Среда и образовательное пространство учреждения образования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Среда и образовательное пространство учреждения образования











Контрольная работа

по предмету “Педагогика”

Среда и образовательное пространство учреждения образования


студентки IY курса 7 семестра

заочного отделения

факультета психологии

Тришиной Натальи Анатольевны

План

1.       Понятия образовательного пространства и образовательной среды

2.      Компонентный состав образовательного пространства

.        Персональное образовательное пространство учащихся

.        Информационное пространство учреждения образования

.        Предметная обучающая среда учебного заведения

.        Высокотехнологическая образовательная среда

Заключение

Литература

1. Понятия образовательного пространства и образовательной среды

образовательное пространство предметный обучающий

Понятие «образовательное пространство» определяют как окружающую человека зону его активности, ближайшего развития в учебном заведении [9]; как «территорию», где существуют источники развивающего влияния порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, осуществляются различные виды деятельности, реализуются педагогические технологии (Колесникова И.А.) как многообразие деятельностей, удовлетворяющих требования совместности и участия в них обучающегося в качестве проектировщика и реализатора собственного замысла [1]; как совокупность не только влияний и условий формирования личности, но и возможностей для развития и совершенствования субъектами образования своего социального и пространственно-предметного окружения. [2]

Подчеркивается, что дидактический потенциал образовательного пространства может быть актуализирован во взаимополагании предметности культуры и сущностных сил человека [7], в точке пересечения, совпадения внешних и внутренних, средовых и личностных возможностей. [6]


2. Компонентный состав образовательного пространства

Компонентный состав образовательного пространства учреждения образования можно представить следующим образом:

А - персональное пространство

В - пространство деятельности

С - информационное пространство

D - интерперсональное пространство

Е - пространство среды.

3. Персональное образовательное пространство учащихся

По рисунку видно, что границы каждого подпространства обладают свойством взаимопроникаемости и могут переходить из одной реальности в другую. Так, подпространство В, С, D и Е могут в результате деятельности и специального организованного взаимодействия «сворачиваться» в персональное пространство индивида, расширяя и обогащая его. И наоборот, индивид обладает возможностью влияния на интерперсональное пространство и пространство среды, обогащая и расширяя его, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным задатком, интересам, жизненному опыту, своему видению ценностей и приоритету образования и строит собственное пространство вхождения в культуру (Крылова Н.Б.). Таким образом, отношения учащегося с образовательным пространством полифункциональны. В зависимости от ракурса рассмотрения он может быть обозначен и как обитатель этого пространства, и как объект воздействий, потребитель возможностей, и как часть интерперсонального окружения, источник влияний, и как создатель условий (Маркович Д.Ж.).

В персональном образовательном пространстве можно выделить ряд областей:

) область индивидуально-типологических особенностей, определяющих доминирующую направленность личность;

) мотивационно-смысловую область, предопределяющую предпочитаемые выборы учащимся в образовательном процессе и удовлетворенность достижениями;

) область саморазвития, характеризующую стремление учащихся и определению в образовании разрыва между «Я» - реальным и «Я» - идеальным;

) область деятельностей, обуславливающую особенности протекания у учащихся аффективных, праксических и когнетивных процессов в различных видах деятельности;

) профессионально-личностную позицию, как ядерное образование, складывающееся на пересечении персонального пространства учащихся составляющими образовательного пространства учебного заведения.

Персональное образовательное пространство учащегося не отделено от образовательного пространства учебного заведения, оно открыто ему и взаимодействует с ним. Однако, особенности, качество и специфика этого взаимодействие задаются теми областями персонального пространства, которые были рассмотрены выше.

4. Информационное пространство учреждения образования

Оптимальный вариант информационной среды образовательного учреждения целесообразно разрабатывать, опираясь на современные и научно-обоснованные управленческие процессы, одной из которых выступает проектирование. [4]

Культрологический подход к проектированию информационной среды означает решение задачи формирования информационной культуры субъектов образования, составляющей, в общем виде, в овладении нормами отбора, хранения, обработки, освоения и передачи информации, ее качественной оценки, грамотном обращении с информационными потоками, становлении умений отделить значимую информацию, остановить негативное, разрушающее информационное воздействие.

Согласно разработанной версии средового подхода (Ю.С.Мануйлов и др.) следует, что среда

ü  воздействует на личность (богатая среда обогащает, бедная - обедняет, здорова - оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д.);

ü  наделяет человека спектром возможностей, прежде всего событийных. Необходимо сказать, что она же создает условия для того, чтобы, скажем так, что-либо иметь и уметь;

ü  игрой своих стихий способствует образу жизни, вынуждая следовать коридором возможностей, прокладываемых способами бытия;

ü  становится средством воспитания при надлежащих значениях ее ниш.

Ключевыми понятиями данного предложения являются «стихия», «ниша», «образ жизни», личность как объект и субъект воспитания; средообразовательное действие.

Относительно проектирования информационной среды необходимо рассматривать информационные ниши, которые представляют собой конкретное пространство возможностей, позволяющее удовлетворять соответствующие потребности «обитателей» среды. Причем ниши могут быть как материальными, так и духовными, социальными образованиями. В качестве информационных ниш в образовательном учреждении можно рассматривать урок учебный предмет как «окно в мир знаний»; школьную библиотеку

ü  как «проводника», ориентирующего в потоках информации, школьную компьютерную сеть - как пространство самовыражения и т.д. В соответствии с логикой подхода выделяются следующие возможные направления конструирования ниш с заданными свойствами [5];

ü  восстановление смыслов ранее существовавших ниш, которые утратили, по некоторым причинам свою значимость, а также восполнение тех, которые исчерпали свои резервные возможности;

ü  востребованность должных значений ниш, утративших свою актуальность или силу, но начавших восхождение к своей полноте;

ü  воспроизводство ниш заданными значениями;

ü  воспрепятствование разрушению адекватных и появлению не адекватных значений существующих ниш;

ü  воздержание от каких-либо средообразовательных действий.

Например, согласно обозначенным целевым установкам проекта инфосферы можно рассматривать создание Интернет-сайта школы как воспроизводства ниши с заданными значениями (возможность виртуального общения, обсуждение школьных проблем и перспектив, информирование широкого социального окружения с целью вовлечения в школьную жизнь и т.д.), оптимизацию работы школьной библиотеки как восполнение ниши, исчерпывающей свои резервные возможности (создание и наполнение комплекса информационных ресурсов - электронные учебники, энциклопедии, базы знаний в различных предметных областях и т.д.); преобразование библиотеки медиатеку как восхождение к полноте знаний существующей ниши и др.

5. Предметная обучающая среда учебного заведения

Под предметной обучающей средой понимается совокупность статических объектов, составляющих элементы интерьера класса, наглядных пособий и др. В несколько более расширенном плане предметная часть образовательной среды трактуется как включающая ее и сами помещения, условие учебной деятельности и др. [4], и пространственно предметной части образовательной среды, объединяющей объекты пространственного и предметного выбора, в частности предметы моторной, сенсорной, манипулятивной, познавательной, игровой и художественной активности учащихся. Предметно-вещественные параметры культурной среды учебных заведений подразумевает - оформление и сами учебные помещения, классы, мастерские, зоны рекреации и т.п. [4]

Несколько обособленна систематизация образовательного окружения, разрабатываемая вне рамок средового подхода. Здесь используют понятия материально-технической базы школы, учебного оборудования и средств обучения.

6. Высокотехнологическая образовательная среда

Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как на ход всего общественного развития, предопределяя процессы индустриализации и постиндустриализации, так и на способы организации и осуществления педагогической деятельности.

Технологические достижения, проникавшие в сферу образования, являлись источниками ее поистине революционных преобразований. Использование этих технико-технологических качеств стимулировало переход от сугубо устной формы передачи знаний к форма образования, опирающимся на чтение и письмо, что предоставило обучающимся возможность, самостоятельно усваивая учебный материал участвовать в обсуждении на правах равноправных партнеров, способствовала становлению креативности мышления. Вторая образовательная революция была вызвана появлением общедоступных библиотек, лабораторного оборудования и лекционных аудиторий, приведших к утверждению кооперативных форм взаимодействия ученых и учащихся в рамках новых социокультурных форм образования - университетов и колледжей. [6]

Данные обстоятельства служат основанием для формулировки тезиса о том, что новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства, обеспечивающие образовательный процесс, обладающий эффектом неразделенности методом. Кроме того, они заключают в себе возможности существенно меняющие устройства образовательной среды и систему ее связей с другими общественными структурами.

Заключение

Совокупный образовательный эффект, оказываемый средовым окружением, зависит от совместного влияния, своеобразного «резонанса» всех составляющих культурно-образовательной среды. «Она не возникает сама с собой на в школьном заведении (благодаря простому обустройству интерьера и модификации школьного оборудования), ни отдельно в учительской или в детской среде: она рождается в синтезе всех компонентов, в соединении всего того, что окружает ребенка, и совместной деятельности детей и взрослых». [4] Кроме того, в общем контексте образовательной среды системообразующим компонентом является, безусловно, социопсихоантропологический, подразумевающий способ взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. На этом, собственно и центрируется предмет педагогики и как науки, и как культурной практики. «… Педагогическое мастерство заключается в стимулировании действии ребенка различными техническими, психологическими, педагогическими средствами и способами». [4]

Особую значимость социопсихоантропологическим аспектом образовательной среды придает необходимость духовного развития учащихся, которое может быть достигнуто только в рамках совместности взрослого и подростка. Воспитание души - благороднейшее, но и крайне сложная задача, нелегкий путь педагога с учащимся, на котором «… гигантским шагам души должны предшествовать малые шаги - шаги соприсутствия, содействия, сочувствия, сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастия, вчувствование в сокровенное, которое есть в людях, а природе, в произведениях искусства и даже в вещах, в утвари». [3]

Итак, субъекты образования - педагог и учащиеся, составляющие социопсихоантропологический компонент целостной образовательной среды, определяют ее ведущие качества. Это происходит потому, что именно они являются непосредственными участниками и реализаторами базовых образовательных процессов: обучения, учения, воспитания, взросления, социализации и т.д. Процессы же проектирования, производства и маркетинга высокотехнологической образовательной среды носят по отношению к образованию относительно автономный, обслуживающий, обеспечивающий, оснащающий характер. В соответствии с закономерностями управления, чтобы быть эффективной, деятельность по созданию высокотехнологической образовательной среды должна находиться с педагогической деятельностью в отношениях кооперации, способствуя достижению основных целей образования.

Литература:

1.       Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. - Мн.: Техно- принт, 2000. - 376 с.

2.      Дридзе Т.М. На пороге экоантропоцентрической социологии // обществ.науки и современность. - 1994. - № 4. - с. 97-103

.        Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - с. 119-136

.        Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Нар.образование, 2000. - 269 с.

.        Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. - 2000. - № 7. - с. 36-41

.        Песоцкий Ю.С. Структурно-функциональные особенности высокотехнологической образовательной среды // Адукацыя і выхаванне. - 2002. - № 10. - с. 33 - 41.

.        Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Сб - под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1997. Вып. 7.

.        Сулейманов В.З. Нормативная модель деятельности по проектированию информационной среды образовательного учреждения // Адукацыя і выхаванне. - 2004. - № 11. - с.46-53.

.        Торхова А.В. Персональное образовательное пространство будущего учителя // Народная асвета. - 2004. - № 4. - с.21-23.

Похожие работы на - Среда и образовательное пространство учреждения образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!