Физическая культура и спорт как социальные явления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическая культура и спорт как социальные явления

Введение

Физическая культура и спорт - исторически обусловленные социальные явления. Их содержание, цели, задачи, формы организации и методы использования подчинены общим закономерностям общественного развития и полностью зависят от характера общественных отношений.

Физическое развитие осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека под влиянием семейного воспитания, в период учебы, трудовой деятельности, занятий физической культурой и спортом во время досуга.

Спорт, сопряженный с высшими достижениями проявления как физических и двигательных возможностей, так и интеллектуальных, психических качеств человека, превратился в исключительно сложную форму человеческой деятельности.

Если не учитывать этих возможностей человеческого организма, то добиться высоких спортивных результатов, как правило, не удается.

Одной из главных задач творческого содружества тренера-педагога и спортсмена является достижением индивидуально различного уровня тренировочной нагрузки, обеспечивающей спортивный успех.

Таким образом, занятия физической культурой и спортом - лишь один из факторов, влияющих на физическое развитие человека.

Особенности отрасли «Физическая культура и спорт»

Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит в условиях единого экономического комплекса.

Физическая культура и спорт как отрасль экономики представляет собой систему предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение всестороннего физического совершенствования человека.

При отнесении того или иного вида общественной деятельности к физической культуре и спорту как отрасли экономики исходят из необходимости создания лучших условий для повышения эффективности труда физкультурных работников и качества подготовки физкультурников и спортсменов.

Важнейшим условием формирования физической культуры и спорта как отрасли экономики является достижение большого масштаба работ по удовлетворению потребности членов общества в физическом развитии и появление на этой основе предприятий, организаций и учреждений, связанных единством управления, целенаправленностью своей деятельности и функциональной ролью.

Формирование физической культуры и спорта как отрасли экономики обусловлено необходимостью обеспечения согласованных действий всех служб и взаимосвязанных подразделений этой сферы-- повышения эффективности управления этой сферой, координации усилий, направленных на равномерное распределение основных фондов и кадров по территории страны.

Все это должно способствовать более успешному осуществлению мероприятий по развитию физической культуры и спорта и повышению производительности труда.

Физическую культуру и спорт следует отнести к «потребительскому производству». Пользуясь плодами материального производства (спортивные сооружения, инвентарь, одежда и т. п.), физическая культура производит свою специфическую продукцию - спортивные услуги, нематериальные блага, расширяя фонд личного потребления общества.

Физическая культурами спорт располагают своими специфическими элементами «потребительского производства».

Это, во-первых, средства труда: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь;

во-вторых, труд физкультурных работников; в-третьих, предмет труда - физкультурники и спортсмены.

Действующая классификация относит физическую культуру к агрегированной отрасли «здравоохранение физическая культура и социальное обеспечение».

Согласно классификации отраслей экономики, применяемой в настоящее время в практике статистического учета и планирования, к отраслям производственной сферы относятся: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт грузовой, связь по обслуживанию предприятий производственной сферы, геология и разведка недр, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовка, прочие виды деятельности сферы материального производства.

О принципах построения классификации отраслей экономики и границах производственной и непроизводственной сфер экономики, отдельных производств и видов деятельности, отнесения их к той или иной сфере нередко высказываются диаметрально противоположные мнения. Вместе с тем все относят физическую культуру и спорт к непроизводственной сфере. Однако и здесь есть разночтения.

Проблема заключается не только в том, чтобы определить место физической, культуры в том или ином перечне непроизводственных отраслей, но и выявить уровень ее выделенное, взаимосвязи с другими отраслями, тенденции развития.

Только на этой основе можно характеризовать экономические отношения, возникающие в физической культуре как отрасли экономики, закономерности ее внутреннего развития и связей с другими отраслями.

В статистических сборниках данные о физической культуре до 1973 г. публиковались в разделе «Здравоохранение», а с 1973 г. - в разделе «Рост материального благосостояния».

В. Лозовой употребляет понятие «физкультура и спорт» и относит их к оздоровительно-воспитательной деятельности, куда, кроме здравоохранения, домов отдыха и санаториев, включает детские ясли и сады, а также дома для престарелых и инвалидов.

Исследователь непроизводственной сферы Д.И. Правдин предлагает объединить в одну отрасль организацию отдыха, физической культуры и спорта и т. д.

Характерно, во-первых, что во всех публикациях последних лет физическая культура и спорт выделяются как самостоятельная отрасль непроизводственной сферы.

Во-вторых, включение физической культуры и спорта в разные сочетания с другими отраслями свидетельствует об определенной трудности анализа, связанной с полифункциональными свойствами этой отрасли.

В-третьих, ясно, что необходимо специально анализировать место и роль физической культуры и спорта в структуре народного хозяйства и их отражение в классификации.

Физическую культуру и спорт можно рассматривать как «чистую» отрасль, «хозяйственную» или «ведомственно-управленческую» в зависимости от того, какие элементы структуры она включает. Без этого невозможно точно определить ни ее роль в народном хозяйстве, ни ее место в структуре; невозможно правильно организовать руководство ею.

Как «чистая» отрасль физическая культура и спорт состоят из спортивных клубов, физкультурных учебных заведений, самостоятельных спортивных сооружений и некоторых других физкультурных и спортивных организаций, структурно включенных в другие отрасли.

В последние годы значительно больше внимания уделялось росту качественных показателей физкультурной работы. Об этом свидетельствует быстрый рост числа спортивных школ, количества подготовленных спортсменов-разрядников и мастеров спорта по сравнению с ростом численности физкультурников и всего населения страны.

В ведомственно-управленческой структуре народного хозяйства физическая культура и спорт занимают гораздо более скромное место, чем в структуре «чистых» отраслей.

Что касается физической культуры и спорта, то сейчас в эту отрасль, кроме физкультурных и спортивных организаций - «производственного звена», - входят научно-исследовательские и учебные институты, организации обслуживания и материального обеспечения, проектные институты и собственные органы управления.

Короче говоря, физическая культура и спорт как отрасль имеют все необходимые элементы современной организационно-управленческой отрасли и от других самостоятельных отраслей не отличаются.

Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются другими министерствами (ведомствами).

Так, управление современной системой спортивных школ характеризуется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в ведении Министерства образования Российской Федерации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму - 16,4 %; профсоюзов - 13,6%; других министерств (ведомств) - 6,2%.

Физическая культура и спорт как «ведомственно-управленческая» отрасль отражает существующее на данном этапе ее хозяйственно-организационное строение. В отрасль включены предприятия, производящие спортивные товары, хозяйственные организации спорткомитетов и ДСО.

Но сюда не входит часть физкультурных работников и организаций, которые включены в состав других ведомственно-управленческих отраслей народного хозяйства, как производственных, так и непроизводственных (в частности, лечебная физическая культура в организациях здравоохранения и отдыха, врачебио-физкультурные диспансеры, отделы (сенторы) физической культуры в других организациях).

Таким образом, вывод может быть лишь один: физическая культура и спорт являются самостоятельной отраслью народного хозяйства и потому должны выделяться не только как «чистая» отрасль, но и как отрасль ведомственно-управленческая.»


В наше время ни одна отрасль экономики не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов, присущих всей экономики страны как в целом, так и в данной отрасли в отдельности. Физическая культура и спорт как сфера общественной деятельности функционируют в рамках сложившихся общественных отношений.

Производство спортивных услуг характеризуется постоянно развивающимися связями физической культуры и спорта с отраслями непроизводственной и производственной сфер.

Основой существования и развития физической культуры и спорта является материальное производство, производственная сфера. В производственной сфере создаются материальные блага физкультурной и спортивной деятельности (спортивные сооружения, их оснащение техническими средствами, спортивный инвентарь, одежда и обувь, продукты питания и т. д.).

В отраслях непроизводственной сферы создаются условия для занятий трудящихся физической культурой и спортом.

Здесь функционируют службы, связанные с другими отраслями единого народнохозяйственного комплекса.

В стране сложилась многоступенчатая система спортивных сооружений. Особенно быстро увеличивается количество крытых плавательных бассейнов, плоскостных сооружений с искусственным покрытием, лыжных трамплинов, спортивных комплексов для подготовки олимпийских резервов и других дорогостоящих спортивных баз.

С каждым годом увеличивается число физкультурных кадров с высшим и специальным средним образованием.

Все это свидетельствует не только о росте физкультурного движения, но и об усложнившихся и усилившихся связях физической культуры и спорта с другими отраслями экономики и о все большей дифференциации их как самостоятельной отрасли.

Взаимосвязь и взаимозависимость между физической культурой и обществом выражаются законами общественного развития и изучаются рядом наук, и в частности социологией физической культуры и спорта, которая рассматривает воздействие на физическую культуру и спорт всех форм общественных отношений: экономических, политических, и др. Она призвана исследовать физическую культуру и спорт как целостную социальную систему с присущей ей структурой, функциями, закономерностями развития.

Экономические отношения представляют собой сложную структуру. Они изучаются системой экономических наук. К межотраслевым научным дисциплинам относятся, например, народнохозяйственное планирование, экономическая статистика, экономика труда, экономическая кибернетика, экономическая география. К отраслевым экономическим наукам и научным дисциплинам относятся: экономика промышленности, строительства, здравоохранения и т. д.

Экономика физической культуры и спорта является конкретной, отраслевой дисциплиной. Она имеет свой предмет изучения, решает свои специфические проблемы. Предметом экономики физической культуры и спорта является изучение экономических отношений, складывающихся между членами общества в процессе производства спортивных услуг.

Теоретической основой экономики физической культуры и спорта, как и других экономических наук, является политическая экономия социализма. Она изучает производственные отношения, выясняет экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в социалистическом обществе.

Поэтому экономика физической культуры и спорта - это звено в общей совокупности экономических наук. Задача экономики физической культуры и спорта как науки - изучить конкретный механизм проявления экономических законов в этой сфере.

Он отличается своеобразием материально-технической базы, особенностями экономических отношений, и прежде всего отношениями собственности на средства труда, на средства физкультурной и спортивной деятельности, особенностями труда и его результата.

Народное хозяйство страны обеспечивало физическую культуру и спорт не только увеличивающимся числом работников, но и значительными материальными средствами (залы и другие спортивные сооружения), а также финансовыми ресурсами.

В стране сложилась многоступенчатая система спортивных сооружений. Особенно быстро увеличивается количество крытых плавательных бассейнов, плоскостных сооружений с искусственным покрытием, лыжных трамплинов, спортивных комплексов для подготовки олимпийских резервов и других дорогостоящих спортивных баз.

Все это свидетельствует не только о росте физкультурного движения, но и об усложнившихся и усилившихся связях физической культуры и спорта с другими отраслями народного хозяйства и о все большей дифференциации их как самостоятельной отрасли.

Производство спортивных услуг характеризуется постоянно развивающимися связями физической культуры и спорта с отраслями непроизводственной и производственной сфер.

Основой существования и развития физической культуры и спорта является материальное производство, производственная сфера. В производственной сфере создаются материальные блага физкультурной и спортивной деятельности (спортивные сооружения, их оснащение техническими средствами, спортивный инвентарь, одежда и обувь, продукты питания и т. д.).

В отраслях непроизводственной сферы создаются условия для занятий трудящихся физической культурой и спортом. С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.

В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория - экономика, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

Эта общая для народного хозяйства любой страны проблема характерна и для каждой отрасли. Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество.

Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

Учитывая, что психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности, можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания - это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса. физический культура спорт производство

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил.

Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований.

В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т.д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта.

Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным. Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре.

По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные - используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, Учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

Заключение

В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений.

Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации в 1996 г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт».

Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций следует отнести:

прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;

систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.

Список использованной литературы

2.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М., 2002. - 288 с.

.Золотов М.И., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Экономика массового спорта. - М., 2005.

4.Кедров Б.М. Классификация наук. - М., 1985.

5.Кузьмак Б.С., Осинцев А.А. Социально-экономические проблемы физической культуры и спорта. - М., 1981. - 280 с.

6.Лозовой В. Об основах классификации отраслей народного хозяйства. - Экономические науки, 1973, № 2, с. 11.

.Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. - М., 2001. - 432 с.

.Правдин Д. И.. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). М., Экономика, 1976.

Похожие работы на - Физическая культура и спорт как социальные явления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!