Русский архитектор Василий Стасов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,08 Мб
  • Опубликовано:
    2012-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русский архитектор Василий Стасов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Василий Стасов


 

Биография


СТАСОВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1769-1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния. В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 - член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи - гостиный двор в Костроме (1812-1820), собор Александра Невского в Саратове (1815-1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815-1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821-1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824-1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В.Гаврилова и К.Греготовича; 1825-1832) и др. Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера - стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), - раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817-1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817-1823); Ямской рынок (1819-1820); провиантские склады - в самой северной столице (1819-1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819-1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817-1821), Манеж (1819-1821), Большая оранжерея (1820-1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827-1829, и Троицкий, 1828-1835) и триумфальные ворота - Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834-1838).

В 1832-1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748-1764 В.В.Растрелли. Вместе с А.П.Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л.фон Кленце; с 1839).

Умер Стасов в Петербурге 24 августа (5 сентября) 1848.

Главные проекты

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)

В 1730-х годах там, где находится Спасо-Преображенский собор, располагался внутренний двор гренадерской роты Преображенского полка. Этот полк часто посещала дочь Петра I Елизавета. Она была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей, привозила им подарки.


В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла к преображенцам. После молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к солдатам с просьбой о поддержать её в совершении дворцового переворота. Елизаветой Петровной такая поддержка была получена, с солдатами она направилась к Зимнему дворцу <#"563559.files/image003.gif">

Московские Триумфальные ворота - триумфальная арка <#"563559.files/image004.gif">

Троице-Измайловский собор, заложенный в 1828 году на месте старой деревянной церквушки Измайловского полка, является одним из самых больших соборов Северной столицы. Автором проекта Троице-Измайловского собора стал талантливый архитектор Стасов. Строительство Троице-Измайловского собора продолжалось в течение семи лет. В 1835 году состоялось торжественное освящение нового собора. Официальное название Троице-Измайловского собора - собор Пресвятой Троицы гвардии Измайловского полка.

Большой белый собор, украшенный пятью ярко-синими куполами, является наиболее монументальным, долговечным и величественным сооружением своего времени. Купола Троице-Измайловского собора видны с расстояния двадцати километров от Санкт-Петербурга. Снаружи Троице-Измайловский собор украшен нарядной каймой и портиками коринфских орденов. В нишах храма расположены фигуры ангелов, отлитые из бронзы. Троице-Измайловский собор способен вместить до трех тысяч верующих одновременно.

Зимой 1867 года в Троице-Измайловском соборе прошел обряд венчания великого русского автора Ф. М. Достоевского и его верной спутницы и помощницы - А. Сниткиной. Еще одним ярким моментом, навсегда вошедшим в историю храма, стало отпевание А. Г. Рубинштейна, состоявшееся в один из мрачных ноябрьских дней 1894 года в Троице-Измайловском соборе.

После знаменитой революции 1917 года Троице-Измайловский собор был осквернен и практически полностью разграблен. Храм хотели снести или использовать в качестве крематория. В конце концов было принято решение использовать свободное пространство внутри Троице-Измайловского собора под склады. В 1990 году Троице-Измайловский собор вновь перешел во владение верующих, однако восстановительные работы продолжаются в нем до сих пор.

Нарвские Триумфальные ворота

 


Нарвские триумфальные ворота были сооружены в 1814 году великим итальянским архитектором Дж. Кваренги за Обводным каналом на Петергофской дороге в честь победы России в русско-французской войне и предназначались для торжественной встречи русских войск. Эти ворота явились своеобразным отказом Кваренги подчиниться Наполеону, который во время Отечественной войны 1812 года призывал всех итальянцев уехать из России и вернуться на родину.

Триумфальные ворота Кваренги были построены из дерева и украшены гипсовыми скульптурами работы И. И. Теребенева, но из-за недолговечности материала и сурового климата ворота обветшали и через 20 лет после установки были заменены новыми воротами, сделанными из камня и металла по проекту архитектора В. П. Стасова. Этот талантливый русский зодчий предпочел сохранить общий вид ворот Кваренги, лишь дополнив его некоторыми новыми выразительными деталями.

Общая высота ворот составляет 30 метров, ширина - 28 метров, ширина арки - 8 метров, высота свода - 15 метров. Силуэт арки описывают колонны коринфского ордена, между которыми установлены четыре статуи древнерусских воинов, созданных скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Совместные работы двух выпускников Академии художеств внесли огромный вклад в убранство города, оживив такие архитектурные памятники, как Казанский собор, Адмиралтейство, Главный штаб, Александрийский театр, Елагин дворец. Мастерство скульпторов проявилось и в создании колесницы с богиней победы Никой, венчающей арку Нарвских ворот. Вместе с П. К. Клодтом, сотворившим шестерку бронзовых коней, запряженных в колесницу, скульпторы сумели выполнить неповторимый по своему единству и органичности монумент.

Над колоннами Нарвских ворот располагаются работы архитекторов М. Г. Крылова и Н. А. Токарева - восемь фигур Гениев Победы с копьями, венками, пальмовыми ветвями и трубами. В тимпанах находятся летящие фигуры крылатых Слав работы скульптора И. Леппе. Все скульптуры полны экспрессии, выразительности и живости и прекрасно вписываются в ансамбль Нарвских ворот.

Не менее важной деталью этого архитектурного ансамбля стали памятные надписи из золота, рассказывающие историю ворот и событий, предшествующих их установке. В центре аттика можно прочитать благодарственную надпись: "Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834 г." На восточном фасаде находится перечень мест сражений: Бородино, Тарутино, М. Ярославец, Красное, на западном - путь русской гвардии от Москвы до Парижа: Кульм, Лейпциг, Ф. Шампенуаз, Париж. Надписи над фигурами воинов сообщают названия гвардейских полков, участвовавших в сражениях: Драгунский, Гусарский, Уланский, Казачий, Кавалергардский, Конный, Кирасирский, Литовский, Гренадерский, Павловский, Финляндский, Морской экипаж, Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, артиллерийская бригада. Еще две надписи гласят: "Повелением Александра I" и "Сооружены с значительным денежным участием начальствовавшего Гвардейским корпусом генерала Уварова".

Внутри Нарвских ворот находится три этажа и подвал, которые со второй полвины 19 века использовались под городской архив. После нескольких реставраций, в 1987 году, в помещении ворот была открыта экспозиция Музея городской скульптуры, содержащая материалы по истории Отечественной войны 1812 года и истории строительства Нарвских триумфальных ворот.

 

Китайская деревня (Царское Село)

 


Вдоль современной границы Александровского и Екатерининского парков расположен целый комплекс оригинальных сооружений в китайском стиле.

Весь ансамбль построек создавался на протяжении 1770-1780 годов.

Это свидетельствует о том, что "сочинить" все эти "китайские" затеи мог только один автор. Предположительно им был Антонио Ринальди - знаменитый архитектор, знаток декоративных форм Востока, ставших необычайно популярными после "открытия" Китая англичанами.

По его чертежам была изготовлена модель ансамбля Китайской деревни, а архитекторы Ч.Камерон и В.П.Неелов в 1782-1796 годах воплотили замысел в жизнь.

Комплекс китайских сооружений Царского Села включает: Китайский театр. Крестовый мост. Большой каприз. Скрипучую беседку и два железных моста через канал, но главным звеном является Китайская деревня.

Весь комплекс Китайской деревни состоит из 18 домов. Посреди площади большой восьмиугольный зал с куполом -китайский храм, устроенный по образцу китайских пагод.

Каждый дом отличается от другого каким-нибудь украшением в восточном стиле.

В начале XIX века, в 1817 году, В.П.Стасов перестроил деревню, соединив дома попарно.

Шесть вновь образовавшихся домов с незначительными пристройками изменили первоначальный вид комплекса.

При каждом из них были разбиты миниатюрные сады. Тротуар был вымощен по плану Ч.Камерона специальными плитами, изготовленными в пригородах Санкт-Петербурга.

Изображения драконов на фасадах, оконные проемы заостренной кверху формы с мелкими стеклами, крыши с загнутыми вверх краями, особая красочная роспись на китайские мотивы - все это придает парковым сооружениям яркий, экзотический характер. Домики были предназначены для знатных гостей и придворных. В свое время летом в них жили поэт Г.Р.Державин, историк Н.М.Карамзин.

Александро-Невский храм в Потсдаме <#"563559.files/image007.gif">

Православный храм был построен в Потсдаме, когда здесь появилось поселение русских солдат, подаренных царем Александром I прусскому королю Фридриху Вильгельму III в знак особого расположения и дружбы. В Потсдаме, стоит русская православная церковь уже около 200 лет. В наполеоновских войнах прусские и русские солдаты выступали боевыми соратниками. Как памятник этой славной страницы нашей общей истории стоит и сейчас в Потсдаме деревня Александровка с собственной, доныне действующей, православной церковью, выстроенная для русских солдат, оставшихся после войны в Пруссии. Имена владельцев, указанные в хронологическом порядке на каждом доме - Иван Григорьев, Григорий Григорьев, Отто Григорьев, иллюстрируют историю постепенного онемечивания наших земляков. У стен церкви погребены представители известных родов России, в частности, потомки Кутузова.

 

Президентура в Вильнюсе <#"563559.files/image008.gif">

Она неоднократно перестраивалась. В 1824-1832 дворец был перестроен по проекту петербургского архитектора В. П. Стасова (1769-1848) с привнесением элементов ампира и приобрёл нынешний вид. До начала XX века служил резиденцией виленских генерал-губернаторов. В 1898 перед дворцом был воздвигнут памятник М. Н. Муравьёву, сейчас на его месте обыкновенная площадь.

Литература

1. Тыжненко Т.Е. Василий Стасов (серия: Зодчие нашего города). - Л: Лениздат, 1990. - 192 с. - ISBN 5-289-00609-5 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3/5289006095>

. http://ru.wikipedia.org/

. http://sir35.narod.ru/Lerman/Site_Zodchie/Stacove.htm

Похожие работы на - Русский архитектор Василий Стасов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!