Производственная структура дистанции сигнализации и связи
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
Государственный Университет Транспорта
Электротехнический
факультет
Кафедра
«Автоматика и телемеханика»
РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ
РАБОТА
На тему
«Производственная
структура дистанции сигнализации и связи»
По дисциплине
«Организация
и управление производством в хозяйстве сигнализации и связи (включая
делопроизводство)»
Вариант 11
ВВЕДЕНИЕ
Грузооборот железнодорожного транспорта во много раз превосходит
автомобильный и воздушный. Важнейшей задачей железнодорожного транспорта
является повышение эффективности и качества работы железнодорожного транспорта,
которая решается на основе совершенствования организации эксплуатационной
работы железных дорог и их технического перевооружения. На железных дорогах
интенсивно внедряются современные средства автоматики, телемеханики и связи,
значительно повышающие пропускную способность участков, безопасность движения
поездов и производительность труда железнодорожников, обеспечивающие
оперативность управления сложными процессами перевозок.
a последние годы значительно обновилась и усложнилась вновь вводимая
техника автоматики телемеханики и связи. Ряд устройств имеет электронную
элементную базу вместо традиционной релейной (например, системы диспетчерской,
электрической централизации), воздушные линии заменяются кабельными. B
многоканальной аппаратуре связи наряду с частотными системами уплотнения
применяются современные, с импульсно-кодовой модуляцией.
Таким образом, техническое обслуживание устройств автоматики телемеханики
и связи систематически сочетается с внедрением новой техники и модернизацией
существующей, что значительно усложняет организацию и управление хозяйством
сигнализации и связи.
Технический прогресс на транспорте требует от хозяйства сигнализации и
связи бесперебойной работы техники. В определённой степени этого можно достичь
за счёт внедрения комплекса организационно-технических мер, которые составляют
индустриальный метод технического обслуживания.расчётно-графической работе
рассчитывается производственный штат для технического обслуживания устройств,
выбираются методы и схема организации ТО устройств, рассчитывается техническая
оснащенность ШЧ, общий нормативный штат, строится организационная структура
управления дистанцией.
Исходные данные для расчётно-графической работы выбираются согласно
варианту № 11.
1. РАЗРАБОТКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ДИСТАНЦИИ
1.1 Характеристика технической оснащённости дистанции
Схема железнодорожных участков изображена на рисунке 1.
Рисунок
1 - Железнодорожные участки дистанции
Дистанция расположена в 3-й температурной зоне; обслуживает 2 участка.
Участок 1: Д-Б-И. Протяжённость 320 км. Двухпутный. На участке расположено 32
промежуточные станции. Перегоны оборудованы устройствами ДЦ (2х4-80) и
автоматической локомотивной сигнализации, 8 проводов сигнальных линий
автоблокировки подвешены на высоковольтной линии. На каждой промежуточной
станции имеются: по 10 стрелок, оборудованных электрической централизацией, и
16 светофоров.
На участковой станции Б имеются устройства автоматики: маршрутно-релейная
централизация на 120 стрелок; пост ДЦ на 8 диспетчерских кругов; 6 комплектов
приборов обнаружения нагрева аварийных букс ДИСК-Б, горочная автоматическая
централизация на 24 стрелки, для регулирования скорости движения отцепов
используется 6 замедлителей типа КВ-3.
Участок 2: А-Б-К. Протяжённость 300 км. Однопутный. На участке
расположено 50 промежуточных станций. Перегоны оборудованы полуавтоматической
блокировкой (1-28). На каждой промежуточной станции имеются: по 8 стрелок,
оборудованных электрической централизацией, и 10 светофоров.
На производственной базе ТО имеется ремонтно-технологический участок РТУ
СЦБ; транспортная оснащённость составляет 22 автомашины, 2 мотодрезины, 3 трактора.
1.2 Расчёт показателя объёма работы дистанции
Объём работы, выполненной дистанцией сигнализации и связи, измеряется в
технических единицах (т.е.). Одна техническая единица - это такое количество
техники, на обслуживание которой необходимо затратить 170 человеко-часов.
Каждому виду устройств соответствует определённое количество технических
единиц.
Таким образом, данная безразмерная величина позволяет сравнивать
техническую оснащённость различных дистанций и их подразделений независимо от
вида и количества устройств АТС. В общем виде количество технических единиц (то
есть показатель объёма работы дистанции) рассчитывается по следующей формуле:
где
- количество технических единиц на измеритель;
-
количество измерителей данного i-го устройства;
- общее
число различных i-ых устройств на дистанции.
Пример
расчёта:
Участок
Д-Б-И оснащён оборудованием ДЦ. Участок длинной 320 км. Для проводов ДЦ единица
измерения - 10 км, норматив для оценки - 0,17. Тогда количество . Умножив на норматив, получаем т.е. всего по ШЧ:
Результаты
расчёта показателя сведены в таблицу 1.
Таблица
1 - Техническая оснащённость дистанции
Станции и участки
|
Устройства
|
Единица измерения
|
Количество Технические единицы
|
|
|
|
|
|
Норматив Всего по ШЧ
|
|
Уч-ок Д-Б-И
|
ДЦ 2х4-80
|
10 км
|
32
|
0,17
|
5,44
|
Уч-ок А-Б-К
|
ПАБ 1-28
|
10 станций
|
5
|
3,00
|
15,00
|
Перегоны, промежуточные
станции
|
Провода СЦБ
|
100 пр-км
|
25,6
|
0,60
|
15,36
|
|
Стрелки ЭЦ промежуточных
станций
|
10 стрелок
|
32
|
1,78
|
56,96
|
Станция Б
|
Стрелки ЭЦ(ЭЦ\120)
|
10 стрелок
|
12
|
1,78
|
21,36
|
|
Устройство диспетчерской
централизации центрального поста
|
1 диспетчерский круг
|
8
|
3,00
|
|
Устройство диспетчерского
контроля
|
1 диспетчерский круг
|
8
|
1,00
|
8
|
|
ДИСК-Б
|
1 комплект
|
6
|
2,00
|
12
|
|
Автоматизированная
сортировочная горка
|
1 горка
|
1
|
6,00
|
6,00
|
|
ГАЦ
|
10 стрелок
|
2,4
|
1,00
|
2,40
|
|
Замедлители КВ-3
|
1 замедлитель
|
6
|
1,2
|
7,2
|
Итого
|
173,72
|
1.3 Расчёт штата для технического обслуживания устройств
1.3.1 Расчёт штата для обслуживания устройств СЦБ
Техническое обслуживание устройств автоматики, телемеханики, проводной и
радиосвязи непосредственно выполняется старшими электромеханиками (ШНС),
электромеханиками (ШН) и электромонтерами (ШЦМ) под руководством начальника
производственного участка (ШЧУ).
Количество
технического персонала, необходимого для обслуживания отдельных устройств
автоматики и связи, определяется типовыми нормативами численности,
установленными Управлением Белорусской железной дороги. Используя нормативы,
разработанные на основе отраслевых норм времени по видам устройств на
укрупненный измеритель, можно рассчитать численность старших электромехаников , электромехаников и
электромонтеров для заданных станций и участков.
Общий
контингент работников участка определяется
как сумма по всем видам устройств i на участке:
либо ,
Где
- обслуживаемые устройства;
= 1, 2,
3 - ШНС, ШН, ШЦМ - должность;
- норма
обслуживания на измеритель;
-
норматив численности чел. на измеритель.
Для
ДЦ: 1 ШНС на 1 звено ШН
чел.
чел.
чел.
Затраты
времени на работу в зимних условиях должны учитываться соответствующими
поправочными коэффициентами. Поэтому при расчёте штата для обслуживания
линейных устройств связи вводится поправочный коэффициент :
где - поправочный коэффициент к нормативам при зимних
условиях работы на открытом воздухе; определяется, как среднее значение за год
для заданной температурной зоны t:
,
где
- значение коэффициента по месяцам, приведенное в
таблице Д.1;
-
количество холодных месяцев в данной зоне.
С
учётом коэффициента перевозок и поправочного коэффициента при зимних условиях
работы на открытом воздухе количество работников равно:
чел.
чел.
чел.
чел.
При определении штата наиболее целесообразно сконцентрировать все расчёты
по видам устройств на данном участке.
Кроме того, отдельно рассчитываются штат РТУ, участка механизации и
ремонтно-восстановительной летучки связи.
Результаты расчётов сведены в таблицу 2 и таблицу 3.
Таблица 2 - Численность штата линейных производственных участков
Участки и устройства
|
Штат работников СЦБ
|
Всего
|
|
ШНС
|
ШН
|
ШЦМ
|
|
Участок Д-Б-И
|
Устройства диспетчерской
централизации
|
10
|
33
|
16
|
59
|
|
Провода СЦБ, подвешенные на
высоковольтных линиях
|
2
|
5
|
12
|
|
Стрелки ЭЦ промежуточных
станций
|
6
|
17
|
12
|
35
|
Участок А-Б-К
|
ПАБ
|
5
|
12
|
12
|
29
|
Итого:
|
23
|
67
|
45
|
135
|
Таблица 3 - Численность штата на участковой станции
Вид устройства
|
Штат работников СЦБ
|
Всего
|
|
ШНС
|
ШН
|
ШЦМ
|
|
Станция Б
|
МРЦ
|
2
|
7
|
5
|
14
|
|
Центральный пост ДЦ
|
1
|
5
|
1
|
7
|
|
Устройство автоматической
локомотивной сигнализации
|
-
|
5
|
-
|
5
|
|
Устройства обнаружения
нагрева аварийных букс и дистанционно-информационной системы контроля
|
1
|
8
|
-
|
9
|
|
ГАЦ
|
1
|
5
|
1
|
7
|
|
Замедлители КВ-3
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Итого:
|
6
|
31
|
9
|
46
|
1.4 Разработка структур звеньев, производственных бригад,
производственных участков для каждой крупной станции и железнодорожного участка
Организационные структуры ТО устройств связи разрабатываются отдельно для
двух участков и участковой станции на основании данных таблиц 2 и 3. Разработка
основывается на следующих принципах.
Каждый ШНС возглавляет производственную бригаду по СЦБ, которая может
состоять из ряда цехов, содержащих по 2-5 ШН и ШЦМ и возглавляемых ШНС.
Две-пять производственных бригад составляют производственный участок (ПУ),
возглавляемый начальником производственного участка (ШЧУ). Начальники
производственных участков подчиняются непосредственно заместителю начальника
дистанции по связи - ШЧС и главному инженеру (ШЧГ).
Техническое обслуживание устройств СЦБ на участке Д-Б-И.
На участке протяжённостью 320 км штат по расчёту составляет: ШНС - 18
человек, ШН - 55 человек, ШЦМ - 33 человека. Для ТО устройств СЦБ
производственный штат (ШН + ШЦМ) из 88 человек разбивается на 18 бригад. Каждую
бригаду возглавляет ШНС. Средняя протяжённость участка каждой бригады - 17,8
км. Штат обслуживает линейные устройства ДЦ, ЭЦ на промежуточных станциях,
сигнальные провода АБ. Организационная структура ТО устройств СЦБ на участке
Д-Б-И приведена на рисунке 2.
Техническое обслуживание устройств ПАБ на участке А-Б-К.
На участке протяжённостью 300 км штат по расчёту составляет: ШНС - 5
человек, ШН - 12 человек, ШЦМ - 12 человек. Для ТО устройств ПАБ
производственный штат (ШН + ШЦМ) из 24 человек разбивается на 5 бригад. Каждую
бригаду возглавляет ШНС. Средняя протяжённость участка каждой бригады - 60 км.
Организационная структура ТО устройств ПАБ на участке А-Б-К приведена на
рисунке 3.
Рисунок
3 - Организационная структура ТО устройств ПАБ на участке А-Б-К
Техническое
обслуживание устройств СЦБ участковых станции Б и М.
Организационная
структура ТО устройств на участковой станции Б приведена на рисунке 4.
Рисунок
4 - Организационная структура ТО устройств на станции Б
1.5 Расчёт штата производственной базы технического обслуживания
Общая численность штата ПБТО определяется суммированием штата
ремонтно-технологического участка РТУ, бригады аварийно-восстановительной
летучки СЦБ, бригады дистанционной мастерской и бригады по механизации и
автотранспорту:
.
1)
2) Ремонтно-технологический участок осуществляет проверку и ремонт
устройств автоматики, поверку и ремонт измерительных приборов, контроль и
возобновление технической документации, анализ отказов и другие работы. Для
сокращения объёма расчётов принято, что численность штата РТУ составляет 15% от
технической оснащённости дистанции. Возглавляет участок начальник РТУ. Тогда:
Общий
штат РТУ, с учетом его руководителя, составит 27 чел.
3) штат аварийно-восстановительной летучки:
;
, .
Итого
4) бригада дистанционной мастерской:
;
, .
Итого
5) штат бригады по механизации и автотранспорту состоит из водителей
автотранспорта (22 чел.) и тракторов (3 чел.), водителей мотодрезин и их
помощников (2чел.), слесаря по ремонту (1 чел.). Руководитель - ШНС. Итого:
Бригада
состоит из 29 человек с её руководителем ШНС.
Тогда
общая численность штата ПБТО
Общий
производственный штат дистанции составит 68+181=249чел.
дистанция
сигнализация связь управление штат
2. РАЗРАБОТКА
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИЕЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ
2.1 Нормирование и распределение функций управления
Управление дистанцией сигнализации и связи осуществляет аппарат
управления. Численность работников аппарата определяется с учётом штатных
нормативов в зависимости от группы дистанции, контингента оперативно-производственного
штата и местных условий. К руководителям дистанции относятся начальник
дистанции (ШЧ), главный инженер (ШЧГ) и заместители по СЦБ и связи (ШЧА, ШЧС).
Функции управления - это часть управленческой деятельности, включающая в
себя совокупность решений, действий или процессов, объединенных общностью
осуществляемых задач по управлению производством. Функции управления зависят от
специфики конкретной дистанции: её размеров и конфигурации, технической
оснащённости, территориальной разобщённости подразделений, характера
производственных процессов и т.п.
Группа
дистанции определяется по величине -
количеству обслуживаемых дистанцией устройств, выраженное в технических
единицах. Рассчитанное в п.1.2 значение составляет
Таким
образом, данная дистанция относится к четвертой группе.
Таблица
4 - Штат управления дистанцией
Наименование должности
|
Количество штатных единиц в
аппарате
|
1 Начальник дистанции
|
1
|
2 Зам. начальника дистанции
|
1
|
4 Инженер дистанции
|
1
|
5 Техник
|
1
|
6 Старший бухгалтер на
правах главного
|
1
|
7 Бухгалтер (счетовод)
|
1
|
8 Кассир
|
1
|
Итого:
|
7
|
В соответствии с рассчитанным штатом аппарата управления производится
распределение и закрепление функций управления между исполнителями. При
распределении и закреплении функций управления следует придерживаться следующих
рекомендаций:
· предусмотреть рациональную централизация и децентрализацию отдельных
функций;
· устранить все возможные случаи дублирования отдельных
функций;
· агрегирование (присоединение) отдельных функций необходимо
производить таким образом, чтобы это приводило к выделению элементов
организационной структуры (подразделений, групп, должностных лиц);
· на каждом уровне предусмотреть ответственность за выполнение
каждой элементарной функции одного из работников управления.
Результаты распределения сведены в таблицу 5.
В таблице 5 приняты следующие обозначения для реализуемых целей:
а - обеспечение бесперебойности и
безопасности движения поездов, а также оперативного управления процессом
перевозок средствами автоматики и связи;
б - обеспечение социальных потребностей
работников дистанции (наилучших условий труда и быта);
в - минимизация приведённых затрат и
максимизация прибыли для решения вышеуказанных задач.
Таблица 5 - Распределение функций управления между исполнителями
Исполнитель функции
управления
|
Функция управления
|
Реализуемые цели (а, б, в)
|
|
№ п/п
|
Содержание функции
|
|
ШЧ
|
1.1
|
Административное руководство
|
а, б, в
|
|
3.3
|
Совершенствование жилищных
и бытовых условий
|
б
|
|
5.2
|
а, б
|
|
5.3
|
Рассмотрение и
удовлетворение жалоб трудящихся
|
б
|
|
9.2
|
Информационное обеспечение
|
а, б, в
|
Инженер дистанции
|
2.2
|
Автоматизация и компьютеризация
всех видов деятельности
|
в
|
|
3.1
|
Совершенствование условий
труда
|
б
|
|
4.2
|
Организация проектирования
и строительства
|
б
|
|
4.5
|
Внедрение Госстандартов
|
а, б
|
|
7.3
|
Развитие подготовки
производства (РТУ, мастерских, транспорта и др.)
|
а, б, в
|
|
7.4
|
Организация капитального
ремонта устройств
|
а
|
|
10.2
|
Организация
подсобно-вспомогательной деятельности
|
в
|
Заместитель ШЧ
|
1.2
|
Оперативно-техническое
руководство
|
а
|
|
2.1
|
Долгосрочное планирование
развития систем ТО
|
а
|
|
3.5
|
Анализ
технико-экономической деятельности
|
в
|
|
|
|
|
|
6.1
|
Обеспечение эффективного
функционирования КС УКТО
|
а, б
|
|
6.2
|
Внедрение стандартов КС
УКТО
|
а, б
|
|
7.1
|
Организация прогрессивных
видов (стратегий), технологий и методов ТО
|
а, б
|
|
8.1
|
Обеспечение производства
материалами, оборудованием, запчастями
|
а, в
|
|
8.3
|
Планирование материального
обеспечения
|
а, в
|
|
10.1
|
Управление маркетингом
|
в
|
|
10.3
|
Коммерциализация услуг
телефонной и телеграфной связи
|
в
|
Техник
|
7.2
|
Оперативное управление
техническим обслуживанием
|
а, б
|
|
7.5
|
Повышение ремонтопригодности
устройств
|
а, в
|
|
4.3
|
Модернизация устройств
|
а, б, в
|
3.2
|
Организация хозрасчета во
всех звеньях производства
|
в
|
|
3.4
|
Организация финансового
учета и отчетности
|
в
|
Бухгалтер
|
9.1
|
Ведение делопроизводства и
хранение документации
|
в
|
Кассир
|
8.2
|
Организация хранения и
выдачи
|
б
|
№ п/п указаны в соответствии с кодами функций, приведённым в приложении
Е.
2.2 Построение организационной структуры управления дистанцией
Организационная структура определяет взаимосвязи ступеней и звеньев
производства, даёт возможность чётко распределить ответственность за отдельные
участки производства. Сущность её разработки заключается в правовом закреплении
форм кооперации и разделении труда для обеспечения эффективного управления
предприятием с учётом его оснащённостей и других местных условий. Оргструктура
изображается в виде схемы, состоящей из отдельных элементов и их взаимосвязей.
Элементами структуры являются конкретные органы управления и исполнения, а
также отдельные руководители и исполнители. Связи между элементами могут быть
линейными, определяющими обязательное подчинение по одной или нескольким
функциям управления. Оргструктура всегда строится по иерархическому принципу.
При этом вертикальные связи в структуре изображают линии подчинения, а горизонтальные
- связи кооперации равноправных подразделений. В дистанциях используются
типовые комбинированная либо блочно-целевая оргструктуры.
На рисунке 5 показана организационная структура управления заданной
дистанцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В расчётно-графической работе выполнен расчёт производственного штата,
определена группа и разработана организационная структура дистанции
сигнализации и связи согласно заданию.
Рассчитанная дистанция сигнализации и связи по объёму производимых работ
относится к четвертой группе. В соответствии с этим определён состав аппарата
управления и распределены функции. Однако в соответствии с заданием не
выполнялось распределение функций, целью которых является развитие современных
средств автоматики и связи для повышения эффективности процесса перевозок.
Кроме того, в работе не анализировались пути оптимизации управления. Поэтому в
заключении указаны основные направления по совершенствованию организации
управления дистанции:
· совершенствование стратегии и методов технического обслуживания;
· применение современных систем планирования работ по
техническому обслуживанию устройств;
· научно обоснованная организация рабочих мест всех категорий
работников;
· улучшение условий труда;
· механизация и автоматизация работ;
· внедрение средств технического диагностирования и
телеконтроля;
· совершенствования нормирования труда;
· повышение квалификации всех категорий работников;
· совершенствование системы материального стимулирования.
Эти меры позволяют повысить надежность функционирования техники и
производительность труда, сократить непроизводительные потери рабочего времени,
улучшить качество труда.
В процессе выполнения работы получены знания о научной организации труда
и управления в дистанциях, а также сведения о штатных нормативах, методах
управления и организации технического обслуживания устройств.
Список использованных источников
1. Брейдо
А.И., Анисимов Н.К. Организация, планирование и управление в хозяйстве
сигнализации и связи. - М.:Транспорт, 1981. - 247с.
2. Модин
Н.К., Максименюк А.А., Зобов С.М. Производственная структура дистанции
сигнализации и связи: Пособие для выполнения РГР и СУРС. - Гомель: БелГУТ,
2005. -49с.