Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ТАНКА"

Кафедра философии





РЕФЕРАТ

ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУК НА ТЕМУ:

"ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"


Выполнил:

магистрант кафедры педагогики

Миранкова Елена Владимировна

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Гавриловец Клара Всеволодовна





МИНСК, 2008

Содержание

Введение

1. Понятие ценности и ценностной ориентации

2. Методология и методика изучения ценностных ориентаций

3. Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Заключение

Список использованных источников

Введение

В зарубежной психологии и педагогике ценностные ориентации личности и группы изучаются давно. Ценностные ориентации входят в мотивационную сферу личности, в механизм регуляции поведения. Сегодня перед системой образования стоит задача воспитания ценностных ориентаций и представлений учащихся, т.к. огромна их роль в формировании личности. Это проявляется прежде всего в духовном и нравственном развитии. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

Ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения.

На данном социально-экономическом этапе развития общества задача формирования ценностных ориентаций личности, воспроизводства духовно-нравственного потенциала поставлена перед педагогом как одна из важнейших в воспитании подрастающего поколения. Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования ее ценностных ориентаций.

В связи с тем, что ценностные ориентации - это стержень личности, основа мотивации поведения индивида, важным представляется осмысление педагогом понятий "ценность", "ценностная ориентация", выявление возможностей развития духовно-нравственного ценностного сознания личности в образовательном процессе, систематизация и применение исследований ценностных представлений.

1. Понятие ценности и ценностной ориентации

Становление мировоззрения происходит в процессе усвоения личностью системы духовно-нравственных ценностей. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятий "ценность", "ценностные ориентации".

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia - "ценность") - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.

Понятие "ценность" введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости) .

В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что "ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценность есть качество".

Подробная характеристика дается в "Философском словаре" под редакцией И.Т. Фролова: "Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений".

В наши дни в отечественной педагогической науке В.А. Сластенин рассматривает ценностную ориентацию личности следующим образом: "ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей".

Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапазон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Ценности, по утверждению Тугаринова, делятся на:

ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:

социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:

наличные (экзистенциальные);

целевые;

нормативные.

Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности.

Е.Ф. Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели относятся:

  1. Семья, любовь.
  2. Интересная работа, профессиональное совершенствование.
  3. Материальная обеспеченность.
  4. Деятельность познания.
  5. Творческая деятельность.
  6. Духовное общение.
  7. Красота.
  8. Здоровье.
  9. Статус личности.
  10. Патриотизм.

В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:

ценности творчества (в том числе труда);

ценности переживания (прежде всего любви);

ценности отношения.

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.

Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению, ценностной ориентации.

Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций:

знание (осознание ценностей);

переживание этой ценности как потребности;

мотивация настоящего поведения;

прогнозирование будущего поведения.

Так, А.Г. Здравомыслов считает, что "ценностные ориентации есть "относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности".

Обратимся к истории изучения ценностных ориентаций философской и психолого-педагогической науками. Понятие "ценностная ориентация" было введено в послевоенной социальной психологии <#"justify">ценностная ориентация образовательный процесс

Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности; специфическая форма осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.

В социологии, особенно зарубежной, ценностные ориентации трактуются как социальные установки, социальная позиция индивида, которая указывает на усвоение индивидом социального опыта и служит детерминантой его поведения. В.А. Ядов определял ценностные ориентации как "установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества".

В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Т.К. Ахаян, З.И. Васильевой, Я. Гудечек, М.Е. Дуранова, М.Г. Казакино, А.В. Кирьяковой, Б.С. Круглова. В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ - обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных.

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. "Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения". Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступает объектом социально-психолого-педагогического анализа. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

2. Методология и методика изучения ценностных ориентаций

Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных ориентаций можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х-70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность М. Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования". Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

) ценности организованы в системы;

) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных ориентаций.

3. Формирование и воспитание ценностных ориентаций личности

Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Для формирования устойчивого гуманного отношения к людям необходимо, чтобы обобщенное представление о ценностях и жизни складывалось на основе культурно-исторического опыта человечества. Если личный жизненный опыт обогащен ценностными исканиями выдающихся мыслителей, ученых, религиозных исторических деятелей, ценностное сознание растущей личности приобретает единство и целостность.

Если ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности и притом сформированы как система, то, естественно, одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

В воспитании у учащихся представлений о ценностях и формировании у них ценностных ориентаций педагоги-практики руководствуются определенными психолого-педагогическими принципами.

Принцип гуманизма означает, что в любой жизненной ситуации, в которой оказываются люди, - каждый человек всегда представляет самоценность, все делается для человека, для его благополучия. Поэтому уважительное отношение будет выражаться в предупредительности, заботе, стремлении помочь в беде, в любви и милосердии к ближнему, умении понимать другого.

Принцип личностного подхода в группе, коллективе. Учащийся живет и действует в группе, среди людей. Личность дорожит принадлежностью к этой группе, принимает основные ценностные ориентации. Поэтому основным средством в личностном подходе выступают убеждения и как результат - сформированная убежденность как ценность личности.

Принцип ведущей деятельности предполагает определение типа деятельности. Ведущей называют ту деятельность, которая в конкретной возрастной группе главным образом играет основную, ведущую роль в формировании личности. Именно благодаря ей формируются важнейшие ценностные ориентации личности.

Принцип системного подхода предполагает формирование у учащихся представлений о ценностных ориентациях в гуманистической системе, организуемой вокруг конкретного дела, которое способно объединить их всех.

Главная функция руководства формированием ценностных ориентаций личности, групп и коллектива состоит в том, чтобы духовные и общегражданские ценности нашего общества превратить в ценности и личности, и группы, и коллективов, организовать их деятельность, ориентированную на эти ценности, добиваться общности ценностных ориентаций группы и коллектива, т.е. ценностно-ориентационного единства.

Принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность учащихся, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самими учащимися. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, в единстве слова и дела. Активная жизненная позиция становится социальной ценностью личности.

Принцип целостности и комплексного подхода. Комплексный подход предполагает единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания. Именно при таком подходе формируется целостная личность, которая регулирует свое поведение в соответствии со своими представлениями о ценностях.

Развитое ценностное сознание способствует формированию нравственной устойчивости личности. Восприятие жизни через призму ее ключевых ценностей облагораживает переживания, развивает высокие чувства (долг, ответственность), повышает готовность к нравственному самоопределению в сложных жизненных ситуациях.

Деятельность, призванная расширить восприятие учащимися общечеловеческих ценностей жизни, углубить осознание их значимости для себя, получила название ценностно-ориентационной. Ее методами являются: беседы, "часы откровения", "философские столы", приобщающие к признанным общечеловеческим, общенациональным ценностям; самостоятельные исследования учащимися (путем изучения мемуарной литературы, эпистолярного наследия, других источников) ценностных приоритетов авторитетных для них людей; сочинения-размышления, метод анализа жизненных ситуаций, самодиагностика сложившейся в данный момент системы жизненных ориентаций; создание на уроках и во внеклассной работе ситуаций, стимулирующих переживание ценностной проблематики, диспуты.

Несомненной ценностью является процесс самосовершенствования. Человеку дано быть таким, каким он хочет быть. Но чтобы стать самосозидающей личностью, молодой человек должен овладеть необходимыми знаниями о своей природе. Индивидуальное развитие по своей сути плюралистично. Человек может подняться на высший уровень развития, а может и не реализовать себя. Он открыт миру, способность к самосовершенствованию сохраняется (в разной степени) на протяжении всего жизненного пути. Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых, а в чем-то не похож ни на кого другого. На него воздействуют наследственность, среда, воспитание. Но и сам он способен быть творцом собственной личности. Индивидуальность - это личность, которая сама может определять цели своей деятельности, корректировать ее, выбирать средства и решать сложные жизненные задачи. Это значит, что индивидуальность не дана человеку от рождения, она формируется в процессе жизни и при пассивном отношении к себе может не сложиться.

Такие знания о себе как о творцах собственной личности позволяют осознать важность процесса самопознания и самосовершенствования. Многие выдающиеся мыслители (Сократ, Аристотель, Кант, Л.Н. Толстой) видели смысл жизни человека в самосовершенствовании. Осознать эту глубокую мысль позволяет обращение к исследованиям жизни замечательных людей, например, к очерку В.И. Толстого "Сократ и мы" (М., 1981).

Беседа, посвященная жизни и учению Сократа поможет учащимся выработать собственную эмоционально-смысловую оценку самовоспитания, будет способствовать их физическому и духовному совершенствованию. Продолжением этой работы могут стать "Часы откровения". Авторитетные для учащихся люди (деятели культуры, преподаватели, бывшие выпускники) поделятся своим опытом самосовершенствования.

Осознанию работы по саморазвитию как жизненной ценности способствует проведение самооценивания. В качестве примера можно привести такое задание: "Какие две цели для вас особо значимы в настоящее время? Что нужно сделать для достижения первой (второй) цели? Какие качества вашего характера могут помешать этому?".

Таким образом, использование в комплексе и системе методов по формированию ценностного отношения к человеческой жизни, саморазвитию, любви, труду, дружбе способствует формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей. Важнейшая задача воспитательной работы с учащимися состоит в последовательном расширении и углублении представлении о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества. Решению этой задачи способствует использование в комплексе психолого-педагогических принципов.

Заключение

Духовная сфера личности - это переживания, мысли, потребности, ценностные ориентации, идеалы. От их содержания зависит, доброе или злое начало возьмет верх в душе человека, в его отношении к миру. Духовные ценности и ценностные ориентации составляют ядро мотивационной сферы личности. Они играют решающую роль в регуляции поведения человека и социальной группы. Ценностная ориентация - это сложный психологический и социальный феномен субъекта. В ней переплетаются информативные, эмоциональные и волевые компоненты, которые регулируют действия, поступки, поведение личности.

В управляемом образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и самих воспитанников. Отсюда следует, что развитость аксиосферы преподавателя, полное и органичное освоение духовно-нравственных ценностей учащимися являются условиями оптимальности процесса нравственного воспитания как основы духовного развития личности.

Поскольку образование - это фундаментальная основа и один из источников создания у учащихся реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах, то разработка ценностного каркаса образования, использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности является необходимым и значимым шагом на пути совершенствования системы образования, разработки стратегии его развития.

Список использованных источников

1.Бердяев, Н.А. Судьба России. Избранное / Н.А. Бердяев. - Ростов-на-Дону, 1997. - 350 с.

2.Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. - Минск: Полымя, 2000. - 128 с.

3.Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М., 1998. - 221 с.

4.Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб: Петрополис, 1997. - 205 с.

5.Кант, И. Собрание сочинений в 6 т. / И. Кант - М., 1985. - Т.4, ч.1. - 450 с.

6.Кирьякова, А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников / А.В. Кирьякова. - М: Педагогика, 1991. - 84 с.

7.Кирьякова, А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 190 с.

8.Козлов, В.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников средствами изобразительного искусства / В.И. Козлов. - Минск, 1993. - 222 с.

9.Михалкович, Н.В. Духовность человека: педагогика развития / Н.В. Михалкович. - Минск: Тесей, 2006. - 400 с.

10.Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК. - 2000. - 356 с.

.Новейший философский словарь. Постмодернизм / главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов. - Минск: современный литератор, 2007. - 815 с.

12.Петушкова, Е.В. Философия и методология науки для аспирантов и магистрантов / Е.В. Петушкова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Минск: АПО, 2006. - 58 с.

.Психологические тесты. - М., 1996. - С.81.

14.Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1995. - 350 с.

15.Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугаринов. - Л., 1970. - 156 с.

16.Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

17.Фролов, И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов. - М., 1996. - 590 с.

18.Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. - СПб, 1997. - С.72.

Похожие работы на - Ценностные ориентации и их формирование в образовательном процессе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!