Древнеямная культура

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Древнеямная культура

Содержание

Введение

1. Древнеямная культура

.1 Этапы становления древнеямной культуры

.2 Древнеямные поселения

.3 Ямные погребения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Тема контрольной работы «Древнеямная культура».

Цель контрольной работы - исследовать древнеямную культуру.

В соответствии с поставленной целью необходимо раскрыть следующие вопросы:

. Этапы становления древнеямной культуры.

. Жизнедеятельность древнеямных поселений.

. Характеристика ямных погребений.

Возникшая в начале третьего тысячелетия до н. э. в степях от Эмбы до Днепра скотоводческая культура получила в археологии название древнеямной. Впервые она стала известна по погребениям, находящимся в могильных ямах, над которыми возведены курганные насыпи.

Эта культура начала формироваться еще в неолите на основе местных неолитических культур. Во время ямной культуры материнский род начинает уступать место отцовскому.

Название «ямная культура» условно. Оно придумано археологами для обозначения памятников III тыс. до н.э. На самом деле, мы не знаем, как назывался народ, оставивший нам в наследство многочисленные курганы, которые насыпались над погребениями людей, положенных в позе спящего человека на боку и обильно покрытых порошком красной охры.

Но уже хорошо известно, что это был многочисленный народ, хорошо организованный и воинственный. Именно население ямной культуры впервые в истории степи освоило металлургию меди, стало развивать кочевое скотоводство, изобрело колесный транспорт (деревянные повозки) и, видимо, верховую езду.

При написании контрольной работы были использованы материалы отечественных авторов, таких как Авдусин Д. А., Рындина Н.В. и др.


Древнеямная культура - культура степей Приуралья, Поволжья и севера Причерноморья. В степях высятся тысячи курганов. Самые древние из них - курганы ямной культуры. Эту культуру называют еще культурой курганов. Известно, что почти все пирамиды ограблены еще в древности. В нетронутом состоянии до нас дошла всего одна - фараона Тутанхамона. Курганам повезло больше. Большая часть их не тронута. Это понятно. Ведь, для того чтобы добраться до могилы, нужно перекопать тонны земли. Тайно это трудно сделать. Но если вскрыть курган ямной культуры, то под ним простая яма. Из-за обычая хоронить в простых ямах под курганом и произошло название культуры.

Археологические исследования давно доказали, что в эпоху мезолита отдельные слагаемые будущей ямной культуры Волго-Уралья были распространены по Северному Прикаспию, а оттуда - по Кавказу и Северному Причерноморью, Украине, вплоть до Балкан и Венгрии.

Определить хронологию памятников на северном и Северо-Западном Прикаспии трудно, так как этот район при подъеме уровня воды в Каспийском море, часто затоплялся и люди то заселяли Прикаспийскую -низменность, то уходили оттуда. Тем не менее мезолитические памятники этого региона указывают на его связь с соседними районами Волго-Уралья, Причерноморья и Кавказа. Эта связь не только не ослабляется, но даже усиливается в эпоху древнеямной культуры, носителями которой были древнейшие кочевники-овцеводы евразийских степей. Особенно расширяются контакты с синхронными культурами юга Украины. Диффузия древнеямной культуры в этом направлении представляет огромный интерес.

1.1 Этапы становления древнеямной культуры

В степной полосе от р. Эмбы до р. Днепра, а в некоторые периоды до Днестровско-Прутского междуречья в середине III тысячелетия до н. э. сложилась культурно-историческая общность, которую часто называют древнеямной культурой. Установлено, что эта общность включает девять вариантов, и не исключено, что каждый из них в дальнейшем может оказаться областью нескольких культур. Общими признаками всех вариантов является погребальный обряд, форма и орнаментация керамики, а также межплеменные связи. Древнеямные племена хоронили умерших в могильных ямах, от которых и произошло название всей общности. Над ямами возводились курганы. Это древнейшие курганы нашей страны. Курганный обряд резко отличается от погребальных обычаев раннеземледельческих племен, нередко производивших захоронения на территории поселения или даже под полом жилища. Сложное культовое сооружение, каким является курган, на данном этапе говорит о иных идеологических представлениях, вероятно, вызванных социально-экономической базой. Под курганами в могильных ямах покойники лежат скорченно, они часто окрашены, а инвентарь при них обычно очень беден. Его составляют кремневые стрелы, скребки, ножи, костяные гарпуны, крючки, шилья, бусы, булавки. Меди мало, из нее сделаны обычно ножи и шилья. Сосуды круглодонны или остродонны в отличие от плоскодонных сосудов земледельцев. Орнамент гребенчатый или шнуровой, наносившийся палочкой, на которую была намотана веревочка.

Ранний древнеямный этап может быть охарактеризован по среднему слою поселения Михайловка в Нижнем Поднепровье. В это время древнеямные поселки малы и располагаются по рекам на высоких мысах, отрезанных от равнины оврагом. Конструкция жилищ изучена слабо. Инвентарь поселений в основном каменный и костяной. Из меди сделаны только четыре шила. Кости животных свидетельствуют о скотоводстве. Кроме типичных древнеямных сосудов попадаются плоскодонные, а также привозные трипольские. Погребений этого этапа мало. Дата - 2 400-2 200 гг. до н. э.

Поздний этап (конец III - начало II тысячелетия до н. э.) характеризуется большими поселками, иногда укрепленными. Верхний слой Михайловки занимает значительную для того времени площадь в 1,5 га, т. е. поселок увеличился в десять раз. Оборонительные сооружения состояли из каменных стен высотой до 3 м и рвов. Внутри этой ограды стояли глинобитные дома на каменном цоколе. Известны также полуземлянки. Найдено 26 предметов из меди: шилья, ножи, долота, тесло. Местная металлургия подтверждается находками металлургических молотов и, что особенно важно, сопел, говорящих о существовавших на поселении плавильных горнах. Преобладают кости домашнего скота. Примерно одинаково часто встречаются кости коровы и овцы, реже кости лошади. В кургане Сторожевая Могила под Днепропетровском найдены остатки повозки, что свидетельствует об использовании тягловых животных. На поселениях важны находки мотыг, зернотерок, вкладышей серпов: земледелие существовало, но занимало второстепенное место.

О происхождении древнеямной культурно-исторической общности также нельзя говорить в целом: каждый ее вариант явился результатом длительного воздействия различных культур и племенных групп. Уже огромные размеры самой территории исключают возможность единого происхождения и единого развития. Но, вероятно, можно сказать, что единство основы древнеямных племен в том, что она всюду была местной неолитической. Древнейшим вариантом древнеямной общности является Волго-Уральский. На его формировании сказалось влияние Восточного Прикаспия, где еще с мезолита наблюдались сходные формы кремневой индустрии, а в свое время появилась остродонная или круглодонная керамика. Видимо, там же был центр одомашнивания животных, в первую очередь овцы. Волго-Уральское междуречье было той территорией, где начался процесс обособления скотоводческих племен, который затем охватил всю древнеямную территорию с востока на запад и от Приазовья до Самарской Луки.

Эпоха древнеямной общности положила начало широкому освоению степной полосы, что стало возможным с распространением скотоводства. Скотоводство в степях хотя и было еще пастушеским, но появляется в настолько сложившемся виде, что освоение степей иногда объясняют потребностями хозяйства. Степь открывала возможности общения человеческих коллективов и широкого распространения всех культурных явлений. Развитие скотоводства привело к накоплению богатств в родовых и племенных коллективах, что было причиной усиления межродовых столкновений. Распространение скотоводства было связано и с освоением пахотных участков. Но продуктов земледелия, как думают, было мало, и это было еще одной причиной грабительских межродовых столкновений.

.2 Древнеямные поселения

Поселения на территории ямной культурно-исторической общности встречаются редко. На востоке, в древнейшем ареале ямных племен, известны только временные, сезонные стоянки. Их культурный слой беден и в подавляющем большинстве случаев перемешан. Единичные стационарные поселки со следами длительного обитания известны преимущественно в Поднепровье. Здесь, в зоне контактов ямных племен с раннеземледельческим населением, они оседали на землю и переходили к смешанным земледельческо-скотоводческим формам хозяйства. Наибольшую известность получило Михайловское поселение на Нижнем Днепре. В поселении открыто три слоя: первый слой связан с доямным временем, второй - с раннеямным, третий -с позднеямным. Наиболее интересны находки и архитектурные сооружения позднего слоя. Поселок в этот период имел сложные оборонительные сооружения. Они состояли из каменных стен высотой до трех метров и рвов. Внутри ограды размещались жилища двух типов: полуземлянки овальной формы и наземные глинобитные прямоугольные постройки на каменном цоколе. В культурном слое найдены кремневые изделия (скребки, ножи, наконечники стрел) и множество медных предметов (шилья, ножи, долота, тесло). Наряду с костными остатками домашнего скота в Михайловском поселении выявлены мотыги, вкладыши серпов. Земледелие здесь, безусловно, существовало, хотя и играло второстепенную роль. Многие исследователи полагают, что генетические корни ямного населения следует связывать с хвалынско-среднестоговскими племенами энеолита. В их представлении основной импульс, который привел к широкому распространению ямных племен на юге Восточной Европы шел с востока на запад. Однако процесс формирования ямной общности, этнически неоднородной по составу, включал в себя и сложное взаимодействие других групп населения каспийско-черноморских степей.

О подвижности ямного населения говорят погребения с деревянными повозками. Особенно много открыто их в степях Украины (Аккермень, Сторожевая Могила), хотя известны они и в Калмыкии. Повозки выступают в двух типах: 1) повозка с кузовом в виде ящика на двух или четырех колесах; 2) повозка с фургонным перекрытием. Повозка второго типа, как и у новотитаровского населения, могла служить подвижным жилищем. В повозки, как правило, запрягались быки. В последнее десятилетие в курганах Украины были открыты костяные предметы, некоторыми исследователями считающиеся псалиями. Тем самым признается существование у ямного населения запряженных лошадей, которые могли использоваться для верховой езды.

Распространение повозок и всадничества положило начало более широкому, чем в энеолите, распространению подвижных, кочевых форм скотоводства. О его конкретных формах идут споры. Кажется наиболее вероятным, что ямное кочевничество было основано на сезонных перемещениях населения вместе со стадами в пределах территорий, тяготеющих к речным долинам. В стаде преобладали овцы, козы и крупный рогатый скот; скромное место принадлежало лошади.

Ямная керамика чаще всего круглодонна, сосуды отличаются яйцевидными очертаниями. Орнаментация их проста и состоит из расположенных горизонтальными зонами насечек, отпе чатков гребенчатого штампа, отпечатков перевитого шнура. На заключительных этапах развития общности появляется плоскодонная посуда.

.3 Ямные погребения

Культура ямных племен известна нам преимущественно по раскопкам курганных погребений. Их исследовано в настоящее время около десяти тысяч. Первые курганные насыпи в виде земляных холмов над захоронениями древних людей появляются в степной зоне еще в энеолите. Но только ямные племена придали их распространению всеобщий характер. По-видимому, это связано с изменением представлений населения о потустороннем мире, предполагавшим возвеличивание предков с помощью особо сложного погребального ритуала. Ритуал этот достаточно единообразен на всей территории, освоенной ямными племенами. Земляные насыпи перекрывают могильные ямы преимущественно прямоугольной формы. Чаще всего в яме лежит один покойник скорченно - на спине или на боку, но иногда встречается и вытянутое положение погребенного. Яма порою перекрыта деревом или каменными плитами. Днища могил и сами тела, как правило, густо посыпаны охрой.

Подавляющее число ямных погребений безынвентарно, а известные в редких случаях находки ограничиваются сосудами, кремневыми стрелами, скребками, ножами, костяными шильями и рыболовными крючками, костяными булавками с молоточковидными головками. Иногда в могилах встречаются изделия из меди и медно-мышьяковых сплавов. Как правило, они приурочены к богатым погребениям. Такие погребения известны в Поднепровье. В последнее время они открыты в южном Приуралье. Особенно интересны находки, обнаруженные недавно в Болдыревском I могильнике, раскопанном в Оренбургской области. Здесь под одним из самых крупных курганов покоилось тело мужчины, уложенное на правый бок. Оно было покрыто циновкой из органических волокон, украшенной аппликацией из белой коры в виде развернутых крыльев птицы. Голова покойного была увенчана «короной» из белой коры. Инвентарь, помещенный в могилу, был уложен вокруг диска из метеоритного железа, посыпанного охрой и имевшего, скорее всего, сакральный характер. В его состав входили многочисленные металлические предметы: тесло-рубанок из меди с приваренным лезвием из метеоритного железа, долото, шило, нож, втульчатый наконечник копья и кинжал.

Заключение

древнеямный культура погребение скотоводство

Древнеямная культура, общность археологических культур эпохи энеолита - ранней бронзы (3-е тыс. до н. э.) в Каспийско-Черноморских степях. Внутри ямной культуры выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак ямной культуры - погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами (древнейшими из известных доныне). В развитии ямной культуры выделяются 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-я половина - середина 3-го тыс. до н. э.) по всей территории ямной культуры распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в т. ч. зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. На втором этапе (3-я - начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головой на запад, яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На третьем этапе (конец 3 - начало 2-го тыс. до н. э.) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колёсами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур (прежде всего катакомбной культуры <#"justify">Список использованной литературы

2.Авдусин Д.А. Археология СССР. - М.: Высшая школа, 1977. - 272 с.

.Лайпанов К. Т., Мизиев И. М. О происхождении тюркских народов. - Издательство ПАО «ПУЛ», 1993.- 139 с.

.Матюшин Г.Н. Археологический словарь. - М.: Просвещение: АО «Учеб.лит.», 1996. - 304 с.

.Рындина Н.В., Дегтярева А.Д.Энеолит и бронзовый век. - М.: изд-во Московского Университета, 2002. - 226 с.

Похожие работы на - Древнеямная культура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!