Политический процесс

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,45 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политический процесс

1. Почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политики?

Дадим определения политического процесса как динамической характеристики политики. В мировой политической науке выделяется три основных подхода к определению характера и содержания политического процесса в зависимости от характера политических акторов, а также временной единицы измерения.

Сторонники первого, институционального подхода связывают рассматриваемое явление с трансформацией институтов власти - основных субъектов политического процесса. Средовые условия, например социальная инфраструктура, при этом учитываются лишь частично или косвенно, поскольку рассматриваются как имеющие второстепенное значение. Временные единицы невелики, позволяя измерять политический процесс в рамках повседневности и истории.

Представители второго, бихевиорального (не путать с бихевиористским!) подхода в качестве субъектов политики рассматривают отдельных индивидов или группы людей. Поэтому политический процесс предстает в виде «результирующего вектора» поведения, политических воль и интересов этих субъектов. Однако в рамках этого подхода не находят должного отражения организационные, структурно функциональные аспекты политического процесса, поэтому явления, на которые оказывают влияние высокая степень развитости и дифференцированности институциональной инфраструктуры, особенности функционально-статусного разделения труда, не могут быть описаны адекватно. Временные единицы измерения здесь также невелики. Они позволяют изучать политический процесс в основном в рамках повседневности.

Третий, структурно-функциональный подход акцентирует внимание не столько на поведенческом аспекте политического процесса, сколько на внутренних структурно-функциональных особенностях политической системы и среды, обуславливающих тот или иной способ и характер действия и взаимодействия между акторами. Единицами анализа при этом выступают не только индивиды и группы, сколько большие структуры политической системы (и сама система в целом), а также их функционально-ролевая структура. Основное внимание уделяется анализу макроаспекта политического процесса, который трактуется некоторыми представителями данного направления как совокупность реакций политической системы на воздействие окружающей среды в целях формирования решений, приемлемых для ведущих групп интересов.

2. Что такое структура и параметры политического процесса?

Многие обыватели, журналисты, а также некоторые аналитики и ученые полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Доля истины в этих рассуждениях есть, так как «в отличие от статических элементов политики, именно в политическом процессе в полной мере проявляется фактор случайности, будь то внезапная смерть лидера - харизма, неизбежно влекущая за собой качественно новую политическую ситуацию, или же внешнее воздействие (например, обострение глобальных проблем), могущее поменять доминирующих субъектов».

Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами. Таким образом, политический процесс - целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента.

Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса.

3. Общая характеристика общенаучных методов исследования социальных процессов

Вторую группу методов исследования социальных процессов (после формально-логических методов) составляют общенаучные методы. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы исследования применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение). Другие только на теоретическом уровне (идеализация, формализация). А некоторые (например, моделирование) - как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Общенаучные методы исследования процессов - это:

эмпирический уровень - методы: наблюдение, эксперимент, измерение;

теоретический уровень - методы: абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, идеализация, мысленный эксперимент, формализация, язык науки.

теоретико-эмпирический уровень - методы: аналогия, моделирование.

4. Каких акторов политического процесса мы можем выделить?

Можно выделить две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относится среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.

Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.) организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Очновным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт.

Менее масштабными акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей.

Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы:

постановка проблемы;

формулирование альтернативных решений;

сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения;

формулирование государственного решения и его легитимация;

реализация принятых решений;

контроль за реализацией и осуществление «обратной связи».

Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науке попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. «Классическим набором» фаз является выделение основных этапов Г. Алмондом и Г. Пауэлом:

артикуляция индивидуальных и групповых интересов;

агрегирование этих интересов;

выработка политического курса;

реализация принятых решений;

контроль за исполнением этих решений.

Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.

5. Роль исследования социальных процессов в научном управлении

политический социальный процесс

Исследование - это вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.

Исследование - необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере. Например, научная деятельность предусматривает максимальный объем исследований, которые составляют ее основу и предназначены для определения закономерностей поведения объекта исследования, получения новых знаний. Техническая же деятельность, требующая автоматизма и исполнительности, требует минимального количества исследований.

Управление, главным содержанием которого является принятие решений, трудно представить без исследовательской деятельности. По мере развития управления роль и доля исследований возрастает.

Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование - важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

Совершенствование управления всегда предусматривает выбор того или иного типа исследования. Это позволяет получить общий эффект.

Объектом дисциплины исследования социально - экономических и политических процессов является изучение социальных процессов, а проблемы, возникающие в этих процессах, являются предметом этой дисциплины. Проблема - это противоречие, требующее разрешения, обеспечивающее понимание протекания того или иного социального процесса в обществе.

6. Основные критерии и показатели социально-экономического развития

Существует пять критериев социально-экономического развития страны, которые измеряются соответствующими показателями:

уровень развития производства, который измеряется системой национальных счетов (СНС), включающей в себя валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП) и национальный доход (НД);

качество жизни населения - измеряемый индексом человеческого развития (ИЧР), индексом потребительских цен (ИПЦ), качеством питания населения (измеряемого калорийностью пищи в килокалориях - Ккал.);

уровень технологического и научного потенциала (процент ВВП, направляемый на НИОКР - научные исследования и опытно-конструкторские разработки, количество патентов на изобретения и пр.);

гуманизация экономики (расходы на медицину, образование, культуру в процентах от ВВП);

экологизация экономики (прямые затраты на экологические исследования, разработки, экологическое образование в процентах от ВВП, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий по отраслям промышленности и пр.)

Ключевыми показателями социально-экономического развития страны являются ИЧР (индекс человеческого развития) как совокупный социальный показатель и СНС (система национальных счетов) как взаимосвязанный экономический показатель.

7. Индекс человеческого развития как социальный показатель

Основным социальным показателем является индекс человеческого развития (ИЧР) - обобщающий показатель уровня жизни, который представляет собой среднюю арифметическую из индексов уровня образования, доходов и продолжительности жизни.

Индикаторы, формирующие индекс человеческого развития: индекс ожидаемой продолжительности жизни, индекс уровня образования населения, индекс уровня реального ВВП на душу населения.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни. Основные показатели:

) жилищные условия населения: а)средняя обеспеченность населения жильем (м² общей площади на одного жителя); б) качество жилья (например, уровень благоустройства населенных пунктов водопроводом и канализацией); в) удельный вес числа семей, состоящих на учете на получение жилья, в общем числе семей на конец года (в процентах);

) охрана здоровья: а) численность врачей и среднего медицинского персонала; б) число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, и мощность этих учреждений (число посещений в смену); в) число женских консультаций и детских поликлиник; г) число больничных учреждений; д) число больничных коек; е) специализация коечного фонда (терапевтические, онкологические и т.д. больные); ж) уровень травматизма на производстве; з) затраты на мероприятия по охране труда, охране окружающей среды; и) численность лиц, охваченных периодическими медицинскими осмотрами; к) численность лиц, состоящих под диспансерным наблюдением; л) временная нетрудоспособность (по отдельным причинам); м) заболеваемость населения: алкоголизмом, наркоманией; злокачественными новообразованиями; и) развитие туризма и отдыха (количество санаториев, учреждений отдыха и туризма, летних оздоровительных лагерей, мотелей и гостиниц для приезжих; перевозки пассажиров на туристических и экскурсионно-прогулочных линиях; количество и профиль спортивных сооружений);

) калорийность питания и потребления продуктов питания на душу населения;

) состояние преступности в обществе.

Основные показатели индекса уровня образования населения:

) число дошкольных образовательных учреждений (учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет);

) обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями (отношение численности детей в возрасте 1-6 лет по данным статистики демографии, скорректированной на численность детей 6 лет, обучающихся в школе);

) количество детей в дошкольных учреждениях (абсолютное значение, а также в процентах от численности детей соответствующего возраста);

) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (выражается соотношением числа мест в дошкольных учреждениях и численности детей в них; например в 1996 году в целом по России этот показатель оставлял 81 чел. На 100 мест против 108 чел. на 100 мест в 1990 г.);

) число образовательных учреждений: а) государственных дневных общеобразовательных школ; б) вечерних (сменных) общеобразовательных школ; в) профессионально-технических учебных заведений; г) государственных средних специальных учебных заведений; д) государственных высших учебных заведений; е) прочих образовательных учреждений;

) количество учащихся в образовательных учреждениях;

) прием в образовательные учреждения (абсолютное значение; на 10000 населения);

) выпуск специалистов (абсолютное значение; на 10000 населения).

Индекс уровня реального ВВП на душу населения. Основной показатель - объем реального ВВП.

8. Система национальных счетов (СНС) как совокупный экономический показатель

Центральный показатель СНС - валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП - это стоимость конечных товаров и услуг, использованных на конечное потребление, накопление и экспорт, произведенных в данной стране за определенное время, в ценах конечного покупателя.

Второй важнейший макроэкономический показатель - валовой национальный продукт (ВНП). ВНП учитывает стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).

Итак, разница между ВВП и ВНП состоит в следующем. ВВП подсчитывается по территориальному принципу, т.е. учитывает совокупную стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны. ВНП подсчитывается по национальному признаку, т.е. учитывает произведенную совокупную стоимость национальными предприятиями.

Для оценки темпов экономического роста страны (качества экономических процессов) определяется изменение ВВП в текущем году по сравнению с предыдущим годом, выраженное в процентах, при этом за 100% принимают показатель ВВП в начале года.

Один из важных показателей СНС - национальный доход (НД). НД - это часть конечного продукта, которая включает оплату труда, прибыль, доходы от собственности, налоги на производство и прибыль. В отличие от ВВП национальный доход не включает доходы, полученные из-за границы или переданные за границу.

Для международных сопоставлений, так же как и ВВП применяется показатель дохода на душу населения.

В СНС при сравнении показателей разных стран применяется единая валюта - традиционно доллары США.

9. Методы анализа данных

Сбор и анализ данных - это своеобразный диалог между миром людей, институтов, процессов и исследователями. Предпосылками выбора того или иного метода анализа являются характер самих данных, тот теоретических подход, в рамках которого работает исследователь при их сборе количественный подход (в таком случае будет использован «статистический» метод анализа данных) или качественный подход (в этом случае исследователь будет использовать «гуманитарные» методы анализа данных).

Статистический метод анализа данных. Здесь необходимо провести разделение между первичными и вторичными данными. К данным первичного типа относят те, что были получены непосредственно самим исследователем, тогда как вторичные данные являются результатом обработки данных исследований, сделанных в прошлом.

Рассмотрим, какие именно модели могут быть построены для исследования политических процессов.

Одномерная модель.

Бинарная модель. Используются следующие методы анализа: таблица взаимной сопряженности признаков, корреляционный анализ.

Методы корреляционного анализа позволяют дать ответ на весьма важные вопросы, возникающие при изучении взаимосвязей между переменными. В результате можно построить несколько объяснительных схем.

Множественный анализ. При включении в систему трех и более переменных величин исследователь может обогатить анализ построением таких моделей как регрессионная, интерактивная, путевая и многофакторная.

Наряду с количественными методами используются еще и качественные методы (фокус-группы, глубинное интервью, документальное исследование, биографический анализ).

Качественные методы - это общее название широкого спектра техник сбора и анализа информации. Таких как, фокус-группы, документальное исследование, биографический анализ, исключенное наблюдение (открытое и скрытое), интенсивное интервьюирование (глубинные индивидуальное и групповые интервью) и т.д.

Традиционно качественные методы применяются при изучении процесса вовлечения в политику, способов формирования элит, иерархической структуры, властных отношений, смыслов и сюжета политического процесса.

Монополией на истину не обладают ни сторонники количественных методов, ни их оппоненты из лагеря приверженцев качественных методов. Принято сочетать несколько методов в рамках одного исследования для того, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие,- процесс, известный как триангуляция.

10. Цикличность как форма развития экономики

Ответ: Цикличность - выражение неравномерности функционирования процесса воспроизводства.

По определению ученых цикличность выступает всеобщей формой движения природы и общества. В отличие от природных циклов, где смена происходит с объективной неизбежностью в одни и те же сроки, с неизменной продолжительностью (день и ночь, смена времен года и т.п.), цикличность в социально-экономическом развитии общества носит менее выраженный и более противоречивый характер. Причем если в природе существенные изменения в цикличности - результат тысячелетий, то в развитии общества продолжительность циклов, характер их протяжения могут изменяться в весьма короткие исторические сроки.

Особенности циклического развития экономики связаны с тем, что здесь действуют люди со своими целями и изменяющимися средствами их реализации. Все это определяет неоднозначность в признании самого факта цикличности относительно экономического развития общества у различных экономистов.

«Термин «экономический цикл» означает следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет».

Учение о цикличности в развитии процесса воспроизводстве формировалось противоречиво. В историческом аспекте первой появилась теория К.Маркса о неизбежности экономических циклов воспроизводства продолжительностью около 10-12 лет. Эта теория отражала реальность. К тому времени К. Маркс располагал данными об экономических кризисах, которые не находили объяснения у его современников.

Применительно к современному общественному воспроизводству, как правило, выделяют следующие разновидности циклов:

циклы Кондратьева, или длинноволновые циклы, продолжительностью 40-60 лет. Их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка. В этих циклах Кондратьев выделял две фазы, или две волны - повышательную и понижательную;

циклы Джаглера - периодичностью 7-11 лет как итог взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов;

циклы Китчина - продолжительностью 3-5 лет, порождаемые динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях;

частные хозяйственные циклы, охватывающие период от 1 до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности. При этом обычно чаще всего исследуется влияние на экономические циклы структурных различных кризисов и «длинных волн» Кондратьева.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!