Бюджетирование в системе финансового менеджмента

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,01 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетирование в системе финансового менеджмента

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РФ

Кафедра статистики, учета и аудита

Информационно-аналитическая справка на тему:

«Бюджетирование в системе финансового менеджмента»

Выполнила: студентка 5 курса факультета МЭО 3 ак. гр. Симонян Алина

Научный руководитель: проф. Пучкова С.И.

Москва, 2001

Содержание

§1. Понятие бюджетирования 3


§2. Процесс бюджетирования 3


§3. Виды бюджетов 6


Задание 1. 9


Задание 2. 13

§1. Понятие бюджетирования

Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на определенный период времени, как правило, до одного года.

Главные цели бюджетирования:
1. Планирование и контроль.
Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде.
Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и последующим детальным анализом причин отклонений.
2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
3. Оптимизация.
Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
4. Мотивация персонала.
Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

§2. Процесс бюджетирования

I. Определение главного фактора бюджетирования (principal budget factor), то есть фактора, который ограничивает деятельность предприятия в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строится с учетом выбранного главного фактора.

II. Разработка ключевого бюджета (key budget), т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам продукции.

III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов (functional budgets), т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовой продукции, который предприятие поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой. Итак, для каждого вида продукции и для каждого периода (месяца, квартала): планируемый объем производства = планируемый объем продаж +

+ требуемые запасы на конец периода – запасы на начало периода.
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного).

На основе бюджета производства разрабатываются:
- бюджет трудовых затрат (labour budget) в количественном (чел.-часы) и стоимостном выражении;
- бюджет расходования материалов (materials usage budget) – в количественном выражении.

Далее строится бюджет закупки материалов (materials purchase budget) с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.

После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом:
- производственные – на основе данных об объеме производства;
- коммерческие – на основе данных об объеме продаж.
Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.

Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность предприятия в краткосрочном финансировании.

IV. Построение генерального бюджета (master budget), который включает:

- планируемый Отчет о Прибылях и Убытках;

- планируемый Баланс;

- планируемый Отчет о Движении Денежных Средств.

Для построения планируемого Отчета о Прибылях и Убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.

Ниже приведена проформа данного отчета, которая учитывает изменения и запасов готовой продукции, и запасов материалов.

Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках.
Выручка х
Производственные издержки

Запасы сырья и материалов на начало периода х

Закупленное сырье и материалы х

Запасы сырья и материалов на конец периода _(х)_

Себестоимость израсходованных сырья и материалов х

Прямые затраты труда х

Производственные накладные расходы

[постоянные и переменные] _х_
Себестоимость произведенной продукции х

Запасы готовой продукции на начало периода х
Запасы готовой продукции на конец периода _(х)_
Себестоимость проданной продукции _(х)
Валовая прибыль х
Непроизводственные (коммерческие и управленческие) расходы

[постоянные и переменные]
(х)
Операцонная прибыль х

Прогнозный вариант Отчета о Движении Денежных Средств строится тем же способом, что и описанный выше бюджет по определению обеспеченности текущей деятельности денежными средствами.

Прогнозный Баланс формируется на основе планируемых Отчета о Прибылях и Убытках и Отчета о Движении Денежных Средств.

Принцип определения суммы по отдельным статьям баланса следующий (в качестве примера – для активных счетов):
Конечное сальдо по счету = начальное сальдо +

+ оборот по дебету (прогнозируемый) –оборот по кредиту (прогнозируемый).
Например, прогнозируемая дебиторская задолженность на конец периода =

= дебиторская задолженность на начало периода +

+ прогнозируемая выручка (по отгрузке) –

– прогнозируемые поступления денежных средств от продаж.

§3. Виды бюджетов

3.1

В зависимости от того, как перед проведением вариационного анализа корректируется бюджет в случае отклонения фактического объема производства от запланированного, бюджеты бывают:

1) фиксированные для любого уровня производства(fixed budgets);

2) фиксированные для каждого отдельного уровня производства (Flexible budgets);

3) гибкие (Flexed budgets).

В первом случае бюджет разрабатывается для прогнозируемого уровня производства; в конце периода данные этого бюджета о затратах сопоставляются с фактическими данными о затратах без каких – либо корректировок на фактический уровень производства. Область применения: сфера услуг, где большая часть издержек постоянны, в отличие от промышленного производства, где многие издержки являются переменными.

Во втором случае разрабатывается несколько вариантов бюджета при различных уровнях производства или продаж.

Пример. Разрабатываются следующие бюджеты:

А. бюджет для уровня производства 1000 – 1500 единиц;

Б. бюджет для уровня производства 1500 – 3500 единиц;

В. бюджет для уровня производства свыше 3500 единиц.

Данный способ применяется, когда
? значительная часть затрат является полупостоянной, т.е. они реагируют на изменение объема производства следующим образом:

|Затраты | | |
| | | |
| | |

Объем производства
?наблюдается эффект экономии на масштабе производства;
?закупочная цена сырья и материалов зависит от покупаемого количества и т.п.

«Гибкие» бюджеты полностью учитывают изменение объемов производства по сравнению с прогнозируемыми.
Пример.
Планируется произвести 10000 единиц продукции. Затраты сырья – 3 кг на 1 единицу. Всего планируемые затраты сырья – 30000 кг.
Фактически было произведено 15000 единиц продукции и израсходовано 42000 кг сырья.

Если мы применяем фиксированное бюджетирование, то будет отмечен перерасход сырья 42000 кг – 30000 кг = 12000 кг.

Если применяется гибкое бюджетирование, то планируемыми затратами будет считаться: 3 кг * 15000 = 45000, и будет отмечена экономия сырья 3000 кг 45000 кг – 42000 кг = 3000 кг.
Процесс составления «гибкого» бюджета:

- изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;

- в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему производства, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.

Данный вид бюджетов активно применяется для осуществления вариационного анализа, т.е. детального анализа отклонений фактических данных от запланированных.

1)периодические (periodioc budgets);

2)скользящие (rolling budgets).

Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют. Используется в стабильных отраслях, в которых несложно сделать прогноз и в которых не требуется очень тщательного контроля за всеми изменениями.

Скользящий бюджет – это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.
Пример (скользящий бюджет)
1 января 2001 г составляется бюджет на 12 мес. до 31 декабря 2001 г.
1 февраля 2001 г:
? сравниваются фактические и плановые показатели за январь;
? если бюджет на январь оказался нереалистичным, проводится корректировка бюджета на оставшиеся 11 мес.;
?разработывается бюджет еще на 1 мес. вперед до января 2002 г.

Задание 1.

Предприятие производит офисную мебель. Имеется следующая информация:

Запасы на начало Планируемые продажи Продажная периода, шт. в июне, шт. цена
Стулья 63 290 120
Столы 36 120 208
Кресла 90 230 51

Запасы на конец месяца должны составлять 30% от объема продаж за соответствующий месяц.
Для производства мебели требуются следующие ресурсы:

Дерево, Пластик, Неквалифиц.
Квалифиц. кубометры кубометры труд, часы труд, часы
Стулья 4 2 3
2
Столы 5 3 5 8
Кресла 2 1 2
-

Стоимость ед. 12 7 4
6 затрат, руб

Запасы материалов на начало периода: дерево – 142 м пластик –81 м
Планируется, что запасы материалов на конец периода должны быть достаточными для производства 50 ед. каждого вида продукции.
Накладные расходы составляют 1 рубль на каждый час затраченного труда.

Требуется:
1) составить на июнь бюджет (а) продаж;

(б) производства;

(в) расходования материалов;

(г) трудовых затрат;

(д) закупки материалов.
2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за июнь.
(1) Операционные бюджеты
(а) Бюджет продаж

| |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
|Количество, ед |290 |120 |230 | |
|Стоимость, руб |34 800 |24 960 |11 730 |71 490 |

(б) Бюджет производства, в ед продукции

| |Стулья |Столы |Кресла |
|Продажи |290 |120 |230 |
|Запасы на конец |87 |36 |69 |
| |377 |156 |299 |
|Запасы на начало |(63) |(36) |(90) |
|Объем производства |314 |120 |209 |

(в) Бюджет расходования материалов

| |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры |
|Стулья |314*4=1256 |314*2=628 |
|Столы |120*5=600 |120*3=360 |
|Кресла |209*2=418 |209*1=209 |
|Итого |2274 |1197 |

(г) Бюджет трудовых затрат

| |Неквалифиц. труд, |Квалифиц. труд, |
| |часы |часы |
|Стулья |314*3=942 |314*2=628 |
|Столы |120*5=600 |120*8=960 |
|Кресла |209*2=418 |- |
|Итого, часов |1960 |1588 |
|Итого, руб |1960*4=7840 |1588*6=9528 |

(д) Бюджет закупки материалов

| |Дерево, кубометры |Пластик, кубометры |
|Расход в производство |2274 |1197 |
|Запасы на конец пер. | | |
|50*(4+5+2) |550 | |
|50*(2+3+1) | |300 |
| |2824 |1497 |
|Запасы на начало пер. |(142) |(81) |
|Закупки, кубометры |2682 |1416 |
|Закупки, руб |2682*12=32184 |1416*7=9912 |

2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках (руб)

Выручка 71490

Производственные затраты

Дерево 27288

Пластик 8379

Неквалифицированный труд 7840

Квалифицированный труд 9528

Накладные расходы (1960+1588) 3548
|56583 |

Запасы готовой продукции на начало пер.* 15255
|71838 |


Запасы готовой продукции на конец пер.* (16578)
| |


Себестоимость готовой продукции (55260)
| |


Валовая прибыль 16230


*Расчет себестоимости запасов

(руб)

| |Стулья |Столы |Кресла |Всего |
|Себестоимость ед | | | | |
|Дерево |12*4=48 |*5=60 |*2=24 | |
|Пластик |7*2=14 |*3=21 |*1=7 | |
|Неквалифиц. труд |4*3=12 |*5=20 |*2=8 | |
|Квалифиц. труд |6*2=12 |*8=48 |- | |
|Накладные расходы |1*5=5 |*13=13 |*2=2 | |
|Всего |91 |162 |41 | |
|Запасы на начало пер. |5733 |5832 |3690 |15255 |
|Запасы на конец пер. |7917 |5832 |2829 |16578 |


Проверка:
Валовая прибыль

Стулья 290*(120 – 91) = 8410

Столы 120*(208 – 162) = 5520

Кресла 230*(51 – 41) = 2300
|16230 |

Задание 2.

Недавно созданное предприятие планирует начать деятельность с 1 марта
2002 г. Будут производиться продукт А и продукт Б. Имеется следующая информация:
1) Политика компании в отношении запасов:

-запасы готовой продукции на конец месяца должны равняться прогнозируемому на следующий месяц объему продаж;

-на конец месяца не должно быть остатков незавершенного производства;

-запасы материалов на конец месяца должны равняться производственной потребности в материалах следующего месяца.

2) Ожидаемые издержки на ед продукции (руб):
| |А |Б |
|Материалы | | |
|Х (1,4 руб за кг) |56 |112 |
|У (7 руб за кг) |21 |28 |
|Труд | | |
|квалифицированный (28 руб в час) |28 |56 |
|неквалифицированный (8 руб в час) |8 |24 |
|Накладные расходы |35 |70 |

3) Ценовая политика компании: цены устанавливаются с 20%-й наценкой на полную производственную себестоимость (с соответствующим округлением цены до рубля).

4) В соответствии с маркетинговым исследованием прогнозируются следующие объемы продаж:

-А: 2000 ед в марте, с последующим увеличением на 200 ед в месяц, до максимального объема продаж 2800 ед в месяц;

-Б: 1000 ед в марте, с увеличением на 10% в последующие 3 месяца и неизменным объемом продаж в дальнейшем.

Требуется:
1) составить на март, апрель и май следующие операционные бюджеты

(а) производства;

(б) закупки материалов;

(в) трудовых затрат;

(г) продаж;

2) составить планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца.
1) Операционные бюджеты

(а) Бюджет производства (в ед)

| |Март |Апрель |Май |Июнь |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|Запасы на нач.|- |- |(2200) |(1100)|(2400)|(1210)|(2600) |(1331)|
|Продажи |2000 |1000 |2200 |1100 |2400 |1210 |2600 |1331 |
|Запасы на кон.|2200 |1100 |2400 |1210 |2600 |1331 |2800 |1331 |
|Производство |4200 |2100 |2400 |1210 |2600 |1331 |2800 |1331 |

(б) Бюджет закупки материалов

Материал Х
| |Март |Апрель |Май |Июнь |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|Запасы на нач. |- |- |(96000|(96800|(104000|(106480| | |
| | | |) |) |) |) | | |
|Расход в пр-во |16800|168000|96000 |96800 |104000 |106480 |112000|106480|
| |0 | | | | | | | |
|Запасы на кон. |96000|96800 |104000|106480|112000 |106480 | | |
| |26400|264800|104000|106480|112000 |106480 | | |
| |0 | | | | | | | |
|Всего в мес., | | | | |
|кг |528 800 |210 480 |218 480 | |
|Всего в месяц, | | | | |
|руб (*1,4/кг) |740 320 |294 672 |305 872 | |

Материал У
| |Март |Апрель |Май |Июнь |
| |А |Б |А |Б |А |Б |А |Б |
|Запасы на нач. |- |- |(7200) |(4840)|(7800) |(5324)| | |
|Расход в пр-во |12600 |8400 |7200 |4840 |7800 |5324 |8400 |5324 |
|Запасы на кон. |7200 |4840 |7800 |5324 |8400 |5324 | | |
| |19800 |13240 |7800 |5324 |8400 |5324 | | |
|Всего в мес., | | | | |
|кг |33 040 |13 124 |13 724 | |
|Всего в месяц, | | | | |
|руб (*7/кг) |231 280 |91 868 |96 068 | |

(в) Бюджет трудовых затрат

| |Март |Апрель |Май |Всего |
|Вид трудовых |квалиф|неквал|квалиф|неквал|квалиф|неквал| |
|затрат |, |, |, |, |, |, | |
| |часы |часы |часы |часы |часы |часы | |
|Продукт А |4200 |4200 |2400 |2400 |2600 |2600 | |
|Продукт Б |4200 |6300 |2420 |3630 |2662 |3993 | |
|Всего часов |8400 |10500 |4820 |6030 |5262 |6593 | |
|Всего, в руб | | | | | | | |
|*28 руб/час |235 | |134 | |147 | |517 496 |
| |200 | |960 | |336 | | |
|*8 руб/час | |84 000| |48 240| |52 774|184 984 |

(г) Бюджет продаж

| |Март |Апрель |Май |Всего, |
| |ед |руб |ед |руб |ед |руб |руб |
|Продукт А |2000 |356 |2200 |391 600|2400 |427 200| |
| | |000 | | | | | |
|Продукт Б |1000 |348 |1100 |382 800|1210 |421 080| |
| | |000 | | | | | |
|Всего | |704 | |774 400| |848 280|2326 680|
| | |000 | | | | | |

Расчет цен

2) Планируемый Отчет о Прибылях и Убытках за 3 месяца

(руб)

Выручка 2 326
680

Производственные затраты

Материал Х закупка 1 340 864 запасы на конец периода

[(112000+106480)*1,4 ] (305 872)

Материал У закупка 419 216 запасы на конец периода

[ (8400+5324)*7 ] (96 068)

Затраты неквалифицированного труда 184 984

Затраты квалифицированного труда 517 496

Накладные расходы 646 870

|2 707 490 |

Запасы готовой продукции на конец периода

[2600*148+1331*290] (770 790)
| |


Себестоимость проданной продукции (1 936
700)
| |


Валовая прибыль 389
980


Похожие работы на - Бюджетирование в системе финансового менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!