Современные культуротворческие технологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,63 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные культуротворческие технологии

CoolReferat.com

Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ

Филиал Московского государственного университета культуры и искусств

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин








КУРСОВА РАБОТА

по социальной – культурной деятельности

«Современные культуротворческие технологии»



                                                                                               Выполнила:

студентка

Шайхетдинова Н.И._____

 Специальность СКД

Курс 1 Группа 903

Проверил:

кандидат исторических наук, доцент

Низамова М.С._______


                                  Набережные Челны, 2010

Содержание

Введение                                                                                                                       3

1.  Теоретические подходы в технологии СКД                                                        5

1.1.  Сущность определения понятий СКД                                                               5

1.2.  Технологии СКД в разные исторические периоды                                          7

1.3.  Современные технологии, используемые учреждениями культуры            14

2.  Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны                                                             19

2.1.   Условия организации                                                                                       19

2.2.  Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны                                                                             23

2.3.  Выводы и рекомендации                                                                                   34

Заключение                                                                                                                 37

Список используемой литературы                                                                           38





Введение

Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

Сегодня наиболее актуально работать с молодежью. Одной из наиболее острых проблем в данной сфере остается недостаточная реализация педагогического потенциала в культурно-досуговой деятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, все более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств подростков.

Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами культурно-досуговой деятельности, в которой участвуют подростки, должны стать:

- решение общих задач социализации личности;

- организация содержательного досуга в целях профилактики подростковой беспризорности преступности, наркомании, суицидов;

- психологической коррекции личности; социальной адаптации и реабилитации подростков-инвалидов, и т.д.

Проблеме воспитания подростков в культурно-досуговой сфере,  посвящен ряд исследований, в которых отражены различные аспекты: научно-теоретическое обоснование досуговой деятельности как явления, формирующего личность (Т.И.Бакланова, А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка методик работы в коллективах (В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).

Предмет исследования: культуротворческие технологии.

Объект исследования: молодежный центр «Шатлык».

Цель: изучить культуротворческие технологии на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».

Задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты культуротворческих технологий;

- изучить на практике развитие культуротворческих технологий,  на примере деятельности молодежного центра «Шатлык».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.  Теоретические подходы в технологии СКД

1.1.  Сущность определения понятий СКД

В разные исторические периоды СКД называлась:

-внешкольное образование (до 1920 г.)

-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

-культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений  была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности («Закон о культуре»)[2 c. 125].

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

Отличительные черты СКД:

-гуманистический характер

-культурологический характер

-развивающий характер

Функции СКД:

-развивающая

-информационно-просветительская

-культурно-творческая

-рекреационно-оздоровительная

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом:

- творческий уровень — преобладание творческих моментов в деятельности;

- репродуктивно-творческий уровень — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

- репродуктивный уровень — простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

1.2.  Технологии СКД в разные исторические периоды

В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.

После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).

Большое распространение получили коллективы “Живая газета”, “Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодежи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б)» О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности [5 c. 196].

Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведен Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).

Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм” Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости” Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др. [5 c. 182].

С конца 50-х гг. наиболее зрелые самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).

Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).

Обогащение художественной сокровищницы социалистического общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Новым свидетельством внимания партии к развитию художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975). Такие фестивали предполагается проводить раз в 5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917. В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.

В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.

Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.) [19 c. 85].

На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счет талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы. К руководству художественной самодеятельностью привлекаются мастера профессионального искусства. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Без номеров художественной самодеятельности не обходится ни один концерт районного, городского, областного и даже Российского масштаба.

Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются – проведение общегородских праздников, массовых гуляний.

В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.

Основные мероприятия, которые не обходятся без художественной самодеятельности – это: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские гуляния, День Победы, День защиты подростков, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери и многие другие.

В России каждое учебное заведение, практически каждое предприятие имеют свои коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество слепых не представляет своей жизни без художественной самодеятельности и имеет следующие коллективы:

1. Народный коллектив театр “Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров и конкурсов. В репертуаре театра более 10 спектаклей, в том числе: “Доходное место” А.Н. Островского, “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр” Ж. Ануя и др. В труппе театра более 30 человек и половина из них – люди с ослабленным зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В 1997 году театр стал Лауреатом фестиваля профессиональных театров к 100-летию Федерико Гарсии Лорки, а в 2001 году – Лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров “Протеатр” [16 c. 87].

2. Народный театр звука “Русская рапсодия” возник на основе любительского оркестра русских народных инструментов Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить за рамки деятельности привычного инструментального состава и достигло профессионального уровня. Одним из подтверждений тому является присвоение коллективу в 1998 г. звания “народный”. Стиль коллектива соединяет в себе традиции и современность. Наряду с народными мотивами звучат русская классика, авторские песни и романсы, эстрадные ритмы. Разнообразные по количеству инструментов ансамблевые составы способствуют мобильности, удовлетворяют вкусы любой аудитории.

3. Класс академического вокала. В репертуаре солистов класса – арии и романсы из опер русских и зарубежных авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт и др.), старинная музыка (Гендель, Глюк, Кариссими и др.), песни и ансамбли прошлых лет (Хренников, Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой и др.), городской романс и народные песни (Русские, украинские, неаполитанские и т.д.).

4. Народный коллектив «Хор русской песни» приглашает всех, кто любит задушевные русские песни, частушки, плясовые и шуточные наигрыши. По составу коллектив смешанный, преобладают женские голоса. Пение основано на народной манере, что придает особые тембровые краски звучанию хора.

5. Ансамбль “Старинушка” исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни. Выступления этого небольшого мобильного коллектива очень нравятся публике.

6. Шоу-группа «Премьер»  – молодежный коллектив, имеющий в своем репертуаре вокально-хореографические миниатюры, чтецкие и танцевальные номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединенные увлекательным сюжетом. Отличительные черты группы – совместное творчество и синтез жанров, поэтому участники могут проявить себя сразу в нескольких качествах: сценариста, исполнителя, постановщика номеров, создателя костюмов и реквизита. [8 c. 147]

Таким образом, технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить к любым историческим условиям  социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

1.3.  Современные технологии, используемые учреждениями культуры

В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сфере культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основы группы: общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные [14 c. 112].

1. Общие технологии представляют собой группу технологий ориентируемых на процессы, характерные для всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».

2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещен творчества, активного отдыха, спорта и развлечений».

3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».

4. Данная классификация построена по методическому признаку и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.

Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке [7 с. 56]:

В предложенной классификации подразделяют функ­циональные технологии на следующие группы:

- технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;

- технологии самодеятельного творчества;

- креативно-оздоровительные технологии.

К дифференцированным технологиям исследователь относит:

- методику организации досуга детей и подростков;

- методику молодежного досуга;

- методику семейного досуга;

- методику организации досуга лиц среднего и пожилого
возраста. [10 c. 69]

Подобная классификация недостаточно широко охватывает  сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество. Позднее коллектив авторов предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, логическое обоснование. В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий

Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков взрослых.

Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и ее ресурсы в процессе досуга.

Пятая группа технологий объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.

По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.

Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие просветительные технологии.

Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии.

Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.

Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные.

В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.

Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:

Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.

Специализированные, или групповые технологии, ориентиро­ванные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).

В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.

Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп.

В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.

Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.

К современным технологиям, используемым учреждениями культуры относятся:

- технологии изучения;

- технологии сохранения;

- технологии восстановления;

- технологии освоения;

- технологии использования культурных ценностей;

- технологии использования культурного наследия современного общества;

- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

- различные виды творчески формирующих, развивающих технологий.

- организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;

- развитие авторского творчества, авторских школ

- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.

- возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности;

- расширение сети творческих лабораторий, мастерских, художественно-творческих товариществ, студий, школ, центров, объединений эстетического воспитания и технического творчества;

-  активное внимание к художественному моделированию одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной обработке дерева, камня, кости и т.д;

- технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта, метод символических и фантастических аналогий;

- мозговая атака как способ развития творческого, образного мышления.

- сущность программно-ролевого метода, его значение для выработки у учащихся способности действовать в предлагаемой ситуации в соответствии с выбранной ролевой функцией;

- использование метода объектов и метода морфологического анализа для соци­ально-культурной деятельности;

- активизация поиска оригинальных творческих идей с помощью метода наводящих контрольных вопросов;

- тенденции к расширению культуротворческих процессов в открытой социальной или экологической среде;

- закрепление права участников самодеятельного творчества на художественный плюрализм. [12 c. 174]

Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных классификаций социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования  сфер общественной жизни и др.

Итак, социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического управленческого потенциала педагогики.

Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.

Наука и практика социально-культурной деятельности не стоит на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности.

2.  Практическое исследование опыта применения технологии молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны

2.1.  Условия организации

В молодежном центре «Шатлык» работают 32 творческих коллектива. В 2008-2009 учебном году был сделан больший упор на подростковые и молодежные объединения. Педагогическому составу была поставлена задача: достижение в учебном процессе результативности, качества, выявление талантливой и одаренной молодежи с дальнейшим продвижением на профессиональные сцены города и Республики.

Вид деятельности:

Создание условий для нравственного и патриотического воспитания молодежи, интеллектуального развития молодежи и подростков, поддержки художественного творчества, реализация творческого потенциала молодого поколения, развитие творческих навыков и способностей подростков, подростков и молодежи на профессиональном уровне. Создание и обучение сильных творческих коллективов, певцов и солистов города.

Организация культурно-досуговых мероприятий, танцевально-развлекательных вечеров, молодежных тематических программ, конкурсов, фестивалей, акций и т.д. Разработка программ и мероприятий по развитию татарского языка, национальной культуры и искусства, работы выставочного зала по различным направлениям народно- прикладного искусства.

Основным направлением деятельности Молодежного центра «Шатлык» является: выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества, национальной культуры. В центре реализуются программы, направленные на творческое интеллектуальное развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, форумы.

В МАУ «Молодежном центре «Шатлык» в 2010 году проводится работа следующих творческих коллективов, молодежных общественных объединений.

Таблица 1

Творческие коллективы, молодежные общественные объединения Молодежного центра «Шатлык»

Название коллектива

Направление

Руководитель

Возраст


Творческие коллективы:

1

Студия восточного танца «Эль-Деви»

восточные арабские танцы

Хисамова Эльвира Маратовна

- младшая группа 5-7 лет;

- средняя группа 9-12 лет;

- взрослые 15 до 60 лет.

2

Студия народного танца «Амира»

танцы народов мира

Сян Иннеса Луновна

- младшая группа 8-12 лет;

- средняя группа 12-17 лет;

- взрослая группа 18-50 лет.

3

Студия бального танца «Фристайл»

спортивные бальные танцы

Анчина Вилера Василовна

6-11 лет.

4

Студия бального танца «Глория»

спортивные бальные танцы

Зарипов Фаиль Рауфович

12- 15 лет

5

Хореографический ансамбль «Овации»

современные танцы, модерн, акробатика

Нечаева Анна Владимировна

- младшая группа 5-8 лет;

- средняя группа 15-25 лет.

6

Денс-шоу «Axel»

современные направления (club dance, Go-Go, Tecktonik dance, Jazz modern и др. направления)

Имамутдинова Зилия Рифовна

- младшая группа 8-12 лет;

- старшая группа 12-18 лет.

7

Студия «Брейк-данс»

нижний брейк-данс

Чигрин Александр Анатольевич

от 12 и старше.

8

Современные танцы

современные направления: Tecktonik

Валиев Данис

13 и старше

9

Вокальная студия «Сайран»

эстрадное

Еремина Анюза Гиндулловна

от 12 и старше.

10

Вокальный ансамбль «Сэмбель»

эстрадный вокал

Муллагалиева Лилия Зуфаровна

с 6 до 20 лет.

11

Вокальная студия «Ас-Соль»

эстрадное

Семенова Татьяна Николаевна

- младшая группа  3- 6 лет;

- средняя гр. 6-10л.; 10-14л.

-старшая группа15-20лет.

12

Театр моды «Стайл»

пластика движения; сценическое и актерское мастерство

Сян Иннеса Луновна

- младшая группа 8-12 лет;

- старшая группа 12-18 лет.


Молодежные общественные организации:


МОО «Яна сулыш»

сохранение национальных традиций и воспитание гражданственности и патриотизма

Зиннурова Илюса Азатовна

17-25 лет

2

 МОО «Молодые мастера»

поддержка и развитие молодых талантливых исполнителей и коллективов;

сохранение и развитие культурных традиций.

Логвинова Анастасия Александровна

от 14 до 25 лет

3

МОО Татарская лига КВН

активизации и развитию самодеятельного творчества татарской молодежи.

Таштабанова Фарида Якубовна


4

Творческая организация молодых людей с ограниченными возможностями

поиск, стимулирование и поддержка талантливых молодых людей с ограниченными возможностями города; повышение творческой активности среди молодых людей с ограниченными возможностями;

расширение и укрепление творческих контактов.

Пиминов Алексей Геннадьевич



Проекты:

1

Школа искусств и анимации

вокальное исполнение, эстрадная хореография, актерское мастерство, пластика движения, сценическая речь

Прозорова Людмила Алексеевна

от 10-20 лет

2

Молодежный проект «Челны – ТОП – 13»

вокальное

хореографическое

Прозорова Людмила Алексеевна

от 15 до 25 лет

Молодежный центр «Шатлык» имеет большой опыт в организации и проведении всевозможных праздников, шоу программ, корпоративных мероприятий, концертов.

Молодежный центр «Шатлык» предлагает следующие услуги: 

- Аренда шоу-зала на 120 человек для проведения мероприятий;

- Прокат и пошив сценических, театральных, маскарадных костюмов;

- Проведение детских утренников, игровых программ, дней рождения;

- Проведение заказных тематических мероприятий, корпоративных вечеров, - Концертных и развлекательных программ (в том числе выездных);

- Ведущие, концертные номера, аниматоры, разработка сценариев;

- Запись рекламных аудиороликов, фонограмм формата «+».

Таким образом, в молодежном центре «Шатлык» созданы все условия для применения культуротворческих технологий.

2.2.  Опыт применения технологий СКД в деятельности молодежным центром «Шатлык» г. Набережные Челны

На протяжении 15 лет  в молодежном центре «Шатлык» большое внимание уделяется  талантливой и творческой молодежи. Главным  направлением деятельности является: выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного  творчества молодежи и подростков; привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни.

В центре  создаются и реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы.

Также приоритетными направлениями деятельности МЦ «Шатлык» являются:

¾   военно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения  и молодежи;

¾   воспитание национального самосознания, сохранение и развитие национальной культуры, языка  и традиций татарского народа, создание  благоприятных условий для консолидации татарской молодежи; укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование толерантного отношения к представителям других культур и национальностей;

¾   профилактика негативных влияний в молодежной среде;

¾   развитие молодежного общественного движения;

¾   работа со студенческой и работающей молодежью города.

Основные направления деятельности:

¾ выявление и поддержка талантливой молодежи

¾ содействие развитию самодеятельного и профессионального творчества

¾ развитие национального татарского творчество и культуры. 

Объединение творческой молодежи «Молодые мастера»

¾ Форум творческой молодежи

¾ Фестиваль творчества «Молодые мастера»

¾ Фестиваль солдатской песни

¾ Профильная смена «Музыкальная галактика»

¾ Профильная смена "Кодекс Чести"

¾ Профильная смена "Школа "Татарская лига КВН"

¾ Зональный тур Республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык»

¾ Городской праздник «День призывника»

¾ Городской праздник «День победы»

¾ Городской праздник «День молодежи»

¾ Городской праздник «День города»

 Одним из приоритетных направлений деятельности МЦ "Шатлык" является организация студии эстрадного вокала, где берет свои истоки творчество и мастерство солистки Вероники Ереминой.

В данный момент действуют студии с общим охватом более 2000 человек:

Театр Моды:

-студия национально-стилизованной одежды «Ак кош»

-студия молодежной моды «Авангард»

-экспериментальная студия театрализованных костюмов «Миледи»

Танцевальные коллективы:

-народные

-эстрадные

-бально-спортивные

-восточные

-степ

-«брейк-данс»

-хореографические

-шоу-балет «Айверон»

Вокальные коллективы:

-молодежный татарский ансамбль «Сайран»

-молодежный вокально-хореографический ансамбль «Остабике»

-ансамбль «Сомбель» (младшая, средняя и старшая группы)

-квартет «Фляж»

-татарская вокальная студия солистов

Студии обучения игры на музыкальных инструментах:

-ансамбль «Гармонист»

-игры на ударных инструментах

-игры на гитаре.

Достойным результатом и наградой за активные занятия в студиях явились достижения и признания молодых талантов:

- Молодежным фольклорным вокально-хореографическим ансамблем «Остабике» на Республиканском конкурсе-фестивале фольклорных коллективов, посвященных 1000-летию города Казани, был завоеван диплом лауреатов первой степени.

- Солистка Вероника Кузнецова на Республиканском фестивале «Созвездие 2008» в городе Казань стала дипломантом конкурса. Заняла первое место на фестивале «Балкыш йолдызлары»; лауреат конкурсов «Тан йолдызлары», «Жемчужина 2008»; приняла участие в международном фестивале искусств «Роза ветров» в городе Бугульма, где заняла второе место, и получила приглашение на второй тур в г. Москва; награждена стипендией главы администрации города Набережные Челны 2008/2009 года.
Вероника Кузнецова занимается у талантливого педагога по вокальному искусству Муллагалиевой Лилии Зуфаровны.

- Впервые образованная в нашем городе, в молодежном центре «Шатлык» команда «Би квартал», явилась первопроходцем в популярном молодежном движении «Брейк данс» и завоевали диплом первой степени в городе Уфа.
· Вокалисты татарского продюсерского центра «Язмыш» Гасанова Азиза и Гиниятуллин Артур принимали участие в международном фестивале «Наследники Сююмбике» в городе Ялта и привезли дипломы лауреатов.

- Солисты татарского продюсерского центра «Язмыш» Дамир Хабибуллин, Светлана Валиахметова, Гасанова Азиза и Гиниятуллин Артур являются лауреатами Республиканских конкурсов «Тан йолдызлы», «Тургай». Дипломантами Республиканского телевизионного фестиваля эстрадного искусства «Созвездие-йолдызлык».

- Мастера по национальной вышивке и сценических модельных костюмов заняли первое место в номинации «Декоративно- прикладное искусство» в Республиканском молодежном конкурсе – фестивале народного творчества и декоративно-прикладного искусства «Ватан 2008». Им были вручены диплом и кубок.

- Квартет «Фляж» стали победителями ХI-го ежегодного фестиваля популярной музыки и современного танца «Жемчужина».

- Молодежному центру «Шатлык» был вручен диплом за большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства на республиканской выставке «Декоративно-художественного и прикладного искусства» выставочным предприятием «Экспо-Кама».

- Шоу–балет «Айверон» в этом году явились дипломантами фестиваля танцевального искусства «Танцевальная феерия».

- Молодежный татарский ансамбль «Сайран» на региональном фестивале фольклорных коллективов посвященных 60-летию победы ВОВ стали лауреатами с композицией «Су буенда». Являются дипломантами «Созвездия 2009»; заняли первое место на городском конкурсе-фестивале вокальных коллективов «Чишмэлэр».

- Общественный танцевальный клуб «Вальс» выставил шоу – балет «Dance Way» на 9-ый международный конкурс «Кубок ЦСК» в номинации «Вальс победы - 2009» г. Москва, где было завоевано призовое место. В начале 2009 года лучшие коллективы от общественного танцевального клуба «Вальс» приняли участие в открытом кубке России по современным танцевальным направлениям в г. Москва где их документально оформили в «Федерацию современных и эстрадных танцев Республики Татарстан». Шоу – балет «Dance Way» участвовал в фестивале «Российские Таланты - 2009» г. Москва в номинации «Фармейшн» где заняли призовое место.

- Директор Молодежного центра «Шатлык» Еремина Айна Гиндуловна является поэтом и композитором города. Знаменитая песня «Чаллыда Бэйрэм» была специально написана ко «Дню Республики Татарстан» и «Дню города». «Йэ, ходаем», «Чаллы чишмэсе», «Алма чуар атлар чаба», «Яратам», «Я люблю тебя жизнь», «Даже если» - это лишь не многие известные песни, написанные Айной Гиндуловной, которыми открываются многие городские праздники. Еремина А.Г. стала дипломантом Российского фестиваля композиторов «Чишмэлэр» в г. Набережные Челны, в 2009 году.

Помимо студий в Молодежном центре «Шатлык» работают  молодежные общественные объединения

1. Молодежные Общественные Объединения 

¾   МОО «Молодые мастера» - рук. Федоров О.

¾   МОО «Татарская лига КВН» - рук. Таштабанова Ф.

¾   Творческое Объединение «Яна сулыш» - рук. Зиннурова И.

¾   Ассоциация трейсеров «Street Alliance» - рук. Шайдуллин Э.

¾   ОО «Много деток – хорошо»  - рук. Карташов В.

¾   Сообщество анонимных наркоманов «Новые» - рук. Бойко А.

2. Клубы

¾   Клуб любителей «Ретро» - куратор Пиминов А.

¾   Клуб общения молодых инвалидов «Вдохновение» - куратор Петрова А.

Общественная организация Татарская Лига КВН

Общественная организация Татарская Лига КВН ведет свою работу по  активизации и дальнейшему развитию самодеятельного творчества татарской молодежи, привлекая молодежь к активному участию в общественной жизни; создает благоприятные условия для консолидации татарской молодежи на основе развития  КВН на татарском языке в регионах РФ и СНГ, укрепляя дружбу и сотрудничество между татарской молодежью различных регионов. А так же приобщает молодежь к национальным  ценностям татарского народа, воспитанию у молодого поколения уважения к культурно-историческому наследию татарского народа, любви к родному языку.

Результаты работы:

¾   лига вышла на принципиально новый уровень, идет интенсивная работа по закреплению достигнутых результатов, по дальнейшему расширению зоны деятельности «Татарской лиги КВН» и продвижению в другие регионы РФ и СНГ;

¾   в каждом сезоне проводится 8-10 региональных игр КВН, в которых принимают участие 30 команд из городов Татарстана, Башкортостана, РФ, СНГ, с общим числом участников более 500 человек, с общим охватом зрителей от 500 до 800 чел. в год;

¾   «Татарская лига КВН» проводит 3-4 турнирные игры с выездом в другие города региона.

Цель и задачи:

- Активизация и дальнейшее развитие самодеятельного творчества татарской молодежи, привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни. 

- Создание благоприятных условий для консолидации татарской молодежи на основе развития  КВН на татарском языке в регионах РФ и СНГ, укрепление дружбы и сотрудничества между татарской молодежи различных регионов.

- Приобщение татарской молодежи к национальным  ценностям татарского народа, воспитание у молодого поколения уважения к культурно - историческому наследию татарского народа, любви к родному языку.

Руководитель Таштабанова Фарида Якубовна

Клуб многодетных семей «Много деток – хорошо!»

 Направления деятельности:

¾   организация детского досуга

¾   потребительская  кооперация

¾   жилищная кооперация

¾   производственная кооперация

¾   школа родителей

Руководитель - Карташов В. 

МОО "Молодые мастера"      

Цель и задачи:

1. Поддержка и развитие молодых талантливых исполнителей и коллективов

2. Создание условий для реализации творческого потенциала молодежи Челнов

3. Популяризация и развитие молодежного творчества

4. Возрождение духовных основ личности, развитие и раскрытие творческого потенциала молодежи города;

5. оказание помощи в повышении профессионального уровня молодых талантливых исполнителей и коллективов

6. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала и гармоничного развития молодого поколения

Сохранение и развитие культурных традиций

Руководитель - Федоров О.

Клуб любителей танцевать "Ретро" руководитель Пиминов А.

Цель:

¾   создание условий для организации отдыха и занятости людей пенсионного возраста;

¾   расширение и укрепление творческих контактов.

Клуб общения молодых инвалидов "Вдохновение" руководитель Петрова А.

Цель:

¾   поиск, стимулирование и поддержка талантливых инвалидов города;

¾   повышение творческой активности среди инвалидов города;

¾   расширение и укрепление творческих контактов;

Творческое Объединение «Яна сулыш» - рук. Зиннурова И.

Цель и задачи:

¾   Ознакомление молодежи с историей, духовными ценностями, обычаями и традициями татарского народа;

¾   Воспитание в них лучших качеств, свойственных татарскому  народу;

¾   Пробуждение у молодежи чувства гордости за свою нацию и народ, развитие национального самосознания;

¾   Воспитание толерантности и чувства уважительного отношения к другим народам.

¾   Совершенствование разговорной речи, оказание помощи в освоении татарского языка.

Руководитель Зиннурова Илюса

Творческие молодежные проекты

1. «Челны топ-13»

К участию в кастинге проекта приглашаются вокальные исполнители и хореографические коллективы  в возрасте от 15 до 25 лет.

После проведения кастинга в проекте принимают участие 50  исполнителей, которые будут проходить обучение по специальностям:

¾   Вокальное исполнение;

¾   Эстрадная хореография;

¾   Актерское мастерство;

¾   Пластика движения;

¾   Сценическая речь;

¾   Хореография.

Ежемесячно по итогам обучения педагогами номинируются  кандидаты на завершение участия в проекте, одного из которых имеют право оставить телезрители при помощи SMS-голосования, и одного – зрители отчетных концертов.

По завершению проекта останется 13 лучших исполнителей, чьи песни войдут в запись финального альбома «Хит-ТОР-13».По итогам проведения каждого ежемесячного отчетного концерта исполнительная дирекция проекта выбирает победителя в номинации «Звезда месяца». В программе предусмотрены образовательные занятия, фотосессии, практические выступления на концертах, тренинги.

2. «Интеллект портал»

Для участия  в играх сезона приглашаются команды ВУЗов, Ссузов, работающей молодежи, школьников в количестве пяти человек и один человек – наблюдающий за командой соперников.

Программа «Интеллект-портал» состоит из серии вопросов:

¾   десять командных вопросов;

¾   блиц-опрос (пять вопросов);

¾   кроссворд;

¾   вопросы болельщикам (+ пять баллов команде за правильный ответ);

¾   «Игра-наоборот»;

¾   музыкальный вопрос.

3. «Дни татарской молодежи»

Проект «Дни татарской молодежи «Милләтем киләчәге» реализуется в  рамках реализации государственной молодежной политики, Закона о языке народов Татарстана и государственной молодежной программы «Молодежь Татарстана» в городе Набережные Челны Республики Татарстана.

Проект является открытым для всех общественных организаций татарской молодежи, учреждений, учебных заведений независимо от ведомственной принадлежности и места расположения.

Проведение данного мероприятия направлено на упрочение  связей между молодежью из регионов компактного проживания татар, на основе осуществления совместных творческих проектов, обмена опытом работы, проводимой в регионах.

4. Региональный фестиваль татарского национального творчества  «Миллетем килечеге – сокровище нации».

К участию в фестивале приглашаются вокальные исполнители, авторы, композиторы, исполнители татарских песен в возрасте от 15 до 35 лет.

Фестиваль призван содействовать:

- возрождению и упрочению культурных традиций, сохранение культурного наследия татарского народа;

- укреплению толерантных, межконфессиональных и этнических отношений татарской молодежи.

- созданию системы поддержки молодых талантов через выход на профессиональную сцену, телевидение и радио.

Фестиваль проводится по  номинациям:

- Художественное чтение;

- «Вокал» по направлениям «народная песня», «эстрадная песня», «авторская песня»;

- «Хореография»;

- Инструментальная музыка.

5. Творческий проект "Татар Егете"

В целях воспитания гражданственности, патриотизма и толерантности среди молодежи в центре реализуется проект «Татар егете», который объединяет студентов  ВУЗов и ССУЗов города  неравнодушных  к культуре, истории татарского народа.

На сегодняшний день данный проект перерос в межрегиональный при поддержке Всемирного конгресса татар, который проходит в городе Казань, где челнинские конкурсанты стали абсолютными победителями 2005, 2006г.

6. Творческий проект хип-хоп музыки "BATANDA BUBE"

Проект был создан на основе I регионального хип-хоп фестиваля “Batanda Bube”

Программа проекта. В рамках проекта проводится конкурс хип-хоп команд/отдельных исполнителей. Выступления гостей (брейк-команды, рэп-группы). По итогам проведения каждого концерта определяются лучшие команды/участник в зависимости от количества заявок.

Проект проводится в Развлекательном Клубе “OPERA” один раз в месяц с декабря по апрель 2010 года.

Таким образом, в молодежном центре «Шатлык» успешно применяются культуротворческие технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений. Приорететным направлением деятельности является: выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного  творчества молодежи и подростков; привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни. Также приоритетными направлениями деятельности МЦ «Шатлык» являются:

¾   военно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения  и молодежи;

¾   воспитание национального самосознания, сохранение и развитие национальной культуры, языка  и традиций татарского народа, создание  благоприятных условий для консолидации татарской молодежи; укрепление дружбы и сотрудничества татарской молодежи, формирование толерантного отношения к представителям других культур и национальностей;

¾   профилактика негативных влияний в молодежной среде;

¾   развитие молодежного общественного движения;

¾   работа со студенческой и работающей молодежью города.

Основные направления деятельности:

¾ выявление и поддержка талантливой молодежи

¾ содействие развитию самодеятельного и профессионального творчества

¾ развитие национального татарского творчество и культуры. 

В центре  создаются и реализуются программы, направленные на интеллектуальное и творческое развитие, проводятся городские фестивали, конкурсы, выставки, форумы.

2.3.  Выводы и рекомендации

Деятельность молодежного центра «Шатлык» занимает очень важное место в социально – культурной деятельности нашего города. Необходимо  дальнейшее развитие культурно-досуговой деятельности подростков, т.е. необходимо создать условия для дальнейшего творческого развития самодеятельных, фольклорных коллективов, общественных объединений.

Творческим коллективам необходимо оказывать содействие в участии на конкурсах и фестивалях.

Опираясь на полученные данные, следует выделить следующие основные позиции, учет которых необходим при определении путей модернизации:

 – культуру (в том числе и народное художественное творчество) следует рассматривать сегодня как базовое условие возрождения экономики;

– в свете реформы бюджетных учреждений РТ, предъявляющей к муниципальным учреждениям культуры новые требования, можно предложить нормативно закрепить приоритет просветительской и развивающей функции в деятельности клубных учреждений, при которых в основном и функционируют детские самодеятельные коллективы;

 – в муниципальном задании на оказание культурно-досуговых услуг на территории муниципальных образований следует оговорить показатели творческого роста (уровень фестивалей и конкурсов, уровень исполнительского мастерства) «народных самодеятельных коллективов», действующих при местном клубном учреждении. В этом случае будут в большей степени обеспечены условия для творческого развития детских коллективов, повышения квалификации руководителя, что даст возможность поддерживать высокий уровень мастерства участников.

У занимающихся в МЦ «Шатлык» имеется одно большое преимущество, в том, что 80% клубов и студий молодежного центра являются бесплатными. Таким образом, подростки из малообеспеченных и многодетных семей свободно могут посещать все существующие студии. Как правило, в таких семьях очень много талантливых и способных подростков, у которых нет возможностей обучаться в платных клубах. Систематически у нас организуются бесплатные клубные вечера, танцевально-развлекательные программы с определенной тематикой, носящие воспитательный и познавательный характер.

В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей, в результате  чего тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств, привело к резкому их сокращению.

В мире накоплен огромный арсенал инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики.

Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства.

Важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

- Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора.

- Создание банка идей и центра молодых инициатив.

- Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста.

- Создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских объединений.

- Создание на базе молодежного центра социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

Заключение

Таким образом, социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Технологии социально-культурной деятельности очень гибки, их можно легко приспособить  к любым историческим условиям  социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Широкий спектр современных социально-культурных технологий следствие смены социокультурной парадигмы, обновления содержания, подходов, менталитета социально-культурной деятельности. Многообразие социально-культурных технологий обусловлено необходимостью освоения современного информационного, культурного, образовательного, профессионального пространства.

В данной работе была рассмотрена деятельность Молодежного центра «Шатлык», основное направление которой выявление и поддержка талантливой молодежи, развитие самодеятельного и профессионального художественного творчества, национальной культуры. В Молодежном центре «Шатлык» созданы все условия для применения культуротворческих технологий. Успешно применяются культуротворческие технологии, что показывают результаты деятельности творческих коллективов и объединений.

Список используемой литературы

1. Закон  РФ «Основы  законодательств Российской Федерации о культуре» № 115-ФЗ.

2. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ.

3. Бакланова  Т.И.  Педагогика  художественной  самодеятельности. – М., 1992. – С. 399

4. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история): Учебное пособие. – М., 1998. – С.412

5. Воловик  А.Ф.,  Воловик  В.А.  Педагогика  досуга:  Учебник.  – М., 1998. – С. 378

6. Горбатова И.И. Деятельность клубных учреждений. – М., 1999. – С. 415

7. Григорьева Е.И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева.- Тамбов, 2002.- 504с.

8. Евкин С.И., Шехтман Л.Б., Художественная самодеятельность России. - М., 1987. – С. 376

9. Ерошенков  И.Н.  Культурно-досуговя  деятельность  в  современных условиях. – М., 1994. – С.399

10. Жарков  А.Д.  Технология  культурно-досуговой  деятельности: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 403

11. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. – М., 2003. – С.  417

12. Инновационные  технологии  обучения  культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей / Под ред. А.Д. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2002. – С.  402

13. Киселева  Т.Г.,  Красильников  Ю.Д.  Социально-культурная  деятельность:  история,  теоретические  основы,  сферы  реализации,  субъекты, ресурсы, технологии: Учебная программа. – М.: МГУКИ, 2001. – С.394

14. Киселева  Т.Г.,  Красильников  Ю.Д.  Социально-культурная  деятельность: Учебник. – М., 2004. – С.  478

15. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы СКД: Учебное пособие– М., 1995. – С. 395

16. Культурно-досуговая  деятельность:  Учебник /  Под  ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. – С.296

17. Максютин  Н.Ф.  Культурно-досуговая  деятельность. –  Казань, 1999. – С.

18. Новаторов  В.Е.  Культурно-досуговая  деятельность:  Словарь-справочник. – Омск, 1992. – С.

19. Новикова  Г.Н.  Технологические  основы  социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004. – С.459

20. Современные  технологии  социально-культурной  деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов, 2002. – С.418

21. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие. – М., 2002. – С.352

Похожие работы на - Современные культуротворческие технологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!