Нетрадиционные формы обучения русскому языку
Украйченко
Наталья Николаевна.
КРАСОТА ВОКРУГ
НАС…
Симметрия
является одной из наиболее фундаментальных и общих закономерностей мироздания:
неживой, живой природы и общества. С симметрией мы встречаемся всюду.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого
творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют
все без исключения направления современной науки. Так же существует такое
явление как асимметрия.
Люди редко
задумываются о том, что наш мир является совокупностью этих двух понятий,
а так же, что именно симметрия является основой гармонии. Но в то же
время, мы практически не можем представить свою жизнь и окружающий нас мир
без асимметрии. Возникает вопрос, почему эти понятия практически неразделимы?
Симметрия – это абстракция или реальность? Для того, чтобы разобраться в
том, является ли симметрия фундаментальным свойством природы, или понятием
чисто математическим, понадобилось множество соответствующей литературы, так
же был проведён ряд опросов среди старшеклассников МОУ лицея № 57, который
позволил сделать некоторые выводы по данной теме.
В разных
странах и в разные времена симметрия определялась по-разному.
Аристотель писал, что симметрия это: «Состояние, которое характеризуется
соотношением крайностей». В «Кратком Оксфордском словаре» симметрия
определяется как «…красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или
любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью» (сам термин
«симметрия» по-гречески означает «соразмерность», которую древние философы
понимали как частный случай гармонии - согласования частей в рамках целого). А
Дж. Ньюмен говорил: «Симметрия устанавливает забавное и удивительное родство
между предметами, явлениями и теориями, внешне, казалось бы, ничем не
связанными: земным магнетизмом, равновесными конфигурациями кристаллов,
романскими соборами, снежинками, музыкой, теорией относительности...».
Что же такое
симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Существуют, в принципе, две группы симметрий. К первой группе относится
симметрия положений, форм, структур. Это та симметрия, которую можно
непосредственно видеть. Она может быть названа геометрической симметрией.
Вторая группа характеризует симметрию физических явлений и законов природы. Эта
симметрия лежит в самой основе естественнонаучной картины мира: ее можно
назвать физической симметрией.
Целью этой
работы являлось выяснить: Можно ли представить друг без друга понятия симметрии
и асимметрии? Было проведено много опросов, исследований, прочитано большое
количество книг и теперь можно смело сказать: «Нет, понятия симметрии и
асимметрии не разделимые, а друг друга дополняющие!» С симметрией мы встречаемся
везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через
всю многовековую историю человеческого творчества. Принципы симметрии играют
важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре,
живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие
неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь,
подчиняются принципам симметрии. Существует множество видов симметрии в
растительном и в животном мире, но при всем многообразии живых организмов,
принцип симметрии действует всегда, и этот факт еще раз подчеркивает
гармоничность нашего мира
Помимо
симметрии существует также понятие асимметрии: Симметрия лежит в основе вещей и
явлений, выражая нечто общее, свойственное разным объектам, тогда как
асимметрия связана с индивидуальным воплощением этого общего в конкретном
объекте.
Исследовательская
часть.
1.Среди учеников
МОУ лицея № 57 был проведён опрос на тему «Симметрия и асимметрия вокруг
нас». Им было предложено назвать предметы, которые, по их мнению,
ассоциируются с понятиями симметрия и асимметрия. Результаты данного опроса
представлены в таблице:
Фамилия, Имя
|
класс
|
Симметрия
|
Асимметрия
|
Попова Елена
|
9 «Б»
|
Бабочка
|
Границы чего-либо
|
Зубкова Ирина
|
Сердце
|
Ветки деревьев
|
Воробьёва Алина
|
9 «Б»
|
Правая и левая рука
|
Погодные явления
|
Казарова Светлана
|
9 «Б»
|
Ромашка
|
Пизанская Башня
|
Конопельцев Денис
|
9 «Б»
|
Звезда
|
Облака
|
Сергеева Наталья
|
9 «Б»
|
Снежинка
|
Причёска
|
Милютина Злата
|
8 «А»
|
Орнамент
|
Зуза Дмитрий
|
3 «В»
|
Квадрат
|
Камни
|
Вывод:
В ходе
проведения опроса ребята с лёгкостью называли предметы, связанные с понятием
симметрии, а вот асимметрия вводила их в некоторое затруднение, следовательно,
несмотря на то, что наш мир, казалось бы, полон асимметрии, красота и гармония
нам все-таки ближе.
2.Суть
этого исследования заключалась в том, чтобы выявить интерес к проблеме
симметрии среди учеников старших классов. В процессе этой работы ученикам
9-11-х классов предлагалось ответить на вопрос: «Вы
задумывались над многогранностью симметрии?». После анализа полученных
результатов была составлена диаграмма (числа являются процентами опрошенных).
Вывод: Если посмотреть на данную
диаграмму, то можно сказать о том, что подростки практически не задумываются
над проблемой симметрии, но чем старше мы становимся, тем больше хотим познать
окружающий нас мир.
.