Таможенная политика и ее цели

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенная политика и ее цели
















Таможенная политика и ее цели

Введение

таможенный политика валютный импорт

Таможенная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России. Она выступает в качестве основы (сердцевины) всей таможенной деятельности и является основной частью как внутренней, так и внешней политики государства. Именно поэтому таможенная политика определяется как система политико-правовых, экономической, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов и задач в целях динамического осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования в стране рыночных отношений. Данное определение довольно сложно, поэтому в целях уяснения самого смысла этого понятия в общем виде таможенную политику можно определить и как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. Сегодня развитие таможенной политики базируется пока лишь на системном анализе, коммуникационном подходе с опорой на теорию вероятностей и модели социального общения, на фрагментарных, порой слабо связанных с текущими внутри- и внешнеполитическими реалиями обобщениях практики развития таможенной политики в рамках международного сообщества или отдельных интегративных объединений, а также на хотя и многовековой, но весьма противоречивый отечественный опыт.

В.В. Путин еще в самом начале своих президентских полномочий обратил внимание на необходимость совершенствования работы таможенных органов: «Перед таможенными органами сегодня стоят непростые проблемы. В результате интенсивных процессов в мире появляются новые таможенные и экономические союзы, которые устраняют барьеры между странами, содействуют их сближению. Эти новые реалии требуют от России выработки эффективной таможенной политики, создания действенной системы мер по защите экономического суверенитета, поддержке национального товаропроизводителя, борьбе с контрабандой, наркоторговлей и терроризмом».

Целью курсовой работы является изучение таможенной политики в Российской Федерации.

В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, являются:

·зарождения и история таможенной политики;

·изучение таможенной политики и ее цели осуществления;

·методы реализации таможенной политики;

·рассмотрение валютного контроля как элемента таможенной политики.

1. Возникновение таможенной политики

.1 История таможенной политики в России

таможенный политика валютный импорт

Таможенная политика относится к государственным функциям и формирует стратегию внутренних и международных мероприятий, связанных с торговыми отношениями, на основе таможенно-тарифных правил.

Проблемы таможенной политики нашли освещение в трудах ученых, историков, экономистов, юристов, финансистов в XIX-XXI вв.. Изучение и анализ содержания этих работ показывают отсутствие единства взглядов на определение сущности таможенной политики, хотя все сходятся в одном, что таможенная политика формировалась под влиянием таможенного дела, его места и роли в решении задач регулирования внешней торговли, т. е. с учетом объективных и субъективных факторов.

Понятие таможенной политики как системы государственных экономических и правовых мер таможенного регулирования торговли Древнерусского государства с сопредельными странами в контексте таможенного дела сложилось в давние времена. Это подтверждается письменными источниками, содержанием книг арабских и персидских авторов, в которых даны сведения о русско-византийском договоре 60-х годов IX в., а также русско-византийских договоров IX-XII вв. Так, в «Книге путей и государств» Ибн-Хордадбеха сообщается: «Что же касается пути купцов русов, а они принадлежат к славянам, то они вывозят меха бобров, меха черных лисиц и мечи из дальних концов Славонии к Румскому морю (здесь - Черное море, но обычно у автора это Средиземное море), и царь Рума берет с них десятину». Сообщение Ибн-Хордадбеха подтверждает арабский географ Ибн-Хаукаль: «Склад для торговли Руси - всегда Хазаран. Здесь товары, привозимые ими, облагаются десятинной податью, взимаемой хазарами».

С. Кириллин пишет, что в раннесредневековом Киеве имелась улица под названием «Пасынча беседа» (сборщик налогов), по-другому - «Резиденция сборщика налогов», т. е. специальный орган сбора пошлин. Ставка пошлины не превышала 10 % от стоимости товара.

Включение Руси в систему торгово-таможенных связей происходило на основе традиций, сложившихся ранее и получивших развитие в этот период. В совокупности они и представляли таможенную политику.

Характер таможенной политики Киевской Руси отражался на торговле с зарубежными странами. Это подтверждается мытным уставом города Раффелыптеттена (Австрия), составленным в 903-906 гг., в котором содержатся нормы, регламентирующие сбор пошлины с киевских товаров. «Что касается славян, которые приходят из Ругов (из Руси) или из Богемов (Чехия) ради торговли, то они могут торговать везде подле дунайского берега, а также везде в Ретеле (Ретель впадает в Дунай у Линца) и Ридмархе, но обязаны платить пошлину; если они привозят воск, то платят с одного вьюка 2 меры воска, ценностью каждая в один скоти, с ноши одного человека - одну меру той же цены. Если они привозят рабов или лошадей, то платят с одной рабыни по тремиссе (треть золотого солида = 2 динариям), с одного жеребца - столько же; с каждого раба - по сайге (четверть тремиссы) и столько же с каждой кобылицы».

Торговля с Византией и другими странами была предметом постоянной заботы Руси и осуществлялась на основе правил, разработанных государством и положенных в основу договоров Киева с Византией.

Между Русью и Византией сложилась система таможенно-тарифного регулирования торговли, действовавшая на основе договоренности и совместно выработанных правил, которые можно назвать таможенной политикой.

Первые договоры с Византией, сведения о которых дошли до наших дней, были заключены в 860 и 874 гг. Договор 874 г. заключен с соблюдением всех формальностей того времени. Его текст зафиксирован в византийских и древнерусских источниках, в частности, в Никоновской летописи. В нем содержатся положения о правилах взаимной торговли между Киевом и Византией, т. е. уже прослеживаются элементы таможенной политики.

В договоре 907 г. изложены нормы, регулирующие взаимоотношения государств в области торговли и таможенных обрядностей (пошлин). Очевидно, что договор лишь зафиксировал и объединил нормы, ранее уже встречавшиеся в прежних договорных документах.

Русь получила право беспошлинной торговли в Византии («да творять куплю, якоже им надобе, не платече мыта ни в чем же»), а сверх того - «уклады»- (в виде шестимесячного довольствия хлебом, вином, мясом, рыбой, фруктами) приезжающим в Византию русским купцам. Им была предоставлена льгота - мытье в банях, что рассматривалось как большая уступка.

По настоянию византийцев торговать в Византии разрешалось только с ведома русского князя, который скреплял документ княжеской печатью. До заключения договора русские торговцы уплачивали торговую пошлину византийскому императору в размере 10 %.

В договоре просматриваются взаимоотношения государств и в других областях деятельности. В частности, оговаривался вопрос службы «русских воев в византийском войске».

Значительно расширились договорные отношения между странами в договоре 911 г. В тексте договора есть положения об оказании взаимной помощи при кораблекрушениях и сохранности провозимых товаров.

Договоры 907 и 911 гг. обеспечивали торговлю Руси с Византией на три десятилетия, хотя на практике не все проходило гладко. Начиная с 30-х годов X в. Византия в ряде случаев отказывалась платить дань Руси и стремилась ликвидировать беспошлинную торговлю по той причине, что Русь вынуждена была поддерживать воевавшую с Византией Хазарию, от которой была зависима.

После разгрома Руси татарами в XIII в. таможенную политику проводили отдельные феодальные княжества. Это подтверждается договорами Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229) и другими документами.

В XVII в. Московское централизованное государство заключило ряд договоров. В частности, со Швецией - Столбовский мирный договор 1617 г., а затем после русско-шведской войны 1656-1658 гг. - Кардисский мирный договор, который предусматривал восстановление торговли между Россией и Швецией. Русским купцам разрешалось иметь торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле, Нарве. Шведам - в Москве, Новгороде, Пскове и Переяславле. В этих договорах учитывались принципы таможенной политики государства Российского и Швеции.

В 1658-1662 гг. в Китай была направлена официальная миссия России для налаживания посольских и торговых дел. В грамоте царя Алексея Михайловича китайскому императору предлагалось установить дружественные отношения и торговые связи.

О таможенной политике России в первой половине XVII в. можно судить по содержанию царских грамот.

Наиболее полно таможенная политика России разработана в Именном указе с боярским приговором от 25 октября 1653 г. «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием по сколько взято и с каких товаров». В нем определен порядок продажи товаров с указанием ставок пошлин.

О правилах торговли, существовавших в России для иностранцев, можно судить по договору от 20 декабря 1658 г., заключенному российским и шведским послами. В нем говорится: «Такой же мерою повелено и договорено есть, чтоб вольной и безпошлинной торговле быти меж обоих Свей-ских и Русских Государств подданных таким обычаем, чтоб Велеможней-шаго Государя, Его Королевского Величества подданным и торговым людем, каковы природы они ни суть, которые живут в Свее, в Финской земле, Эстонской, Ливонской, в Ижерской, и в Корельской земле, вольно и без помешки, после пошлинного одного платежу в прямой таможне, ездить и торговать в царствующем граде Москве, в Великом Новегороде, во Пскове и Ладоге с Его Царского Величества подданными, торговыми людьми також в Литве, в Белой России, на Севере и в иных Царского величества землях и городах и после показательства своих проезжих грамот начальных людей, откуда они приезжали, у первых порубежных Воевод...»

января 1667 г. был заключен Андрусовский договор между Россией и Речью Посполитой. По этому договору Московское государство получило Смоленское воеводство, Стародубский повет, Черниговское воеводство, а также Киев и Левобережную Украину. Таможенные отношения между Московией и Речью Посполитой регулировались на основе правил таможенной политики, разработанных А. Л. Ординым-Нащокиным, руководителем Посольского приказа при Алексее Михайловиче.

Подробно изложены взгляды на содержание таможенной политики в Новоторговом уставе 1667 г. На этот устав обращает внимание Н. Н. Шапошников, связывающий появление таможенной политики на Руси именно с выходом в свет Новоторгового устава. Однако это достаточно спорный вопрос. Ранее нашими исследованиями было доказано, что начало таможенной политике, во всяком случае ее элементам, было положено в Древнерусском государстве уже в VI-IX вв.

И. М. Кулишер, рассматривая основные вопросы международной торговой политики, анализирует соотношение торговой политики с таможенной. Он пишет, что органом торговой политики «является не только государство, но и всякого рода общественные организации». Что же касается таможенной политики, то ее «государство всецело монополизирует в своих руках, не может разделять ее ни с какими иными органами. Напротив, в иных вопросах ему приходят на помощь области, провинции и города, биржевые комитеты, экспортные союзы, торговые палаты и т. д.»

Рассматривая общий характер таможенных пошлин и таможенных тарифов, И. М. Кулишер приходит к заключению, что таможенная политика на девять десятых - это политика импортных пошлин, политика поощрения собственной промышленности. Она отличается торгово-охранительным характером и подчас обоснована не только экономическими, но и политическими соображениями государства.

Говоря о влиянии протекционизма и фритредерства на таможенную политику в связи с импортными пошлинами, Кулишер обращает внимание на такой элемент этой политики, как «таможенная охрана» и ее целесообразность для укрепления производства. «Таможенный протекционизм, - пишет он, - воздвигает высокие стены, чтобы иностранные товары не проникли в страну, охраняя сельское хозяйство и промышленность от опасных для него иноземных врагов».

Суммируя изложенные взгляды, напрашивается вывод, что в основе формирования таможенной политики должно лежать разумное сочетание элементов протекционизма и фритредерства.

В одном из выступлений на Менделеевских чтениях 18 июля 1998 г. таможенная политика была определена как форма «осуществления суверенитета государства, объектом которой является перемещение через государственную границу материально-воплощенной собственности».

Анализируя взгляды на содержание таможенной политики, можно сделать вывод, что на ее определение в разные периоды оказывали и оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы.

Таможенная политика в современных условиях - это разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета.

2. Таможенная политика - составная часть таможенного дела

.1 Цели таможенной политики

В таможенном кодексе РФ, в Положении о ГТК России и в других основных документах о таможенном деле и таможенных органах определены правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. В этих документах перед таможенными органами поставлены следующие экономические задачи:

)участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;

  1. защита в пределах компетенции таможенной службы экономических интересов и экономической безопасности Российской Федерации;
  2. организация и осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил;
  3. обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам;
  4. прочие задачи.

Процесс организационного становления таможенной службы Российской Федерации, расширения сети таможенных органов, развития таможенной и околотаможенной инфраструктуры, освоения функций, изначально присущих таможенным службам стран с рыночной экономикой, проходил одновременно с принятием важных законодательных актов Российской Федерации. Эти акты непосредственно затронули таможенное дело и влияют на выполнение таможенной службой функций тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли страны.

Создание Указом Президента Российской Федерации от 25.10.1991 г. российского таможенного ведомства практически совпало с актом оформления распада Советского Союза. Организационное оформление и становление таможенной службы Российской Федерации, особенно в течение 1992-1993 гг., осложнялось тем, что наиболее обустроенные и оснащенные таможенные органы, располагавшие наиболее подготовленными кадрами, оказались за пределами Российской Федерации, получившей около 13,5 тыс. км, так называемых прозрачных границ с бывшими республиками Союза ССР.

Начало ускоренному формированию законодательной базы таможенного дела положил Указ Президента Российской Федерации 15. 11.1991 г. "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". В период 1992-1994 гг. были приняты Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенный кодекс Российской Федерации и ряд других законодательных актов, имеющих прямое отношение к таможенному делу.

Принятие этих законов ознаменовало собою создание правовых основ, обусловивших возможность ускоренного смещения центра тяжести в оперативной деятельности российского таможенного ведомства на ее важнейшие экономические составляющие, а именно:

наполнение доходной части федерального бюджета путем взимания таможенных пошлин, сборов и налогов;

осуществление таможенно-банковского валютного контроля;

формирование, ведение и предоставление в виде официальных публикаций таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

В настоящее время таможенная система Российской Федерации прекратилась в квалифицированный, действенный экономический инструмент регулирования рыночных отношений, деятельность которого, наряду с защитой экономических интересов страны, в значительной мере способствует наполнению федерального бюджета.

Динамичное развитие таможенной системы России было вызвано необходимостью обеспечить экономическую безопасность России, стабильность и целостность ее экономики, уберечь страну от разграбления ее культурных, материальных и природных ресурсов. В этой связи развитие таможенной системы и совершенство ванне ее деятельности, прежде всего, обеспечивалось ростом численного состава таможенной службы и открытием новых таможен. Так, численность сотрудников таможенной системы увеличилась за несколько лет с 4 до 60 тысяч человек, возросло количество таможен и таможенных постов за счет создания их внутренней сети.

ГТК РФ совместно с рядом других министерств и ведомств участвует в разработке и реализации таможенной политики. ГТК РФ вносит предложения о ее совершенствовании, разрабатывает ее правовой, экономический и организационный механизмы и обеспечивает претворение этой политики в жизнь. При этом изучаются и анализируются таможенная политика иностранных государств и организация таможенного дела в этих странах. ГТК России разрабатываются проекты законодательных и иных правовых актов в сфере таможенного дела, а также обеспечивается в пределах его компетенции опубликование наиболее важных правовых актов.

ГТК РФ является ведомством обязательного согласования номенклатуры товаров, вида и уровня ставок при разработке таможенного тарифа Российской Федерации. ГТК РФ участвует в работе Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которая является координационным органом, осуществляющим подготовку для Правительства РФ предложений по мерам регулирования ввоза и вывоза товаров с территории Российской Федерации.

Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то становятся очевидными ее связи с политикой и других сферах жизни общества. В разные периоды российской истории различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоречивые задачи: фискальные, протекционистские и другие. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. Так, бывали периоды, когда из-за приоритета военных, внешнеполитических и других интересов государства таможенные методы отодвигались на второй план и таможня становилась орудием в решении внешнеполитических и военных проблем. В другое время, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможни превращалась в основной инструмент их решения, и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, бывали внешние и внутренние политические, поенные, экономические, социальные и другие условия жизни государства, а также личные качества руководителей таможенных ведомств.

Таможенная политика - одно из важных средств, способствующих активизации инвестиционной деятельности, в том числе путем привлечения иностранных капиталов. К числу необходимых составляющих благоприятного инвестиционного климата относятся стабильная и эффективная работа таможенной службы, включая меры по обеспечению стабильности и предсказуемости таможенного режима, оперативности и простоте таможенного оформления, а также меры, исключающие возникновение технических затруднений и работе таможни.

Действующее таможенное законодательство предусматривает некоторые таможенные методы стимулирования иностранных инвестиций. Речь идет, прежде всего, о применении таможенных режимов переработки. Использование этих режимов создает максимально благоприятные условия для международной кооперации производства.

Действующий порядок предусматривает освобождение от импортных пошлин и налога на добавленную стоимость некоторых категорий товаров, которые ввозятся в Россию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями в течение периода формирования этого уставного фонда.

Таможенные органы играют значительную роль в обеспечении экономической и экологической безопасности страны. Для содействия реализации внешнеэкономических задач проводимых рыночных реформ, государством принимается ряд мер, важнейшими из которых являются:

  • укрепление роли таможенной службы в качестве инструмента регулирования внешней торговли страны экономическими и административными методами;
  • эффективная реализация таможенных режимов для создания благоприятных условий, способствующих притоку иностранных капиталовложений в экономику страны;
  • применение разумного протекционизма для товаров российского внутреннего рынка путем использования механизма сбалансированных мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
  • повышение эффективности противодействия нарушениям таможенных правил во внешнеторговом обороте и пресечение контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.
  • Таможенная политика России является составным элементом общеэкономической политики, работает на достижение ее целей -структурной перестройки экономики России, ее динамичного и сбалансированного развития, преодоления разрыва в уровнях экономики между Россией и высокоразвитыми странами мира. В настоящее время в связи с этим поставлены и решаются следующие задачи:
  • обеспечение эффективной координации структурной и тарифной политики;
  • создание благоприятных условий для развития экспортных производств путем отказа от обложения налогами и пошлинами экспорта (кроме минерального сырья), а также путем создания благоприятных таможенных режимов для ввоза в страну сырья, материалов, машин и оборудования;
  • обеспечение необходимого уровня защиты тех производств, нормальное функционирование которых важно для национальной безопасности или по социальным причинам;
  • - создание условий для максимально свободной торговли теми товарами, производство которых в России конкурентоспособно на международном рынке, а также теми товарами, дальнейшее существование и развитие производства которых в стране бесперспективно;
  • - создание системы эффективных мер для противодействия недобросовестной конкуренции иностранных производителей, а также применение ответных мер в целях защиты национальных экономических интересов России на международной арене.
  • 2.2 Валютный контроль как элемент таможенной политики
  • С 1992 года по самым скромным и осторожным подсчетам из России вывезено 200 млрд. долларов. Слабость российской экономики на современном этапе обусловливает существование значительного количества ограничений на проведение валютных операций. Данные меры направлены на предотвращение утечки капитали из России и мобилизацию валютных ресурсов. Операции резидентов в иностранной валюте контролируются Центральным банком (ЦБ) РФ и Правительством РФ.
  • Несмотря на то, что с 1996 года российская валюта стала полностью конвертируемой, по текущим операциям согласно статье 9 Устава МВФ, операции, связанные с движением капитала, осуществляются только с разрешения ЦБ РФ.
  • Для предотвращения утечки капитала и мобилизации валютных ресурсов приняты следующие меры:
  • при экспорте товаров производится контроль обязательного возврата экспортной выручки (причем не только в иностранной валюте, но и в рублях);

- при экспорте товаров, работ и услуг предусмотрена продажа 50% валютной выручки за рубли;

при импорте товаров производится контроль за поступлением товаров, по стоимости эквивалентных сумме переведенной за границу иностранной валюты;

при осуществлении авансовых переводов валютных средств за границу производится депонирование рублевых средств на 100 % суммы перевода.

Существует и иные ограничения, перечисленные же меры непосредственно

затрагивают деятельность таможенных органов РФ.

В соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", ЦБ РФ и Правительство РФ имеют статус органов валютного контроля. ГТК РФ как структура Правительства на РФ в этой системе выполняет ряд функций:

контролирует соблюдение валютного законодательства экспортерами и импортерами и уведомляет ЦБ РФ о выявленных нарушениях. Имеет право налагать штрафы в размере от 100% до 200% сокрытой валютной выручки, так как в соответствии с Таможенным кодексом РФ зачисление валютной выручки на счета в российских банках является требованием таможенного

режима экспорта.

Таможенные органы обладают реальной возможностью для наблюдения за адекватностью стоимостных и товарных потоков, перемещаемых через границу Российской Федерации.

Кроме таможенных органов, в технологии валютного контроля участвуют: Центральный банк России, уполномоченные банк (при расчетах в денежной форме), Министерство экономического развития и торговли РФ (при товарообменных операциях). Основными документами валютного контроля являются паспорта сделки, в которые вносятся важнейшие сведения о сделках, ее участниках, контракте, о сроках выполнения валютных обязательств перед государством. Наличие паспорта сделки является обязательным условием для таможенного оформления. Данные о паспорте сделки отражаются в грузовой таможенной декларации.

Можно выделить три вида валютного контроля внешнеэкономических сделок: валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров; валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары; валютный контроль бартерных сделок.

Валютный контроль при экспорте необходим для обеспечения полного и своевременного возврата валютной выручки, полученной от вывоза товаров. Экспортируемые товары не выпускаются таможенными органами до тех пор, пока экспортер не предъявит паспорт сделки (основной документ валютного контроля), оформленный уполномоченным банком. С его помощью банк экспортера и таможенные органы контролируют соблюдение таможенного законодательства и зачисление валютной выручки на счет экспортера. Для осуществления контроля создается цепочка: экспортер - его уполномоченный банк - таможня - ЦБ. После выпуска товара таможней уполномоченный банк контролирует выполнение условий сделки и поступление выручки на счет экспортера. Информация по каждой такой сделке представляется ЦБ РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству по налогам и сборам РФ.

После получения валютной выручки экспортером, 50% от нее продаются на межбанковской валютной бирже, а 50% остаются в распоряжении экспортера.

Цель валютного контроля при импорте товаров - обеспечить соответствие

суммы валютных средств, переведенной резидентами в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Российскую Федерацию товаров.

Система валютного контроля предусматривает оформление паспорта импортной сделки, при помощи которого ЦБ РФ, банк импортера и таможня следят за соблюдением импортером валютного законодательства. Кроме того, ЦБ РФ не рекомендует частично или полностью оплачивать товары до их ввоза или отгрузки в Российскую Федерацию. В противном случае импортер обязан депонировать уполномоченном банке сумму в рублях, эквивалентную сумме, направляемой за границу валюты.

Особый порядок валютного контроля предусмотрен для барьерных сделок. Бартер предусматривает обмен эквивалентной по стоимости продукцией, работами, услугами, объектами интеллектуальной собственности. Кроме того, в контроле бартерных операций участвует не ЦБ РФ, а Министерство экономического развития и торговли РФ, так как торговля осуществляется в безденежной форме.

При валютном контроле бартерных сделок заключается паспорт бартерной сделки (ПБС). Он оформляется по каждому бартерному договору и подлежит переоформлению при изменении условий договора.

Валютный контроль при осуществлении бартерных сделок предусматривает:

обеспечение ввоза на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров в течение 90 дней с даты выпуска экспортных товаров таможенными органами РФ, либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

документальное подтверждение ввоза товаров в Российскую Федерацию;

получение разрешение Министерства экономического развития и торговли РФ в случае превышения срока ввоза товаров или выполнения иностранным лицом обязательств способом, предусматривающим расчеты в денежной форме;

обеспечение возврата денежных средств на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением валютного регулирования и валютного контроля (в случае изменения условий договора на условия, предусматривающие расчеты в денежной форме);

оформление паспорта бартерной сделки до момента таможенного оформления товаров, вывозимых из Российской Федерации в счет исполнения обязательств по бартерной сделке.

В процессе валютного контроля можно выделить следующие стадии: предварительную, текущую, последующую.

Предварительный контроль включает оформление паспортов сделки (экспортной, импортной, бартерной) в уполномоченных банках, Министерстве экономического развития и торговли РФ до начала таможенного оформления.

Текущий контроль осуществляется в процессе таможенного оформления: сверяются данные, указанные в паспорте сделки, контракте, грузовой таможенной декларации.

Последующий контроль в основном длится 90 дней. Он состоит в обмене информацией о выполнении условий валютного контроля между органом, выдавшим паспорт сделки, и таможенным органом. Если условия паспорта сделки не выполнены, то наступает административная или уголовная ответственность в зависимости от стоимости перемещаемого товара или вывозимой валюты.

Таможенные органы также контролируют перемещение наличной валюты через таможенную границу Российской Федерации. Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить иностранную валюту в любых количествах при условии указания ее суммы в таможенной декларации. Резиденты могут вывозить иностранную валюту в сумме не свыше эквивалентно 10 тыс. долл. США при наличии таможенных документов, подтверждающих ее ввоз или пересылку в Россию; справок уполномоченных банков (обменных пунктов), которые выдаются при покупке иностранной валюты за рубли и снятии физическим лицом иностранной валюты со своего счета.

Вывоз более крупных сумм можно производить только по специальному разрешению ЦБ РФ, порядок выдачи которого пока не утвержден. Что касается вывоза иностранной валюты с использованием пластиковых карт, дорожных чеков и денежных аккредитивов здесь законодательных ограничений нет.

Нерезиденты могут вывозить наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной или переведенной в Россию с предоставлением соответствующих подтверждающих документов.

При отсутствии оправдательных документов наличная валюта может вывозиться резидентами и нерезидентами в сумме, не превышающей 1500 долл. США в расчете на одно физическое лицо.

Валютный контроль регламентирует вопросы ввоза и вывоза не только иностранной валюты, но и наличной валюты РФ.

Ввоз наличных рублей РФ резидентами и нерезидентами может осуществляться в пределах 500 минимальных месячных оплат труда (ММОТ). Отдельно эти вопросы регламентированы для военнослужащих РФ, дислоцированных на территории иностранных государств и прибывающих в Россию, а также для граждан РФ и иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию и качестве вынужденных переселенцев и беженцев.

Вывоз рублей РФ допускается резидентами и нерезидентами также в количестве 500 ММОТ. Запрещается ввоз и вывоз рублей РФ в качестве почтовых отправлений и в несопровождаемом багаже.

Заключение

Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела.

Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются:

внутренняя системность, т.е. наличие органично взаимосвязанных, находящихся в структурной соподчиненности и осуществляемых в соответствии с общими целями и задачами стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера;

внешняя системность, т.е. связанность с другими направлениями деятельности государства, вписанность в контекст его текущего внутри- и внешнеполитического курса;

целенаправленность, т.е. ориентированность на достижение конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства - экономической, социальной, политической и т.п.;

ориентированность на административно-управленческие механизмы, т.е. использование в ходе ее осуществления таких приемов управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т.п.;

обусловленность интересами общества и государства.

Факторами, определяющими сущностные черты государственной таможенной политики в современных условиях, выступают:

экономическая система государства (производство, распределение, налоги, занятость и т.д.);

социальная система (социально-демографические характеристики, социальная стратификация и т.п.);

политико-правовая система (политические институты, политическая культура населения, особенности политического режима и др.);

система международных отношений (положение основных игроков на международной арене, их ресурсы, характер внешнеторгового законодательства и т.д.);

технологическая система (наличие высокотехнологических и инновационных производств, характерных для информационного общества и т.п.).

В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутри- и внешнеполитических условий конкретного национального сообщества.

В заключение можно сказать, что в современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере.

Список использованной литературы

1. Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 № 5003-1 // Российская газета, №107, 05.06.1993 (ред. от 06.12.2011)

. Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 № 5221-1 // Российская газета,

№ 138, 21.07.1993, (ред. от 26.06.2008)

. Указ Президента РФ "Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ " от 06.03.1995 № 245 // Собрание законодательства РФ, 13.03.1995, № 11, ст. 968 (ред. от 16.11.1996)

. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"

От 10.12.2003 № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859 (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2012)

. Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XX вв. М., 2009

. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М., 2009

. Кулишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. М.; Челябинск, 2010. С. 9

. Таможня 2001, № 20 (45). С. 3.

. Чернышев С.И., Худойкина Т.В. Таможенная политика и юридический конфликт: Монография.- М: РИО РТА, 2009. С. 3.

. Экономика таможенного дела: учебное пособие. / Под редакцией И.А. Малмыгина, А.В. Губина, В.Н. Шапаваловой. М.; 2010

Похожие работы на - Таможенная политика и ее цели

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!