Западная Германия после ратификации парижских соглашений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,01 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Западная Германия после ратификации парижских соглашений













Западная Германия после ратификации парижских соглашений

Введение

Быстро рос и экспорт капитала Западной Германии, особенно после ратификации парижских соглашений, что не могло не обострить конкурентную борьбу между империалистическими государствами. В бюллетене ведомства печати и информации при правительстве ФРГ от 9 мая 1957 г. были опубликованы следующие данные о капиталовложениях Западной Германии за границей.

Из этой общей суммы наибольшая часть (почти 489 млн. марок) падала на страны Латинской Америки. Примерно такая же сумма (более 480 млн. марок) приходилась на Европу. Западногерманские капиталовложения в других частях света были значительно меньше по размеру: в Африке - 86,3 млн. марок," в Азии - 62,8 млн. марок. Но и эти цифры ясно показывали, что западногерманские монополии начали теснить своих конкурентов не только в Европе и Америке, но и в Африке и Азии.

Чрезвычайным ожесточением характеризовалась межимпериалистическая борьба в НАТО и Западноевропейском союзе за прибыли, которые сулило перевооружение Западной Германии. Эта борьба развернулась еще задолго до принятия западными державами формального решения о возрождении германского милитаризма. Вашингтонский корреспондент "Нью-Йорк тайме" в начале сентября 1954 г. сообщал: "Оружие и снаряжение, предназначенные для западногерманских частей ныне мертвой европейской армии, накапливались уже в течение почти трех лет и начали серьезно переполнять складские помещения". В той же корреспонденции сообщалось, что запасы этого оружия оцениваются в 500 млн. долл.

Парижские соглашения еще не были ратифицированы, а в Вашингтоне уже было объявлено о том, что оснащение первых шести дивизий нового вермахта померены взять на себя США.

Однако монополии западноевропейских стран тоже претендовали на свою долю доходов от гонки вооружений.

Магнаты Рура не собирались долго быть под опекой своих "союзников", они сами намеревались получить максимальные прибыли па поставках для западногерманской армии. Французские монополисты в свою очередь не без основания опасались быть обойденными на "рынке оружия" их сильными соперниками - пушечными королями Америки, Англии, Западной Германии.

В этой обстановке ажиотажа и ожесточенной борьбы между монополиями западных стран из-за добычи, которая связывалась с возрождением вермахта и гонкой вооружений, появился упоминавшийся выше французский план создания так называемого "европейского агентства по вооружениям", или иначе "пула вооружений". Путем "планирования" вооружений в этом агентстве правительство Франции намеревалось по возможности защитить французские монополии, производящие оружие, от конкуренции со стороны монополий других стран.

1. Французский план 1954 г.

Французский план был представлен еще лондонскому совещанию 1 октября 1954 г., но не получил поддержки ни одной из стран - участниц совещания. Американские и английские монополисты усмотрели в нем возможную помеху для себя в получении максимума прибылей от гонки вооружений и, в частности, от поставок оружия для Западной Германии. Западногерманские концерны к тому времени считали себя уже достаточно сильными, чтобы вступить в свободную от каких-либо ограничений конкурентную борьбу со своими соперниками из других стран. Правительства малых стран - участниц ЗЕС: Бельгии, Голландии и Люксембурга - тоже не поддержали французский план, усмотрев в нем попытку французских монополий вступить в сговор с монополиями сильных стран и опасаясь, что при распределении военных заказов они как более слабые, будут обойдены.

Таким образом, судьба французского плана создания "европейского агентства по вооружениям", или "пула вооружений", по сути дела, была предрешена. Однако участники лондонского совещания всячески пытались скрыть противоречия. Кроме того, они хотели облегчить, во всяком случае не затруднять французской буржуазии принятие соглашений о воссоздании западногерманской армии. В результате лондонское совещание ограничилось постановлением об учреждении рабочей группы для изучения французского проекта. 21 октября 1954 г. уже в Париже девять государств постановили созвать эту группу в Париже 17 января 1955 г. В соответствующем парижском соглашении указывалась и цель созыва рабочей группы. Примечательно, что эта цель заключалась опять-таки не в принятии окончательного решения, а лишь в изучении проекта для представления предложений на рассмотрение совета ЗЕС, когда он будет создан. Когда же совет ЗЕС был создан, то первым его актом явилось отклонение французского плана. Вместо "пула вооружений" совет учредил консультативный постоянный комитет с весьма неопределенными функциями - "стремиться улучшить консультации и сотрудничество в области производства вооружений". В отличие от предлагавшегося французским правительством органа, в котором вопросы, связанные с производством и распределением вооружения, должны были бы решаться, обязанность учрежденного советом ЗЕС комитета состояла лишь в поощрении в каждом конкретном соглашении или договоренности по указанным вопросам.

Это означало, что французский план был похоронен, французские промышленники потерпели поражение.

В вопросе получения прибылей от вооружения Западной Германии не однажды пришлось испытать разочарование и английским монополиям. В этом отношении характерно сообщение из Бонна, опубликованное в американской газете "Нью-Йорк тайме" в середине декабря 1956 г.: "Министерство обороны (ФРГ.-Я. С.) решило принять американский средний танк "Паттон М-48" в качестве основного вооружения механизированных дивизий... Это решение будет серьезным разочарованием для Англии, которая надеялась на продажу большого количества танков "Центурион", чтобы улучшить свой на благо приятный торговый баланс с Западной Германией".

Для оснащения 5-й танковой дивизии бундесвера военные власти ФРГ закупили в США 230 танков "М-48". Кроме того, западногерманское правительство заказало в США еще 400 танков того же типа для другой танковой дивизии. А осенью 1958 г. началось вооружение третьей танковой дивизии.

В марте 1958 г. военный министр ФРГ совершил поездку в Вашингтон, где вел переговоры о получении для бундесвера американского ракетного и атомного оружия. В том же месяце комиссия обороны бундестага ФРГ одобрила закупку в США ракет дальнего действия типа "Матадор".

Что касается американо-западногерманских противоречий, то уже в первой половине 50-х годов были передки случаи, когда монополии ФРГ, восстановленные благодаря политической и экономической поддержке правящих кругов США и их пособников в Европе, выступали соперниками не только английского и французского капитала, но и своего главного, заокеанского "благодетеля". Так, в строительстве западногерманским концерном Маннесмана трубопрокатного завода в Бразилии американские компании увидели серьезную угрозу потери для них бразильского рынка. "Германия (Западная.- II. С),- говорилось в докладе комитета банков и валюты сената США,- угрожает целиком подчинить себе этот рынок... Если немецкая продукция прочно внедрится на рынке, исчезнет всякий стимул покупать в США, что сейчас и происходит в Бразилии".

2. Усиление роли ФРГ в западных блоках

Борьба далеко не всегда приносила успех западногерманским монополиям. Так случилось, например, в августе 1955 г., когда западногерманский концерн "Сименс" заключил договор с греческим правительством о поставке в Грецию телефонного оборудования на сумму 50 млн. марок. Американские компании, недовольные тем, что такой крупный заказ миновал их, добились его аннулирования.

Правительство ФРГ отказалось начиная с 1958 г. за свой счет содержать оккупационные войска. После полугодичного разбора этого вопроса в НАТО правительство ФРГ подтвердило свой отказ от дальнейших платежей. Не изменила решения ФРГ и поддержка английских претензий Соединенными Штатами. Десятилетние настаивании Англии на продолжение платежей Западной Германии на содержание оккупационных войск не дали результатов.

В начале января 1958 г. на первом заседании совета министров Европейского экономического сообщества председателем исполнительной комиссии нового империалистического объединения, так называемого "общего рынка", был назначен тоже представитель Западной Германии - Вальтер Хальштейн. Правда, он не занимал таких высоких постов в гитлеровской армии, как Шпейдель или Ценкер. Он был всего лишь лейтенантом гитлеровского вермахта, военная карьера которого оборвалась в 1944 г., когда он во Франции попал в плен к американцам. Зато он известен, даже по признанию американского журнала, как "проамериканец", "строгий приверженец взглядов Вашингтона", "сторонник Соединенных Штатов Европы", противник национального суверенитета. Тот же журнал, сообщая о новом назначении Халыптейна, не без едкой иронии писал: "Меньше, чем тринадцать лет спустя после крушения гитлеровского рейха Западная Европа решила поставить свою лучшую надежду на сильное и цветущее будущее под руководство немца".

Монополии Западной Германии протянули свои щупальцы и в Азию, и в Африку. Значительно расширилась экспансия ФРГ в Латинской Америке, долгое время считавшейся заповедной для европейцев. 40% западногерманских капиталовложений, сделанных за последние двадцать лет за пределами Европы, приходятся на Латинскую Америку.

В 1968 г. по ряду латиноамериканских стран совершил поездку боннский министр иностранных дел Вилли Брандт. В Уругвае он договорился о резком расширении двусторонней торговли, в Аргентине - о заключении в ближайшее время между двумя странами соглашения о научном и техническом сотрудничестве, в Бразилии - о подписании в скором времени культурного соглашения и договора о научно-техническом сотрудничестве. Во время визита обсуждались возможности новых капиталовложений Западной Германии в экономику латиноамериканских стран.

Отвечая на соответствующий вопрос на пресс-конференции в Уругвае, Вилли Брандт заявил, что нет причин, по которым западногерманские капиталовложения в Латинской Америке должны вызвать трения с Соединенными Штатами.

Иного ответа и ожидать было нельзя: западные державы пытаются скрыть противоречия между ними.

На самом деле с ростом экономической и политической экспансии западногерманского государства обостряются межимпериалистические противоречия, в том числе и американо-западногерманские.

вооружение монополия германия империализм

3. Американский империализм

Отводящий в своих агрессивных замыслах западногерманскому государству роль передовой ударной силы, рассчитывает рядом мероприятий удержать Западную Германию в своем подчинении. Эта цель среди прочих преследовалась и парижскими и некоторыми другими соглашениями, в частности двусторонним соглашением между ФРГ и США от 30 июня 1955 г. о взаимной помощи. В стремлении удержать Западную Германию в своем подчинении заключается одна из причин отказа США принять советское предложение относительно вывода иностранных войск из Германии. И американские капиталовложения в западногерманской промышленности - это тоже одно из средств, путем которых США намереваются сохранить власть над западногерманским государством. В 30-х годах нашего столетия германский империализм вышел из повиновения своих опекунов - американских и других монополий. Западногерманские монополии после второй мировой войны не смогли бы так быстро восстановить свою мощь без политической и экономической помощи США и некоторых других стран. В этом отношении предвоенная история повторилась. Но нет никаких гарантий, что она не повторится и в другой своей части.

И, возможно, симптоматично заявление лидера наиболее агрессивного крыла боннских политиков, в прошлом министра обороны ФРГ Штрауса в его вышедшей в 19G8 г. книге "Вызов и ответ на вызов": "Европейская политика (Бонна.- Я. С.) не может быть больше производной от американской политики, которая определяется иными интересами, нежели наши". Следует, разумеется, иметь в виду, что при всем различии интересов империалистов США и ФРГ политика в Европе тех и других в значительной степени определяется общей для них ненавистью к Советскому Союзу и другим странам социализма.

Можно было бы расценить приведенное заявление Штрауса, как позерство, желание покрасоваться фрондерством. Но примерно в то же время с аналогичным заявлением (случайное ли это совпадение?) выступил министр иностранных дел ФРГ Вилли Брандт: "Проходят времена, когда немцы проводили политику, сформулированную в основном другими. Невозможно,- продолжал Брандт,- быть одновременно экономическим великаном и политическим карликом". Западногерманские монополии почувствовали свою силу и не желают быть в подчиненной зависимости у кого бы то ни было, включая и американцев. Об этом они и заявляют во всеуслышание устами, в данном случае, Штрауса и Брандта.

Усиленные разглагольствования западных буржуазных политиков и буржуазной прессы об "атлантической солидарности" не могут скрыть глубоких антагонистических противоречий в Западноевропейском союзе, НАТО и других империалистических блоках. Разразившийся в феврале 1969 г. политический кризис Западноевропейского союза, вызванный заявлением Франции о временном прекращении своей деятельности в ЗЕС в ответ на попытку Лондона и Бонна оказать открытое давление на Францию в связи с ее упорным отказом согласиться на вхождение Англии в "Общий рынок" - лучшее тому подтверждение.

Полностью сохранили свое значение слова, сказанные В. И. Лениным еще в 1920 г.: "Опыт мировой политики доказал, что союз против Советской России неминуемо осужден на неудачу, потому что это союз империалистский, союз хищников, которые не объединены, и действительного интереса, прочного, соединяющего их, у них нет".

Слова В. И. Ленина о неизбежном крахе империалистических союзов против Советской страны тем более верны сегодня, когда неизмеримо выросли и стали несокрушимо могучими силы социализма и мира.

Похожие работы на - Западная Германия после ратификации парижских соглашений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!