зоне средней тайги растут ель, сибирский кедр, пихта, сосна, лиственница, береза, ольха. В северных районах распространены светлые лишайниковые боры, на которых пасутся олени. Большую часть территории занимает сильно заболоченная тайга. В северных районах на состав растительности большое влияние оказывает многолетняя мерзлота. Для речных пойм и низин характерна луговая растительность. Высокие поймы крупных рек часто покрыты ивняками паркового типа, ивово-березовыми, ивово-березово-осиновыми травяными лесами.
Леса и болота богаты ягодой: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, малиной, шиповником, черемухой, рябиной. В традиционной медицине коренных народов используется около 200 видов растений.
Животный мир. На территории Югры обитает более 50 видов млекопитающих. Это пушные и копытные звери - соболь, хорь, норка, ласка, куница, колонок, песец, горностай, рысь, бурый медведь, барсук, лисица, выдра, ондатра, белка, заяц-беляк, лось, косуля, олень. В Красную книгу России занесены росомаха и западносибирский речной бобр.
Обитает боровая и водоплавающая дичь: рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, гусь, утка, кулик. Из хищников особо следует отметить ястреба-стервятника, болотного луня, ушастую сову. Встречаются редкие виды, занесённые в Красную книгу: кудрявый пеликан, чёрный аист, обыкновенный фламинго, пискулька, беркут, сапсан, чёрный журавль, стерх (белый журавль), тонкоклювый кроншеп, орлан-белохвост, скопа, кречет, чёрная казарка, краснозобая казарка.
Реки и водоемы округа - рай для рыболовов-любителей и спортсменов. В водоёмах водятся 42 вида рыб, в том числе высокоценные: осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг и др. В водоёмах-охладителях Сургутский и Нижневартовской ГРЭС выращивают карпа. Видом, занесённым в Красную книгу, является осётр.
2.3 Этническая культура коренных народов Севера
Коренные народы в современном мире - это 350 миллионов человек, проживающих в более чем 70 странах и говорящих на 5 000 языках. Культуры коренных народов отличаются непреходящей силой взаимосвязи между человеком и природой, неразрывностью традиционного и современного образов жизни. Это - источники альтернативного мировоззрения, заключающие в себе потенциал для переосмысления роли человека в мире. Однако, несмотря на неоспоримый вклад в культурное разнообразие человечества и устойчивое развитие планеты, многие из этих народов переживают маргинализацию и бесправие.
Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни.
Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представление о мире и образ жизни.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси - вогулами или вогуличами.
Г.С. Дунин-Горкавич- исследователь начала века, побывавший в этих краях так описывает хантов: "Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному, и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.
Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки".
И.Г. Остроумов (1904 год) дает вогулам следующую характеристику: "По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный и добродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, что такое, например, обман, кража, тем более убийство".
Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра", "Югория". Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный. Несмотря на неясность и противоречивость происхождения хантов и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таежных племен и пришлых с юга угров. Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.
Существует точка зрения, согласно которой, предки самодийцев и угров осваивали территорию Западной Сибири с мезолита( 6 тыс. до н.э.), а в эпоху неолита ( 4 тыс. до н.э.) выделились протосамодийцы и протоугры. Данная хронология относительна, так как в современной науке идут споры относительно идентификации археологических культур с конкретными этносами. Некоторые ученые предполагают существование культурно-исторических общностей, в рамках которых могли проживать предки разных этносов, окончательное выделение которых происходило уже в историческое время.
В более поздний период формирования этносов, населяющих Западную Сибирь, можно говорить о межэтническом контактировании. Под этническими контактами подразумевается наличие кровнородственных, брачных связей.
Данный процесс подтверждают этнографические данные по материальной и духовной культуре, в частности - материалы по погребальному обряду, одному из наиболее ярких показателей этничности.
Межэтнические связи существовали у обских угров с соседними народами: ненцами, селькупами, коми-зырянами, сибирскими татарами.
Если говорить о характере контактов между коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально они происходили на уровне товарообмена (13-14 вв.). В 15-16вв. у хантов, манси, селькупов появляются племенные союзы - княжества. У сибирских татар раннефеодальное государственное образование - Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах. Но после походов Ермака в 80-е гг. 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.
Все эти культурно-исторические и этнические процессы несомненно повлияли на формирование и оформление самобытной традиционной культуры хантов и манси.
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге - скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие - постоянными. Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных - распашная. Богат и разнообразен орнамент.
В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа.
Этнографический туризм в Ханты-Мансийском АО-Югре
Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории. Другими словами этнографический туризм выступает формой историко-культурного наследия региона. Этнический туризм - поездки, организуемые в местах проживания малочисленных народов, не имеющих в Российской Федерации своего национально-государственного или национально-административного образования. Этнический туризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие. Организаторы этнического туризма должны предусматривать меры по недопущению ущерба специфическим условиям жизни этих народов, информировать участников о правилах пользования местными рекреационными ресурсами и порядке поведения в такой местности.
Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры эти виды туризма являются перспективными. Это обосновано тем, что территория автономного округа является исторической родиной обско-угорских народов: ханты и манси. На 31.12.2008 года численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе составила 30450 человек.
У этих народов очень интересная материальная и духовная культура. Они до сих пор живут по законам природы, вдалеке от технического и информационного прогресса.
В автономном округе функционирует множество музеев, посвященных истории и этнографии этих народов. Для округа характерны краеведческие и этнографические музеи под открытым небом. В городе действует уникальный этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа», где воссоздана летняя усадьба народа ханты и зимнее поселение манси. Здесь собрано более 6000 экспонатов, которые позволяют изучить быт и духовную культуру обско-угорских народов. На территории парка проводят народные гулянья: медвежьи игрища, вороньи праздники и даже свадебные хантыйские обряды. Кроме того, это постоянная площадка для выступлений фольклорных ансамблей. Музеи под открытым небом, являются в настоящее время общепризнанной формой сохранения национального культурного наследия. Основной тенденцией в подходе к формированию экспозиции музеев является переход от показа отдельных уникальных построек к воссозданию целостных архитектурно-этнографических комплексов, в полной мере демонстрирующих элементы быта. Этнографический туризм в Югре привлекателен и для широкой публики, и для специалистов: этнологов, этнографов, для преподавателей соответствующих дисциплин и студентов, изучающих эти дисциплины.
Специалистами комитета по туризму автономного округа было проведено пилотажное исследование, цель которого состояла в выявлении привлекательности данных видов туризма. Респондентами были местные жители и гости Югры, приезжающие в автономный округ не только с туристическими целями, но и деловыми, торговыми и т.д. В ходе исследования выявлена огромная заинтересованность в этнотурах. Все 285 респондентов проявили интерес и поддержали идею знакомства с культурой и бытом коренных народов, посредством туризма. Как особое мнение было отмечено, что следует включать в этнотуры не только посещение музеев, но и встречи с носителями культуры, непосредственно в местах их проживания. Это производит на туристов колоссальное впечатление, и является, по их мнению, одним из самых ярких элементов этнотура. Возможность общения, что-то сделать своими руками, поучаствовать в сборе дикоросов, возможность охоты и рыбалки. Туристы, которые были в таких турах, выразили готовность вновь отправиться в этнопутешествие.
На мировом туристском существуют примеры стран и туристских центров, которые имеют опыт успешного и прибыльного развития этнотуризма.
Развитие этнотуризма не только имеет положительный экономический результат, а в первую очередь, предполагает огромный социальный эффект. На первое место выходит занятость местного населения. Развитие этнографического туризма, несомненно, способствует и развитию сопутствующих сфер: производство сувениров, строительство средств размещения туристов, услуг питания и т.д. Появляется возможность развития производства, фермерского хозяйства, традиционных промыслов и ремесел. В 2008 году путем развития познавательных поездок и этнографических туров открылись дополнительные возможности для межкультурных обменов между туристами и местными жителями. Организацией этнотуров занимаются 10 туроператоров совместно с 5 национальными родовыми общинами, что способствует дополнительной занятости коренных малочисленных народов Севера.
.4 Ханты-Мансийск - столица Югры
Столица Югры - город Ханты-Мансийск - расположен на семи живописных холмах, в месте слияния двух великих сибирских рек - Оби и Иртыша. История города началось в 1931 году, вскоре после того как было принято решение основать центр о круга - поселок Остяко-Вогульск, который через некоторое время переименовали в Ханты-Мансийск.
В 1977 году Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного, и сосредоточие окружной власти в городе поставило его в центр народно-хозяйственных задач, Однако настоя щий расцвет столицы Югры пришелся на конец ХХ - начало XXl века: в начале 1980-х годов вблизи города ударил фонтан нефти, и об этой территории заговорили как о весьма перспективной. За короткое время был открыт ряд месторождений, среди них одно из крупнейших в стране и мире - Приобское.
С этого времени в Ханты-мансийске началась комплексная реконструкция. По единому архитектурному замыслу были построены целые улицы и кварталы, разбиты широкие площади. Архитектурная стилистика в новостройках столицы округа тяготеет к классицизму. Также идет поиск неоклассики, в которой органично переплетаются мотивы петербургской и московской школ XIX века. При этом для столицы Югры характерно сочетание классических форм с элементами хай-тека. В Ханты-Мансийске нет промышленного производства, здесь открываются совсем другие перспективы - это крупный деловой, образовательный, научный и культурный центр. Сегодня в город вливаются мощные финансовые потоки, чтобы он мог выполнять свои функции. Развивается инфраструктура, строятся и поддерживаются в xopoшем состоянии гостиницы, культурные, спортивные учреждения, проводятся мероприятия оеружного, региональго уровня. И не только. Именно столица Югры была выбрана местом проведения таких мероприятии мирового масштаба, таких как Кубок мира по биатлону, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух Огня», международный фестиваль программ и телевизионных фильмов
«Золотой Бубен», международная экологическая акция «Спасти и сохранить». Традиционными стали такие мероприятия, как театральный фестиваль «Чайка», гастроли московских театров, симфонического оркестра.
В целом облик города уже сформировался, и многие оценивают его как современный европейский город северной страны. Здесь,в центре, деловой жизни округа, находятся представительства и офисы окружных и целого ряда федеральных структур, банков, нефтяных, финансовых, лизинговых, страховых компаний, фондов. Всего в городе более 1800 организаций и предприятий, в связи с проведением важных мероприятий, в том числе российских и международных тендеров на разработку нефтяных месторождений, и возрастающим интересом к городу у туристов было построено большое число гостиниц. Среди них гостиничные комплексы супер-6изнес и бизнес класса: «Югорская Долина», «Тарей», «Югра», «На семи холмах», «Миснэ», «Бизнес Центр».
Номера в отелях отвечают самым высоким современным требованиям. Появились в Ханты-Мансийске и крупные торговые развлекательные и развлекательные центры, например, такие как «Лангал», «Территория Первых», а так же деловой центр «Гостиный двор», распахнувший свои двери в 2006 году, один из самых крупных в Ханты-Мансийске, а само здание имеет оригинальное архитектурное решение. Он находится на центральной площади, в самом центре деловой жизни столицы Югры. На шести этажах ТДЦ расположены многочисленные магазины, ресторан «Гостиный двор», кофейня «Ванильное небо», пивной бар «12 футов», ночной клуб «Галактика», смотровая площадка.
.5 Транспорт Югры
Ханты-Мансийск - крупнейший транспортный узел региона. Столица Югры располагает прекрасно оборудованным, современным и очень красивым терминалом аэропорта международного класса, удаленным от города всего на несколько км. Пропускная способность аэровокзала до 350 пассажиров в час.
Аэропорт: Самолеты авиакомпании «Ютэйр» регулярно выполняют рейсы во все крупные населенные пункты округа, а так же в Москву Екатеринбург Тюмень Новосибирск Омск Уфу Краснодар Сочи. В 2002г. Аэродром г.Ханты-Мансийска сертифицирован Межгосударственным авиационным комитетом по 1 категории ИКАО с Мкпос-238.
Речной транспорт: водные ворота города- это современный речной вокзал. Полукольцом город омывает великая северная река Иртыш. В навигационный период ( а он длится с середины мая по середину октября) от здания черного вокзала, который находится в южной части города и одновременно его исторической части Самарово, выполняются многочисленные маршруты до соседних городов и поселков. Речным транспортом в Ханты-Мансийске осуществляются пассажирские и грузовые перевозки.
В округе разработана программа развития водного транспорта и поддержания водных путей. В рамках этой программы построен один пассажирский теплоход нового судостроения типа «Иртыш» для работы на боковых реках с малыми глубинами.
Автовокзал: здание автовокзала объединено с речным вокзалом и рпсполагается в Самарово исторической части г.Ханты-Мансийска. В 2005г. Был возведен мост через р.Иртыш («Югорский дракон»), который соединит г.Ханты-Мансийск и Урал, а следом и Центральную Россию новейшей федеральной автострадой. Благодаря этому мосту город недавно стал транзитным.
Ежедневно до ближайших городов Ханты-Мансийского округа выходит в рейс около 89 красивых, комфортабельных автобусов, которые выполняют 5 междугородних маршрутов ( Пыть-Ях, Сургут, Нижневартовск, Тюмень, Омск).
В настоящее время междугородние автобусы расходятся в рейсы из нескольких точек г.Ханты-Мансийска: от центрального здания автовокзала ( он же речной вокзал, ул.Конева 18), от здания транспортного агенства (ул.Комсомольская 28), от здания Ханты-Мансийского автотранспортного предприятия (ул.Мира 102).
Также в день выполняется около 12 городских маршрутов, и более 10 автобусов выполняют специальные рейсы, чтобы отвезти и забрать детей из школы.
Железнодорожное сообщение: железнодорожный вокзал находится в 3 часах езды от Ханты-Мансийска. Ближайшие стании- Пыть-Ях или Сургут, от которых затем возможно добраться маршрутным такси, либо рейсовым автобусом до Ханты-Мансийска.
Заключение
Перспективы развития внутреннего туризма в Ханты-Мансийске обсудили в столице Югры на первом заседании консультативного совета по развитиютуризма. Орган был создан по инициативе главы города Василия Филиппенко в конце прошлого года, сообщает пресс-служба муниципалитета.
Ресурсы города позволяют развивать это направление туризма, на котором специализируются две из 13 открытых в Ханты-Мансийске туристических компаний - «Югра-Трэвел» (предлагает маршруты по экологическому, этнографическому, образовательному, спортивному туризму, экскурсии по Иртышу) и «Югра-сервис» (услуги делового, оздоровительного туризма, активного отдыха, спорт, охота, рыбалка, круизы по Оби и Иртышу).
По словам Василия Филиппенко, в 2010 году Ханты-Мансийск посетили более 94 тысяч человек (в том числе 2,7 тысячи иностранных туристов), в 2011 году эта цифра увеличилась примерно на 10 тысяч человек. Экскурсии по югорской столице проводят 32 экскурсовода, всего в туриндустрии работают порядка 1370 человек.
На территории Ханты-Мансийска - 10 развлекательных центров, 14 гостиниц, 42 памятника и скульптуры. В городе открыто четыре музея, один из самых посещаемых - «Музей Природы и Человека», в структуру которого входит Археопарк. Только в период новогодних праздников в этом музее побывали 6,5 тысяч человек. Обретают новое дыхание и старые памятники. Так, в частности, решено отреставрировать стелу «Первооткрывателям земли Югорской», расположенную на Самаровской горе.
Популярны рыболовно-охотничьи туры. Хорошее егерское обслуживание, трансфер, проживание в комфортабельном охотничьем домике, оформление лицензии на отлов, обработка трофеев, аренда охотничьего снаряжения и полной экипировки привлекают все большее количество туристов в округ.
Экологический туризм - отдых в сельской местности, маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Сибири. Самые экзотические туры возможны на западе округа среди заснеженных горных вершин Северного и Приполярного Урала.
Югра обладает хорошей базой для развития этнографического и этнического туризма.
Интерес представляет древняя культура ханты и манси, с которой можно познакомиться при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, пожить в чуме, прокатиться на оленьей упряжке, узнать секреты национальной кухни. Поверить в мифы, сказки, чудеса, сибирский шаманизм. Посетить эколого-этнографические музейные комплексы, их насчитывается более 41 , более 4000 памятников истории и культуры.
Югра считается удобной и комфортной площадкой для проведения конгрессов, форумов, конференций и выставок. Наиболее активные сферы проведения конгрессно-выставочных мероприятий: физкультура и спорт, культура и искусство, информационные технологии, охрана окружающей среды, государственное управление и туризм. Проведение крупных культурных и спортивных мероприятий привлекает в Югру десятки тысяч жителей других регионов России и зарубежных стран. С 2001 года проводится туристическая выставка «Югратур», в которой участвуют туристические компании округа и регионов России, транспортные организации, предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, а также учреждения культуры.
Событийный и культурный туризм. Большое число гостей посещает административный центр Югры - город Ханты-Мансийск. Уже стали традиционными телевизионные фестивали "Золотой бубен" и "Спасти и сохранить", кинофестиваль "Дух огня", театральный фестиваль "Чайка", музыкальный фестиваль "Югра".
В настоящий момент разрабатывается программа «Развитие туризма в городе Ханты-Мансийске на 2013-2015 годы», в числе перспективных направлений которой предполагается определить деловой, событийный, этнографический и оздоровительный туризм. Обсуждение проекта этого документа пройдет на одном из следующих заседаний консультативного совета.
Цели представленной курсовой работы были выполнены:
я ознакомилась с историей Югры и коренных народов севера;
-разобралась в понятии « этнографический туризм» ;
-ознакомилась со транспортным сообщением Ханты-Мансийского АО;
-узнала о перспективах развития региона
Библиография
1)<http://www.eduhmao.ru/>
)<http://sokolov33.ru/index.php/rekreazija/azsev/49-obskoputoransky/obskoputoransky-dopolnenie/91-turistskij-potentsial-khmao>
)<http://www.siapress.ru/megapolis/item/16923>
)<http://www.etnic.ru/>
)<http://www.ugra-service.ru/>
)«Ханты-Масийск 39 всемирная шахматная олимпиада»