Разработка и исследование характеристик платформенной инерциальной навигационной системы полуаналитического типа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    165,23 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка и исследование характеристик платформенной инерциальной навигационной системы полуаналитического типа

Введение

Цель настоящей работы разработать алгоритм платформенной инерциальной навигационной системы, работающей в геоцентрической системе координат, и определяющей в этой системе следующие параметры:

Координаты

Скорости

Углы ориентации

Так же предусмотрена задача получения позиционной и скоростной информации в географической системе координат (φ, λ, ), вычисление углов курса, крена и тангажа.

Исследование точностных характеристик системы по уравнениям ошибок и оценка влияния ошибок начальной выставки и гироскопов на точность ИНС производится при помощи алгоритма разработанного в программной среде matlab.

В конструкции ИНС используется акселерометры А-17 и лазерные гироскопы ГЛ-1 производства Раменского приборостроительного завода.

Исходные данные

Траекторные условия: полет с постоянной скоростью W=900км/ч, на постоянной высоте H=10000м, курс постоянный произвольный, время полета 1.5 часа.

Точностные характеристики системы: дрейфы гироскопов 0.005-0.05 град/час, начальные ошибки координат 15 м, скорости 0.1 м/с(до 5 м/с), ошибка измерений акселерометра 0,05g.

Краткое изложение теоретических сведений систем координат, в которой работает представленная ИНС

Геоцентрическая система координат















Рис. 1

Геоцентрическими координатами точки O1 являются: геоцентрический радиус R, угол  между плоскостью экватора и радиусом R, угол λ между плоскостью, содержащей ось 0ζ и точку 01 и плоскостью 0ζξ. Пример геоцентрической системы координат предсатавлен на рисунке 1.

Географическая система координат















Рис. 2

Свяжем с земным эллипсоидом правую ортогональную систему координат Oξηζ (рисунок 2), при этом начало О совместимо с центром Земли, ось Оζ напрвим по малой оси эллипсоида в сторону северного полиса, оси Оξ, Оη расположим в плоскости экватора, причем Оξ - по линии пересечения гринвичского меридиана с экватором.Возбмем некоторую точку О1 в системе координат Oξηζ и проведем через нее нормаль к земному эллипсоиду. Положение точки О1 в системе координат Oξηζ можно определить углом φ, составляемым указанной нормалью с плоскостью экватора, углом λ, образуемого плоскостями меридиана точки О1 и гринвического меридиана, и отрезком отрезком h от точки пересечения нормали эллипсоида до точки О1. Данные углы φ и λ называют соответственно географической или геодезической широтой и долготой. Величина отрезка нормали h с большой точностью совпадает с величиной высоты точки О1 над уровнем океана. Геоцентрическая долгота, очевидно, равна географической.

Алгоритм работы ИНС

Введем систему координат Oxyz с началом в центре Земли О и с ориентацией одноименных осей по осям платформы (акселерометров). Выполнение условия, чтобы все время ось Oz платформы совпадала с вектором положения R, для введенной системы координат Oxyz означает, что

= Rz; x = y = 0,(1)

т.е. ориентация по вектору положения имеет место, если определяемые координаты х и у равны нулю. Этим и определяется зависимость ориентации платформы от определяемых координат х, у.

Дифференцируя (1), получим выражение для скорости:

(2)

откуда имеем:

 (3)

Первые два выражения (3) определяют законы управления ориентацией платформы (измерительных осей акселерометров), т.е. значения угловых скоростей поворота платформы  в функции времени, при идеальной реализации которых выполняется условие (1) и, таким образом, осуществляется заданная ориентация платформы, т.е. ориентация по вектору положения R. Что же касается ориентации в азимуте (геоцентрическом горизонте), то она может выбираться независимо от выполнения условий ориентации по вектору положения (1).

Если учесть условие (1) и соответственно этому считать, что осуществляется идеальная реализация законов управления, т.е. и учесть выражения (3), то получим:

 (4)

При различных способах ориентации платформы в азимуте вид уравнений зависит от закона управления этой ориентацией, т.е. от .

Рассмотрим сначала уравнения (4) при ориентации платформы в азимуте по координатным осям хк, ун сферической системы координат.

Для приведения уравнений (4) к виду, при котором определяются и две другие сферические координаты Ф и Л, надо знать законы управления полной ориентацией платформы, т.е. по вектору положения и в азимуте. Поскольку первые уже известны и соответствуют первым двум выражениям (7.62), то необходимо установить закон управления ориентацией в азимуте, т.е. , реализацию которого должна обеспечить система управления. Затем эти законы управления ориентацией необходимо связать с производными координат

 (5)

Получим выражения проекций абсолютной скорости вращения координатного трехгранника на оси Ox, Оу, Oz через указанные производные

 (6)

Из второго и третьего равенств (5) определится соотношение

 (7)

подставив в которое правую часть первого равенства (3), получим выражение

 (8)

определяющее собой закон управления  ориентацией платформы в азимуте в функции времени. При идеальной реализации закона , согласно (6), осуществляется заданная ориентация осей платформы по координатным осям Охк, Oyк.

Если теперь при идеальной реализации законов управления ориентацией правые части первого и второго равенств (3) подставить соответственно в (5), то вместе с (6) получим искомые соотношения

 (9)

Используя (7), представим уравнения функционирования (4) для рассматриваемой ИНС с управляемой ориентацией трехгранника измерительных осей для случая ориентации по координатным осям сферической системы координат, считая поле тяготения сферическим и реализацию законов управления идеальной:

 (10)

Представим теперь уравнение (4) для ИНС с азимутально-свободной ориентацией платформы. В этом случае платформа и материализуемый ею трехгранник измерительных осей не вращаются вокруг оси Oz по отношению к инерциальной системе координат. И в данном случае для преобразования уравнений (4) к виду, при котором определяются также и две другие координаты Ф и Л, надо знать законы управления полной ориентацией платформы. Закон управления ориентацией платформы в азимуте в этом случае сводится к ее стабилизации в азимуте, т.е.

 (11)

а законы управления по вектору положения определяются по-прежнему первыми двумя равенствами (3).

При идеальной реализации законов управления указанной ориентацией соотношения, определяющие эти законы, необходимо связать с производными сферических координат Ф, Л. Так как законы управления реализуются вращением платформы вокруг ее осей, а производные Ф и Л есть составляющие угловой скорости вращения трехгранника координатных осей, то для установления связи этих скоростей надо спроектировать компоненты линейной скорости, определяемых системой, на координатные оси. Пусть оси платформы Ох и Оу составляют с соответствующими координатными осями Охк и Оук угол  (рис. ), тогда получим

 (12)

Если (7) абсолютная угловая скорость вращения координатного трехгранника  вокруг оси Оzк, то угловая скорость вращения платформы вокруг Оzк по отношению к указанному трехграннику выразится

 (13)

В свою очередь величина  определится первым равенством (9), что в новом обозначении запишется

 (14)

На основании равенства (11), второго равенства (9) и (13), (14) получим

 (15)

В соответствии с (11), (15) уравнения функционирования (4) для случая ИНС с азимутально-свободной ориентацией платформы, считая поле тяготения сферическим, а реализацию законов управления идеальной, будут иметь вид

 (16)

Для перехода к относительным значениям Uв и Uc необходимо ввести параметры от переносного движения (вращения Земли), после чего получим

 (17)

Ориентация платформы с установленными на ней инерциальными элементами (акселерометрами, лазерными гироскопами) ИНС сферической системы координат, для которой выведены уравнения функционирования, реализуется при помощи управляемых силовых или индикаторно-силовых гиростабилизированных платформ, а также при помощи управляемой платформы вращением по отношению к свободной стабилизированной платформе.

Пересчет координат из геоцентрической в географическую систему координат

Выразим геоцентрический радиус R точки О1 через модуль вектора земного эллипсоида R1, отрезок h' продолжения этого вектора до точки O1 и широту ф1. Используя уравнение эллипса в полярных координатах, т.е.


И выражение квадрата экстцентриситета, получим


Получим связь координат  и R c  и h. Согласно рисунку 1 выразим координаты  через R, , :

ζ

Получим равенство


На основании которого, используя (1.6), получим искомое соотношение


Зависимость R от  получится, если взять равенство


И подставить в него выражения для координат согласно (1.6):


Образуем на сфере с геоцентрическим радиусом R сопровождающий трехгранник 01х2y2z2, связанный с точкой 01 подобно тому, как был введен сопровождающий трехгранник 01х1y1z1 поверхности h = const. Ось O1z2 направим по геоцентрическому вектору, ось O1y2 расположим в плоскости меридиана точки 01 и направим в сторону северного полюса, ось O1x2 направляется так, что образуется правый ортогональный трехгранник. Ориентация трехгранника 01х2y2z2 по отношению к системе определяется таблицей направляющих косинусов.

Из сравнения трехгранников 01х2y2z2 и 01х1y1z1 видно, что их оси 01х2 и 01х1 совпадают. Данные трехгранники повернуты вокруг совпадающих осей относительно друг друга на угол ф-ф1, т.е. на величину разности географической и геоцентрической широты. Взаимное расположение трехгранников определяется таблицей направляющих косинусов:

y2 z20 0;cos (ф ф1) -sin (ф ф1);(1.20)sin (ф ф1) cos (ф ф1).

Выражение для разности (ф ф1) определится:


Вследствие малости величин  и , считая также величину h/a малой и раскладывая правые части указанных формул в ряды по степеням и h/a, будем иметь


Ввиду малости  и  упрощается матрица направляющих косинусов. Принимая cos () = 1, sin ) = получим

y2 z20 0;1 -  1

При подстановке значения = 0,0067 получаем максимальное отклонение истинной вертикали от геоцентрической, равное  = 0,00335, что соответствует  и имеет место на широте . С увеличением h эта разность убывает, но убывание происходит медленно. Например, при h = 100 км разность составляет . По этой причине при небольших значениях h можно считать


Анализ ошибок ИНС

Чтобы оценить точностные характеристики системы воспользуемся точным уравнением, описывающее ошибки ИНС:

 (1)

где

После ряда преобразований и упрощений уравнение ошибок ИНС, в которой используется внешняя информация о высоте полета, примет вид системы, состоящей из двух векторных уравнений:

 (2)


Перейдем в уравнениях (2) после преобразования Коши к векторно-матричной форме:

 + (3)


Модель погрешностей ИНС можно описать следующим векторным уравнением:

 (4)

где X - вектор состояния, F - матрица динамики системы , G - матрица влияния шумов системы, W - вектор белых шумов системы.

Получим вектор состояния X из системы (3):


Матрица динамики системы F, матрица влияния шумов системы G и вектор белых шумов системы W примут следующий вид:

 

  

Для оценки влияния погрешностей проинтегрируем выражение (4) методом Эллера:


Моделирование произведем в программном продукте matlab. (Алгоритмы и листинги приведены в приложении)

После проведенных вычислений получены графики изменения погрешностей координат и скоростей по времени (рис.1-6).

Рис. 3 - График погрешности долготного канала

Рис. 4 - График ошибки определения скорости в долготном канале

Рис. 5 - График ошибки широтного канала

Рис. 6 - График ошибки определения скорости в широтном канале

Рис. 7 - График ошибки определения высоты

Рис. 8 - График ошибки определения скорости в высотном канале

Проанализировав графики можно увидеть, что на графиках ошибок координаты и скорости долготного канала присутствует расходимость. Она обусловлена влиянием нестабильного высотного канала через перекрестные связи. Чтобы избежать данного негативного воздействия отделим высотный канал, информация о котором будет поступать от внешних источников (радиовысотомер).

В ходе принятых допущений преобразуем матрицу динамики системы F обнулением элементов 6 строки, которая примет вид:

навигационный система алгоритм канал

 

В связи с принятыми изменениями внесем соответствующие корректировки в алгоритм моделирования (приложение).

В итоге получим графики ошибок координат и скоростей долготного и широтного каналов без воздействия на них вертикального канала через перекрестные связи. Сравнив график ошибок долготного канала по скорости и местоположению с воздействием через перекрестные связи высотного канала и без воздействия высотного канала, можно увидеть что после изолирования высотного канала пропала расходимость в долготном канале.

Рис. 9 - График погрешностей координат долготного канала без воздействия высотного канала

Рис. 10 - График погрешностей определения скорости в долготном канале без воздействия высотного канала

Рис. 11 - График определения координат широтного канала без воздействия высотного канала

Рис. 12 - График определения скорости в широтном канале без воздействия высотного канала

Выводы

После анализа уравнений ошибок и графиков полученных в ходе моделирования можно увидеть, что при трех взаимосвязанных каналах автономной ИНС нарастание погрешности со временем достигает величин, при которых ИНС не будет отрабатывать достаточную точность. Данный процесс фиксируется в расходимости графиков долготного канала (рис. 1-2). Это обусловлено влиянием нестабильного вертикального канала через перекрестные связи, которые можно проследить в матрице динамики системы F.

В итоге, чтобы исключить погрешности привносимые вертикальным каналом в канал определения координат, высота не определяется в вычислителе и исключены из общего алгоритма системы управления, используемые для определения высоты и вертикальной скорости. Поскольку в алгоритме вычисления координат и скорости необходимо использовать величины  измерение их осуществляется в радиовысотомере, и сигналы поступают в вычислитель ИНС. После разрыва перекрестных связей вертикального канала и канала определения координат результаты моделирования показывают отсутствие расходимости долготного канала.

Используемая литература

1. Навигационные приборы и системы (И.И. Помыкаев, В.П. Селезнев, Л.А. Дмитроченко).

. Лекции Антонова Д.А.

. Ориентация и навигация подвижных объектов (Б.С. Алешин, К.К. Веремеенко, А.И. Черноморский).

Приложение

[A,Y,G]=matr15() % функция инициализации матрицы динамики системы A, вектора состояния Y, матрицы влияния шумов системы

% Входные параметры=0; % угол курса=0; % угол широты=7.29e-5; % скорость вращения Земли=9.81; % ускорение свободного падения=1.25e-3; % частота Шулера=0; % проекция абсолютной угловой скорости на ось Х=u*cos(fi0); % проекция абсолютной угловой скорости на ось Y=u*sin(fi0); % проекция абсолютной угловой скорости на ось Z=0; % производные =0; % проекций абсолютных =0; % угловых скоростей на оси X,Y,Z=0; % ускорения измеренные=0; % акселерометрами=-g0; % по осям X,Y,Z

% Начальные условия=15; % ошибка местоположения по долготному каналу=0.1; % скоростная ошибка по долготному каналу=15; % ошибка местоположения по широтному каналу=0.1; % скоростная ошибка по широтному каналу=15; % ошибка местоположения по высотному каналу=0.1; % скоростная ошибка по высотному каналу=3.48e-4; % Углы погрешности =3.48e-4; % построения =3.48e-4; % базового 3-х гранника= 2.42e-8; % Проекции вектора инструментальных= 2.42e-8; % и методических погрешностей измерителей угловой= 2.42e-8; % скорости на оси X,Y,Z= 0.005; % Погрешности измерения = 0.005; % ускорения акселерометрами= 0.005; % по осям X,Y,Z

% Матрица динамики системы (для случая влияния через перекрестные связи вертикального канала)

%A=[ 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% (OMy^2+OMz^2-om0^2) 0 (dtOMz-OMx*OMy) 2*OMz -(dtOMy+OMx*OMz) -2*OMy 0 -nz ny 1 0 0 0 0 0;

% 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% -(dtOMz+OMx*OMy) -2*OMz (OMx^2+OMz^2-om0^2) 0 (dtOMx-OMy*OMz) 2*OMx nz 0 -nx 0 1 0 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% (dtOMy-OMx*OMz) 2*OMy -(dtOMx+OMy*OMz) 2*OMx (2*om0^2+OMx^2+OMy^2) 0 -ny nx 0 0 0 1 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 0 OMz -OMy 0 0 0 1 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 -OMz 0 OMx 0 0 0 0 1 0;

% 0 0 0 0 0 0 OMy -OMx 0 0 0 0 0 0 1;

% 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

% 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;];

% Матрица динамики системы (для случая отсутствия влияния вертикального канала)=[ 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

(OMy^2+OMz^2-om0^2) 0 (dtOMz-OMx*OMy) 2*OMz -(dtOMy+OMx*OMz) -2*OMy 0 -nz ny 1 0 0 0 0 0;

0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

(dtOMz+OMx*OMy) -2*OMz (OMx^2+OMz^2-om0^2) 0 (dtOMx-OMy*OMz) 2*OMx nz 0 -nx 0 1 0 0 0 0;

0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 OMz -OMy 0 0 0 1 0 0;

0 0 0 0 0 -OMz 0 OMx 0 0 0 0 1 0;

0 0 0 0 0 OMy -OMx 0 0 0 0 0 0 1;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0;];

% Матрица динамики системы

%A = [0,1,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 1.3225*10^-10,0,0,0,0,-2.3*10^-5,0,10,0,1,0,0,0,0,0;...

% 0,0,0,1,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,0,-1.56*10^-6,0,0,0,-10,0,0,0,1,0,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,1,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,2.3*10^-5,0,0,3.125*10^-6,0,0,0,0,0,0,1,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,-1.15*10^-5,0,0,0,1,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,1,0;...

% 0,0,0,0,0,0,1.15*10^-5,0,0,0,0,0,0,0,1;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0;...

% 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,0];

% Вектор состояния {x1,x2,x3,x4,x5,x6,a,b,g,dnx,dny,dnz,dOMx,dOMy,dOMz}

%Y =

%[15;0.1;15;0.1;15;0.1;0.005;0.005;0.005;0.009;0.009;0.009;0.009;0.009;0.009];

% Вектор состояния=[x1;x2;x3;x4;x5;x6;a;b;g;dnx;dny;dnz;dOMx;dOMy;dOMz];

% Матрица влияния шумов системы= [0,0,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0;...

,1,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0;...

,0,1,0,0,0;...

,0,0,1,0,0;...

,0,0,0,1,0;...

,0,0,0,0,1;...

,0,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0;...

,0,0,0,0,0];[tout, yout, Y]=eller(A, G, t0, tfinal, y0, h) % функция реализации интегрирования методом Эллера =t0; y=y0;=t; yout=y;(t<tfinal)=y+h*(A*y+G*wgn(6,1,20));=t+h;=[tout;t]; yout=[yout,y];=y;

Похожие работы на - Разработка и исследование характеристик платформенной инерциальной навигационной системы полуаналитического типа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!