Процесс создания книжной иллюстрации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,62 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процесс создания книжной иллюстрации

Содержание

Введение

Глава 1. Иллюстрация как вид графики

1.1 Исторический обзор возникновения и развития иллюстрации

1.2 Книжная иллюстрация как жанр графического искусства. Ее виды и функции

1.3 Графические техники иллюстрирования

Глава 2. Технология выполнения иллюстраций

2.1 Композиция изображения

2.2 Виды материалов, используемых для иллюстраций

2.3 Процесс выполнения иллюстраций

Заключение

Введение

Каждый человек, открывая любую книгу, газету или журнал рядом с текстом не раз замечал рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Это слово происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Оно дополняет или сопровождает какой-либо текст.

Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса "Дон Кихот", или рисунки В. Серова к басням И.А. Крылова.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.

Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его.

От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Как известно, одним и тем же словом "иллюстрация" называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на:

.научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.).

2.художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, выполненными и раскрашенными от руки. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике. Такие книги были очень дорогими и достаточно редкими, недоступными большинству простых людей.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиций того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия - пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму, - линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д. Часто все это упрощенно называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России были И. Билибин, Э. Ли-сицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

Цель: создание иллюстраций к сказке Братьев Гримм "Храбрый портной".

Задачи:

. Ознакомиться с историей и динамикой развития иллюстраций как отдельного вида искусства.

. Изучить наиболее подходящую технику выполнения иллюстраций.

. Освоить ее в процессе выполнения иллюстраций по заданной теме.

книжная иллюстрация изображение графический

Глава 1. Иллюстрация как вид графики

1.1 Исторический обзор возникновения и развития иллюстрации

История иллюстрации уходит далеко вглубь веков. Ещё в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались иллюстрациями. Они создавались для наглядности содержания текстов. До наших дней дошли античные образцы, обнаруженные в рукописях "Илиады и "Энеиды.

В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам ("Остромирово евангелие, "Изборник Святослава). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. Такие книги делались в одном экземпляре, высоко ценились и стоили очень дорого. Они были недоступны людям, имевшим ограниченные средства, а потребность в книге становилась все более и более насущной. И тогда возникла мысль о печатной книге.

С изобретением книгопечатания (конец XIV - начало XV века) история иллюстрации стала стремительно развиваться. Эти иллюстрации были такого же чёрного цвета как и сам текст, поскольку доски на которых был выгравирован текст смазывались чёрной краской. Большую популярность в книгах XVIII века получила виньетка (от французского vignette) графическое изображение завершённое композиционно, небольшое по объёму, сюжетно-тематического или предметного характера (нередко с символическим значением). Обычно такие иллюстрации располагались на титульных листах книги, её первых и последних страницах.

С изобретением в XIX веке фотографии иллюстрации воспроизводятся с помощью фотомеханических процессов. Были изобретены цинкография (получение штрихового рисунка на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами), трёхцветная печать (создание цветных иллюстраций). В XIX веке на первое место выходит не образность, а реалистичность. Иллюстрация теперь тесно связана с текстом в котором она помещается.

Историю книжной иллюстрации нельзя рассматривать как прямой и последовательный путь художественного совершенствования.

В ней были моменты, когда создавались шедевры, но были и периоды упадка, утраты художественного мастерства.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов, Библия, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т.п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

1.2 Книжная иллюстрация как жанр графического искусства. Ее виды и функции

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

.монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

2.станковую - выполняемую "на станке, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

.декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других "живых" материалов.

Графика - это рисунок, который может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных.

Графике свойственно схематизировать, рационализировать и конструировать предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка. Пространство в графике передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.

Графика - это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии. Рисунок занимает особое положение в мире искусства, играя при этом большую роль и в других видах человеческой деятельности. Во всех видах искусства рисунок играет важную роль (прежде чем архитектор сконструирует макет здания, он нарисует его на бумаге, или живописец, прежде чем напишет картину, сделает к ней множество зарисовок). Так и в повседневной своей жизни человек часто сталкивается с искусством графики. Графика используется и в газетах, журналах, книгах, и в рекламных плакатах, афишах и т.п. Только сейчас художники, создавая рекламные афиши, используют компьютер вместо бумаги и карандаша.

Книжная графика отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. В свою очередь, книжная графика - составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна: книжный блок, обложка, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.), шрифты. Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) - те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 - нач.20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графика делится на два вида:

.Уникальную

Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь <#"justify">2.Печатную.

С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями.

К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на:

научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.);

художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

фронтиспис;

заставка;

полосная иллюстрация (во всю страницу);

полуполосная;

разворотная (на двух страницах);

оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом);

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Фронтиспис - иллюстрация в книге, помещенная на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают портрет автора книги или того человека, о ком рассказывается в ней; это может быть и рисунок, отражающий основное содержание произведения, и иллюстрация к узловому эпизоду повествования. Обычно фронтиспис печатается отдельно, на более плотной или мелованной бумаге, и приклеивается к первой тетради книжного блока.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.

Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением. Общая культура и эстетическое воспитание обязательны и необходимы для верного понимания художественной иллюстрации.

1.3 Графические техники иллюстрирования

Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) - механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида "глубокой", "высокой" или "плоской" печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.

Ксилография - вид гравюры, получение изображения с плоской деревянной печатной формы. На доску продольного распила с гладко выструганной поверхностью художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем вырезает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка (то есть то, что должно остаться белым на оттиске). Что в оттиске должно превратиться в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. Краска на доску накатывается валиком. На отпечатке изображение получается обратным (как в зеркале). Печатают ксилографию на бумаге типографской краской от руки или простым типографским прессом. Ксилография проще, дешевле в исполнении гравюры на металле, но естественней и органичней для книжной иллюстрации. Существует и цветная ксилография. Сколько цветов должен содержать отпечаток, столько досок нужно выгравировать (отличие их в площади выемок, чем меньше выемок, тем больше цвета отпечатывается на бумаге).

Линогравюра - способ гравирования на линолеуме. Линолеум как материал обладает иными художественными возможностями, чем дерево, он дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной гравюры. Их особенности - слишком резкий контраст черного и белого. Ксилографии и линогравюре свойствен суровый, несколько угловатый и узловатый стиль, склонный к преувеличению, обобщению и тяготению к острому экспрессивному образу. Гравюра на металле, напротив, мягкая, гибкая, утонченная.

Цинкография - один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати, при которой полученные с изооригиналов негативы копируют на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину и затем травят кислотой не задубленные при копировании пробельные элементы, углубляя их на нужный размер и получая цинкографическое клише. Клише набивают на подставку, чтобы его рост равнялся росту шрифта.

Литография - способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати.

Гравюра на картоне - разновидность эстампа. По причине своей технологической простоты этот вид гравюры часто используется при обучении в художественных школах, и на уроках изобразительного искусства. При этом в ХХ веке ряд значительных художников-графиков использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Резцовая гравюра (на меди) - древнейшая из техник глубокой печати. Рисунок наносят на металл штихелем, он режет "от себя" (в противоположность ксилографу). Доска в это время лежит на подушечке с песком, которую можно поворачивать для получения волнообразных и округлых линий. Штихель при резьбе поднимает как бы стружки металла, и вместе с тем возникают выступы, кромки по кроям борозды. Их выравнивают специальным ножом. Особенность резцовой гравюры заключается в тонких линиях, проводимых штихелем (причем каждая линия начинается и кончается сужением и острием). Краска набивается в рисунок тампоном, доска покрывается влажной бумагой и все прокатывается между валами печатного станка. В резцовой гравюре господствует ритмический закономерный штрих, линии параллельны и перекрестны. Иногда используют и стальную доску (с 19 в.). Искусство печати зависит от правильного дозирования краски и умения ее стирать. От постоянного снимания краски медная доска понемногу стирается, более тонкие линии становятся плоскими, и затем исчезают. Поэтому первые отпечатки лучше последующих (в среднем с одной доски - до 300 отпечатков). Лучшее качество у первых 100 отпечатков.

Офорт (от франц. eau-forte азотная кислота) - вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Меццо-тинто (в переводе - полутон). Оперирует не линией, а пятном, непрерывными текучими переходами света и тени. Доске сначала придается шероховатость особым инструментом. Затем остро отточенным инструментом начинают работать от темного к светлому, постепенно сглаживая шероховатости. На местах, которые должны быть совершенно светлыми, доска полируется начисто.

Акватинта (разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры - самый распространённый способ "гравирования" тона в офорте.

Сухая игла. Поверхность процарапывают острой иглой из стали. Эффект ее основан на том, что в отличие от резцовой гравюры выступы по краям прорезей не снимают гладилкой и в отпечатке остаются темные бархатистые следы, позволяет выразить движение, тонкие свето-воздушные и эмоциональные нюансы.

Существует, так называемая оригинальная графика. Ее уникальность заключается в том, что она выполняется, как правило, в одном экземпляре. Существуют различные материалы для осуществления оригинальной графики. Такие как: сангина, граверные чернила, угольный карандаш, уголь, карандаш, графит, перу и тушь, маркер и просто авторучка.

Сангина - "интеллигентный" материал, используется в сочетании линии с легкой, воздушной растушевкой; предпочитает фактурную бумагу средней жесткости. рисунок сангиной нуждается в закреплении. Сангина удобна для работ средних размеров, используется также в приготовлении картона к монументальным настенным росписям.

Граверные чернила - разбавляются скипидаром, накладываются кистью и дают очень темные черные тона. с примесью китайской белой туши они дают также хорошие серые тона. если прибавить скипидар, можно сделать тончайшую тушь, благодаря чему продвинуться вперед в своих изысканиях по моделировке и светотени.

Угольный карандаш - обладает повышенной сочностью. для него характерен глубокий черный цвет, в зависимости от сорта бумаги (мягкая, жесткая, фактурная) дает линию от легкой, тонкой до сильной, сочной, черной. работа в широком тональном диапазоне обеспечивает тональные контрасты и выразительность рисунка, возможны сочные глубинные пространственные решения.

Уголь - материал больших форматов, обобщений, широкого тонального диапазона; возможна работа на бумаге, картоне, холсте. это материал широких, протяженных линий и пятна. древесный уголь - замечательный материал, но требует закрепления рисунка, особенно после продолжительной работы. чтобы сохранить свежесть рисунка, необходимо фиксировать его тут же, по горячему следу. углем, пропитанным маслом, можно добиться превосходных результатов: масло закрепляет изображение, а черный цвет становится теплее и глубже.

Карандаш разных номеров мягкости и твердости обладает универсальностью: возможна работа линией разного характера, тона, разнообразным штрихом (параллельный, косой, короткий, длинный, сетка); работа над деталями, вплоть до блика в глазу, и над широкими обобщениями, легко доступны светотеневые контрасты от легких, прозрачных до жестких, драматичных столкновений света и тени, возможна передача фактуры материала.

Графит - можно использовать в сочетании с пером и тушью. если графит серый, то им следует пройтись еще раза два, чтобы писать пером; тогда наиболее интенсивные тона графита проявляются благодаря проработке первого плана пером.

Перо, тушь - акцентируют внимание на линии, штрихе, требуют прицельной работы, высокой точности, обладают большой выразительностью, "интеллигентной тонкость".

Фломастер, маркер - настраивают на обобщения, на предельный отбор главного, с их помощью легко достигается пятно и контрастная светотень.

Авторучка, в том числе гелиевая, требует особых усилий воли для выражения пространства, светотени, преодоления материальности линии. линия беспристрастная, без нажима, так называемая "проволочная".

Глава 2. Технология выполнения иллюстраций

2.1 Композиция изображения

Важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающим произведению единство и цельность, соподчиняющим его элементы друг другу и всему замыслу художника является композиция. Слово "композиция" по-латыни означает "соединение", а также "приведение в порядок". "Компоновать" - значит - соединять отдельные части в целостное произведение.

Задача композиции заключается в том, чтобы отдельные элементы, из которых состоит общая картина, связать между собой, соединить в одно неразрывное целое. В хорошо скомпонованной картине или рисунке ни одна часть не может быть удалена, и ничто не может быть добавлено без того, чтобы не нарушилось художественное качество. И наоборот, если рисунок плохо скомпонован, то из него можно без ущерба удалить ту или иную часть и также без ущерба добавить новую.

Всякий рисунок или картина состоит из нескольких - иногда очень многих - частей. Каждая часть обладает некоторым качеством, привлекающим наше внимание. Одни части картины или рисунка привлекают ваше внимание больше, другие - меньше. Это зависит прежде всего от смысловой значимости объекта, которую художник выявляет размером объекта, его цветовым пятном (сила цвета) и, наконец, его местоположением на изобразительной плоскости.

Две части картины или рисунка будут уравновешены, если они имеют одинаковую зрительную тяжесть, т.е. привлекают внимание зрителя в одинаковой степени. Равновесие может быть достигнуто на основе симметрии, т.е. когда обе части расположены одинаково по отношению к какой-либо оси (ось симметрии).

Но не всегда возможно уравновесить отдельные части изображения около оси или около центра. Чаще равновесие частей проводится не на основе симметрии (асимметричная композиция). Тяжести всех частей рисунка. Равновесие по асимметричной схеме достигается труднее, чем равновесие при симметричных построениях.

Вообще симметричная и асимметричная композиции существенно различаются по своему воздействию на зрителя.

Когда архитектура имела целью воплотить идеи парадности, приподнятости и торжественности, она творила свои образы симметрично. Таково большинство дворцов, общественных зданий, соборов и храмов. Симметрия лучше всего другого выражает представление об устойчивости, нерушимости, завершенности внутри себя.

Противоположная ей асимметрия композиции, прежде всего представляется всегда фрагментарной ее формой. Она больше означает кусок, выхваченный из целого, чем само целое. Она больше акцентирует внимание на действии (поскольку речь идет о людях), чем на устойчивой и уравновешенной статике. Но даже и при изображениях архитектуры или ландшафтов при асимметричности их построения всегда будет больше динамики, чем при симметричном строе.

Асимметричность стиля искусства XVII в. (барокко) имеет своей преимущественной тематикой динамический, полет мысли фантазии, порыв, действия напряженность воли по сравнению с искусством предшествующих ему XV-XVI веков, где удовлетворенность от найденной меры для искусства временная успокоенность на достигнутых целях выражались в более спокойных, преимущественно симметрических композициях.

Как симметрия, так и асимметрия имеют свои законы равновесия. В первом случае симметричностью композиции это равновесие устанавливается почти автоматически, и, естественно, оно регулируется "второстепенными деталями. При асимметрии же оно диктуется художественным чутьем, опирается на смысл и живописность одновременно. Это равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними, оно образуется из искусного распределения больших и малых величин, из противопоставления пятен и красок, использования светлого и темного, силуэтов, контрастов и гармоний. Равновесие в распределении живописных материалов может быть соблюдено с большей или меньшей выдержанностью, в зависимости от преследуемой цели.

Композиция является одним из важнейших элементов во всяком произведении изобразительного искусства. Это произведение должно иметь целостный, гармонический характер.

Как было уже сказано, в композиционном построении все части изображения должны быть согласованы между собой, подчинены одной главной части и должны выявлять ее первенствующее значение. Главная часть является средством, направляющим глаз зрителя на самое важное в изображении. Второстепенные части должны быть тесно связаны с главной, дополнять ее.

Момент композиции имеет место в самом начале творческого процесса. Композиция есть осознанная автором форма художественного выражения своего творческого замысла во всех его слагаемых. Форма композиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.

Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заключаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.

Композиция служит одним из важнейших связующих звеньев в творческом процессе восприятия.

Ритм композиционного построения "заражает" зрителя, акцентируя его внимание на важных частях и моментах; он заставляет его взгляд скользить по незначительным и подчиненным деталям и задерживаться на крупных, локальных и основных частях художественного организма. Он строит художественную интригу, фиксируя на ней длительное внимание и требуя от зрителя уже затрат временного порядка для полного и углубленного извлечения из картины вложенного в нее содержания. Ритм сразу настраивает зрителя на требуемый лад.

Неорганизованное в композиционном отношении произведение изобразительного искусства может совершенно потерять художественную ценность. Это наглядно видно даже в случае самого элементарного рисунка

Тем большее значение приобретает композиционное построение в сложном, многофигурном изображении. Как бы ни была значительна и важна тематика произведения, оно не окажет надлежащего воздействия на зрителя, если художник пренебрежет законами композиции.

Композиционное построение, как было сказано, не является только внешним, объединяющим отдельные элементы изображения моментом. Изменение композиции коренным образом изменяет внутреннюю художественную сущность произведения.

.2 Виды материалов, используемых для иллюстраций

Эмоциональное содержание рисунка в огромной степени зависит от выбора графических средств, требует соответствия их друг другу. В моей работе была выбрана графическая смешанная техника для иллюстрирования.

Иллюстрации выполнены с помощью акварели, черной туши и пера, на акварельной бумаге. Рассмотрим отдельно техники работы с данными материалами, так как при постановке и решении творческих задач необходимо знать о возможностях графических материалов, чувствовать, понимать гармоническую взаимосвязь сюжета и техники исполнения, т. е связь творческих задач с материалами рисунка.

Техника рисования пером.

При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы также можете убедиться проследив творчество многих выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса. Эта техника преимущественно служит для передачи чувств, впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и динамичных работах. Эта техника также дает возможность осуществлять минутные эскизы и наброски.

Техника рисования тушью.

Среди различных техник рисования заметное место принадлежит рисованию с помощью туши - чёрной краски, изготовленной из сажи. Среди разновидностей её можно упомянуть жидкую, концентрированную и сухую в форме плиток или палочек. Высококачественная тушь имеет насыщенный чёрный цвет. Существует также разноцветная тушь, однако используется в работе она в исключительных случаях.

В первую очередь нужно проверить неразмываемость данного материала. Проверяют её так: чертят на листке бумаги несколько линий различных по толщине, а после высыхания опускают его под проточную воду на минуту. Следовательно, качественная тушь не потечёт и не размажется. Тушь также должна быть спиртостойкой, поскольку перед закрашиванием некоторых участков Вам придётся их обезжирить, не повредив при этом уже имеющейся рисунок.

Рисуют тушью зачастую с помощью кисти или пера. Широко используется также техника сухой кисти. Манера рисования тушью, как правило, штриховая. Рисунки, выполненные тушью, светостойки.

Однако имеются некоторые трудности при выполнении работы тушью, а именно чувствительность пера, при этом легко меняется характер линии, её выразительность и толщина.

Акварельные техники.

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.

В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как "работа по-мокрому" ("английская" акварель) и "работа по-сухому" ("итальянская" акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.

Работа по-мокрому.

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает "блестеть" на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как "мокрым-по-мокрому" и "сухим-по-мокрому".

Техника A la Prima.

Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.

Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, "в одно касание", т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.

Работа "по-сухому".

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Однослойная акварель "по-сухому".

Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно "включить" краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой.

В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости.

Многослойная акварель (лессировка).

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки. Лессировка незаменима в затененных интерьерах и удаленных планах панорам. Мягкость светотени интерьера в спокойном рассеянном свете со множеством всевозможных рефлексов и сложность общего живописного состояния интерьера могут быть переданы лишь техникой лессировки. В панорамной живописи, где необходимо передать нежнейшие воздушные градации перспективных планов, нельзя пользоваться корпусными приемами; здесь можно достигнуть цели лишь при помощи лессировки.

При письме в данной технике художник относительно независим в вопросе хронологических рамок: не нужно торопиться, есть время подумать без спешки. Работу над картиной можно разбить на несколько сеансов, в зависимости от возможностей, необходимости и, собственно, желания автора. Это особенно важно при работе с изображениями большого формата, когда можно отдельно друг от друга выполнять различные фрагменты будущей картины с их последующим финальным объединением.

Благодаря тому, что лессировка выполняется по сухой бумаге, удается достичь великолепного контроля над точностью мазков, что позволяет максимально воплотить свой замысел. Постепенно нанося один слой акварели за другим, легче подобрать необходимый оттенок для каждого элемента в рисунке и получить нужное цветовое решение.

Сочетание акварели и пера очень удачно, например, для книжных иллюстраций.

2.3 Процесс выполнения иллюстраций

В рассматриваемой сказке идет повествование о портном, который благодаря своему уму и эрудиции выходит из самых разных ситуаций победителем. Я считаю, что иллюстрируемым эпизодам стоит уделить особое внимание, т.к. при детальном рассмотрении, описанные моменты содержат в себе немало метафор и являются своеобразным ключом к пониманию произведения.

Созданные иллюстрации позволяют акцентировать внимание маленьких читателей именно на ключевых моментах произведения. Которые передают волшебную атмосферу сказки и позволяют полностью понять сюжет.

Акварельные графические рисунки лаконичны и собраны, в своих деталях, позволяют не отвлекаться на частности и сосредоточиться на восприятии того основного, что хотел сказать художник.

.Первая иллюстрация посвящена главному герою. Она знакомит маленьких читателей с героем и с его родом деятельности. Позволяет создать в голове первичный образ.

2.Вторая иллюстрация отображает сюжет, в котором главный герой встречается с великаном.

.На третьей иллюстрации представлен эпизод

.На четвертой иллюстрации в центре композиции находится

.На пятой иллюстрации показан сюжет "

.Последняя иллюстрация отображает эпизод,

Заключение

Процесс выполнения курсовой работы состоял из следующих этапов:

.Экскурс в историю иллюстраций, ознакомление с примерами различных работ.

2.Выбор произведения, к которому хотелось бы создать иллюстрации.

·Дьявол носит Прада, Л. Вайсбергер - книга богата сценами и различными эпизодами главным образом о мире моде и о ее героях. А это означает, что иллюстрировать каждого из них нужно до малейших деталей. Чтобы передать через бумагу дух модного пафоса, нужен колоссальный опыт в изображении людей, которым я пока не обладаю.

·Будь, пожалуйста, послабее. Стих Роберта Рождественского. - достаточно сложный текст для вычленения из него деталей, необходимых для создания представления о будущих иллюстрациях.

·Храбрый портняжка. Братья Гримм - одна из моих любимых сказок детства. В ней есть доля выдумки и доля правды. А именно: характер главного героя и умение находить решение в любой ситуации, всегда для меня служили примером. Именно поэтому я и взяла за основу своих иллюстраций.

3.Выбор сюжетов, наиболее интересных для воплощения их в качестве наглядных изображений, определение поясняющих подписей из текста, соотносящихся с ними.

4.Ознакомление с различными графическими техниками, в которых возможно выполнение иллюстраций.

.Подбор техники, подходящей для воплощения желаемых иллюстраций.

.Освоение техники выполнения иллюстраций.

·Графические техники работы с акварелью, тушью и пером.

В процессе выполнения иллюстраций возникали сложности, в основном, с построением пропорций человеческого тела. Я поняла, что на начальном этапе стоит уделять намного больше внимания линейно-конструктивному рисунку, пропорциям частных элементов и их соотношений и композиции рисунка в целом, ведь даже самая изощренная техника не скроет ошибок построения.

Процесс создания иллюстраций - долговременное, кропотливое занятие. На плечи художника ложится ответственность перед автором книги и перед читателями. Изображение должно соответствовать тексту, дополнять его, чтобы чтение книги было более увлекательным. Особенно это актуально в наше время, характеризующееся стремительным потоком информации, все больше - в электронном виде. Книги вытесняются из жизни их оцифрованными аналогами. Но мобильность и доступность электронных книг не сравнится с тем, что чувствует человек, перелистывающий страницу книги и обнаруживающий на следующей - иллюстрацию.

Похожие работы на - Процесс создания книжной иллюстрации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!