрольной работы послужили учебные материалы отечественных авторов в области эстетики, таких как Бычков В.В., Бореев Ю.Б. и др.

1. Категории эстетических отношений

1.1 Прекрасное и безобразное

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т.д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам. Основной же вопрос, волновавший мыслителей всех времен и народов, это - какова природа прекрасного? И здесь можно вычленить ряд наиболее характерных подходов.

1. Прекрасное - объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в раннегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. Такая трактовка прекрасного в той или иной форме воспроизводится в домарксистской материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для них прекрасное - естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем и т.д.

2. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота: - результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, "суждений вкуса", "проецирования духовного богатства на действительность" и т.д.

3. Прекрасное - есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. При этом подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.

Третий подход является доминирующим в истории культуры. Основоположниками такого подхода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель. Они, рассматривали красоту не как чисто природное свойство вещей, а как свойство особого рода, как результат эстетически-духовного отношения человека к миру. Характеристика прекрасного, данная Н.Г. Чернышевским: "прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть", является наиболее точным выражением этого подхода. Марксистская эстетика внесла в этот подход социально-исторический аспект. Связав субъективные оценки человека с конкретно-историческими, социальными условиями бытия людей, с предметно-практической деятельностью человека по преобразованию действительности, марксистская эстетика рассматривает прекрасное объективное свойство мира, определяющее значимость его предметов для человечества как сферу освоенности мира человеком и потому и сферу свободы. С позиций этого подхода предметы, явления, можно считать прекрасными, когда они выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человечества в мире и характеризующие его свободу.

С гносеологической точки зрения прекрасное - это мысленный образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его гармоничности и совершенства до определенного завершения. В этом плане прекрасное есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:

.безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;

2.прекрасное и безобразное - это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;

.прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: "Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом…Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному".

Различают внешнее проявление безобразного-гниение, болезнь, распад - и внутреннее. Относительно человека - это моральное разложение, моральная деградация.

Итак, если мы узнаем воплощенные в жизни наши идеальные представления о действительности или то, что способствует ее совершенствованию, то воспринимаем эти явления как прекрасные; если встречаемся с разложением жизни, с дисгармонией, распадом внешним или внутренним, мы оцениваем это как безобразное.

Поэтому прекрасное - высшая положительная эстетическая ценность, а безобразное - негативная эстетическая ценность.

1.2 Возвышенное и низменное

Как самостоятельная категория "возвышенное" выделилась позднее, чем другие категории эстетики, однако художественная практика уже в античности выделяла и возвышенные человеческие страсти, и возвышенные природные и социальные явления.

Возвышенное - категория эстетики, которая отображает совокупность природных. Социальных и художественных явлений, которые исключительны по своим качественно-количественным характеристикам, благодаря чему выступают как источник глубокого эстетического переживания.

.если прекрасное всегда несет в себе человеческую меру, то возвышенное - это превышение меры, т.е. возвышенное - то, что поражает человеческое воображение силой или масштабом своего проявления;

2.прекрасное, это как правило, освоенная человеком область общественной жизни, т.е. область человеческой свободы. Возвышенное - всегда что-то непознанное. Это может быть область свободы в перспективе, но область несвободы в настоящем.

Возвышенное колоссально, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное, земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.

Возвышенное связано не только с сильными положительными эмоциями (восторг, восхищение), но подобные явления способны вызывать чувства трепета, священного ужаса и т.д.

Возвышенное имеет специфическое проявление: в природе нами воспринимается как возвышенное простор неба, величие океана, гряды гор, мощь водопадов, природные стихии - буря, полярное сияние и т.д. В индивидуальной и общественной жизни как возвышенное мы оцениваем поступки, действия, отношения, которые поражают нас величием души, силой чувств, благородством поведения. Поэтому возвышенное в общественном бытии тесно соприкасается с положительными этическими ценностями.

Все эти явления, художественно осмысленные, составляют область возвышенного в искусстве. Есть специальные жанры для создания подобного эффекта: эпопея, гимн, ода, а также художественная система, идеал которых построен на представлении о возвышенном, например, классицизм.

Низменное - категория эстетики, она отражает предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соответствующую эстетическую реакцию (презрение, отвращение).

Низменными воспринимаются явления, которые в себе таят угрозу для жизни человека, его достоинства, самоуважения, которые мешают процессу самореализации личности. В силу этого низменное связано с проявлением бездуховности, аморального поведения.

По своим особенностям низменное противоположно возвышенному, имеет общие качества, с одной стороны, с безобразным, а с другой - с трагическим и комическим.

Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).

1.3 Трагическое и комическое

Трагическое выражает, прежде всего, диалектику свободы и необходимости. И действительно, природа человека определяется законом свободы. Но реализуется эта природа по законам свободы в конкретных исторических условиях, объективные рамки которых не позволяют раскрыть природу человека, осуществить ее во всей полноте. Очевидно, что то или иное состояние общества и есть то или иное состояние субъекта, человека. Очевидно и то, что противоречие свободы и необходимости разрешается в деятельности человека. В этой противоречивости протекает деятельность субъекта, человека. И потому каждый субъект живет в этом противоречии, каждый живет разрешением этого противоречия.

Следовательно, трагическое объективно присуще человеческому обществу. В том смысле, что преодоление настоящего состояния мира и устремление к будущему, к свободе есть постоянный фактор и человеческой действительности, и человеческой деятельности. Полной свободы, т.е. полного осуществления своей природы человек достигает только в пределе. Та свобода, которой он может располагать в конкретных исторических условиях, относительная свобода, неполная, потому что свобода и целевая причинность суть одно и то же. Здесь нет никаких ограничений в возможностях, но их реализация всегда сопровождается ограничениями. Трагическая ситуация, которая возникает в жизнедеятельности людей, потому обусловлена общим состоянием мира, его, человека, мира той исторической ступенью, на которой он стоит. И той борьбой, которая есть в этом мире. Силами, которые стремятся сохранить прошлое, уходящее в небытие, и теми силами, которые прозревают в будущее, борются за него. Не нужно думать, что социальная борьба протекает вне эстетических категорий. Как раз в ней-то и проявляют себя эстетические категории в полной мере. Да и социальная борьба в конечном итоге - это борьба тех, кого хотят столкнуть на "дно" общества, и тех, кто хочет обрести для себя подлинно человеческие условия жизни. Эстетические категории в социальной борьбе проявляют себя в полной мере потому, что социальная борьба - это столкновение страстей, столкновение характеров, это борьба за человека, за его истинность. Потому можно сказать, что основу трагического конфликта составляет процесс преодоления старого миропорядка и установление нового, борьба за переход в новое качественное состояние общества, которое было бы более человечным и было бы связано со становлением свободы человека. Эта постоянная борьба между тем, что должно быть, и тем, что есть, в философии определяется как противоречие между должным и сущим. Противоречие между тем, что должно быть, согласно законам природы человека, и тем, что есть, существует.

Комическое есть такая форма, такой тип эстетического, при котором явление предстает как объект особой эмоциональной критики.

Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как "оборотную сторону возвышенного". Но многие авторы считают его категорией эстетики имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.

В комическом противоречии присутствуют два противоположных начала: первое из них кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле обивается отрицательным свойством.

Комическое, как и любое эстетическое явление, социально. Комическое связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агрессивна. Такой человек не может терпеть иные взгляды, мысли, предпочтения. Напротив, человек, обладающий высокой культурой, способен анализировать поведение, отношение не только других людей, но и самого себя. Что свидетельствует о присутствии в нем чувства юмора, развитого, живого ума, яркой фантазии, воображения.

Общество, которое способно с юмором относиться к своим недостаткам, ощущает в себе силу к их преодолению и совершенству, т.е. расширяет границы собственной свободы.

Источником комического может быть не только подмена смысла и содержания, но и нарушения меры, создание иллюзии. Например, мечтать может и должен каждый человек, но когда он, кроме этого ничего не делает, то рождаются Маниловы (Гоголь. Мертвые души).

Главными средствами создания комического эффекта являются гротеск (фантастическое изображение) и гипербола (преувеличение).

юмор - особая форма комического, отличающаяся мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способная вызывать лишь незлобливую улыбку и основывающаяся на использовании приемов остроумия и смысловой игры;

сатира - форма комического, сущность которой в том, что путем использования особых приемов и средств достигается уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности;

ирония - форма комического, представляет собой скрытую насмешку, взрывная сила которой замаскирована внешне серьезной формой. Она выявляет конфликт ничтожного содержания с внешне благопристойной, респектабельной формой;

сарказм - форма комического, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близок к иронии, но это едкая, злая ирония.

Отрицательная оценка здесь выражена более определенно и четко, чем в иронии.

Трагическое и комическое связаны с прекрасным как с целью, где с одной стороны, утверждается человеческое достоинство и свобода, а с другой стороны, отрицается все, что мешает этому утверждению.

1.4 Ужасное

Ужасное - близкая трагическому, но в корне отличная от него категория. Если трагическое имеет разрешение в грядущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям освобождения от несчастий, это бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними. Трагическое величественно, оно возвышает человека - он остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб обстоятельств, он не владеет (= не освоил) ни обстоятельствами, ни предметами его окружающими, он потерян в мире. Ужасное - эстетическая доминанта средневекового сознания, запуганного адовыми муками и грядущим страшным судом.

В кризисные эпохи рушится мировосприятие человека, новое же на смену ему приходит не сразу. В этот момент реальность часто воспринимается в свете ужасного. Крушение устоявшегося исторического порядка в глазах современников выглядит как глобальная катастрофа. Мироощущение, полное безнадежного ужаса и отчаяния, передает Брейгель в картине "Слепые": историческая судьба человечества предстает в образе слепцов, ведомых слепым поводырем к обрыву.

Герой картины испанского художника Хосе Риберы "Самоубийство Катона Утического" не похож на могучих титанов шекспировских трагедий. Гибель его не трагична, а ужасна: социальные аспекты жизни человека приглушены, во всем сквозит безысходность, и на полотне запечатлен биологический страх смерти жалкого существа, жившего без разумного назначения. Умирая, герой наполняет мир предсмертным криком отчаяния.

Проблема ужасного разрабатывалась Дидро. На этой разработке лежит печать предреволюционной эпохи. Философ как бы предугадывает грядущие социальные столкновения. В "Опыте о живописи" Дидро вменяет художнику в обязанность клеймить всеми почитаемый порок, ужасать тиранов; показывать брошенного на растерзание зверям человека, чтобы зритель увидел его на полотне растерзанным их клыками и услышал крики радости и ужаса вокруг его трупа.

Искусство Кафки утверждает, что состояние мира ужасно, человека окружают слепые, враждебные силы. "Обыкновенный" ужас определил поэтику новелл Кафки. Ныне безумие мира стало фактом и проникло в искусство. Трагическое в такой атмосфере становится иррациональным, преобразуется в ужасное.

Ужасное внушает не страх, а ужас. Различая эти аффекты, Бердяев писал: "Страх, всегда связанный с эмпирической опасностью, нужно отличать от ужаса, который связан не с эмпирической опасностью, а с трансцендентным, с тоской бытия и небытия. Кирхегардт отличает Angst от Furcht. Для него Angst есть первичный религиозный феномен. Тоска и ужас имеют родство. Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то поражающее человека. Тоска мягче и тягучее. Очень сильное переживание ужаса может даже излечить от тоски. Когда же ужас переходит в тоску, то острая болезнь переходит в хроническую. Печаль душевна и связана с прошлым. Тургенев - художник печали по преимуществу. Достоевский - художник ужаса. Ужас связан с вечностью. Печаль лирична. Ужас драматичен".

Категория ужасного охватывает те обстоятельства, которыми человек свободно не владеет и которые несут ему катастрофические бедствия или гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение). Ужасное страдание и (или) гибель человека в обстоятельствах, которые не ведут его к бессмертию и при которых даже ценой жизни человек не может добиться расширения сферы свободы для человечества.

Заключение

Итак, можно сделать следующие выводы.

Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью.

Безобразное, как и прекрасное является одной из ключевых эстетических категорий. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства.

Возвышенное - категория эстетики, которая отображает совокупность природных. Социальных и художественных явлений, которые исключительны по своим качественно-количественным характеристикам, благодаря чему выступают как источник глубокого эстетического переживания.

Низменное - категория эстетики, она отражает предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соответствующую эстетическую реакцию (презрение, отвращение).

Комическое связано со свободой человека и общества, освобождением их от различных недостатков, то есть это также - утверждение прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни.

Ужасное - близкая трагическому, но в корне отличная от него категория. Если трагическое имеет разрешение в грядущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям освобождения от несчастий, это бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними.

Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике.

Библиографический список

1.Борев, Ю.Б. О комическом. / Ю.Б. Борев. - М.: "Искусство", 1957. - 232 с.

2.Борев, Ю.Б. Эстетика. / Ю.Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.

.Бычков, В.В. Эстетика. / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.

.Дедюлина, М.А. Учебно-методический комплекс по курсу "Эстетика". / М.А. Дедюлина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 136 с.

.Радугин, А.А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов. / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2004. - 240 с.

Похожие работы на - Категории эстетических отношений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!