Организация общения в условиях высшей школы. Модели общения преподавателя высшей школы
РЕФЕРАТ
Тема: «Организация общения в
условиях высшей школы. Модели общения преподавателя высшей школы»
План
1. Содержание и структура
педагогического общения…………………….3
2. Особенности педагогического
общения в вузе…………………………..5
3. Стили и модели общения
преподавателя высшей школы………………6
4. Список используемой
литературы………………………………………10
1. Содержание и
структура педагогического общения.
Исследования в
области педагогической психологии показывают, что значительная часть
педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и
методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического
общения.
Педагогическое
общение –
специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время
подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме
взаимодействия с другими людьми, включающий коммуникативный, интерактивный и
перцептивный компоненты.
Педагогическое
общение –
совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач
воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и
учащихся.
Человеческие взаимоотношения,
в т.ч. и в учебном процессе, должны строится на субъект-субъектной основе,
когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники
процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой
контакт «преподаватель – студент», а межличностный контакт, в результате
которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и
открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается
оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной,
поведенческой сферах каждого из участников общения. Т.о., замена межролевого
общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в
обучении.
Основные формы
педагогической деятельности протекают в условиях общения. Содержание общения
составляет обмен информацией, но этим общение не исчерпывается. Важнейшей
стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в
другом, транслировать себя в другого через совместную деятельность. Это уже личностное
общение. Общающиеся люди стремятся поделиться своим бытием с другими,
обсудить какие-то события, волнующие обе стороны. Это - личностное
взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. В этом
смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных
задач.
Общение выступает
в трех аспектах:
·
как
средство решения учебных задач;
·
как
система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
·
как
способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором
сочетаются обучение и воспитание;
·
как
процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Итак,
преподаватель вуза предстает как инициатор и руководитель процесса общения,
суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и
студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией,
учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция
личности педагога обучаемым.
Исследования
проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую
структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой
преподавателя.
Этапы
педагогического общения:
1. Прогностический этап: в
процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе
подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование
коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
·
педагогическим
целям и задачам;
·
общей
педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
·
творческой
индивидуальности самого педагога;
·
индивидуальным
особенностям студентов;
·
предлагаемой
системе методов обучения и воспитания.
2. Начальный период общения:
организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими
элементами этого этапа являются:
·
конкретизация
спланированной модели общения;
·
уточнение
условий и структуры предстоящего общения;
·
осуществление
изначальной стадии непосредственного общения.
3. Управление общением в
развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических
требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:
·
становление
психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного
восприятия студентами;
·
разработка
психологически обоснованной партитуры лекции;
·
создание
обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
·
управление
познавательной деятельностью студентов;
·
единство
делового и личностного аспектов;
·
целостная,
педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов.
4. Анализ осуществленной системы
общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
2. Особенности
педагогического общения в вузе
Вуз отличается от
школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция
вуза – формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено
общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения
в звене «преподаватель – студент» качественно отличается от школьного самим
фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере
способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной
деятельности.
В системе
вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:
1. взаимоотношения ведомый –
ведущий;
2. взаимоотношения сотрудничества
обучаемого и обучающего.
Основные требования
к отношениям «преподаватель – студент», «студент – студент» можно
сформулировать следующим образом:
·
взаимодействие
факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
·
формирование
духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
·
ориентация
системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием
и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
·
использование
профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и
обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Такой стиль
формируется под влиянием двух активных факторов:
·
увлеченности
наукой, предметом;
·
стремления
превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так
называемого педагогического чувства.
3. Стили
и модели общения преподавателя высшей школы.
Высшая школа
предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета,
вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование
собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием
творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей.
Важной задачей
начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей
воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его
выработке способствуют такие приемы:
-
включение
студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
-
создание
форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие
в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в
печати и т.д.;
-
совместная
научно-исследовательская работа
-
совместные
нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве,
профессии, книгах;
-
участие
профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры,
олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).
Педагогическое
воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного
к научно-поисковому, от официально-регламентированного к
неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к
этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В
этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или
стиль общения. В стиле находят выражение:
·
особенности
коммуникативных возможностей педагога;
·
достигнутый
уровень взаимоотношений;
·
творческая
индивидуальность педагога;
·
особенности
студенческого коллектива.
Стиль общения
воплощает социально-этические установки общества, вуза, он отражает личностный
и педагогический уровень педагога, его эмоционально-психологические
особенности. Оптимальный стиль общения – это общение, основывающееся на
увлеченности преподавателя и студентов совместной деятельностью, отражающее
саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе
взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков
профессионально-педагогического общения.
Известный психолог
В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе
увлеченности совместной деятельностью.
2. Общение на основе дружеского
расположения.
3. Общение – дистанция.
4. Общение – устрашение.
5. Общение – заигрывание.
6. Общение – превосходство.
Чаще всего в
педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции,
когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за
рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется
типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 –
«СОКРАТ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их
провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в
учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту
собственных позиций, учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 –
«РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе
считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися,
отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия
важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 –
«МАСТЕР». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному
копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении
к жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 –
«ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко
добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик,
как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым
приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все
вместе взятые, в педагогической практике.
МОДЕЛЬ 5 –
«МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных
школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением
их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым
учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного
результата.
МОДЕЛЬ 6 –
«ТРЕНЕР». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся
в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не
важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится
роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат,
блестящий успех, победа.
МОДЕЛЬ 7 –
«ГИД». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен,
сдержан. Ответы на все вопросы емц известны заранее, как и сами вопросы.
Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален
специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли
педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
Следует не только
развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам
культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный
учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных
ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом
общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет
личность педагога.
Список
используемой литературы
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л.
А. Психология высшей школы. – Минск, 1981.
2. Кан-Калик В. А. Основы
профессионально-педагогического общения. – Грозный, 1979.
3. Педагогика и психология
высшей школы: Учебное пособие/ под ред. Булановой – Топорковой М. В.– Ростов
н/Д, 2002.
4. Смирнов С. Д. Педагогика и
психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.