Основные положения гуманистической педагогики
РЕФЕРАТ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Выполнил ___________________
Проверил ___________________
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Гуманистическое мировоззрение как
основа воспитания
2. Характеристика гуманистической
педагогики
3. Гуманистическая педагогика в
профессиональном образовании
Заключение
Список литературы
В основе
современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Беларуси заложен
принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и
воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в
стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы
гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В этом русле
особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику
современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической
педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй
половине XX века, как отражение идей
гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике
педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания
гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Идеи
гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А.
Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько,
К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.
Темой своей
работы мы выбрали гуманистическую педагогику. В связи с этим нам представлялось
необходимым рассмотреть философскую концепцию гуманизма, проанализировать
понятия гуманизма и гуманности, определить основные положения гуманистической
педагогики. Также одну из задач работы мы поставили рассмотреть основные
положение гуманистической педагогики в их преломлении к профессиональному
образованию.
1.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
КАК
ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
В общем смысле гуманизм
понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность
человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление
своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных
институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой
отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными
принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого
достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм
означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В
гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и
совершенству.
Как теоретическая
концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье,
беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого
потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных
критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых
общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях
между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей,
социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.
О содержании
гуманизма говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова
указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом,
обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия,
подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над
природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры
принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром
гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает
человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его
духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём
этом и проявляется гуманность личности.
Понятие гуманности
определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям
и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является
личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам
гуманизма; гуманность представляет собой совокупность
нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и
сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.
Одним из
важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения
между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие
отношения с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:
-
забота и
взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность
разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
-
взаимоуважение,
т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право
иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
-
взаимодействие,
т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы
ненасилия в разрешении конфликтов
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гуманистическая
педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания,
которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое
воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые
характеризуют данное направление в педагогике – это придание образовательному
процессу личностно-ориентированного характера, преодоление авторитаризма в
воспитании и обучении, попытки сделать процесс освоения учащимися знаний,
умений и навыков эмоционально окрашенным.
Само понятие
«гуманизации» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это
понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает
деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной
системы ценностей.
Гуманизация
воспитания и образования, по мнению учёных-педагогов, выступает нравственно-психологической
основой протекания педагогического процесса. Это – социально-педагогическая
характеристика самого процесса воспитания и обучения. Она представляет собой
процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческой учебной
деятельности, познания и общения. По своим целям гуманизация выступает условием
гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала,
реализации творческих возможностей и стремлений личности, установления
гармонического взаимодействия с миром: природой обществом и другими людьми. Как
отмечает Е.Н. Шиянов, гуманизация является ключевым элементом нового
педагогического мышления, в котором и педагоги, и воспитанники выступают как
субъекты развития творческой индивидуальности.
Гуманизация
воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний,
т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания
имеют личностный смысл.
В процессе
развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений,
которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться
при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие признаки
гуманистической педагогики:
-
обязательное
поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе;
-
необходимым
является установление конструктивных межличностных отношений в классе;
-
для
полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым
разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать
потенциал и творческие способности учащихся;
-
в
процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и
учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки;
-
одним из
необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от
использования отметки как формы давления на учащихся.
Такое построение
учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать
различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе
самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на
устойчивую мотивацию и потребности детей.
3.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Профессиональное
образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по
конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в
процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой
комплекс информации и навыков, а не только знания и квалификацию по конкретной
профессии. При этом приобретение и знаний и квалификации является основной
целью профессионального образования.
Характерной
чертой профессионального образования, отличающей его от допрофессиональных,
общеобразовательных этапов обучения и воспитания, по мнению Г.Е. Зборовского,
является ярко выраженная линия подготовки к профессиональной деятельности,
оказывающая определяющее влияние на весь процесс образования [2, с. 225].
Однако при этом, сведение всего профессиональное образование лишь к подготовке
человека к будущей трудовой деятельности является неоправданным суждением всех
возможностей такого образования. Период, в течение которого человек учится,
получает профессию, специальность и квалификацию, является важной частью его
жизни, которая должна быть заполнена не только подготовкой к будущей трудовой
деятельности.
Профессиональное
образование, в связи с этим, имеет не только социальную и экономическую
направленность, но и глубоко личностную природу. Будучи направленным на группы
людей, оно осваивается индивидуально. Как бы педагогический коллектив или
отдельные его представители ни хотели передать знания и опыт, этот процесс
может быть успешным лишь на основе личностного стремления к цели, к получению
образования и профессии, а такое стремление невозможно себе представить без
опоры учебно-воспитательного процесса в профессиональных образовательных
учреждениях на основные принципы гуманистической педагогики.
Все основные
принципы и положения гуманистической педагогики должны найти своё отражение в
процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных
специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при
формулировании целей и задач профессионального образования, в процессе
разработки его содержательного компонента и поиска средств развития личности
учащихся. Одним из необходимых условия является разработка системы управления
профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии
уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к
развитии творческого компонента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшнем
этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и
воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и
гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе
гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой
ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей
его развития.
Педагогический
процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на
личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в
процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих
подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.
В процессе
профессионального образования также является необходимым учёт основных
положений гуманистической педагогики, что должно определять не только
построение учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального
образования, но и поставить в его центр личность учащегося и опираться на неё,
как на отправную точку всего процесса профессионального образования.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Гавриловец
К.В. Гуманистическое воспитание в школе. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
2.
Зборовский
Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. – Екатеринбург: Изд-во Урал.
гос. пед. ун-та, 2000. – 301 с.
3.
Кабуш
В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000. – 208
с.
4.
Коджаспирова
Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
6.
Сманцер
А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе:
История и современность. – Мн.: «Бестпринт», 2001. – 308 с.
7.
Современный
словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001.
– 928 с.