Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)

Факультет ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг

Кафедра Менеджмент в сфере услуг





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине экономика на предприятии РГБиУ

на тему: «Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе»


Выполнена студенткой 3 курса 33 группы очной формы обучения

специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (РГБиУ )

Багдагулян Ожен

Руководитель

Соколова Евгения Александровна


Москва 2012 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса

1.1Сущность, роль и значение малого бизнеса

1.2Организационно - правовые формы предпринимательской деятельности в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса

1.3Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в ресторане «Лангуст»

.1 Организационно-правовая характеристика ресторана «Лангуст»

.2 Развитие малого бизнеса в ресторане «Лангуст»

.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Заключение

Список литературы

Введение

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Какую роль он играет в экономической и социальной жизни страны? И как он развивается? Малое предпринимательство имеет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни страны. Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность. Столь же значительны социальные функции малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства увеличивает число собственников и обеспечивает формирование среднего класса - основного гаранта политической стабильности общества, создает новые рабочие места, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечивает снижение уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.

Особый интерес представляет развитие малого бизнеса в такой сложной и многообразной сфере, как ресторанно-гостиничные услуги.

Индустрия гостеприимства охватывает разные группы организаций, включая гостиницы, мотели, гостевые дома, рестораны, кафе, магазины туристских товаров, парки отдыха, другие сферы, связанные с туризмом и отдыхом, которые предоставляют социальные и персональные услуги. А термин «гостеприимство» завоевал особую популярность в последние годы не только во всем мире, но и в нашей стране.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Гостиничный бизнес занимает важное место в индустрии, широкий и разнообразный характер которого, охватывает элементы связанных с ним секторов индустрии, например питание, отдых и развлечения и т.д.

Индустрия гостеприимства производит продукт, который в отличие от продукта промышленной сферы неосязаем, поэтому его тяжелее обменивать и продвигать на рынке. Критерием оценки качества продукта является эмоциональная реакция клиента, которая зависит от воспитания и отношения к делу персонала, а также от самого клиента.

Организация индустрии гостеприимства функционирует в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Изменения внешних факторов (экономическая активность, государственная политика, культура, международные отношения, конкуренция, климат, технологическая инновация, социальные отношения) влияют на их деятельность, обусловливают необходимость учета этих изменений при разработке стратегии развития каждого предприятия.

Основной целью данной работы является изучение понятия малого бизнеса и его развитие в ресторанно - гостиничном бизнесе.

В соответствии с поставленной целью работе решаются следующие задачи:

рассмотрение развития малого бизнеса в сфере ресторанно-гостиничных услуг;

исследование малого бизнеса в ресторане.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие малого бизнеса представляет особый интерес в такой сложной и многообразной сфере, как ресторанно-гостиничные услуги.

Глава 1. Теоретические аспекты развития малого бизнеса

1.1Сущность, роль и значение малого бизнеса

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение: «Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;

доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

доля малого бизнеса в экспорте продукции;

доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Одним из наиболее важных показателей эффективности является производительность труда. В развитии малого бизнеса в России просматриваются две тенденции: Первая продолжалась по 2008 год включительно, когда относительная производительность труда ,под которой понимается отношение производительность труда данной сферы к средней производительности по всему народному хозяйству, была выше средней по народному хозяйству; и вторая началась в 2009 году, когда ситуация изменилась на прямо противоположную. В начале реформ малый бизнес был авангардным сектором экономики, который не только поддерживал, но в значительной степени и стимулировал многие прогрессивные рыночные преобразования. Затем малые предприятия сдали свои позиции и начали усугублять общеэкономическое положение.

Таблица 1. Относительная производительность труда различных сегментов экономики (в % к общеэкономическому уровню).

200320042005200620072008200920102011Малые предприятия155,8146,0126,9108,2108,188,968,458,153,9Средние и крупные предприятия95,695,096,398,898,7101,2103,5104,5105,2

Выявленная периодизация в развитии малого бизнеса вполне логично вписывается в общую схему трансформации народного хозяйства. Действительно, на раннем этапе экономических преобразований он выполнял роль специфического канала для перелива финансовых средств и выплаты сотрудникам более высоких заработков. В это время форму малых предприятий принимали наиболее эффективные и работоспособные подразделения государственных структур, а также ведущие научно- исследовательские лаборатории. Не удивительно, что инновационный потенциал таких малых предприятий был довольно высок, что и обуславливало более существенный рост производительности труда по сравнению с другими крупными государственными объектами. Однако изначальное организационное преимущество постепенно утрачивалось- средние и крупные предприятия научились проводить политику доходов не менее успешно, чем их малые конкуренты. Начиная с 2009 года, малые производства оказались в равном положении с другими юридическими лицами и могли рассчитывать только на свои ноу-хау. В 2009 году малые предприятия сформировались в собственно сектор малого бизнеса, который эквивалентен малому бизнесу в других странах. Однако не следует думать ,что малый бизнес в России как-то по-особому плох. Практически во всех странах по показателю производительности труда малый сектор занимает подчиненное положение. Например, в Великобритании на долю малых и средних предприятий приходится 36%рабочей силы страны и только 21% внутреннего товарооборота, что соответствует относительной производительности труда в 58%. и это с учетом средних предприятий, эффективность которых выше малых. Не намного лучше обстоит дело и в других странах: в Японии данный показатель составляет 67%, Италии-78 %, и в США -92%. Еще одной особенностью в эволюции российских малых предприятий является все большее их измельчение. Так если в начале 2000-х годов количество занятых в них было в среднем свыше 20 человек, то в конце 2000-х годов - немногим более 7, то есть за 8 лет оно уменьшилось почти втрое. И такой негативный процесс шел в унисон с общей народнохозяйственной тенденцией дробления производственных объектов. В целом же резкое уменьшение масштабов предприятий привело к падению их конкурентоспособности; применительно к малым структурам это проявлялось еще сильнее.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;

для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

мелкие предприятия проще в управлении, им не требуется создавать сложные управленческие структуры;

мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;

с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;

улучшение качества обслуживания;

более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

формирование среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

снижение забастовок и социальной напряженности в обществе.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное из них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Однако коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от крупных они имеют ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышенной зависимости от кредита. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства. Но и эти негативные моменты перекрываются достоинствами малого бизнеса.

1.2Организационно - правовые формы предпринимательской

деятельности в сфере ресторанно-гостиничного бизнеса

Согласно Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. То есть чисто экономический показатель - ограничение численности - дополняется ограничением в отношении вида собственности предприятия (качественной характеристикой).

Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

С правовой точки зрения малое предприятие является особым хозяйствующим субъектом, отличающимся от других только своим размером. Главное, что дает статут малого предприятия - определение налоговых льгот и сисе темы защиты предпринимательской деятельности.

Предприятие может утратить статус малого:

если оно превышает максимально установленную границу среднесписочной численности;

если при сохранении достигнутых размеров численности предприятие изменяет структуру своего производства, что влечет за собой и изменение основных показателей.

Поэтому, для того чтобы не потерять статуса малого предприятия, необходимо следить за двумя показателями:

численностью работников

структурой производства.

Если эти показатели выходят за установленные пределы, предприятие не прекращает своего существования. Оно продолжает функционировать, но лишается права на получение тех льгот, которые установлены для малых предприятий.

Малое предприятие может быть создано:

гражданами, членами семьи и другими лицами, совместно ведущими трудовое хозяйство;

государственными, арендными, коллективными, совместными предприятиями, общественными организациями и их предприятиями, кооперативами, акционерными обществами, хозяйственными обществами и товариществами, хозяйственными ассоциациями, другими предприятиями и организациями, являющимися юридическими лицами;

государственными органами, уполномоченными управлять государственным имуществом.

Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Малое предприятие может быть создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурных единиц по инициативе коллектива трудящихся указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (уполномоченного им органа предприятия, объединения, организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием, объединением, организацией договорных обязательств. В этих случаях предприятие, объединение, организация, из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

Существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:

государственное предприятие

муниципальное предприятие

индивидуальное (семейное) частное предприятие

полное товарищество

смешанное товарищество

товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа)

акционерное общество открытого типа

филиал или представительство

предприятие, созданное на основе аренды и выкупа имущества трудовым коллективом.

Основным количественным показателем при отнесении предприятия к разряду малого на сегодняшний день можно считать среднесписочную численность работающих с разбивкой по отраслям (не более 100 человек).

Малые предприятия независимо от организационно-правовой формы подлежат государственной регистрации в местных органах власти по месту нахождения. Учредительными документами являются: решение о создании или договор учредителей, устав предприятия. Для регистрации представляются Заявление учредителя, решение о создании предприятия (договор учредителей), устав предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины. Устав предприятия утверждается его учредителем, в нем указывается:

) вид предприятия, его наименование и местонахождение;

) предмет и цели деятельности;

) порядок образования имущества, его выкупа;

) ресурсы -трудовые, материальные, финансовые;

) права и ответственность;

) условия реорганизации и прекращения деятельности.

Основным нормативным документом МП является его устав, утверждаемый его учредителями. В нем указываются:

) вид предприятия, его наименование и местонахождение (адрес);

) предмет и цели деятельности;

) размер уставного капитала, организационно-правовая форма предприятия;

) органы управления и контроля;

) имущество и средства предприятия;

) планирование и отчетность;

) финансовая деятельность предприятия;

) оплата труда на предприятии;

) условия реорганизации и прекращения деятельности.

Руководителем предприятия малого бизнеса может быть собственник имущества предприятия. Собственник имущества может нанимать руководителя предприятия путем подписания контракта и назначения его на должность.

Главным для малого предприятия является правильное определение направления деятельности. Практика показывает, вследствие нечеткого определения стратегии предприятия не всем удается остаться на плаву.

Выбор преобладающего вида деятельности, по которому будет определена отраслевая принадлежность предприятия, - не формальный акт. От правильного выбора зависит многое.

Во-первых, появляется возможность получения определенных налоговых льгот; во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности и, соответственно, отраслевой принадлежности предприятия будут зависеть и максимально допустимые размеры тех параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.

1.3Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льют малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:

·объективность;

·дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;

·простота в понимании и использовании;

·минимизация количества критериев (их не должно быть больше трех);

·стабильность критериев.

На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

·микропредприятия - до 15 работников;

·малые предприятия - до 100 работников;

·средние предприятия - до 250 работников.

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

·микропредприятия - 60 млн рублей;

·малые предприятия - 400 млн рублей;

·средние предприятия - 1 млрд рублей.

Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в 2010 году (рейтинг актуален на 07.04.11), тыс. руб.:

1.Сбербанк 191 732 686.87

2.Банк Уралсиб 217 346 252.27

.Россельхозбанк 200 140 044.30

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:

·средняя численность занятых на предприятии работников;

·ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

·величина активов.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

малый бизнес предпринимательство ресторан

Глава 2. Анализ развитие малого бизнеса в ресторане «Лангуст»

2.1 Организационно-правовая характеристика ресторана

Ресторан «Лангуст» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО «Соната») - учрежденное несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.

Ресторан расположен в деловой части города, имеет хорошие подъездные пути и оборудованную охраняемую стоянку. Часы работы с 11:00 до 23:00. Меню ресторана разрабатывается под руководством опытного шеф-повара, благодаря чему посетители имеют возможность заказать действительно изысканные блюда. Подбираются оптимальные сочетания продуктов, а необычное оформление лишь подогревает аппетит.

Ресторан разделен на 2 зала. Интерьер общего зала на 60 посадочных мест выполнен в стиле хай-тек с преобладанием светлых тонов, стекла и металла. VIP-зал на 20 посадочных мест оформлен в более темных и благородных цветах и обставлен более комфортной и уютной мебелью. Атмосфера ресторана идеальна для проведения как семейных торжеств, свадеб, так и вечеринок, фуршетов и банкетов. По вечерам в VIP-зале звучит живая музыка, а в общем зале каждый посетитель может блеснуть своим талантом в караоке. Высокое качество приготовленных из свежих продуктов блюд гарантировано не только высоким профессионализмом поваров, но и четким соблюдением отработанной технологии, опирающейся на современное кухонное оборудование. Предлагаемые рестораном комплексные обеды не оставят равнодушным ни одного клиента, тем более, что отлично налаженная работа и первоклассное обслуживание обеспечивают выполнение вашего заказа в рекордно короткий срок без потерь в качестве. В то же время многообразие и изысканность представленных в меню ресторана блюд привлекает сюда истинных ценителей и в вечернее время.

Стоимость блюд не превышает средних по городу, стоимость обслуживания составляет 10% от суммы заказа (что предполагает, соответственно, отсутствие чаевых), для постоянных клиентов и организаций существует система скидок (от 5 до 20%).

Для выполнения функций управления предприятиями, организациями общественного питания создается соответствующая структура системы управления, представляющей собой совокупность специализированных подразделений, взаимосвязанных процессом принятия и реализации управленческих решений. Применительно к отдельному предприятию (объединению) общественного питания она может быть цеховая, характерная для крупных, бесцеховая - для небольших предприятий.

2.2 Развитие малого бизнеса в ресторане «Лангуст»

В настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто в отдельных странах применяются следующие:

·средняя численность занятых на предприятии работников;

·ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

·величина активов.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

Ресторан «Лангуст» является предприятием малого бизнеса. Рассмотри его по критериям. Средняя численность занятых на предприятии не должно превышать 100 работников.

Таблица № 1 Штатное расписание (за месяц)

Наименование должности Кол-во ставок в месяц Оклад, руб. Дополнительная зарплата, руб. Фонд оплаты труда, руб. Директор 1 12000 - 12000 Главный бухгалтер 1 8000 - 8000 Бухгалтер 1 6000 - 6000 Калькулятор-технолог 1 4500 - 4500 Кассир 2,3 4000 1600 12880 Управляющий общественным питанием 1 6000 - 6000 Метрдотель 2,3 4000 1600 12880 Начальник отдела трудовых ресурсов 1 6000 - 6000 Начальник службы снабжения 1 5500 - 5500 Управляющий по качеству 1 4000 - 4000 Начальник продовольственного склада 1 3500 - 3500 Администратор ресторана 2,3 4000 1600 12880 Менеджер 1 5000 - 5000 Шеф-повар 2,3 7000 2800 22540 Повар 4,6 6000 2400 38640 Кондитер 2,3 6000 2400 19320 Старший официант 2,3 3000 1200 9660 Официант 11,5 2000 800 32200 Официант по винам 2,3 2000 800 6440 Швейцар 2,3 1500 600 4830 Водитель 1 5000 - 5000 Оператор посудомоечной машины 2,3 1500 600 4830 Грузчик 1 1500 600 2100 Уборщик служебных и общих помещений 2,3 1700 680 5474

ВДобщ = 1734309,48 (руб)

Таблица № 2 Анализ структуры основных фондов ресторана «Лангуст» за год

Наименование основных фондов Наличие на начало года Поступило Выбыло Наличие на конец года Наличие на конец года в % к началу года Сумма, руб. Удельн. вес, % Сумма, руб. Удельн. вес, % Сумма, руб. Удельн. вес, % Сумма, руб. Удельн. вес, % Здание 2542500 81,8 - - - - 2542500 81,8 100 Сооружение - - - - - - - - - Транспорт 195179,25 6,3 - - - - 195179,25 6,3 100 Оборудование, в том числе мебель стоимостью свыше 10 тыс. руб. 155092,50 5,0 - - - - 155092,50 5,0 100 Прочее, но свыше 10 тыс. руб. 62715,00 2,0 - - - - 62715 2,0 100 Оборудование, в том числе мебель стоимостью ниже 10 тыс. руб. 123311,25 4,0 - - 123311,25 4,0 - - - Прочее, но ниже 10 тыс. руб. 29662,50 0,9 - - 29662,50 0,9 - - - 3108460,50 100 - - 152973,75 4,9 2955486,75 95,1 95,1

Таблица № 3 Анализ годового товарооборота ресторана (поквартально)

Наименование статьи Единца измерения год Всего 1 2 3 4 Товарооборот по розничным ценам продукции собственного производства (в том числе НДС) руб 4956354,27 4956354,27 4956354,27 4956354,27 19825417,08 Товарооборот по покупным ценам покупных товаров руб 6955970,43 6955970,43 6955970,43 6955970,43 27823881,72 Валовой доход в сумме в % к товарообороту руб % 5202928,44 43,7 5202928,44 43,7 5202928,44 43,7 5202928,44 43,7 20811713,76 43,7 НДС: в сумме ставка руб % 1252074,73 18 1252074,73 18 1252074,73 18 1252074,73 18 5008298,93 18 Издержки обращения в сумме в % к товарообороту руб % 1959733,02 16,5 1959733,02 16,5 1959733,02 16,5 1959733,02 16,5 7838932,08 16,5 Прибыль (по продукции собственного производства) руб 905921,67 905921,67 905921,67 905921,67 3623686,68 Прибыль от реализации покупных товаров руб 2337273,75 2337273,75 2337273,75 2337273,75 9349095,00 Чистая прибыль (прибыль - НДС 24%) руб 2464828,52 2464828,52 2464828,52 2464828,52 9859314,08 НДС: в сумме ставка руб % 892143,77 18 892143,77 18 892143,77 18 892143,77 18 3568575,07 18 Сводный товарооборот руб 11912324,7 11912324,7 11912324,7 11912324,7 47649298,80 Издержки производства в сумме в % к товарообороту руб 1959733,02 39,5 1959733,02 39,5 1959733,02 39,5 1959733,02 39,5 7838932,08 39,5 Сводный валовой доход руб 1734309,48 1734309,48 1734309,48 1734309,48 6937237,92

Таблица № 4 Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности ресторана

Показатели Сумма, руб Розничный товарооборот, руб. прибыль: сумма, руб. в % к товарообороту 3970774,90 821609,51 20,7 Среднегодовая стоимость основных фондов, руб 2955486,75 Издержки обращения, руб 653244,34 В том числе расходы на оплату труда 250174,00 Среднесписочная численность работников 46 Производительность труда 258963,58 Среднегодовая зарплата, руб 65262,78 Фондоотдача 48,37 Фондоемкость 0,02 Фондовооруженность. Руб/чел 64249,71 Рентабельность продукции, % 60,9

На примере ресторана «Лангуст» мною было проведено исследование развития деятельности предприятия общественного питания малого бизнеса, проведена оценка эффективности его хозяйственной деятельности и выведены необходимые показатели в таблицах.

Ресторан « Лангуст» является предприятием малого бизнеса с достаточно высокой прибылью и большим экономическим потенциалом, для раскрытия которого необходимо регулярно проводить маркетинговые и статистические исследования рынка.

2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса

Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Другим слабым местом малого бизнеса является важность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточно средств для выплаты высокого процента.

Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм - ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.

Заключение

Социальная значимость малого предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список литературы

1.Бородина В.В Ресторанно-гостиничный бизнес: Учет, налоги, маркетинг, менеджмент. Издат-во Книжный мир, 2011

2. Борисова Е. Российский гостиничный бизнес в 2009 году, Парад отелей, № 4, 20011г

. Веселова К.И. Современные направления специализации гостиниц, Р-н-Д.,2004 г, Феникс

. Морозова Н.С. Развитие предпринимательства в гостиничном бизнесе, Ростов, РосНОУ, 2006

. Петров А. Российская специфика. Турбизнес, 20.08.2005 г

. Туризм в цифрах. 2005. М., ИИЦ Статистика России, 2006 г

. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство, М: Кронус, 2005

. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства. Учебное пособие, М., РДЛ, 2005

10. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес- коммуникации. - С-Пб.: "Бизнес-пресса", 2010г.

. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю.,. Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста / Зельднер,И.Ю., Ваславская В.К., Южелевский В. К. - М.: Наука, 2003 г.

. Калугина З.И.. Большие проблемы малого бизнеса. // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006 г.

. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2007 г.

. Лысаковская Е.В.. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2011г.

. Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г.

. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 11 июля 2007 г.

Похожие работы на - Малый бизнес и его развитие в ресторанно-гостиничном бизнесе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!