|
Время, ч. мин.
|
Топливо, л.
|
L0н, км.
|
L0к, км.
|
Марка автомобиля
|
При выезде на линию
|
9.00
|
95
|
14
|
18
|
МАЗ-5335
|
При возвращении в парк
|
18.00
|
55
|
|
|
|
Участок маршрута
|
Длина ездки, км.
|
Объем перевезенного груза,
т.
|
Время нач. и оконч.
погрузки, ч. мин.
|
Время нач. и оконч.
разгрузки, ч. мин
|
АБ
|
14
|
8,0
|
9.25-9.45
|
10.30-10.45
|
АВ
|
21
|
7,0
|
11.20-11.45
|
12.30-12.40
|
АГ
|
9
|
7,3
|
14.10-14.30
|
15.00-15.30
|
АД
|
16
|
6,0
|
16.10-16.25
|
17.15-17.35
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1 - Схема движения
По исходным данным необходимо рассчитать следующие
технико-эксплуатационные показатели.
Суточный объем перевозок, т.:
где
- количество ездок,
-
фактическое количество перевезенного груза за i-ую ездку, т.
т.
Суточный
грузооборот, т-км.:
,
где
Pi - грузооборот за i-ую ездку,
т-км.;
ℓегi
- длина i-ой ездки с грузом, км.
ткм.
Суточный пробег с грузом, км.:
км.
Суточный
пробег, км.:
,
где
ℓну - нулевой пробег в начале смены, км;
ℓхi
- холостой пробег в i-ой ездке, км;
ℓнв
- нулевой пробег в конце смены, км.
км.
Коэффициент
использования пробега за смену:
Время в наряде, ч.:
,
где
-время возвращения автомобиля в парк, ч.;
-время
выезда автомобиля из парка, ч.;
-время
перерыва на обед и т.п., ч.
ч.
Время работы на маршруте, ч.:
,
где
- время на нулевой пробег
ч.
Динамический коэффициент использования грузоподъемности:
,
где Рфакт - фактически выполненный грузооборот, ткм;
Рвозм - возможный грузооборот при полной загрузке, ткм.
Статический коэффициент использования грузоподъемности:
,
где
Qфакт -
фактически перевезенное количество груза, т.;
Qвозм - количество груза, которое могло бы
быть перевезено при полной загрузке автомобиля, т;
Техническая скорость, км/ч.:
где Тдв - время движения:
,
где и - суммарное время под погрузкой и
разгрузкой;
ч.
Тогда
км/ч.
Эксплуатационная скорость, км/ч.:
км/ч.
Среднее расстояние перевозки груза, км.:
Средняя длина ездки с грузом, км.:
Фактический расход топлива, л.:
,
где
- наличие топлива в баке при выезде, л.;
-
остатки топлива при возвращении, л.
Расход топлива по норме, л.:
для всех сдельных автомобилей:
,
где
- линейная норма расхода топлива, л/100 км.;
-
надбавка на транспортную работу (=2 л/100
ткм для бензиновых автомобилей, =1,3
л/100 ткм. для дизельных автомобилей;
D - надбавки к
норме, D=15 % (работа в городах с населением от 250 тыс. до
1,0 млн. человек).
Перерасход
или экономия топлива:
Все рассчитанные показатели сведем в таблицу 1.
Табл. 1 - Технико-эксплуатационные показатели
Наименование показателя
|
Ед. изм.
|
Значение
|
1. Суточный объем
перевозок, Qcут
|
т.
|
28,3
|
2. Суточный грузооборот, Рсут
|
ткм.
|
420,7
|
3. Суточный пробег с
грузом, Lгр
|
км.
|
60
|
4. Суточный пробег, Lсут
|
км.
|
126
|
5. Коэффициент
использования пробега за смену, β
|
|
0,47
|
6. Время в наряде, Тн
|
ч.
|
8
|
7. Время работы на
маршруте, Тм
|
ч.
|
7,6
|
8. Динамический коэффициент
использования грузоподъемности, γд
|
|
0,88
|
9. Статический коэффициент
использования грузоподъемности, γс
|
|
0,88
|
10. Техническая скорость, Vт
|
км/ч.
|
20
|
11. Эксплуатационная
скорость, Vэ
|
км/ч.
|
16
|
12. Среднее расстояние
перевозки груза, lср
|
км.
|
14,86
|
13. Средняя длина ездки с
грузом, lег
|
км.
|
15
|
14. Фактический расход
топлива, л.40
|
|
|
15. Расход топлива по
норме, л.35,6
|
|
|
16.Перерасход топлива, л.4,4
|
|
|
На основании расчетов можно сделать вывод, что использование автомобиля
МАЗ-5335 на данном маятниковом маршруте эффективно. Динамический и статический
коэффициенты использования грузоподъемности составили 0,79 и 0,8 соответственно
при коэффициенте использования пробега 0,47.
Лабораторная работа 2
Производственная программа по эксплуатации при перевозке грузов на
маятниковом маршруте с обратным порожним пробегом
Исходные данные
|
Значение
|
1. Вид перевозимого груза
|
Земля
|
2. Марка автомобиля
|
ГАЗ-5212
|
3. Время выезда из АТП, ч.
мин.
|
7.25
|
4. Время в наряде
|
≈ 8 часов
|
5. Обеденный перерыв
|
≈ с 12.00 до 13.00
|
6. Время простоя под
погрузкой-разгрузкой, ч.
|
0,27
|
7. Техническая скорость,
км/ч
|
21
|
8. Коэффициент выпуска
|
0,84
|
9. Плановый объем перевозок
за год, тыс. т.
|
72
|
10. Место обеденного
перерыва
|
Б
|
Рисунок 2 - Схема движения на маятниковом маршруте
1. Показатели работы одного автомобиля за смену
.1. Время, затрачиваемое на нулевой пробег в начале рабочей смены:
,
где
- нулевой пробег в начале рабочей смены (расстояние
от АТП до отправителя А), vт -
техническая скорость, км/ч.
ч.= 40
мин.
1.2.
Время прибытия к отправителю А, ч.:
,
где
- время выезда из АТП в начале рабочей смены, ч;
- время
нулевого пробега в пункт А в начале рабочей смены, ч.
ч.
.3.
Время, затрачиваемое на оборот автомобиля, ч.:
,
где
- расстояние между отправителем А и получателем Б,
км;
-
расстояние между получателем Б и отправителем А, км;
- время
простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч.
ч.
1.4 Число оборотов до перерыва на обед :
,
, примем 1,5
1.5. Время, затрачиваемое на нулевой пробег к месту обеденного перерыва,
ч.:
,
1.6.
Время прибытия к месту обеденного перерыва, ч:
ч. = 11 ч. 50 мин.
1.7. Время убытия к отправителю А после окончания обеденного перерыва, ч:
,
где
1 - продолжительность обеденного перерыва по КЗоТ, ч.
ч. = 12 ч.50 мин.
1.8. Время, затрачиваемое на нулевой пробег к отправителю А от места
обеденного перерыва, ч.:
,
где
- пробег автомобиля от места обеденного перерыва до
отправителя А,
1.9. Время прибытия к отправителю А после окончания обеденного перерыва,
ч.:
ч. = 12 ч. 50 мин.
.10.
Число оборотов после перерыва на обед
, примем 1,5.
.11.
Время прибытия к получателю Б в последнем обороте, ч.:
ч. = 15 ч. 09 мин.
1.12.
Время возвращения в АТП после окончания рабочей смены, ч.:
,
где
- нулевой пробег после окончания рабочей смены до
АТП, км.
ч. = 16 ч. 00 мин.
.
Показатели работы автомобиля за смену.
.1.
Время работы в наряде одного автомобиля, ч.:
,
где 1 - продолжительность перерыва на обед, ч;
,35 - подготовительно-заключительное время, ч.
ч. =8 ч. 37 мин.
2.2.
Пробег автомобиля с грузом, км.:
км.
2.3.
Пробег нулевой, км.:
км.
2.4.
Пробег холостой, км.:
км.
2.5.
Пробег без груза, км.:
км.
2.6.
Общий пробег, км.:
км.
2.7.
Коэффициент использования пробега:
2.8.
Часовая производительность автомобиля, т.:
,
где
q - грузоподъемность автомобиля (выбирается по марке
автомобиля), q = 5,0 т.
-
коэффициент использования грузоподъемности (выбирается по классу груза); γ = 1
т. в час.
2.9.
Производительность автомобиля за смену, т.:
т. за смену.
.
Показатели работы всех автомобилей за смену
3.1. Плановый объем перевозок всеми автомобилями за смену, т.:
,
где
Q - годовой объем перевозок за год, тыс. т;
ДР
- число рабочих дней в году, дн.
.2.
Требуемое число автомобилей на линии, ед.:
3.3
Интервал движения автомобилей:
ч. = 7,9 мин.
3.4
Частота движения автомобилей:
4.
Показатели работы одного автомобиля за год
4.1. Годовой пробег с грузом одного автомобиля, км.:
км.
4.2.
Годовой пробег общий одного автомобиля, км.:
км.
4.3.
Годовая производительность одного автомобиля, т.:
т.
.
Показатели работы всех автомобилей за год
.1.
Число автомобиле-дней работы, необходимых для выполнения всего плана перевозок,
дн.:
дн.
5.2. Число автомобиле-часов работы, необходимых для выполнения всего
плана перевозок, ч.:
ч.
5.3. Пробег с грузом всех автомобилей за год, км.:
км.
5.4.
Пробег общий всех автомобилей за год, км.:
км.
5.5. Автомобиле-дни в хозяйстве всех автомобилей, дн.:
дн.
5.6.
Списочное число автомобилей
ед.
ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ АТП
Наименование показателя
|
Обозначе-ние
|
Значение показателя
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА
|
Списочное количество
автомобилей, ед.
|
Асп
|
22
|
Грузоподъемность
автомобиля, т
|
g
|
5
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
|
Объем перевозок, тыс.т.
|
Q
|
72
|
Общий пробег автомобилей,
км.
|
Lобщ.
|
691200
|
Автомобиле-дни в работе,
дн.
|
АДр
|
4800
|
Автомобиле-часы в работе,
час
|
АЧР
|
40176
|
Автомобиле-дни в хозяйстве,
дн.
|
АДх
|
5714,28
|
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
|
Коэффициент выпуска
|
αв
|
0, 84
|
Время в наряде, ч.
|
Tн
|
8,37
|
Среднетехническая скорость,
км/ч
|
Vт
|
21
|
Коэф. исп. грузоподъемности
|
γ
|
Время простоя под
погруз.-разг., ч.
|
tп-р
|
0,27
|
Коэффиц. использования
пробега
|
β
|
0.48
|
Средняя длина ездки с
грузом, км.
|
Lег
|
75
|
Производительность 1
автомобиля за год, т.
|
Wq
|
3825
|
На основании полученных расчетов можно сделать вывод, что использование
автомобиля ГАЗ-5212 на данном маятниковом маршруте возможно, так как
коэффициент использования пробега равен 0,46. Так как грузоподъемность
автомобиля 5,0 т. и коэффициент использования грузоподъемности 1 (1-й класс
груза), производительность его равна (3825 т.). Для того, чтобы перевезти
запланированный объем грузов, требуется 18 автомобилей данного типа.
Лабораторная работа 3
Производственная программа по эксплуатации на кольцевом маршруте с двумя
ездками с грузом
Исходные данные
|
Значение
|
1. Вид перевозимого груза
на участке А-Б
|
4
|
2. Вид перевозимого груза
на участке В-Г
|
4
|
3. Марка автомобиля
|
МАЗ-5335
|
4. Время в наряде
|
≈ 8 часов
|
5. Обеденный перерыв
|
≈ с 12.00 до 13.00
|
6. Время простоя под
погрузкой-разгрузкой на участке А-Б, ч.
|
0,23
|
7. Время простоя под
погрузкой-разгрузкой на участке В-Г, ч.
|
0,45
|
8. Техническая скорость,
км/ч
|
28
|
9. Коэффициент выпуска
|
0,8
|
10. Плановый объем
перевозок за год на участке А-Б, тыс. т.
|
95
|
11. Плановый объем
перевозок за год на участке В-Г, тыс. т.
|
95
|
10. Место обеденного
перерыва
|
Г
|
Исходные данные:
1. Афанасьев Л.Л., Островский Н.Б.,
Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. - М.:
Транспорт, 1984. - 333 с.
2. Батищев И.И. Организация и
механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. - М.:
Транспорт, 1988. - 367 с.
3. Ванчукевич В.Ф., Седюкевич В.Н.,
Холупов В.С. Грузовые автомобильные перевозки. - Минск: Вышэйшая школа, 1989. -
272 с.
4. Воркут А.И. Грузовые автомобильные
перевозки. - Киев: Вища школа, 1986. - 447 с.
5. Дегтерев Г.Н. Организация и
механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте. - М.:
Транспорт, 1980. - 264 с.
6. Единые нормы времени на перевозку
грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда
водителей. - М.: Экономика, 1988. - 39 с.
7. Краткий автомобильный справочник
НИИАТ. - М.: Транспорт, 1984. - 220 с.
8. Лохов А.Н. Организация контейнерных
перевозок автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1975. - 116 с.
9. Организация и планирование грузовых
автомобильных перевозок. Под ред. Л.А. Александрова. - М.: Высшая школа, 1986.
- 336 с.
10.Островский Н.Б.
Автомобильные перевозки с применением специализированного подвижного состава. -
М.: МАДИ, ч. I 1978. - 89 с.; ч. II 1982. - 89 с.
11.Положение и
рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.//Автомобильный
транспорт, 2000. - № 3. - С.116 - 122.
12.Правила
перевозок грузов автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1984. - 167с.
13.СТП ИрГТУ
05-99. Оформление курсовых и дипломных проектов. - Иркутск: ИрГТУ, 1999. - 42
с.
Расчет показателей использования автомобилей необходимо произвести в
следующем порядке.
. Определение числа оборотов, ездок и времени работы за 1 смену.
.1. Время, затрачиваемое на нулевой пробег в начале смены, ч.:
перевозка груз
автомобиль пробег
,
где
- длина нулевого пробега в начале рабочей смены, км;
-
техническая скорость, км/ч.
ч. = 15 мин.
1.2.
Время прибытия в пункт погрузки, ч.:
,
где
800 - время начала рабочей смены, чмин.
ч.мин.=8,15 ч.
1.3.
Время, затрачиваемое на оборот автомобиля по всему маршруту, ч.:
,
где
ℓАБ, ℓБВ, ℓВГ, ℓГА
- длины соответствующих участков кольцевого маршрута, км;
, - время простоя под погрузочно-разгрузочными
операциями на участках соответственно А-Б и В-Г, ч.
ч.
1.4.
Число оборотов до перерыва на обед (учитывая, что число оборотов может быть
дробным, например, за 2,5 оборота будет выполнено 5 ездок с грузом):
,
, примем 2,5
1.5. Время прибытия в пункт разгрузки в последнем обороте до перерыва на
обед, ч.:
,
ч.
1.6.
Время, затрачиваемое на нулевой пробег к месту обеденного перерыва, ч.:
,
ч.
1.7. Время прибытия в пункт обеденного перерыва, ч.:
,
ч.
1.8.
Время окончания обеденного перерыва, ч.:
,
где 1 - продолжительность обеденного перерыва, ч.
ч.
1.9.
Время движения от места обеденного перерыва до пункта погрузки, ч.:
,
где
- расстояние от места обеденного перерыва до пункта
погрузки, км.
1.10.
Время прибытия в пункт погрузки после окончания обеденного перерыва, ч.:
,
1.11.
Число оборотов после перерыва на обед:
, примем 2,5
1.12. Время прибытия в пункт разгрузки в последнем обороте, ч.:
,
1.13. Время, затрачиваемое на нулевой пробег в конце смены, ч.:
,
1.14. Время прибытия в АТП в конце смены, ч.:
,
ч.
2. Показатели работы 1 автомобиля за смену.
2.1. Время работы в наряде, ч.:
ч.
.2. Пробег с грузом, км.:
,
км.
- число
ездок с грузом за рабочую смену на участках АБ и ВГ, соответственно.
2.3. Пробег нулевой, км.:
км.
2.4.
Пробег холостой, км.:
км.
где
- число холостых ездок за рабочую смену на участках
БВ и ГА, соответственно.
.5.
Пробег без груза, км.:
,
км.
2.6. Общий пробег, км.:
км.
2.7. Коэффициент использования пробега:
,
2.8.
Число ездок с грузом за смену:
ездок
2.9.
Среднее расстояние перевозки, км.:
км.
2.10. Среднее время простоя под погрузкой - разгрузкой, ч.:
,
ч.
.11.
Часовая производительность автомобиля:
в
тоннах
,
т.
в тонно-километрах
ткм.
2.12. Производительность автомобиля за смену: в тоннах
т.
в
тонно- километрах
ткм.
3. Показатели работы всех автомобилей за смену
.1. Плановый объем перевозок всеми автомобилями за смену, т.:
,
т.т
где
Q - годовой объем перевозок за год, тыс. т;
ДР
- число рабочих дней в году, дн.
.2.
Требуемое число автомобилей на линии, ед.:
ед.
3.3.
Интервал движения автомобилей:
ч. = 12мин.
3.4.
Частота движения автомобилей:
4. Показатели работы одного автомобиля за год
.1. Годовой пробег с грузом одного автомобиля, км.:
км.
4.2.
Годовой пробег общий одного автомобиля, км.:
км.
4.3.
Годовая производительность одного автомобиля, т.:
т.
.
Показатели работы всех автомобилей за год
.1.
Число автомобиле-дней работы, необходимых для выполнения всего плана перевозок,
дн.:
дн.
5.2. Число автомобиле-часов работы, необходимых для выполнения всего
плана перевозок, ч.:
ч.
5.3.
Пробег с грузом всех автомобилей за год, км.:
км.
5.4.
Пробег общий всех автомобилей за год, км.:
км.
5.5. Автомобиле-дни в хозяйстве всех автомобилей, дн.:
дн.
5.6.
Списочное число автомобилей
ед.
ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ АТП
Наименование показателя
|
Обозначе-ние
|
Значение показателя
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА
|
Списочное количество автомобилей,
ед.
|
Асп
|
9
|
Грузоподъемность
автомобиля, т
|
g
|
10
|
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
|
Объем перевозок, тыс.т.
|
Q
|
190
|
Общий пробег автомобилей,
км.
|
Lобщ.
|
33405
|
Автомобиле-дни в работе,
дн.
|
АДр
|
1900
|
Автомобиле-часы в работе,
час
|
АЧР
|
15010
|
Автомобиле-дни в хозяйстве,
дн.
|
АДх
|
2375
|
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
|
Коэффициент выпуска
|
αв
|
0, 8
|
Время в наряде, ч.
|
Tн
|
7,9
|
Среднетехническая скорость,
км/ч
|
Vт
|
28
|
Коэф. исп. грузоподъемности
|
γ
|
1
|
Время простоя под
погруз.-разг., ч.
|
tп-р
|
0,34
|
Коэффиц. использования
пробега
|
β
|
0,64
|
Средняя длина ездки с
грузом, км.
|
Lег
|
8,5
|
Производительность 1
автомобиля за год, т.
|
Wq
|
25500
|
На основании
полученных результатов можно сделать вывод, что использование автомобиля МАЗ
5335 эффективно, так как коэффициент использования пробега равен 0,57.