Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    553,21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

Национально исследовательский университет

"МЭИ"

Институт проблем энергетической эффективности

Кафедра истории и культурологи







Тема: "Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)"

По учебной дисциплине "Культурология"


Выполнила:

Студентка группы ФП-10-11

Проверила:

Подкопаева Ирина Александровна

Содержание

Введение

. Роль Сергия Радонежского в общественно-культурной жизни Московской Руси

2. Духовно - нравственные идеалы Сергия Радонежского. Икона "Троица" преподобного Андрея Рублева

Вывод

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Каждый из нас, в свое время, задумывался о том, каким же должен быть на самом деле нравственный идеал человека. Много книг и статей было написано о нравственности и нравственных идеалах. Не раз эта тема будоражила умы великих мудрецов и философов, они выдвигали разные суждения, а мы верили им, проверяя их своей же жизнью. Нам приходилось сталкиваться с какими-либо жизненными ситуациями, когда перед нами стоял настоящий выбор собственного идеала, возможно не похожего на идеалы других людей, другого времени. Чтобы разобраться, что же такое нравственный идеал человека, нам нужно окунуться в другую эпоху. Рассмотрим идеалы и ценности людей во времена средневековья и задумаемся о том, что осталось важным для человека на данном этапе.

1. Роль Сергия Радонежского в общественно-культурной жизни Московской Руси

Сергий, вместе с другими известными церковными деятелями той эпохи … подвизаясь … на своем поприще, делали одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились московские князья XIV в. От вековых бедствий (татаро-монгольского ига) человек (XIV века) так оскудел нравственно, что не мог не замечать в своей жизни недостатка первооснов христианского общежития (т.е. общественной жизни), но еще не настолько очерствел от этой скудости, чтобы не чувствовать потребности в них. 2

Пробуждение потребности (в первоосновах христианского жизнеустройства) было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни… Чувство нравственной бодрости, духовной крепости преподобный Сергий вдохнул в русское общество…

Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа. Этими каплями нравственного влияния и выращены были два факта, которые легли среди других основ нашего государственного и общественного здания и которые оба связаны с именем преподобного Сергия. Один из этих факторов - великое событие, совершившееся при жизни Сергия, а другой - целый сложный и продолжительный исторический процесс, только начавшийся при его жизни…

Примечание: нужно заметить, что в течение всего периода "феодальной раздробленности" Древней Руси, когда отсутствовало государственное единство Руси, главным объединяющим началом для народа была единая культура, в основе которой лежала единая религия и единый письменный язык - церковнославянский (разговорные диалекты могли очень сильно различаться), а также то, что все русские территории объединяла одна Русская Церковь).

Сергия как на одного из вдохновителей Куликовской битвы, лично благословлявшего молодого князя Дмитрия (Донского) и войско, и потом поддерживавшего их грамотами, обещая помощь Святой Троицы. Ключевский пишет: "…Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: "Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь". Также Ключевский упоминает и миротворческую деятельность Сергия: "по просьбе великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского), как рассказывает летописец, „старец чудный" отговорил „суровейшего" рязанца (Олега Рязанского) от войны с Москвой, умилив его тихими и кроткими речами" (известно также примирение Сергием бунтующей Твери с Москвой).

Образ жизни Сергия служил примером для сотен и тысяч людей, приходивших к нему (или в основанные им монастыри) постоянно со всей Руси за духовной поддержкой и советом: по мысли Ключевского, через духовных детей, паломников-богомольцев и т.д. идеалы Сергия распространялись по всей Руси.

Сергий Радонежский построил знаменитый монастырь в честь Святой Троицы, признанный духовный центр России (теперь- Свято-Троицкая Сергиева Лавра), ставший образцом для последующих монастырей.

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило- самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание.

2. Духовно - нравственные идеалы Сергия Радонежского. Икона "Троица" преподобного Андрея Рублева

Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в роли своеобразной "идеологии" эпохи "собирания русских земель" вокруг Москвы и освобождения от ига? (Ведь известно, что никакие общественно-политические процессы невозможны без идеи, объединяющей общество).

Ключевский хотел конкретизировать духовно-нравственные идеалы Сергия и вдохновленной им эпохи: эти идеалы были хорошо известны современникам Ключевского, людям дореволюционной культуры. Ключевский говорил лишь о роли Сергия в истории страны и народа, в истории русской культуры. Чтобы познакомиться с самими идеалами Сергия, обратимся к памятникам отечественной художественной культуры той эпохи.

Современные исследователи говорили, что значение преп. Сергия для русской культуры велико и еще в одном отношении. Всякая культура предполагает наличие идеала, основного принципа, который она призвана воплотить в жизнь… Заслуга преподобного Сергия в том, что он указал русской культуре … ее идеал. Та высшая реальность, которая одушевляла самого Сергия в его подвигах, - Живоначальная Троица - становится ведущим принципом всего культурно-исторического строительства русского народа. В нем, в этом идеале, сосредотачивается все, что близко и дорого сердцу русского человека - стремление к единству в любви и взаимопониманию в противовес раздорам и вражде мира „дольнего" (т.е. земного), эталон нравственного совершенства… Сам преподобный Сергий осуществил этот идеал в своей жизни… Но для русской культуры он оставил драгоценное наследие и в зримом образе. Это знаменитая чудотворная икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева, которую по справедливости считают плодом духовного влияния Сергия.

"Троица" Рублева- всемирно признанный шедевр древнерусского искусства и средневекового искусства в целом, пожалуй, самая известная русская икона и, в этом смысле, "визитная карточка" русской культуры. По одним предположениям, "Троица" Рублева была написана в 1411 году для деревянной Троицкой церкви, поставленной на месте построенного когда-то преподобным Сергием храма. Согласно другим предположениям ученых, эта икона была написана в числе других для каменного Троицкого собора в1425-1427 годах.

Итак, идея стремления к единству, идея жертвенной любви, которые реализовывались и на полях битв с татарами, и в политических процессах объединения раздробленных княжеств - эти идеи возводились к высшему идеалу, который и отобразил Рублев художественными средствами. (Еще точнее будет сказать, что не отвлеченные идеи, как подчеркивал В.О. Ключевский, а живой образ- образ своей жизни, образ действий и поведения - образ стремления к единству и образ жертвенной любви, и свои религиозные идеалы, вдохновлявшие его самого, оставил преподобный Сергий современникам и потомкам; этими идеалами вдохновлялись русские люди XIV и последующих веков.)

Поднятое до уровня символа, иконное изображение библейского сюжета о Троице становится и философским, и дидактическим произведением. Икона выражает идею христианского догмата и нравственный идеал Сергия Радонежского всеми доступными художнику средствами. Так, исследователь пишет: "Специалисты отмечают мастерство художника в композиционном построении иконы. Основа композиции - круг. Присутствуя незримо, едва проступая в очертаниях фигур, он объемлет, замыкает их, как бы дает зрительное подтверждение тому, что три Существа могут, не поступаясь Своей самостоятельностью, составить одно неделимое целое. Круг - символ единства и покоя, но вместе с тем фигуры Ангелов объединяются в одном общем (правом скользящем) движении внутри круга" ("Троица" Андрея Рублева. Антология). Еще отмечают (не свойственное иконописцам до Рублева) изображение фигур всех Ангелов равными (размерами, позами), что также подчеркивает идею нераздельного единства.

Эта икона "помогает побеждать ненависть и разделения в жизни людей", поскольку обращает человека к главному образу христианской любви - образу Троицы, где Три Личности (по-старославянски "Лица", сравните: "лицо" в значении "субъект", "действующее лицо", "лицо" как юридический термин) есть нераздельное Единое (сравните: слова евангелиста Иоанна Богослова "Бог есть Любовь"). Согласно учению Церкви, Бог есть Троица, Одно Существо в трех Личностях (греческое слово "ипостась" и означает "личность, действующее лицо", а не "образ", "роль", "проявление", как сегодня это слово употребляется в русском языке, совершенно изменив первоначальноее значение: напр., обычная для современной прессы фраза "он предстал в одной из своих ипостасей" в церковнославянском языке совершенно бессмысленна, так как "представать" могут только сами (разные) ипостаси (личности), и невозможно "предстать в одной из своих личностей").

Вывод

Сравним сказанное исследователями о содержании "Троицы" со словами жития о Сергии: "Возлюбил он Бога всем сердцем своим, и ближнего своего - как сам себя, потому что он равно всех любил и всем добро творил, и все ему благо творили, и ко всем он любовь имел, и все к нему любовь имели" .

В.О. Ключевский говорит: "Значение преподобного Сергия для русского народа и государства" пишет: "… Мы все читали и перечитывали эти страницы древнего жития, повествующие о том, как Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником служил ей, как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыха. … Читая эти рассказы, видишь пред собою практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были уменье отдавать всего себя на общее дело. … По последующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его (Сергия) воспитательным руководством лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого". Очевидно, что здесь (в своем докладе) Ключевский подразумевает ту же самую мысль: Сергий устраивал жизнь своей общины по образу жизни Святой Троицы, образу Жизни Божественной - неслучайно Ключевский описывает эту жизнь через категории Личности и Целого - ключевые и для догмата о Боге-Троице (оставаясь личностями, все образуют единое целое). В нравственном отношении такое единство начинается с самопожертвования, и основано на любви.

Ключевский пишет, что главным уроком Сергия для потомков было "уменье отдавать всего себя на общее дело". Выражение "общее дело" для слушателей Ключевского имело еще один общеизвестный смысл: именно так - "общее дело" - с греческого переводится название главного церковного богослужения - Литургии.

Прошло много лет, а нравственный идеал так и не изменяется. Видимо с каждым поколением мы будем отчетливо замечать, что обращать внимание хочется на тех, кто оставит за собой след, на тех, кто не пойдет "по головам", ради блага, а учтет все нормы и принципы нравственности.

радонежский культурный икона рублев

Список используемой литературы

1. Очерк В.О. Ключевского

. "Жизнь Сергия Радонежского" Г.П. Федотов

. "Житие Сергия Радонежского" М. Горев

. "Сергий Радонежский" Борисов Н.С.

. "Андрей Рублев и его эпоха". М., 1971. Вздорнов Г. И.

. "Искусство Андрея Рублева" М.В. Алпатов

Приложение


Похожие работы на - Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий Радонежский, Андрей Рублев)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!