Традиционные основы народной педагогики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Традиционные основы народной педагогики

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева




Кафедра ТиМНО


Контрольная работа по дисциплине педагогика

Тема: «Традиционные основы народной педагогики»


Вариант № 10

Выполнила: студентки 1 курса

отделения заочного обучения

педагогического факультета

Вязович Валентина Игоревна

Преподаватель: к.п.н., зав.кафедрой ТиМНО

Матвеева Лариса Начиповна



Тобольск, 2012

Содержание

семейное воспитание ребенок быт церковь

1. Народная педагогика восточных славян

. Крестьянский быт

. Состав семьи и взаимоотношения ее членов

. Общественный быт, его влияние на воспитание детей

. Характер взаимоотношений в общине и дети

. Церковь

. Воспитание детей в труде

. Народная игрушка и игры детей

. Народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки

. Заключение

. Список литературы

1. Народная педагогика восточных славян.

Как и у других племен, у славян в древности воспитание осуществлялось спонтанно, в виде рефлексии на необходимость кормить, оберегать, растить детей. Постепенно формировались простейшие педагогические представления. Особое место в воспитании отводилось матери, которая опекала детей до 3-4-летнего возраста. Под присмотром матери дети помогали старшим, выполняли посильную работу. Ее роль признавалась важнейшей в воспитании. «Какова матка, таковы и детки», - гласит древняя поговорка. Участие матери в воспитании расценивалось как крайне важное. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т.е. воспитанным матерью. Подобное отношение к женщине идет от времен матриархата. Позже в патриархальной семье на главные роли воспитателей выходят мужчины. Перемена отразилась, например, в слове «возмужалый», относившемся к юноше, завершившему воспитание и готовому к самостоятельной жизни.

Отголоском архаических общинных времен был обычай отдавать детей до 7-8-летнего возраста в другую семью, который именовался кормильством или кумовством. «Кум да кум наставляют на ум», - говорит об этом обычае древняя поговорка. Такой воспитательный обычай отражал намерения поддержать целостность рода.

До 7 лет все дети находились под опекой матерей. Затем девочки оставались под присмотром женщин, приучаясь к домашнему хозяйству, а мальчики оказывались под опекой мужчин. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах, овладевали ремеслом, у дружинников учились ратному искусству; а с 12-летнего возраста жили в особых домах - гридницах, где осваивали воинское дело.

В дохристианской Руси педагогические воззрения тесно увязывались с языческими анимистическими природными представлениями и культом предков. Восточные славяне поклонялись Богам солнца, грома и молнии, ветра, матери Земле - сырой, отождествляли себя с внуками Бога солнца (Даждь Бог). Природа виделась населенной множеством духов, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать умерших предков - рода (или щура) и рожениц. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи - дедушка домовой.

В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где произносила следующие слова:

«Умываю я своего дитятко в чистое личко, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечею обручальною его осанку соболиную…, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего…»

Воспитание рассматривалось как включение в определенные виды деятельности. Особая роль придавалась издревле сложившимся ритуалам. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них передавались конкретные примеры поступков, воспитывались общественно важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Особое место отводилось в воспитании различным обрядам, которые хранили определенные знания и советы для жизни, труда поведения.

Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Во время дождя - подальше от дуба»; «Кукушка закуковала - пора лен сеять»; и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому предалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье-тьма», и т.д.

2. Крестьянский быт

Бытовые условия проживания людей наложили свой отпечаток на систему культурных ценностей, в том числе и на воспитание подрастающего поколения.

Под бытом принято понимать уклад повседневной жизни и систему внутрисемейных отношений, причем у различных социальных групп в городе и деревне сложились различные формы быта.

Рассмотрим прежде всего те особенности, которые определили крестьянский быт.

Изба с низкими потолками и таким же дверями - это основной тип жилища. Маленькие окна, закрывавшиеся рамкой с натяжным бычьим пузырем (оконное стекло начало распространяться лишь с XIX в.) пропускало мало света; печь не имела дымохода.

В избе готовили пищу, спали, пряли, ткали, занимались домашними работами, здесь же почти всю зиму держали коз, телят и поросят.

Большое место в помещении занимала глинобитная печь, служившая для отопления, приготовления пищи и для сна. По диагонали от нее находился красный (святой) угол, где стоял стол и висели иконы. Вдоль стены укреплялись лавки, а за боковой стеной над лавкой - полати, где также спали и хранили вещи. В избе, размером в 16-20 м проходила жизнь семьи, которая могла состоять из 7-8, а часто и из 15-20 человек.

Скученность, тесноту, антисанитарные условия в избе, куда почти не проникали свет и свежий воздух, можно было обнаружить во многих крестьянских жилищах даже в начале XX в. В этих условиях почти всю зиму находились дети; неудивительно поэтому, что велика была детская смертность.

Значительно лучше жили крестьяне на севере России и в Сибири, где жилища были просторными и дворы включали разные постройки.

В помещичьих и боярских усадьбах, как правило, большой дом имел парадные комнаты, личные хоромы хозяина, покои его жены и т.п., но в то же время немало имелось помещичьих усадеб, в которых дворянское жилище мало чем отличалось от типичного крестьянского.

В таких условиях проходила жизнь крестьянской семьи, где росли и воспитывались дети.

. Состав семьи и взаимоотношения ее членов

Нравственное и материальное благополучие человека определялось семьей, обеспечивавшей важнейшую функцию - воспитания детей и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществлялись прежде всего в семье.

Классическая семья состояла обычно из деда, сыновей, внуков, правнуков, во главе которой стоял большак; эта роль передавалась от отца к сыну. Старший по возрасту мужчина управлял всей жизнью и хозяйством семьи. В отсутствие отца его обязанности исполнял старший сын, потому-то он и обладал большими правами в сравнении с остальными детьми. Лишь в конце XIX в. семьи стали часто выделяться из большого коллектива, совместное проживание семей братьев было уже редким явлением.

Хозяин, большак нес основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства - «всякий дом хозяином держится». Большак собирал на семейный совет всю семью; в присутствии детей решались важные хозяйственные дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, а также женитьба сыновей и пр. Наибольший вес в решении семейных вопросов имели старшие, а дети получали наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим.

Вообще вся культура поведения строилась на принципе почтительного отношения к мужчинам и старшим. Даже изба имела свою половину для мужчин и отдельно - для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садились старшие мужчины семьи и почетные гости - мужчины.

Женщины в семье. Распределением домашних работ среди женской части семьи - дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, - руководила таршуха - жена большака, т.е. мать и свекровь. Она не только определяла, кто чем займется, давала конкретные указания по делам, контролировала и осуществляла выполнение («выговаривала» в случае нерадивости), но и сама выполняла много работы по хозяйству.

На старших в семье лежали и определенные обязанности религиозного характера: так, большак читал молитвы перед общей едой, большуха, перед тем, как начинали выполнять общие женские работы.

Женщины в крестьянской семье были на разном положении и имели неодинаковые права, например хозяйка и многодетные невестки имели большие права при обсуждении общих дел, вели себя свободно. Но они должны были быть сдержанными и относиться почтительно по отношению к мужчинам семьи. В приниженном положении оказывались молодые невестки. Им нужно было повиноваться не только своим мужьям, но и всем старшим родственникам, на них возлагались все домашние работы. Но в то же время старшие в семье старались вводить вчерашнюю девушку в новую роль жены и невестки постепенно. «Молодуха» до рождения первенца могла ходить на хороводы, гулянья, но этих поблажек она лишалась, как только появлялся ребенок. С этого времени она надолго попадала полностью в подчиненное положение.

На особом положении до замужества в крестьянской семье находились девушки. Они были более свободными в выборе одежды, причесок. Так, девушка могла ходить простоволосой, с одной косой, украшать голову лентой. (В то время как замужняя женщина обязана была покрывать го Платком или носить чепец, кокошник, появление ее простоволосой считалось безнравственным.) Девушек освобождали от многих домашних работ, если в семье были невестки, но они обязательно трудились в поле. Им разрешалось много времени проводить в других деревнях. Все это делалось с целью найти будущего жениха,

Если в семье было две непросватанные девушки, то младшая сестра не должна была проявлять особую активность в гуляньях и хороводах, а если в дом приходили молодые люди, ее вообще выпроваживали из избы. Младшая должна была ждать своей очереди, пока старшая не выйдет замуж, в случае же если младшую просватали раньше, это считалось позором для семьи.

Почтением, особым уважением была окружена в крестьянской трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение было важным элементом нравственного воспитания и оно закладывалось с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) - так в народе определили роли супругов в семейной жизни. Ответственность, заботливость мужа по отношению к жене выразились и в пословице: «Хоть крест с шеи продай, а жену корми». Во многих семьях отец, поддерживая авторитет матери, обращался к ней по имени отчеству, называя «хозяюшкой», «матушкой», «премного любезной и предражайшей», «чести и фамилии хранительницей». Были, конечно, примеры и другого рода, однако давний обычай закрепил уважительные отношения супругов. Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось общество, требовавшее наказания для них.

Строгостью отличалось отношение главы семьи к домочадцам, к жене и детям, такой стиль предписывала и церковь. Даже взрослые сыновья не смели ослушаться родителей, даже слабохарактерного отца дети уважали и слушались.

Отметим и еще одну особенность крестьянской семьи - широкий круг ее родства; нередко все жители деревни состояли в родственных отношениях. Увеличивался этот круг и благодаря «духовному» родству: имелись крестовые братья и сестры, т.е. те, кто, обменявшись нательными крестами, обязывались помогать друг другу всю жизнь. Крестовые братья становились как родные, а к их отношениям общество было строже, чем к отношениям кровных родственников. Побратимство было частым явлением при переселениях: русские поселенцы, придя на новые места, братались с аборигенами и тем самым крепили дружеское расположение к себе. Побратимство можно было встретить в бурлацких артелях. Заболевшего работника обычно бросали по пути, но если у него был побратим, он заботился и ухаживал за больным.

В семье дети не только осваивали свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознавали свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимала у матери стиль ее поведения в семье, училась строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины - главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря постоянной практике участия в воспитании детей: няньчаньи, приглядывании за младшими. Уже с раннего детства девочка начинала заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое - пряла, ткала, вышивала. Общество ценило в девушках смирение, доброту, хозяйственность, трудолюбие, здоровье; этому идеалу она старалась соответствовать.

Мальчик также начинал осознавать свою будущую ответственность за семью, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши были ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие - те ориентиры, к которым он стремился.

С детства дети знали, что их семейное будущее определяется родителями, роль которых в их браке была велика. Родительский выбор считался в этом неоспоримым и молодые подчинялись ему. Известны были и те условия, которые учитывались при выборе жениха или невесты родителями: материальное положение семьи, отношения будущих жениха или невесты к труду, количество приданого у невесты, которое полагалось иметь обязательно. С малолетства девочке в семье готовили утварь, одежду для приданого и, как известно, сама будущая невеста принимала в этом активное участие. Родительская семья, таким образом, служила для детей прообразом их будущего жизненного устройства.

Отметим и еще одну важную сторону крестьянской семьи - ее особый микроклимат. Ощущал это тепло даже чужой, странник, попадая в незнакомую семью. Его здесь кормили, чем могли, участливо и терпеливо выслушивали его жалобы на тяготы жизни, искренне сострадали ему; хотя в это время у хозяев могли быть поводы и для более радостного настроения, они переключались на эмоции гостя.

Простота, прямота, бесхитростность были характерны во взаимоотношениях членов семейного коллектива, так же как радушие и гостеприимство. Поэтому и считали, что «родная избушка и плоха, да мила».

Вместе с тем во взаимоотношениях между членами семьи редкими были внешние проявления эмоций: публичных признаний и проявлений любви между супругами, между всеми взрослыми членами семьи, чуждыми были гонор, поза.

Муж и жена не могли идти рядом по улице деревни, даже беседовать в общественных местах. В некоторых местностях за общий стол не садились невестки со своими детьми, а трапезничали на кухонной половине.

В отношениях с детьми родители прибегали не только к ласке, но и к наказаниям за проступки. Причем пока ребенок был мал, его чаще всего не наказывали, а пугали. Становился ребенок старше - использовалось наказание. Это могли быть упреки матери, когда приходил в разорванной рубахе; строгое отчитывание за грязь в доме, порчу вещей; порка за неосторожное обращение с огнем. Плачущего, раскаивающегося ребенка старались простить. Доброжелательное, ласковое отношение к детям создавало у них ощущение защищенности.

Строго придерживались в семье и правила не наказывать детей трудом, так как труд должен быть сопряжен с радостью, тогда и не будет в тягость,

Таким образом, семья с ее бытом, традиционными взаимоотношениями была для ребенка прообразом своей будущей семьи, она определяла хозяйственные и нравственные устои, на которых держалась крестьянская жизнь.

. Общественный быт, его влияние на воспитание детей

Сельской жизнью с древнейших времен (с X-XI вв.) руководила община. Она ненамеренно, но властно влияла на развитие определенных черт характера человека, учила его всем укладом своей жизни соблюдать определенные правила, вырабатывала навыки совместного проживания. Замкнутость деревенской жизни способствовала консервации выработанных веками жизненных установок. В эту атмосферу общественного быта погружался человек с малолетства, здесь проходила вся его жизнь. Посмотрим, как все это происходило и каким было влияние общества на личность.

Крестьянская община объединяла отдельные хозяйства, ее жизнь контролировалась помещиком или государством - теми, кому принадлежала земля. Община, владея переданными ей в пользование землей, лесом и пастбищами, осуществляла раздел и передел участков между крестьянскими дворами, за которыми они закреплялись на основе потомственного землепользования. Частное владение землей крестьянами наблюдалось лишь на окраинах государства, в центре же - помещичья земля отдавалась во владение миру, общине.

На ее сходах решались хозяйственные, административные, судебные, бытовые вопросы, но хозяйственные дела занимали основное место. Так, на сходе определялись сроки начала различных полевых работ, наем пастуха, починка дорог и др. Кроме того, здесь рассматривались и внутрисемейные конфликты, конфликты между соседями, назначались опекуны над сиротами и одинокими стариками.

Сход рассматривал, кроме хозяйственных нужд, и случаи, связанные со взаимоотношениями, поведением отдельных членов общины. При этом прибегали обычно к мирному решению конфликтов: убеждали, увещевали, уговаривали поссорившихся помириться, просить прощения друг у друга, нарушителей заведенных порядков покаяться перед миром и исправиться, родителей, чьи дети в чем-то провинились, построже спрашивать с них. Не принято было такие увещевания игнорировать или противиться им, так как тогда сход мог использовать и другие меры воздействия - от штрафа до отдачи в солдаты или даже отправки в ссылку. Все это заранее было известно каждому общиннику, поэтому и предпочитали обходиться мирными решениями, не доводить дела до таких крайних мер.

Такое совместное решение дел на сходах положительно сказывалось на самих общинниках, так как давало возможность каждому из присутствующих стать соучастником общинной жизни, проявить свою мудрость и великодушие, ощутить себя зависимым от мира и в то же время защищенным им.

Отмечая огромную роль, которую играла община в жизни деревни, можно заметить, что она не давала достаточных стимулов для развития творчества, ослабляла ответственность человека за собственное поведение, так как эту функцию брал на себя мир, затрудняла проявление собственных инициатив, так как многие полагались на опеку со стороны общины. Но при этом развивалась тяга к единению с другими, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, миролюбие, стыдливость и справедливость.

5. Характер взаимоотношений в общине и дети

Благодаря общественному мнению поддерживались определенные взаимоотношения между поколениями. Одна из главных черт этих отношений - безусловное уважение старших: родителей, дедов; по устоявшимся нормам поведения, уважения были достойны не только родители, но и все старшие вообще. Дети обязаны были их во всем слушаться, а родителей своих опекать в старости и оказывать им почтение и повиновение. Обязательно полагалось почтительно поприветствовать старших при встрече; уступить место и не сидеть в присутствии старших; в семейном застолье старики сидели на почетном месте; нельзя перечить пожилым людям, а нужно терпеливо их выслушивать; просить прощения за свой проступок не только у родителей, но и у стариков общины на сходе и та. Дочь или сын вообще не имели права противоречить отцу. С жалобой на непокорность детей, если такое случалось, родители обращались к общине, и сход всегда без разбирательства принимал решение в пользу старших, наказывал детей. Наблюдая за поведением взрослых, ребенок с детства также был почтителен со старшими и потому в деревнях старики и больные чаще всего оказывались окруженными заботой и спокойно доживали свой век.

Община считала себя обязанной проявлять заботу об одиноких стариках и детях-сиротах, определяя родственников, которым отдавала их на попечение. Могло быть и так, что каждая семья брала их к себе по очереди на определенный общиной срок, если не оказывалось родственников. Могли отдать сирот в состоятельные семьи и наблюдать за тем, как относятся к ним приемные родители. Так дети получали уроки милосердия, видели на практике, как можно проявить его, и сами совершали милосердные поступки.

Многочисленные житейские случаи подавали детям пример добрососедских взаимоотношений, милосердия и сострадания. Ребенок был не сторонним наблюдателем поведения взрослых, но вовлекался родителями и обществом в совершение нравственных поступков.

В свою очередь, родителям общество вменяло в обязанность воспитание детей в духе нравственности. Особо следовало заботиться о воспитании девушки, для которой незапятнанная честь считалась важнейшим достоинством. Потеря невинности до брака считалась большим грехом, а беременность девушки - высшей степенью позора и бесчестья. Поэтому обществом осуждались добрачные связи, а к девушке переступившей порог нравственных требований, относились с пренебрежением, и ей трудно было рассчитывать на замужество, «порченая девка» могла быть сосватана только бедняку или вдовцу. Девушку могли обвинить в грехе, прибегая при этом к таким способам: вымазать дегтем ворота, поднять ей подол, подрезать косу. Ворота, вымазанные дегтем, - это позор для всей семьи, после этого девушку высмеивали, оскорбляли, презирали.

Все эти этические нормы демонстрировались перед детьми постоянно, и они усваивали их, ориентируясь на пример родителей, старших братьев и сестер. Такие наглядные уроки дополнялись различными назидательными историями, как будто происходившими на самом деле.

Отметим и еще одну особенность общинного быта - ответственность за всех детей села или деревни.

Каждый ребенок находился под приглядом любого взрослого, оказавшегося рядом, ему приходили на помощь, ободряли, оберегали. Но при нарушении общепринятых норм поведения строго спрашивали с ребенка, могли сделать ему замечание, отчитать, разъяснить, как нужно вести себя.

С самого детства ребенок находился в атмосфере всеобщего порицания безнравственных поступков и приучался к соблюдению норм поведения.

Не только уроки доброты преподносила общественная жизнь ребенку, он наблюдал и случаи жестокости: таким бывало обращение некоторых мужей со своими женами, родителей с детьми, немало было примеров общественного неравенства и жестокого, бездушного отношения богатых к бедным, которым приходилось унижаться, заискивать перед богатыми.

6. Церковь

На сельскую жизнь большое влияние оказывала церковь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Она давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных праздников, большие крестные ходы. Церковь определяла и обязанности православных: жить по христианским правилам, посещать храм.

Церковь обычно обслуживала несколько деревень; поэтому на службах встречались жители различных селений, родственники, друзья. В этом смысле здесь осуществлялись и светские цели сборов: церковная площадь становилась местом общественной жизни, сюда приходили задолго до начала службы и расходились не сразу.

Такое общение вырабатывало и хорошие манеры и приучало быть опрятно одетым. Здесь узнавали новости, общались, присматривали женихов и невест.

Крестный ход проводился по разным поводам: в честь военных побед, как моление об избавлении от эпидемии или о дожде во время засухи и др.; в них участвовали и взрослые, и дети.

Церковь использовала и другие формы религиозно-нравственного воспитания, в частности, распространяла собственную литературу (правда, из-за неграмотности населения немногие ее читали). Деревенская Россия получала церковные сведения не из полных церковных книг, даже сельские священники, а не только полуграмотные крестьяне пользовались адаптированными, упрощенными изданиями «для народа».

. Воспитание детей в труде

С самого раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу

семьи, становился участником разнообразных дел, втягивался постепенно

в систему трудовых обязанностей и отношений.

Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включался в работу. Его

не принуждали родители, не заставляли трудиться, а заинтересовывали

делом, позволяли делать что-то самому, помогать старшим, ведь известно,

что ребенок по природе своей активное существо. Детская жажда подражания, активность, пример окружающих были самыми действенными побудителями к труду. Уже в четыре - пять лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормить кур, мальчик подавал лыко отцу, плетущему лапти и т.п. Мальчик начинал гонять скотину на водопой, учился ездить верхом. Шести - семилетнему ребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Мальчики были возле плотничающего отца, девочки - возле матери за прялкой и выполняли их посильные, несложные поручения. Девочки очень рано начинали нянчить младших братьев и сестер и приобщались к работе по дому - ухаживали за птицей, мыли посуду и полы, носили воду.

Крестьянский мальчик в семь-восемь лет уже помогал отцу на пашне, управляясь с лошадью. Зимой он помогал отцу в заготовке дров, учился владеть пилой и топором. С отцом ходил на охоту, учился ставить силки, стрелять из лука, мог рыбачить. В девять-десять лет подросток сам мог управляться с лошадью, умел запрягать ее.

Но не сразу дети принимались за настоящее дело, народный опыт воспитания подсказывал взрослым, что делать это надо постепенно, включая их в игру. Маленькая лопата и грабли были в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми; отец часто оставлял для сына маленький клочок земли, где мальчик учился пахать. Девочка училась стряпать вместе с матерью, делая из теста свои лепешки и хлебцы. В маленьком ведерке она начинала носить воду. Для девочки делали маленькую прялку и она сидела за нею рядом со старшими сестрами. Она училась шить наряды для куклы, которую могли изготавливать дети постарше. Так, постепенно овладевая трудовыми навыками, дети с возрастом втягивались в работу, умело обращаясь с орудиями труда, инвентарем, скотиной.

От игры постепенно переходили к настоящей работе. В десять - тринадцать лет подросток мог уже пахать, а к четырнадцати годом - косить, жать серпом, работать топором и цепом, т.е. становился настоящим работником. В зимнее время он мог плести лапти и лукошки.

Парень в четырнадцать - шестнадцать лет обучался таким трудным видам работы, как косьба, занимался пахотой, молотьбой, заготовкой дров в лесу, знал многие тон кости крестьянского дела. В восемнадцать лет он мог провести сев (это самая сложная работа), и с этого времени он считался полноценным хозяином.

Помогали подростки семье и своим заработком, нанимаясь на лето в подпаски или выезжая пасти лошадей в "ночное" вместе с группой сверстников. Семейство получало нужный приработок, а для самого подростка это была своего рода школа, где он выучивался соблюдению взятых на себя обязательств и дисциплинированному выполнению дела.

Девочка кроме домашней работы, к которой приобщалась очень рано, начинала с девяти-десяти лет работать серпом в поле, с этого же времени она по-настоящему занималась вязанием снопов, полола грядки, теребила лен и коноплю. В десять - двенадцать лет она уже доила корову, могла замесить тесто, стряпала, стирала, присматривала за детьми, носила воду, шила, вязала и делала много другого по хозяйству. В четырнадцать лет девочка жала хлеб, косила траву, начинала работать наравне со взрослыми. И не забудем - к этому времени она уже должна была заготовить себе приданое.

8. Народная игрушка и игры детей

Одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор - искусство, создаваемое народом и широко распространенное в быту. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др.

Велико было воздействие на воспитание детей слова, произведений устного народного творчества. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Красочность, яркость, меткость народного слова в фольклоре делали поучения ненавязчивыми, вызывали глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьезные, возвышенные идеи и житейские правила.

Издавна были известны такие средства народной педагогики, как игра и игрушка, творцом которых был сам народ. Еще в незапамятные времена люди поняли, как они необходимы ребенку.

Внимание многих педагогов и искусствоведов занимали народные игрушки и игры как средство развития ребенка.

В ряду известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка - один из видов народного искусства. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.

Появление первых игрушек объясняется тем, что ребенку были не по силам предметы труда для взрослых; поэтому ему стали делать маленькие орудия земледелия или охоты. Изобретены они были в глубокой древности. При раскопках детских захоронений археологами были найдены игрушки, которые были сделаны три тысячелетия тому назад. Многие из них представляли точную копию предметов труда взрослых. Это миниатюрные предметы охоты - луки, стрелы, топорики, - предметы быта, посуда. Позже появились фигурки людей и зверей. Некоторые игрушки были созданы явно для забавы. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). К более позднему времени относятся находки в Новгороде (XII-XIII вв.). Это лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII-XIII вв. сохранились на территории Рязани и Твери. Это игрушечная посуда, глиняные свистульки.

Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию - функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с далеким прошлым, являлась копилкой народной памяти.

Игрушка с самого рождения ребенка становилась непременным спутником детской жизни. Среди игрушек не было случайных поделок, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Самым маленьким предназначались игрушки, которые могли привлечь внимание и успокоить, помочь их первым движениям - всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской. По мере того как подрастал ребенок, игрушки изменялись и усложнялись. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство. Так игрушка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно. Игровой набор крестьянских детей был небогат, но отличался практичностью.

Часто дети стремились и сами делать игрушки. При этом ребенок познавал, открывал, импровизировал, учился работать, сближался с природой. С этого начинался и его художественный опыт. В результате такого детского творчества происходило развитие наблюдательности, внимания - тех качеств, которые пригодятся ребенку и будут большими помощниками в его дальнейшей жизни. Чтобы создать игрушку, ребенку необходимо было и умение выбирать наиболее типичные черты. А это основа очень важного качества - пытливости.

Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С ее помощью передавалось по наследству мастерство, а с ним и традиции нравственной культуры.

Народные игры -это традиционное средство педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные обычаи, представления о чести, смелости, мужестве. В игре стремились проявить силу, ловкость, выносливость, смекалку, выдумку, находчивость.

Народные, игры передавали из поколения в поколение национальные особенности обычаев, своеобразие языка, но игры были не только развлечением. В играх с малых лет сначала путем подражания дети привыкали к тем обязанностям и ремеслам, которыми они будут заниматься, став взрослыми.

В русских народных играх было много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождались неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

. Народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки

Целый художественный мир представляет собой устное народное творчество - обширная область фольклора, выражаемая в слове. Являясь древнейшим народным искусством, зародившимся еще в дохристианские времена, оно сконцентрировало глубокую народную мудрость, отточенную веками, выверенную временем, и представляет собой одно из действенных средств народной педагогики.

В устном народном творчестве имеются различные жанры: песня, былина, сказка, пословица и др., но все их связывает общее и главное начало: они передают основные представления народа о главных жизненных ценностях, труде, семье, любви, общественном долге, родине.

С самого рождения погружался человек в область словесного народного творчества и оставался в нем до конца своих дней, на протяжении всей жизни получал из сказок, загадок и т.п. информацию об окружающем мире и людях, постигая эстетические и нравственные ценности своего народа.

Особенно важную роль играл фольклор в становлении человека в его детские годы.

Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами -поэзией пестования.

Колыбельные песни -это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. Издавна матери и бабушки понимали, как это важно для развития ребенка.

Все дальнейшее развитие ребенка во многом определяется первыми годами и даже месяцами его жизни. Душевный комфорт, получаемый ребенком в первые годы жизни благодаря близости матери, сохраняется у него надолго, часто даже на всю жизнь. И все это передавалось малышу с колыбельной песней, а также с пестушкой, потешкой. Так приобщался он к человеческой речи, начинал слышать в ней звуки, слова, ее музыку, мелодику. Постепенно усваивал он слова и понятия, развивалось его мышление. Уже в давние времена матери понимали, как важно для ребенка постоянное с ним общение, только благодаря ему ведь и может идти его развитие.

Сказки были важнейшим педагогическим средством и любимым детворой жанром устного народного творчества. Они представляют собой значительную область художественной педагогики, уходящей своими истоками еще во времена, предшествовавшие появлению Киевской Руси.

Исследователи народного творчества выделили такие типы русских сказок:

сказки о животных,

бытовые сказки,

волшебные сказки и другие.

Сказки развивали и воспитывали ребенка, но такое воспитание воспринималось им с удовольствием, так как сказки развлекали его, веселили, увлекали в мир фантастики.

Сказки -это художественный способ познания мира, в старину они во многом заменяли детям школу.

Загадка -это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира.

Отсюда вытекают две основные функции загадок:

. Загадка развивает в человеке догадливость, сметливость, сообразительность.

. Загадка открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.

Поэтическая природа загадки отражает реальный предметный мир не ради него самого, а ради эстетических целей. В отличие от пословиц, поговорок и прочих малых жанров фольклора загадка открывает полный простор для творческой фантазии ребенка.

Здравый опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы - будешь плакать»; «Работа да руки - надежные в людях поруки»; «Добро творить - себя веселить» и т.д.

Заключение

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что под влиянием семейного и общественного быта закладывались основы человеческой личности, развивались ее нравственные установки, складывалась система межличностных отношений, вырабатывался взгляд на все окружающее. Здесь ребенок готовился к своей будущей взрослой роли, впитывая жизненные впечатления, приобретая свою неповторимую индивидуальность.

Список литературы

1.Латышина Д.И. История педагогики. - М.: Гардарики, 2005. - 604 с.

2.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

3.http://azps.ru/

Похожие работы на - Традиционные основы народной педагогики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!