Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    143,56 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Институт проблем передачи информации РАН, Москва

Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

Т.А.Подугольникова


Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, приводящим к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления. В результате у детей с нарушениями бинокулярного зрения наблюдается снижение уровня развития когнитивных зрительных функций (внимания и кратковременной зрительной памяти), зрительной работоспособности и др. Поэтому они, как правило, отстают от нормально видящих ровесников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития.

Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы и лечение на специальных медицинских аппаратах, и специальное обучение, требующие как от ребенка, так и от специалистов длительной и упорной работы. В результате ребенок испытывает большие перегрузки, весь его день заполнен занятиями и со специалистами, и с педагогами, а на игру, основную «работу» дошкольника, у него просто не остается времени.

Специалистами лаборатории физиологии зрения нашего института (ИППИ РАН) был разработан комплекс компьютерных программ «Академик» с учетом достижений фундаментальной науки в области нейрофизиологии и психофизики зрения. Эти программы предназначены, как для функционального лечения нарушений бинокулярного зрения, так и для развития когнитивных зрительных функций (зрительного внимания, кратковременной зрительной памяти, ориентировки в микропространстве, зрительного поиска) и развития зрительной работоспособности. Все эти навыки необходимы детям для успешного обучения в начальной школе, так как они играют важную роль и при чтении, и при списывании с доски или с книги, и при работе с наглядным материалом.

В настоящее время в дефектологической практике для развития внимания и зрительной работоспособности используются бланковые методики - корректурные пробы или кодинг-тесты. При выполнении кодинг-тестов ребенок должен обозначать объекты определенными кодами, представленными в образце. Такая зрительная работа требует большого внимания и многократных переводов взора. Для детей с нарушениями бинокулярного зрения подобные упражнения представляют значительные трудности, обусловленные неустойчивостью фиксации взора и нарушением работы глазодвигательного аппарата, поэтому они не любят выполнять такие задания.

Интерактивная игровая программа «Кодинг» из комплекса «Академик» представляет собой компьютерный вариант кодинг-теста. В ходе работы с этой программой ребенку предлагается последовательно кодировать фигурки зрительного ряда стрелками разной ориентации в соответствии с образцом.

Благодаря возможностям компьютера на каждом шаге работы изменять коды в образце, ребенок не может работать по памяти, а вынужден при кодировании каждой фигуры делать по три смены фиксации взора: объект - образец - клавиатура. За одну тренировку ребенок кодирует 110 фигур, т.е. 330 раз совершает смену фиксаций взора. Кроме того, программа предоставляет возможность расположения образца не только в виде строки в верхней части экрана, как в бланковых методиках, но и в углах экрана, что заставляет детей делать дополнительное перемещение взора в разных направлениях. Вид экрана во время кодирования показан на рисунке 1.

компьютерный бинокулярный зрение познавательный

 

Рис.1. Вид экрана во время кодирования при расположении образца вверху (слева) и в углах (справа) экрана.

Такая активная зрительная работа соответствует нагрузке при чтении, так как её выполнение требует длительной, точной работы на близком расстоянии и хорошей фокусировки тест-объектов.

В нашей предыдущей работе было показано, что возрастная норма скорости кодирования по программе «Кодинг» для детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением равна 13,9 символов/мин, а уровень развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения из подготовительных групп значительно снижен и достигает уровня нормы с задержкой в восемь месяцев.

В ГОУ детском саду № 112 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения при поддержке методического центра Северо-восточного окружного управления Московского департамента образования, был проведен эксперимент по определению эффективности использования игровой компьютерной программы Кодинг для развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения.

В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте от 5 до 7 лет из старших и подготовительных групп, родители которых дали согласие на участие в эксперименте.

Первое тестирование по программе Кодинг, проведенное до начала тренировок, показало, что зрительная работоспособность у детей с нарушениями бинокулярного зрения была очень низкой и составляла лишь 9.0 ± 0.53 символов/мин, при этом четыре ребенка вообще не смогли довести тестирования до конца, а другие четыре выполнили его с неудовлетворительной оценкой. Ни один ребенок не выполнил первое тестирование с оценкой «отлично».

С каждым ребенком было проведено по 10 тренировок, в ходе которых педагоги обучали их выгодным стратегиям выполнения задания, предлагали им разные типы тест-объектов (легковербализуемые объекты, буквы, геометрические фигуры трудновербализуемые объекты), поощряли за хорошую работу. Возможность сохранять результаты, моментально производить их обработку и предъявлять в цифровой и графической форме позволяет педагогу легко анализировать динамику развития ребенка и индивидуально подбирать параметры тренировок в зависимости от уровня его зрительной патологии. Поэтому, несмотря на то, что при кодировании на компьютере ребенок выполняет более сложное задание, чем при работе с бланками, интерактивный характер программы, возможность самостоятельно управлять компьютером и отслеживать результаты своей работы значительно повышали мотивацию ребенка и помогали преодолеть все трудности. Ни один ребенок не отказался работать на компьютере.

Длительность первых тренировок не превышала 10-12 минут, а затем она постепенно уменьшалась, так что дети не испытывали большого утомления. В ходе тренировок у всех детей наблюдалась положительная динамика.

Повторное тестирование, проведенное через две недели после окончания тренировок, показало, что скорость кодирования у всех детей увеличилась более чем в 2 раза и составила в среднем 20,6 символов/мин. Даже дети, не справившиеся с первым тестированием, повторное тестирование выполнили очень успешно.


На рисунке 2 представлены диаграммы распределения результатов тестирования до и после тренировок. У большинства детей показатели скорости кодирования значительно превысили возрастную норму. Это объясняется тем, что в ходе тренировок дети научились концентрировать и быстро переключать внимание с одного объекта на другой, а также часто менять фиксацию взора. При этом дети практически перестали делать ошибки. Было видно, как при работе на компьютере развивается самостоятельность, уверенность в собственных силах и активность ребенка, появляется критичность к своей работе, повышается самооценка и контроль над своей деятельностью. Очевидно, что такие занятия формируют у детей мотивацию к учебной деятельности.

Полученные результаты свидетельствует о том, что программа «Кодинг» является очень эффективным современным средством педагогической коррекции, позволяющим развить зрительную работоспособность у детей с функциональными нарушениями бинокулярного зрения.

Похожие работы на - Развитие зрительных функций с помощью компьютерных игр у дошкольников с нарушением зрения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!