Основные направления и содержание воспитательного процесса

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,45 kb
  • Опубликовано:
    2006-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные направления и содержание воспитательного процесса

Министерство образования российской Федерации





РЕФЕРАТ

по дисциплине: педагогика и психология

тема: Основные   направления   и   содержание    воспитательного   процесса

   

 












г. Петропавлоск-Камчатский

2006

Содержание:

    1.        Специфические   черты   процесса   воспитания…………………….3

     2.        Цели воспитания……………………………………………………….4

     3.        Самовоспитание………………………………………………………..5

     4.        Перевоспитание………………………………………………………..7

     5.        Список   литературы…………………………………………………..8

Основные   направления   и   содержание    воспитательного   процесса

Воспитание – целенаправленный  и организованный процесс формирования   личности.  В целостном педагогическом процессе важное место   занимает   процесс   воспитания   (воспитательный  процесс).

Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

Специфические   черты   процесса   воспитания:

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

2.       Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

3.       Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость.  Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.

4.       Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.

5.       Важна связь с самовоспитанием.

6.       Скрытая   позиция   воспитателя.

7.       Сложность   диагностики   результата.

Цели воспитания: основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности  конкретного   ребёнка,   с   учётом   его   возрастных   особенностей.

                Педагог                                                    Воспитанник  

Сущность процесса заключается в том, что внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного).  Перевод в область сознания человека с тем, чтобы выразиться в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Структура   процесса    воспитания

элементы   личности

 

Самовоспитание – это  сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая деятельность человека над собой, возникает в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и усовершенствование личности.

Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет добиться.

 

Отличительные   черты    самовоспитания:

 

1. самостоятельная работа.

3. систематическая   работа по укреплению достоинств и изжитию недостатков.

 

Структура:

         1.  Адекватная самооценка;    2.  Потребность в самовоспитании;

         3.  Развитие  мотивации   (личностные,    узко-социальные–семья,

          широко-социальные –общество);       

4.  Определение цели (цель должна быть простой и осознаваемой, реально достижимой);

5.  Составление программы  и плана (план должен быть кратким и включать действия по выполнен6ию программы, программа - содержательная сторона работы над собой);      

6.  Принятие решений (волевой аспект);

7.  Применение методов самовоздействия:  

а)методы самоовладения (с/убеждение, с/критика, с/принуждение, с/контроль,   с/приказ,  с/внушение;

б) методы самопознания  (с/наблюдение,  с/анализ,  с/оценивание)

в)   методы самостимулирования     (с/одобрение,   с/поощрение,   с/наказание).

         8.  Мобилизация своей активности  и воспитанности.

         9.  Итоговый самоконтроль.

         10.  Формирование   новой   адекватной   самооценки.

Организация    с/воспитания    учащегося:

 

1.       Побуждение    школьников    к с/воспитанию (необходимо убедить     детей в возможностях с/воспитания, стимулировать, приводить    примеры,   оказание ребёнку помощи в самопознании  и научить  составлять план и программу.

2.       Вооружение школьников методами самовоспитания.


 

Перевоспитание –  это    целенаправленное влияние  на личность ребёнка с отклонениями  в поведении,  целью   которого является актуализация положительного фонда и преодоление своих недостатков.

        

Основные    идеи    процесса    перевоспитания

 

1.   Любая личность автономна,  нельзя переделать, перекопать,  можно лишь помочь   человеку осознать  свои проблемы  и захотеть их решить.

2.   Мы стремимся не подавить отрицательные, а развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка.

3.   перевоспитание предполагает обращение   к внутренним силам  и потенции  самого ребёнка.















Список   литературы:

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

2. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребёнка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб: Издательство «Питер», 2000.

3. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1980.

4. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1996.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. -  М.

6. Подласый

7. Рабочая книга школьного психолога / Пол ред. И. В. Дубровиной. М., 1991Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте. Проблемы становления личности. М., 1994.

8. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

10. 

Похожие работы на - Основные направления и содержание воспитательного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!