Сущность и функции лоббирования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и функции лоббирования

Содержание

Введение

. Сущность и функции лоббирования

. Методы прямого лоббирования

Заключение

Список литературы

Введение


Процесс лоббирования интересов неизбежно проявляется в обществе с момента образования государственной власти. Понятия "лобби", "лоббист", "лоббирование" пришли из англоязычной политической лексики, а в английский язык из средневековой латыни.

Первоначально понятие "лобби" употреблялось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х годах XVII столетия так называли вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента. В лобби депутаты уходили голосовать и там они имели возможность встречаться с другими заинтересованными в их деятельности лицами, которые не допускались на пленарные заседания этой палаты.

Что касается американской истории, то возникновение термина зафиксировано довольно точно: в нынешнем, политическом значении слово "лобби" появилось в 1808 г. в протоколах конгресса 10-го созыва. В последующие десятилетия возникли его производные - "лобби", "лоббист", "лоббирование" - и примерно с середины прошлого века эти термины стали наиболее употребительными в американском политическом лексиконе.

1. Сущность и функции лоббирования


В настоящее время широкое распространение получила лоббистская деятельность. Однако, как показывает практика, до сих пор некоторые авторы неправильно толкуют это понятие. Поэтому необходимо уделить внимание трактовке термина "лоббирование" и в связи с этим выделить классические ошибки неправильного употребления термина.

Термин "лобби" пришёл из церковной терминологии. Этимологически слово "лобби" произошло от латинского "lobia" (открытый портик или галерея). В 16 веке этот термин использовался для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в 17 веке словом "лобби" стали обозначать помещения для прогулок в палате общин Англии.

В настоящее время термин "Лоббирование" можно расшифровать следующим образом - это один из достаточно специфических и специальных видов GR. В то время как GR в целом включает в себя намного более широкий комплекс понятий: обмен информацией, письмами, взаимодействие с целью получения неких разрешительных документов и пр. В широком смысле под понятием GR понимают проведение специальных мероприятий, направленных на доведение определенной информации до органов власти.

В период, когда термин лоббизм имеет своё настоящее значение, в России выделяют несколько подходов к расшифровке термина "лоббизм".

Один из подходов пришёл к нам из США, где если рассматривать понятие с юридической точки зрения, "лоббизмом" будет называться: многоплановое взаимодействие (участие) граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им (или их доверителям) единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и для постоянного отстаивания своих (или доверителей) интересов".

Так же лоббированием можно назвать влияние заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. А его необходимость обусловлена неизбежностью различия мнений по всевозможным вопросам жизни общества

Лоббирование - это деятельность, в рамках которой лобби старается влиять на организацию, чтобы добиться политических, юридических, экономических мер, которые ему необходимы.

Необходимость лоббирования обусловлена зависимостью банков от деятельности государственных и законодательных органов, и в настоящий момент в условиях цивилизованной рыночной экономики значение лоббирования возрастает, так как действия лоббистов все более и более используются фирмами; лоббирование интегрируется в стратегию крупных банков по отношению к рынкам, на которые они проникают. В этом смысле лоббирование составляет один из способов коммуникации банковских структур с очень точными мишенями, которые могут влиять на правила функционирования рынка и, следовательно, деятельность финансово-банковской сферы.

Среди других причин, по которым прибегают к лоббированию, следует отметить увеличение числа правительственных регламентаций и законов на фоне все возрастающей сложности и непоследовательности законодательства.

Лоббирование различают прямое и косвенное. Прямое лоббирование самое очевидное и представляет собой личную встречу, которую также называют "персональным лоббированием". Прямое лоббирование может быть в форме приглашения политиков посетить финансово-банковскую структуру; предоставления о ней информации влиятельным лицам, организации конгрессов и симпозиумов, на которые приглашаются политики.

Под косвенным лоббированием понимают:

. Создание коалиций путем поиска союзников, заинтересованных в решении того же вопроса, чтобы увеличить число сторонников.

. Организацию кампании по лоббированию своих интересов путем давления на политиков.

Лоббирование и ПР имеют общественный характер, что их и объединяет, но в самом общем виде ПР и лоббирование можно разделить следующим образом:

. ПР базируется на определенных этических принципах, а лоббирование ограничено нормативными или законодательными актами.

. ПР имеет дело со всем спектром общества, тогда как лоббирование связано с жесткими социальными организмами, функционирующими в рамках установленного закона.

. Лоббирование в отличие от ПР может кардинально менять ситуацию на рынке, в частности создание законодательных барьеров для проникновения иногородних банков на региональный рынок. В странах с развивающейся экономикой лоббирование способно выступать в качестве доминирующего элемента бизнес-коммуникаций отдельных банков и системообразующего элемента по отношению к национальной экономике. В подобных условиях основными лоббистами являются крупные банки, представляющие интересы крупного бизнеса, которые часто не согласуются с интересами общества. Следствием подобных процессов является ослабление рыночной конкуренции. Необходимо отметить, что в ряде случаев лоббирование мешает консолидации бизнеса как общественной силы.

"Отрицательные" стороны лоббизма очевидны: то, что может быть выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм - абсолютно легитимный и нужный институт в гражданском обществе. Вот основные функции лоббизма:

посредничество между обществом и государством

Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он обеспечит работников предприятия зарплатой.

замещение представительства

Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества, замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов законодательных органов власти) народа.

упорядочивание плюрализма общественного мнения

Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС, Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя интересы, а не отстаивая позиции партий.

информационная функция

Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.

постановка актуальных вопросов

Лоббисты, добиваясь своих целей, ставят актуальные вопросы перед общественностью и органами государственной власти. Например, когда в США получили широкое распространение видеокассеты именно лоббисты подняли вопрос перед законодательной властью о проблеме незаконного копирования кассет.

Есть интересное исследование Института социологии Российской академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:

-        защита от коррупции в государственных органах власти - 57 %

-        поддержка в борьбе с бюрократизмом - 54%

 

. Методы прямого лоббирования

лоббизм властный плюрализм государство

При выборе метода по продвижению интересов, крупные компании опираются на установленную цель, которая в дальнейшем определяет стратегию. Очень важно определить те профильные государственные структуры и конкретных чиновников с которыми предполагается вести диалог. Выбор необходимой площадки для продвижения определяется кругом полномочий органа государственной власти.

Формально основным объектом воздействия лоббистов является Государственная Дума. Этот орган государственной власти обладает самым широким и самым открытым спектром возможностей для продвижения интересов. В связи с этим, этому органу государственной власти уделяется особое внимание. При осуществлении классической лоббистской деятельности, следует учитывать, что закон может кардинально изменить ситуацию на рынке или отрасли экономики. Именно это отличает закон от постановлений Правительства.

Важно разобрать стандартную процедуру принятия законодательных актов в классической лоббистской деятельности в современной России более подробно.

Итак, имея на руках законопроект, лоббисту необходимо утвердить свою законодательную инициативу в Правительстве РФ. Законопроект отправляется на имя председателя Правительства с просьбой предоставить заключение в соответствии с требованием Конституции РФ, а также закона "О Правительстве Российской Федерации". Затем законопроект проходит рассмотрение в Аппарате Правительства, профильных департамента и министерствах.

Согласно установленным срокам, Правительству дается месяц на подготовку заключения. В течении двух дней срок, законопроект должен быть разослан в министерства.

При отсутствии разногласий по законопроекту, его направляют в правовой департамент Правительства, где обсуждаются все проекты заключения.

После всего оформляется заключение Правительства, и копия отправляется в Государственную Думу. Все законопроекты после внесения в Государственную Думу направляются в администрацию Президента РФ.

Допусти, что после того как законопроект был принят в первом чтении, дальнейшее его содержание и путь определяется в профильном Комитете. Благодаря тому, что заседания проходят, открыто, влияние лоббистов сразу возрастает.

Становится понятно, что основные направления работы по лоббированию интересов лежат в администрацию Президента. И если в Государственной Думе точки депутаты бывают разношёрстные, то при коммуникации с администрацией Президента следует заранее узнать настроения и атмосферу.

Качественно проведенный анализ ситуации и настроений в органах государственной власти, приводит к тому, что затраты на проведение кампании будут существенно ниже. Впрочем, некоторые компании уже не создают лоббистские подразделения. Гораздо выгодней использовать для продвижения интересов внешних лоббистов, которые являются депутатами Государственной Думы. Здесь прямой расчёт заключается в том, что депутатов есть много путей коммуникации и влияния на администрацию Президента и Правительство.

Лоббистская деятельность может иметь прямой и косвенный характер. Прямое лоббирование своим содержанием имеет методы непосредственного влияния на лиц, принимающих решения, которое осуществляется через представителей организованных интересов. Оно выражается в формах изображенных на рисунке 1.

Прямое лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом, принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило, высказывает лицу, принимающему решение, свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее конкретными данными.

Рис. 1 Методы прямого лоббирования

Рассмотрим некоторые формы прямого лоббирования подробнее.

Одна из форм прямого лоббирования - это непосредственный контакт.

Практически любая организация, когда-либо вовлеченная в лоббирование, использовала такую форму лоббирования, как прямой контакт с официальными лицами, принимающими решение, - по телефону, по почте, а также непосредственно при личной встрече. Основная задача лоббиста в данном случае состоит в том, чтобы убедить должностное лицо в правильности и важности принятия того или иного решения по проекту. Продумывая вашу речь заранее, определите основные моменты, которые считаете наиболее важными и принципиальными для себя, поскольку именно их вам необходимо донести до других: выработанный план по ходу дела может поменяться и не раз, но основное (из того, что вы доказываете) должно остаться в любом случае. Другими словами, очевидно, что крайне важно знать как можно больше: что вы собираетесь доказывать, кому вы доказываете, ради чего вы готовите свою речь, а также где и когда вы собираетесь изложить свои соображения. Без всего этого вряд ли можно рассчитывать на положительный результат. Но не менее важно и то, каким образом вы будете излагать свою точку зрения, подавать свою информацию.

Другой важной формой прямой лоббистской коммуникации является предоставление информации.

Для политиков и чиновников, которые стремятся к выбору лучшей альтернативы решения, особую важность представляет не только техническая информация, сбор которой является относительно дорогостоящим процессом, но и политическая информация. Организации, заинтересованные в лоббировании того или иного решения, проводят аналитические исследования или собирают техническую информацию по вопросам, волнующим их членов. Обычно и законодатели, и представители исполнительной власти обладают ограниченными экспертными ресурсами для проведения исследований по вопросам последствий всех решений, которые они принимают.

В данном случае лоббисты могут представлять лицам, принимающим решения, экспертные заключения по проектам законов или иных решений. В таких экспертных заключениях, наряду с анализом текста, должны содержаться конкретные предложения по улучшению формулировок, по включению новых положений или исключению отдельных положений. В некоторых случаях лоббисты как вариант решения предлагают готовый законопроект для внесения его на рассмотрение парламента. Очевидно, что предоставленная лоббистами информация может быть селективной относительно того, каким образом она отразится на интересах их заказчика. Поэтому необходимым условием восприятия информации представителями власти является ее нейтральность, достоверность, исчерпываемость, а также репутация организации, которая ее предоставляет.

Ещё одной важной формой прямого лоббирования являются частные встречи кулуарного характера. Такие встречи проводятся в неформальной обстановке, например за обедом или на прогулке. Неофициальная обстановка, отсутствие письменных текстов позволяют лучше наладить беседу, что дает хороший эффект. Однако после достигнутых договоренностей необходимо встретиться уже в рабочих условиях, чтобы зафиксировать все, о чем удалось договориться, в тексте проекта решения в определенных формулировках.

Ещё один немаловажный способ прямого лоббирования - это выступления на парламентских слушаниях. В данном случае, на проводимых слушаниях по законопроекту, обычно организуемых представительной ветвью власти, либо на заседаниях профильных советов, создаваемых при органах исполнительной власти, лоббисты могут выступать с оценкой последствий принимаемых решений. Этот метод позволяет представителям тех или иных интересов высказать свою точку зрения, которая печатается в стенограмме и может найти отражение в рекомендациях парламентских слушаний или отчете. Хотя такой метод играет незначительную роль с точки зрения воздействия на позицию представителей власти, если вообще он действует, однако, по мнению ряда лоббистов, впоследствии можно ссылаться на рекомендации парламентских слушаний или отчет. Если обратить внимание на проблему воздействия на публику, то наука логики65 учит, что в выступлениях, дискуссиях, беседах апелляция к чувствам слушателей, цитаты, характеристика личных качеств человека могут и должны использоваться в сочетании с объективной аргументацией лишь в качестве вспомогательных средств убеждения. Как писал Цицерон, "оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью".

Говоря об эмоциональном и ином воздействии на слушателей, стоит обратиться к другой науке - психология. В частности, наука говорит, что, помимо компетентности, ещё одной важной характеристикой убеждающего является его умение понимать направления в социуме. Имеется в виду реальная способность к социальному взаимодействию, пониманию системы ожиданий объекта воздействия, умение контактировать с другими людьми, а так же знание методов психологии, так как в ходе выступлений требуется активизировать эмоциональность слушателей, на основе которой и удается вовлечь другого человека в свою проблематику, свое видение вопроса, аргументацию, возможно, заинтересовать его тем или иным образом.

Проведение круглых столов, различных конференций и общественных слушаний, тоже относится к прямой форме лоббирования. Эти мероприятия могут оказаться более эффективными, чем парламентские слушания, если на них придут лица, принимающие решения, поскольку программу и сценарий таких мероприятий готовят сами заинтересованные организации. Вполне допустимо и даже лучше, чтобы в выступлениях звучали разные точки зрения, но главное, чтобы аргументация заинтересованной группы была весомой и значимой. В ходе таких мероприятий можно также прояснить позицию лиц, принимающих решения, чтобы лучше разобраться, до какой степени она может быть скорректирована и в каком направлении необходимо действовать.

Заключение


С точки зрения политического анализа лоббирование - объективное явление, неизбежная принадлежность общества, состоящего из различных групп. Скрытый лоббизм существует даже при тоталитарной системе, а в условиях плюрализма это - объективное явление политической жизни, независимо от того, легитимен ли лоббизм, согласно действующим правовым нормам.

Потенциал для лоббирования создают правовые нормы, расширяющие возможности взаимодействия представителей частного сектора и граждан с представителями органов власти, а также повышающие прозрачность деятельности власти. Например, такие законы, как "О взаимодействии некоммерческих организаций и органов власти", "О праве граждан на доступ к информации" и др.

На сегодняшний день лоббирование не урегулировано законодательно в Российской Федерации и в ее субъектах. Очевидно, в условиях отсутствия правового регулирования лоббизм не искореняется как явление, отсутствие правовой базы только создает реальные условия для трансформации лоббирования в элементарную коррупцию и утраты над ним общественного контроля.

Список литературы


1.           Аравина Т. И. Лоббизм: национальные образы и степень социальной приемственности. // Социологические исследования, 2000 г., № 9, С. 59 - 64.

2.       А.В. Землянский "Цели и виды лоббирования в современной России" М: 2006 г

.        Зяблюк Н., Сахаров Н. Лоббизм как инструмент политики // Актуальная политика. - № 2-6. - 2003. - С. 29-33.

.        Юфа В. Когда слово становится делом // Бизнес: Организация, Стратегия, Системы. - № 4. - С. 46-48.

.        Моисеева В. "PR - теория и практика". Спб.: Питер. 2005.

.        Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Фонд "Либеральная миссия". 2005.

.        Лепехин В.В. Лоббизм. М.: Фонд IQ. 2005.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!