Проектирование двигателя внутреннего сгорания
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра
"Колесных и гусеничных машин"
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
"Теория
и конструкция машин и оборудования отрасли"
Тема:
Проектирование двигателя внутреннего сгорания
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
ЗАДАНИЕ
ВВЕДЕНИ
. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
.1 Исходных данных расчета
.2 Расчет параметров рабочего процесса карбюраторного
двигателя
.3 Расчет индикаторных и эффективных показателей
.4 Тепловой баланс двигателя
.5 Расчет и построение внешних скоростных характеристик
. КИНЕМАТИКА ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ
.1 Перемещение поршня
.2 Скорость поршня
.3 Ускорение поршня
. ДИНАМИКА КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА
.1 Приведенные массы КШМ
.2 Силы и моменты, действующие в КШМ
Список литературы
Кафедра
"Колесных и гусеничных машин"
ЗАДАНИЕ
на курсовую
работу
по дисциплине
"Теория
и конструкция машин и оборудования отрасли"
для студентов
ИСОП специальности 1704
Тема:
Спроектировать ДВС четырехтактного поршневого автотракторного двигателя по
исходным данным:
Исходные данные:
Тип двигателя карбюраторный;
Максимальная эффективная мощность Nmax 50кВт;
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности nN 5000 мин-1;
Степень сжатия ε 9;
Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна λотн 0,24
Руководитель работы:
"______"___________________2009 г.
ВВЕДЕНИЕ
Тепловой расчет позволяет с достаточной степенью точности аналитическим
путем определить основные параметры вновь проектируемого двигателя, а так же
проверить степень совершенства действительного цикла реального работающего
двигателя.
В данной работе рассчитывается четырехцилиндровый четырехтактный
двигатель.
1. ТЕПЛОВОЙ
РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ
1.1 Исходных данных расчета
- e=9,0
- степень сжатия;
a=0,8 - коэффициент избытка воздуха;
hv
=0,7- коэффициент наполнения;
p0
=0,1МПа и T0 =288К- давление и температура
окружающей среды;
DT=30К
- повышение температуры заряда при всасывании;
pr
=0,12МПа и Tr =1000К- давление и температура
остаточных газов в конце впуска;
n1
=1,3 и n2 =1,3- показатели политропы сжатия и
расширения;
x=0,9 - коэффициент выделения тепла при сгорании;
l=4,0 - степень повышения давления;
r=1,0 - степень предварительного расширения;
hм =0,8- механический коэффициент полезного действия (КПД);
n=0,95 - коэффициент скругления индикаторной диаграммы;
Hu
=44000- теплотворная способность (низшая теплота сгорания) топлива;
C=0,855,
H=0,145, O=0 - элементарный состав топлива (углерод, водород,
кислород).
1.2 Расчет параметров рабочего процесса карбюраторного двигателя
А. Процесс впуска:
,
,
pк = 1,5p0
=2·0,1=0,2МПа
,
где
gr -
коэффициент остаточных газов, равный 0,1
Б.
Процесс сжатия:
=
const.с
= pа,
pс = ,с = .
Тс = .
В.
Процесс сгорания:
0д
= С + 8Н - О, кг,
l0 = (кг
воздуха)/(кг топлива),
или
в молях:
М1
= aL0 + (кмоль горючей смеси)/(кг топлива)
Mr = grM1.=0,1·0,42=0,042с =
M1 + Mr.=0,42+0,042=0,462= =
M2 + Mr.=0,46+0,042=0,5
m0 = .
m = .
,
Г.
Процесс расширения
=
const, т.е. pz
= pb. = pz ,
pb = .
Тb =
Д.
Процесс выпуска:
=
.
1.3 Расчет индикаторных и эффективных показателей
двигатель внутренний сгорание поршень
;
1.4 Тепловой баланс двигателя
Q0 = Qе + Qг + Qн + Qост + Qохл,
.
Qе = Q0hе=2437,1·0,00003=0,02
= .
Qост = (0,02 ¸ 0,08)Gе.
Qохл = Q0 -
(Qе + Qг + Qн + Qост),
1.5 Расчет и построение внешних скоростных характеристик
,
г/(кВт*ч)
ne
|
Ne
|
Me
|
ge
|
550
|
6,93
|
120,4
|
231,5
|
1400
|
19,4
|
132,1
|
83,0
|
2200
|
31,3
|
135,7
|
51,2
|
3000
|
41,5
|
132,1
|
38,2
|
3800
|
48,3
|
121,3
|
32,4
|
4600
|
49,8
|
103,4
|
30,6
|
5000
|
91,7
|
31,1
|
2. КИНЕМАТИКА
ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ
2.1 Перемещение поршня
В двигателях внутреннего сгорания возвратно-поступательное движение
поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала посредством
кривошипно-шатунного механизма.
sx -
текущее перемещение поршня (точка А обозначает ось поршневого пальца);
j - угол поворота кривошипа, отсчитываемый от оси цилиндра в направлении
вращения коленчатого вала по часовой стрелке;
b - угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра;
w = pn/30=3,14·5000/30=523,3 рад/с -
частота вращения (угловая скорость) коленчатого вала;
R=160мм
- радиус кривошипа;
S = 2R=320мм - ход поршня;
Lш=666,7мм
- длина шатуна;
lотн = R/Lш=0,24 - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
R+Lш=160+666,7=826,7 - расстояние от оси
коленчатого вала до верхней мертвой точки (в.м.т.).
Рис. 2. Схема кривошипно-шатунного механизма двигателя
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
sx
|
0
|
0,03
|
0,1
|
0,18
|
0,25
|
0,31
|
0,32
|
0,31
|
0,25
|
0,18
|
0,1
|
0,03
|
0
|
2.2 Скорость поршня
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
vп
|
0
|
50,5
|
67,3
|
83,7
|
49,9
|
33,2
|
0
|
33,2
|
49,9
|
83,7
|
67,3
|
0
|
2.3 Ускорение поршня
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
j
|
2,8
|
1,9
|
0,9
|
-0,6
|
-1,4
|
-1,8
|
-1,7
|
-1,8
|
-1,4
|
-0,6
|
0,9
|
1,9
|
2,8
|
.
3. ДИНАМИКА
КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА
3.1 Приведенные массы КШМ
,
.
.
,
.
,
.
3.2 Силы и моменты, действующие в КШМ
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
Pj
|
3,8
|
3,2
|
1,2
|
0,7
|
-1,1
|
-2,4
|
-2,3
|
-2,4
|
-1,9
|
-0,7
|
1,2
|
3,2
|
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
Р
|
28,9
|
28,3
|
26,3
|
25,8
|
24,0
|
22,7
|
22,8
|
22,7
|
24,0
|
25,8
|
26,3
|
28,3
|
28,9
|
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
β
|
0
|
7
|
12
|
14
|
12
|
7
|
0
|
-7
|
-12
|
-14
|
-12
|
-7
|
0
|
S
|
28,9
|
28,3
|
26,8
|
26,6
|
24,5
|
22,7
|
-
|
22,7
|
26,6
|
26,8
|
28,3
|
28,9
|
φ
|
β
|
Р
|
S
|
N
|
К
|
Т
|
0
|
0
|
28,9
|
28,9
|
0
|
28,9
|
0
|
30
|
7
|
28,3
|
28,3
|
3,5
|
22,6
|
17,0
|
60
|
12
|
26,3
|
26,8
|
5,6
|
8,3
|
25,5
|
90
|
14
|
25,8
|
26,6
|
6,4
|
-6,4
|
25,8
|
120
|
12
|
24,0
|
24,5
|
5,1
|
-16,0
|
18,2
|
150
|
7
|
22,7
|
22,7
|
2,8
|
-21,0
|
8,9
|
180
|
0
|
22,8
|
-
|
0
|
-
|
-
|
210
|
-7
|
22,7
|
22,7
|
-2,8
|
-2,8
|
-8,9
|
-12
|
24,0
|
24,5
|
-5,1
|
-16,0
|
-18,2
|
270
|
-14
|
25,8
|
26,6
|
-6,4
|
-6,4
|
-25,8
|
300
|
-12
|
26,3
|
26,8
|
-5,6
|
8,3
|
-25,5
|
330
|
-7
|
28,3
|
28,3
|
-3,5
|
22,6
|
-17,0
|
360
|
0
|
28,9
|
28,9
|
0
|
28,9
|
0
|
φ
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
210
|
240
|
270
|
300
|
330
|
360
|
Мкр
|
0
|
2,7
|
4,1
|
4,1
|
2,9
|
1,4
|
-
|
-8,7
|
-2,9
|
-4,1
|
-4,1
|
-2,7
|
0
|
Список литературы
1. Двигатели
внутреннего сгорания. Кн.2. Динамика и конструирование: Учебник для ВУЗов/В.Н.
Луканин, И.В. Алексеев, М.Г. Шатров и др.; Под ред. В.Н. Луканина и М.Г.
Шатрова. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Высш.шк., 2007.
2. Колчин
А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие
для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2002.
. Учебное
пособие по курсовому проектированию двигателей внутреннего сгорания. Ч. 2.
Методика выполнения динамического расчета/ И.В. Алексеев, С.Н. Богданов, С.А.
Пришвин и др.; МАДИ (ГТУ). - М., 2006.
. Учебное
пособие по курсовому проектированию двигателей внутреннего сгорания. Ч. 3.
Методика выполнения прочностных расчетов и разработка конструкции ДВС/ И.В.
Алексеев, С.Н. Богданов, С.А. Пришвин и др.; МАДИ (ГТУ). - М., 2006.
. Павлов
А.В., Корси Е.К. Учебное пособие по курсовому проектированию двигателей
внутреннего сгорания (конструирование и расчет). - 2-е изд., перераб. и доп. /
МАДИ. - М., 1987.