Формирование механизмов социальной ответственности университета перед обществом

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,03 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование механизмов социальной ответственности университета перед обществом

Введение

социальный институт вуз

Университеты ответственны перед обществом и народом за все, чем они занимаются, и, таким образом, они подотчетны обществу. Иными словами, университеты «должны быть независимы от любой политической власти», как провозглашает Magna Charta, но они не могут и не должны быть независимы от общества. С этой точки зрения университеты не могут быть полностью независимы также и от власти - постольку, поскольку избранные демократическим путем власти стремятся к удовлетворению интересов общества (пусть не всегда совершенным образом).

В настоящее время ответственность университетов возросла как никогда прежде. Причиной тому - массовость распространения высшего образования, с которой мы сегодня столкнулись. Первые университеты как социальные институты, созданные на Западе в XIII веке, основывались на очень жесткой модели знания, предполагающей его доступность лишь для небольшой и элитарной части населения. Это значит, что влияние высшего образования на общество было существенно меньшим, чем сейчас. Между тем очевидно, что чем больше влияние - тем выше ответственность. Учитывая огромную роль вузов в обществе наших дней, необходимо согласиться с тем, что их следует поставить под контроль общества. Возможная аналогия не кажется излишне прямолинейной: как военные дела нельзя полностью отдать под контроль военных, так дела академические нельзя оставить лишь ученым и преподавателям.

Например, если университет воспитывает своих студентов в духе, скажем, неонацизма или какой-то иной неприемлемой идеологии, Попечительский совет или какой-то иной управляющий орган не станет беспомощно взирать на эту ситуацию, ссылаясь на уважение к автономии университета. Вероятнее всего, он вмешается и положит ей конец.

Попечительские советы очень важны. Среди прочего, члены таких советов привносят в обсуждение проблем образования более широкое понимание перспективы, ориентированной на свободный рынок. Когда университету приходится делать стратегический выбор, весьма полезно посмотреть на реакцию членов советов как на отражение общественных интересов, а кроме того, как на реакцию людей, более чувствительных к требованиям и запросам рынка, нежели члены академического сообщества.

Тема ответственности имеет еще один аспект. Университеты ответственны перед общественностью, но и общество равным образом ответственно перед университетами, поскольку без эффективной общественной поддержки они не могут ни развиваться, ни даже существовать.

Цель работы - рассмотреть формирование механизмов социальной ответственности университета перед обществом на примере Уральского Федерального университета.

Задачи:

1.рассмотреть функции вуза как социально ответственного института;

2.проанализировать качество высшего образования в России;

3.ознакомиться с программой повышения квалификации "Университет и общество: социальные функции и ответственность" в УрФУ;

4.ознакомиться с положениями Миссии Уральского Федерального университета по формированию механизмов социальной ответственности перед обществом.

1. Функции вуза как социально ответственного института

Высшее учебное заведение представляет собой юридическое лицо, реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования, и традиционно является объектом изучения разных наук: экономических, юридических, социологических, педагогических и других. В современной российской литературе заметное место занимает изучение проблем функционирования вуза с точки зрения различных экономических теорий, а именно: теории государственных финансов и бюджетных процессов, системного подхода, теории организации, теории рынка. Однако при этом игнорируются социальные аспекты деятельности вуза, закономерности его функционирования как социальной системы и общественного института. Между тем роль вуза как социального института особенно возросла в условиях формирования постиндустриальной и следующей за ней информационной экономики.

Более 15 лет система образования России находится в центре общегосударственных реформ, а вуз признается «главным звеном системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения новых знаний». За этот период в развитии высшей школы четко выделяются два переломных момента в определении цели существования вуза:

г. - вуз ставится в рамки хозяйствующего субъекта, ориентированного, прежде всего, на финансовое выживание и устойчивость, диверсификацию финансовых поступлений и увеличение прибыли. Такое положение обусловлено началом модернизации системы образования и введением в действие Федерального закона «Об образовании», предоставившего вузам юридическую автономию и разрешение оказывать образовательные услуги на платной основе;

г. - начало бюджетных реформ в рамках концепции «управления результатами». Вуз признается «социально ответственным субъектом, который обязан отдавать отчет обществу в своих действиях и поступках», при этом прибыль становится необходимым условием функционирования, но не конечной целью. Основой повышения конкурентоспособности вуза является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании».

Вуз - это важный социальный институт, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой - с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.). Здесь осуществляется комплекс совместных с органами власти долгосрочных программ по развитию социальной инфраструктуры, сохранению региональной социокультурной идентичности и т.д., во многом определяющих социально-экономическое устройство регионального общества и страны в целом. Таким образом, вуз обладает следующими свойствами социального института:

·устойчивостью формы организации совместной деятельности людей;

·способностью интегрироваться с социально-политической, идеологической и ценностной структурой региона;

·направленностью образовательных услуг вуза на обслуживание и развитие человека;

·наличием материальных средств и условий, обеспечивающим успешное осуществление социальных функций;

·является генератором социальных норм поведения, осуществляющий социальный контроль их соблюдения.

Функционирование вуза как социального института проявляется в «организационном поведении» на трех уровнях: индивидуального поведения сотрудников; коллективного поведения формальных и неформальных групп в рамках вуза; стратегии поведения вуза в обществе. Стратегия поведения вуза в соответствии с его предназначением как социального института должна носить социально-ответственный характер.

Социальная ответственность - фундамент социального государства и общества как системы социальных институтов, признающих свою ответственность за удовлетворение основных потребностей граждан и предпринимающих для этого соответствующие практические усилия. Социальная ответственность вуза выражается в его вкладе в развитие общества и предполагает «добровольное разделение с государством ответственности за социально-экономическое развитие региона присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем, за удовлетворение жизненно важных социальных потребностей населения.

Как ни парадоксально, но первоначально о социальной ответственности организаций стали говорить применительно к сфере бизнеса, т.е. о социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности - коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Таким образом, методологической основой социальной ответственности вуза является «концепция социальной ответственности бизнеса» (the Socially-Responsible Business concept). Известная в России с конца 90-х годов XX в., она заимствована из теории и практики западного бизнеса и основывается на учениях А. Смита и Д. Рикардо, в трудах которых определена проблема согласования частного и общественного интересов. Теоретический базис концепции составили работы Ф. Берли, Г. Минза, А. Мюллера-Армака, Л. Эрхарда и др. Первые основательные труды на тему социальной ответственности появились в 1940-1950-х годах в работах П. Друкера и Х. Боуэна. Последний в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена» (1953 г.) рассмотрел, как «осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу».

В 70-х годах прошлого века социально ответственное поведение организации формируется как прикладная область знаний в США и Западной Европе. На рубеже ХХ-XXI веков концепция «корпоративной социальной ответственности» «становится основой формирования политики ведущих компаний США и Великобритании. Такая политика, с одной стороны, связана с философией компании <…> а с другой - отвечает ожиданиям общества». Этому способствовал ряд решений мировой (прежде всего, американской) экономической элиты, а также официальных международных организаций (например, Организации Объединенных Наций, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной организации труда).

Сегодня социальная ответственность является важным фактором общественной жизни не только в странах Запада, но уже и в России. Так, исследование Ассоциации менеджеров России показало, что «32% респондентов намерены никогда не покупать продукцию социально безответственных компаний, а 42% готовы за экологически чистый товар платить на 10% больше». Однако, по данным той же ассоциации, «в России лишь 9% опрошенных (2003 г.) считают, что большинство компаний ведет себя социально ответственно».

Рассматривая социальную ответственность как общеметодологическое понятие, выражающее «общественные отношения в обществе по поводу регламентации деятельности», выделяют два способа ее реализации:

) через разные формы социального контроля (общественное мнение, устав, закон);

) понимание общественными субъектами своей общественной роли.

Для понимания роли вуза как социально ответственного института необходимо рассмотреть функции, которые он выполняет в силу занимаемого в обществе положения:

) воспроизводство общественного интеллекта - предоставление обществу образовательных услуг, направленных непосредственно на обслуживание человека и свободное его развитие;

) подготовку высококвалифицированных кадров - элиты общества как одного из решающих факторов развития системы образования в целом, а также обеспечения научно-технического и социально-экономического прогресса страны;

) формирование рынка труда - создаваемые в вузе новые знания оказывают прямое воздействие на рынок труда, заставляя переоценивать значение тех или иных профессиональных навыков, изменяя количественные и качественные требования к трудовым ресурсам;

) развитие культуры и норм поведения (кодекс поведения, логотип и фирменный стиль, коллективный договор, положение по оплате труда, вознаграждениям и премиям), наличие и соблюдение которых во многом определяет психологический климат в вузе и его рыночную капитализацию;

) стабилизацию социальных отношений - вуз выступает активным участником социальных взаимодействий с заинтересованными сторонами и множеством представителей социальной среды региона присутствия. Это осуществляется посредством создания экспертно-консультационных советов и ассоциаций (например, Российский союз ректоров), подготовки аналитической информации для законодателей, разработки предложений об изменении или принятии федеральных и региональных законов, реализации социальных программ (особенно на добровольной основе), информирования общественности о своих успехах и проблемах (социальная отчетность).

Таким образом, вузу как социально ответственному институту присущи как общие с другими социальными институтами, так и особые, свойственные только ему роли в общественном развитии - в самой природе его существования заложен социальный характер, проявляющийся в повышении уровня образования населения и развитии личности.

Осознание российскими вузами своей общественной роли и социальной ответственности находится в начальной стадии. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что, по данным Российского союза промышленников и предпринимателей, на конец 2007 г. социальная отчетность российской системы образования представлена одним отчетом - Владивостокского государственного университета экономики и сервиса за 2005/2006 учебный год. Среди представителей вузовского сообщества (за некоторым исключением) существует недопонимание практической ценности теории социальной ответственности. Социальная ответственность не противоречит конкурентной стратегии вуза, а наоборот, способствует повышению его инвестиционной привлекательности.

Речь идет не о текущих, а о перспективных преимуществах. Участие вуза в решении социальных проблем, в социальном партнерстве способствует, во-первых, ускорению развития региона присутствия, уменьшению политических и социальных рисков; во-вторых, укреплению репутации вуза, увеличению ценности его бренда (т. е. рыночной капитализации), доли на рынке, инвестиционной привлекательности. Более того, социальная составляющая деятельности вуза учитывается при его внешней оценке, являясь одним из основных принципов системы менеджмента качества, а также критерием финансирования и оценки результатов деятельности вуза. Так, устанавливается, что в рамках концепции «управления результатами» финансирование, мониторинг и оценка деятельности субъектов бюджетного планирования (в том числе государственного вуза) осуществляются по достигнутому «конечному общественно значимому результату», краткое описание которого является стратегической целью деятельности субъекта бюджетного планирования.

Таким образом, социальная ответственность для вуза должна перейти в область неотъемлемой части его стратегии и долговременной политики. Исследование показало связь между социальной ответственностью и перспективными финансовыми результатами деятельности вуза. Социально ответственное поведение вуза полезно для долгосрочного успеха самого вуза в той же мере, что и для общества в целом.Социальная ответственность является необходимым, но не единственным условием достижения успеха. Однако вузы, пренебрегающие этим условием - осознанием своей ответственности перед обществом, - будут в перспективе наказаны потенциальными потребителями образовательных услуг, собственным коллективом сотрудников, средствами массовой информации, а в некоторых случаях - гражданским или уголовным судебным преследованием.

2. Качество высшего образования в России

Совершенствование управления и контроля качества образования является одним из важнейших направлений Федеральной программы развития образования в России на 2012-2015 гг.

В области высшего образования, в частности, предполагается:

·разработка учебно-методического сопровождения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОСВПО) второго поколения;

·формирование квалификационных характеристик специалистов с высшим профессиональным образованием различных ступеней (бакалавр, дипломированный специалист, магистр);

·разработка системы внутривузовского контроля качества образования, создание методических основ для оценки уровня подготовки выпускников высших учебных заведений;

·совершенствование процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

·формирование независимой системы аттестации и контроля качества образования.

Комплексная оценка деятельности вуза

Комплексная оценка деятельности российских вузов введена Министерством образования РФ в 2000 году как форма государственного контроля за качеством высшего образования. Она имеет целью всесторонний анализ деятельности высшего учебного заведения и включает в себя процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. Одновременное прохождение вузом перечисленных процедур позволяет повысить их эффективность и минимизировать затраты на них со стороны вуза.

Процедура комплексной оценки предполагает следующие действия. Вуз направляет в Минобразования РФ заявление установленного образца и готовит материалы самообследования. Приказом министра образования РФ формируется комиссия, включающая в себя подкомиссии по лицензированию и аттестации, которые в установленные в приказе сроки выезжает для проведения экспертизы в вуз. Итогом работы комиссии являются лицензионное и аттестационное заключения, на основании которых с привлечением централизованной базы данных на заседании Аккредитационной коллегии Министерства образования РФ выносится решение об аккредитации высшего учебного заведения.

В настоящее время Минобразования РФ работает над оптимизацией процедуры комплексной оценки деятельности вуза. Предполагается, в частности, вместо двух комиссий по лицензированию и аттестации создать одну с меньшим числом членов.

Общественно-профессиональная аккредитация

Результатом развития в стране реформ, в том числе в области образования, стало создание в 1992 году Координационного совета по содействию аккредитации профессиональных образовательных программ и сертификации специалистов. Система общественно-профессиональной аккредитации призвана выявлять приоритеты в высшей школе России, обеспечивающие уровень подготовки специалистов, превышающий требования Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению. Общественно-профессиональная аккредитация представляет собой признание обществом значительных достижений вузов в подготовке специалистов и проведении научных исследований.

Целью создания Координационного совета было объединение и координация усилий общественных организаций по развитию сферы образования в интересах личности и общества, созданию национальной общественной системы аккредитации учебных заведений и сертификации специалистов для обеспечения наивысшего качества их подготовки и содействия профессиональной мобильности.

Основными задачами Координационного совета были провозглашены следующие:

·участие в формировании государственной политики в сфере образования и поддержание высокого уровня качества подготовки специалистов, их профессиональной квалификации с учетом требований национальных и международных стандартов;

·осуществление законодательной инициативы по вопросам профессионального образования

·создание системы государственной и частной поддержки аккредитованных образовательных программ и специальностей со стороны государства, общества и потребителей специалистов, а также содействие их быстрейшей интеграции в мировую систему высшего образования;

·выявление для общества в целом, профессиональных обществ, потенциальных работодателей, правительственных учреждений и государственных экзаменационных комиссий - техвузов и специальных образовательных программ, которые отвечают минимальным критериям аккредитации;

·расширение влияния профессиональных интересов на качество подготовки специалистов;

·содействие в обеспечении международного признания российских дипломов, выданных по аккредитованным специальностям;

·сравнительный анализ тенденций развития соответствующих направлений подготовки специалистов в России и за рубежом.

Учредителями Координационного совета выступили: Государственный комитет по высшему образованию Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация инженерного образования России, Союз научных и инженерных объединений (обществ), Ассоциация российских вузов.

Наряду с Координационным советом, был создан ряд аккредитационных независимых центров по группам специальностей подготовки. Первым в 1992 году был организован Аккредитационный независимый центр инженерных специальностей (АНЦ), учредителем которого выступили Государственный комитет по образованию Российской Федерации, Фонд поддержки малых предприятий в науке и научном обслуживании, Международная академия наук высшей школы.

В структуре АНЦ были образованы аккредитационные советы по группам специальностей и комиссии по аккредитации инженерных специальностей.

Основными целями АНЦ были определены следующие:

·достоверное информирование граждан о возможности получения ими наиболее конкурентоспособного на внутригосударственном и международном рынках труда высшего образования;

·предоставление гарантий потребителю в высоком уровне подготовки специалистов по аккредитованной специальности в конкретном высшем учебном заведении;

·повышение эффективности использования финансовых и других ресурсов, выделяемых государством и обществом на цели высшего образования за счет их рационального перераспределения в пользу аккредитованных специальностей и программ.

Основные задачи АНЦ были сформулированы следующим образом:

·выявление для общества в целом, профессиональных обществ, потенциальных работодателей, правительственных учреждений и государственных экзаменационных комиссий - техвузов и специальных образовательных программ, которые отвечают минимальным критериям аккредитации;

·методическое обеспечение вузов и заинтересованных организаций пособиями по улучшению существующих

·программ инженерного образования и подготовке новых программ и специальностей;

·проведение научно-исследовательских работ по проблемам аккредитации;

·стимулирование улучшения инженерной подготовки в России.

В 90-е годы были созданы региональные филиалы АНЦ. По инициативе Ассоциации "Сибирское соглашение" в целях практической реализации общественно-профессиональной аккредитации, укрепления авторитета высшей школы на территории Сибири и Дальнего Востока в 1996 году было создано Сибирское отделение Аккредитационного независимого центра инженерных специальностей в г. Томске.

За период 1992 - 2000 гг. АНЦ было аккредитовано 40 специальностей в 10 российских вузах, в том числе Сибирским отделением аккредитованы 3 специальности в двух вузах. Обладателями сертификатов общественно-профессиональной аккредитации АНЦ являются:

·Московский государственный горный университет (2 специальности);

·Московский государственный технологический университет "Станкин" (6 специальностей);

·Красноярский государственный технический университет (2 специальности);

·Алтайский государственный технический университет (3 специальности);

·Томский политехнический университет (10 специальностей) и другие.

Система общественно-профессионального признания качества подготовки специалистов в вузах, созданная в России в 1992 году Координационным советом по содействию аккредитации профессиональных образовательных программ и сертификации специалистов, к сожалению, не получила должного развития и не дала ощутимых результатов на практике. Причиной этому послужило то, что Координационному совету и АНЦ не удалось получить необходимую поддержку со стороны Министерства образования РФ, добиться международного признания российской национальной системы общественно-профессиональной аккредитации, а также заинтересовать вузы в аккредитации их образовательных программ.

По инициативе Ассоциации инженерного образования России в 2002 году система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии была преобразована. Минобразования РФ и АИОР заключили соглашение о сотрудничестве в области развития национальной системы независимой аккредитации программ в области техники и технологий.

3. Программа повышения квалификации "Университет и общество: социальные функции и ответственность" в УрФУ

Фонд «Новая Евразия» в сотрудничестве с Центром повышения квалификации в области международного сотрудничества Уральского Федерального университета имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина, Посольством Италии в Москве и Болонским университетом реализуют Программу повышения квалификации для сотрудников ведущих университетов России, отвечающих за организацию социальной активности своих университетов.

Первый этап программы повышения квалификации состоялся на базе Уральского Федерального университета с 4 по 6 апреля 2011 г. при поддержке Национального Фонда Подготовки Кадров и участии Благотворительного Фонда В.Потанина. В программе приняли участие представители администрации и профессорско-преподавательского состава Южно-Уральского Государственного университета, Иркутского Государственного университета, Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Амосова, Южного Федерального университета и Уральского Федерального Университета им. Первого Президента России Б.Н.Ельцина.

Тренинг-семинар для участников провели эксперты НФПК, ВШЭ-ГУ, Фонда В.Потанина, Фонда «Новая Евразия». В результате проведения тренинга-семинара участники получили представление: о социальной роли и социальной ответственности университета перед жителями города и региона и перед сотрудниками и студентами самого университета; об экономических, репутационных и других выгодах, получаемых университетом от эффективного выполнения своих социальных функций; о том, каким образом планируется проводить мониторинг влияния Федеральных университетов на развитие местного и регионального сообществ. Кроме того, участники ознакомились с «лучшими практиками» социального партнерства в российских университетах, а также с индикаторами и показателями эффективности социальной деятельности российских Федеральных Университетов. Участники сформулировали вопросы для итальянских университетов по обмену опытом для участия во втором этапе Программы.

Второй этап Программы повышения квалификации состоится в период с 5 по 11 июня 2011 г. в Италии. Второй этап будет включать тренинг-семинар, который пройдет на базе Болонского университета, а также исследовательские визиты российских участников в итальянские университеты: в Туринский университет, Туринский политехнический университет, Университет г. Равенны, Университет г. Феррара; Тематика визитов в итальянские университеты, а также тренинга-семинара в Болонском университете будет включать в себя следующие направления:

·Система итальянского образования и автономии итальянских университетов;

·История развития Болонского университета и его связей с окружающей средой городской средой: социальная ответственность университета в отношении людей и организаций вокруг университета как на муниципальном, городском и региональном уровне;

·Формы включения университета в социально-экономическое развитие города и региона;

·«Лучшие практики» взаимодействия университета с основными партнерами: государственными агентствами, бизнес-структурами, неправительственными организациями, банками, фондами на уровне города и региона;

·Система и структура управления итальянскими университетами (Совет директоров, Совет попечителей и др. формы);

·Основные параметры стратегического планирования университета: управления, знаниями, управление исследованиями, работа с выпускниками;

·Система управления инновациями в итальянских университетах: коммерциализация научных исследований и трансфер технологий;

·Проблемы интернационализации: привлечение иностранных студентов и система приглашения зарубежных профессоров; участие в европейских и международных программах, признание дипломов и академическая мобильность, развитие курсов на иностранных языках.

По завершению Программы повышения квалификации российские участники получат сертификат краткосрочного повышения квалификации Уральского Федерального университета имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина и сертификат участия Болонского университета.

В результате участники Программы повышения квалификации смогут не только более эффективно руководить социальной деятельностью своих университетов, но и смогут организовывать подобные программы и тренинги для учреждений высшего профессионального образования своего региона, и, в конечном итоге, эффективно реализовывать миссию Федерального Университета.

4. Миссия Уральского Федерального университета по формированию механизмов социальной ответственности перед обществом

Уральский Федеральный университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина - один из старейших вузов Екатеринбурга. За более чем 90-летнюю историю ученые, преподаватели и тысячи выпускников Университета внесли существенный вклад в развитие образования и науки, в обогащение культуры страны, формирование современной отрасли торговли и сферы услуг.

При переходе к экономике знаний, когда образование рассматривается как важнейший стратегический ресурс, Университет видит свою Миссию в создании условий для устойчивого инновационного развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сферы и услуг через:

·подготовку высококвалифицированных кадров торгово-экономического профиля в соответствии с классическими традициями российского образования и современными мировыми стандартами;

·развитие фундаментальной и отраслевой науки как канала проникновения инноваций в отрасль.

Для успешной реализации Миссии Университет провозглашает Политику в области обеспечения качества образования, которая базируется на следующих приоритетах:

. Университет принимает следующую концепцию качества образования:

Качество образования - это:

степень соответствия профессиональной подготовки выпускников вуза, его научной и учебно-методической продукции и услуг потребностям и ожиданиям общества и государства в целом, работодателей и отдельных граждан (обучаемых и сотрудников вуза);

поиск вузом лучших путей, лучших способов работать более эффективно.

Университет нацелен на удовлетворение изменяющихся потребностей и ожиданий общества и всех заинтересованных сторон, на создание достойных условий работы и жизни студентам и сотрудникам.

. Университет демонстрирует свою приверженность идее о том, что при оказании образовательных услуг или производстве продукции учебного и научного назначения следует планировать качество и его постоянное повышение на основе построения системы менеджмента качества (СМК) и изучения "лучших практик ведущих университетов России и мира, а не инспектировать эти услуги и продукцию в конце всех процессов.

Руководству Университета отводится лидирующая роль в организации работ по повышению результативности СМК.

. Университет готов проявлять гибкость к изменениям в условиях глобальных перемен и стремительного развития образовательных технологий. Свое вхождение в новое образовательное пространство Университет нацелен обеспечить инновационным стилем руководства - управлением знаниями сотрудников и обучаемых, способных к инновациям и поиску наиболее эффективных путей решения поставленных задач.

Вместе с тем коллектив Университета считает важным использование богатого опыта, накопленного за его более чем 90-летнюю историю, и стремится к достижению баланса между классическими традициями российской системы образования и инновациями.

. Руководство Университета несет ответственность за распространение культуры качества на все направления деятельности, на каждый процесс.

. Университет избирает компетентностный подход к формированию и совершенствованию ООП на основе моделирования результатов образования (структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми).

. Университет признает, что в обществе, основанном на знаниях, необходимость обучения в течение всей жизни превращается в реальность, и нацелен:

активно внедрять систему многоуровневой и непрерывной подготовки кадров для отрасли торговли и сферы услуг;

- развиваться как интегрированное образовательное учреждение, реализующее программы различных ступеней, обеспечивающие каждому обучаемому возможность формирования индивидуальной образовательной траектории;

осуществлять послевузовское сопровождение своих выпускников (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре), обеспечивающее их карьерный рост.

. Для достижения намеченных целей Университет намерен добиваться вовлечения персонала и обучаемых в построение и постоянное улучшение системы качества.

. С целью реализации подхода к принятию решений, основанных на фактах, Университет считает необходимым осуществление мониторинга и оценки результативности СМК по отношению к Политике и целям в области качества, проведения самооценки и внутренних аудитов основных и вспомогательных процессов, а также информирование руководства и общественности о достигнутых результатах в области качества.

. Учитывая, что образование рассматривается сегодня как отрасль экономики, основанной на знаниях, и является важнейшим стратегическим ресурсом, Университет намерен демонстрировать высокую социальную ответственность перед обществом и способствовать нравственной личностной самореализации обучаемых, укреплению их адаптивных возможностей, гибкости при принятии решений.

. Студенческое самоуправление провозглашается неотъемлемой частью университетской системы менеджмента качества.

Заключение

Итак, высшему образованию принадлежит важнейшая роль в процессах, определяющих основные параметры общества.

Это само по себе означает, что вузы выполняют функцию регуляторов формирования, изменения и поддержания социальных структур.

Более конкретно это проявляется в следующем.

Во-первых, образовательные учреждения, прежде всего вузы, ответственны за трансляцию знаний - за передачу знаний, умений, навыков от поколения к поколению, без чего общество очевидным образом не может поддерживать свое существование и развиваться.

Во-вторых, в вузах - в значительной степени (в России) или в основном (на Западе) - «делается наука», а, следовательно, опять-таки во многом определяется развитие общества.

В-третьих, вузы поставляют обществу профессионалов определенного уровня, без участия которых не может функционировать национальная экономика, культура, обеспечиваться порядок и безопасность и т.п.

В-четвертых, в вузах готовится элита общества - в области политики, экономики, науки, культуры; от того, как и кого готовят в качестве элиты, непосредственно зависит судьба общества.

Наконец, в-пятых, вузы в значительной степени способствуют размыванию социальных барьеров в обществе: именно получение высшего образования обычно выступает предпосылкой повышения социального статуса, перемещения по вертикали из одного социального слоя в другой.

Без этого социальные перегородки воспроизводились бы из поколения в поколение, препятствуя развитию общества и порождая социальную напряженность.

Из сказанного следует, что общество весьма заинтересовано в максимальной доступности высшего образования, в снятии препятствий к получению высшего образования всеми, кто обладает соответствующими способностями, независимо от социальных, экономических и географических факторов.

Вузы могут и должны играть существенную роль в развитии своих регионов.


.Закон Российской Федерации "Об образовании": от 10.07.1992 № 3266-1: с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ и вступающими в силу 01.01.2011. М.: КноРус, 2011

.О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление от 22.05.2004 г. № 249. // Собрание законодательства РФ от 31.05.2004 № 22 ст. 2180.

.Агаков В.Г. Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования. Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. ун-та, 2010

.Воскобойникова М. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. - 2008. - № 5

.Гребенщиков Г.Ф. Новые технологии в образовании. М.: Спутник+, 2010

.Ниязова М.В. Подходы к социальной ответственности вуза //Планирование инновационного развития экономических систем: Труды конф. / Под ред. В.В. Глухова, А.В. Бабкина. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007

.Ниязова М.В. Результат вуза: понятия, подходы к управлению и оценке // Вопросы современного профессионального образования: Матер. науч. конф., 20-29 февраля 2008 г. М.: РАЕ, 2008.

.Новожилова, Т.Н. Педагог в современном образовательном пространстве. Самара: СГАКИ, 2011

.Сидоров С.Г. Приоритеты развития классического университета в условиях модернизации образования. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2011

.www.ustu.ru - Уральский Федеральный университет

Похожие работы на - Формирование механизмов социальной ответственности университета перед обществом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!