Дворянская империя Екатерины Второй

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дворянская империя Екатерины Второй

Введение

Важность и ценность деяний государя - понятия относительные, оценка деятельности Екатерины II вызывала острые споры среди историков. По их мнению просвещение и деспотизм оказались неразрывно, неразделимо связанными между собой. После правления Петра I только Екатерина II вызывала столь противоречий. Заинтересованная столь неоднозначными мнениями, я выбрала в качестве темы реферата тему «Дворянская империя Екатерины II» и, опираясь на собственные знания и информацию из других источников, задалась целью рассмотреть причины, события, ключевых персонажей связанных с правлением Екатерины II; проанализировать суть и содержание «просвещенного абсолютизма», внутреннюю политику Императрицы.

Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле, не имея на то прав. Воспользовавшись тем, что её муж Петр III слыл гулякой и действовал в ущерб государственным интересам, Екатерина II (Августа-София-Фредерика Ангальт-Цербстская) предъявила свои права на русский престол и вскоре осуществила при помощи гвардейцев беззастенчивый захват власти. Это известие произвело сильное отрицательное впечатление на общество. Пошли слухи о Екатерине как о царице «ложной», фактически - самозванной. Против Екатерины II выступало и духовенство, которое не могло примириться с секуляризацией церковной собственности.

Но будучи от природы женщиной одаренной, хотя и честолюбивой, обладавшей упорной волей и редким умением понимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением и прочно «укрепилась на троне».

1. «Просвещенный абсолютизм»

Первые два-три года царствования Екатерины II заслуживают специального рассмотрения по двум причинам: в эти годы императрица разбирала «завалы», оставленные предшествующими царствованиями, а с другой стороны, в эти же годы выявились зачатки новой политики, получившей название «просвещенного абсолютизма».

Уже в это время Екатерина II стала формироваться, с одной стороны, как самодержавная царица, не желавшая делить свою власть ни с кем, а с другой - как разумная и просвещенная правительница, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя. Новое правительство во главе с Екатериной только принимало в расчет хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи вытекающие их практической потребности времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье, Деламбера.

В Европе наступала эпоха Просвещения с его верой в благодатную роль разума, науки для процветания человечества, с критикой и уничтожением некоторых наиболее старых феодальных институтов и церковных устоев. Вся надежда возлагалась на образованных просвещенных монархов, смысл деятельности которых должен заключаться в благе их подданных и преобразовании общественной жизни на новые, разумные начала.

Все шире распространялось понятие правового государства и гражданского общества, право человека на жизнь, частную собственность, личные свободы. Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. В отличие от своих предшественниц она прекрасно понимала неотвратимость наступающих перемен с учетом новых исторических реалий. В сочинениях западных просветителей Екатерина черпала обоснование идей просвещенного абсолютизма. Именно она - интеллигентная, образованная, широко мыслящая самодержавная правительница, по ее мнению, способна идти в ногу со временем и постепенно перевести страну на современные цивилизационные рельсы.

Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе так: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям». Это означало, что России нужны новые современные законы, обязательные для всего населения страны, всех сословий, управление страной должно быть разумным и гибким. Коррупцию и казнокрадство необходимо искоренить. А главное, Екатерина II сознавала, что система крепостного права, принудительного труда в промышленности пагубны для страны и являются одной из причин ее отсталости и стремилась построить законную самодержавную монархию. В этом смысле она - первый русский правитель, который поставил перед обществом вопрос об ограничении крепостной неволи.

Первые шаги Екатерины II стали типичными шагами дворянской царицы. Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. Преобразования 1763 года изменили роль Сената в системе государственного управления. Он стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. Указом императрицы высший орган власти разделился на шесть департаментов. Согласно манифесту, в ведение четырёх петербургских департаментов вошли, соответственно, вопросы внутренней и внешней политики; судебного производства; управления окраин (Малороссии, Остзейских провинций, Финляндии), образования, медицины; дела военного и морского министерства.

Пятый и шестой департаменты в Москве ведали отправлением текущих государственных дел и судебными вопросами. Во главе каждого из департаментов был поставлен обер-прокурор.

Все департаменты Сената признавались равными по статусу и достоинству. Работа каждого из них была чётко регламентирована уставом. Согласно ему, все дела решались единогласно и только при разногласии переносились на общее собрание.

Разделение Сената на департаменты принесло большую пользу в деловом отношении. Главная цель реформы, а именно ускорение делопроизводства, была достигнута.

Примечательно, что в декабрьском манифесте 1763 года Екатерина II справедливо отметила: «Всякого государства благосостояние основано на внутреннем спокойствии и благоденствии обитателей», «но нельзя сего достигнуть, как только добрым учреждением внутренних распорядков всех государственных и судебных правительств».

Екатерина провела секуляризацию церковных земель в 1764 году. К этому времени Русская Православная Церковь распоряжалась колоссальным количеством земель, на которых проживало около миллиона крепостных крестьян. Земли зачастую плохо обрабатывались, имели место волнения крестьян, а главное, эти земли были выключены из экономического оборота страны.

Находясь в чрезвычайно тяжелом положении вследствие экономической разрухи, Екатерина считала необходимым включить эти земли в оборот. Они были изъяты из церковного владения и отданы в ведомство коллегии экономии. Крестьяне получили название экономических, при этом тем из них, кто владел какой-то собственной землей, эта земля была оставлена, что, как считают исследователи, мгновенно привело к уменьшению количества бунтов на этих землях. То есть фактически эти крестьяне перешли в разряд государственных.

Екатерине II довелось «расчищать» еще один завал, оставленный ей в наследие Елизаветой Петровной, опубликовавшей в 1752 г. манифест о проведении в стране межевания земель. Манифестом 1765 г. Екатерина отказалась от проверки владельческих прав на землю и руководствовалась принципом оставления за помещиками земель, которыми они владели к 1765 г. Таким образом, все земли, ранее захваченные у казны, однодворцев и соседей, передавались помещикам в безвозмездное пользование. Мемуарист Только в XVIII в. В руках помещиков оказалось около 50 млн. десятин земли, на владение которой они юридических прав не имели. Манифест 1765 г. положил новый этап межеванию, значительно ускорив его проведение.

Вместе с тем в политике Екатерины II имелись и качественные новшества, которые объективно и вполне обоснованно позволяют характеризовать ее время как период «просвещенного абсолютизма».

В течение 1762-1764 гг. были отменены монополии на торговлю смолой, а также на производство обоев, сусального золота и серебра. Кроме того, в стране стали повсеместно открываться сахарные заводы, была объявлена свобода рыбных и табачных промыслов.

Немалые изменения Великая Императрица произвела и в сфере образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о «вольном книгопечатании». Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден «Устав народным училищам», по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II В 1764 г. состоялось открытие Смольного института благородных девиц, а в 1765 году - Александровский институт. Это был новый тип женских учебных заведений Для России этот важный шаг имел огромное значение.

В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал «Всякая всячина», писала пьесы и другие литературные произведения.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

2. Уложенная комиссия

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей
Просвещения. Екатерина действовала, опираясь на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.
В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей и самой крупной акции своего царствования - созыву комиссии для составления нового Уложения в Москве. Надобность в совершенствовании законодательства ощущалась уже при Петре Великом, и им, а также его преемниками предпринимались многократные попытки привести законы в соответствие с изменившимися обстоятельствами в области социального и политического строя, экономики и нормами уголовного права.

Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен «Соборного уложения» 1649 г., в котором были бы учтены новые указы и манифесты, отражена изменившаяся жизнь страны. Для разработки нового Уложения Императрица позволила расширить круг представителей комиссии и решила созвать депутатов от разных сословий и разных мест России. Сам этот факт имел для самодержавной России огромное значение. Больше всего было представителей городов, на втором месте стояло дворянство. Своих выборных представителей присылали государственные крестьяне, поволжские народы России, татары и башкиры. Кроме того, там были депутаты от Сената, Синода, коллегий.

Дворянам было предоставлено право избирать депутатов (по одному депутату от уезда), горожанам (по одному депутату от города), государственным и экономическим крестьянам (по одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост - уезд - провинция), оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату). Таким образом, права избирать депутатов были лишены только крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство. В итоге, в работе комиссии приняли участие 572 депутата от различных территорий и сословий.

За два года Екатерина написала программу своего царствования и предложила его для комиссии в форме «Наказа», в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В качестве исходных положений в «Наказе» торжественно декларировались идеи о необходимости видеть «граждан России» «охраняемых законами» и провозглашалось равенство всех перед этими законами. Понятия «добро» и «честность» вынесены в нем на первый план. Для того времени это был замечательный документ. Екатерина показала в нем, что она недаром изучала сочинения французских просветителей. «Наказ» преимущественно основан на трудах Монтескье.

«Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют. Россия, - торжественно возвещала она, - есть европейская держава», Тем самым признавая то, что Россия должна следовать образцам европейского общественного развития.

Конечно, она не затрагивала основ самодержавия и крепостного права. Не случайно в «Наказе» присутствовали слова: «Государь есть самодержавный». Неоднократно и в дальнейшем Екатерина II защищала самодержавие. Она считала, что в такой огромной стране, как Россия, возможна лишь сильная, централизованная власть, способная защитить страну и оградить ее от развала.

Екатерина II запретила в документах, идущих на ее имя как от государственных чиновников, так и от частных лиц, подписываться, как прежде, «раб» и «холоп». На первый взгляд то был незначительный факт. Но он показывал, что «век Просвещения» оказывал воздействие и на наше Отечество.

Ударом для русского дворянства были слова императрицы о необходимости «богатым удручать меньшее их стяжание имеющих» (т.е. богатым щадить бедных) и, несмотря на настойчивые требования аристократии, не желала писать в указе о том, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками. Она сохраняла сословие государственных крестьян, ограничиваясь пожалованиями «свободных сельских обывателей» частным владельцам. Больше того, руководствуясь принципами французского Просвещения, автор «Наказа» вновь возвращалась к крестьянскому вопросу и принципиально высказывалась против крепостного права, поскольку оно противоречит «закону естественному», но требования освобождения «рабов» не выдвигала. Императрица давала рекомендации помещикам так облагать податями и повинностями крестьян, чтобы это не наносило ущерба их хозяйствам и не вело к разорению государства в целом.

Работа комиссии продолжалась с 1767 по 1768 год. Их деятельность не привела к значительным результатам. К тому же, она не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: Уложение не было составлено. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

Но принципы «просвещенного абсолютизма», провозглашенные в «Наказе», нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины II. Уже в 1762-1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар в системе монополий в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым повелевалось, «чтоб отныне впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы… строить и размножать». 17 апреля 1767 г. Объявлялась свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право «заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний».

С другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.

Историки и поныне спорят и не могут ответить, почему императрица доверила составление Уложения выборным депутатам, а не чиновникам, способным хорошо ориентироваться в этом вопросе. Такое решение Екатерины представляется тем более странным, что она многократно подчеркивала огромную роль законотворчества и законодательства как в личной жизни, так и в жизни страны.

Правление Екатерины II окончательно сделало жизнь в стране стабильной и спокойной. Однако правительству не удалось ликвидировать или хотя бы ослабить серьезные противоречия, которые существовали между дворянством и купечеством, дворянством и крепостным крестьянством.

просвещенный абсолютизм екатерина пугачев

3. Крестьянская война под предводительством Пугачева

Медлительность в решении некоторых коренных вопросов жизни страны, в первую очередь крестьянского вопроса, привела к тому, что народ попытался сам решить свою судьбу. Это проявилось В 1773-1775 гг. в мощной Крестьянской войне - народном восстании яицких казаков, под предводительством Е.И. Пугачёва. Суть же этого масштабного столкновения сводилась к схеме классовой борьбы: крепостное крестьянство восстало против помещиков-феодалов.

После полутора лет побед и поражений 8 сентября 1774 г. Пугачев был схвачен и вскоре выдан властям. 10 января 1775 г., на Болотной площади в Москве Емельян и его соратники были казнены. К этому времени все очаги восстания были подавлены.

Мощное народное восстание под руководством Пугачева имело для России ряд важных последствий. Восстание сплотило высшие сословия России, в первую очередь дворянство, с властью. Свое спасение от подобных будущих потрясений дворянство видело в усилении центральной власти, самодержавного государства.

Возмущение народных масс показало, сколь опасны в то время для России были либеральные идеи просвещенной императрицы относительно смягчения системы крепостного права.

Теперь главную свою задачу власть видела в том, чтобы установить в стране порядок и не допустить впредь социального хаоса и распада государства.

4. Губернская реформа и Жалованные грамоты

Потрясенная до основания гигантским социальным взрывом дворянская империя Екатерины II почти сразу же приступила к своеобразному ремонту своей государственной машины.

В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти. Умудренные опытом крестьянской войны крепостники подвергли местное управление кардинальной перестройке. Ее смысл заключался в том, чтобы взять под строгий контроль все районы страны, использовать ресурсы как самого государства, так и местного дворянства. Одновременно эта реформа втягивала дворянство в систему управления Россией, пробуждая его инициативу, самодеятельность. Активнейшую роль в этом сыграла и сама Екатерина II. В письме к Вольтеру в конце 1775 г. она сообщала: «Я только что дала моей империи «Учреждение о губерниях», которое содержит в себе 215 печатных страниц… Это плод пятимесячной работы, исполнен мною одной».

Вся Россия вместо прежних 23 губерний, которые существовали к этому времени, делилась теперь на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось по 300 тысяч человек. Они включали и национальные районы страны. Их жители входили в состав губерний наравне с остальными.

Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе «губернского правления». Функции губернского правления были довольно обширны, но главная из них - широкое объявление закона правительственных распоряжений, надзор за их выполнением и, наконец, право отдачи под суд нарушителей закона.

Вместе с тем в основу «Учреждения» 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в. Губернскому правлению подчинялись все местные суды и полиция. Всеми делами руководил «низший земский суд» во главе с выборным капитан-исправником. Этот орган соединял в себе распорядительную и судебную власть. И капитан-исправник, и судебные заседатели выбирались только из дворян. Непосредственно судебными делами, как и в губерниях, занимались местные сословные суды, где заседали выборные люди из сословий. Таким образом, впервые в России появилась стройная и единообразная для всей империи судебная система, выстроенная по образцу западных стран. Однако она была сословной, что на Западе стало уже прошедшим днем.

Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата. Она же брала на себя часть функций центральных коллегий.

Совсем новым учреждением стал «приказ общественного призрения». Он состоял из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязан был помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Губернская реформа 1775 г. стала важным этапом в усилиях Екатерины по окончательному превращению России в унитарное государство путем создания единообразной системы управления на всей территории империи. Новые земли, которые присоединялись к империи в последующие годы, сразу же получали органы управления в соответствии с «Учреждениями». И хотя позднее, при Павле и Александре I, некоторые национальные окраины вновь обрели отдельные традиционные институты власти, характер государства в целом это изменить не могло.

Стремясь создать еще более реальные гарантии «просвещенной монархии», Екатерина II начала работать над Жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» - законодательный акт императрицы Екатерины II, подтвердивший основные положения Манифеста о вольности дворянства 1762 года и в значительной степени расширивший привилегии дворянства. Издана, как уже упоминалось выше, одновременно с Жалованной грамотой городам, вступившей в силу с 1785 года.

Жалованная грамота дворянству повторяла привилегии, которыми издавна пользовалось это сословие: освобождение от подушной подати, от расквартирования воинских команд, от телесных наказаний. Подтверждены были освобождение от обязательной службы, право неограниченного распоряжения имением, право владеть домами в городах, заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей, право собственности на недра земли. За дворянством сохранилось право иметь свои сословные учреждения. К новшествам Жалованной грамоты дворянству относилось наименование первого сословия. Отныне оно стало называться не «дворянством», а «благородным дворянством». Новой привилегией явилось запрещение производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления. В этом случае имения переходили к законным наследникам. По сравнению с предшествующим законодательством Жалованная грамота повысила роль дворянских корпораций.

Дворяне каждой губернии составляли «дворянское общество», органом которого являлось дворянское собрание, созываемое раз в три года. Стоит заметить, что императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников). Помимо выборов предводителя и прочих должностных лиц, собранию разрешалось докладывать наместнику или губернатору о своих нуждах, а в случае необходимости доносить о них сенату и императрице.

В этом же году Екатерина II осуществила городскую реформу, цель которой состояла в упорядочении и усилении городского управления. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием.

Согласно грамоте городам представители «среднего рода людей» (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности

Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская «общая дума» из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень «свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить».

Усиливая систему управления в стране, делая ее более гибкой и современной, власть позаботилась о сокращении вольности казачьих областей, откуда постоянно исходила угроза стабильности государству. Донское казачество основательно урезали в правах. И на Дону, и на Яике была введена система губернских учреждений. А в 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь.

Российская империя после реформы местного управления и наступления на казачество окончательно превратилась в унитарное государство, т.е. в единое и нераздельное целое.

Заключение

Делая обобщающий вывод, можно сказать, что при всей пестроте событий и лиц эпоха «просвещенного абсолютизма» приобрела характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство.

Екатерининское правительство опиралось прежде всего на дворянство. В этот период произошло значительное расширение привилегий дворянства при одновременно еще большем закабалением крестьян. Именно дворянство принесло силу, мощь, славу России во второй половине XVIII в. Но Екатерина была первой из правителей России, кто понял, что наступают новые времена и необходимо менять монопольное положение дворянства. Однако делала это Екатерина II с оглядкой, опасаясь за трон и за свою жизнь.

Политика Екатерины II оказалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Во второй половине XVIII в. - в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимую, экономическую, политическую и во многом уникальную художественную культуру.

Список использованной литературы

1.История России. С древнейших времен до наших дней: учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова; Москва; Проспект, 2011 г.

2.ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1861 года/ Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин/ Под ред. Н.И. Павленко

.История России с древнейших времен до второй половины XIX века; Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун - т, Екатеринбург, 1995

.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: издательское ссобщество Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон. 1890-1907 гг.

5.Рындзюнский П.Г., Городское гражданство дореформенной России, М., 1958

Похожие работы на - Дворянская империя Екатерины Второй

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!