Сущность
|
Атрибуты
|
Тип данных
|
Арендатор
|
УНН арендатора
|
Числовой (целочисленный)
|
|
Наименование арендатора
|
Текстовое поле
|
|
Адрес арендатора
|
Текстовое поле
|
|
Телефон арендатора
|
Числовой (целочисленный)
|
|
|
|
Договор
|
Номер договора
|
Числовой (целочисленный)
|
|
УНН арендатора
|
Числовой (целочисленный)
|
|
Дата заключения
|
Дата-время
|
|
Адрес помещения
|
Текстовое поле
|
|
Ставка арендной платы
|
|
|
|
Помещение
|
Адрес помещения
|
Текстовое поле
|
|
Тип помещения
|
Текстовое поле
|
|
Площадь помещения
|
Числовой (вещественный)
|
|
Коэффициент комфортабельности
|
Числовой (вещественный)
|
|
Коэффициент расположения
|
Числовой (вещественный)
|
|
|
|
Арендная плата
|
Номер договора
|
Числовой (целочисленный)
|
|
УНН арендатора
|
Числовой (целочисленный)
|
|
Сумма
|
Числовой (целочисленный)
|
|
НДС
|
Числовой (целочисленный)
|
|
Дата оплаты
|
Дата-время
|
Очевидно, что во всех сущностях
ключевые атрибуты не могут не иметь значений.
Обеспечение целостности базы данных.
Под целостностью понимается
соответствие информационной модели предметной области, хранимой в базе данных,
объектам реального мира и их взаимосвязям в каждый момент времени. Любое
изменение в предметной области, значимое для построенной модели, должно
отражаться в базе данных.
Внешние ключи используются для
организации связей между таблицами базы данных (родительскими и дочерними) и
для поддержания ограничений ссылочной целостности данных. Ссылочная целостность
проверяется при:
удалении записей родительской
таблицы;
модификации значений полей
родительской таблицы, на которые ссылаются поля внешнего ключа дочерней
таблицы.
Проектирование индексов.
В базах данных для ускорения поиска
информации в таблицах применяются индексы. Их наличие предполагает анализ
записей в соответствии с возрастанием (убыванием) значений полей, из которых
сформирован индекс таблицы. Индексы могут состоять из любого числа полей
таблицы в различных их сочетаниях. Некоторые индексы создаются автоматически.
Такие индексы формируются при определении первичных ключей и совокупностей
полей с признаками уникальности. При генерировании схемы на основе модели
данных, ERwin автоматически создает индекс для первичного ключа (РК) и
отдельный индекс для каждого альтернативного ключа (АК), внешнего ключа (FK),
Inversion Entry (IE). Если у сущности не было назначено альтернативных ключей и
Inversion Entry, то ERwin создает индексы только для первичного ключа и внешних
ключей.
После разработки информационной
модели ее следует связать с функциональной моделью. Такая связь гарантирует
завершенность анализа, гарантирует, что есть источники данных (сущности) для
всех работ. Связывание моделей способствует согласованности, корректности и
завершенности анализа.
2.
Реализация системы ввода данных
2.1
Проектирование программного обеспечения
Программное обеспечение архитектуры
клиент-сервер состоит из двух частей: программного обеспечения сервера и
программного обеспечения пользователя-клиента. Программа-клиент выполняется на
компьютере пользователя и посылает запросы программе-серверу, которая работает
на компьютере общего доступа.
Доступ к базе данных от прикладной
программы или пользователя производится путем обращения к клиентской части
системы. В качестве основного интерфейса между клиентской и серверной частями
выступает СУБД Access.
В сети в разных компьютерах может
существовать различная адресация, представление чисел, кодировка символов и
т.д. Общим решением проблемы является опора на программные пакеты, реализующие
протоколы удаленного вызова процедур (RPC - Remote Procedure Call). При вызове
удаленной процедуры программы RPC производят преобразование форматов данных
клиента в промежуточные машинно-независимые форматы и затем преобразование в
форматы данных сервера. При передаче ответных параметров производятся
аналогичные преобразования. Если система реализована на основе стандартного
пакета RPC, она может быть легко перенесена в любую открытую среду.
Основная обработка данных
выполняется мощным сервером, а на компьютер пользователя возвращаются только
результаты выполнения запроса. Рабочая станция предназначена для
непосредственной работы пользователя или категории пользователей и обладает
ресурсами, соответствующими локальным потребностям данного пользователя.
Централизованное хранение и
управление данными в Access позволяет не загружать на компьютер каждого клиента отдельные
копии данных. Это гарантирует работу всех пользователей с одними и теми же
данными.
Данные в базе Microsoft Access организованы в
логические компоненты, такие как таблицы, представления, сохраняемые процедуры.
Физически база данных сервера может храниться в нескольких файлах на диске.
В данном курсовом проекте созданы и
перенесены на сервер запросы. При этом они созданы один раз, а не в каждом
клиентском приложении. Запросы хранятся в виде блоков кода, которые заранее
откомпилированы и способны быстро выполниться. При этом нет необходимости
посылать запросы по сети из клиентского приложения.
Как было показано при анализе
предметной области, основными пользователями базы данных являются:
экономический и юридический отделы. При этом выбран вариант, когда таблицы и
запросы хранятся на сервере. Это позволяет пользователям, имея доступ к общему
источнику данных.
При работе с данной системой
пользователь проделывает ряд уровней обработки информации: уровень первичного
сбора информации, уровень хранения первичной информации, уровень обработки
информации при помощи запросов.
Работа с базой данных для каждого
пользователя начинается с автоматического открытия главной кнопочной формы. На
форме располагаются кнопки, при нажатии на которые на экран выводятся другие
формы или запрос.
Моделируемое программное обеспечение
предполагает работу с двумя клиентами - экономистом и юристом, которые пользуются
одними данными, но выполняют различные виды работ с этими данными. Поэтому было
разработано два приложения «Экономический отдел» и «Юридический отдел».
Работа с базой данных начинается с
автоматического открытия главной кнопочной формы.
Главная кнопочная форма клиентского
приложения «Экономический отдел» представлена на следующем рисунке.
Главная форма клиентского приложения
«Экономический отдел»
Кнопки «Сумма и дата
оплаты», «Данные расчетной калькуляции», «Отчет» и «Тип помещения» выводят на
экран соответствующие запросы. Для ввода информации служат кнопки «Добавить
запись» вызывающие на экран формы для ввода данных в таблицы «Помещения» и
«Арендная плата».
Форма «Помещение»
Форма «Арендная плата»
Главная кнопочная форма клиентского
приложения «Юридический отдел» представлена на следующем рисунке.
Главная кнопочная форма клиентского приложения
«Юридический отдел»
Кнопки «Номера договоров», «Телефон
арендатора» и «Ставка по договору» вызывают на экран соответствующие запросы.
Кнопки «Добавить запись» вызывают на экран формы заполнения таблиц «Договор» и
«Арендаторы».
Форма «Договор»
Форма «Арендаторы»
На базе описанных выше таблиц для
обработки данных и для нахождения некоторой информации были построены следующие
запросы:
. Сумма и дата оплаты
Запрос с параметром (Наименование
арендатора) с помощью которого на экран выводится сумма и дата оплаты аренды
указанного арендатора.
Арендаторы. [Наименование
арендатора], [Арендная плата]. Сумма, [Арендная плата]. [Дата оплаты]Арендаторы
INNER JOIN [Арендная плата] ON Арендаторы. [УНН Арендатора] = [Арендная плата].
[УНН Арендатора](((Арендаторы. [Наименование арендатора])=[ВВедите наименование
арендатора]));
. Данные расчетной калькуляции
Запрос с параметром (Адрес
помещения) с помощью которого на экран выводится следующая информация: ставка
арендной платы, тип помещения, коэффициенты комфортабельности и расположения.
PARAMETERS [Адрес помещения] Text
(255);Помещение. [Адрес помещения], Помещение. [Площадь помещения], Помещение.
[Коэффициент расположения], Помещение. [Коэффициент комфортабельности],
Договор. [Ставка арендной платы]Помещение INNER JOIN Договор ON Помещение.
[Адрес помещения] = Договор. [Адрес помещения](((Помещение. [Адрес
помещения])=[Адрес помещения]));
. Отчет
Запрос, выводящий на экран
наименование арендатора, сумму арендной платы и НДС.
. Тип помещения
Запрос с параметром (Тип помещения)
с помощью которого на экран выводится адреса и площади помещений заданного
типа.
PARAMETERS [Тип помещения] Text
(255);Помещение. [Тип помещения], Помещение. [Адрес помещения], Помещение. [Площадь
помещения]Помещение(((Помещение. [Тип помещения])=[Тип помещения]))BY
Помещение. [Тип помещения];
5. Номера договоров
Выводит номера договоров, даты
заключения, наименования арендаторов и адреса помещений.
Договор. [Номер договора], Договор.
[Дата заключения], Арендатор. [Наименование арендатора], Помещение. [Адрес
помещения]Помещение INNER JOIN (Арендатор INNER JOIN Договор ON Арендатор. [УНН
арендатора]=Договор. [УНН арендатора]) ON Помещение. [Адрес помещения]=Договор.
[Адрес помещения]BY Договор. [Номер договора];
. Телефон арендатора
Запрос с параметром (Наименование
арендатора) с помощью которого на экран выводится наименование и телефон
указанного арендатора.
Арендаторы. [Наименование
арендатора], Арендаторы. [Телефон арендатора]Арендаторы(((Арендаторы.
[Наименование арендатора])=[Введите наименование арендатора]));
. Ставка по договору
Запрос с параметром (Номер договора)
с помощью которого на экран выводится наименование арендатора, адрес помещения
и ставка арендной платы за 1м2 соответствующие указанному договору.
Договор. [Номер договора],
Арендаторы. [Наименование арендатора], Помещение. [Адрес помещения], Договор.
[Ставка арендной платы](Арендаторы INNER JOIN [Арендная плата] ON Арендаторы.
[УНН Арендатора] = [Арендная плата]. [УНН Арендатора]) INNER JOIN (Договор
INNER JOIN Помещение ON Договор. [Адрес помещения] = Помещение. [Адрес
помещения]) ON (Договор. [УНН Арендаторов] = [Арендная плата]. [УНН
Арендатора]) AND ([Арендная плата]. [Номер договора] = Договор. [Номер
договора])(((Договор. [Номер договора])=[Введите номер договора]));
1.2 Создание базы данных
Для проведения испытаний созданной
ИСС разработан контрольный пример, позволяющий проверить работоспособность и
отказоустойчивость последней.
База данных контрольного примера
содержит в себе следующие данные, позволяющие протестировать работу всех
запросов.
Помещение: таблица
Арендаторы: таблица
Договор: таблица
Арендная плата: таблица
В качестве результатов тестирования
программы приведены данные, полученные с помощью запросов.
Сумма и дата оплаты: запрос на выборку
Разработанное программное
обеспечение позволяет упростить ведение документации по аренде. Данная
программа обладает всеми необходимыми компонентами для выполнения любых задач
связанных с поиском и обработкой информации, удобным графическим интерфейсом,
средствами для форматированного вывода информации на печать
Созданное программное приложение
рассчитано на работу в многопользовательском режиме. Разработаны структуры форм
и запросов для работы каждого пользователя с общей базой данных. Общая база
данных может находиться на файловом сервере или на локальной машине.
Данное программное обеспечение
разработано в архитектуре «клиент-сервер» в СУБД Access.
Возможно дальнейшее совершенствование
созданного программного обеспечения.
Разработанное программное
обеспечение позволяет автоматизировать процесс ведения записей по направлению
деятельности предприятия связанному со сдачей помещений в аренду,
контролировать своевременное перечисление соответствующих сумм на счет
предприятия, оценить эффективность данного вида деятельности. Упрощает поиск и
сортировку нужной информации.
Литература
1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения
экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2000 - 512 с.
2. Калянов Г.Н. CASE-технологии и консалтинг в автоматизации
бизнес-процессов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2000 -320 с.
. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.:
Финансы и статистика, 2001. - 213 с.
. Ковалева А.М., Привалов В.П. Анализ финансового состояния
предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 216 с.
5. Маклаков С.В. Создание информационных систем с ALLFusion
Modeling Suite. - М.: ДИАЛОГ - МИФИ, 2003 - 218 с.
6. Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности
предприятия: Методологические аспекты. - 2-е изд.-М.: Изд-во «Новое знание»,
2004.-160 с.