Основные направления и содержание воспитательного процесса
Министерство образования российской
Федерации
РЕФЕРАТ
по дисциплине: педагогика и
психология
тема: Основные направления и содержание
воспитательного процесса
г. Петропавлоск-Камчатский
2006
Содержание:
1. Специфические черты
процесса воспитания…………………….3
2. Цели воспитания……………………………………………………….4
3. Самовоспитание………………………………………………………..5
4. Перевоспитание………………………………………………………..7
5. Список литературы…………………………………………………..8
Основные направления и содержание воспитательного процесса
Воспитание – целенаправленный и организованный
процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное
место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Процесс – разворачивающаяся во времени
последовательность состояний, событий и явлений.
Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени
процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются
цели воспитания.
Специфические
черты процесса воспитания:
Воспитательный процесс
имеет ряд особенностей: двухсторонний характер,
целенаправленность.
2. Воспитательный
процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
3. Одна из
особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость.
Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического
взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю,
то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании
ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.
4. Процесс
воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном
контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов
воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.
5. Важна связь
с самовоспитанием.
6. Скрытая
позиция воспитателя.
7. Сложность
диагностики результата.
Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному,
нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная
цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного
ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.
Педагог Воспитанник
Сущность процесса заключается в том,
что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного).
Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах
дальнейшего поведения и деятельности.
Структура
процесса воспитания
элементы личности
Самовоспитание – это сознательная,
целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над
собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на
развитие и усовершенствование личности.
Движущей силой процесса
самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего
он хочет добиться.
Отличительные
черты самовоспитания:
1. самостоятельная работа.
3. систематическая работа по
укреплению достоинств и изжитию недостатков.
Структура:
1. Адекватная
самооценка; 2. Потребность в самовоспитании;
3. Развитие мотивации
(личностные, узко-социальные–семья,
широко-социальные
–общество);
4. Определение цели
(цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);
5. Составление
программы и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию
программы, программа - содержательная сторона работы над собой);
6. Принятие решений
(волевой аспект);
7. Применение методов
самовоздействия:
а)методы самоовладения
(с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение;
б) методы самопознания
(с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание)
в) методы самостимулирования
(с/одобрение, с/поощрение, с/наказание).
8. Мобилизация своей
активности и воспитанности.
9. Итоговый самоконтроль.
10. Формирование новой
адекватной самооценки.
Организация
с/воспитания учащегося:
1. Побуждение
школьников к с/воспитанию (необходимо убедить детей в возможностях
с/воспитания, стимулировать, приводить примеры, оказание ребёнку помощи в
самопознании и научить составлять план и программу.
2. Вооружение
школьников методами самовоспитания.
Перевоспитание – это целенаправленное влияние на личность ребёнка с
отклонениями в поведении, целью которого является актуализация
положительного фонда и преодоление своих недостатков.
Основные
идеи процесса перевоспитания
1. Любая личность автономна, нельзя
переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку осознать свои проблемы
и захотеть их решить.
2. Мы стремимся не подавить
отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у
ребёнка.
3. перевоспитание предполагает
обращение к внутренним силам и потенции самого ребёнка.
Список литературы:
1.
Божович Л. И.
Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.
2.
Божович Л. И.
Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология
личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В.
СПб: Издательство «Питер», 2000.
3.
Возрастная и
педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.
4.
Кон И. С.,
Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические
характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под
ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.
5.
Обухова Л. Ф.
Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.
6.
Подласый
7.
Рабочая книга
школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и
сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.
8.
Цукерман Г. А.
Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
9.
Эльконин Д. Б.
Избранные психологические труды. М., 1989.
10.