Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    401,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов













Контрольная работа

Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

Строп представляет собой конструкцию, которая используется для подъема и перемещения грузов во многих областях: погрузочно-разгрузочные и строительные работы, грузоперевозки, производство (металлургия, лесная, нефтяная, газовая промышленность), сельское хозяйство. Стропы бывают канатные, цепные и текстильные. Конструкция канатных, а также и цепных стропов обычно представляет собой звено, петлю или петлю с коушем (только у канатных стропов) с одного конца и грузозахватное приспособление (обычно это крюк, но может быть и другой захват) с другого конца. Текстильные стропы могут быть изготовлены из плоской ленты с петлями на обоих концах стропа или в виде кольца (кольцевой строп). Также текстильные стропы бывают круглопрядными (как правило, они кольцевые).

Главная функция стропов состоит в обеспечении быстрого, удобного и надежного крепления груза перед началом операции по его подъему и перемещению. Так как стропы непосредственно связаны с целостностью грузов, жизнью и здоровьем работающих с ними людей, к ним предъявляются довольно жесткие требования безопасности. Каждый строп должен быть изготовлен в соответствии с ГОСТом и иметь сертификат.

Также каждый строп должен быть снабжен биркой, на которой указывается грузоподъемность стропа и дата его изготовления. Запрещено эксплуатировать не снабженные биркой стропы т. к. в данном случае возникает угроза для жизни и здоровья людей.

Подробнее о видах стропов

Канатные стропы обычно изготавливаются из стального каната с мягким сердечником методом заплета концов троса или при помощи опрессовки этих концов специальной алюминиевой втулкой. Канатные стропы с несколькими ветвями (обычно от двух до четырех) состоят из двух или более канатов, соединенных вместе на грузоподъемном звене. Звено может быть овальным или типа Рт. В зависимости от типа грузоподъемных или строительных работ различается количество канатов у стропа и способы крепления грузов. Многоветвевые стропы являются незаменимым средством для перемещения тяжелых и крупногабаритных грузов, особенно имеющих специальные петли, проушины или скобы для захвата.

Канатный петлевой строп представляет собой трос с двух концов закрученный в петли. Такой строп может для лучшего захвата груза проходить через отверстия или кольца, обеспечивая таким образом прочное и надежное крепление. Температурный режим эксплуатации канатных стропов находится в диапазоне от -45 до +40 С, а устойчивость стального каната к рабочим нагрузкам весьма высока. Такие стропы разрушаются не сразу, дефект можно выявить на ранней стадии и избежать аварии.

К сожалению, при всех своих достоинствах, канатные стропы обладают значительным собственным весом и несколько менее удобны по сравнению с текстильными стропами. При помощи канатных строп невозможно работать с легко повреждаемыми и хрупкими грузами. Также не рекомендуется применять данные стропы для работы в химически активных средах.


Канатные стропы

Цепные стропы применяются не менее успешно, чем канатные и также хорошо подходят для грузоподъемных и строительных работ. Основой цепного стропа является цепь из звеньев высокой прочности (класс стали Т8). На концах стропа, как правило, закрепляется с одной стороны овальное звено и соответственно с другой стороны крюк (комплектующие также из стали класса Т8). Дополнительное удобство при эксплуатации цепного стропа обеспечивает его большая гибкость по сравнению с канатным стропом, а также то, что цепные стропы легко выдерживают давление грузов с острыми углами и сторонами.

Цепные стропы обладают весьма значительным собственным весом, но зато гораздо более долговечны, чем все остальные и их можно легко ремонтировать. Кроме того, вес стропа серьезно уменьшается при использовании комплектующих из высокотехнологичных сплавов. К тому же цепные стропы легко переносят воздействие высоких и низких температур, а также кислот.


Цепные стропы

Текстильные стропы представляют собой, наверное, самый универсальный и удобный вид стропов. Они обладают весьма незначительным собственным весом и габаритами, что снижает риск получения травм у работающих с ними людей. Текстильные стропы можно успешно применять для перемещения многих видов грузов. Эти стропы обладают высокой устойчивостью к воздействию внешней среды. Они не боятся солнца и воды, защищены от химически активных веществ, масел, нефти, растворителей.

Стропы не боятся перепадов температур, вследствие чего они могут применяться в различных климатических зонах не теряя своих свойств. Область применения текстильных стропов огромна. Они прекрасно подходят для перемещения хрупких, легко деформируемых и окрашенных грузов. При помощи этих стропов легко и удобно поднимать пиломатериалы и древесину, пластиковые и полиэтиленовые заготовки, окрашенные металлоконструкции и многое другое.

Петли текстильных стропов можно дополнительно защитить специальной тканью, что позволит значительно увеличить срок их службы. Также можно при помощи специальных чехлов защитить строп по всей его длине. Текстильные стропы изготавливаются в различных исполнениях, из которых наиболее популярно исполнение 3, когда лента сшивается в два слоя. Стропы различной грузоподъемности различаются по цвету ленты.


Текстильные стропы

Требования, предъявляемые к канатам, стропам.

. Стальные канаты, применяемые для грузоподъемных работ, должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 - 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта.

. Стропы грузовые должны соответствовать требованиям ГОСТ 25573 - 82 и РД-10-33 - 9

. Канаты без свидетельства об испытании к использованию не допускаются.

. При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра.

. Крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается.

. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан.

. Стропы должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

9. При отсутствии данных о положении центра тяжести груза он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс.

10. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

. Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

. Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки.

. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.

. Петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

. Закрепление конца каната на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

. Работать с канатами без рукавиц не допускается.

. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение.

. Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

а) оборванную прядь;

б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

в) поверхностный износ или коррозию 40 % и более;

г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более от первоначального сечения;

е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

. Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

22. Работающий канат необходимо периодически смазывать.

Определение усилий в элементах монтажной оснастки при выполнении монтажных работ.

Перемещение оборудования и конструкций в пределах монтируемого объекта целесообразно осуществлять механизированным способом с использованием автотранспорта, погрузчиков и тракторов, а также штатных мостовых кранов и электротельферов, самоходных стреловых и козловых кранов. Часто перемещение грузов осуществляют с помощью лебедок.

На площадку для укрупнительной сборки и к месту монтажа оборудование подают автотранспортом или на специальных санях, реже - на стальном листе, трактором или другим тяговым средством. Для перемещения оборудования внутри помещения применяют тележки грузоподъемностью 0,5-3 т с гуммированными колесами. Тележки передвигают вручную, а при большой нагрузке - погрузчиками или лебедками. Со склада или от площадки для укрупнительной сборки к месту установки в проектное положение оборудование перемещают также с помощью монтажных кранов или лебедок и такелажной оснастки.

Тяговое усилие, необходимое для перемещения тяжеловесного оборудования по горизонтальной поверхности, определяют по формуле: P = Q×f,

где Q - масса груза, включая сани или лист, на которых перемещают груз, Н;- коэффициент трения скольжения груза (саней или листа) относительно опорной поверхности.

При перевозке грузов с подъемом более 15° тяговое усилие составит:

Р = Q (sin а + f cos а),

где а - угол подъема.

При угле подъема меньше 15° формула может быть упрощена: Р = Q (sin а + f).

В связи с тем, что коэффициент трения покоя в среднем в 1,5 раза больше коэффициента трения движения, расчетное тяговое усилие при сдвиге груза с места необходимо увеличить в 1,5 раза: Рсдв=1,5×Р.

Значение коэффициента трения зависит от материала взаимодействующих поверхностей. Так, при перемещении стального листа по бетону f = 0,45, а по стали - f = 0,15.

При перемещении оборудования на катках из труб необходимое тяговое усилие определяют по следующим формулам: Р = Q (Кк + Кг) / d, (для горизонтальной поверхности) где d - диаметр катков, см; Кк и Кг - коэффициенты трения качения соответственно между поверхностью качения и катками и между катками и грузом (для стали по бетону 0,06, для стали по стали 0,05).

По наклонной поверхности (угол а больше 15°): Р = Q (sin а + cos а (Кк + Кг) / d);

Угол а меньше 15°: Р = Q (sin а + (Кк + Кг) / d).

По найденным тяговым усилиям Р рассчитывают такелажную оснастку и подбирают тяговый механизм.

Перемещение оборудования внутри здания часто производят с использованием электрических и ручных рычажных лебедок. Для предотвращения смещения в ходе работ их нагружают балластом или крепят к строительным конструкциям.

При креплении лебедок к строительным конструкциям необходимо предварительно произвести проверочный расчет несущей способности конструкции с учетом приложения дополнительной нагрузки и согласовать предлагаемый вариант крепления лебедки с проектной организацией или заказчиком.

Усилие, препятствующее горизонтальному смещению лебедки (Рсм), определяют по формуле:

Рсм = S - Тс,

где S - усилие в канате, идущем на барабан лебедки, Н; Тс - сила трения рамы лебедки об опорную поверхность, Н.

Тс = (Qл + Qб) - f,

Для изменения направления движения тягового каната (троса) устанавливают отводные блоки, которые крепят так, чтобы канат тяговой лебедки подходил к ним в горизонтальном или близком к горизонтальному положении. Отводные блоки должны быть установлены от лебедки на расстоянии большем двадцатикратной длины барабана лебедки. Угол схода каната с лебедки должен быть не менее 6°, что обеспечивает нормальную укладку каната на барабан.

Усилие, воспринимаемое строительными конструкциями в точке крепления отводного блока (Рск), больше тягового усилия лебедки и составляет: Рск = 2 Sk cos b/2, где Sk - натяжение каната, Н; b - угол между ветвями каната, град (рад).

При использовании барабанных лебедок небольшой грузоподъемности в условиях отсутствия возможности их закрепления к строительным конструкциям для предотвращения их опрокидывания применяют балласт, укладываемый на раму лебедки.

Для подъема грузов, масса которых превышает тяговое усилие лебедки (барабанной или рычажной), используют полиспасты, дающие выигрыш в силе.

Расчет прочности стальных канатов проводят с учетом коэффициентов запаса прочности: максимальные расчетные усилия в ветвях канатов определяют по нормативным нагрузкам ( без учета коэффициентов динамичности и перегрузки), умножают на коэффициент запаса прочности и сравнивают с разрывным усилием каната в целом. При расчете прочности стальных канатов используют соотношение: Pk/S*=Kз, где Pk - разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату или ГОСТу; S - наибольшее натяжение ветви каната (без учета динамических нагрузок); Кз - коэффициент запаса прочности (для грузовых канатов с ручным приводом - 4, с машинным приводом - 5-6, для полиспастов - 3,5-5, для расчалок и оттяжек - 3-5, для стропов - 5-6).

При использовании погрузчиков следует учитывать, что их грузоподъемность для грузов равной массы, но различных габаритов неодинакова, так как она зависит от расположения центра масс груза относительно переднего моста погрузчика. Эта зависимость грузоподъемности погрузчика приводится в виде графика в его техническом паспорте, а также в кабине или на стреле. Поэтому для производства такелажных и погрузочно-разгрузочных работ погрузчик выбирают исходя из габаритов и массы перемещаемых грузов.

Методы строповки различных конструкций: труб, металлоконструкций, машин, аппаратов, баков. Требования к местам расположения строповочных узлов и мест.

Строповка - это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

Строповку выполняют с помощью съемных грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк крана. Способы строповки грузов зависят от рода и массы материалов, изделий и конструкций, методов их укладки в дело. Наибольшее распространение получили способы строповки грузов за петли (рис. 1) и в обхват (рис.2). Легкие грузы (прогоны, связи, ограждения и косоуры) стропуют по несколько штук вместе (пакетом), тяжелые - каждый в отдельности (поштучно). Стропуют конструкции не менее чем за два конца во избежание остаточного прогиба их средней части и консольных выступов. , При строповке и расстроповке груз должен находиться в устойчивом положении, места строповки - вне центра тяжести груза. Назначают места строповки, исходя из допустимых углов наклона нитки грузозахватного устройства к горизонту. Чем меньше этот угол в многоветвевых стропах, тем большее усилие появляется на стропе. С увеличением угла снижаются усилия в стропах, но одновременно увеличивается высота строповки груза, из-за чего теряется полезная высота подъема крюка крана.

Строповка за петли 1

а - фундаментного элемента; б - блока теплофикационной камеры; в - цокольной панели; г - лестничной площадки; д - блока железобетонного колодца; е - элемента канала; ж - станка колонны

узел канат строп конструкция

Оптимальным является угол наклона ветви стропа к горизонту 45°. В зависимости от массы и габаритов груза, грузоподъемности грузозахватного устройства допускается увеличить или уменьшить этот угол на 15°. Под углом менее 30° располагать стропы нельзя, так как излишнее усилие в ветвях стропа создает дополнительную сжимающую нагрузку на поднимаемый груз.

Строповка в обхват

а - швеллера; б - изолированной трубы; в - пакета арматурных сеток; г - пиломатериалов

Требования к местам расположения строповочных узлов и мест

.)Строповку или обвязку грузов следует осуществлять в соответствии со схемами строповки. 2.)Строповку грузов, на которые отсутствуют схемы строповки, необходимо выполнять под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ краном.

.)При обвязке грузов канатами или цепями их следует накладывать на груз без узлов, перекруток и петель. Под ребра груза следует подкладывать прокладки, предназначенные для предохранения стропов и груза от повреждений. Груз следует обвязывать таким образом, чтобы он не выскальзывал, не рассыпался и сохранял устойчивое положение. Для этого длинномерные грузы следует застропить не менее, чем в двух местах.

.)Строповку строительных конструкций, оборудования и технологической оснастки (подмостей), имеющих строповочные узлы, следует осуществлять за все монтажные петли, рымы, цапфы.

.)Ветви грузозахватного устройства, не использованные при строповке груза, следует закреплять таким образом, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность зацепления их за встречающиеся на пути предметы.

.)При подъеме груза двумя кранами его строповку следует осуществлять под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ краном.

7.)Элементы сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке в проектное положение, должны быть очищены от наледи и грязи до начала их строповки.

8.)При строповке грузов не допускается:

пользоваться поврежденными или немаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой;

соединять звенья разорванной цепи болтами, проволокой, канатами и другими предметами, а также связывать разорванные канаты;

осуществлять строповку изделий с поврежденными монтажными петлями или рымами;

забивать грузоподъемный крюк стропа в монтажные петли изделий;

поправлять ветви стропов в зеве грузозахватного крюка ударами молотка или других предметов.

.)Для подачи сигналов машинисту крана стропальщик обязан пользоваться знаковой сигнализацией. При обслуживании крана несколькими стропальщиками сигналы машинисту должен подавать старший стропальщик. Сигнал "Стоп" может быть подан любым работником, заметившим опасность.

.)Перед подачей сигнала машинисту крана о подъеме груза стропальщик обязан убедиться:

в отсутствии на грузе незакрепленных деталей, инструмента и других предметов;

в том, что груз не защемлен, не завален другими грузами, не примерз к земле или другим грузам;

в отсутствии людей между поднимаемым грузом и неподвижными предметами (стеной здания, штабелем), а также в отсутствии людей вблизи поворотной части крана.

.)До перемещения груза краном стропальщик обязан подать сигнал крановщику о подъеме груза на ограниченную высоту (0,2 - 0,3 м), проверить правильность строповки груза, равномерность натяжения стропов, убедиться в соответствии массы поднимаемого груза, подлежащего перемещению, грузоподъемности крана и, только убедившись в отсутствии нарушений требований безопасности, выйти из опасной зоны и подать сигнал для дальнейшего перемещения груза к месту назначения. При замеченных нарушениях стропальщик обязан дать сигнал для опускания груза в исходное положение.

.) При перемещении груза краном стропальщику, а также другим людям запрещается:

находиться на грузе;

находиться под грузом или стрелой крана;

осуществлять оттяжку поднятого груза;

нагружать и разгружать транспортные средства при нахождении в кабине людей.

.) Перемещать сыпучие и мелкоштучные грузы следует в таре, специально предназначенной для этих грузов и заполненной не выше ее бортов.

.)При выполнении работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи стропальщику необходимо руководствоваться мероприятиями, предусмотренными в наряде-допуске. Перед каждым перемещением груза стропальщик должен убедиться в том, что стрела или канаты крана находятся на безопасном расстоянии от проводов линии электропередачи.

.)При складировании груза на приобъектном складе стропальщик обязан:

осмотреть место для складирования груза;

уложить подкладки и прокладки на место расположения груза, не нарушая габаритов, установленных для складирования, и не занимая мест, отведенных для прохода людей и проезда транспорта;

освободить груз от грузозахватных устройств только после того, как груз будет находиться в устойчивом положении или закреплен согласно указаниям руководителя работ;

-убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания груза после его расстроповки.

Список используемой литературы и электронных ресурсов

узел канат строп конструкция

1.)     А.Д.Яцков, Н.Ю. Холодилин, О.А. Холодилина «Методика расчета монтажной и ремонтной оснастки».

.)       Инструкция по охране труда для стропальщиков

.)       http://www.kran-tali.ru/article12.htm

.)       http://www.ritmnn.ru/catalogue/1

.)       http://www.liftcenter.ru/sling_classes.html

Похожие работы на - Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!