Среда и образовательное пространство учреждения образования
Контрольная
работа
по
предмету “Педагогика”
Среда
и образовательное пространство учреждения образования
студентки
IY курса 7 семестра
заочного
отделения
факультета
психологии
Тришиной
Натальи Анатольевны
План
1. Понятия
образовательного пространства и образовательной среды
2. Компонентный
состав образовательного пространства
. Персональное
образовательное пространство учащихся
. Информационное
пространство учреждения образования
. Предметная
обучающая среда учебного заведения
. Высокотехнологическая
образовательная среда
Заключение
Литература
1. Понятия образовательного
пространства и образовательной среды
образовательное
пространство предметный обучающий
Понятие «образовательное пространство»
определяют как окружающую человека зону его активности, ближайшего развития в
учебном заведении [9]; как «территорию», где существуют источники развивающего
влияния порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы,
осуществляются различные виды деятельности, реализуются педагогические технологии
(Колесникова И.А.) как многообразие деятельностей, удовлетворяющих требования
совместности и участия в них обучающегося в качестве проектировщика и
реализатора собственного замысла [1]; как совокупность не только влияний и
условий формирования личности, но и возможностей для развития и
совершенствования субъектами образования своего социального и
пространственно-предметного окружения. [2]
Подчеркивается, что дидактический потенциал
образовательного пространства может быть актуализирован во взаимополагании
предметности культуры и сущностных сил человека [7], в точке пересечения,
совпадения внешних и внутренних, средовых и личностных возможностей. [6]
2. Компонентный состав
образовательного пространства
Компонентный состав образовательного
пространства учреждения образования можно представить следующим образом:
А - персональное пространство
В - пространство деятельности
С - информационное пространство
D
-
интерперсональное пространство
Е - пространство среды.
3. Персональное образовательное
пространство учащихся
По рисунку видно, что границы каждого
подпространства обладают свойством взаимопроникаемости и могут переходить из
одной реальности в другую. Так, подпространство В, С, D
и Е могут в результате деятельности и специального организованного
взаимодействия «сворачиваться» в персональное пространство индивида, расширяя и
обогащая его. И наоборот, индивид обладает возможностью влияния на
интерперсональное пространство и пространство среды, обогащая и расширяя его,
поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным задатком,
интересам, жизненному опыту, своему видению ценностей и приоритету образования
и строит собственное пространство вхождения в культуру (Крылова Н.Б.). Таким
образом, отношения учащегося с образовательным пространством полифункциональны.
В зависимости от ракурса рассмотрения он может быть обозначен и как обитатель
этого пространства, и как объект воздействий, потребитель возможностей, и как
часть интерперсонального окружения, источник влияний, и как создатель условий
(Маркович Д.Ж.).
В персональном образовательном пространстве
можно выделить ряд областей:
) область индивидуально-типологических
особенностей, определяющих доминирующую направленность личность;
) мотивационно-смысловую область,
предопределяющую предпочитаемые выборы учащимся в образовательном процессе и
удовлетворенность достижениями;
) область саморазвития, характеризующую
стремление учащихся и определению в образовании разрыва между «Я» - реальным и
«Я» - идеальным;
) область деятельностей, обуславливающую
особенности протекания у учащихся аффективных, праксических и когнетивных процессов
в различных видах деятельности;
) профессионально-личностную позицию, как
ядерное образование, складывающееся на пересечении персонального пространства
учащихся составляющими образовательного пространства учебного заведения.
Персональное образовательное пространство
учащегося не отделено от образовательного пространства учебного заведения, оно
открыто ему и взаимодействует с ним. Однако, особенности, качество и специфика
этого взаимодействие задаются теми областями персонального пространства, которые
были рассмотрены выше.
4. Информационное пространство
учреждения образования
Оптимальный вариант информационной среды
образовательного учреждения целесообразно разрабатывать, опираясь на
современные и научно-обоснованные управленческие процессы, одной из которых
выступает проектирование. [4]
Культрологический подход к проектированию
информационной среды означает решение задачи формирования информационной
культуры субъектов образования, составляющей, в общем виде, в овладении нормами
отбора, хранения, обработки, освоения и передачи информации, ее качественной
оценки, грамотном обращении с информационными потоками, становлении умений
отделить значимую информацию, остановить негативное, разрушающее информационное
воздействие.
Согласно разработанной версии средового подхода
(Ю.С.Мануйлов и др.) следует, что среда
ü воздействует на личность (богатая
среда обогащает, бедная - обедняет, здорова - оздоравливает, ограниченная -
ограничивает и т.д.);
ü наделяет человека спектром возможностей,
прежде всего событийных. Необходимо сказать, что она же создает условия для
того, чтобы, скажем так, что-либо иметь и уметь;
ü игрой своих стихий способствует
образу жизни, вынуждая следовать коридором возможностей, прокладываемых
способами бытия;
ü становится средством воспитания при
надлежащих значениях ее ниш.
Ключевыми понятиями данного предложения являются
«стихия», «ниша», «образ жизни», личность как объект и субъект воспитания;
средообразовательное действие.
Относительно проектирования информационной среды
необходимо рассматривать информационные ниши, которые представляют собой
конкретное пространство возможностей, позволяющее удовлетворять соответствующие
потребности «обитателей» среды. Причем ниши могут быть как материальными, так и
духовными, социальными образованиями. В качестве информационных ниш в
образовательном учреждении можно рассматривать урок учебный предмет как «окно в
мир знаний»; школьную библиотеку
ü как «проводника», ориентирующего в
потоках информации, школьную компьютерную сеть - как пространство самовыражения
и т.д. В соответствии с логикой подхода выделяются следующие возможные
направления конструирования ниш с заданными свойствами [5];
ü восстановление смыслов ранее
существовавших ниш, которые утратили, по некоторым причинам свою значимость, а
также восполнение тех, которые исчерпали свои резервные возможности;
ü востребованность должных значений
ниш, утративших свою актуальность или силу, но начавших восхождение к своей
полноте;
ü воспроизводство ниш заданными
значениями;
ü воспрепятствование разрушению
адекватных и появлению не адекватных значений существующих ниш;
ü воздержание от каких-либо
средообразовательных действий.
Например, согласно обозначенным целевым
установкам проекта инфосферы можно рассматривать создание Интернет-сайта школы
как воспроизводства ниши с заданными значениями (возможность виртуального
общения, обсуждение школьных проблем и перспектив, информирование широкого
социального окружения с целью вовлечения в школьную жизнь и т.д.), оптимизацию
работы школьной библиотеки как восполнение ниши, исчерпывающей свои резервные
возможности (создание и наполнение комплекса информационных ресурсов -
электронные учебники, энциклопедии, базы знаний в различных предметных областях
и т.д.); преобразование библиотеки медиатеку как восхождение к полноте знаний
существующей ниши и др.
5. Предметная обучающая среда
учебного заведения
Под предметной обучающей средой понимается
совокупность статических объектов, составляющих элементы интерьера класса,
наглядных пособий и др. В несколько более расширенном плане предметная часть
образовательной среды трактуется как включающая ее и сами помещения, условие
учебной деятельности и др. [4], и пространственно предметной части
образовательной среды, объединяющей объекты пространственного и предметного
выбора, в частности предметы моторной, сенсорной, манипулятивной,
познавательной, игровой и художественной активности учащихся.
Предметно-вещественные параметры культурной среды учебных заведений
подразумевает - оформление и сами учебные помещения, классы, мастерские, зоны
рекреации и т.п. [4]
Несколько обособленна систематизация
образовательного окружения, разрабатываемая вне рамок средового подхода. Здесь
используют понятия материально-технической базы школы, учебного оборудования и
средств обучения.
6. Высокотехнологическая
образовательная среда
Высокотехнологическая образовательная среда
учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы
окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие,
не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют
огромное влияние как на ход всего общественного развития, предопределяя
процессы индустриализации и постиндустриализации, так и на способы организации
и осуществления педагогической деятельности.
Технологические достижения, проникавшие в сферу
образования, являлись источниками ее поистине революционных преобразований.
Использование этих технико-технологических качеств стимулировало переход от
сугубо устной формы передачи знаний к форма образования, опирающимся на чтение
и письмо, что предоставило обучающимся возможность, самостоятельно усваивая
учебный материал участвовать в обсуждении на правах равноправных партнеров,
способствовала становлению креативности мышления. Вторая образовательная
революция была вызвана появлением общедоступных библиотек, лабораторного
оборудования и лекционных аудиторий, приведших к утверждению кооперативных форм
взаимодействия ученых и учащихся в рамках новых социокультурных форм
образования - университетов и колледжей. [6]
Данные обстоятельства служат основанием для
формулировки тезиса о том, что новые технические, информационные,
полиграфические, аудиовизуальные средства, обеспечивающие образовательный
процесс, обладающий эффектом неразделенности методом. Кроме того, они заключают
в себе возможности существенно меняющие устройства образовательной среды и
систему ее связей с другими общественными структурами.
Заключение
Совокупный образовательный эффект, оказываемый
средовым окружением, зависит от совместного влияния, своеобразного «резонанса»
всех составляющих культурно-образовательной среды. «Она не возникает сама с
собой на в школьном заведении (благодаря простому обустройству интерьера и
модификации школьного оборудования), ни отдельно в учительской или в детской
среде: она рождается в синтезе всех компонентов, в соединении всего того, что
окружает ребенка, и совместной деятельности детей и взрослых». [4] Кроме того,
в общем контексте образовательной среды системообразующим компонентом является,
безусловно, социопсихоантропологический, подразумевающий способ взаимодействия
субъектов учебно-воспитательного процесса. На этом, собственно и центрируется
предмет педагогики и как науки, и как культурной практики. «… Педагогическое
мастерство заключается в стимулировании действии ребенка различными
техническими, психологическими, педагогическими средствами и способами». [4]
Особую значимость социопсихоантропологическим
аспектом образовательной среды придает необходимость духовного развития
учащихся, которое может быть достигнуто только в рамках совместности взрослого
и подростка. Воспитание души - благороднейшее, но и крайне сложная задача,
нелегкий путь педагога с учащимся, на котором «… гигантским шагам души должны
предшествовать малые шаги - шаги соприсутствия, содействия, сочувствия,
сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастия, вчувствование в
сокровенное, которое есть в людях, а природе, в произведениях искусства и даже
в вещах, в утвари». [3]
Итак, субъекты образования - педагог и учащиеся,
составляющие социопсихоантропологический компонент целостной образовательной
среды, определяют ее ведущие качества. Это происходит потому, что именно они
являются непосредственными участниками и реализаторами базовых образовательных
процессов: обучения, учения, воспитания, взросления, социализации и т.д.
Процессы же проектирования, производства и маркетинга высокотехнологической
образовательной среды носят по отношению к образованию относительно автономный,
обслуживающий, обеспечивающий, оснащающий характер. В соответствии с
закономерностями управления, чтобы быть эффективной, деятельность по созданию
высокотехнологической образовательной среды должна находиться с педагогической
деятельностью в отношениях кооперации, способствуя достижению основных целей
образования.
Литература:
1. Громыко
Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. - Мн.: Техно- принт, 2000. - 376 с.
2. Дридзе
Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии // обществ.науки и
современность. - 1994. - № 4. - с. 97-103
. Зинченко
В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. - 2002. - № 2. -
с. 119-136
. Крылова
Н.Б. Культурология образования. - М.: Нар.образование, 2000. - 269 с.
. Мануйлов
Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. - 2000. - № 7. - с. 36-41
. Песоцкий
Ю.С. Структурно-функциональные особенности высокотехнологической
образовательной среды // Адукацыя і выхаванне. -
2002. - № 10. - с. 33 - 41.
. Слободчиков
В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве
культуры // Новые ценности образования: Сб - под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1997.
Вып. 7.
. Сулейманов
В.З. Нормативная модель деятельности по проектированию информационной среды
образовательного учреждения // Адукацыя і выхаванне.
- 2004. - № 11. - с.46-53.
. Торхова
А.В. Персональное образовательное пространство будущего учителя // Народная
асвета. - 2004. - № 4. - с.21-23.