Малое и среднее предпринимательство в Забайкальском крае

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    207,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малое и среднее предпринимательство в Забайкальском крае

ВВЕДЕНИЕ

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Современные темпы развития экономики России определяют необходимость наращивания экономического потенциала, перехода на инновационный путь развития экономики. Существенная роль в этих процессах отводится малому предпринимательству, как важнейшему инструменту реализации инноваций в бизнесе, фактору, позволяющему решать как экономические, так и социальные задачи, в том числе способствовать формированию конкурентной среды, насыщать рынок товарами и услугами, обеспечивать занятость, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Однако самостоятельно развиваться малому предпринимательству на территории Российской Федерации зачастую бывает достаточно сложно. В связи с чем принимаются различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Поскольку экономика страны должна постоянная развиваться, а как уже говорилось ранее, малое и среднее предпринимательство играет в социально-экономическом развитии страны достаточно существенную роль тема поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является достаточно актуальной.

Целью дипломной работы является изучение состояния малого и среднего предпринимательства на территории Забайкальского края и России в целом, рассмотрение мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации и Забайкальского края, а также анализ эффективности реализуемых программ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В ходе написания дипломной работы были изучены программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемые на территории отдельных субъектов Российской Федерации.

Дипломная работа включает в себя 3 главы. В первой главе «Теоретические аспекты развития малого и среднего предпринимательства» описано само понятие малого и среднего предпринимательства, приведена нормативно-правовая база, регулирующая малое предпринимательство в России, описаны меры государственной поддержки, приведена динамика развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации за последние несколько лет.

Во второй главе «Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае» дана характеристика деятельности органа исполнительной власти Забайкальского края, уполномоченного в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, приведена оценка состояния малого предпринимательства и анализ реализации программ развития малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае.

В третьей главе «Мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае» предложена совершенно новая, для Забайкальского края мера развития малого и среднего предпринимательства - оказание финансовой поддержки по сертификации продукции (работ, услуг), дано описание целесообразности реализации данной меры поддержки, также приведены прогнозная оценка эффективности и расчет затрат, необходимых для реализации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

.1 Понятие малого и среднего предпринимательства и нормативно-правовая база регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства

Рассмотрение сущности данного вопроса следует начать с определения термина малого и среднего предпринимательства. Малым предпринимательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг юридическими и физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов малого предпринимательства в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малому предпринимательству присущи все свойства, которые характеризуют предпринимательскую деятельность вообще, однако основной особенностью малого предпринимательства является относительно высокий уровень риска. [1 с. 6]

Анализируя зарубежную и отечественную практику, основными критериями отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства являются: средняя численность работников, занятых на предприятии, объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, отвечающие следующим условиям:

средняя численность за предшествующий год:

малые предприятия - до 100 чел.; средние предприятия - до 250 чел.

Выручка от реализации без НДС за предшествующий год:

малые предприятия - до 400 млн руб.; средние предприятия - до 1 млрд руб.

Для юридических лиц дополнительно:

суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, нерезидентов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, а также одного или нескольких крупных предприятий в уставном капитале не должна составлять более 25 %.

Для малых предприятий характерен ряд положительных качеств, которыми крупные компании обладать не могут. Так, например крупные компании не в состоянии уследить за всеми товарами и рынками, они воспринимают любые перемены и новшества, как риск. Также следует отметить, что малые предпринимательские фирмы действуют по прогрессивному принципу ориентации на нужды общества, поскольку им жизненно необходимо производить и предлагать рынку что-то новое, действительно требуемое. Именно этим и объясняется то, что значительное большинство новых товаров и видов услуг рождается на малых предприятиях. Поскольку на начальном этапе у малых предприятий относительно небольшие издержки производства, следует отметить значительную гибкость, присущую им. При неудаче в одной сфере деятельности они могут оперативно переключиться на другую, более эффективную. Кроме того, нередко встречаются малые предприятия, которые совмещают работу над несколькими проектами. [1 с. 34, 2 c. 9]

Однако у малых предприятий существует и ряд недостатков:

более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке;

ошибки в управлении собственным делом;

повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. [1 с. 35]

Но большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Поскольку предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы. Также считается, что если в управлении фирмы участвует не один человек, а несколько, то шансы на выживание возрастают. Кроме того, большое значение на развитие малой фирмы оказывает размер первоначального капитала. Так как чем выше финансирование на первом этапе, тем больше у фирмы возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды. [1 с. 36]

Для более успешной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо жесткое регулирование. Его обеспечивает государство путем создания необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства.

Правовые нормы должны обеспечивать:

упрощенную и ускоренную процедуру регистрации и открытия предприятий малого бизнеса;

защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развитие совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда также входят создание региональных центров поддержки предприятий малого предпринимательства, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности.

К причинам, обосновывающим необходимость государственного регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства, относятся:

необходимость защитить фирмы друг от друга. Все признают конкуренцию двигателем прогресса. Но когда затрагиваются интересы того или предпринимателя, он стремится избавиться от конкурентов;

необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Фирмы, оставшиеся без надлежащего присмотра, могут начать выпускать товары низкого качества, приводить ложные сведения в рекламе, вводить в заблуждение потребителей посредством упаковки и уровня цен. [2 с. 14]

В Российской Федерации, так же как и в остальных странах мира, малый и средний бизнес является очень важным элементом экономики, который обеспечивает активный рост объемов производства, занятость и доходы населения, способствуя тем самым политической, экономической и социальной стабильности. Поэтому выделяют экономическую, социальную и политическую роли малого предпринимательства в экономике.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой формирования среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы.

Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что малый и средний бизнес очень важен для страны. Но поскольку для стабильного развития этого сектора экономики требуются определенные, благоприятные условия. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является одной из важнейших задач всех уровней власти. На сегодняшний день в РФ принят и действует ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность. Наиболее значимые:

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).

Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства».

Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249).

Также деятельность малых и средних предприятий регулируется на уровне субъектов РФ с помощью законов и иных нормативно-правовых актов, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции. Кроме того в каждом субъекте РФ обязательно должна быть принята программа, регулирующая вопросы развития малого и среднего предпринимательства. В Забайкальском крае сейчас реализуется краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2010-2012 годы».

.2 Меры государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РФ

Как говорилось ранее деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства является очень важным элементом развития экономики страны. В связи с этим органы государственной власти осуществляют меры поддержки малого и среднего предпринимательства. В первую очередь выделяются основные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели. Примером выявления таких проблем может служить заседание президиума, которое состоялось в городе Тобольске 27 марта 2008 года, заседание прошло под председательством Президента РФ Медведева Д.А. Оно было посвящено проблемам развития малого бизнеса в России. Было отмечено, что малый бизнес задавлен огромными проблемами и многочисленными контролерами. Для того чтобы открыть свое дело, необходимо предоставить не менее 20 различных решений и согласований, причем каждое из них стоит немалых денежных затрат. После этого предприниматель сталкивается еще с рядом проблем, в число которых входят:

Доступ к инфраструктуре, т.е. поиск, оформление, ремонт, эксплуатация помещений, земельных участков;

Административные барьеры при получении всевозможных разрешений и согласований;

Налоговые ставки, связанные как с неадекватностью нагрузки на малый бизнес, так и со сложностью бухгалтерского учета, включая и расчеты по упрощенной системе;

Кадровые проблемы, отсутствие на рынке труда квалифицированных менеджеров и рабочей силы.

В связи с выявленными проблемами было принято решение по осуществлению ряда неотложных мер для развития малого бизнеса:

Замена разрешительной процедуры для открытия нового малого предприятия на уведомительную;

Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес;

Введение презумпции соответствия товаров или услуг декларациям производителей взамен системы сертификации;

Тарифное регулирование по оплате за услуги естественных монополий;

Регулярный мониторинг реальной деятельности малых предприятий с тем, чтобы бороться с лжефирмами. [2 с. 30, 31]

В том же 2008 году начала активную работу Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства - структура, цель которой - решать наиболее актуальные проблемы, координировать деятельность министерств и ведомств на этом направлении. Очень важно, что решения Комиссии приравниваются к решениям Правительства, а возглавляет комиссию первый заместитель председателя Правительства РФ. [2 с. 31]

В том же году произошли серьезные институциональные изменения для малого бизнеса. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который изменил критерии и расширил круг субъектов малого бизнеса, а также подчеркнул существование различных форм кредитной, финансовой, внешнеэкономической, информационно-технологической и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства. Они предназначены для начинающих бизнесменов (в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения), всех видов инновационного бизнеса (главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях), проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу, проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке, проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование, проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в стране, проектов, направленных на импортозамещение, проектов, предусматривающих оптимизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.

Во всех субъектах РФ принимаются комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства, программы принимаются на 2-3 года. В этих программах четко указываются направления основных видов поддержки: имущественная поддержка, финансовая поддержка, информационная, консультационная, правовая, подготовка и переподготовка кадров, продвижение продуктов на внутреннем и внешнем рынках.

Направления имущественной поддержки:

Передача по результатам торгов на возмездной основе (в том числе на льготных условиях) во владение (или) в пользование земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, а также оборудования, машин, механизмов, установок, инвентаря, инструментов, находящихся на балансе местного бюджета;

Создание и поддержка технопарков и бизнес-инкубаторов для субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;

Формирование специализированных фондов имущества для предоставления в аренду малым и средним предприятиям;

Содействие технической, технологической модернизации негосударственных некоммерческих организаций и предприятий, оказывающих социальные услуги;

Проведение работ по формированию земельных участков под застройку бизнес-инкубаторами, промышленными парками и технопарками;

Создание специализированных промышленных площадок для малого и среднего предпринимательства.

Направления финансовой поддержки:

Предоставление государственных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, установленные Бюджетным кодексом РФ;

Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ;

Предоставление бюджетных инвестиций субъектам малого и среднего предпринимательства по договорам финансовой аренды оборудования;

Предоставление венчурных инвестиций субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания инвестиционных фондов, в порядке, установленном законодательством.

Направления информационной поддержки:

Создание и развитие информационно-телекоммуникационных сетей, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечивающих их информацией о: принятых нормативно-правовых актах и ином законодательстве, регламентирующих деятельность предприятий на данной территории; деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере межрегионального и международного делового сотрудничества;

Обеспечение функционирования специализированных программных систем и комплексов в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, образующих инфраструктуру поддержки, в области автоматизации их бизнес-процессов, интеграции в единое информационное пространство;

Подготовка информации субъектов малого и среднего предпринимательства, их классификации по видам экономической деятельности, месту расположения, количестве свободных и замещенных рабочих мест, объемах производимой продукции и др.;

Статистическая информация в области маркетинга, международного и межрегионального сотрудничества и иной, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информации.

Направления консультационной поддержки:

Оказание помощи организациям, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающим им консультационные услуги;

Предоставление организациям инфраструктуры консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по различным вопросам их деятельности;

Организация системного консультирования по технологической и производственной тематике начинающих субъектов малого предпринимательства, сформированных молодежными проектными коллективами.

Направления правовой поддержки:

Комплексное правовое сопровождение бизнеса и защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при государственной регистрации юридических лиц, патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности;

Поддержка организации инфраструктуры, оказывающих юридические услуги субъектам малого и среднего предпринимательства на безвозмездной или льготной основе;

Привлечение на конкурсной основе лиц, имеющих высшее юридическое образование (в том числе адвокатов), организаций, оказывающих юридическую помощь.

Направления поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров:

Разработка примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов;

Создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства;

Предоставление учебно-методической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Организация финансирования процесса обучения персонала субъектов малого и среднего предпринимательства, начинающих предпринимателей основам предпринимательства, в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров;

Содействие в вопросах подготовки кадров для инновационных и производственных предприятий и др.

Направления поддержки в продвижении продукции на рынки (в том числе на региональные и международные):

Содействие в организации сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами и в маркетинговых исследованиях по продвижению на международные и региональные рынки товаров, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства;

Содействие импортозамещению, поддержке участия малого и среднего предпринимательства в выполнении государственных заказов;

Продвижение отраслевых коллективных брендов и услуг как инструментов конкурентоспособности и выхода на новые рынки;

Организация и проведение деловых миссий субъектов малого и среднего предпринимательства в регионы и зарубежные страны с предварительной маркетинговой подготовкой;

Создание условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда, в том числе в области инноваций и промышленного производства, на региональных и международных рынках, проведение межрегиональных и международных «Бирж субконтрактов»;

Обеспечение сотрудничества с органами государственной власти субъектов РФ, международными организациями и административно территориальными образованиями иностранных государств и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, создания и (или) поддержки деятельности межправительственных рабочих групп и зарубежных партнеров по вопросам развития международных связей. [2 с. 252-256]

Представленные направления поддержки развития малого и среднего предпринимательства необходимо осуществлять на комплексной основе, предполагающей увязку в рамках единой программы значительного множества мероприятий по целям, содержанию работ, исполнителям и ресурсным источникам.

Также в 2008 году были установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования, определены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Были определены принципы поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления субъектов малого и среднего предпринимательства.

Были приняты решения об ограничении проверок деятельности малого предпринимательства, об отмене необходимости сертификации ряда товаров и услуг, определенных в перечне. На уровне регионов РФ принято законодательство по льготному выкупу помещений. Кроме того Федеральное правительство должно предоставлять предпринимателям скидку при передаче в аренду временно свободного федерального имущества: первый год скидка составит 40 %, второй год - 20 %.

Таким образом, 2008 год можно назвать переломным моментом в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

В апреле 2009 года на встрече с представителями общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» министр Минэкономразвития Э. Набиулина сообщила о принятых Правительством РФ мерах по расширению прав и возможностей предпринимателей, занимающихся малым бизнесом. Так, продукцию, производимую малыми предприятиями, будут покупать естественные монополии и армия (кроме поставок вооружения). В антикризисных мерах, подготовленных правительством, отдельный пакет инициатив коснулся малого и среднего бизнеса. Эти меры можно разделить на два больших блока: снижение административных барьеров и финансовая поддержка предпринимателей. Это позволило малому и среднему бизнесу создать до полумиллиона рабочих мест. [5]

Немаловажную роль при разработке мер поддержки сыграл мировой финансовый кризис. Так на многочисленных региональных собраниях в марте - апреле 2009 года были рассмотрены основные проблемы развития малого предпринимательства в условиях кризиса:

Проблема использования кассовых аппаратов, особенно у тех малых предприятий, которые торгуют относительно недорогими товарами;

Усилившийся прессинг со стороны налоговых органов, несмотря на то, что с июня 2008 г. все проверки могут проводиться только с санкции прокурора;

Материальная поддержка малого и среднего бизнеса. В условиях кризиса на эти цели были выделены средства в размере 10,5 млрд руб., однако отмечается то, что не всегда эти средства доходят до тех, кому они предназначались;

Работа с банками. Несмотря на все правительственные постановления, кредиты или задерживаются или выделяются на крайне невыгодных для бизнеса условиях;

Проблема доступа к государственным и муниципальным заказам. Торги проходят непрозрачные, зачастую побеждают те, кто ближе к администрации, к чиновникам. Однако на сегодняшний день все аукционы могут проводиться только в электронном виде, на что возлагаются большие надежды, по решению данной проблемы. [2 с. 32]

Многие из этих проблем в дальнейшем нашли решение в правительственных постановлениях, оглашенных на Всероссийском форуме предприятий малого бизнеса в апреле 2009 года.

Премьер-министр РФ В.В. Путин, выступая на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу, объявил о новых мерах по поддержке отечественных предпринимателей. В частности, он предложил освободить предпринимателей - плательщиков налога на вмененный доход от использования кассовых аппаратов (т. к. бывают случаи, когда кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар). Защитить права потребителей в таком случае можно, используя более простую технику или выписывая чеки вручную. Российский премьер также предложил повысить порог применения упрощенной системы налогообложения по налогам до 60 млн руб. в год. Ранее такой режим могли применять предприниматели, доход которых не превышал 20 млн руб. ежегодно. [6]

Президент РФ Д.А. Медведев дал поручение ввести переходный период и принять меры по компенсации растущей налоговой нагрузки на малый бизнес. В частности, государство должно компенсировать компаниям повышение страховых взносов по выплатам в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

В 2010 году произошла замена ЕСН, ставка которого составляла 26% на страховые взносы в три фонда: пенсионный, медицинский и социальный. При этом с 2011 года нагрузка на фонд оплаты труда повышена с 26 % до 34 %. [7]

Президент также поручил оптимизировать работу контрольных органов, занимающихся проверкой деятельности российских предпринимателей. Предполагается, Генеральная прокуратура займется проверкой контролирующих и надзорных органов на наличие коррупционных связей между ними и компаниями, занятыми в сфере выдачи экспертных заключений и разрешений на предпринимательскую деятельность. [8]

С инициативой ограничить проверки малого бизнеса Президент РФ Д. Медведев выступил еще в июле 2008 г. Он отметил, что правоохранительные органы проводят слишком много проверок компаний, а позже предложил ряд мер, направленных на снижение административных барьеров для бизнеса.

В апреле 2009 г. Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект об ограничениях на проверки малого и среднего бизнеса контрольными органами. Закон вступил в силу 1 мая 2009 г. Теперь контролирующие органы не могут проводить проверки предпринимателей чаще, чем раз в три года. Были установлены и сроки таких проверок - не более 50 часов в год для микропредприятий. [9]

Также, в рамках реализации программы поддержки предпринимательства региональные гарантийные фонды получают от правительства финансовые средства. Подобные фонды предоставляют гарантии малым предприятиям, нуждающимся в кредите, но не имеющим залога, для получения банковской ссуды.

Однако не все субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право получать финансовую поддержку со стороны государства.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Также финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных. [10 ст. 14 п. 3, 4]

Однако следует упомянуть о том, что финансовая поддержка может оказываться не только со стороны государства, но и посредствам кредитования малого и среднего бизнеса коммерческими банками.

В практике таких банков наиболее приоритетными являлись: кредиты, предоставляемые под гарантию; кредиты на развитее внешней торговли; прямые ссуды; кредиты для приведения малых предприятий в соответствие с требованиями законодательства; кредиты предприятиям, занимающимся развитием на местном уровне; кредиты на мероприятия по защите окружающей среды; кредиты в поддержку предпринимателей с физическими или иными недостатками.

Однако и здесь свою роль сыграл мировой финансовый кризис. Многие банки отказались от кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. А те банки, которые, не смотря на тяжелую экономическую ситуацию, продолжали давать кредиты малому бизнесу серьезно ужесточили условия выдачи кредитов. В связи, с чем многие предприятия остались, практически, без возможности привлечения заемных средств. Поэтому особенно значительная кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях финансового кризиса стала осуществляться двумя крупнейшими государственными банками - «Внешэкономбанком» и «Российским банком развития».

Однако «Внешэкономбанк» не кредитует малый и средний бизнес напрямую - он финансирует банки и иные юридические лица, которые осуществляют программы поддержки малого и среднего предпринимательства. [11]

Также поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется посредствам ведомственных целевых программ. Так, осуществляется поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта, культуры, здравоохранения и социальных услуг, топливно-энергетического комплекса, промышленности и торговли и в сфере сельского хозяйства. Об осуществлении поддержки малого предпринимательства в данных сферах свидетельствуют, вступившие в силу, следующие нормативные документы:

Программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта»;

Аналитическая ведомственная целевая программа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в здравоохранении и сфере социальных услуг»;

Аналитическая программа ведомства «Популяризация и развитие малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 гг.»;

Аналитическая программа Минэнерго России «Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере топливно-энергетического комплекса»;

Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле»;

Отраслевая целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования».

Помимо всех вышеперечисленных мер поддержки следует упомянуть и антирейдорские мероприятия. Поскольку в последнее время рейдеры переключились на небольшие компании, которые работают в форме обществ с ограниченной ответственностью (здесь потребуется меньше издержек для захвата фирмы, чем для захвата крупной компании).

Часто рейдеры пользуются тем, что малый бизнес слабо защищен юридически. Поэтому необходимо создать все условия для того, чтобы у малого бизнеса были возможности (необременительные для него) иметь профессиональных советников, специалистов в области юриспруденции. В регионах уже стали создаваться такие центры правовой защиты, информации и консультирования, которые вполне оправдывают свое существование. Такие центры правовой защиты должны создаваться во всех субъектах Российской Федерации. При этом инициаторами могли бы выступать как органы исполнительной власти, как органы местного самоуправления и некоммерческие объединения малого и среднего предпринимательства.

К основным направлениям работы таких центров могло бы относиться и правовое консультирование, консультирование при подготовке юридических документов, представительство интересов малого бизнеса при проведении контроля и надзора, представительство в суде при рассмотрении спора с участием предпринимателей, представительство предпринимателей при рассмотрении споров в досудебном порядке (например, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба), а также реагирование на случаи возможной попытки рейдерских захватов.

Второе, может быть, самое главное - это развитие всех институтов защиты прав собственности. Здесь важно развитие всей системы правоприменения в спорах с участием предпринимателей, защита прав предпринимателей, ведущих бизнес в форме обществ с ограниченной ответственностью и совершенствование системы госрегистрации юридических лиц.

Сегодня рейдеры активно используют нечёткость процессуальных норм, подведомственности и подсудности дел и путём подачи множества однородных исков в различных судах, по сути, изматывают компании, добиваясь вынесения нужных им решений.

Третий вопрос - это формирование механизма оперативного реагирования на случаи, связанные с угрозой захвата акций, долей предприятий, отъёма собственности у предпринимателей, то есть, собственно, антирейдерская защита. Опыт защиты бизнеса от рейдерских захватов имеется. Во многих городах существуют антирейдерские комиссии. В основном эти комиссии работают по случаям, связанным с крупным бизнесом, но механизм отработан, и этот опыт полезно учесть для того, чтобы использовать его для защиты предприятий малого и среднего бизнеса. А чтобы такие штабы или комиссии по оперативному реагированию заработали по всей стране, нужно активное взаимодействие и региональных, и федеральных органов власти.

1.3 Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ

Как известно, предпринимательство - очень древний вид деятельности. В России оно зародилось еще в Киевской Руси. Однако история России предполагает период запрета осуществления предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что после Первой мировой войны и двух революций - Февральской и Октябрьской - в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей.

Восстановление же предпринимательства в России началось лишь в 1990-е гг. На современном этапе предпринимательство развивается довольно стабильно и динамично. Этому способствуют и меры поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства.

За последние десятилетие можно выделить следующие наиболее заметные нововведения в законодательстве РФ, способствующие развитию предпринимательства в стране. Среди них можно выделить следующие: Федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О государственной регистрации юридических лиц» принятые 8 августа 2001 года; Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года; Федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства, принятые с 2007 г. и действующие по настоящее время.

Благодаря всем упомянутым выше мерам поддержки малого и среднего предпринимательства этот сектор экономики успешно развивается. Следовательно, растет количество вновь создаваемых предприятий и увеличивается численность работников, занятых на них. Это способствует снижению уровня безработицы в стране.

Динамику развития малого и среднего предпринимательства можно проследить по значениям таких показателей как число малых предприятий, численность работников и оборот малых предприятий (табл. 1). [12]

Таблица 1 - Основные показатели деятельности малых предприятий РФ за 2006-2009 гг.

Наименование показателя

Ед. измерения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Число малых предприятий

тыс.

1032,2

1137,4

1347,7

1602,5

Средняя численность работников (без внешних совместителей)

тыс. чел.

8582,8

9239,2

11412,1

11192,9

Оборот малых предприятий

млрд. руб.

12099,2

15468,9

18727,6

16873,1


Анализ таблицы 1.1 показывает, что за 2006-2009 гг. наблюдается рост числа малых предприятий на 15,5 %. Однако рост средней численности работников и оборот малых предприятий отмечается лишь в период 2006-2008 гг., а в 2009 г. наблюдается небольшое снижение показателей, что объясняется мировым финансово-экономическим кризисом.

Официальная статистика сектора малого предпринимательства свидетельствует о положительной динамике этого сегмента экономики в 1999-2009 гг. (рис. 1-5).

В настоящее время в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы в России осуществляют деятельность около 5 605 883 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

374 777 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) - количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

744 малых компаний - количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

012 средних компаний - количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей;

350 индивидуальных предпринимателей. [13 с. 5]

При этом следует учитывать, что, начиная с 2008 года, принципы статистического наблюдения за секторами малого и среднего предпринимательства изменились. Так, ранее критерии отнесения к малым предприятиям в зависимости от численности сотрудников были дифференцированными по отраслям. С 2008 года отраслевые различия учитываться перестали, что значимым образом отразилось на статистике сектора в сторону существенного увеличения всех показателей (за счет включения дополнительных сегментов бизнеса). На графиках ниже специально выделена точка изменения системы статистического наблюдения.

* - с 2008 года - новая система статистического учета малых и средних предприятий

Рисунок 1 - Число малых предприятий (включая микропредприятия) в 1999-2009 гг.

* - с 2008 года - новая система статистического учета малых и средних предприятий

Рисунок 2 - Динамика изменения числа зарегистрированных малых предприятий (включая микропредприятия) в 2000-2009 гг.

В настоящий момент в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей заняты более 15 млн. человек.

* - с 2008 года - новая система статистического учета малых и средних предприятий

Рисунок 3 - Численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 гг.

* - с 2008 года - новая система статистического учета малых и средних предприятий

Рисунок 4 - Динамика изменения численности занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 2000-2009 гг.

Начиная с 2004 года, прирост занятости на малых предприятиях составлял 2 - 7 % в год. По итогам 2009 года доля занятых на малых и средних предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составила 21,7 %. [13 с. 6]

* - с 2008 года - новая система статистического учета малых и средних предприятий

Рисунок 5 - Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 гг.

Как уже было сказано выше, в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло сжатие сектора малого предпринимательства. Основные проблемы малых предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась:

отсутствием оборотных средств, в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы реструктуризации задолженности малых предприятий перед банками и лизинговыми компаниями;

разворачиванием системы неплатежей;

отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам);

сокращением платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.

отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, предоставляемым органами государственной власти в рамках осуществления программ поддержки в связи с малыми размерами этих ресурсов и ограниченным бюджетным финансированием.

Кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.

Как уже говорилось выше, многие предприниматели столкнулись с проблемой заемных средств. Также малые предприятия были вынуждены преодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих и контролирующих органов.

Еще одним следствием кризиса стал рост так называемого вынужденного предпринимательства. Как показало исследование «Жизненный цикл малого предприятия: раунд 2» в кризисный период 2009 года новые предприятия стали появляться чаще, чем в 2007 году, когда экономика демонстрировала рост (опрос проводил в 2009 году Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства по заказу Научного Фонда теоретических и прикладных исследований «Либеральная миссия»). Известно, что в периоды благоприятной конъюнктуры и роста экономики растет число добровольных предпринимателей. В периоды упадка и кризисов - растет число бизнесменов «вынужденных». Возможно, что открытие нового бизнеса связано именно с тем, что значительная часть работников крупных предприятий оказывается без работы, что толкает их на путь «вынужденного предпринимательства». Таким образом, может происходить ротация бизнеса на рынке: уходят «добровольные», а приходят предприниматели «поневоле». [13 c. 9]

Тем не менее, к середине 2010 года ситуация, связанная с работой малых предприятий, начала постепенно улучшаться. В середине 3 квартала 2009 года и 3 квартала 2010 года Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства было проведено 2 раунда выборочного обследования малых предприятий. Оно нацелено на выявление ключевых параметров их деятельности в условиях кризиса. Результаты обследования 2010 года показали более оптимистичные настроения в предпринимательской среде в сравнении с 2009 годом. [13 c. 10]

Так, если в 2009 году оборот по сравнению с 2008 годом увеличился лишь у 7,4% респондентов, то в 2010 году по сравнению с 2009 годом - уже у 27,6%. Уменьшили объем деятельности в 2010 году около трети предприятий, в то время как в 2009 году таких предприятий было более 50%. Около 15% респондентов в 2010 году увеличили штат сотрудников. Немного изменилась в лучшую сторону динамика объема инвестиций: предприятия планомерно расширяют объемы инвестиционных затрат либо как минимум оставляют их на уровне прошлого года. [13 c. 10]

При этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом большая часть опрошенных предпринимателей настроено довольно оптимистично и видят возможности для увеличения объемов деятельности в самое ближайшее время. [13 c. 10]

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

.1 Характеристика деятельности органа исполнительной власти Забайкальского края, уполномоченного в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства

Наряду со многими другими задачами развитием, поддержкой и оценкой состояния малого и среднего бизнеса в Забайкальском крае занимается Министерство экономического развития Забайкальского края.

Министерство экономического развития Забайкальского края образовано в соответствии с Постановлением Губернатора Забайкальского края от 5 июня 2008 года № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края». [14]

Оно является исполнительным органом государственной власти, обеспечивающим организацию решения вопросов стратегического планирования социально-экономического развития края, определяющим перспективные направления развития малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности, потребительского рынка, государственной поддержки инвестиционной деятельности и осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по оказанию государственных услуг в пределах установленных полномочий. [14]

Министерство является правопреемником Комитета экономики Читинской области, Департамента экономического развития и прогнозирования Агинского Бурятского автономного округа, а также Управления по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области в части переданных функций в области развития потребительского рынка и государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. [14]

Поскольку Министерство экономического развития выполняет множество различных задач и функций оно имеет достаточно разветвленную структуру (рис. 6).




















Рисунок 6 - Структура Министерства экономического развития Забайкальского края [14]

Поддержкой малого и среднего предпринимательства занимается непосредственно отдел развития предпринимательской деятельности.

Отдел выполняет следующие задачи и функции:

Проведение экономического анализа деятельности малого и среднего предпринимательства;

Ведение реестра малых и средних предприятий (в том числе реестра предпринимателей - получателей грантовой поддержки);

Организация и проведение конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства;

Организация конференций, семинаров, круглых столов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

Участие в разработке прогноза развития малого и среднего предпринимательства;

Рассмотрение писем и обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;

Подготовка и участие в подготовке нормативно-правовых документов по вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

Взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края;

Участие в мониторинге и анализе состояния экономической ситуации в предпринимательском секторе экономики;

Реализация мер по развитию гарантийного фонда, микрофинансовых организаций;

Стимулирование начинающих субъектов малого предпринимательства в форме грантов на создание собственного бизнеса;

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках поддержки малого предпринимательства;

Развитие информационной инфраструктуры: разработка методических указаний и рекомендаций для предпринимателей, размещение всей необходимой для предпринимателей информации на сайте Министерства экономического развития Забайкальского края.

На сегодняшний день деятельность отдела приводит к положительным результатам развития малого и среднего предпринимательства в крае.

Оценку работы отдела можно провести по показателям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности малых предприятий в Забайкальском крае

Наименование показателя

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Количество малых предприятий, ед.

2602

3100

4020

3348

4635

Среднесписочная численность работников, чел.

21029

24704

31559

45500

46800

Оборот организаций, млн руб.

10531,3

18555,2

29207,9

40440,7

48925

Индекс производства, в % к предыдущему году

106,7

158,7

141,8

120,4

105,2

Количество индивидуальных предпринимателей, чел., на конец года

19964

21781

22469

26563

30712


Анализируя данные таблицы 2.1 можно сказать, что несмотря на непостоянность количества малых предприятий показатели численность занятых на малых предприятиях и оборот организаций стабильно увеличиваются, что благоприятно сказывается на забайкальском рынке труда (за счет снижения безработицы) и развитии конкуренции. Также отмечается рост индекса производства, что свидетельствует об увеличении количества произведенной продукции. Вместе с тем увеличивается и численность индивидуальных предпринимателей.

За период с 2005 по 2009 год количество малых предприятий в крае увеличилось на 43,9 %, количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 35 %, средняя численность занятых на малых предприятиях увеличилась на 55 %, увеличение оборота организаций составило 78,5 %.

Во многом увеличение данных показателей связано с работой отдела развития предпринимательской деятельности. Подтверждением этому может служить количество предпринимателей получивших финансовую поддержку в виде субсидий и грантов. Только за период с11.05.2009 г. по 23.12.2010 г. финансовая поддержка была оказана 353 субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности, на общую сумму более чем 90 млн. руб.

2.2 Оценка состояния малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае

Оценку состояния малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае осуществляет отдел развития предпринимательской деятельности при Министерстве экономического развития Забайкальского края.

Для оценки развития малого и среднего предпринимательства в крае используется ряд показателей:

Динамика роста (снижения) количества малых и средних предприятий;

Развитие малых предприятий по видам экономической деятельности;

Численность занятых на малых предприятиях и их средняя заработная плата;

Доля малого предпринимательства в ВРП, налоговых поступлениях в бюджеты различного уровня.

Показатели сравниваются с показателями соседних регионов и по России в целом.

Для проведения анализа состояния малого предпринимательства и для выявления роли, которую играет малое предпринимательство в крае целесообразно рассмотреть показатели численности занятых на малых предприятиях, количества малых предприятий, показатели фонда начисленной заработной платы работников, в том числе и по видам экономической деятельности (табл. 3).

Таблица 3 - Основные показатели деятельности малых предприятий Забайкальского края по видам экономической деятельности за 2008-2009 гг.


Число малых предприятий, ед.

Средняя  численность  работников всего, чел.

Фонд начисленной заработной платы всех работников,  млн руб.


2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

2008 г.

2009 г.

Всего

3348

4635

45470

46829

4430,6

4356,9

в том числе по видам экономической  деятельности:







сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

333

381

8465

6993

223,2

260,7

рыболовство и рыбоводство

2

1

3

5

-

0,2

добыча полезных ископаемых

58

61

703

954

117,6

155,3

обрабатывающие производства

272

319

5159

3690

468,2

362,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

40

79

882

2446

78,4

195,2

строительство

421

618

7543

6891

1013,0

765,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

1384

2006

8314

11564

1106,0

гостиницы и рестораны

77

91

1071

1352

100,6

138,2

транспорт и связь

185

221

3181

2448

458,4

280,2

из него связь

32

37

337

193

53,1

26,7

финансовая деятельность

22

55

114

96

19,9

13,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

471

682

9177

9297

1057,5

970,6

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

-

3

-

1

-

0,1

образование

7

10

51

46

8,7

9,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

31

40

267

337

37,3

44,5

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

45

68

540

709

40,6

56,0


В 2009 году в Забайкальском крае общее количество малых предприятий составило 4635 единиц. Малый бизнес представлен практически во всех видах экономической деятельности. Основную долю занимают малые предприятия оптовой и розничной торговли, строительства, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств, транспорта и связи. В сопоставлении с другими субъектами Российской Федерации Забайкальский край характеризуется высокой долей малых предприятий сельского хозяйства, горного производства и строительства, низкой долей - обрабатывающих производств. [12]

Предприятия, занятые в данных сферах деятельности, составляют 91 % от общего количества малых предприятий на территории Забайкальского края. В этих же сферах деятельности сконцентрировано 71 % основных фондов, причем 49 % из этих 71 % приходится на транспорт и связь. [23]

Также малое предпринимательство играет большую роль в сфере занятости населения. По данным органов статистики на территории Забайкальского края, по состоянию на конец 2009 года, проживало 549 тыс. чел. экономически активного населения, 46 829 чел. или 8,5 % из них заняты на малых предприятиях. [23]

Все выше сказанное позволяет отобразить структуру малых предприятий по показателям: количество малых предприятий, численности занятых, фонду начисленной заработной платы (табл. 4), и проследить динамику структуры.

Таблица 4 - Структура и динамика структуры малых предприятий за 2008-2009 гг.

Вид экономической деятельности

Число малых предприятий, % от общего числа малых предприятий

% изменения в 2009 году по сравнению с 2008 годом

Средняя численность работников всего, % от общего количества занятых

% изменения в 2009 году по сравнению с 2008 годом

Фонд начисленной заработной платы всех работников, % от общего фонда начисленной заработной платы

% изменения в 2009 году по сравнению с 2008 годом


2008 г.

2009 г.


2008 г.

2009 г.


2008 г.

2009 г.


сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10

8,2

- 2,8

18,617

14,933

- 3,684

5,037

5,984

0,946

рыболовство и рыбоводство

0,06

0,02

- 0,04

0,007

0,011

0,004

0

0,005

0,005

добыча полезных ископаемых

1,7

1,3

- 0,4

1,546

2,037

0,491

2,654

3,564

0,91

обрабатывающие производства

8

6,9

- 1,1

11,346

7,88

- 3,466

10,57

8,32

- 2,25

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1,2

1,7

0,5

1,94

5,223

3,284

1,769

4,48

2,71

строительство

12,6

13,3

0,7

16,589

14,715

- 1,874

22,86

17,56

- 5,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

41,3

43,3

2

18,285

24,694

6,41

18,22

25,38

7,166

гостиницы и рестораны

2,3

2

- 0,3

2,355

2,887

0,532

2,27

3,172

0,901

транспорт и связь

5,5

4,8

- 0,7

6,994

5,228

- 1,768

10,35

6,431

- 3,92

из него связь

1

0,8

- 0,2

0,741

0,412

-0,329

1,198

0,613

- 0,59

финансовая деятельность

0,7

1,2

0,5

0,251

0,205

- 0,046

0,449

0,298

- 0,15

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

14

14,7

0,7

20,183

19,853

- 0,33

23,87

22,28

- 1,59

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

-

0,07

0,07

-

0,002

0,002

0

0,002

0,002

образование

0,2

0,2

0

0,112

0,098

- 0,014

0,196

0,211

0,015

здравоохранение и предоставление социальных услуг

0,9

0,9

0

0,587

0,72

0,133

0,842

1,021

0,179

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,4

1,5

0,1

1,188

1,514

0,327

0,916

1,285

0,369

предпринимательство забайкальский сертификация продукция

Данные, приведенные в таблицах 2.2 и 2.3 позволяют оценить вклад малого предпринимательства в развитие экономики и социальной сферы края. В последние годы они имели положительную тенденцию развития. Однако они оказались ниже аналогичных средних показателей, сложившихся в других регионах Сибирского федерального округа и России в целом (табл. 5).

Таблица 5 - Основные показатели деятельности малых предприятий по субъектам РФ за 2009 г. (Сибирский федеральный округ)


Число малых предприятий (на конец года), тыс.

Средняя численность работников, тыс. чел.

Оборот малых предприятий, млрд руб.

Сибирский федеральный округ

207,0

1226,3

1502,2

Республика Алтай

2,2

12,2

8,1

Республика Бурятия

7,1

49,8

49,3

Республика Тыва

1,5

7,2

5,4

Республика Хакасия

3,0

23,6

17,4

Алтайский край

27,6

154,5

143,7

Забайкальский край

4,6

46,8

34,7

Красноярский край

31,0

215,6

242,3

Иркутская область

18,4

154,2

210,2

Кемеровская область

26,0

184,6

193,0

Новосибирская область

48,8

164,2

289,8

Омская область

20,0

122,9

216,4

Томская область

16,8

90,6

91,9


Из таблицы 2.4 видно, что Забайкальский край по числу малых предприятий на конец года, в Сибирском федеральном округе занимает 9 место из 12 возможных, что составляет 2,2 % всех малых предприятий Сибирского федерального округа. По средней численности работников, занятых на малых предприятиях, Забайкальский край занимает также 9 место, что составляет 3,8 % из всех работников, занятых на малых предприятиях в Сибирском федеральном округе. По обороту малых предприятий Забайкальский край занимает 8 место, что составляет 2,3 % из оборота всех малых предприятий Сибирского федерального округа.

Наиболее наглядно структуру распределения по территории Сибирского федерального округа числа малых предприятий, средней численности работников, занятых на малых предприятиях и оборот малых предприятий можно рассмотреть на рисунках 7, 8, 9.

Рисунок 7 - Доля субъектов федерации в общем числе малых предприятий в Сибирском федеральном округе

Рисунок 8 - Доля субъектов федерации в общей численности занятых намалых предприятиях в Сибирскомфедеральном округе

Рисунок 9 - Доля субъектов федерации в общем обороте малых предприятий в Сибирском федеральном округе

Проведение планомерной государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства улучшает потенциал этого сектора региональной экономики, о чем свидетельствует динамика изменения числа субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 6) и положительно влияет на социально-экономическое положение края.

Таблица 6 - Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае


2008 г.

2009 г.

Увеличение числа предприятий, %

2010 г.

Увеличение числа предприятий, %

Количество субъектов среднего предпринимательства, ед.

101

147

45,5

170

15,7

Количество субъектов малого предпринимательства, ед.

3348

4635

38,5

4820

4

Количество индивидуальных предпринимателей, ед.

26563

30712

15,6

35310

15


Однако распределение числа субъектов малого и среднего предпринимательства по муниципальным образованиям на территории Забайкальского края достаточно неравномерно, о чем свидетельствуют данные таблицы 7. [23]

Таблица 7 - Распределение числа субъектов малого предпринимательства по муниципальным образованиям на территории Забайкальского края за 2009 г.

Муниципальный район, городской округ

Малые предприятия и микропредприятия, ед.


Всего зарегистрировано

В том числе отчитавшиеся в органы статистики

Забайкальский край



Город Чита

2816

1280

Акшинский район

23

15

Александрово-Заводский район

24

21

Город Балей и Балейский район

23

Город Борзя и Борзинский район

138

123

Газимуро-Заводский район

19

14

Забайкальский район

64

26

Каларский район

40

14

Калганский район

17

13

Карымский район

70

51

Город Краснокаменск и Краснокаменский район

143

108

Красночикойский район

44

41

Кыринский район

22

18

Могочинский район

85

44

Нерчинский район

65

47

Нерчинско-Заводский район

17

13

Оловяннинский район

73

67

Ононский район

26

20

Город Петровск-Забайкальск и Петровск-Забайкальский район

94

53

Приаргунский район

30

39

Сретенский район

34

25

Тунгиро-Олекминский район

7

7

Тунгокоченский район

37

24

Улетовский район

35

27

Хилокский район

49

32

Чернышевский район

46

38

Читинский район

183

95

Шелопугинский район

9

5

Шилкинский район

66

54

Агинский район

204

87

Дульдургинский район

40

31

Могойтуйский район

65

45

Не распределено

13

11


Таким образом, лидерами по числу малых предприятий являются: г. Чита (2816 ед.), Агинский район (204 ед.), Читинский район (183 ед.), г. Краснокаменск и Краснокаменский район (143 ед.) и г. Борзя и Борзинский район (138 ед.). Среди отстающих районов по количеству субъектов малого предпринимательства следующие: Тунгиро-Олекминский район (7 ед.), Шелопугинский район (9 ед.), Нерченско-Заводский район (17 ед.), Калганский район (17 ед.) и Газимуро-Заводский (19 ед.).

Однако стоит заменить, что в муниципальных образованиях предпринимаются меры для успешного развития предпринимательской деятельности. Предприниматели края имеют достаточно неплохую степень информированности, также предпринимателям края оказывается имущественная и финансовая виды поддержек.

Информационное сопровождение субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивается через размещение информации и методических разработок на сайтах Министерства экономического развития Забайкальского края (www.economy.e-zab.ru) и ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края» (www.business.chita.ru), а также посредством выступлений на телевидении и публикаций в печатных средствах массовой информации.

В муниципальных районах и городских округах края организована работа по информированию населения.

Похожие работы на - Малое и среднее предпринимательство в Забайкальском крае

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!