Марка
автомобиля
|
Сменная
программа по видам ТО и диагностике
|
|
NЕОСм
|
N1См
|
N2См
|
NД-1См
|
NД-2См
|
КрАЗ
- 255Б
|
312
|
19
|
6
|
26
|
7
|
Д - 2<6 обслуживаний, то выбираю тупиковый
вид производства.
3.7 Определяю трудоемкость
технических воздействий
Трудоемкость ежедневного обслуживания
(tЕО)
рассчитывается
по формуле:
tЕО = tЕО н К2 К5 КМ(ЕО), чел. - ч
tЕО
н -
нормативная
трудоемкость ежедневного обслуживания, чел.-ч. Принимаю по таблице 2.9 (1).
К2 - коэффициент корректирования нормативов
в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы. Принимаю
по табл. 2.9. (1).
К5 - коэффициент корректирования нормативов
в зависимости от количества обслуживаний и ремонтов автомобилей на АТП и количество
технологически совместимых групп подвижного состава. Принимаю по табл. 2.12. (1).
КМ(ЕО) - коэффициент механизации снижающий
трудоемкость ЕО рассчитывается по формуле:
См - % процент снижения
трудоемкости за счет применения моечной установки принимаю См = 55% о-
% процент снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха,
принимаю Cо= 15%
= = 0,3
tЕО =
0,4 ∙ 1 ∙ 1,05 ∙ 0,3 = 0,1 чел. - ч
Трудоемкость То-1 (t1)
рассчитывается по формуле:
t1 = t1 н
К1 К5 КМ(1), чел.-ч.,
1 н
-
нормативная трудоемкость Т0-1, чел.-ч. Принимаю по табл. 2.2. (1).
КМ(1) - коэффициент
механизации, снижающий трудоемкость ТО-1.Для тупикового метода выбираю Км1
= 0,8.1 = 3,3 ∙ 0,8 ∙ 1,05 ∙ 0,8 = 2,21 чел.-ч.,
Трудоемкость ТО-2 рассчитывается
по формуле:
t2 = t2 н
К2 К5 КМ(2), чел.-ч,
2 н - нормативная
трудоемкость Т0-2, чел.-ч. Принимаю по табл. 2.2 (1).
КМ(2) - коэффициент
механизации, снижающий трудоемкость ТО-2. Для тупикового метода выбираю КМ2
= 1. 2 = 15,5 ∙ 1 ∙ 1,05 ∙ 1 = 16,27 чел.-ч,
Трудоемкость сезонного обслуживания
рассчитывается по формуле:
t СО = t1 С СО t2, чел. - ч.
С СО - доля трудоемкости
СО от трудоемкости ТО-2.Ссо принемаю равным 0.2.СО = 2,21
∙ 0,2 ∙ 16,27 = 7,19 чел. - ч.
Трудоемкость общего диагностирования
(tД-1) рассчитывается по формуле:
tД-1 = t1 , чел. - ч,
СД-1 - доля трудоемкости
диагностических работ, в общем трудоемкость принимаю по приложению. T1
- трудоемкость ТО-1, чел.-ч. tД-1 = 2,21 = 0,19 чел.-ч.
Трудоемкость поэлементного
диагностирования (tД-2 ) рассчитывается по формуле:
Д-2 = t2 , чел. - ч,
СД-2 - доля трудоемкости
диагностических работ в общей трудоемкости ТО-2.2 - трудоемкость Т0-2,
чел.-ч.
tД-2 = 16,27 ∙ = 1,30 чел. - ч,
Удельную трудоемкость текущего
ремонта (tТР) рассчитывается по формуле:
tТР = tТРН
К1 К2 К3 К4(СР) К5, -
К4(СР) - среднее значение
коэффициента корректирования удельной трудоемкости текущего ремонта в
зависимости от пробега автомобилей с начала эксплуатации.
К4(СР) = = 1,32
tТР = 6,6 ∙ 0,8 ∙
1 ∙ 1 ∙ 1,32 ∙ 1.05 = 7,3
По результатам выбора и
расчетов показателей ТО и ремонта строю таблицу:
Марка
и модель подвижного состава
|
Исходные
нормативы
|
Коэффициенты
корректирования
|
Скорректированные
нормативы
|
|
Обозначение
(размерность)
|
Величина
|
К1
|
К2
|
К3
|
К4
(ср) К4' (ср)
|
К5
|
Км
|
К
рез
|
Обозначение
(размерность)
|
Величина
|
КрАЗ
- 255Б
|
L1н(км)
|
2500
|
0,8
|
|
1
|
|
|
|
0,8
|
L1(км)
|
1900
|
|
L2н(км)
|
12500
|
0,8
|
|
1
|
|
|
|
0,8
|
L2(км)
|
7600
|
|
tЕОн(чел.-час)
|
0,4
|
|
1
|
|
|
1,05
|
0,3
|
0,31
|
tЕОн(чел.-час)
|
0,1
|
|
t1н(чел.-час)
|
3,3
|
|
1
|
|
|
1,05
|
0,3
|
0,31
|
t1(чел.-час)
|
2,21
|
|
t2н(чел.-час)
|
15,5
|
|
1
|
|
|
1,05
|
0,3
|
0,31
|
t2(чел.-час)
|
16,27
|
tТРн 6,60,8111,321,051,28tТР
7,3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Lкрн(км)
|
160000
|
0,8
|
1
|
1
|
|
|
|
0,8
|
Lкр(км)
|
104500
|
dТоиТРн ()0,551,301,30dТоиТР
()0,7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dкрн
(Дн)
|
25
|
|
|
|
|
|
|
|
dкр
(Дн)
|
25
|
Исходные и скорректированные нормативы ТО и ТР.
.8 Определение общей годовой
трудоемкости технических воздействий
Годовая трудоемкость ежедневного
обслуживания рассчитывается по формуле:
ТЕОГ = tЕО
N ГУМР, чел.
- ч,
ТЕОГ = 0,1 ∙ 35840 =
3584 чел. - ч,
Годовая трудоемкость ТО-1 рассчитывается
по формуле:
Т1Г = t1 N Г1 + Т Гсп.р(1),
чел. - ч,
Т Гсп.р(1) - годовая трудоемкость
сопутствующего ремонта при проведения ТО- 1, чел.-ч. Его рассчитываю по
следующей формуле:
Т Гсп.р(1) = СТР. t1 N Г1, чел. - ч,
СТР. - регламентированная
доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-1 (прини- мается равной 0,15…0,20).
Т Гсп.р(1) =
0,15 ∙ 2,21 ∙ 2978 = 987.2 чел. - ч,
Т1Г = 2,21 ∙ 2978 + 987.2
= 7568.5 чел. - ч,
Годовая трудоемкость ТО-2 рассчитывается
по формуле:
Т2Г = t2 N Г2 + Т Гсп.р(2),
чел. - ч,
Т Гсп.р(2) - годовая трудоемкость
сопутствующего ремонта при проведении ТО-2. Чел.-ч. Его рассчитываю по формуле:
Т Гсп.р(2) = СТР t2 N Г2, чел. - ч,
СТР - регламентированная доля сопутствующего
ремонта при проведении ТО-2.
СТР = О,15…0,20 Т Гсп.р(2)
= 0.15 ∙ 16,27 ∙ 993 = 2423.3 чел. - ч,
Т2Г = 16,27
∙ 993 + 2423.3 = 18579.4 чел. - ч,
Определяю годовые трудоемкости
общего и поэлементного диагностирования.
ТД-1Г = tД-1
N ГД-1 чел. -
ч, ТД-1Г = 0.19 4070 = 773.3 чел. - ч,
ТД-2Г = tД-2
N ГД-2 чел. -
ч ТД-2Г = 1.30 1192 = 1549.6 чел. - ч,
Определяю годовую трудоемкость
сезонного обслуживания:
ТСОГ = tСО
2А, чел. - ч
А - среднесписочное инвентарное количество автомобилей
в АТП, ед.
ТСОГ = 7,19 2 190 = 2732.2 чел. - ч
Определяю общую годовую трудоемкость
для всех видов ТО:
∑ ТТОГ = ТЕОГ
+ Т1Г + Т2Г + ТСОГ,
чел. - ч
∑ ТТОГ = 3584 +
7568.5 + 18579.4 + 2732.2 = 32464.1 чел. - ч
Годовая трудоемкость TP
по
АТП рассчитывается по формуле:
ТТРГ = tТР, чел. - ч
ТТРГ = ∙ 8,4 = 63380.3 чел. - ч
Определяю годовую трудоемкость
постовых работ по TP:
ТТРГ ´=
ТТРГ - (Т Гсп.р(1) + Т Гсп.р(2)
), чел. - ч
ТТРГ ´=
63380.3 - (987.2 + 2423.3) = 59969.8 чел. - ч
Определяю годовую трудоемкость в зоне ТР и
ремонтным цехам по формуле:
Т ГТрпост(це
СТР - доля постовых
или цеховых работ в процентах от общего объема постовых работ TP. Принимаю по
приложения.
Т ГТрпост(цех) = 89.9 чел. - ч
Определяю общий объем работ по
техническим воздействиям на подвижной состав:
Т ГТоиТР = ∑Т ГТО
+ ТТРГ ´,
чел. - ч
3.9 Определение количества
ремонтных рабочих на объекте проектирования
Число производственных рабочих мест и рабочего персонала
рассчитывается по формулам:
где
РЯ - число явочных технологических
необходимых рабочих или количество рабочих мест.
Рш - штатное число производственных рабочих,
чел.;
ФГМ - годовой производственный
фонд времени рабочего места ФГМ = 2010 ч.
ФГн - годовой производственный
фонд рабочего времени штатного рабочего, т.е. с учётом отпуска и не выходя на работу
по уважительным причинам ФГн = 1780 ч.
РЯ = = 4,5
чел. Принемаю Ря = 5 чел.
РШ = = 5,1 чел.
Принемаю РШ = 5 чел.
Рабочяя неделя производственных
должна составлять 40 часов,количество основного отпуска 28 дней, номинальный
фонд времени рабочего места составляет 2010 часов. Эффективный фонд времени (Фгм)
= 1780 ч.
Продолжительность рабочей смены
производности персонала не должно превышать 8,2 часов. Допускается увелечение
рвбрчей смены работающих при общей продолжительности работы не более 40 часов.
Расчетные показатели по объекту
проектирования
№
П/П
|
Наименование
показателя
|
Условное
обозначение
|
Единица
измерения
|
Величина
показателя
|
|
|
|
|
Расчетная
|
Принята
|
Годовая
производственная программа
|
1
|
-
по ЕО
|
NЕОг
|
Обслуж.
|
47158
|
47158
|
|
-
по ТО - 1
|
N1г
|
Обслуж.
|
2978.3
|
2978
|
|
-
по ТО - 2
|
N2г
|
Обслуж.
|
992.9
|
993
|
|
-
по СО
|
NСОг
|
Обслуж.
|
380
|
380
|
|
-
по Д - 1
|
NД-1г
|
Обслуж.
|
4070
|
4070
|
|
-
по Д - 2
|
NД-2г
|
Обслуж.
|
1192
|
1192
|
Сменная
производственная программа
|
2
|
-
по ЕО
|
NЕОсм
|
Обслуж.
|
312
|
312
|
|
-
по ТО - 1
|
N1см
|
Обслуж.
|
19
|
19
|
|
-
по ТО - 2
|
N2см
|
Обслуж.
|
6
|
6
|
3
|
Общая
годовая трудоемкость работ ТР
|
ТТРг
|
чел.
- ч.
|
63380.3
|
63380
|
Годовая
трудоемкость работ по объекту проектирования
|
4
|
В
зонах ТО
|
ТЕОг
|
чел.
- ч.
|
3584
|
3584
|
|
|
Т1г
|
чел.
- ч.
|
7568.5
|
7568
|
|
|
Т2г
|
чел.
- ч.
|
18579.4
|
18579.4
|
|
В
зоне диагностике
|
ТД-1г
|
чел.
- ч.
|
773.3
|
773
|
|
|
ТД-2г
|
чел.
- ч.
|
1549.6
|
1549
|
|
На
постах ТР
|
ТТРг’
|
чел.
- ч.
|
59969.8
|
59969
|
|
В
цеках (постах ТР)
|
ТТР(цех,пост)г’
|
чел.
- ч.
|
89.9
|
89
|
Количество
производственных на объекте проектирования
|
5
|
-
Явочное
|
Ря
|
чел.
|
4.5
|
5
|
|
-
Штатные
|
Рш
|
чел.
|
5.1
|
5
|
Суммарный годовой пробег общий годовой пробег
всех авто
КрАЗ - 255Б ∑ LГ
=
7545280 км
= 39712 км
) 39712 ∙ 0,06 = 2382,7
январь
) (39712 ∙ 0,07) + 2382,7
= 5162,5 февраль
) (39712 ∙ 0,07) + 5162,5
= 7942,3 март
) (39712 ∙ 0,1) + 7942,3 =
11913,5 апрель
) (39712 ∙ 0,1) + 11913,5
= 15884.7 май
) (39712 ∙ 0,1) + 15884,7
= 19855,9 июнь
) (39712 ∙ 0,1) + 19855,9
= 23827,1 июль
) (39712 ∙ 0,1) + 23827,1
= 27798,3 август
) (39712 ∙ 0,1) + 27798,3
= 31769,5 сентябрь
) (39712 ∙ 0,07) + 31769,5
= 34549,3 октябрь
) (39712 ∙ 0,07) + 34549,3
= 37329,1 ноябрь
) (39712 ∙ 0,06) + 37329,1
= 39711,8 декабрь
Виды
обслуживания
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
ТО-1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
-
|
ТО-2
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
1
|
технический
обслуживание ремонт автомобиль
4. Организационная
часть
Целью данного раздела
курсового проекта является разработка вопросов организации работы в зонах ТР
В организационной части предполагается решить
следующие задачи:
· выборать метода
организации производства ТО и ИР в АТП
· выбор метода организации
технологического процесса на участке поэлементного диагностирования ТР
· схема технологического
процесса на объекте проектирования.
· расчет количества постов диагностики
ТР
· распределение исполнителей по специальностям
и квалификации.
· подбор технологического оборудования
и организационной оснастки в зоне ТР
· расчет производственной площади объекта
проектирования
· составление плана размещения технологического
оборудования на участке ТО
.1 Необходимо:
. Дать обоснование принятого метода
организации ТО и ТР в АТП.
. Описать его организационные принципы.
. Привести схему управления производством
ТО и ТР и объекта проектирования.
Наиболее прогрессивный метод организации
производства ТО и ремонта является метод основанный на формировании ремонтных
подразделений по техническому принципу с внедрением централизованного
управления производством (ЦУП). Управление процессом ТО и ремонта подвижного
состава в АТП осуществляется централизовано отделом управления производством.
.2 Выбор метода организации технологического
процесса на посту ТО-1 автомобилей
Техническое обслуживание автомобилей в АТП
производит на основе планов-графиков, составленных для каждого автомобиля,
исходя из среднесуточного пробега, нормативов периодичности ТО и условий
эксплуатации на данном предприятии.
Метод планирования ТО и Р по фактическому
пробегу подразумевает заведение на каждый автомобиль лицевой карточки, в
которую записывают ежедневный пробег из путевого листа и установленный пробег
между очередными видами технического обслуживания.
На этой основе устанавливают день фактической
постановки автомобиля на техническое обслуживание. По лицевой карточке
подсчитывают фактический пробег автомобиля от последнего технического
обслуживания, и если его значение близко к установленному, то назначают
ближайший день очередного технического обслуживания.
Рабаты в зонах ТО ведутся по технологическим
картам, которые определяют объем и очередность выполнения работ по отдельным
постам. В технологических картах указывают время выполнения каждой операции на
рабочем посту, применяемый инструмент, приспособления и материалы.
Предлагаемый метод ТО и Р бригадный или
индивидуальный предусматривает создание бригад для выполнения работ в объеме
ТО-1, ТО-2 и ТР. Это наиболее простая форма ТО и Р, применяемая в мелких
мастерских. Бригады ведут работы по всем агрегатам автомобиля. Члены бригады в
этом случае должны иметь высокую квалификацию. А рабочие посты оснащаться
универсальным оборудованием, чтобы обслуживать и ремонтировать любые марки
автомобилей.
4.3 Схема технологического процесса на постах ТО
По характеру выполнения все работы ТО
подразделяются на постовые и цеховые. Постовые работы выполняют на рабочих
постах в зонах, а цеховые - в цехах или производственных отделениях. Работы ЕО
и ТО-1 только постовые, а ТО-2 и ТР - постовые и цеховые, причем постовые
составляют 17-22% для ТО-2 и 29-39% для ТР, остальное - цеховые в зависимости
от модели автомобиля.
В настоящее время в автопарках и гаражах широко
распространено диагностирование автомобилей с помощью специального
оборудования. Диагностирование позволяет оценить техническое состояние
автомобилей в целом и отдельных его агрегатов и узлов без разборки, выявить
неисправности, для устранения которых необходимы регулированные или ремонтные
работы, а также прогнозировать ресурс надежной работы автомобиля.
В соответствии с действующей системой ТО и ТР
диагностирования подразделяются на два основных вида: общее Д-1 и поэлементное
(углубленное) Д-2. При общем диагностировании определяют техническое состояние
узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, и оценивают
пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации. При поэлементной диагностике
выявляют неисправности, прогнозируют ресурс исправной работы и устанавливают
объемы регулировочных и ремонтных работ, необходимых для поддержания исправного
состояния автомобиля до очередного ТО-2.
Схема технологического процесса в организации
с/х производства предусматривает следующую очередность процессов ТО и
диагностирования: по возвращению с рейса автомобиль проходит
контрольно-пропускной пункт, зону уборки и мойки, а затем отправляется на
стоянку.
Схема технологического процесса обслуживания
автомобилей в гараже.
Основные виды работ, проводимые на автомобильном
транспорте, в зонах ТО-1 и ТО-2 включают контрольно-диагностические, крепежные,
регулировочные, смазочно-заправочные и очистительные работы. Их выполняют через
определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации.
Схема технологического процесса ремонта
агрегатов на участке.
.3 Выбор режима работы производственных
подразделений
Работа производственных подразделений, занятых в
АТП, техническим обслуживанием и диагностикой, должна быть согласовывается с
режимом работы автомобилей на линии. При назначении режима работы следует
исходить из требований, выполнять больше работы по ТО и ремонту в межсменное
время.
При выборе режима работы производственных
подразделений необходимо установить для всех подразделений в АТП:
- количество рабочих дней в году - 302;
- число смен работы в сутки - одна смена;
продолжительность смены - 8 ч.
время начала работы - 800;
окончание работы - 1700.
Сводная таблица режимов работы производственных
подразделений.
Наименование
производственных подразделений
|
Режим
работы подразделений
|
|
Число
дней работы в году
|
Число
смен работы в сутки
|
Продолжительность
смены, ч.
|
Период
выполнения (смены)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Зона
ЕО
|
302
|
2
|
8
|
II, III
|
Посты
общей и поэлементной диагностики
|
302
|
1
|
8
|
I
|
Зона
ТО-1
|
302
|
1
|
8
|
I и II
|
Зона
ТО-2
|
302
|
1
|
8
|
I
|
Зона
ТР
|
302
|
2
|
8
|
I, II
|
Ремонтные
участки
|
302
|
1
|
8
|
I
|
Аккумуляторные
работы
|
302
|
2
|
8
|
I, II
|
.5 Расчет количества постов в зоне ТО и постов
диагностики
Расчет количества постов зон ТО-1 при организации
работ на тупиковых постах.
Количество постов рассчитываю по формуле:
,
- такт поста, т.е. время
обслуживания автомобиля на посту;
- ритм производства, т.е. время
одного обслуживания.
Такт поста рассчитываю по формуле:
мин.
- годовая суммарная трудоемкость
постовых работ зон ТО-2 (чел-ч). Принимаю по результатом расчетов годовой
трудоемкости ТО-2.
- коэффициент неравномерности
загрузки постов (принимаем - 1,1);
- количество рабочих,
одновременного работающих на посту (принимаем - 3)
- коэффициент использования
рабочего времени поста (принимаем-0,93);
- годовая программа по ТО-2;
- время установки автомобиля на
пост и съезд с него. Принимаю = 1-3
мин.
мин.
Ритм производства рассчитывается по
формуле:
- продолжительность смен работы
зоны ТО за одну смену (принимаем 7 часов при 6-ти дневной рабочей неделе);
- число смен (принимаем по 1);
- сменная годовая программа ТО-2
(принимаем по результатам расчета в мастерской);
мин
принимаем 4 поста.
.6 Распределение исполнителей по
специальности и квалификации
Общее количество исполнителей в
производственных подразделениях мастерской АТП составляет 45 человек.
Рассчитаем количество исполнителей в
зоне ТО для каждого вида работ с учетом общего объема работ по техническому
обслуживанию.
Результаты расчета и принятое
количество исполнителей различных специальностей с учетом возможного совмещения
профессий представим таблицей.
, где - годовая трудоемкость зоны ТО.
человек (принимаем 5 человек).
Виды
работ
|
Распределенные
трудоемкости, %
|
Количество
исполнителей
|
|
|
расчетное
|
принятое
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
Диагностические
|
10
|
0,43
|
1
|
2.
Крепежные
|
35
|
0,12
|
|
3.
Регулировочные
|
10
|
0,43
|
3
|
4.
Электротехнические
|
10
|
0,43
|
|
5.
По системе питания
|
5
|
0,87
|
|
6.
Шинные
|
10
|
0,43
|
1
|
7.
Смазочные, заправочно-очистительные
|
20
|
0,21
|
|
Итого:
|
100,0
|
|
|
.7 Подбор технологического оборудования
Технологическое оборудование.
Поз.
|
Наименование
|
Тип
или модель
|
Количество
|
Размеры
в плане (мм)
|
Общая
площадь, м2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
5
|
Точильный
аппарат
|
ТА-255
|
1
|
1000´1000
|
1
|
4
|
Настольный
сверлильный станок
|
НС-12
Б
|
1
|
1000´1000
|
1
|
1
|
426
М
|
1
|
1500´500
|
0,75
|
6
|
Слесарный
верстак
|
ОРГ-1468-01-060
|
2
|
1200´800
|
0,96
|
7
|
Гидравлический
пресс
|
Л-6022
|
1
|
500´500
|
0,25
|
8
|
Электромеханический
солидополнитель
|
НИИАТ-390
|
1
|
680´380
|
0,26
|
10
|
Маслораздаточный
бак
|
М-133-1
(ГАРО)
|
1
|
Æ420
|
0,420
|
9
|
Передвижной
компрессор
|
1136
|
1
|
1200´600
|
0,72
|
11
|
Бак
для заправки гидрожидкости
|
326
(ГАРО)
|
1
|
Æ290
|
0,3
|
13
|
Козловой
кран
|
ОПТ-1135
А
|
1
|
-
|
гр.
3 т
|
12
|
Ящик
для песка
|
2307
М
|
1
|
500´400
|
0,2
|
14
|
Ящик
для ветоши
|
ОРГ-1468-07-090
|
1
|
1000´500
|
0,5
|
3
|
Шкаф
для измерительных приборов
|
РО-0509
М
|
1
|
1200´500
|
0,6
|
2
|
Стеллаж
для мелких деталей
|
ОРГ-1438-05-340
А
|
1
|
Æ1700
|
1,7
|
15
|
Передвижная
моечная ванна
|
ОМ-1316
|
1
|
1250´620
|
0,72
|
16
|
Передвижной
монтажный шкаф
|
ОРГ-1468-01
080 А
|
1
|
1200´800
|
0,96
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
Комплект
инструментов
|
ПИМ-1514
|
1
|
400´300
|
0,12
|
|
Комплект
инструмента слесаря монтажника
|
2446
|
1
|
500´400
|
0,2
|
Схема размещения оборудования в зоне ТО.
4.8 Расчет производственной площади зоны ТО
В данном проекте зоны ТО производственная
площадь определяется по формуле:
, м2, где
- площадь горизонтальной проекции
автомобиля, м2;
- количество постов в зоне ТО и ТР
(по расчету - 1 пост);
- суммарная площадь горизонтальной
проекции оборудования, расположенного вне площади, занятой постом диагностики,
м2;
- коэффициент плотности расстановки
постов и оборудования (принимаем - 4,0).
м2.
Принимаю к размещению в проекте
мастерской 108 м2.
Карты технического обслуживания.
Первое технического обслуживания
(ТО-1).
Наименование
и содержание работы
|
Технические
требования и указания
|
Приборы,
инструменты, приспособления, материалы.
|
1
|
2
|
3
|
1.
Проверить состояние и натяжение ремней привода агрегатов
|
Приводные
ремни не должны иметь расслоений, разрывов и замасливаний. При нажатии на
середину ветви каждого ремня с усилием 40 Н (4 кгс) прогиб для ремня привода
генератора и насоса рулевого усилителя должен быть равен 8…14 мм, для ремня
привода компрессора - 5…8 мм
|
КО
S = 12´14,
S = 17´19
КН S = 17, S
= 19 УП 750 мм, устройство К-430 для проверки напряжения ремней, обтирочный
материал, вороток.
|
2.
Проверить свободный ход педали сцепления, при необходимости отрегулировать
|
Свободный
ход педали сцепления должен быть в пределах 35…50 мм; полный - не менее 180
мм
|
Линейка,
КО S = 19´22,
KO S
= 27´30 или прибор К-446
|
3.
Осмотром проверить герметичность коробки передач и заднего моста. При
подтекании масла проверить его уровень и, если нужно, долить масло
|
Каплепадение
не допускается. Запотевание не является признаком неисправности.
|
Переносная
лампа, обтирочный материал
|
4.
При систематической работе с прицепом проверить осевой зазор крюка
тягово-сцепного устройства, шплинтовку гайки стебля крюка и свободное
вращение стебля. При эпизодической работе с прицепом работу проводят через
одно ТО-2
|
Осевой
зазор должен быть не более 0,5 мм; износ крюка - не более 5 мм. Стебель
должен проворачиваться с небольшим усилием при вращении руками за крюк.
Способ регулировки осевого зазора см. раздел «Рама»
|
КН
S = 22´24,
вороток.
|
1
|
2
|
3
|
5.
Проверить состояние шин
|
Покрышки
не должны иметь порезов, разрывов, вздутостей и врезавшихся в протектор
предметов. Глубина протекторного слоя должна быть не более 1 мм. Свободный
ход рулевого колеса должен быть не более 25°.
|
Отвертка,
линейка.
|
6.
Проверить свободный ход рулевого колеса
|
Свободный
ход рулевого колеса должен быть не более 25°.
|
Прибор
К-187 для проверки технического состояния рулевого управления.
|
7.
Проверить крепление кронштейна насоса рулевого усилителя к блоку двигателя и
насоса к кронштейну
|
Моменты
зарядки должны соответствовать требованиям приложения 3.
|
КН
S = 19, ГТ S
= 19, усилитель с трещоткой/
|
8.
Проверить зазоры в шарнирах рулевых тяг и состояние уплотнителей шаровых
пальцев
|
Уплотнители
не должны иметь разрывов.
|
Переносная
лампа, ветошь.
|
9.
Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, затяжку контргайки
регулировочного винта вала сошки (не нарушая положение винта), рычагов
поворотных цапф
|
Гайки
и болты крепления должны быть надежно закреплены и зашплинтованы
|
КО
S = 12´14,
КО S = 19´22,
КО S = 17, ГТ S
= 19, S = 32 и S
= 41, плоскогубцы, молоток, отвертка
|
10.
Проверить герметичность пневматического тормозного привода.
|
Проверку
герметичности проводить на слух, по показаниям штатного манометра и при
помощи мыльной эмульсии. Пневматический привод должен быть заполнен сжатым
воздухом до давления, соответствующего выключению регулятора - 0,65…0,8 МПа
|
Манометр,
переносная лампа.
|
|
(6,5…8,0
кгс/см2), потребители сжатого воздуха и компрессор должны быть
выключены. Падение давления воздуха в пневматическом приводе не должно
превышать 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение 30 мин при свободном
положении органов управления тормозного привода и 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
в течение 15 мин при включенных органах управления.
|
|
11.
Проверить шплинтовку пальцев и величину хода штоков тормозных камер, при
необходимости отрегулировать.
|
См.
раздел «Тормозные системы»
|
КО
S = 12, S
= 19´24,
УГ 178´58
мм, ГТ S = 19 и S
= 24, линейка, динамометрический ключ.
|
12.
Заменить спирт в предохранителе от замерзания тормозной системы.
|
Менять
при температуре окружающего воздуха ниже -5°С не реже
одного раза в неделю. Перед заменой предохранитель отключить, воду слить,
залить 0,2 л спирта и включить предохранитель.
|
Емкость
для спирта, обтирочный материал.
|
13.
Проверить уровень электролита, если требуется долить дистиллированную воду.
Очистить аккумуляторную батарею от грязи и следов электролита, прочистить
вентиляционные отверстия, проверить крепления и надежность контакта
наконечников проводов с выводами.
|
На
поверхности батареи и крышке не должно быть трещин, сколов и грязи. Уровень
электролита в батарее должен быть на 10…15 мм выше предохранительных щитков
над сепараторами. Натяжение проводов не допускается (это приводит к порче
выводов и образованию трещин в мастике).
|
КО
S = 12, S
= 17´19,
КТ S = 14´17,
стеклянная трубка диаметром 3…5 мм, проволочный стержень, резиновые перчатки,
ветошь, банка со смазочным материалом, аэрометр.
|
14.
Проверить и в случае необходимости отрегулировать содержание оксида углерода
(СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах.
|
Содержание
СО в отработавших газах не должно превышать 3% при n
= 500…600 мин-1 и 2% при n
= 1900…2600 мин-1. Содержание СН в отработавших газах не должно
превышать в объемных долях 3000 млн-1 и 1000 млн-1 при n
= 1900…2600 мин-1.
|
Тахометр,
газоанализатор, отвертка, КО S
= 9´11.
|
15.
Выполнить работы в соответствии с картой смазывания.
|
|
|
16.
Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов систем, приборов
автомобиля на ходу или на посту диагностирования.
|
Двигатель,
прогретый до температуры охлаждающей жидкости равной 75…95°С,
должен пускаться стартером после одной - двух попыток, частота вращения
коленчатого вала двигателя должна плавно повышаться при увеличении подачи
топлива, и он должен устойчиво работать. Подтекание охлаждающей жидкости,
масла и топлива, а также наличие дыма при работе двигателя и пропуск
отработавших газов в местах соединений не допускаются. Сцепление должно
включаться легко и полностью без рывков и пробуксовки. Переключение передач в
коробки передач должно осуществляться без стуков и заеданий. В коробке
передач не должно быть слышно сильного шума. Рулевое управление должно
работать легко, без заеданий и значительного свободного хода. Тормозное
управление должно обеспечивать эффективное торможение автомобиля без заносов в
пределах коридора безопасности 3,5 м. Нагревание тормозных барабанов и ступиц
не должно быть
|
|
6. Числовое значение коэффициентов механизации
.1 Определяю для каждой единицы в перечне
Для механизированного оборудования использую
коэффициент механизации «к», для механизированного ручного труда принимаю
коэффициент простейшей механизации «И».
- суммарное время работы
оборудования за сутки (ч).
- суммарное время продолжительности
работы смены (ч).
.2 Расчет степени охвата рабочих
мест механизированным трудом
Общая степень работы охвата рабочих
механизированным трудом рассчитываю по формуле:
- степень охвата рабочих
механизированным трудом.
- степень охвата рабочих
механизированно-ручным трудом.
- количество рабочих во всех сменах
в данном подразделении, выполняющих работу механизированным трудом (чел.).
- количество рабочих во всех сменах
в данном подразделении выполняющих работу механизированно-ручным трудом (чел.).
- количество рабочих во всех сменах
в данном подразделении выполняющих работу только ручным способом.
.3 Расчет уровня механизированного
труда в общих трудозатратах
Общий уровень механизирования в
общих трудозатратах в подразделении рассчитываю по формуле:
- уровень механизации труда в общих
трудозатратах (в %).
- уровень механизированно-ручного
труда в общих трудозатратах (%).
количество рабочих, выполняющих
работу механизированным способом на соответствующем оборудовании (чел.).
коэффициенты механизации
оборудования, используемого соответствующими рабочими.
коэффициенты простейшей механизации
оборудования, которое используется соответствующими рабочими.
количество рабочих, выполняющих
работу механизированно-ручным способом на соответствующем оборудовании (чел.).
7. Охрана труда, пожарная техника безопасности
мероприятия, производственная санитарная, линия гигиена и экологичность.
.1 Естественное освещение
Производственное освещение - один из важнейших
показателей гигиены труда и культуры производства.
Расчет естественного освещения сводится к
определению необходимого числа окон в помещении.
Fок =
α ∙
Fпол
α - коэффициент
естественного освещения.
Α = 0,25... 0,3
Fпол -
площадь пола участка
Fок =
0,3 ∙ 132 = 39,6 м2
Нахожу высоту окна:
hо
= h - (h1
+ h2
)
Из строительных норм h1
=
1.2 м; h2
= 0.5 м
h - общая высота
участка, выбираю h = 5 м
hо =
5 - (1,2 + 0,5) = 3,3 м
Рассчитываю общую ширину окон:
В =
В = = 12 м Определяю число окон в
помещении: Z =
b - ширина
окна
Из строительных норм выбираю b = 1,6 м
Z = = 7,5
Принимаю Z = 7 окон
.2 Расчет искусственного освещения
Расчет искусственного освещения веду
по коэффициенту использования светового потока ламп:
η - коэффициент, зависящий от
типа светильника, размеров помещения, потолка и т.д. η = 0,4...
0,6
Выбираю F = 700лн
N = = 45,25
Принимаю N = 45 шт.
.3 Расчет вентиляции
Для расчета вентиляции необходимо
иметь нормативные данные кратности обмена воздуха в час и объем помещения.
Объем помещения участка рассчитываю
по формуле:
Vуч = Sпол ∙ h
Vуч = 132 ∙
5 = 660 м2
Зная объем помещения и нормы обмена
воздуха в час, определяю производительность вентилятора:
Wв = Vуч ∙ К в
Кв - кратность обмена
воздуха на участке. Принимаю из таблицы Кв = 3
Wв = 660 ∙
3 = 1980 м3/ч
Определив производительность
вентиляции выбираю тип по таблице №3; тип ЦЧ-70; Wв = 1500 м3/ч;
Нв = 500 Па; ηв = 0,52
Рассчитываю требуемую мощность
электродвигателя:
Nв =
Нв - напор вентилятор
К3 - коэффициент запаса.
Принимаю К3 = 1,3
ηв - КПД
вентилятора
ηn - КПД
передачи
Nв = =0,55 кВт
Принимаю тип электродвигателя
4А.71В2У3 мощность 1,1 кВт.
.4 Расчет отопления
Определяю необходимость готового
потребления условного топлива:
qтен - расход
тента на 1м3; принимаю для природного газа qтен = 30 ккал/ч.
Н - количество часов в отопительном
периоде: Н = 4320 ч.
К - 8400 ккал/ч.
ηку - КПД
котельной установки
ηку = 0,75
Qт = = 14,81 тонн условного топлива
.5 Техника безопасности
производственная санитария и гигиена
участок разработки должен иметь
прочные несгораемые стены. Полы на участке должны иметь ровную (без порогов)
гладкую, но не скользкую удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность.
Их необходимо систематически очищать от масла и грязи. Потолки и стены следует
закрашивать краской светлых тонов;
оборудование должны быть расставлено
с соблюдением необходимых разрывов и деталей. Запрещается загромождать проходы,
проезды и подходы к доскам с пожарным инструментами и огнетушителями;
для обеспечения электробезопасности
производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5
м от пола и снабженной надежными контактами. Переносной электроинструмент можно
применять при условии его исправности при напряжении не более 36 В. Если
переносной электроинструмент работает от напряжения большего. чем 36 В, то он
должен выдавать вместе с защитными приспособлениями (диэлектрические перчатки,
обувь, коврики и др). при перерыве в подаче электроэнергии немедленно отключить
инструмент и приспособления;
при работе пневматическим
инструментом его во время работы держать двумя руками - за рукоятку и корпус;
при неисправности пневмоинструмент отключают от воздухопровода, вставляю и
вынимаю рабочий инструмент
Только после выключения
пневмоинструмента. Шланг не должен иметь изломов, разрывов, потертостей,
порезов. Следует избегать натяжения, петлями и перекручивания шланга. Попадете
на шланг нефтепродуктов тоже не желательно. Отсоединять шланг от воздухопровода
или инструмента следует только после закрытия крана, подающего сжатый воздух в
шланг, так как сжатый воздух может вырвать из рук и травмировать;
.6. противопожарные мероприятия.
Противопожарные мероприятия
предусматривают обеспечение безопасности людей и сохранения материальных
ценностей на всех стадиях его жизненного цикла.
К числу средств пожаротушения,
которые могут быть эффективно использованы в начальной стадии пожара, относятся
внутренние пожарные карты, огнетушители, кошмы. Песок. Внутренние пожары карты
являются элементами противопожарного водоснабжения и предусматривается
доступных и видных местах. Пожарные краны устанавливаются в специальных ящиках
и к ним подсоединяют пожарные шланги длиной 20 м с пожарными стволами.
В качестве первичных средств
пожаротушения наибольшее распространение получили различные огнетушители:
химические, пенные ОХП - 10, газовые углекислотные ОУ-2, ОУ- 5, ОУ-8,
порошковые ОПС-10 и специальные огнетушители типа ОУБ.
Успех ликвидации пожара на
производстве зависит, прежде всего, от быстро оповещения о его начале. Поэтому
чехи оборудуют пожарной сигнализацией. Пожарная сигнализация может быть
электрическая и автоматическая.
8. Экономическая часть
Расход затрат на техническое обслуживание и текущий
ремонт учитывает общие затраты работы мастерской.
К числу экономических параметров технического
состояния автомобилей следует отнести издержки на их ТО и ремонт. По мере
работы автомобилей, с течением времени, издержки непрерывно увеличиваются, достигая,
по экономическим соображениям, предельного значения. Установлена тесная связь
между общей изношенностью машины и издержками на ее использование.
Знание издержек на ТО и ремонт, умение
анализировать этот параметр, позволит оценить техническое состояние автомобилей
при отсутствии средств диагностирования, хотя и не дает возможности
прогнозировать отказы составных частей автомобилей.
После завершения расчета работ по планированию
трудоемкости ТО и ремонта автомобилей следует определить издержки на эти работы,
при этом используя нормативы затрат, изложенные в комплексной системе ТО и
ремонта.
.1 Определяю суммарные затраты денежных средств
на ТО и ремонт автомобилей
При определении суммарных затрат необходимо
учитывать:
1. Зональные поправочные
коэффициенты ();
. Категорию дорожных условий
();
. Природно-климатические
условия ();
. Состав автопоездов ().
Затраты на ТО и ремонт автомобилей определяется
по формуле:
, где
- затраты на ТО и Р автомобилей,
руб.
- удельные затраты на ТО и Р
автомобилей, руб/1000 км пробега.
- пробег i-го
автомобиля, тыс. км.
Поправочный коэффициент нормативов
на ТО и ремонт автомобилей ().
Экономический
район
|
ПК
с суммарным удельным затратам на ТО и Р
|
Волго-Вятский
|
1,25
|
Поправочный коэффициент к нормативам
на ТО и Р автомобилей, учитывающей категорию дорожных условий эксплуатации ().
Категория
дорожных условий эксплуатации
|
2-я
|
3-я
|
4-я
|
5-я
|
Поправочные
коэффициенты
|
0,89
|
1,00
|
1,15
|
1,33
|
Поправочные коэффициенты к
нормативам на ТО и Р автомобилей, учитывающие состав автопоезда ().
Состав
автопоезда
|
без
прицепа
|
с
одним прицепом
|
с
двумя прицепами
|
Поправочные
коэффициенты
|
1,00
|
1,15
|
1,20
|
Поправочные коэффициенты к нормативам на ТО и Р
автомобилей, учитывающей природно-климатические условия.
Природно-климатический
район
|
Поправочные
коэффициенты
|
Холодный
со средней температурой января: § от -15 до -20°С
§
от
-20 до -35°С
|
1,10
1,25
|
Умеренно
холодный
|
1,00
|
Умеренно
теплый, теплый влажный
|
0,91
|
Жаркий
сухой
|
1,10
|
Плановые затраты денежных средств на То и Р
автомобилей
Марка
автомобиля
|
Удельные
затраты на ТО и Р, руб/1000 км
|
КрАЗ-255Б
|
156,6
|
ГАЗ-3307
|
130,0
|
ГАЗ-САЗ
|
137,3
|
Зил-130
|
131,9
|
УАЗ-3303
|
129,3
|
ГАЗ-31089
|
127,4
|
Газель
|
139,1
|
Савт = 156,6 ∙ 1 ∙ 1,25 ∙
1 ∙ 1 = 195,75 руб.
.2 Расчёт потребного количества топлива, масел и
смазочных материалов для ТО автомобилей
Потребное количество топлива, масел и смазочных
для ТО автомобилей рассчитывают с помощью нормативов и количествов и количества
ТО. Нормативы принемают из таблице 6.
.2.1 Рассчитываю потребное количество бензина:
Бто-1 = N1 ∙ qто-1к
qто-1к-норма
расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание при ТО-1
бензина.
Бто-1 = 2978 ∙ 0,1 = 297,8 л.
Бто-2 = N1 ∙ qто-2к
qто-2к-норма
расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание при ТО-2
бензина.
Бто-2 = 993 ∙ 0,1 =
99,3 л.
Бто = Бто-1 + Бто-2
= 297,8 + 99,3 = 397,1 л.
.2.2 Керосин
К1 = N1 ∙ qто-1к
то-1к
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 керосина для технических целей.
К1 = 2978 ∙ 0.6 =
1786.8 л.
К2 = N2 ∙ qто-2к
то-2к
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 керосина для технических целей.
К2 = 993 ∙ 2,4 =
2383,2 л.
К = К1 + К2 = 1786,8 +
2383,2 = 4170 л.
.2.3 Рассчитываю потребное количество моторного
масла
М1 = N1 ∙ qто-1м
М1 = 2978 ∙ 2,866 =
8534,9 кг.
М2 = N2 ∙ qто-2м
то-2м
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 масла.
М2 = 993 ∙ 3,414 =
3390,1 кг
М = М1 + М2 = 8534,9 +
3390,1 = 11925 кг.
.2.4 Рассчитываю потребное количество
трансмиссионного масла
Мт1 = N1 ∙ qто-1мт
то-1мт
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 трансмиcсионного
масла.
Мт1 = 2978 ∙ 0,317 =
944,02 кг.
Мт2 = N2 ∙ qто-2мт
то-2мт
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 трансмиcсионного
масла.
Мт2 = 993 ∙ 3 = 2979
кг.
Мт = Мт1 + Мт2
= 944,02 + 2979 = 3923,02 кг.
.2.5 Рассчитываю потребное количество литола-24.
Л1 = N1 ∙ qто-1к
то-1к
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 литола-24.
Л1 = 2978 ∙ 0,216 =
643,2 кг.
Л2 = N2 ∙ qто-2к
qто-2к
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 литола-24.
Л2 = 993 ∙ 0,789 =
783,4 кг
Л = Л1 + Л2 = 643,2 +
783,4 = 1426,6 кг.
.2.6 Рассчитываю потребное количество ЦИАТИМ-201
Ц1 = N1 ∙ qто-1ц
то-1ц
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-1 ЦИАТИМ-201.
Ц1 = 2978 ∙ 0,01 =
29,7 кг.
Ц2 = N2 ∙ qто-2ц
то-2ц
-норма расхода в натуральном и стоимостном выражении на 1 обслуживание 1
изделие при ТО-2 ЦИАТИМ-201.
Ц2 = 993 ∙ 0,01 =
9,9 кг.
Ц = Ц1 + Ц2 = 29,7 + 9,9 =
39,6 кг.
.2.7 Результаты вычислений заносим в таблицу.
Марка
автомобилей
|
Кол-во
авт-лей(шт)
|
Бензин
(л)
|
Керосин
(л)
|
Масло
маторное (кг)
|
Масло
транс-ое (кг)
|
Смазка
(кг)
|
|
|
|
|
|
|
Литол-24
(кг)
|
ЦИАТИН-201
(кг)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Краз-255Б
|
1
|
329,5
|
3458,4
|
9894,4
|
3279,6
|
1183,2
|
32,9
|
Определим объем работ в денежном выражении для
АТП по следующей зависимости, используя оптовые цены из таблиц.
, где
и - количество ТО-1 и ТО-2 данного
типа автомобилей.
и - стоимость обслуживания для
данного типа автомобилей при ТО-1 и ТО-2.
Сто = 2978 ∙ 29,7 +
993 ∙ 162,5 = 249809,1 руб.
Оптовые цены на ТО автомобилей на единицу
обслуживания:
№
п/п
|
Марка
автомобилей
|
Вид
ТО
|
|
|
|
|
ТО-1
|
ТО-2
|
Техническое
диагностирование
|
мойка
|
|
|
Оптовая
цена
|
Оптовая
цена
|
при
ТО-1
|
при
ТО-2
|
Оптовая
цена
|
|
|
|
|
Оптовая
цена
|
Оптовая
цена
|
|
1
|
КрАЗ
|
24,3
|
162,5
|
14,0
|
17,7
|
15,0
|
2
|
ГАЗ-3307
|
18,5
|
129,5
|
11,2
|
14,7
|
11,4
|
3
|
ГАЗ-53Б
|
17,3
|
127,8
|
11,2
|
14,7
|
11,4
|
4
|
Газель
|
16,5
|
130,5
|
11,2
|
14,7
|
11,4
|
5
|
Зил-130
|
19,0
|
133,5
|
11,2
|
14,7
|
11,4
|
6
|
Уаз-469
|
14,5
|
107,8
|
11,2
|
14,7
|
11,4
|
Итого общие затраты составили -
249809,1 рубля.
Учитывая, что проводится сезонное
обслуживание автомобилей, принимаем это соотношение равным 25% и 75%, тогда в
денежном выражении суммарный объем работ составит:
рублей.
Объем работ в денежном выражении по
текущему ремонту автомобилей будет равен:
рублей.
Таким образом, денежные затраты
выражают следующим образом:
рублей.
рублей.
рублей.
Заключение
Выполненные в курсовом проекте
расчеты наглядно показывают, что разработка и внедрение участка и поста
технического обслуживания автомобилей в АТП необходимо, потому как это позволяет:
- повысить безопасность движения автомобилей;
- уменьшить затраты на ТО и ремонт;
- сократить простой автомобилей на время
ТО и Р и увеличить время работы на линии.
Приобретение оборудования и оснащение им поста
технического обслуживания автомобилей согласно капитальных вложений по
произведенному анализу и расчету окупится через 2 года.
Настоящий проект универсален и может быть
использован другими предприятиями или отдельными специализированными станциями
технического обслуживания автомобилей.
Литература
1. Методические
указания по выполнению курсового проекта по предмету “Техническое обслуживание
автомобилей”, РЗАТТ, 2005.
2. Фастовцев
Г.Ф. Организация технического обслуживания и ремонт легковых автомобилей. М.,
Транспорт, 1989.
. Напольский
Г.М. Техническое проектирование автотранспортных предприятий и станций
технического обслуживания. М., Транспорт, 1985.
. Туревский
И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Книга 2. Организация хранения,
технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: Учебное
пособие.-М., Форум: ИНФР-М, 2005.
. Суханов
В. Н. И др. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по курсовому
и дипломному проектированию. М., Транспорт, 1991.
. Карагодин
В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебное пособие. М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
. Шестопалов
С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей:
Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
. Кукин
П.П., Лакин В.Л., Понамарев И.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности:
Учебное пособие: Издательство «Высшая школа», 2001.
. Шилов
И.А. Экология: Учебное пособие.- М.: Издательство «Высшая школа», 1998.