Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации

Содержание

Введение

. Законодательство в области обязательной сертификации

.1 Основные понятия

.2 Функции и задачи Ростехрегулирования (органов по сертификации)

2. Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации

2.1 Особенности декларирования и разрешительные документы

.2 Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации

3. Проблемы применения законодательства в области обязательной сертификации

Заключение

Список источников

Введение

Возникновение сертификации связано с предоставлением потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров требованиям конкретных стандартов. С развитием сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торговые связи между государствами: сроки получения разрешения на ввоз значительно сокращались для сертифицированного товара; не требовалось повторных испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.

Однако по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым производятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры сертификации и пр. В этой связи определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле - как технического барьера.

Сертификационные барьеры возникают не только по указанным причинам, которые, в определенной степени, складывались объективно. Совсем иной механизм возникновения препятствий в торговле имеет превращение сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

Таким образом, вероятность превращения стандарта в инструмент конкурентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции придется доказывать ее соответствие, как правило, в таких случаях весьма высоким требованиям, получить сертификат соответствия достаточно проблематично. В организации систем сертификации нередки случаи создания таких условий получения сертификата, которые невыполнимы для средних и тем более мелких фирм.

Вышеуказанные обстоятельства, а также степень значимости данных вопросов, которые, предложены к рассмотрению в курсовой работе, определяют актуальность выбранной темы: «Особенности перемещения товаров, подлежащих обязательной сертификации, через таможенную границу РФ».

Цель данной работы: раскрыть порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации; значение требований обязательной сертификации в системе торговых ограничений.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

1изучить законодательство в области обязательной сертификации;

2рассмотреть функции и задачи органов по сертификации;

исследовать перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и исключения из него;

изучить особенности декларирования и разрешительные документы, необходимые для перемещения товаров, подлежащих обязательной сертификации, через таможенную границу РФ;

выявить проблемы применения законодательства в области обязательной сертификации.

Методологической основой работы стали Федеральные законы, Постановления Правительства, приказы и письма ФТС, а также иные нормативно-правовые акты и ресурсы Internet.

1.Законодательство в области обязательной сертификации

1.1Основные понятия

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

Схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям;

Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия;

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров [3];

Одобрение типа транспортного средства - соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия;

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

Øсодействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

Øзащита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Øконтроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Øподтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

Øсоздание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле [16].

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Øпринятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

Øобязательной сертификации (одобрения типа транспортного средства).

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.

Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями [2].

1.2Функции и задачи Ростехрегулирования (органов по сертификации)

Организацию работ по проведению обязательной сертификации на территории РФ осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) - бывший Госстандарт, а также аккредитованные Ростехрегулированием организации, как российские, так и зарубежные.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ и находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ.

Ростехрегулирование действует на основании Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. №294 [5].

Основные задачи Ростехрегулирования:

Øреализация функций национального органа по стандартизации;

Øобеспечение единства измерений;

Øосуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

Øосуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;

Øсоздание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;

Øосуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;

Øорганизация проведения работ по учету случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов [17];

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

Øподтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

Øобеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Аккредитация осуществляется на основе принципов:

Øдобровольности;

Øоткрытости и доступности правил аккредитации;

Øкомпетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

Øнедопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Øобеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

Øнедопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

Øнедопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством РФ.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

Øпривлекают на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;

Øосуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

Øведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

Øинформируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

Øвыдают сертификаты соответствия, приостанавливают или прекращают действие выданных ими сертификатов соответствия и информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

Øобеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

Øопределяют стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;

Øв порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимают решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами [2].

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Аттестат аккредитации выдается срокам на 5 лет и может быть продлен, в соответствии с российскими стандартами [17].

2. Таможенное оформление товаров, подлежащих обязательной сертификации

2.1Особенности декларирования и разрешительные документы

В соответствии со ст. 131 Таможенного кодекса РФ, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

Øдоговоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;

Øимеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

Øтранспортные (перевозочные) документы;

Øразрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

Øдокументы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных ТК;

Øплатежные и расчетные документы;

Øдокументы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 ТК [1].

Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом» установлено, что обязательными документами, для представления в таможенные органы одновременно с ГТД, являются:

Øсертификат соответствия (одобрение типа транспортного средства), подтверждающий осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов;

Øдекларация о соответствии ввозимых товаров требованиям технических регламентов;

Øписьмо, выдаваемое органом по сертификации, при ввозе образцов для целей сертификации [8].

В соответствии с Приказом ФТС РФ от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» в графе 44 ГТД необходимо указать сведения о документах и сведениях, представляемых в таможенный орган одновременно с ГТД, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графах 31 ГТД.

При внесении сведений каждый из реквизитов указывается с новой строки и имеет порядковый номер.

В графу 44 необходимо внести сведения о следующих документах:

под номером 6 - номера и даты выдачи разрешительных документов (сертификатов, разрешений и других документов, за исключением лицензий), подтверждающих соблюдение установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений при их ввозе на таможенную территорию РФ или выпуске для свободного обращения [9];

По классификатору видов документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 ГТД:

Øсертификат соответствия (одобрение типа транспортного средства) имеет номер 6011;

Øписьмо органа по сертификации (при ввозе образцов для целей сертификации) - номер 6012;

Øдекларация о соответствии - номер 6016. [10]

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

Øпринятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

Øпринятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов.

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Схемы сертификации имеют следующие номера 1, 1а, 2, 2а, 3, 3а, 4, 4а, 5, 6, 7, 8, 9, 9а, 10, 10а.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия оформляются на русском языке и должны содержать следующие данные (табл.1).

Таблица 1

Содержание декларации о соответствии и сертификата соответствия

Декларация о соответствииСертификат соответствиянаименование и местонахождение заявителянаименование и местонахождение изготовителянаименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификациюинформацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объектнаименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствиянаименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукцияинформацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объектуказание на схему декларирования соответствиянаименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификациязаявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентовинформацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измеренияхсведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентовинформацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентовсрок действия декларации о соответствиисрок действия сертификата соответствияиные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведениясертификат соответствие декларация

Срок действия декларации о соответствии и сертификата соответствия определяется техническим регламентом.

Форма данных документов утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Порядок формирования и ведения единых реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, порядок их регистрации, предоставления содержащихся в указанных реестрах сведений и оплаты за их предоставление, а также федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение указанных реестров, определяются Правительством РФ.

Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, подлежащей обязательной сертификации, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов. [2]

Представление таможенным органам РФ одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия осуществляется:

) для помещения товаров под таможенные режимы:

а) выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, ввозимых:

Øв единичных экземплярах (не более 5 единиц одного наименования, классифицируемого одним классификационным кодом по ТН ВЭД России) или в ограниченном количестве (не более 50 кг товара, вес которого (масса "нетто") в соответствии с общепринятыми правилами розничной торговли измеряется в килограммах), при условии предоставления таможенным органам гарантий надлежащего исполнения обязанностей о том, что такие товары не будут отчуждаться на таможенной территории РФ;

Øподлежащих обязательной сертификации, но не предназначенных для отчуждения, при условии предоставления таможенным органам гарантий надлежащего исполнения обязанностей о том, что такие товары не будут отчуждаться на таможенной территории РФ;

Øбывших в употреблении, при условии предоставления таможенным органам акта, составленного экспертами Торгово-промышленной палаты РФ;

Øбывших в эксплуатации автомототранспортных средств, для которых применительно к обязательной сертификации (получению "одобрения типа транспортного средства") бывшим в эксплуатации считается автомототранспортное средство при наличии в документах сведений о регистрации права собственности предыдущего владельца, выданных регистрирующим органом, или если с момента его выпуска прошло 3 или более лет, независимо от величины пробега. При решении вопроса о выпуске таких товаров должны быть использованы разъяснения, выданные организацией, уполномоченной Ростехрегулированием;

Øв качестве гуманитарной помощи или технической помощи, при наличии соответствующего разъяснения, выданного организацией, уполномоченной Ростехрегулированием;

Øв адрес представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций при условии предоставления в таможенный орган обязательства об их потреблении (использовании) исключительно лицами, их ввозящими;

Øдля представительских целей (рекламные материалы, сувениры);

Øв качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию РФ готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы РФ копий документов о соответствии обязательным требованиям на указанные готовые изделия и подтверждения, что данные запасные части используются при изготовлении готовых изделий и внесены в конструкторскую документацию на это изделие;

Øв качестве комплектующих товаров к продукции, выпускаемой на территории РФ, при условии соответствующего разъяснения, выданного организацией, уполномоченной Ростехрегулированием;

б) временного ввоза, за исключением случаев временного ввоза:

Øконтейнеров, упаковки, поддонов;

Øтоваров, предназначенных для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах, а также вспомогательного оборудования и материалов, предназначенных для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах;

Øтоварных образцов, предназначенных исключительно для целей получения заказов на товары такого типа и непригодных для использования в иных целях, что обеспечивается путем нанесения на них нестираемой маркировки, разрывов, пробивания дыр или нанесения повреждений каким-либо другим способом;

Øтоваров, предназначенных для проведения испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик;

Øрекламной печатной продукции;

Øоборудования, необходимого артистам, театральным труппам и оркестрам (предметов, используемых в ходе представлений, музыкальных инструментов, декораций и костюмов), если такие товары ввозятся иностранным лицом и используются иностранным лицом на территории РФ;

Øпрофессионального кинематографического оборудования, оборудования прессы, радио или телевидения, вспомогательных устройств и принадлежностей к указанному оборудованию, если указанные профессиональное оборудование, устройства и принадлежности ввозятся иностранным лицом и используются на территории РФ иностранным лицом;

Øтоваров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, если такие товары ввозятся иностранным лицом и используются на территории РФ иностранным лицом;

в) свободной таможенной зоны, за исключением случаев помещения под данный таможенный режим российских товаров и товаров, в отношении которых будут совершаться операции по переработке;

г) свободного склада, за исключением случаев помещения под данный таможенный режим российских товаров и товаров, в отношении которых будут совершаться операции по переработке;

д) реимпорта, за исключением случаев помещения под данный таможенный режим:

Øтоваров в целях завершения действия таможенного режима временного вывоза;

Øзамененных запасных частей и оборудования к транспортным средствам, ввозимых на таможенную территорию РФ в соответствии с главой 22 Таможенного кодекса РФ;

е) беспошлинной торговли, за исключением российских товаров;

ж) перемещения припасов, за исключением случаев помещения под данный таможенный режим иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ на бортах морских (речных), воздушных судов и в поездах, если такие товары не сгружаются на таможенную территорию РФ с указанных транспортных средств во время их нахождения на таможенной территории РФ либо если такие товары временно выгружаются, передаются на другие суда или в другие поезда;

з) перемещения товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в случае, если эти товары предназначены для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;

и) переработки на таможенной территории в случае, если таможенным органом разрешена эквивалентная компенсация ввезенных на переработку товаров в соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса РФ и операцией по переработке не является ремонт;

) при ввозе на таможенную территорию РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, за исключением случаев, когда операцией по переработке вне таможенной территории является ремонт;

) в отношении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, при совершении с ними операций по отчуждению, передаче в отношении них прав владения, пользования и (или) распоряжения.

) Представление сертификата соответствия необходимо:

Øпо товарным позициям 2204 и 2205 для вин, поставляемых в емкостях не более 10 л;

Øпо товарной позиции 2207 10 000 0 на спирт питьевой с объемной долей этилового спирта 95%, поставляемый в емкостях не менее 0,25 л и не более 0,5 л;

Øдля подшипников качения (колесные и ступичные) для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, мотоциклов и мотороллеров, имеющих следующие признаки:

Øподшипники шариковые с наружным диаметром от 30 до 500 мм (включительно);

Øподшипники роликовые конические, включая внутренние конические кольца с сепаратором и роликами в сборе, с наружным диаметром от 30 до 500 мм (включительно);

Øподшипники роликовые с цилиндрическими роликами с наружным диаметром до 400 мм (включительно).

) Без представления сертификата соответствия ввозится продукция: соль каменная кормовая, инозит, витамины (K3, K5, K6, H1, B4, F), глутаминовая кислота, холина хлорид, пептоны и их производные, ферментные препараты, среды культуральные для выращивания микроорганизмов, ввозимые на территорию РФ не для целей ветеринарии [14].

Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.

Таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.

В остальных случаях при таможенном оформлении ввозимой автомобильной техники (новой или бывшей в эксплуатации, российской или иностранной, раритетной или обращенной в федеральную собственность, ввозимой физическими или юридическими лицами, беженцами или лицами, переселяющимися на постоянное место жительства) представление документов, подтверждающих соблюдение регламента, не требуется.

При этом таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпромэнерго России (размещается на сайте ФТС России и рассылается в таможенные органы в формате Excel), а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации [13].

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 15, п. 1) и Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" транспортные средства, изготовленные в РФ или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме «одобрения типа транспортного средства» в целях:

Øобеспечения безопасности дорожного движения;

Øсоздания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

Øсодействия потребителям в компетентном выборе продукции;

Øзащиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Øконтроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

Официальное утверждение по типу конструкции (по одобрению типа) транспортного средства проводится в соответствии с процедурами, предусмотренными Женевским Соглашением 1958 г., участницей которого является РФ. В случаях, не предусмотренных указанным Соглашением или иными международными соглашениями, договаривающейся стороной которых является РФ, работы проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

«Одобрения типа транспортного средства» выдаются на срок не более трех лет. Срок действия устанавливается с учетом срока действия имеющихся сертификатов, объема технических требований, соответствие которым подтверждается при сертификации, объема, характера и условий производства (ввоза) продукции.

Каждому «одобрению типа транспортного средства» присваивается номер, имеющий общую (идентифицирующую орган по сертификации) и индивидуальную (включающую в себя пять последовательных цифр) части. При подтверждении изготовителем неизменности типа транспортного средства номер следующего «одобрения типа транспортного средства» совпадает с номером предыдущего с добавлением индексов продления П1, П2 и т.д.

Документы, представляемые в орган по сертификации для получения «одобрений типа транспортного средства», подаются на русском языке и, в исключительных случаях, на одном из официальных языков Женевского Соглашения 1958 г. (английском, французском) [7].

2.2Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации

Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации содержится в письме ФТС N 06-73/44906 « О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ»

В данном письме список товаров представлен в виде таблицы, где в графе 1 приведены наименования (описания) товаров, в графе 2 - коды позиций ТН ВЭД России, в которые они входят.

Отнесение товаров к конкретным позициям ТН ВЭД России осуществляется в соответствии с критериями, принятыми в ТН ВЭД России, и правилами интерпретации ТН ВЭД России.

При пользовании данным списком объекты подтверждения соответствия определяются одновременно наименованиями (описаниями) товаров и кодами по ТН ВЭД России.

Уточнения вида "из..." в графе 2 "Коды позиций ТН ВЭД России" указывают на необходимость руководствоваться, в первую очередь, наименованием (описанием) товара.

Например:

Автомобили, предназначенные для перевозки10 человек или более, включая водителя кроме бывших в употреблении)из 8702 Части и оборудование автомобилей, классифицируемых в товарных позициях с 8702 по 8705 (кроме бывших в употреблении и восстановленных), а именно: - бамперы и их части; - ремни безопасности; - тормоза, сервотормоза, их части; - мосты ведущие с дифференциалом в сборе или отдельно от других деталей трансмиссии; - колеса ходовые, их части и принадлежности; - глушители; - сцепление; нажимной и ведомый диск в сборе; - рулевые механизмы в сборе; - карданные валы; - крестовины 8708 10 900 0, 8708 21 900 0, из 8708 30 (кроме из 8708 30 100 0), из 8708 30 910, из 8708 50 300 0, из 8708 70 (кроме 8708 70 100 0), из 8708 92 300 0, из 8708 93 900, из 8708 94 300 0, из 8708 94 800, из 8708 99

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» выделяют следующие основные группы товаров:

1.Товары для детей: продукты для питания детей; одежда и обувь (в том числе валяная) детские; игрушки; коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним; предметы по уходу за детьми; школьно-письменные принадлежност;

2.Продовольственные товары: мясо и мясные продукты; яйца и яйцепродукты; молоко и молочные продукты; рыба, рыбные и другие продукты моря; хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия; мукомольно-крупяные изделия; сахар и кондитерские изделия; плодоовощная продукция и продукты ее переработки; продукция масложировой промышленности; вода питьевая, расфасованная в емкости; безалкогольные, слабоалкогольные и алкогольные напитки; табачные изделия, кофе, чай и пряности; продукция зернобобовых и масличных культур продовольственная; пищевые концентраты, соль; продукция пчеловодства продовольственная (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов: средства лечебно-профилактические; воды минеральные и лечебно-столовые; средства гигиены полости рта; инструменты, приборы и аппараты медицинские; изделия медицинские из резины, текстиля, стекла, полимерных и других материалов; ходунки, костыли, аппараты слуховые реабилитационные; кресла-коляски; (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Косметические товары: продукция косметическая (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Текстильные товары: хлопчатобумажные, льняные, шелковые и шерстяные ткани; штучные текстильные изделия (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии)

.Швейные изделия: изделия бельевые;

.Трикотажные изделия: трикотаж бельевой;

.Пушно-меховые и овчинно-шубные изделия: одежда верхняя; головные уборы; воротники; шкурки (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Обувь: обувь кожаная, юфтевая, хромовая и с верхом из текстильных материалов, войлока или фетра; обувь с верхом из синтетических материалов; обувь резиновая; обувь комбинированная (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Строительные материалы: изделия деревянные строительные и дома стандартные; плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые; материалы отделочные; изделия полимерные; стеклопакеты; замочные изделия (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника: аппараты (печи) отопительные; котлы отопительные; водоподогреватели и колонки водогрейные (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Предметы обстановки дома: столы; стулья, кресла, банкетки, табуреты, скамьи; диваны, кушетки, тахты; кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы; шкафы; мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий; изделия мебельные разные; ковры и ковровые изделия, дорожки напольные (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Хозяйственные товары: электрическая энергия, топливо и горюче-смазочные материалы; изделия штучные из пленочных материалов; клеи и герметики бытового назначения, изделия из латексов, изделия формовые и неформовые резинотехнические; электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных); станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; инструмент; аппаратура газовая бытовая, в том числе работающая на жидком и твердом видах топлива; обои; спички; изделия хозяйственно-бытового назначения; посуда и принадлежности столовые и кухонные; приспособления для домашней обработки продуктов; емкости для хранения и транспортирования продуктов; упаковочные материалы для бытовых нужд; товары бытовой химии (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Культтовары, товары для досуга и развлечений: бытовая радиоэлектронная аппаратура; элементы и батареи первичные; бытовая вычислительная и множительная техника; кинофототовары; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; часы, работающие от сети переменного тока; часы, предназначенные для ношения на себе или с собой, а также браслеты и цепочки для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой; электромузыкальные инструменты и принадлежности к ним; краски и пигменты художественные; изделия пиротехнические развлекательного характера (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства, охотничьи и рыболовные принадлежности: изделия для общей физической культуры, спорта и туризма; прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы, детали и арматура к этим судам и плавсредствам; винтовки и ружья охотничьи и спортивные, патроны к ним (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Легковые автомобили и мотовелотехника: автомобили легковые, мотоциклы с колясками; мотоциклы, мотороллеры, мокики, снегоходы, велосипеды, мотовелосипеды, мопеды; прицепы, коляски боковые к мотоциклам; запасные части, узлы и агрегаты к автомобилям и мотовелотехнике; шины и покрышки для автомобилей, мотоциклов и мотороллеров; велошины, велопокрышки, велокамеры (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

.Средства для домашнего содержания животных, а также по уходу за растениями: корм и кормовые добавки для животных; аптекарские ветеринарные препараты; инструменты, инвентарь и средства малой механизации садово-огородные; пчеловодный инвентарь (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии);

3. Проблемы применения законодательства в области обязательной сертификации

В области обязательной сертификации можно выделить следующие проблемы применения законодательства:

) В письме ФТС РФ № 01-06/43797 «Об изменениях в список товаров» сказано, что представление таможенным органам РФ одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия осуществляется для помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, бывших в употреблении, при условии предоставления таможенным органам акта, составленного экспертами Торгово-промышленной палаты РФ.

Из этого следует, что эксперты других организаций не имеют право составлять данные акты, а экспертная лаборатория Торгово-промышленной палаты РФ (г. Москва) в этой области является монополистом. Но так как письмо ФТС № 01-06/43797 носит не обязательный характер, а рекомендательный, в таможенных органах также принимают акты, составленные компетентными экспертами из лабораторий других регионов РФ.

) В письме ФТС РФ № 01-06/43797 «Об изменениях в список товаров» сказано, что представление таможенным органам РФ одновременно с таможенной декларацией сертификата соответствия осуществляется для помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, за исключением, например, бывших в эксплуатации автомототранспортных средств, для которых применительно к обязательной сертификации (получению "одобрения типа транспортного средства") бывшим в эксплуатации считается автомототранспортное средство при наличии в документах сведений о регистрации права собственности предыдущего владельца, выданных регистрирующим органом, или если с момента его выпуска прошло 3 или более лет, независимо от величины пробега. При решении вопроса о выпуске таких товаров должны быть использованы разъяснения, выданные организацией, уполномоченной Ростехрегулированием.

При этом в письме ФТС РФ от 25.12.2007 № 06-73/49760 «Об уполномоченных Ростехрегулированием организациях» указаны организации уполномоченные Ростехрегулированием выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия для целей таможенного оформления. К ним относятся «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО«ВНИИС») и «Калининградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ФГУ «Калининградский ЦСМ»), осуществляющие выдачу разъяснений в отношении всех товаров, в том числе автомототранспортных средств, включенных в «Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации», а также «Всероссийским научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП. «ВНИИНМАШ») - только в отношение автомототранспортных средств.

Ранее письмом ГТК РФ от 17.03.2003 №07-61/10816 к таким организациям была отнесена только ОАО«ВНИИС». Но расширение списка организаций ситуацию не изменило для регионов удаленных от центра России так, как эти организации находятся в Москве и Калининграде.

В связи с этим возникает вопрос: почему региональные органы по сертификации имеют право выдавать сертификаты соответствия, а выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия для целей таможенного оформления не имеют?

) «Одобрение типа транспортного средства» выдается органами по сертификации, которые преимущественно находятся в Москве и Санкт-Петербурге (на ДВ таких органов нет). В связи с территориальной удаленностью участнику ВЭД из Дальневосточного региона проще уйти от сертификации, путем постановки транспортного средства на учет в другой стране и затем представления в таможенный орган сведений о бывшем владельце.

) Письмо ФТС N 06-73/44906 « О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ» содержит перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. В этот перечень входит следующий пункт:

Øавтомобили специального назначения, кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов (например, автомобили грузовые для аварийного ремонта, автокраны, пожарные автомобили, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные машины, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками, подъемники с рабочими платформами, в том числе на автошасси, машины на автошасси для городского коммунального хозяйства и содержания дорог), кроме бывших в употреблении.

Проблема применения данного пункта перечня заключается в том, что его содержание можно трактовать следующим образом: с одной стороны, автомобили грузовые для аварийного ремонта, автокраны, пожарные автомобили, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, и т.д. можно отнести к автомобилям специального назначения, а с другой - к автомобилям, используемым для перевозки пассажиров или грузов. В связи с этим нельзя однозначно сказать, требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске этих автомобилей на таможенную территорию РФ или нет.

) Органы по сертификации регулярно добавляют номера сертификатов, ставших недействительными, в компьютерную базу недействительных документов. Данную базу таможенные органы используют для проверки сертификатов соответствия.

В то же время, орган по сертификации имеет право выдать сертификат с регистрационным номером, который уже использовался в прошлом, но при этом № бланка сертификата ранее не использовался.

Компьютерная база недействительных документов при проверке данного сертификата будет выдавать ошибку. И, в связи с этим, участнику ВЭД необходимо будет представлять в таможенные органы письмо из органа по сертификации о том, что полученный им сертификат, является действительным.

) В Постановлении Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 21.09.1994 № 15 « Об утверждении порядка проведения сертификации продукции в РФ» содержится перечень схем сертификации.

Номер схемы сертификации выбирает заявитель самостоятельно. Схема №7 и №8 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация данной продукции носит разовый характер (партия, единичные изделия). Но при этом, нигде в законодательстве нет точного определения, что такое «разовый характер».

Участник ВЭД имеет возможность использовать сертификат, оформленный по схеме №7 или №8, несколько раз, так как данными схемами не предусмотрен инспекторский контроль сертифицированной продукции органами по сертификации, а таможенные органы не могут проследить, использовался или нет этот сертификат ранее.

Заключение

Само появление понятия "подтверждение соответствия" и наполнение его современным смыслом связано с резким обострением в последнее время проблемы качества товаров и услуг; глобализацией международной торговли; большим разнообразием изделий одного и того же функционального назначения, но разного качества; жесткой конкуренцией товаропроизводителей; необходимостью гарантировать безопасность продукции для потребителя.

Такие инструменты появились во второй половине ХХ века. Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия - независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определенной процедуры.

Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.

Организацию работ по проведению обязательной сертификации на территории РФ осуществляют Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) - бывший Госстандарт, а также аккредитованные Ростехрегулированием организации, как российские, так и зарубежные.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.

Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации содержится в письме ФТС N 06-73/44906 « О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ»

Законодательство в области обязательной сертификации пока не совершенно, так как при его применении возникает очень много трудностей и проблем. В связи с этим, законодателю необходимо задуматься над совершенствованием данного законодательства.

Список источников

1.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ;

2.Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

3.Федеральный закон от 01.05.2007 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»»;

.Постановлением Правительства РФ от 13.09.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»;

5.Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;

.Постановлении Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 21.09.1994 № 15 «Об утверждении порядка проведения сертификации продукции в РФ»;

.Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»;

.Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом»;

.Приказ ФТС РФ от 04.09.2007 № 1057 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»;

.Приказ ФТС от 21.09.2007 № 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей»;

.Письмо ГТК РФ от 17.03.2003 №07-61/10816 «О выдаче разъяснений ВНИИС»;

.Письмо ФТС от 19.12.2006 № 06-73/44906 «О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ»;

.Письмо ФТС от 19.02.2007 № 01-06/5905 «О подтверждении экологического класса автомобильной техники»;

.Письмо ФТС РФ от 20.10.2007 № 01-06/43797 «Об изменениях в список товаров»;

.Письмо ФТС РФ от 25.12.2007 № 06-73/49760 «Об уполномоченных Ростехрегулированием организациях»;

16.<http://www.esl.ru/sertif>;

.http://www.techreglament.ru.

Похожие работы на - Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!