Содержание образования и его социально-педагогические функции

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание образования и его социально-педагогические функции














Содержание образования и его социально-педагогические функции

1. Содержание образования, его структура, функции и принципы отбора

образование дидактический общий документ

Приступаем к изучению основ дидактики - отрасли педагогической науки, которая разрабатывает теорию обучения, его закономерности и принципы, содержание образования, методы, средства и формы организации обучения, контроль результатов обучения.

Прежде всего, рассмотрим такую категорию дидактики, как содержание образования. Содержание образования выступает одним из факторов, формирующих личность.

В общем смысле содержание чего-либо - это совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их формы.

Под содержанием образования понимается педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Иначе говоря, это весь тот опыт, который передается новым поколениям.

Социальный опыт включает четыре элемента: накопленные человечеством знания, разнообразные умения и навыки, способы творческой деятельности, ценностные отношения к действительности. Усвоение первого элемента социального опыта обеспечивает формирование картины мира и вооружает знаниями как инструментом всякой деятельности. Усвоение второго элемента позволяет новым поколениям сохранить культуру, а третьего - обеспечивает ее дальнейшее развитие. Усвоение четвертого элемента социального опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и, в свою очередь, расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.

Содержание образования, будучи аналогом социального опыта, включает те же четыре части (их называют базисными компонентами содержания образования):

1. Уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике, человеке и способах деятельности.

В структуру знания входят:

а) важнейшие понятия и термины науки;

б) научные факты, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

в) основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

г) теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними, о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

д) знания о способах научной деятельности, методах познания, истории науки;

е) критерии, или оценочные знания об установленных в обществе нормах отношения к различным явлениям повседневной жизни в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга тем, что они имеют разные дидактические функции и требуют использования разных технологий обучения. Основные функции знаний связаны с тем, что они выступают средством создания общей картины мира, инструментом познавательной и практической деятельности, основой целостного научного мировоззрения.

2. Опыт осуществления уже известных способов деятельности, который воплощается в выработанных человечеством умениях и навыках (интеллектуальных и практических).

Умения - внешние или внутренние действия, выполняемые на основе знаний в соответствии с поставленными задачами и условиями. Навыки - частично автоматизированные действия. Все умения и навыки можно разделить на две группы:

а) специальные, или частнопредметные (например, умения и навыки решения физических или математических задач, постановки опытов по химии и т.п.);

б) общеучебные, то есть общие для всех учебных предметов (например, составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.).

За годы учебы в школе учащиеся должны овладеть основными умениями и навыками в области познавательной, трудовой, художественной, валеологической, общественной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной деятельности.

3. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед человеком и обществом проблем.

И.Я. Лернер выделяет несколько моментов, характеризующих творческую деятельность учащегося:

а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи;

б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации;

в) умение использовать знания, умения и навыки для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее;

г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели;

д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ;

е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры;

ж) умение мыслить альтернативно, то есть учитывать различные и разносторонние способы доказательств и решений;

з) умение поиска и построения принципиально новых способов решения проблем и задач, являющихся комбинацией известных.

4. Опыт эмоционально-ценностного чувственного отношения к миру и его объектам, друг другу и самому себе, то есть система эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности личности.

Еще К.Д. Ушинский заметил: «Ничто - ни слово, ни мысль, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования». Воспитание культуры чувств составляет важную часть содержания образования. Ведь без эмоций нет познания, эмоции в значительной степени определяют мотивы поступков.

Итак, под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Каждый базисный компонент содержания образования выполняет свою специфическую, не подменяемую другими компонентами, функцию в процессе формирования и развития личности. Предшествующие компоненты могут существовать отдельно от последующих (например, можно овладеть знаниями, но не уметь применить их на практике); но каждый последующий компонент невозможен без предыдущих. Невозможно, например, овладеть творческими умениями в какой-либо области, не имея знаний в этой области (по словам П.П. Блонского, «пустая голова не рассуждает»).

Взаимосвязь компонентов содержания образования выражается и в том, что усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других компонентов.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Важнейшей детерминантой, то есть фактором, определяющим состав содержания образования на каждом историческом этапе, является цель воспитания, в которой находят концентрированное выражение интересы общества и личности. В каждом обществе существует своя модель образованного человека.

Содержание общего, политехнического и профессионального образования. Выделяют содержание общего образования (усваивается главным образом в школе) и профессионального образования (усваивается в учреждениях профессионального образования - ПТУ, ссузах, вузах, на курсах повышения квалификации). Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности. Долгое время общее образование понималось упрощенно, лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и являющееся базой последнего.

Общее образование в отечественной традиции одновременно является и политехническим. Политехническое образование предполагает общетрудовую и начальную профессиональную подготовку - теоретическую и практическую. Политехническое образование связано с решением таких задач, как:

·знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства;

·выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства;

·основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства;

·подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью.

Учебные предметы. В общеобразовательной средней школе учащиеся изучают не науки в собственном смысле слова, а учебные предметы.

Учебный предмет - это педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности (умений и навыков), выражающих основное содержание и методы конкретной науки, той или иной науки либо стороны культуры, труда, производства.

Отношение учебного предмета к науке следует рассматривать прежде всего как отношение знания общеобразовательного к знанию специальному. Целью науки является возможно более глубокое исследование одной из сторон объективной действительности, а целью обучения - усвоение основ наук и всестороннее развитие учащихся. Тем не менее, по своим научным достоинствам учебный предмет не должен отличаться от соответствующей дисциплины, хотя он и должен быть меньшим по объему.

Структура учебного предмета имеет много общего со структурой соответствующей науки. Однако учебный предмет по ряду признаков отличается от соответствующей ему науки.

Во-первых, отличие в объеме и степени представленности элементов науки в соответствующих учебных дисциплинах. Учебный предмет не ставит целью исчерпать собой науку; в него включаются лишь основы науки - важнейшие факты, понятия, законы, теории, методы, язык науки, приложения законов науки на практике. Эти основы специально отбираются в соответствии с целями обучения и возрастными возможностями учащихся. Кроме того, в содержание учебного предмета входит лишь материал, безупречный с научной точки зрения. Чрезмерно сложные и малоразработанные разделы науки в учебный предмет не включаются.

Во-вторых, отличие в структуре. Соотношение разделов в науке и в учебном предмете различно. Так, например, в учебных предметах по русскому языку, родному и иностранному языкам лингвистические концепции занимают небольшое место, но в них включено много материала, необходимого для выработки умений и навыков пользования устной и письменной речью. При этом в учебные предметы, как правило, раскрывают исторический и логический аспекты развития науки.

В-третьих, отличие в логике изложения знаний. Учебный предмет отличается от соответствующей науки особой формой изложения. «Научное и педагогическое изложение, - писал К.Д. Ушинский, - две вещи разные».

Каждый учебный предмет своими только ему присущими средствами при педагогически организованном учебном процессе воспитывает отношение человека к изучаемым явлениям окружающей действительности. Каждый учебный предмет имеет свою логику понятий, фактов, законов и теорий, однако, между ними существует взаимосвязь.

В содержание общего образования входят четыре основных цикла изучаемых учебных предметов:

1)естественнонаучный;

2)гуманитарный;

)художественно-эстетический;

)трудовой, физической и начальной военной подготовки.

Как последовательное, так и параллельное изучение учебных предметов позволяет осуществлять межпредметные связи, отражающие объективно существующие связи и зависимости между отдельными науками. Ведь разные науки часто изучают один и тот же объект, используются одни и те же методы изучения, основываются на одной и той же методологии.

Дидактические теории содержания образования. Содержание образования носит исторический характер, оно развивается, изменяется в связи с развитием и изменением общества. В конечном счете, содержание образования определяется требованиями развивающегося общественного производства, а также тесно связанных с ним науки, политики, культуры. Эти требования находят свое отражение в соответствующей теории содержания образования.

По мере развития общества в педагогической науке зарождались различные дидактические теории, влияющие на формирование содержания образования:

1. Дидактический энциклопедизм (Я.А. Коменский). Школа должна давать ученикам предельно большие знания, черпаемые из легко доступных учебников и учебных пособий. Для успешного усвоения требуется большая самостоятельная работа учащихся и поиск интенсивных методов обучения со стороны педагога.

. Дидактический формализм (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег). Роль знаний в том, чтобы развивать умственные способности учащихся. Обучение выступает лишь как средство развития, поэтому содержание образования по большому счету безразлично. Основу его должны составлять так наз. «инструментальные» предметы, развивающие ум - латинский и греческий языки, математика.

. Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Целью обучения является формирование практических умений и навыков. Поэтому основу содержания образования должны составлять все известные виды деятельности; роль теоретических знаний при этом недооценивается.

. Функциональный материализм (В. Оконь) представляет попытку интеграции трех предыдущих теорий. Одной стороной обучения является познание действительности и приобретение знаний, второй стороной - функционирование этих знаний в мышлении учащихся, третьей - их использование в практической деятельности, включающей преобразование действительности.

. Структурализм (К. Сосницкий) требует четко выделять в содержании каждого учебного предмета основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно.

. Теория содержания образования, построенная на основе структурного подхода (Д. Брунер).

. Теория содержания образования, построенная на основе таксономии целей обучения (С.Б. Блум).

. Теория содержания образования, построенная на основе системно-деятельностного подхода (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский).

. Теория содержания образования, построенная на основе компетентностного подхода.

1. Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Данный принцип требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения, уровни последнего и связанные с ним действия.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманитаризации содержания общего образования означает поворот к личности. Данный принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений).

5. Принцип фундаментализации содержания общего образования. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

6. Принцип дифференциации содержания образования обусловлена необходимостью учета индивидуальных склонностей и интересов учащихся к тем или иным отраслям научных знаний, техники, искусства. В связи с этим вводятся факультативные занятия.

7. Принцип взаимосвязи теории и практики.

Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе:

) целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

) научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;

) соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

) соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;

) учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

) соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

2. Документы, определяющие содержание образования

К основным государственным документам, определяющим содержание образования на каждом его уровне и каждой ступени, относятся образовательные стандарты, учебные планы и учебные программы.

Образовательные стандарты. Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, на котором будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Стандартизация образования давно осуществляется посредством разработки единых учебных планов и программ. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Слово «стандарт» происходит от английского standart, что означает «норма», «образец», «мерило». Под образовательным стандартом понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Образовательный стандарт образования является основным нормативным документом в сфере образования. Он конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, оговаривает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Новые стандарты определяют, кроме того, требования к бытовым условия обучения.

Функции образовательных стандартов:

1. Функция социального регулирования. Стандарт - это механизм, который предотвращает разрушение единства образования в условиях разнообразия образовательных услуг. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы. Этим обеспечивается эквивалентность образования.

. Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности.

. Функция управления. Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

. Функция повышения качества образования. Стандарт фиксирует минимально необходимый объем содержания образования и задает нижнюю допустимую границу уровня образования.

Стандарт образования обозначает не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Учебные планы. Государственные образовательные стандарты конкретизируются в учебных планах. Учебный план - это нормативный документ, в котором определены предметы, изучаемые в школе, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета по классам. В структуре учебных планов находят яркое выражение социальный заказ, который выполняет система образования.

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: 1) базисный; 2) типовой; 3) рабочий, то есть учебный план конкретной школы.

Исходным документом является базисный учебный план. Базисный учебный план общеобразовательной школы является составной частью государственного стандарта данного уровня образования. Он утверждается Министерством образования Республики Беларусь и служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов. Он является также исходным документом для финансирования школ.

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта содержит следующие нормативы:

1)продолжительность обучения в учебных годах (общая и по каждой из ступеней общего среднего образования);

2)недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся, факультативных занятий;

)максимальная обязательная недельная учебная нагрузка для учащихся, включая необязательные занятия по выбору;

)суммарная оплачиваемая государством нагрузка учителя, учитывающая обязательные и факультативные занятия, внеклассную работу.

Типовые учебные планы разрабатываются для всех типов общеобразовательных учебных заведений на основе базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Ежегодно в них вносятся коррективы, после чего типовые учебные планы публикуются к началу учебного года в таких печатных органах, как «Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь» и «Настаўніцкая газета». Типовые учебные планы носят рекомендательный характер.

Рабочий учебный план школы разрабатывается с соблюдением нормативов базисного учебного плана и отражает особенности конкретной школы. За основу рабочего учебного плана школы, как правило, принимается один из типовых учебных планов. Учебный план школы должен быть одобрен педагогическим советом и утвержден директором школы к началу очередного учебного года.

Типовой учебный план, а также рабочий учебный план школы включает:

1)график учебного процесса, определяющий продолжительность учебных четвертей (триместров), каникул, летних трудовых практик, экзаменов;

2)сводные данные по бюджету времени, где указана продолжительность учебных четвертей и практик в неделях;

)перечень обязательных дисциплин с указанием общего количества часов для каждого года обучения. Данная часть учебного плана носит название базового, или инвариантного (в России - федерального) компонента и призвана обеспечить формирование базовой культуры учащихся);

)перечень устанавливаемых школой факультативных дисциплин и курсов по выбору с указанием общего количества часов, отводимых на их изучение. Данная часть учебного плана носит название вариативного, или школьного компонента; ее назначение - учесть образовательные запросы, интересы и склонности учащихся, всемерно индивидуализировать процесс обучения.

Соотношение базового и школьного компонентов служит важным показателем степени демократичности системы образования. Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность конкретного образовательного учреждения. Например, в России с 1 сентября 2008 года до 1/3 учебного времени отводится на занятия по выбору учащихся.

5)сведения о ежегодной летней трудовой практике учащихся;

6)сведения о государственных экзаменах за курс базовой (9-летней) и полной средней (11-летней) школы.

Учебные программы. Третьим важным государственным докумен-том, лежащим в основе деятельности школы, является учебная программа.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий со-держание образования по конкретному предмету. В программе определена структура расположения учебного материала (последовательность тем, вопросов), а также общей дозировки времени на их изучение по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Общая структура учебной программы содержит три основных элемента:

) пояснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета;

) собственно содержание образования: тематический план и содержание каждой темы. По каждой теме, как правило, выделены основные знания, умения и навыки, основные понятия и законы, межпреметные связи, номенклатура (перечень основных названий для твердого усвоения учащимися в отличие от других названий, с которыми учащиеся знакомятся, но запоминание их не обязательно), перечень основного оборудования;

) некоторые методические указания, в которых, главным образом, определяются нормы оценки знаний, умений, навыков, приводится список рекомендуемой учителю методической литературы.

Учебная программа выполняет три основные функции:

) описательная: программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета;

) идейно-мировоззренческая: знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

) регулирующая, или организационно-методическая: на основе программы учитель организует свою деятельность по подготовке к занятиям, отбирает материал, виды практических работ, методы, средства и формы обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовая учебная программа разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта к той или иной образовательной области. Ее создание - результат большой и кропотливой работы коллектива специалистов конкретной науки, педагогов и психологов. Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы каждым учителем разрабатывается календарно-тематическое планирование по предмету на учебный год.

Рабочая учебная программа в Республике Беларусь разрабатывается на основе типовой только в учреждениях профессионального образования (ПТУЗ, ССУЗ, вузы); в общеобразовательных средних школах данный документ не используется.

Авторская учебная программа, учитывая требования государственного стандарта, может содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. В Республике Беларусь авторские учебные программы используются в преподавании курсов по выбору, факультативов.

Исторически сложилось два способа построения учебных программ - концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» - в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Учебные программы белорусской школы строятся по линейному принципу с элементами концентризма. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.

3. Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.

Учебник - это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие - это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

)тексты как главный компонент:

а) тексты-описания;

б) тексты-повествования;

. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

) собственно иллюстративный материал;

) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника (по Д.Д. Зуеву):

. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

. Трансформационная - связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

. Интегрирующая - учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

. Координирующая - привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику. К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Методические требования - это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т.д.

Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.

Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Гигиенические требования - это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др. В последнее время делаются попытки установить даже предельно допустимую массу комплекта школьных учебников. Кроме того, учебник должен содержаться в порядке учащимся, который им пользуется.

Похожие работы на - Содержание образования и его социально-педагогические функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!