Построение динамической характеристики автомобиля Урал-5323
Построение
динамической характеристики автомобиля Урал-5323
Содержание
1. Введение
. Исходные данные
. Методика расчета тягово-скоростных свойств автомобиля
. Заключение
. Приложение 1 (Результаты расчетов)
. Приложение 2 (Диаграмма динамической характеристики)
1. ВВЕДЕНИЕ
Тягово-скоростные свойства автомобильной техники напрямую влияют на
качество эксплуатации и общие эксплуатационные показатели. От этих показателей
зависит, как эффективно мы сможем использовать тот или иной подвижной состав в
определенных условиях. Для перевозки различных грузов в различных условиях
всегда необходимо учитывать тягово-скоростные свойства автомобиля, его
проходимость и т.д. Кроме того, данные показатели имеют влияние на безопасность
использования автомобиля.
Данная работа направлена на приобретение навыков по расчету
тягово-скоростных свойств грузовых автомобилей на примере автомобиля Урал-5323.
2. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:
|
|
|
Марка автомобиля:
|
|
|
Урал -5423 (8х8)
|
Масса снаряженного
автомобиля, кг
|
|
12600
|
Полная масса автомобиля, кг
|
|
22600
|
Ширина, м
|
|
|
|
2,55
|
Высота, м
|
|
|
|
3,19
|
Колея, м
|
|
|
|
|
2
|
Марка двигателя:
|
|
|
|
ЯМЗ-7511
|
Nmax, кВт
|
|
|
|
294
|
Частота врашения КВ при
Nmax, мин -1
|
1900
|
Марка шин:
|
|
|
|
(КАМА-1260
|
Высота профиля шины, м
|
|
|
0,3048
|
Диаметр обода, м
|
|
|
|
0,508
|
Передаточные числа КП:
|
|
|
|
1 передачи
|
|
|
|
7,73
|
2 передачи
|
|
|
|
5,52
|
3 передачи
|
|
|
|
3,94
|
4 передачи
|
|
|
|
2,8
|
5 передачи
|
|
|
|
1
|
Передаточные числа РК:
|
|
|
|
1 передачи
|
|
|
|
2,1
|
2 передачи
|
|
|
|
1
|
Передаточное число
Гл.передачи:
|
|
7,3
|
КПД трансмиссии
|
|
|
0,8
|
Коэффициент обтекаемости, Н
|
|
0,588
|
Вес автомобиля, Н
|
|
|
226000
|
Для карбюраторных
двигателей aN=bN=cN=1
|
|
Для дизельных двигателей
aN=0,53 bN =1,56 cN=1,09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. МЕТОДИКА Расчета тягово-скоростных свойств
автомобиля
3.1 Выбор и анализ необходимых
исходных данных
Полная масса автомобиля, Gа, кг;
Масса прицепа с грузом, Gпр, кг;
Габаритные размеры: ширина, В, м;
высота, Н, м;
Максимальная мощность, Ne, кВт;
Шины, размер.
Передаточные числа коробки передач:
первая передача, iк1; вторая передача, iк2; третья
передача, iк3
четвертая передача, iк4.
Передаточные числа раздаточной коробки:
первая передача, iр1; вторая передача, iр2
Передаточное число главной передачи, iо;
Передаточное число бортовой передачи (колесного
редуктора), iбп
Внешняя скоростная характеристика двигателя
Принимаем для расчета внешней характеристики (М = ƒ(п)) четыре точки при частотах
вращения, мин-1 (рисунок 1):
минимальная устойчивая частота вращения коленчатого
вала, n1;
частота вращения при Мм(Mmax), nм;
частота вращения, n2;
частота вращения при МN(Nе), nN;
nм n2 nN
n, 1/мин
Рисунок 1. Внешняя характеристика двигателя
При отсутствии в литературе исходных данных расчет
внешней скоростной характеристики двигателя может производится по эмпирической
зависимости
Nеi = Nmax[a +
b - c ],
(кВт)
где Nеi - мощность двигателя в определяемых
точках;
Nmax - номинальная мощность двигателя;
ni - частотах вращения коленчатого вала двигателя в
определяемых точках;
nN - частота вращения коленчатого вала двигателя при
номинальной мощности двигателя;
a, b , c - эмпирические коэффициенты,
зависящие от типа двигателя, a=b=c=1 для бензинового двигателя, a=0,75, b=1,5,
c=1,25 для дизеля.
Соответствующее значение крутящего момента коленчатого
вала двигателя определяют по формуле
М= 9550*Ne/n, (н·м)
где Nе -значение мощности двигателя, кВт;- частота
вращения коленчатого вала двигателя, мин-1.
Определить значения крутящего момента: М1, Мм, М2, МN
при частотах вращения коленчатого вала двигателя: n1, nм, n2, nN
Определить радиус качения колеса rк. С точностью
достаточной для выполнения расчета динамической характеристики автомобиля
фактический радиус качения колеса rк определяется по эмпирической зависимости
rк = dк /2 + bк (1- hк),
(м)
где dк - диаметр обода колеса; bк - высота профиля
шины; hк -
коэффициент радиальной деформации шины; для торроидных
и широкопрофильных шин hк = 0,1-0,16, для арочных шин hк = 0,2-0,3.
Можно принять rк = 0,95 · rо
где rо - свободный радиус.
Пример: Шина 14 х 00.20. rо= (bк+ dк /2) = (14 + 20/2)·25,4 = 609,6 мм
rк =
0,95 · rо = 0,95 · 609,6 = 579,12 мм = 0,58 м
Данные по частотам вращения коленчатого вала и величинам момента внести в
таблицу 2.
3.2 Уравнение движения автомобиля, динамический
фактор
Уравнение движения автомобиля
Рφ³Рк³Рy+Рw+Рj
, (1)
где Рφ - сила тяги по сцеплению;
Рк - сила тяги на колесах;
Рy - сила сопротивления движению;
Рw - сила сопротивления воздуха;
Рj - сила инерции автомобиля.
Динамический фактор:
Для
одиночного автомобиля - (2)
для
автопоезда - (3)
где
, - масса
тягача, прицепа
3.3 Расчет силы тяги на ведущих колесах на передачах
Расчет производится по формуле
,Н (4)
где
Мj- крутящий момент двигателя, кгс м ( М1, ММ, М2, МN,);-
передаточное число коробки передач (КП) на i-той передаче;- передаточное число
раздаточной коробки (РК) на
-ой
передаче;- передаточное число главной передачи;- радиус качения колеса, м;
ηm - КПД трансмиссии;
(i,j) -
порядковые номера передач в КП и крутящего момента
Для
полноприводного автомобиля можно принять ηm = 0,85
Если выражение (4) преобразовать, то получим
Рk(i,j)
= КP2 · Mj · iki, (4а)
где
КP2 =
Сила
тяги на ведущих колесах на первой передаче в КП и второй передаче в РК при
устойчивой минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя n1 составит:
Рк
(1,1) = КP2 · M1· ik1.
Данные
расчета на остальных передачах КП (2-й передаче в РК) и частотах вращения
коленчатого вала (nм, n2, nN) производится по выражению (4а) и вносится в
таблицу 3.
Определить
величину силы тяги на ведущих колесах при различных передачах в КП, частоте
вращения коленчатого вала двигателя и первой передаче в РК по формуле
, , H (4б)
где
iP1 - передаточное число раздаточной коробки (РК) на 1-ой передаче;
Сила
тяги на ведущих колесах на первой передаче в КП и первой передаче в РК при
минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала двигателя n1 составит:
Рк
(1, 1) = КP1 · M1· ik1 ,
где
КP1 =
3.4 Расчет скоростей движения автомобиля на
передачах
Скорости движения автомобиля на i-х передачах в КП и второй передаче в РК (Vi) определяются по формуле
, км/ч
(5)
где
nд - частота вращения коленчатого вала (n1, nм, n2, nN)
При n1 на первой передаче в КП получим
Все
данные расчета заносятся в табл. 4.
Подобным
образом рассчитаем скорости на первой передаче в КП и первой передаче в РК при
различных частотах вращения коленчатого вала (n1, nм, n2, nN)
(5а)
При n1 получим V1 = К2 пq 1, км/ч
Остальные данные заносятся в табл. 4.
3.5 Расчет силы сопротивления воздуха
Так как сопротивление воздуха проявляется при скоростях более 30 км/ч, то
расчет выполним для 2-х высших передач в КП и второй передачи в РК.
(6)
где
Vi - скорость движения, км/ч;
Kw - коэффициент
обтекаемости (лобового сопротивления) ;
В-
ширина автомобиля, м;
Н-
высота автомобиля, м,
Можно
принять для грузового автомобиля
3.6 Определение значений
динамического фактора
На
низших передачах Рw = 0.
На
первой передаче в КП и второй - в РК при частоте вращения коленчатого вала n1
получим
(7)
Расчеты
для остальных передач и частот вращения коленчатого вала, заносим в табл. 6.
При
включенной первой передаче в РК и первой передаче в КП получим
(7а)
автомобиль двигатель тяговый скоростной
Результаты
расчетов вносим в табл. 6.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены технические характеристики автомобиля
Урал-5323. На их основе был произведен расчет тягово-скоростных свойств.
Полученные данные сведены к табличному виду в приложении к работе. Так же был
построена диаграмма зависимости динамического фактора от скорости автомобиля.
Используя эту диаграмму и зная условия дорожного покрытия (коэффициент
сопротивления качению) можно найти скорость движения в данных условиях на
определенной передаче.
Приложение 1
|
Результаты расчетов Таблица
1
|
|
|
|
a
|
b
|
c
|
n i
|
n max
|
Ni/nmax
|
Ni
|
Mi
|
|
|
0,53
|
1,56
|
1,09
|
900
|
3200
|
0,0116
|
37,2317
|
395,07
|
|
|
|
|
|
1900
|
|
0,0219
|
70,0139
|
351,912
|
|
|
|
|
|
|
2500
|
|
0,0291
|
93,1104
|
355,682
|
|
|
|
|
|
|
3200
|
|
0,0344
|
110
|
328,281
|
|
|
|
|
Таб. 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
r0
|
rк
|
определение свободного
радиуса колеса
|
|
|
|
0,5588
|
0,53086
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определение силы тяги на
колесе Таблица 3
|
|
n i500
|
n i1100
|
n i1500
|
n i2100
|
|
|
900
|
1900
|
2500
|
3200
|
Рк 1;1
|
70551,36
|
62844,23
|
63517,49
|
58624,31
|
|
Vк 1;1
|
1,47565
|
3,1153
|
4,099
|
5,2467
|
Рк 2;1
|
50380,79
|
44877,12
|
45357,9
|
41863,67
|
|
Vк 2;1
|
2,06644
|
4,3625
|
5,7401
|
7,3473
|
Рк 3;1
|
35960,2
|
32031,86
|
32375,02
|
29880,95
|
|
Vк 3;1
|
2,89511
|
6,1119
|
8,042
|
10,294
|
Рк 4;1
|
25555,47
|
22763,76
|
23007,63
|
21235,19
|
|
Vк 4;1
|
4,07383
|
8,6003
|
11,316
|
14,485
|
Рк 5;1
|
9126,955
|
8129,913
|
8217,01
|
7583,998
|
|
Vк 5;1
|
11,4067
|
24,081
|
31,685
|
40,557
|
Рк 1;2
|
33595,89
|
29925,82
|
30246,42
|
27916,34
|
|
Vк 1;2
|
3,09885
|
6,542
|
8,6079
|
11,018
|
Рк 2;2
|
23990,85
|
21599
|
19935,08
|
|
Vк 2;2
|
4,33952
|
9,1612
|
12,054
|
15,429
|
Рк 3;2
|
17123,91
|
15253,26
|
15416,68
|
14229,03
|
|
Vк 3;2
|
6,07973
|
12,835
|
16,888
|
21,617
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определение силы сопротивления
движению Таблица 5
|
|
|
|
|
|
n i500
|
n i1100
|
n i1500
|
n i2100
|
|
|
|
|
|
|
Pw 4;2
|
Pw 4;2
|
27,011
|
120,38
|
208,42
|
|
|
|
|
|
|
Pw 5;2
|
Pw 5;2
|
211,77
|
943,81
|
1634
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определение динамического
фактора Таблица 6
|
|
|
|
|
|
|
|
n i500
|
n i1100
|
n i1500
|
n i2100
|
|
|
|
|
|
|
D 1;1
|
0,1723
|
0,3001
|
0,3115
|
0,2863
|
|
|
|
|
|
|
D 2;1
|
0,1147
|
0,1998
|
0,2074
|
0,1906
|
|
|
|
|
|
|
D 3;1
|
0,0826
|
0,1439
|
0,1494
|
0,1373
|
|
|
|
|
|
|
D 4;1
|
0,0585
|
0,1019
|
0,1058
|
0,0973
|
|
|
|
|
|
|
D 1;2
|
0,0493
|
0,0859
|
0,0892
|
0,0820
|
|
|
|
|
|
|
D 2;2
|
0,0328
|
0,0571
|
0,0593
|
0,0545
|
|
|
|
|
|
|
D 3;2
|
0,0236
|
0,0395
|
0,0335
|
|
|
|
|
|
|
D 4;2
|
0,0167
|
0,0261
|
0,0245
|
0,0165
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|